46. Естественно-правовая школа: общая характеристика и основные течения.

Общая характеристика основных правовых школ (теологическая, естественно-правовая, реалистическая)

46. Естественно-правовая школа: общая характеристика и основные течения.

Теологическая или божественная теория (Аквинский, Маритен, Мерсье и др.) восходит своими истоками к древнему миру. Ее сторонники считали, что государство есть продукт божественной воли, в связи с чем государственная власть вечна и зависит, главным образом, от религиозных организаций и деятелей.

Основной смысл данной теории состоит в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской (государством) и доказать, что нет государства и права «вне Бога».

Следует также отметить, что официальная доктрина современного Ватикана подчеркивает, что Бог, создав государство и право, не указал ни конкретных лиц, осуществляющих государственную власть, ни формы правления, ни методов властвования. Поэтому данная позиция, сохраняя тезис о божественном происхождении государства и права, вполне позволяет приспособить феодальную теологическую концепцию к политической реальности нашего времени

Естественно-правовая теория (Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо).Согласно данной теории, происхождение права связано с самой природой человека, с его неотчуждаемыми правами и свободами.

Оно производно от морали, декларирующей абстрактные нравственные ценности: справедливость, свобода и т.д. Так, основатель естественно-правовой школы Г.

Гроций учил, что законы естественного права покоятся в самой природе разума, а потому имеют такое же вечное, незыблемое значение, как, и самый разум, необходимы как законы логики.

Несомненным достоинством естественно-правовой школы является следующее: в ней замечено, что источником, порождающим право, является человек; провозглашается источником прав природа самого человека; различается право и закон.

Наряду с этим имеются и недостатки: такое понимание происхождения и действия права снижает его формально-юридические свойства; оно связано больше с правосознанием, нежели с самим правом; отрицается историческое развитие права – еще дореволюционный юрист Е.Н. Трубецкой отмечал, что основной ошибкой естественно-правовой школы является то, что “естественное право” она представляет как “целый кодекс неизменных правил, который вытекает с логической необходимостью из природы разума, как порядок неподвижный”.

(Гоббс, Руссо, Радищев и др.). Теория объясняет происхождение государства заключением общественного договора как результата разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения их свободы и взаимных интересов.

Кроме того основой данной нормы является положение о том, что «государству предшествовало естественное состояние человека».

При этом Гоббс видел естественное состояние в «царстве личной свободы, ведущей к войне всех против всех»; Руссо считал, что это есть «мирное идиллистическое первобытное царство свободы»; Локк, говоря о естественном состоянии человека, отмечал, что оно выражается в его неограниченной свободе.

Таким образом, основатели и продолжатели данной теории выступали против идеи божественного происхождения государства и права. В их представлении власть монарха является производной не от Бога, а от людей. Народ, отмечал Руссо, может лишить правителей власти, если они нарушат заключенный между ними и гражданами договор. Кроме того, положительной стороной данной теории является признание приоритета естественного права над позитивным.

Реалистическая школа (Р. Иеринг, Н.М. Коркунов, С.А. Муромцев). Эта школа рассматривает право как интерес. У Р. Иеринга и С.А. Муромцева – это “защищенный интерес”, у Н.М. Коркунова – “разграничение интересов”. Процесс возникновения права рассматривается как процесс согласования интересов индивида.

Краткий анализ основных правовых теорий позволяет сделать ряд выводов:

– происхождение права – сложное, многогранное явление, смысл которого не укладывается в рамки какой-либо одной теории;

– происхождение право тесно связано с происхождением государства;

– происхождение права представляет собой сложный исторический процесс.

Процесс происхождения права можно рассматривать с двух сторон – внутренней и внешней.

С внутренней стороны этот процесс характеризуется следующим.

Предпосылками (факторами) возникновения права, с точки зрения С.С. Алексеева, выступают: материальный (переход от присваивающей экономики к производящей), гуманитарный (потенциальная возможность обособления индивида от единого целого – рода племени) и структурный (расщепление мононорм).

Стадиями этого процесса являются следующие:

– приобретение дозволениями самостоятельной роли;

– изменение роли запретов в сторону закрепления привилегий;

– появление позитивного обязывания;

– появление права как особого институционального регулятора.

Внешнюю сторону процесса возникновения права характеризуют, по мнению А.Б. Венгерова, следующие направления:

– санкционирование наиболее необходимых обычаев государством и придание им статуса правовых;

– фиксация прецедента как источника права;

– создание собственных предписаний, исходящих от государства.

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/26533.html

Естественноправовая школа (общая характеристика и основные направления)

46. Естественно-правовая школа: общая характеристика и основные течения.

В ее основе лежат следующие идей:

Политическая и правовая жизнь общества должна соответствовать требованиям естественного права, вытекающих из природы человека и гражданина. В этой связи действующее в государстве законодательство призвано закреплять и обеспечивать права и свободы людей, обусловленные их естественной природой.

Теория естественного права покоится на признании цивилизации, которые имеют приоритетное значение. Идеи справедливости, добра, неотчуждаймости прав и свобод человека господство разума и т.п. – вот тот не полный перечень ценностей, которые должны быть положены в основу существования общества и государства.

Естественное выводится из разумной природы человека, из свободы его воли, цивилизованного способа существования в определенном сообществе.

Причем человеку не даруются властью права и свободы они принадлежат ему от рождения и должны беспрепятственно осуществляться.

Именно господство в праве общих абстрактных принципов (свободы, справедливости, каждому свое, уважение друг друга, общего блага и т.д.) отличают эту теорию от других теорий.

Универсальный естественноправовой принцип (и равным образом — универсальное понятие и универсальное модель естественного права) в силу своей абсолютной ценностной природы воплощает собой всеобщую абстракцию ценности, но не сводится к какой-то одной определенной ценности (например, справедливости, равенству, разумности, истинности, достоинству человека и т.д.

) либо к какой-то конкретно определенной их совокупности. Абстракция безусловной и абсолютной ценности естественного права вообще, т.е.

абстрактной идеи естественного права, остается здесь (на уровне универсального принципа, понятия и модели естественного права) совершенно не конкретизированной в виде определенных правообразующих ценностей, хотя вместе с тем ни одна из возможных таких ценностей и не отрицается.

Выбор определенной ценности (например, справедливости, если брать самый распространенный случай) и содержательная трактовка ее правообразующего смысла (как господство сильных – у Фрасимаха и Калликла, как той или иной формы равенства – у Платона, Аристотеля, римских юристов и т.д.) осуществляя на уровне отдельной концепции естественного права.

Резюмируя изложенные положения о специфике и сущности естественного права, можно сформулировать следующее определение общего (универсального) понятия естественного права.

«Естественное право – это везде и всегда наличное, извне преданное человеку исходное для данного места и времени права, которое как выражение объективных ценностей и требований человеческого бытия является единственным и безусловным первоисточником правового смысла и абсолютным критерием правового характера всех человеческих установлений, включая позитивное право и государство. Можно сформулировать и более краткие дефиниции общего понятия естественного права. Можно сказать, что естественное право – это право, извне преданное человеку и приоритетное по отношению к человеческим установлениям. Или: естественное право – это правовая форма выражения первичности и приоритета естественного над искусственным в человеческих отношениях»[6]

Последователи естественно-правовой школы стремятся дать содержательное определение права. Для них характерно различие/ противопоставление права и закона. Позитивное право воспринимается этими концепциями как эмпирическая данность ® позитивистское определение позитивного права.

Естественное право как таковое рассматривается в качестве некой идеи права, представления о должном, хорошем и правильном праве, в качестве критерия оценки позитивного права.

Самое главное для них это ценностное оправдание права (право ценно только тогда, когда оно соответствует метаправовым ценностям). Чтобы служить критерием права, естественное право должно быть содержательно определено.

Необходимо оговориться, что соответствие позитивного права естественному понимается статически, то есть материально.

Различные школы естественно-правового толка по-разному решают проблему этого соответствия.

Наиболее радикальные из них исходят из жесткого противопоставления позитивного и естественного права и отрицают наличие общих элементов у этих двух явлений.

Другие же исходят из того, что позитивное право никогда не будет адекватно естественному праву, но оно должно стремиться воплотить идею права, которая выражается в естественном праве, иначе оно рискует превратиться в произвол.

Сторонники естественно-правовых концепций неизбежно сталкиваются с проблемой содержательного раскрытия идеи права.

Данная проблема практически неразрешима, ибо даже Кельзен в свое время, критикуя естественно-правовые подходы и развивая теорию Основной нормы, отказался содержательно определять эту Основную норму.

В самом общем виде идея права может быть представлена следующим образом: устанавливаемый порядок должен быть справедливым. Таким образом, естественное право – это идея справедливости, которая должна быть воплощена в правопорядке.

Сторонники естественно-правовых концепций приходят к невозможности рациональной, эмпирической интерпретации категории справедливости ® нельзя разложить на процедуры и элементы. Любая попытка сделать это неизбежно приводит к позитивизму.

Критика справедливости Кельзена. Платон: справедливость – это тайна, которую Бог вверяет немногим и которая так и остается тайной, поскольку эти немногие не в состоянии передать эту тайну другим.

Они говорят о трансцендентальности и ненаучности категории справедливости.

Юснатуралисты на современном этапе вынуждены говорить о плюрализме идей справедливости, о множественности ценностей.

Признается существование естественно-правовых концепций с меняющимся содержанием, которые и приводят к невозможности установления единого социального порядка. Итогом является приход естественно-правовых концепций к позитивизму, к оправданию существующего позитивного порядка, где право – это система норм, исходящих от государства и обеспеченных его принуждением.

Происхождения естественного права, согласно классической концепции, трансцендентально (…схоластической философии, фиксирующие специфику трактовки теизмом бытия Бога как непостижимого при помощи человеческих способностей). Позитивное право, в противоположность естественному, производно от государства.

Естественное право выступает в роли критерия оценки позитивного права. Оно является основой аксиологии юснатуралистов. Право – это инструмент, средство обеспечения порядка, который соответствует моральным неправовым ценностям. Происходит содержательное обоснование права.

Позитивное право – средство придания всеобщности определенному содержанию справедливости. Право должно обеспечивать то содержание, которое с точки зрения субъекта правопонимания является справедливым. Использование позитивного права обеспечивает всеобщие качества.

Гносеологические посылки – сущность явления не дана ни в самом явлении, ни в его форме, так как форму и сущность нельзя отождествлять.

Источник: https://studopedia.org/8-83833.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий