46 Государство как основной элемент политической системы.

Государство как основной элемент политической системы

46 Государство как основной элемент политической системы.

Государство является центральным институтом политической системы и обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции.

Термин государство трактуется в двух значениях. В широком смысле государство отождествляется по существу с такими понятиями как «страна», «общество».

В узком смысле государство понимается как политико-территориальная суверенная организация, особой публичной власти, придающая своим велениям общеобязательное значение в пределах определенной территории.

В этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

Признаки государства:

1. Суверенитет. Понятие суверенитет раскрывается через понятие «верховенство»: общеобязательность решений для всего населения, возможность отмены решений негосударственных политических организаций. Государственный суверенитет характеризуется таким базисными признаками, как единство и неделимость территории, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела.

2. Принудительность Государство располагает системой органов принуждения, применяемого в соответствии с законом в определенных ситуациях.

3. Всеобщность. Данный признак показывает, что государство включает в сферу своего воздействия всех людей, находящихся на его территории.

Отличительные признаки государства дополняются его атрибутами. Наличие публичной власти, отделенной от общества, фиксированной в определенных границах. Появление особого аппарата управления обществом.

Отношение господства и подчинения. Наличие монополии на правотворчество. Исключительные права государства — денежная эмиссия, осуществление бюджетной политики, монополия на средства вооруженной борьбы.

Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Традиционно функции государства принято делить на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

1. Экономическая функция — выражается в организации и регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создание стимулов экономического роста.

2. Социальная функция — удовлетворение потребностей людей, предоставление социальных гарантий, страхование и т.д.

3. Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, охрана общественного строя.

4. Культурно-воспитательная функция — создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, организация системы образования и приобщения к достижениям мировой культуры.

5. Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка политического курса и т.д.

Внешние функции делятся на :

1. Функцию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами

2. Функцию обороны страны

Типология государства. Одним из общепринятых критериев классификации государств является форма правления, определяемая структурой и правовым режимом высших органов государственной власти. Традиционно выделяют две основные формы правления — монархию и республику.

Монархия (абсолютная, конституционная), Республика (источником власти является народ), Президентская, Парламентская, Смешанная.

В зависимости от национально-территориальной организации государственной власти выделяют три формы государства — унитарное, федерация и конфедерация.

Конституционные характеристики государства Республики Беларусь: правовое, демократическое.

Правовое государство предполагает не только наличие законодательства, но и чтобы оно было демократичным по своему содержанию

Признаки правового государства:

1.Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

2.Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3.Взаимная ответственность личности и государства.

4.Реальность прав и свобод гражданина, их правовая ид социальная защищенность.

5.Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

6.Стабильность законности и правопорядка в обществе.

Демократическое гос хар-ся политич правами граждан, закреплен в Конституции многопартийности. Гос органы действуют в пределах предоставленных им полномочий. В демокр обществе широко развит институт гражданского общ-ва, т к граждане занимают активную жизненную позицию

Предыдущая25262728293031323334353637383940Следующая

Дата добавления: 2015-05-30; просмотров: 2150; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/3-65687.html

Вопрос 2. Государство как основной элемент политической системы общества

46 Государство как основной элемент политической системы.

Государство является центральным элементом политической системы, т. к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и политической системы. Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы.

Понятия «государство» и «политическая система общества» со­относятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления поли­тической жизни через призму «общеобязательности».

Именно в этом качестве государство играет особую роль в поли­тической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчи­вость. Оно выполняет основной объем деятельности по управле­нию, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнеде­ятельность.

Государство занимает центральное, ведущее положение в поли­тической системе общества, так как оно:

1. Государство выступает как единая территориальная органи­зация политической власти в масштабах всей страны. Государст­венная власть распространяется на все население в пределах оп­ределенной территории. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства, или подданства.

Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида. Осуществление власти на определенной территории требует установления его пространст­венных пределов – государственной границы, которая отделяет одно государство от другого.

В пределах данной территории го­сударство обладает верховенством и полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти над населением.

2. Государство представляет собой особую организацию поли­тической власти, обладающую специальным механизмом, систе­мой органов и учреждений, которые непосредственно управляют обществом.

Механизм государства представлен институтами за­конодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Для поддержания нормальных условий существования общества госу­дарство применяет также принуждение, осуществляемое с помо­щью органов насилия – армии, служб охраны порядка и безо­пасности.

3. Государство организует общественную жизнь на основе права.Только государство обладает правом на регулирование жизни общества с помощью законов, имеющих общеобязатель­ный характер. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов (судов, админи­страции).

4. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами.

Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобяза­тельности ее решений для населения; 6) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических ор­ганизаций; в) в обладании рядом исключительных прав, напри­мер, правом издания законов, имеющих для населения обяза­тельный характер; г) в наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).

5. Государство располагает системой принудительного взима­ния налогов и иных обязательных платежей, которая обеспечива­ет его экономическую самостоятельность.

6. Государство выполняет общесоциальные функции и т.п.
Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями:

— может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов поли­ тики — политических партий, движений, групп давления и т.п. (это, например, закреплено в Федеральном законе «Об

общественных объединениях» от 19 мая 1995 г.; в Федеральном законе «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятель­ности» от 12 января 1996 г. и др.);

• регистрирует их соответствующими органами (как правило,
министерством юстиции) и привлекает к участию в общест­венных и государственных делах;

• может осуществлять надзор за законностью деятельности
всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения.

На протяжении истории человечества отмеченные признаки государства не оставались неизменными с точки зрения содер­жания и механизмов реализации властной воли. Они трансфор­мировались в структуре институтов государственной власти, их специализации и дифференциации.

Соотношение институтов за­конодательной, исполнительной и судебной власти в значитель­ной мере определяется теми функциями, которые выполняет го­сударство в конкретном обществе. Объем этих функций обуслов­лен зрелостью экономической, социальной и культурной сфер общества, ролью основных властных институтов и принципами их формирования.

Зрелое гражданское общество сокращает ко­личество функций, закрепленных за государством, до минимума, оставляя лишь наиболее важные: обеспечение правопорядка, безопасности личности, охрана окружающей среды и т.д. Разви­вающиеся общества, напротив, характеризуются всепроникающей способностью государства контролировать все стороны жиз­недеятельности человека.

В таких странах отсутствуют принцип разделения властей, сдержек и противовесов трех ветвей власти, специализация политических ролей и функций, верховенство права.

Вывод: Государство входит в политическую систему как политическое, территориальное, структурное образование, а не какими-либо отдельными его органами, и выполняет свои функции во взаимодействии с другими социальными институтами партиями, профсоюзами, органами местного управления.

На основе указанных признаков можно сделать вывод, что государство является ядром политической системы.

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/26162.html

31. Государство как основной элемент политической системы общества

46 Государство как основной элемент политической системы.

Государство— это такая форма организации общественнойжиз­ни, которая не может быть созданаразрозненными усилиями отдельных лиц.Общество не может существовать на основепреходящих целей.

Его объединяет общая,объективная цель, без которой оно неможет ни воз­никнуть, ни развиваться.

Такой целью является объединение людейпод единой властью, координирующейразнообразные интересы членов об­щества.

Выделившисьиз общества, государство становитсяего основной властвующей политическойорганизацией. Государственная власть— это главная объединяющая, организующаяи принуждающая сила в обществе. Своимдействием она охватывает всех лиц,проживающих на территории определенногогосударства.

Наряду сгосударством в обществе возникают ифункционируют другие организации,которые объединяют людей по ихразнообразным интересам: политическим,экономическим, духовным, профессиональ­ным.

Это политические партии, профсоюзы,творческие объединения, молодежные,женские и религиозные организации,органы обществен­ной самодеятельности,социальной помощи, производственныекоопе­ративы и ассоциации, акционерныеобщества, ,частные учреждения иорганизации.

Все они в той или иной мереучаствуют в политической жизни страныи, таким образом, органически вплетаютсяв ткань поли­тической системы общества.

Особоеместо государства в системе общественныхобразований обусловлено следующимифакторами:

Во-п е р в ых, государство — это единственнаяполновластная организация в масштабевсей страны.

Во-вторых,государство определяет основныенаправления развития общества в интересахвсех и каждого.

В-третьих,государство является официальным лицом(представителем) внутри страны и намеждународной арене.

Негосударственныморганизациям такие свойства и функциине присущи. Они решают локальные посвоему содержанию и объему за­дачи встрого определенной сфере общественнойжизни.

32. Понятие и принципы правового государства

ПРАВОВОЕГОСУДАРСТВО —1) государство, способноеобеспечить правовые отношения в обществе,правовое равенство, защитить праваграждан.

-2) государство, в котором неиздается никаких законов, противоречащихнравственной идее права, в которомгосударственный интерес, постояннообходящий законы, не имеет никакойценности.

Органы и институты такогогосударства (особенно суды и полиция)точно соблюдают существующие законы.

В отличиеот обычного государства правовое связаноправом, исходит из верховенства закона,действует строго в определённых границах,установленных обществом, подчиняетсяобществу, ответственно перед гражданами,обеспечивает социальную и правовуюзащищённость граждан.

Признакиправового государства является:

1. Суверенитетнарода и конституционно-правоваярегламентация государственногосуверенитета.

2. Верховенствозакона во всех сферах жизни общества(«связанность» государства законом -все государственные органы, должностныелица, общественные объединения, гражданев своей деятельности обязаны подчинятьсятребованиям закона. В свою очередьзаконы в таком государстве должны бытьправовыми, т.е.

максимально соответствоватьпредставлениям общества о справедливости;приниматься компетентными органами,уполномоченными на то народом; приниматьсяв соответствии с законно установленнойпроцедурой; соответствовать определённойиерархии, не противоречить ни конституции,ни друг другу.

Все иные нормативно-правовыеакты должны издаваться в полномсоответствии с законами, не изменяя ине ограничивая их).

3. Деятельностьорганов правового государства базируетсяна принципе разделения властей назаконодательную, исполнительную исудебную( создание системы «сдержек ипротивовесов», взаимоограничение ивзаимный контроль друг за другом всехветвей власти).

4. Взаимнаяответственность личности и государства(за нарушение закона должна обязательнопоследовать предусмотренная закономмера ответственности, не взирая приэтом на личность правонарушителя.Гарантией этого принципа выступаетнезависимый суд).

5. Реальностьправ и свобод гражданина, их правоваяи социальная защищённость (государстводолжно не только провозгласитьприверженность этому принципу, но изакрепить фундаментальные права человекав своих законах, гарантировать их иреально защищать на практике).

6. Политическийи идеологический плюрализм, заключающийсяв свободном функционировании различныхпартий, организаций, действующих врамках конституции, наличии различныхидеологических концепций, течений,взглядов.

7. Стабильностьзаконности и правопорядка в обществе.

8. Преодолениеправового нигилизма в массовом сознании.

9. Выработкавысокой политико-правовой грамотности.

10. Появлениедейственной способности противостоятьпроизволу.

10.Разграничениепартийных и государственных функций.

11.Установлениепарламентской системы управлениягосударством.

12.Торжествополитико-правового плюрализма.

13.Выработканового правового мышления и правовыхтрадиций,

Формально-юридическиепризнаки права, как: системностьи упорядоченность; нормативность;императивный, чаще государственно-волевой,властный характер; общеобязательностьи общедоступность; формальнаяопределённость; проявление в качествевсеобщего масштаба и равной меры поотношению ко всем индивидам; обладаниерегулятивным характером; всесторонняя(с помощью государственных инегосударственных институтов)обеспеченность и гарантированность.

Наряду сосновными признаками права важноезначение для его идентификации имеютпринципы права. Они представляют собойосновные идеи, исходные положения иливедущие начала процесса его формирования,развития и функционирования. Отражаясь,прежде всего в нормах права, отражаютего внутреннее строение, статику, но ипроцесс его применения, его динамику.

В целяхболее глубокого изучения и болееэффективного применения принциповправа используется ряд критериевклассификации принципов права исоответственно разделения их на различныегруппы.

Общиепринципы правового государства — этосоциальная справедливость, гуманизм,равноправие, законность в процессесоздания и реализации норм права,единство юридических прав и обязанностей,демократизм.

Межотраслевыеправовые принципы охватывают 2 или болееотрасли права, преимущественно смежных(конституционное и административное,уголовно-процессуальное игражданско-процессуальное и другое).

Отраслевыепринципы распространяются лишь наконкретные отрасли права — конституционное,гражданское, уголовное, земельное,трудовое и др. Соответственно на ихоснове создаются и реализуются нормы,составляющие только данную отрасльправа.

Источник: https://studfile.net/preview/3823240/page:19/

Государство как основной элемент политической системы общества

46 Государство как основной элемент политической системы.

Государство является стержнем, основным элементом политической системы общества, поскольку оно – источник политической власти, ее сосредоточение.

Понятие «государство» обычно употребляется в двух значениях.

В широком смысле государство понимается как страна, общество, нация, народ, занимающие опреде­ленную территорию и представляемые органами высшей власти.

В этом смысле говорят о французском, итальянском, российском и т. п. государствах. В узком значении государство рассматривается как особая организация, обладающая верховной властью на определенной территории.

В политической науке государство представляет собой основной институт политической системы и власти в обществе, концентрированное осуществление этой властью политики. Вот почему и в обыденном и в теоретическом сознании все четыре явления: общество, государство, власть и политика естественно отождествляются.

История государства представляет собой сложный и многообразный процесс, опосредованный многими историческими, региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций (древне-восточной, греко-римской, средневековой эпохи на Востоке и на Западе) и другими факторами.

Ранняя форма государства возникает из предгосударственных форм власти или союза племен.

Позднее его становление, функционирование и развитие связано с разделением общественного труда, появлением частной собственности, социальной дифференциацией общества, образованием социальных групп (классов, страт и т. д.).

Вместе с появлением имущественного, социального и функционального неравенства возникает политика, организующая и регулирующая общественные отношения, и ее новая институциональная форма – власть с органами управления и контроля.

Так, в процессе одновременного развития экономической, социальной и политической организации общества возникает государство. Государство всех времен и типов обладает рядом устойчивых, общеисторических признаков и функций.

Признаки государства:

-формирование правящих кругов на социальной и классовой основе; наличие политической организации – политической системы, структур центральной и периферийной власти;

-выполнение специфических функций (поддерживать внутренний мир и порядок, защищать подвластную территорию, регулировать классовые, социальные, национальные, экономические отношения, преследовать цели общего блага);

-монополия на неэкономическое принуждение, исключительное право издавать обязательные для всех законы, право эмиссии денежных знаков, право определять и взимать налоги и сборы, выпускать займы, осуществлять бюджетную политику, создавать, содержать и использовать вооруженные силы и органы принуждения, право на осуществление внешней политики и другие).

Вышеназванные общие признаки государства отличают его от других организаций и объединений.

Функции государства:

— защита государственного строя; предотвращение и устранение социальных конфликтов;

—  регулирование экономических, социальных, правовых и других общественных отношений;

— осуществление внутренней политики;

—   обеспечение национальной безопасности, защита внешнеполитических интересов страны;

-функции обороны страны и ведения вооруженной борьбы и многие другие.

Методы, которыми осуществляются функции государства, применяемые им при этом средства, характер установленных в государстве общественных отношений позволяют классифицировать разные его виды, строить их типологию.

Типология государств.

По форме правления (способу организации верховной государственной власти, процедурам образования ее институтов и нормам взаимоотношений с населением) выделяют:

а) монархию (абсолютная, конституционная)

б) республику (президентская, парламентская).

По форме государственного устройства:

а) империи, для которых характерны: 1) обширная территория; 2) сильно централизованная власть; 3) асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией; 4) разнородный этнический культурный и религиозный состав; 5) элита, стремящаяся к экспансии; 6) наличие общего политического проекта, стоящего над интересами конкретных групп;

б) конфедерации – добровольное объединение двух или более суверенных государств, для которых характерны: 1) образование финансовых ресурсов из взносов государств-членов; 2) принадлежность вооруженных сил каждому из государств, при создании формального общего командования; 3) признание нормы закона обязательной, если она признана каждым из членов в отдельности; 4) создание общего законодательного органа, куда входят в равном количестве и обладающие одинаковыми полномочиями представители всех государств-членов; 5) отсутствие общего бюрократического аппарата; 6) коллегиальный характер общих исполнительных органов.

в) федерации – устойчивые союзы государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций и имеющих собственную конституцию, законодательные исполнительные и судебные органы, а часто и двойное гражданство.

г) национальные (унитарные) государства – единые, политически однородные организации, состоящие из административно-территориаль­ных единиц, не обладающих собственной государственностью.

По типу политического режима:

а) тоталитарные;

б) авторитарные;

в) демократические.

Источник: https://magref.ru/gosudarstvo-kak-osnovnoy-element-politicheskoy-sistemyi-obshhestva/

Государство, как основной элемент политической системы

46 Государство как основной элемент политической системы.

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся, как часть и целое.

Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности».

Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно:

1)выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

2)является единственным носителем суверенитета;

3)обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.);

4)обладает, как правило, монополией на правотворчество;

5)владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);

6)определяет главные направления развития общества.

Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями:

может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики — политических партий, движений, групп давления и т.п.;

регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных делах;

может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения.

Наряду с государством особое место в политической жизни занимает и право как важнейший социальный институт.

Роль права в политической системе общества заключается в том, что оно:

1)служит одним из средств связи между обществом и его политической системой (в законах, принимаемых законодательными органами, выражаются интересы большинства людей, различных слоев, классов, групп населения);

2)аккумулирует волю общества, всех его политических сил;

3)интегрирует общество, делает политическую систему стабильной (в частности, Конституции и законы обычно на длительный период закрепляют систему политических институтов, правовую основу взаимоотношений между ними, устройство государства и т.п.);

4)устанавливает правовые формы организации, функционирования и смены государственной власти, способы и методы политической борьбы всех существующих в данном обществе политических сил и т.д.;

5)легализует в правовых актах (конституции, законах, подзаконных актах) субъектов политической организации — государство, политические партии, движения, общественные объединения и т.п., которые должны действовать в их рамках.

Так, любое государство при помощи права в той или иной степени пытается регулировать процессы образования и функционирования политических партий. В связи с усложнением форм и

методов деятельности партий в политической жизни, с возрастанием их роли в обществе все заметнее становится тенденция более детальной юридической регламентации их деятельности.

Если конституции XIX в. даже не упоминали о политических партиях, хотя партии уже тогда занимали видное положение в государственно-политическойжизни, то сейчас регулирование их деятельности — самостоятельный правовой институт.

Обычно в законодательстве современных государств отражаются следующие моменты: понятие политической партии; определение места и роли в политической системе общества; условия и порядок создания и прекращения деятельности политических партий; требования к идеологии и программной позиции партии; требования к организационному строению и порядку деятельности партий;финансово-экономическаябаза партии; взаимоотношения с публичной властью, прежде всего участие в выборах и в деятельности представительных органов государства и местного самоуправления, и т.д. (В России закон о партиях пока не принят.)

Происходящее расширение объема правового регулирования отношений, связанных с порядком образования, организацией и деятельностью политических партий, послужило основанием для появления концепций о формировании в современных государствах особого «партийного права» («права партий»).

Государство— это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Таким образом, государство является центральным элементом политической системы, т. к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и политической системы.

Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы:

1.

1. Универсальность государственной власти. Государство — это организация, которая объединяет все общество в целом, универсальная организация. Ни одна другая организация не может конкурировать с государством по сфере охвата масс.

2. Монополия на государственное принуждение. Только оно располагает армией, милицией (полицией) и т.д. Хотя определенными средствами воздействия обладают и другие организации, эти средства не являются столь действенными.

3. Государство создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования.

4. Монополия на налоги, в руках государственной власти сосредоточен бюджет.

5. Обладание суверенитетом, является основным источником реализации политической власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес.

6. Прерогатива государственной власти как составляющая его суверенности. Означает, что государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы.

7. Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.

Некоторые авторы подчеркивают, — что государство лучше характеризовать не столько как главное, сколько как особое звено политической системы. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство .

Факторы, определяющие особое место и роль государства в политической системе общества:

1.

1. объединение самых различных слоев населения;

2. сосредоточение огромных материальных и финансовых средств;

3. наличие специального аппарата управления и принуждения;

4. обладание суверенитетом;

5. является центральным элементом политической системы.

подробнее

Стремление объединить вокруг себя самые различные слои населения

Государство в любой стране и на любом этапе развития общества выступает как самая массовая, самая широкая организация. В конституциях и других своих основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представиться непременно как государство всего народа, государство всех и для всех.

Это особенно ярко проявляется в конституциях таких государств, как Германия, США, Франция, Испания, Швеция, Япония и др.

В Конституции США, например, это стремление закрепляется в следующей формуле: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, утверждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки».

Однако в подавляющем большинстве своем конституционные декларации на практике остаются ничем иным, как декларациями.

Народ зачастую при этом является не более чем социальным фоном, политической или идеологической ширмой, за которой скрывается реальная государственная власть, принадлежащая определенному господствующему слою, классу, властвующей группе или социальной прослойке. Последние, независимо от того, как они называются и как представляются, в повседневной практической жизни являются настоящими держателями государственной власти, реальными творцами внутренней и внешней политики.

Сказанное не означает, что государство ограничивает свою социальную базу лишь поддержкой непосредственно стоящих у власти правящих кругов. Наоборот, оно прилагает огромные усилия для того, чтобы как можно больше расширить свою социальную опору, как можно сильнее укрепить свои устои в обществе.

В идеале каждое современное государство стремится к тому, чтобы его формальная социальная основа, каковую составляют все граждане или поданные государства, превратилась в его реальную основу, которая складывается из его твердых сторонников, убежденных последователей внутренней и внешней политики государства.

Сосредоточение в руках государства огромных материальных и финансовых средств

Особое место и роль государства в политической системе общества определяются тем, что оно сосредоточивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства.

Однако, для стабильности общества и политической системы непременным условием является существование самых разнообразных форм собственности, баланс политической власти. Нет сомнения в том, что равный правовой статус всех форм собственности и их одинаковая защита, плюрализм форм собственности имеют очевидные преимущества перед монополизмом одной из них.

Развитие различных форм собственности должно происходить при следующих обязательных условиях:

чтобы под видом «демократической» или иной приватизации не допускалось противоправное присвоение небольшой группой стоящих у власти людей всего или значительной части народного достояния;

чтобы монополия одной, государственной, формы собственности под лозунгами плюрализма не вытеснялась фактически любой другой, например частной формой собственности.

Наличие специального аппарата управления и принуждения

Исключительное место и роль государства в политической системе общества обусловливается наличием у него специального аппарата управления и принуждения.

Разумеется, у политических партий и массовых общественных организаций тоже есть свои хорошо слаженные и постоянно действующие аппараты, однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в своей структуре таких органов, как полиция, суд, прокуратура, органы государственной безопасности.

Государство выделяется среди различных элементов политической системы общества тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, дающих возможность ему оперативно управлять многими отраслями экономики и оказывать эффективное воздействие на все общественные отношения.

Обладая государственно-властными полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции соответствующие нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию.

Обладание суверенитетом

В политической системе общества государство выделяется тем, что обладает суверенитетом.

Суверенитет является отличительным политико-юридическим свойством государства.

Государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений; это верховенство государственной власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимости (самостоятельности) государства вовне, в проведении внешней политики и построении отношений с другими государствами. Таким свойством обладают только государства, что предопределяет их главные характерные особенности как основных субъектов международного права. Суверенитет является фундаментом всех основных прав государства.

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 2008 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/15-82391.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий