46) Начало перехода к рыночной экономике (1990 – 1991 гг.).

Переход к рынку (1990-1991)

46) Начало перехода к рыночной экономике (1990 – 1991 гг.).

Перестройка экономики. Реформа 1987 г.

В 1987 году «концепцию ускорения» сменила «концепция перестройки». По предложению Горбачева ведущие экономисты страны разработали программу экономических реформ.

Она предусматривала расширение самостоятельности предприятий на основе хозрасчета и самофинансирования, развитие частного сектора экономики в виде кооперативов в городе и фермерства на селе, отказ государства от монополии внешней торговли, более глубокую интеграцию в мировой рынок, сокращение числа министерств, чиновничьего аппарата. Некоторые положения программы противоречили утвердившимся идеологическим стереотипам СССР, но тем не менее она была принята.

В ходе реализации программы в стране произошли серьезные изменения. В СССР началось формирование частного сектора. Причем этот процесс постепенно обрел колоссальные масштабы. Стали появляться кооперативы, все больше людей переходило на индивидуальную трудовую деятельность. И уже к 1991 году число частных предпринимателей превысило 8 миллионов человек.

Но в госсекторе дела лучше не стали. Ощутимых изменений программа реформ в государственную экономику не принесла. Становилось очевидным, что экономика, основанная на государственной собственности, не имеет перспектив. Горбачев все более ориентировался на переход к рынку.

Главным результатом реформ 1987 года стало появление частного сектора.

В 1990 году были приняты законы, которые предусматривали децентрализацию и разгосударствление собственности, стимулировали развитие частного предпринимательства, разрешали трудовым коллективам брать предприятия в аренду, позволяли создавать акционерные общества и т.п.

Однако власти не решились немедленно ввести эти законы в действие. Осуществление большинства разработанных мер откладывалось до 1991 года, а перевод предприятий в аренду было решено растянуть до 1995 года.

Кроме того, Горбачев, боясь социального взрыва и возмущения консерваторов, отказался от реформы кредитной и ценовой политики, системы снабжения. Поэтому ожидаемых результатов реформы вновь не принесли. Нерешительность вела лишь к дезорганизации производства, нарушению системы перераспределения.

Сложилась драматическая ситуация: старое разрушалось, а новое не появлялось. Все это привело к тому, что положение в экономике стало еще хуже. Кризис перерастал в катастрофу.

Половинчатыми были реформы и в сельском хозяйстве. С одной стороны, крестьяне получили право брать землю в аренду на 50 лет и самостоятельно распоряжаться результатами своего труда.

Но с другой стороны, право выделять крестьянам землю, определять площадь участка, поголовье скота было передано колхозам, которые были антагонистами свободного труда на селе.

Не удивительно, что к 1991 году на условиях аренды в стране обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель.

Таким образом, половинчатые меры давали обратный результат. Ситуация в стране обострялась. С прилавков стало исчезать многое из того, что в прежние времена немыслимо было назвать дефицитом. На полках продовольственных магазинов зачастую оставались только рыбные консервы.

В 1989 году состоялись первые забастовки рабочих. Вскоре выступления масс стали обычным, повседневным явлением.

Программа «500 дней» (1990)

В 1990 году руководство РСФСР предприняло собственные шаги по реформированию экономики. Группа ведущих экономистов страны во главе с Явлинским и Шаталиным разработала программу «500 дней».

Она предусматривала за 500 дней провести основные экономические реформы, которые должны были кардинально изменить к лучшему положение в экономике. Программа предполагала приватизацию государственных предприятий и ограничение экономической власти центральных властей СССР.

Однако Горбачев под давлением консерваторов отказался от поддержки этой программы. Ее так и не удалось реализовать.

Экономика СССР оказалась у края пропасти. Все попытки спасти ее были разбиты под напором консерваторов, недовольных происходящими переменами и мечтавшими вернуться к брежневской модели экономики. Советский Союз был обречен.

После неудачной попытки ГКЧП вернуть прежние порядки СССР развалился с удивительной легкостью. Правопреемником СССР стала Россия, которая решительно повернулась к рынку.

Ей и пришлось в 90-е годы вытаскивать экономику страны из пропасти.

Формирование многопартийности в СССР в годы перестройки (1988-1991 гг)

В ходе перестройки, по мере утраты политической инициативы КПСС, в стране усилился процесс формирования новых политических сил. Начала формироваться многопартийность.

В мае 1988 года была создана первая партия – «Демократический союз». Она объявила себя оппозиционной к КПСС.

В апреле 1988 года в прибалтийских республиках возникли народные фронты, которые стали независимыми массовыми организациями. Позже такие же фронты возникли в других республиках СССР.

В течение 1998-1990 появилось множество других партий, отражавших весь спектр политической жизни страны.
Либеральное направление было представлено «Демсоюзом», христианскими демократами, конституционными демократами, республиканцами и т.д. Наиболее крупной из либеральных партий стала Демократическая партия России, созданная в 1990 году.

Социалистические и социал-демократические идеи отстаивали Социал-демократическая партия России, Социалистическая партия.

Стали появляться и националистические политические партии. В такие партии были преобразованы народные фронты прибалтийских и некоторых других республик СССР.

Основная политическая борьба развернулась между коммунистами и либералами (демократами).

Либералы выступали за приватизацию государственной собственности, свободу личности, переход к рыночной экономике. Коммунисты были категорически против частной собственности и рыночной экономики, которые они считали основой капитализма.

В марте 1990 года III Съезд народных депутатов отменил 6-ю статью Конституции СССР, которая законодательно утверждала руководящую роль КПСС. Были приняты другие поправки в Конституцию СССР, допускаюшие многопартийность.

В октябре 1990 года принят закон СССР «Об общественных объединениях». Стала возможной официальная регистрация политических партий. Первыми официально зарегистрированными партиями в марте 1991 года стали Демократическая партия России (ДПР), Социал-демократическая партия России (СДПР) и Республиканская партия Российской Федерации (РПРФ).

Формирование новых органов власти в СССР и РСФСР в 1988-1991 гг

Источник: https://studopedia.su/3_30624_perehod-k-rinku--.html

II этап: 1987 – весна 1990 гг. На подступах к рыночной экономике

46) Начало перехода к рыночной экономике (1990 – 1991 гг.).

Причины смена курса:

  • банкротство политики ускорения;
  • осознание, что командно-административная экономическая модель исчерпала себя и нуждается не в ускорении, а в перестройке, замене на хозрасчетную;
  • идеологи: Л. Абалкин, П. Бунич, Н. Петраков и др.

Основные направления реформы. Правовая основа:

  • перевод предприятий на хозрасчет, расширение их прав;
  • возрождение индивидуально-трудовой, кооперативной деятельности, негосударственного сектора;
  • развитие арендных, фермерских хозяйств на селе;
  • правовая основа реформ:

— Закон о госпредприятии (1987 г.) предоставлял им хозяйственную свободу (определять число работников, цены на новую продукцию, уровень зарплаты, выбор партнеров и пр.) и повышал их ответственность за хозяйственную деятельность (вводился институт банкротства);

— Законы об аренде и кооперации (1988 г.) способствовали созданию негосударственного сектора экономики.

Осуществление:

· предприятия широко использовали свои права (повышая цены, меняя ассортимент продукции, увеличивая зарплату), но не желали переходить на полную самостоятельность, добивались

стопроцентного госзаказа, централизованного снабжения и финансирования;

· министерства продолжали сохранять контроль за предприятиями (спускали план, определяли номенклатуру продукции и уровень цен);

· ни одно предприятие не было объявлено банкротом, хотя 30 % из них являлись убыточными;

· негосударственный сектор развивался противоречиво: с одной стороны – наблюдался бурный его рост. К 1990 г. до 8 млн. человек занимались индивидуально-кооперативной деятельностью, с другой – развитие сектора сдерживалось большими налогами, произволом госчиновников, негативным отношением общества к кооператорам и другими факторами;

· трудности становления фермерских хозяйств (колхозное начальство не было заинтересовано в их развитии, существовали с кредитованием). К 1991 г. только 2 % земли и 3 % скота находились в руках арендаторов.

Результаты и оценка реформ:

  • погружение страны в системный кризис:

а) производственный (за 1985 – 1990 гг. темпы экономического роста           упали с +2% до 0);

б)  потребительский (дефицит товаров и продуктов);

в) бюджетно-финансовый (в 1989 г. бюджетный дефицит составил 100 

           млрд. руб.: бесконтрольное повышение цен, денежная эмиссия,

           инфляция, падение покупательной способности рубля, возникновение

           бартера);

  • действия правительства непрофессиональные и запоздалые (не провели

  реформы ценообразования, налоговой реформы и т.п.);

  • резкое падение жизненного уровня народа;
  • строительство хозрасчетной, полурыночной экономики потерпело неудачу.

III этап: весна 1990 – 1991 гг. Поиски путей стабилизации экономики перехода к рынку.

Важнейшей характеристикой этого этапа стало принятие идеи перехода к рынку.

Почти параллельно разрабатывается 2 программы :

· правительственная — План стабилизации народного хозяйства и поэтапного перехода к рынку(авторы Рыжков, Абалкин). Умеренный проект, предполагавший постепенное движение к регулируемому рынку вплоть до 1996 г. Решающая роль отводилась государству.

· программа «500 дней»(авторы Шаталин, Явлинский). Радикальный проект, предполагавший быстрое вхождение в рынок на основе «шоковой терапии», либерализации цен и структурной перестройки экономики.

Осенью 1990 г. по инициативе М.С.

Горбачева оба проекта были объединены в единой программе «Основные направления по стабилизации народного хозяйства перехода к рынку».

 В основе программы лежали идеи Рыжкова – Абалкина, предполагавшие сначала стабилизацию экономики, а потом движение к рынку. Для союзных республик программа имела рекомендательный характер.

Оргмеры по ее реализации: расширение президентских полномочий Горбачева, реорганизация Совета министров в Кабинет министров, отставка

Н. Рыжкова и назначение В.Павлова на пост премьер-министра.

Республики программу проигнорировали.

Весна 1991г. Нарастание экономического хаоса.Падение производства

(-5%). Всеобщий дефицит потребительских товаров, введение карточной системы. Развал единого экономического пространства. Бюджетная, налоговая, ценовая «война» республик с центром.

Разрабатывается план консервативной стабилизации народного хозяйства, предложенный премьером В. Павловым. Суть его:

· усиление центральной власти;

· модернизация тяжелой промышленности

· малая («номенклатурная») приватизация при господстве государственной собственности;

· вытеснение кооперативного сектора, борьба с индивидуальной деятельностью;

· реформа цен.

Таким образом, за основу бралось не движение к рынку, а консервативное восстановление традиционной экономической модели на основе командной системы управления.

Итоги экономичеких реформ Горбачева:

                                                   1985г.                 1991г.

·

— темпы роста экономики             +2%                    — 11%

— советский золотой запас          2500 т                   240 т

— официальный курс доллара       0,6 руб.              90 руб.

— внешний долг (в долл.)             10,5 млрд. до    96 млрд.

— экспорт нефти (в млн. баррелей)  1172                    511

— цена мяса                                         2 руб.                  100 руб. 

· развал командной экономики, разрушение союзного народно-хозяйственного комплекса, распад единого экономического пространства;

· резкое падение уровня жизни населения;

· осознание частью общества (47% населения)необходимости реальных рыночных реформ в стране.

Оценка  экономических реформ Горбачева:

  • Все этапы экономических преобразований завершились провалом

Горбачев не улучшил командную экономику (на I этапе),

не создал хозрасчетную модель (на II этапе),

не нашел оптимального перехода к рынку (на III этапе).

Причины неудачи:

  1. последствия длительного существования тоталитарного режима, командно-административной системы управления;
  2. низкий уровень развития экономической науки, предлагавшей ошибочные схемы и идеи;
  3. невозможность реального реформирования экономики в условиях господства КПСС и под ее руководством;
  4. раскол в обществе, в котором различные группы населения придерживались порой прямо противоположных базовых ценностей;
  5. непоследовательность М. Горбачева при проведении реформ, его противостояние с Б. Ельциным.

Реформа политической системы

Раскройте предпосылки и объективную неизбежность обновления политической сферы, замысел и результаты политической реформы, а также позитивные и негативные стороны перестроечных процессов. Следует учесть противоречивые оценки рассматриваемых событий.

Анализируя преобразования в политической сфере,крах КПСС и распад СССР (1985-1991 гг.), также можно выделить три этапа, рассматривая которые, свой ответ стройте по следующему плану:

  • причины реформирования на каждом этапе;
  • сущность проводимых мероприятий;
  • их итоги;
  • оценки.

I этап: весна 1985 – 1986 гг. – курс на совершенствование советского социализма. «Больше социализма!»

Цель:

  • советская система (самая лучшая в мире) имеет отдельные недостатки, неиспользованные резервы;
  • -необходимо улучшить политическую систему, раскрыть потенциал социализма.

Партийные решения:

  • Апрельский (1985 г.) партийный пленум;
  • Материалы XXVII партсъезда (1986 г.);
  • новая редакция партийной программы (1986 г.).

Основные направления:

· повышение руководящей роли КПСС;

· активизация деятельности партийных организаций;

· улучшение работы Советов всех уровней;

· «оживление «деятельности общественных организаций.

Результаты, оценка:

· никаких изменений в политической системе и обществе не произошло;

· народ не поддержал старые лозунги;

· политический курс носил традиционный характер.

II этап: 1987 – 1988 гг. – курс на демократизацию советского социализма. «Больше демократии!».

Причины и цели изменения курса:

· крах «политики ускорения», понимание того, что без политической реформы экономические преобразования обречены на провал;

· осознание того, что советский социализм деформирован, необходимо перестроить казарменную модель социализма на демократическую (социализм с «человеческим лицом»).

Основные направления:

  • гласность(провозглашена в январе 1987 г.):

— открытое обсуждение различных пороков советского социализма, но по инициативе и под контролем власти;

— цель: показать античеловечность и обреченность сталинского социализма, дать новые ориентиры обществу;

— решающая роль СМИ и журналистов – «шестидесятников»;

— основные темы:

1) «белые пятна» истории;

2) критика казарменного социализма;

3) новое прочтение Ленина и лозунгов Октября;

— результаты и значение:

1) Развенчана и осуждена сталинская модель социализма. «Так жить нельзя!» 

2) Сформулирована концепция демократического социализма:

    в экономике – товарно-денежные отношения (социализм + рынок);

    в идеологии – классовые и общечеловеческие ценности;

    в политике — «Вся власть Советам»;

    в духовной сфере – плюрализм течений и мнений.

реабилитация:

1987 г. – создание комиссии по пересмотру дел репрессированных

(руководитель А. Яковлев)

1988 – реабилитация участников политических процессов 1936 – 1938 гг.,

других репрессированных.

  • политическая реформа(провозглашена летом 1988 г. на XIX  партконференции, поправки в Конституцию внесены осенью 1988 г.):

— базовая основа– идеи демократического социализма;

— ближайшая цель – передача власти от партии Советам;

— в перспективе– строительство «правового государства» и «гражданского общества»;

— основные положения:

1) учреждение Съезда народных депутатов;

2) превращение Верховного Совета СССР в постоянно действующий парламент;

3) образованиеКомитета Конституционного надзора;

4) введение принципа альтернативности в избирательную систему

      и т.д.

Значение:

  • способствовала изменению государственно-политической системы, оказала воздействие на дальнейшую судьбу страны;

Результаты и оценка:

  • политическая система изменяется в демократическом направлении, но ее базовые тоталитарные черты сохраняются;
  • происходит перераспределение власти от партии к Советам;
  • растет социальная поддержка перестройки;
  • происходит переоценка традиционных ценностей , изменяется сознание и поведение граждан;
  • зарождаются элементы идеологического и политического плюрализма (оппозиция Горбачеву, неформальное движение);
  • оппозиция Горбачеву «справа»:

— коммунисты – ортодоксы, выступали в защиту Сталина и традиционного социализма (Н. Андреева и др.);

национал-патриоты, отстаивали идеи русской самобытности, выступали против распространения западной культуры, вестернизации России (Ю Бондарев, И. Глазунов и др.);

  • оппозиция Горбачеву «слева»:

коммунисты-реформаторы радикального толка критиковали его

за медлительность и половинчатость реформ (Б. Ельцин, Ю Афанасьев и др.);

  • развивается неформальное движение (клубы, кружки народные фронты, общества)
  • самый результативный этап в деятельности Горбачева, апогей его популярности;
  • но идея реформирования социализма и КПСС оказалась утопической.

Многие лозунги имели противоречивый характер (попытки соединить социалистические ценности с либеральными, попытки построить правовое государство в условиях господства КПСС и др.)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/20_91676_II-etap---vesna--gg-na-podstupah-k-rinochnoy-ekonomike.html

История России. Переход к рыночной экономике — УчительPRO

46) Начало перехода к рыночной экономике (1990 – 1991 гг.).

Раздел ОГЭ по истории: 3.2.2* Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике.Принятие Конституции Российской Федерации.

Код элемента ЕГЭ: 3.3.3. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия

Рыночная экономика — экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений, опирающаяся на принципы свободы предпринимательства и выбора. Переход к рыночной экономике — программы радикальных экономических реформ Е. Т. Гайдара, получившая название «шоковая терапия».

Октябрь 1991 г. — V внеочередной съезд народных депутатов РСФСР → провозглашение курса на рыночные преобразования.

Ноябрь 1991 г. Формирование реформаторского состава Правительства РФ: Е. Т. Гайдар (вице-премьер по экономической политике, с июня 1992 г. — исполняющий обязанности Председателя Правительства РФ) (с декабря 1992 г. премьер-министром был утверждён В. С. Черномырдин).

Декабрь 1991 г. Определение основных направлений рыночных преобразований → цель: скорейшее утверждение рыночных отношений в стране.

Основные реформы:

  1. Либерализация (отказ от государственного контроля и регулирования) цен и торговли
  • 2 января 1992 г.— отпуск цен (на 90% потребительских товаров) при индексации зарплаты в бюджетных сферах, пенсий, стипендий и других пособий.
  • 29 января 1992 г.— указ Президента РФ «О свободе торговли» → предоставление права предприятиям независимо от форм собственности, а также гражданам осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений и в любых удобных для них местах
  1. Приватизация (форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной собственности в частные руки)
  • Лето 1992 г.— утверждение программы приватизации (руководитель — председатель Госкомитета РФ по управлению по управлению государственным имуществом А. Б. Чубайс).
  • 1 октября 1992 г.— начало приватизации → выдача каждому жителю страны доли государственной собственности в виде приватизационного чека (ваучера), объявленного стоимостью 10 тыс. руб. в ценах 1984 г. Реальная цена ваучера колебалась от 2 до 40 тыс. рублей в ценах 1993 г. → владельцы теневых капиталов сумели в короткий строк скупить большинство ваучеров у населения и создать колоссальные состояния.
  • Переход большей части государственных предприятий в частные руки.
  1. Монетаризм (воздействие на экономику, увеличивая или уменьшая денежную массу)
  • Жёсткая кредитно-финансовая политика → начало 1992 г. — отмена кредитов, сокращение-госзаказа, экономия средств на бюджетно-социальной сфере.
  • Прекращение финансирования убыточных предприятий → их закрытие.
  • Упразднение централизованной системы распределения ресурсов → закрытие Госплана и Госснаба.
  • Саморегулирование в результате конкуренции методом спрос/предложение
  1. Многообразие форм собственности
  • Превращение колхозов в фермерские хозяйства и акционерные общества.
  • Появление предприятий и фирм с различной формой собственности
  1. Структурная перестройка экономики
  • Переориентация экономики на нужды потребителей.
  • Сокращение удельного веса отраслей, производящих средства производства.
  • Конверсия (сокращение производства военной продукции и увеличение выпуска потребительских товаров) предприятий ВПК
  1. Разрушение «железного» экономического занавеса
  • Январь 1992 г.— предоставление права всем предприятиям свободно заниматься внешнеторговой деятельностью → открытие границы для широкого проникновения иностранных товаров → насыщение рынка и увеличение конкуренции → многие отечественные производители оказались на грани разорения
  1. Конвертируемость рубля (обмен рубля на валюту других стран)
  • Интеграция экономики России в мировое хозяйство.
  • Усиление экономической зависимости России от развитых индустриальных стран и Международного валютного фонда (МВФ).

Последствия реформ (итоги перехода)

Положительные:

• Замедление темпов инфляции: с 2600% (1992 г.) до 24% (1996 г.).• Начало финансовой стабилизации (прекращение роста денежной массы, стабилизация цен).• Ликвидация товарного дефицита → насыщение потребительского рынка преимущественно иностранными товарами → исчезновение очередей.

• Запуск рыночных механизмов (формирование рыночных цен и конкурентной среды, развитие кооперативной и частной торговли).• Рост частного сектора в экономике → формирование слоя собственников.• Демонтаж плановой экономики.• Переход преимущественно к экономическим методам регулирования.

• Постепенная интеграция экономики в мировое хозяйство

Отрицательные:

• Глубокий спад производства (в промышленности он составил в 1998 г. лишь около 40% от уровня далеко не самого благополучного 1990 г.).• Рост удельного веса сырьевых отраслей в экономике.• Обвальное разрушение ВПК.• Падение жизненного уровня значительной части населения (40% населения РФ — за чертой бедности).• Появление безработицы и её рост.

• Хронические задержки выплаты заработной платы.• Ухудшение демографической ситуации (падение рождаемости, рост смертности).• Резкое имущественное расслоение общества.• Деградация науки, образования, культуры.• Криминализация экономики и общества.

• Сосредоточение экономической власти в руках 4—5% россиян → олигархический (от ф.

oligos — немногочисленный и arche — власть) капитализм.

• Вывоз капитала из страны (за 1990—1998 гг. его объём превысил 350 млрд руб.).

• Зависимость страны от импорта.

Конспект урока по истории «Переход к рыночной экономике». Выберите дальнейшее действие:

Источник: https://uchitel.pro/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B4-%D0%BA-%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B5/

III этап: весна 1990 – 1991 гг. Поиски путей стабилизации экономики перехода к рынку

46) Начало перехода к рыночной экономике (1990 – 1991 гг.).

Важнейшейхарактеристикой этого этапа сталопринятие идеиперехода к рынку.

Почти параллельноразрабатывается 2 программы :

  • правительственная — План стабилизации народного хозяйства и поэтапного перехода к рынку (авторы Рыжков, Абалкин). Умеренный проект, предполагавший постепенное движение к регулируемому рынку вплоть до 1996 г. Решающая роль отводилась государству.
  • программа «500 дней» (авторы Шаталин, Явлинский). Радикальный проект, предполагавший быстрое вхождение в рынок на основе «шоковой терапии», либерализации цен и структурной перестройки экономики.

Осенью 1990 г. по инициативе М.С.Горбачеваоба проекта были объединены в единойпрограмме «Основныенаправления по стабилизации народногохозяйства перехода к рынку». В основе программы лежали идеи Рыжкова– Абалкина, предполагавшие сначаластабилизацию экономики, а потом движениек рынку. Для союзных республик программаимела рекомендательный характер.

Оргмеры по еереализации: расширение президентскихполномочий Горбачева, реорганизацияСовета министров в Кабинет министров,отставка

Н. Рыжкова иназначение В.Павлова на пост премьер-министра.

Республики программупроигнорировали.

Весна 1991г. Нарастание экономического хаоса. Падениепроизводства

(-5%). Всеобщийдефицит потребительских товаров,введение карточной системы. Развалединого экономического пространства.Бюджетная, налоговая, ценовая «война»республик с центром.

Разрабатывается планконсервативной стабилизации народногохозяйства,предложенный премьером В. Павловым.Суть его:

  • усиление центральной власти;
  • модернизация тяжелой промышленности
  • малая («номенклатурная») приватизация при господстве государственной собственности;
  • вытеснение кооперативного сектора, борьба с индивидуальной деятельностью;
  • реформа цен.

Таким образом,за основу бралось не движение к рынку,а консервативное восстановлениетрадиционной экономической модели наоснове командной системы управления.

Итоги экономичекихреформ Горбачева:

1985г. 1991г.

— темпы ростаэкономики +2% — 11%

— советский золотойзапас 2500 т 240 т

— официальный курсдоллара 0,6 руб. 90 руб.

— внешний долг (вдолл.) 10,5 млрд. до 96 млрд.

— экспорт нефти (вмлн. баррелей) 1172 511

— цена мяса 2 руб. 100руб.

  • развал командной экономики, разрушение союзного народно-хозяйственного комплекса, распад единого экономического пространства;
  • резкое падение уровня жизни населения;
  • осознание частью общества (47% населения)необходимости реальных рыночных реформ в стране.

Оценка экономическихреформ Горбачева:

  • Все этапы экономических преобразований завершились провалом

Горбачевне улучшил командную экономику (на Iэтапе),

не создал хозрасчетную модель (на IIэтапе),

не нашел оптимального перехода к рынку(на IIIэтапе).

Причины неудачи:

  1. последствия длительного существования тоталитарного режима, командно-административной системы управления;

  2. низкий уровень развития экономической науки, предлагавшей ошибочные схемы и идеи;

  3. невозможность реального реформирования экономики в условиях господства КПСС и под ее руководством;

  4. раскол в обществе, в котором различные группы населения придерживались порой прямо противоположных базовых ценностей;

  5. непоследовательность М. Горбачева при проведении реформ, его противостояние с Б. Ельциным.

Реформа политическойсистемы

Раскройтепредпосылки и объективную неизбежностьобновления политической сферы, замысели результаты политической реформы, атакже позитивные и негативные стороныперестроечных процессов. Следует учестьпротиворечивые оценки рассматриваемыхсобытий.

Анализируяпреобразования в политическойсфере,крахКПССи распад СССР (1985-1991 гг.), также можно выделить триэтапа,рассматривая которые, свой ответ стройтепо следующему плану:

  • причины реформирования на каждом этапе;
  • сущность проводимых мероприятий;
  • их итоги;
  • оценки.

Источник: https://studfile.net/preview/7113085/page:3/

Начало перехода к рыночной экономике (1990 – 1991 гг.)

46) Начало перехода к рыночной экономике (1990 – 1991 гг.).
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 10Следующая ⇒

К 1989 г. стало ясно, что попытка реформирования экономики в рамках социалистической системы провалилась.

Введение в государственно-плановую экономику отдельных элементов рынка (хозрасчёт государственных предприятий, мелкое частное предпринимательство) не дало положительного результата. Страна всё глубже погружалась в пучину хронического товарного дефицита и общего экономического кризиса. Осенью 1989 г.

в Москве впервые после войны были введены талоны на сахар. Участились катастрофы и аварии на производстве. Государственный бюджет на 1989 год был впервые за долгое время сверстан с дефицитом.

В этой связи руководство страны начало всерьёз рассматривать возможность перехода к полноценной рыночной экономике, которая ещё недавно безусловно отвергалась как противоречащая социалистическим устоям. После I Съезда народных депутатов было сформировано новое Правительство СССР во главе с Н. И. Рыжковым.

В его составе было 8 академиков и членов-корреспондентов АН СССР, около 20 докторов и кандидатов наук. Новое Правительство изначально ориентировалось на осуществление радикальных экономических реформ и принципиально другие методы управления.

В связи с этим существенно изменилась структура Правительства и значительно сократилось число отраслевых министерств: с 52 до 32, то есть почти на 40 %.

В мае 1990 г. Н. И. Рыжков выступил на заседании Верховного Совета СССР с докладом об экономической программе Правительства. Рыжков излагал разработанную «комиссией Абалкина» концепцию перехода к регулируемой рыночной экономике. Она предусматривала реформу цен.

Это выступление привело к чрезвычайной ситуации в московской торговле: пока Рыжков выступал в Кремле, в городе было всё распродано: месячный запас растительного и сливочного масла, трёхмесячный запас блинной муки, продано крупы в 7-8 раз больше обычного, вместо 100 тонн соли — 200.

По стране прокатилась волна митингов с требованием не повышать цены. Михаил Горбачёв, неоднократно обещавший, что цены в СССР останутся на прежнем уровне, дистанцировался от правительственной программы. Верховный Совет СССР отложил осуществление реформы, предложив Правительству доработать её концепцию.

В июне 1990 г. Верховный Совет СССР принял Постановление «О концепции перехода к рыночной экономике», а в октябре 1990 г. «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике».

Документы предусматривали постепенную демонополизацию, децентрализацию и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства. В декабре 1990 г. правительство Н. И. Рыжкова было отправлено в отставку.

Совет Министров СССР был преобразован в Кабинет Министров СССР во главе с премьер-министром В. С. Павловым.

Но деятельность Кабинета Министров в 1991 г. свелась к двукратному повышению цен со 2 апреля 1991 г.

(они, однако, остались регулируемыми), а также к обмену 50- и 100-рублёвых банкнот на купюры нового образца (Денежной реформе Павлова).

Обмен проводился в течение всего 3 дней 23-25 января 1991 и с серьёзными ограничениями. Объяснялось это тем, что теневые дельцы якобы накопили огромные суммы в крупных банкнотах.

Экономика СССР в 1991 г. переживала глубокий кризис, который выражался в 11-процентном спаде производства, в 20-30-процентном дефиците бюджета, в громадном внешнем долге в 103,9 млрд долларов.

Не только продукты, но и мыло, спички распределялись по карточкам, карточки зачастую не отоваривались. В столице появились «карточки москвича», иногородним просто в магазинах ничего не продавали.

Появились республиканские и региональные таможни, республиканские и местные «деньги».)

В 1990—1991 годах было создано несколько программ проведения экономических реформ в СССР и России. Это программа «500 дней» Г. А. Явлинского, «Программа стабилизации экономики и перехода к рыночным отношениям в РСФСР», представленная Верховному Совету РСФСР И. С. Силаевым, и подготовленная группой Н. А. Чуканова программа «Предельно радикальная экономическая реформа».

В середине ноября 1991 года Ельцин возглавил первое правительство реформ в России, после чего подписал пакет из десяти президентских указов и правительственных распоряжений, которые намечали конкретные шаги в сторону рыночной экономики. В конце ноября 1991 года Россией были взяты обязательства по долгам СССР.

Экономические реформы в России 1990-х гг. были обусловлены затяжным экономическим кризисом, имевшим место в СССР в последние годы его существования.

Падение цен на нефть в условиях неэффективной жесткой государственно-плановой системы экономики и чрезвычайно высоких затрат на оборонный комплекс обусловили нарастание продовольственного и общеэкономического кризиса в стране. Как отмечал идеолог рыночных реформ Егор Гайдар, описывая ситуацию середины 1980-х гг.

: «Нам казалось, что советская экономика относительно самостоятельна и именно поэтому устойчива. На самом деле она к середине 80-х годов была сильно интегрирована в мировую и крайне от нее зависела. Причем в кооперации огромную роль играли экспорт нефти и импорт продовольствия»

К 1990-му г. продовольственный кризис начал вступать в острую фазу. Все острее ощущался дефицит товаров первой необходимости, возникали громадные очереди. Обострение ситуации находит свое отражение и в многочисленных отчетах в центральных органах управления. Так, например, в марте 1991 года первый заместитель министра Минхлебпродукта РСФСР А.

Куделя предоставлял республиканскому правительству отчету о тяжелой ситуации с поставками хлеба и, что «в сложившейся ситуации» необходимо «срочно решить вопрос об источниках оплаты предусмотренного к закупкам импортного зерна и поставке его в РСФСР в апреле-мае не не менее 4 млн.тонн ежемесячно».

Все больше поступает и писем с мест с информацией о напряженной ситуации со снабжением продовольствием.

Августовский путч 1991 г. и победа пропрезидентских сил над ГКЧП сами по себе не привнесли изменения динамики в сфере экономического развития. Тенденция к дефициту продовольствия и даже голоду становилась все более явной. Теперь уже на имя президента Б.

Ельцина начинают поступать многочисленные письма с информацией о тяжелом положении с продовольствием на местах. Так, например, о непосредственной опасности срыва снабжения населения хлебом пишут из Екатеринбурга.

В декабре 1991 года Госкомстат, например, сообщает о фактическом провале поставок овощей: «Только пятая часть предусмотренных госзаказом объемов картофеля поставлена в г.Санкт-Петербург, Республику Карелия, Волгоградскую область. Ни одной тонны его не отгружено в Красноярский край.

Срывают поставки картофеля в эти регионы Новгородская, Псковская, Тульская, Тверская, Смоленская области, Татарская ССР. В г.Москву отгружено чеснока 12% от предусмотренных объемов, лука — 31%, в г.Санкт-Петербург свеклы — 23%, лука 2,4%».

Именно в таких сложнейших условиях начинаются рыночные экономические реформы.

Главные экономические цели нового правительства России были изложены Б. Н. Ельциным 28 октября 1991 г.: переход к рыночной экономике и достижение макроэкономической стабилизации. Для вывода страны из кризиса Ельцин, возглавивший «правительство реформ», выбрал путь «шоковой терапии», т. е.

быстрого, «в один прыжок», вхождения в рынок. В своей политике правительство исходило не из идеологических предпочтений, а из суровых экономических реалий. К этому времени экономическая ситуация в стране была катастрофической, полки магазинов пусты.

Стране реально грозил голод, поэтому дальше откладывать реформы было нельзя.

Правительственная программа содержала набор мер, широко известных в мировой практике: сначала отпуск цен, затем введение свободной торговли и затем приватизация.

Свободные цены должны были определить реальную цену товаров и включить механизм конкуренции, заставить людей «зарабатывать деньги», а приватизация (передача государственной собственности в частные руки), сделав людей собственниками, – создать мощные стимулы к труду.

Альтернативный вариант, предлагаемый Г. А.

Явлинским (сначала достижение стабилизации экономической ситуации, а потом проведение рыночных реформ), был отвергнут, так как требовал жестких административных мер, обеспечить которые при слабости государственной власти было уже невозможно. К концу 1991 г. в России жесткая вертикаль власти была разрушена, подорвана система поддержания правопорядка. Восстановление власти в стране фактически заняло все 90-е гг. XX в.

Реформы, начатые командой Е. Гайдара, с самого начала приобрели революционный характер, характер перехода от одного общественного строя к другому.

Правительство приняло ряд важных мер по слому командно-административной системы, либерализации хозяйственной деятельности.

Значительные усилия были направлены на создание рыночной инфраструктуры – фондовых и товарных бирж, банковской системы, валютного рынка.

В соответствии с правительственной программой реорганизация коснулась органов власти и управления: старые (советские) органы власти сохранились, но реформаторы попытались наполнить их новым содержанием. Советский госаппарат был резко сокращен, правда ненадолго.

Основой гайдаровских реформ стала либеральная монетаристская модель перехода к рынку, ориентированная на ослабление вмешательства государства в экономику, на первоочередное реформирование денежного сектора экономики, достижение финансовой стабилизации в стране, ликвидацию бюджетного дефицита, укрепление рубля. По планам реформаторов, программа стабилизации российской экономики на рыночной основе была рассчитана на три года.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/4x9e99.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий