48. Интеллектуальная недостаточность при искаженном психическом развитии, общие расстройства психического развития.

Содержание
  1. Интеллектуальная недостаточность при искаженном психическом развитии, общие расстройства психического развития
  2. Дизонтогенетические формы интеллектуальной недостаточности
  3. К вариантам осложненного инфантилизма относится довольно распространенный церебрастенический вариант (В.В. Ковалев, 1979, 1995). При этом варианте психический инфантилизм сочетается с церебрастеническим синдромом, который проявляется симптомами раздражительной слабости: повышенной возбудимостью в сочетании с истощаемостью, выраженной неустойчивостью внимания, капризностью, двигательной расторможенностью и разнообразными соматовегетативными нарушениями (расстройства сна, аппетита, вазовегетативные проявления). Близок к церебрастеническому невропатический вариант инфантилизма (В.В.Ковалев, 1979), при котором психический инфантилизм сочетается с проявлением синдрома невропатии. В структуре личности детей с этим вариантом наряду с эмоционально-волевой незрелостью также выражены астенические черты — повышенная тормозимость, робость, пугливость, впечатлительность, несамостоятельность, чрезмерная привязанность к матери, неумение постоять за себя, трудности адаптации в условиях детских учреждений. Интеллектуальные нарушения и школьная неуспеваемость при этом варианте имеют тенденцию к компенсации (И.Л. Крыжановская, 1982)
  4. При эндокринных вариантах психического инфантилизма клиническая картина определяется сочетанием черт инфантилизма с особенностями психики, типичными для того или иного эндокринного психосиндрома (Г.Е. Сухарева, 1965; В.В. Ковалев, 1979). В целом прогноз при органическом инфантилизме менее благоприятен, чем при неосложненном инфантилизме
  5. Интернет ресурсы:
  6. Интеллектуальная недостаточность при отставании в развитии отдельных компонентов психической деятельности
  7. ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:
  8. В) отставания в развитии психомоторики,

Интеллектуальная недостаточность при искаженном психическом развитии, общие расстройства психического развития

48. Интеллектуальная недостаточность при искаженном психическом развитии, общие расстройства психического развития.

Искажения и другие нарушения общего психического развития (F80—F89).

Общие расстройства развития (F84-84.5).

Включают группу расстройств, характеризующихся качественными аномалиями в социальном общении и ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и действий. В большинстве случаев развитие нарушено с младенчества, всегда в первые 5 лет.

В некоторых случаях расстройства сочетаются и предположительно обусловлены врожденной краснухой, туберозным склерозом, церебральным липидозом, фрагильностью Х-хромосомы. Любое из сопутствующих состояний кодируется отдельно. При наличии умственной отсталости обязательно кодировать и ее (F70 — F79), но она не является обязательным признаком общих расстройств развития.

Аутистические расстройства  (autismus; греч. autos – сам)

Аутизм — это погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности, отсутствием стремления к общению с окружающими людьми, скудностью эмоциональных проявлений; признак психического расстройства.

Аутизм детский — это А., обнаруживаемый в раннем детстве, проявляющийся отсутствием речевого и эмоционального контакта с окружающими, стереотипной игрой в одиночестве, патологической привязанностью к отдельным предметам.

Каннера синдром  (a. infantilis; син.: А. раннего детства, А.

ранний детский) — психопатологический симптомокомплекс, характеризующийся аутизмом (ослаблением или потерей связи с действительностью, утратой интереса к реальности), а также отсутствием речевого и эмоционального контакта с окружающими, стереотипной игрой в одиночестве, необычайной привязанностью к привычной обстановке. В наиболее полной форме проявляется у детей в возрасте 3—6 лет.

Детский аутизм — нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия.

Краткий исторический очерк.

Австрийский психиатр Leo Kanner впервые в 1943г.

описал детей, которые с первых лет жизни отличались неспособностью общатьсядаже с близкими людьми, однообразным поведением со стереотипиями (типа «верчения» руками и подпрыгиваний), расстройствами речи и задержкой психического развития. Такого рода расстройства стали называть «ранний детский аутизм», «детский аутизм Каннера» или «синдром Каннера».

Вскоре сходный синдром описал H. Asperger (1944), который от типичного раннего детского аутизма Каннера отличался способностью детей к достаточно высокому интеллектуальному развитию (его стали называть синдромом Аспергера). Со времени описания, синдром рассматривается как проявление аутистической (шизоидной) психопатии.

В 1966г. из ранней детской шизофрении был выделен синдром Ретта , который также стали относить к аутистическим детским расстройствам.

Последующее изучение синдрома аутизмау детей показало, что он может представлять собой не только специфические клинически очерченные синдромы (типа раннего детского аутизма Каннера, синдромов Аспергера и Ретта), но и быть проявлением других заболеваний, обусловленных хромосомной патологией (болезнь Дауна, синдром Х-ломкой хромосомы, ФКУ и др.), обменными и органическими заболеваниями мозга, в частности туберозным склерозом. Кроме того, он может быть проявлением шизофрении. В последнее время привлекается внимание и к парааутистическим состояниям, развивающимся у детей в условиях сиротства.

В настоящее время детский аутизм относят к группе так называемых первазивных расстройств развития (pervasive developmental disorder). Ранее же симптомокомплекс детского аутизма описывался под названиями «ранний детский аутизм» (Kanner L., 1943), «аутистическое расстройство», «детский, или инфантильный, психоз» (Mahler M., 1952), «ранняя детская шизофрения» (Bender L., 1947, 1964).

Термин «первазивный» (дезинтегративный, искаженный) чаще используется в американской психиатрии . Некоторые психиатры, учитывая главный признак указанных расстройств – аутизм, предлагают называть всю группу рассматриваемых нарушений «расстройства аутистического спектра» или «аутистически подобные расстройства» , которые также нельзя признать удачными.

Таким образом, к 70—90-м годам сложилось представление, что аутистические расстройства составляют гетерогенную по происхождению и отчасти по клиническим проявлениям группу психических нарушений.

Распространенность детского аутизма составляет 4—5 человек на 10 000 детей, т.е. 0,04—0,05%. Чаще встречается у мальчиков (в 3-5 раз), но более тяжело протекает у девочек.

Классификации аутистических расстройств. В построении современных классификаций детского аутизма находят отражение разные принципы.

Они основаны, с одной стороны, на исторической преемственности представлений об этих расстройствах и основных их клинических проявлениях, а с другой, отражают существующие взгляды на их этиологию и патогенез.

Поэтому систематики отдельных стран не только различны, но и достаточно изменчивы.

Классификация аутистических расстройств Научного центра психического здоровья РАМН.

  • Синдром раннего детского аутизма Каннера (классический вариант детского аутизма)
  • Синдром Аспергера (аутистическая психопатия)
  • Синдром Ретта
  • Аутизм, развивающийся после приступа шизофрении (детский «процессуальный» аутизм)
  • Аутистическиподобные нарушения (большинство из них входят в структуру умственной отсталости)

o          При органических заболеваниях мозга

o          При хромосомных аномалиях

o          При обменных нарушениях

o          При других формах патологии

  • Парааутистические расстройства (депривационный аутизм)

В МКБ-10 детский аутизм,  являясь частью раздела «Нарушения психологического развития» (рубрики F80—F89), входит в рубрику «Общие расстройства развития» (F84.0-84.5), выделяются следующие формы:

  • F84.0 Детский аутизм (классический аутизм; аутистическое расстройство; инфантильный аутизм; инфантильный психоз; синдром Каннера)
  • F84.1 Атипичный аутизм (атипичный детский психоз; умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами)

F84.2 Синдром Ретта

  • F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста (дезинтегративный психоз; синдром Геллера; детская деменция; симбиотический психоз)
  • F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями
  • F84.5 Синдром Аспергера (аутистическая психопатия; шизоидное расстройство детского возраста)

Диагноз детского аутизма ставится в случае его развития до 3-летнего возраста, атипичного аутизма — при развитии в 3—5 лет.

Источник: https://lartdoll.net/klinika-intellektualnykh-narushenij-otvety/647-intellektualnaja-nedostatochnost-pri-iskazhennom.html

Дизонтогенетические формы интеллектуальной недостаточности

48. Интеллектуальная недостаточность при искаженном психическом развитии, общие расстройства психического развития.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

Реферат

Дизонтогенетические формы интеллектуальной недостаточности

f

Введение

Интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма: простой и осложнённый психический инфантилизм

Интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма: при сочетании психического инфантилизма с церебрастеническим синдромом

Интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма: при сочетании психического инфантилизма с невропатическими состояниями

Интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма: при сочетании психического инфантилизма с психоэндокринным синдромом

Интеллектуальная недостаточность при отставании в развитии отдельных компонентов психической деятельности

Интеллектуальная недостаточность при отставании в развитии отдельных компонентов психической деятельности: при задержках развития речи

Интеллектуальная недостаточность при отставании в развитии отдельных компонентов психической деятельности: при отставании развития так называемых школьных навыков (чтения, письма, счета)

Интеллектуальная недостаточность при отставании в развитии отдельных компонентов психической деятельности: при отставании развития психомоторики

Искаженное психическое развитие с интеллектуальной недостаточностью (вариант синдрома раннего детского аутизма)

Заключение

Литература

fВведение

Одной из актуальных проблем современной школы является проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости.

Как показывают исследования, среди неуспевающих учащихся есть школьники с педагогической запущенностью, задержкой психического развития, неярко выраженными сенсорными, интеллектуальными, речевыми нарушениями, причинами которых являются остаточные поражения центральной нервной системы, минимальные мозговые дисфункции.

Дети с задержкой психического развития составляют примерно 50% неуспевающих учащихся. Дети с задержкой психического развития обратили на себя внимание исследователей еще в прошлом столетии.

Они описывались под разными названиями: “псевдоненормальные”, “отстающие в педагогическом отношении”, “запоздавшие”, “малограмотные”, а также как дети, занимающие промежуточное положение между “малограмотными” и “ненормальными” (А.Binet, Т.Simon), дети “пограничной черты” (L.Fairfild). В отечественной литературе для обозначения подобных состояний Г.Е.Сухаревой были предложены .термины “задержка темпа психического развития”, “задержка психического развития”

Детей со стойкими школьными трудностями нередко трудно разделить на тех, у которых причиной школьной дизадаптации является низкая психическая работоспособность либо недостаточный уровень развития, и на тех у кого причиной были расстройства поведения.

Такое разделение будет весьма условно, так как трудности усвоения учебной программы могут вторично привести к нарушениям поведения, и наоборот, поведенческие расстройства способствуют отставанию в учёбе, не говоря уже о том, что те и другие могут сочетаться с первых дней посещения школы.

fИнтеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма: простой и осложнённый психический инфантилизм

Интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма рассматривается большинством исследователей как следствие нарушенного созревания наиболее молодых структур головного мозга, главным образом систем лобной коры и их связей, вызванного различными этиологическими факторами (конституционально-генетическими, внутриутробной интоксикацией, токсико-инфекционными воздействиями в первые годы жизни ребенка). Наиболее изучена клинико-психопатологическая характеристика простого (неосложненного) психического инфантилизма, к которому относится также гармонический инфантилизм. При этой форме психическая незрелость охватывает все сферы деятельности ребенка, в том числе и интеллектуальную, однако преобладают проявления эмоционально-волевой незрелости. Это выражается в свойственных детям более младшего возраста повышенной эмоциональной живости, неустойчивости, преобладании мотива получения удовольствия, чрезмерной привязанности к матери, боязни всего нового. Эти дети неутомимы в игре, им свойственны живость воображения, фантазия, выдумка, жизнерадостность. В интеллектуальной деятельности также «преобладает влияние эмоций, слабо развиты собственно интеллектуальные интересы, в то время как игровые продолжают-преобладать и в школьном возрасте. Активное внимание отличается повышенной неустойчивостью и пресыщаемостью, дети не могут организовать свою деятельность, подчинить ее требованиям школы, коллектива. Все это создает феномен «школьной незрелости», выявляющейся при начале школьного обучения. Хотя у большинства детей интеллектуальная недостаточность имеет вторичный характер, определяемый главным образом отставанием в созревании компонентов формирующейся личности, особенности их мышления сближаются с особенностями мышления детей, страдающих олигофренией. К числу таких особенностей относятся преобладание конкретно-действенного и наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим, склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий, недостаточная целенаправленность психической деятельности, слабость логической памяти. Вместе с тем структура и динамика интеллектуальной недостаточности отличается от таковых при ядерной умственной отсталости.

Детям с психическим инфантилизмом свойственны общая живость, повышенный интерес к окружающему, отсутствие инертности, тугоподвижности психических процессов. Их игровая деятельность характеризуется самостоятельностью, активностью. Она содержит элементы творчества, фантазии, воображения.

Эмоциональная жизнь детей с простым психическим инфантилизмом более богата, привязанности более дифференцированы. Экспериментально-психологическое позволяет выявить у детей этой группы более широкую «зону ближайшего развития».

Их потенциальные интеллектуальные возможности, уровень их абстрактно-логического мышления превышают таковой у умственно отсталых детей. Им доступна способность к использованию помощи и к переносу усвоенного на новый материал. Продуктивность в самостоятельных видах деятельности у них более высокая.

В отличие от олигофренов детям с проявлениями простого инфантилизма требуется значительно меньшая конкретизация задания для абстрагирования того или иного признака. В соматическом статусе детей с психическим инфантилизмом нередко обнаруживаются признаки незрелости, задержка в росте, грацильные пропорции.

В то же время у них отсутствуют черты грубой диспластичности, аномалии развития отдельных систем и органов, столь характерные для детей-олигофренов. Динамика описываемых состояний также иная.

С возрастом проявления психического и физического инфантилизма могут сглаживаться, иногда вплоть до полного исчезновения, а интеллектуальная недостаточность может быть компенсирована.

К вариантам осложненного инфантилизма относится весьма распространенный церебрастенический вариант.

Интеллектуальная недостаточность при этом определяется сочетанием признаков детскости с симптомами раздражительной слабости (повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, двигательная расторможенность, легкая истощаемость, нарушения соматовегетативной регуляции).

Проявления инфантилизма имеют менее яркий характер по сравнению с простым вариантом инфантилизма. Чаще встречаются черты повышенной тормозимости в незнакомой обстановке.

Интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма: при сочетании психического инфантилизма с психоорганическим синдромом (органический инфантилизм по Г.Е. Сухаревой)

Г. Е.

Сухарева показывает, что признаки психического инфантилизма имеют определенный характер: гармоническому варианту психического инфантилизма свойственна психическая живость, непосредственность и яркость эмоций, жажда новых впечатлений, неорганизованность, неумение довести дело до конца, быстрая переключаемость, стойкое преобладание игровых интересов, поступки по первому побуждению.

Эти дети наиболее близки к психической норме. К дисгармоническому варианту Г. Е. Сухарева относит лиц, в поведении которых преобладают грубые отклонения в эмоционально-волевой сфере: раздражительность, вспыльчивость, лживость, неумение сдерживать себя, склонность к возбудимым и истерическим формам поведения. По мнению Г. Е.

Сухаревой, дети с дисгармоническим инфантилизмом являются угрожаемыми в смысле развития психопатии (неустойчивые и возбудимые, а также истероидные психопатические личности и др.). К лицам с чертами дисгармонического психического инфантилизма относятся некоторые из описанных Г. Е. Сухаревой ранее (1928) лиц с инфантильнограцильным типом телосложения. В рамках дисгармонического инфантилизма автор выделяет несколько подгрупп:

1. с признаками инфантилизма в психической сфере;

2. с признаками инфантилизма также и в физической сфере (гипогенитализм, гипофизарный субнанизм);

3. так называемый органический инфантилизм, наиболее близко стоящий к олигофрении.

Интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма: при сочетании психического инфантилизма с церебрастеническим синдромом

К вариантам осложненного инфантилизма относится довольно распространенный церебрастенический вариант (В.В. Ковалев, 1979, 1995). При этом варианте психический инфантилизм сочетается с церебрастеническим синдромом, который проявляется симптомами раздражительной слабости: повышенной возбудимостью в сочетании с истощаемостью, выраженной неустойчивостью внимания, капризностью, двигательной расторможенностью и разнообразными соматовегетативными нарушениями (расстройства сна, аппетита, вазовегетативные проявления). Близок к церебрастеническому невропатический вариант инфантилизма (В.В.Ковалев, 1979), при котором психический инфантилизм сочетается с проявлением синдрома невропатии. В структуре личности детей с этим вариантом наряду с эмоционально-волевой незрелостью также выражены астенические черты повышенная тормозимость, робость, пугливость, впечатлительность, несамостоятельность, чрезмерная привязанность к матери, неумение постоять за себя, трудности адаптации в условиях детских учреждений. Интеллектуальные нарушения и школьная неуспеваемость при этом варианте имеют тенденцию к компенсации (И.Л. Крыжановская, 1982)

В неблагоприятных условиях воспитания и обучения у таких детей формируются астенические черты в рамках тормозимого варианта патохарактерологического развития личности либо психопатии по астеническому типу.

Интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма: при сочетании психического инфантилизма с психоэндокринным синдромом

При эндокринных вариантах психического инфантилизма клиническая картина определяется сочетанием черт инфантилизма с особенностями психики, типичными для того или иного эндокринного психосиндрома (Г.Е. Сухарева, 1965; В.В. Ковалев, 1979). В целом прогноз при органическом инфантилизме менее благоприятен, чем при неосложненном инфантилизме

3. Выготский Л.С. Основы дефектологии. Собр. соч. -Т.5. -М. Педагогика, 1983.

Выготский Л.С. Понятие о педологии. Методы педологии. К 100-летию Л.С. Выготского// Независимый психиатрический журнал. -М., 1997, № 2, -С. 77-81.

4. Гурьянова М.П. Социально-педагогический портрет сельских детей и молодёжи..

5. Кащенко В.П. Нервность и дефективность в дошкольном и школьном возрастах. Охрана душевного здоровья детей. М., 1919.

6. Медицинский вестник. X съезд педиатров России. М. 2005, С. 10-11.

7. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология. Ребёнок как предмет воспитания. Соб. Соч. -Т. 8; Т. 9; Т. 10. Изд-во АПН РСФСР, М. Л., 1950.

8. Шарапова О.В. Региональная политика в области охраны здоровья детей. Ж. Педиатрия, 2005, № 1, С. 5-8.

Интернет ресурсы:

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00355194_0.html

Интеллектуальная недостаточность при отставании в развитии отдельных компонентов психической деятельности

48. Интеллектуальная недостаточность при искаженном психическом развитии, общие расстройства психического развития.

В этой группе интеллектуальная недостаточность неразрывно свя­зана с парциальным нарушением темпа созревания отдельных нейро­физиологических систем: мозговых механизмов речи, психомотори­ки, механизмов, определяющих выработку так называемых школьных навыков (чтение, письмо, счет).

Запаздывают в своем созревании чаще всего функции или их компоненты, которые в процессе онтогенеза возникают в более позднем периоде и формирование которых нахо­дится в тесной зависимости от воспитания и обучения.

При этом в структуре психического дефекта основное место занимает недостаточ­ность тех сторон познавательной деятельности, которые тесно связа­ны с задержанными в своем созревании функциями, что существенно отличается от более равномерного психического дефекта с выступаю­щей на первый план слабостью мышления при олигофрении.

Кроме того, следует иметь в виду выраженную тенденцию к сглаживанию пар­циальных задержек психического развития параллельно созреванию речевых функций, психомоторики, пространственного синтеза и пр.

При парциальных задержках речевого развития в отличие от об­щих форм речевого недоразвития (алалии) не сформированными в нормальные возрастные сроки оказываются отдельные компоненты речевой функции, такие, например, как фонематический синтез и ана­лиз (способность воспринимать и четко дифференцировать звуки слы­шимой речи и использовать ее в собственной речи, а также при пись­ме и чтении). Даже при легком недоразвитии этой функции могут воз­никать серьезные затруднения при овладении грамотой. У таких детей отмечаются нарушения различения близких фонем, звонких и глухих согласных (б-п, д-т, г-к), свистящих и шипящих (с-з, ж-ш), ошибки при сочетании нескольких согласных. При нарушении фонематичес­кой стороны речи возникают затруднения в понимании речи окружа­ющих, невозможность чтения и письма или ошибки при чтении и осо­бенно при письме под диктовку. В то же время успеваемость по другим предметам, в том числе и по математике, удовлетворительная, доста­точен уровень обобщения, часто сохранная работоспособность. Вмес­те с тем у детей обнаруживаются снижение или отсутствие интереса к изучению родного языка, нежелание читать, пересказывать. У этих детей больше страдает вербальное мышление, тогда как с заданиями, связанными с предметно-практической и манипуляторной деятельно­стью, они успешно справляются (Мастюкова Е. М., 1982). В других случаях может быть задержка формирования звукопро-износительной стороны речи при сохранности физического и фоне­матического слуха, а также при отсутствии артикуляторных рас­стройств. При этом речь идет о задержке формирования речевого праксиса — функции, тесно связанной с нарушением созревания те­менных и премоторных отделов коры доминантного полушария. В устной речи у таких детей наблюдаются нечеткость произношения, смешение звуков, близких по способу произнесения, но разных по месту артикуляции. Нечеткость произношения у них связана с недо­статочностью кинестетических ощущений. При формировании пись­ма и чтения у таких детей резко выражено проговаривание вслух, которое позволяет им как бы улучшить кинестетический компонент, который у них является дефектным. В описываемых случаях рас­стройства чтения и письма имеют вторичный характер и обусловле­ны расстройствами речи.

У некоторых детей могут наблюдаться парциальные расстройства навыков письма, чтения и счета при отсутствии признаков нарушен­ного речевого развития. Эти расстройства возникают в процессе обу­чения и могут быть связаны с запаздыванием созревания и функцио­нальной слабостью соответствующих корковых механизмов.

Наруше­ния счета, напоминающие акалькулию у взрослых, относительно редко наблюдаются у детей в изолированном виде, имеют негрубый харак­тер и подвергаются коррекции в процессе специальных занятий.

Они проявляются в неузнавании или смешении отдельных цифр, плохой дифференцировке арифметических знаков, замедленном усвоении числа и его разрядного строения при удовлетворительной способнос­ти к логическому мышлению.

В школьном возрасте могут встречаться симптомы парциального моторного инфантилизма, описанные под разными названиями: «мо­торная дебильность» Дюпре, «моторный инфантилизм» Гомбургера.

Особенности задержанного моторного развития, обусловленные не­зрелостью пирамидных и лобных систем мозга, описывали М. О. Гуревич (1932), Н. И. Озерецкий (1938), Н. П. Вайзман (1971).

При за­держанном моторном развитии у детей преобладают избыточность

движений, непринужденность изобразительной и игровой моторики. В школе такой ребенок непоседлив, плохо сосредоточивается, может вставать и ходить во время урока, чрезмерно подвижен во время пере­мен.

При этом обнаруживается недостаточность корковой моторики при целенаправленных видах деятельности: плохая координирован-ность движений, неспособность к тонким, изолированным двигатель­ным актам, затруднения в выполнении комбинированных движений, ослабленная способность воспринимать и воспроизводить ритмы, на­рушения пространственной организации движений.

Указанные расстройства моторики могут лежать в основе замедлен­ного и неполноценного формирования социальных и учебных навы­ков и обусловливать школьную неуспеваемость.

Дети испытывают за­труднения в овладении навыками самообслуживания, долго не могут обучиться навыку письма, почерк отличается некоординированностью, неравномерностью, неправильной пространственной ориентаци­ей отдельных букв, пишут медленно.

Значительные затруднения воз­никают у них в процессе рисования, лепки, вырезания и других видах деятельности, требующей ручной умелости, четкости, тонкости и дифференцированности движений.

На уроках физкультуры детям также свойственны неловкость, медлительность или суетливость, они испы­тывают затруднения в исполнении более сложных упражнений, осо­бенно по словесной инструкции. При относительно сохранном интел­лекте и его предпосылках такие дети могут стать неуспевающими уче­никами из-за расторможенности, неусидчивости, суетливости или медлительности, неспособности овладеть необходимыми школьными навыками.

Искаженное психическое развитие с интеллектуальной недостаточностью (вариант синдрома раннего детского аутизма)

В ряде случаев у детей с ранним аутизмом при отсутствии выра­женного недоразвития мышления и речи возможны вторичные состо­яния интеллектуальной недостаточности, выявляемые обычно с нача­лом школьного обучения.

В их основе лежит не столько недоразвитие познавательной деятельности, сколько свойственные этим детям осо­бенности личности, речи, моторики, в частности недостаточная по­требность в контакте с окружающими, слабость побуждений, эмоцио­нальная невыразительность, низкая речевая активность, незрелость общей и тонкой моторики, а также нарушение целенаправленности и недостаточность активного внимания. Дополнительным источником затруднений в усвоении этими детьми школьной программы является часто наблюдаемая у них недостаточная сформированность высших корковых функций (пространственный синтез, праксис, гнозис). В раз­витии этих специфических человеческих функций большое значение имеют активный сенсорный и практический опыт и тренировка. Слабость активного внимания и реакции на окружающее у детей с ранним аутизмом затрудняет выработку и автоматизацию этих функ­ций, а следовательно, снижает возможности усвоения таких школь­ных навыков, как чтение, письмо, счет.

Психометрическое исследование детей с синдромом раннего аутиз­ма (Wing L., 1975) выявило легкую интеллектуальную недостаточность у 15-20% из них. Установлено (Каган В. Е., 1981), что в среднем об­щий интеллектуальный показатель у детей с данной патологией ниже, чем у здоровых, но выше, чем у умственно отсталых.

Средний уровень невербальных показателей у них заметно ниже, чем у здоровых, а в 1/3 случаев соответствует таковому у олигофренов. Особенно низки по­казатели выделения последовательности событий, пространственных отношений, способности к переключению внимания, синтеза на пред­метном уровне. Показатели вербально-интеллектуальных функций неравномерны.

Кроме того, интеллектуальные способности зависят от клинической формы раннего детского аутизма, его этиологии и пато­генеза.

Дифференциальный диагноз вторичной интеллектуальной недоста­точности при раннем детском аутизме и олигофрении основывается на структурном анализе всей клинической картины и главным обра­зом на особенностях деятельности и поведения больного.

Для детей с ранним аутизмом характерна выраженная диссоциация между уров­нем развития способности к обобщению и продуктивностью деятель­ности. За счет сохранной памяти у них может быть значительно боль­ший запас знаний, навыков и умений, чем тот, который они использу­ют.

Об этом свидетельствуют особенности спонтанного поведения ребенка, его ориентированность в окружающем при выраженном аутизме, характер отдельных поступков, «прорывы речи», говорящие об ее достаточной лексической и семантической сформированности.

У умственно отсталых имеется известное соответствие между рече­выми возможностями (уровнем речевого развития) и ее активным ис­пользованием.

У больных с ранним детским аутизмом наблюдается диспропорция между имеющимися возможностями речевого общения и отсутствием речевого контакта или сниженной потребностью в нем. Диспропорция между активным и пассивным словарем у них также более выражена, чем у детей с истинной умственной отсталостью.

Диагностическое значение имеют и особенности игровой деятельности детей с ранним аутизмом. Однообразный, стереотипный характер игр сближает их с играми больных олигофренией. Однако при детском аутизме игры отличаются недостаточностью эмоционального компо­нента и выраженным отрывом от реальности.

В более легких случаях синдрома раннего аутизма психологическое исследование выявляет неравномерность достижений и ответов; наряду с элементарными, конкретными могут иметь место и обобщения высокого уровня.

Динамика и прогноз интеллектуальных нарушений при раннем дет­ском аутизме зависят от характера и динамики заболевания, в рамках которого он проявляется. Прогностически менее благоприятны фор­мы аутизма, которые являются возрастным этапом шизофреническо­го процесса.

Более благоприятны варианты, рассматриваемые в рам­ках формирующихся шизоидных психопатий с удовлетворительной социальной адаптацией (Башина В. М., 1977;AspergerH., 1944)иаути-стических органических психопатий (Мнухин С. С., 1968; Исаев Д. Н., Каган В. Е., 1973; Каган В. Е., 1981; van Krevelen D.

Aa, 1960, 1963; .., 1976).

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2016-04-14; просмотров: 1448; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/7-87770.html

В) отставания в развитии психомоторики,

48. Интеллектуальная недостаточность при искаженном психическом развитии, общие расстройства психического развития.

Специфическое расстройство развития двигательных функций (F82).

Характерно наличие моторной детской неуклюжести и нарушений двигательной координации, зрительно-пространственных когнитивных задач.

Существенной особенностью расстройства является серьезное нарушение двигательной координации, которое нельзя объяснить общей интеллектуальной отсталостью или каким-либо врожденным или приобретенным неврологическим расстройством, дисплазией развития. Диагноз ставится, если нарушение значительно влияет на способности к обучению или повседневную жизнь.

Этиология и патогенез

Возможные этиологические факторы подразделяются на две группы: факторы развития и органические.

Гипотеза развития предполагает причину данного расстройства в несформированности или задержке развития перцептивно-моторных навыков. Согласно этой теории, возможен благоприятный прогноз при данном расстройстве, так как наступает созревание заинтересованных в патологическом процессе структур головного мозга.

Соответственно органической теории минимальные мозговые инсульты или дисфункции создают предрасположенность к развитию расстройства двигательных функций.

Эти нарушения являются следствием пренатальных и перинатальных осложнений (токсикоза беременности у матери, гипоксии плода, малой массы тела при рождении; внутриутробных событий, которые могут обусловить травму мозга или физическую травму плода или новорожденного).

Иногда синдром детской неуклюжести диагностируют как минимальную мозговую дисфункцию, но в настоящее время этот термин не рекомендуется, так как имеет много различных и порой противоречивых значений.

Распространенность

Частота этого расстройства у детей в возрасте от 5 до 11 лет составляет 6%. Как и при большинстве расстройств развития, больше поражаются мальчики, чем девочки.

Клиника

В младенчестве и раннем детстве расстройство проявляется как задержка в достижении нормальных этапов развития (например, в поворотах, ползании, сидении, стоянии, ходьбе). Трудности координации не обусловлены дефектами зрения, слуха, неврологическими расстройствами.

В возрасте 2—4 лет неловкость проявляется во всех сферах деятельности, требующих двигательной координации. Такие дети неуклюжи в своих движениях, медленно обучаются бегать, прыгать, подниматься и спускаться по ступеням, не удерживают в руках предметы, легко их роняют.

Их походка неустойчива, они часто спотыкаются и ударяются о препятствия. Вероятны трудности в завязывании шнурков, ловле мяча, расстегивании и застегивании пуговиц. Степень нарушений варьирует от нарушений «тонкой моторики» (плохой почерк) до грубой двигательной дискоординации.

Могут наблюдаться стертые нарушения речи, которые носят в большей степени сопутствующий характер (чаще включающие тонкую артикуляцию).

Характерны плохие навыки рисования, дети плохо выполняют задания с составными картинками, конструкторами, строительными моделями, не ориентируются в настольных играх, распознавании карт.

Во время осмотра выявляются незрелость развития нервной системы, наличие тотальных синкинезий и зеркальных движений, признаки плохой тонкой моторной координации. Сухожильные рефлексы или повышены или понижены с обеих сторон. Отсутствуют неврологические расстройства, проявления детского церебрального паралича (ДЦП), мышечная дистрофия.

В старшем возрасте часто имеются вторичные расстройства (плохая успеваемость в школе, нарушения в сфере эмоций и поведения, тенденция к заниженной самооценке, замкнутости). В целом двигательная неловкость сохраняется в подростковом возрасте и в течение всей взрослой жизни.

Диагностика

Диагноз ставится при наличии следующих критериев:

1. Успешность двигательных координированных действий существенно ниже ожидаемого уровня, соответствующего хронологическому возрасту и интеллектуальным способностям.

2. Двигательное расстройство значительно влияет на успехи в обучении и в повседневной жизни.

3. Расстройство не связано с физическим заболеванием (ДЦП, гемиплегия, мышечная дистрофия).

Дифференциальная диагностика

Для умственной отсталости характерно общее снижение уровня выполнения всех видов деятельности как в вербальной, так и в невербальной сфере, Необходимо исключать общие расстройства развития, особенно сочетающиеся с расстройствами в двигательной сфере.

Неврологические и нейромышечные заболевания (ДЦП, мышечная дистрофия, гемиплегия) сопровождаются наличием неврологических знаков.

Терапия

Включает сочетание медикаментозных, нейрофизиологических, нейропсихологических методов коррекции моторной дисфункции и модифицированных методик перцептивного моторного обучения и физического воспитания. Для большинства детей дошкольного возраста полезен метод Montessori, способствующий развитию моторных навыков.

48. Интеллектуальная недостаточность при искаженном психическом развитии, общие расстройства психического развития.

Источник: https://megaobuchalka.ru/1/30497.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий