45. Уставы о сибирских и оренбургских казахах 1822-1824 гг.

ВВЕДЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ В КАЗАХСТАНЕ

                                           Устав  1822   года

Осуществив полный захват казахских земель Младшего и Среднего жузов военными силами, царское правительство начало проводить в крае территориально-административное переустройство и вводить вопреки желаниям местного населе­ния новую систему управления. 

Так, в 1822 г. ханская    власть в Среднем жузе была упразднена и вводится новая система управления, раз­работанная. видным государственным деятелем Рос­сии XIX в., генерал-губернатором  Сибири М. М. Сперанским  реформа называлась «Устав о сибирских киргизах».

  По нему Сибирь была разделена на две части: Восточную  часть— с глав­ным управлением в Иркутске,  Западную — с центром в То­больске, а с 1839 г.— в Омске.

В Западную Сибирь вошли об­ласти: Тобольская,  Томская и Омская, к которой была при­соединена  территория  казахской степи, занятая кочевьями Среднего и частью Старшего жузов. Она получила название «Область сибирских киргизов».

По «Уставу» «область сибирских   киргизов»   разделялась на  внешние и внутренние округа. Во внешние округа вошли казахи, кочевавшие за   Иртышом. Округа разделялись на во­лости и аулы.

В округ должно было входить   от 15 до 20 волостей, в волость — от 10 до  12 аулов,  в аул — от 50 до 70 кибиток.

Образование округов, тесно связанных с погранич­ными управлениями, должно было содействовать военной ко­лонизации Восточного Казахстана.   Каждый   округ получал определенную территорию.

С 1822 по 1844 гг. были образова­ны округа: Акмолинский, Кокчетавский,      Каркаралинский, Баянаульский, Атбасарский, Аягузский (Сергиопольский), Кокпектинский и Алатауский. В новые территориальные обра­зования входила, помимо     Среднего,   также   значительная часть Старшего жуза.

Каждый округ возглавлялся окружным приказом, куда входили председатель — старший султан и заседатели — два российских заседателя, назначаемых областным правле­нием, и два из числа казахов по выбору.

В состав приказа также входил командир казачьего отряда, расквартированно­го при ставке старшего султана.

 Округом формально управ­лял старший султан, опираясь на казачьи отряды. Он имел чин майора российской службы и считался чиновником. За десятилетнюю службу старший султан   получал  дворянское звание.

                                     Устав 1824 года

      В 1824 г. был принят «Устав об оренбургских киргизах»   автор  П. Эссен и в том же году было решено отменить ханскую власть в Младшем жузе. Младший жуз был разделен на три части во главе с султанами-правителями,

 В Восточной части основное ядро населения составили выход­цы из поколения алимулы,  шомекей, кыпчак. Средняя часть формировалась из поколения жетыру и отчасти алимулы, в состав  Западной части  вошло поколение байулы.

С усилением вла­сти султанов-правителей уменьшилось значение и роль султа­нов, не состоявших на государственной службе колониальной администрации. При каждом султане-правителе находилась военная команда в 100—200 человек. Ставки султанов-прави­телей располагались в казачьих станицах и военных укреп­лениях.

Султаны-правители назначались оренбургским военным губернатором, все остальные чины — Пограничной комиссией.

Основными звеньями управления были административ­ные участки — дистанции,

т. е. участки между двумя крепо­стями. Внутри дистанции создавались более мелкие единицы управления — старшинства аула или отдельного рода.  В  начале 40-х гг. 19в. было открыто 54 дистанции.

Все должностные лица в Младшем жузе от аульного старшины до султана-правителя назначались оренбургским генерал-губернатором. Выборная система здесь отсутствовала.

Царская администрация стре­милась превратить органы местной власти, в том числе и су­ды биев, в карательно-полицейские органы.

Реформы царской администрации в 1822 и 1824 гг., пере­стройка системы управления окончательно закрепили коло­ниальный режим в крае. В итоге страна полностью лишилась своей свободы  и независимости.

                                  «Положения» 1867-1868 годов

К середине 60-х годов завершилась колонизация всех трех жузов Казахстана. Для освоения вновь завоеванных земель необходимо было подчинить Казахстан полностью царской администрации. Чтобы облегчить выпол­нение этой задачи, следовало ввести в казахской степи еди­ную систему управления.

Так, 11 июля 1867 г. было утверж­дено «Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях» и 21 октября 1868 г. — «Времен­ное положение об управлении в степных областях Оренбург­ского и Западно-Сибирского генерал-губернаторств».

По этим реформам территория Казахстана делилась на три ге­нерал-губернаторства: Туркестанское, Оренбургское и За­падно-Сибирское. Вся полнота военной и гражданской власти сосредоточивалась в руках генерал-губернатора.

Теперь над трудящимися возвышалась крепкая военно-бюрократическая машина, главная цель которой — держать народ в повинове­нии.

Каждое генерал-губернаторство состояло из областей. В Оренбургское входили Уральская и Тургайская области; в Западно-Сибирское — Акмолинская и Семипалатинская; в Туркестанское — Семиреченская и Сырдарьинская области.

Территория  бывшего Букеевского ханства была включена в состав Астраханской губернии;  Мангышлакское  приставство  отошло в ведение Кавказского военного округа, а несколько позже вошло в Закаспийскую область.

Таким образом, была нарушена территориальная целостность Казахстана, положе­но начало его расчленения.

Во главе области стоял военный губернатор, наделенные военной и гражданской властью. Генерал-губернатор являлся в то же время командующим войсками округа, наказным атаманом казачьих войск, расположенных на территории области.

Области делились на уезды, во главе которых стояли уездные начальники из офицеров, назначаемых генерал-губернатором. Уездный начальник являлся главой полицейских властей.

Ему подчинялись расположенные в уезде воинские части, учреждения и укрепления.

Уезды делились на волости, которые создавались не по родовому принципу, а по территориальному. В волость долж­но было входить от 1000 до 2000 кибиток (хозяйств).

Волости, в свою очередь, делились на аулы, как админи­стративные единицы, во главе   которых ставились выборные  аульные старшины.  Волостной       управитель     сосредоточивал     в своих руках распорядительную и полицейскую власть.

Он на­блюдал за сохранением «спокойствия и порядка», за сбором податей, имел право подвергать   аресту   сроком на три дня и денежному штрафу.

   В пределах   своего    административного аула старшины имели такие же   права, какими пользовались волостные управители.

 «Положения» 1867—1868 гг. были введены временно в ви­де опыта на два года. Однако этот «опыт» из-за опасения крайне  отрицательной реакции местного населения длился около двух десятков лет. Для безраздельного политического господства царизма в Казахстане, обеспечения условий для широкого экономического освоения края потребовались новые реформы, углубляющие прежние.

2 июня 1886 г. было принято «Положение об управлении Туркестанским краем»,   25 марта    1891 г. — «Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской,   Семиреченской, Уральской и Тургайской областями». По «Положению» 1886 г.

территория Туркестанского края включала в свой со­став Ферганскую, Самаркандскую и Сырдарьинскую области. Последняя состояла из Амударьинского отдела и пяти уездов: Казалинского, Перовского, Шымкентского, Аулие-Атинского и Ташкентского. По «Положению» 1891 г.

вместо Оренбург­ского и Западно-сибирского генерал-губернаторств   было со­здано   одно   Степное   генерал-губернаторство   с   центром   в Омске.   В его состав вошли Акмолинская,  Семипалатинская, Уральская, Тургайская и Семиреченская области. Последняя в 1897 г.

была вновь передана в ведение   Туркестанского генерал-губернаторства.

                                        Судебное устройство

Реформы царской колониальной    администрации   1867— 1868 гг.  и 1886—1891гг. содержали не только меры по адми­нистративному устройству обширного   края, но и устанавли­вали судебно-правовую систему в казахской степи, нормы судоустройства и судопроизводства.

«Положениям» 1867—1868 гг. судебное устройство имело несколько уровней: уездный суд, военно-судебная комиссия, областное управ­ление и правительствующий сенат. Эти судебные учреждения работали на основе законов Российской империи. Военно-судебные комиссии работали по уголовным делам, а областное правление рассматривало гражданские дела.

Сохранились суды биев (казы). Биев так же, как и волостных правителей, избирали на три года. Для решения судебных дел среди казахов в каждой волости избирали от четырех до восьми биев. Избранных биев утверждал губернатор, однако жалованье им не платили.

Бии имели право от каждого разрешенного дела брать 1/10 часть той суммы, которую платил по решению суда осужденный.

В соответствии с «Положением об управлении Туркестанским краем» 1886 г. в казахских степях были созданы суды имперского типа: 1) мировые судьи; 2) областные суды; 3) инстанция высшего суда — правительствующий сенат. В «Положении» 1886 г. были упразднены военные суды, созданы областные суды, а в уездах и крупных городах действовали назначенные Министерством юстиции мировые судьи.

В целом, все эти реформы    были   направлены   на расширение и усиление колониального гнета, имперской позиции, не только на ограничение, но и на лишение элементарных прав и свобод целого народа, на экономическое закабаление  Казахстана.

Источник: https://e-history.kz/media/scorm/375/text/text.htm

Уставы о сибирских и оренбургских казахах 1822-1824 гг

45. Уставы о сибирских и оренбургских казахах 1822-1824 гг.

«Устав о сибирских киргизах 1822 г.»: Усиливая политическое дробление Среднего жуза, царское правительство назначило в1815 г. второго хана Букея(Бокея). После смерти хана Букея в 1817 г. и хана Вали (Уали) в 1819 г. новые ханы в Среднем жузе не были утверждены.

Сложившееся положение было использовано для ликвидации ханской власти и введения новой системы управления Средним жузом. «Устав о сибирских киргизах» 1822 г. был разработан под руководством Сибирского генерал-губернатора М.М.Сперанского,участие принимал будущий декабрист Г.С.Батеньков.

Главной целью «Устава» была ликвидация традиционной казахской политической системы, изменение административного, судебного, территориального управления на северо-востоке Казахстана Средний жуз был разделен на аулы, волости, округа. Аул состоял из 50-70 кибиток, волость — 10-12 аулов, округ — 15-20 волостей.

Средний жуз составлял «Область сибирских киргизов», которая подчинялась Омской области. Омская, Томская и Тобольские области вошли в состав Западно-Сибирского генерал-губернаторства с центром в Тобольске, а с 1839 г. — в Омске. Позже управление сибирскими казахами было возложено на Пограничное управление.

Практически неограниченные полномочия приобретал пограничный начальник. Генерал-губернатор утверждал старшего султана с его одобрения. Пограничный начальник единолично утверждал казахских заседателей окружного приказа и волостных управителей, вел переговоры по пограничным делам с соседними владетелями; управлял казахами.

Область делилась на внешние и внутренние округа Казахские кочевья отошли к внешним округам, создаваемым на правобережье Иртыша Округа подчинялись Омскому областному правлению, а руководство ими возлагалось на окружные приказы. Формальное руководство округом передавалось старшему султану.

Старший султан избирался султанами, его приравнивали к чину майора российской службы, а через 9 лет службы (3 срока) он мог рассчитывать на дворянское звание. Старшего султана, как раньше хана, поднимали на белом войлоке. Старшие султаны избирались на 3-года с правом дальнейшего переизбрания.

Срок пребывания в должности волостного султана не ограничивался, его власть переходила по наследству, но обязательно утверждало в должности областное правление. Волостные султаны имели звание чиновников 12-го класса Султаны, не избранные на должности, сохраняли свое наследственное звание, но не имели права вмешиваться в управление.

Аульные старшины избирались каждые 3 года, запрещалось переизбираться на последующие сроки. Аульный старшина утверждался в должности окружным приказом. Судебные дела по «Уставу» делились на 3 категории: уголовные, исковые и жалобы на правление. Уголовные дела рассматривались в окружных приказах на основании законов Российской империи.

Предварительное следствие велось бием с участием российского чиновника. По требованию казахов рассматриваемые дела решались на основании местных старых законов, но окружной приказ имел право пересмотра решений биев. «Устав» 1822 г. создавал условия для расширения торговли между Россией и Казахстаном. Казахи могли пригонять на российский рынок свои стада. Продажа вина запрещалась. Караванная торговля не облагалась пошлиной, а султан мог отправлять караваны за границу.

«Устав об оренбургских киргизах 1824 г.». Разработанный в 1822 г. Оренбургским генерал-губернатором П. Эссеном проект аналогичного устава для Младшего жуза был принят Азиатским комитетом в 1824 г. В этой связи сразу же было принято решение об отмене ханской власти.

Последний хан Младшего жуза Сергазы был вызван в Оренбург и оставлен там на постоянное жительство с жалованием в 150 рублей серебром в месяц. Ему присвоено звание «первоприсутствующего в Оренбургской пограничной комиссии». Младший жуз был разделен на три части: западную — из родов байулы; среднюю — жетыру и отчасти алимулы: восточную — из алимулы, а также кипчаков и аргынов.

Султаны-правители, поставленные во главе частей, по сути являлись чиновниками Оренбургской пограничной комиссии, куда вошли председатель, по четыре советника и заседателя из состоятельных казахов. По своим обязанностям комиссия выполняла функции губернского правления. При каждом султане-правителе находился казачий отряд под командованием офицера.

Ставки их находились в казачьих станицах и укреплениях. Как султаны-правители, так и их помощники ставились из среды сословия султанов. Все должностные лица в Младшем жузе, начиная от аульного старшины и кончая султаном-правителем, назначались Оренбургским генерал-губернатором по рекомендации пограничной комиссии. Здесь не было выборной системы.

Проведение в жизнь положений этих документов означало колониальное закабаление Казахстана, что, естественно, вызвало взрыв негодования в степи. Начались локальные выступления, которые впоследствии слились в освободительную войну против России.



Источник: https://infopedia.su/18x8209.html

Устав о сибирских казахах 1822 г

45. Уставы о сибирских и оренбургских казахах 1822-1824 гг.

Лекция № 8. Присоединение Казахстана к России

Цель введения Устава:

1. препятствовать проникновению Англии в район Восточного Туркестана путем завершения присоединения Казахстана в состав России;

2. экономические интересы Российской им­перии;

3. население юго-восточного Казахстана из-за колониальных захватов может «податься» в китайскую сторону и принять «богдыханское подданство».

Смерть Абылая в 1781 г., раздоры между его многочисленным потом­ством ослабили ханскую власть. В 1795 г. казахи направили Екатерине II проше­ние об отстранении Уали с ханского престола. В Среднем жузе наряду с Уали назначили второго хана — султана Букея.

27 декабря 1810 г. Сибирская администрация разработала и разослала по всем крепостям Ишимской, Верхнеиртышской, Алтайской линий «клятвен­ное обещание на подданство».

Оно обязывало казахов, принявших россий­ское подданство, строго придерживаться российской ориентации, и за «клят­вопреступления» предусматривались строгие взыскания.

Подобные пред­писания, наоборот, усложняли обстановку в Среднем жузе и, несмотря на относительное затишье, наиболее дальновидные султаны, бии, старшины, множество казахских аулов, почувствовав надвигающуюся угрозу, «бежа­ли в чужие страны», особенно в Синьцзян, откочевывали в пределы средне­азиатских владений.

Петербург искал поводов к бескровному смеще­нию соправителей Букея и Уали. В 1817 г. скончался хан Букей, в 1819 — Уали. Петербург решил ханов в Среднем жузе не назначать. Практически ханство было oтмененo сверху, без согласия или предварительных пе­реговоров с влиятельными султанами.

Разработку новой реформы царь возложил на графа М. М. Сперанско­го, известного в те годы либерально настроенного деятеля, одной из обра­зованнейших личностей своей эпохи.

Стержнем его многогранной деятель­ности явился ввод новых законодательных актов, уничтоживших традици­онную ханскую государственность в Среднем жузе. В разрабоке законов также принимал участие декабрист Г.С. Батюшков.

Эти законы должны были приблизить устройство казахской стапи к российско­му губернскому правлению.

22 июня 1822 г. царем был утверждено «Устав о сибирских киргизах», который по сути состоял из ряда документов (10 законов – 329 параграфов):

1. «Учреждение для сибирских губерний»

2. «Устава об управлении «инородцами»

3. «Устава об управлении «киргиз-кайсаками»

4. «Устава об этапах»

5. «Положени о земельных повинностях»

6. «Положения о хлебных запасах, долговых обязательствах между крестьянами и «инородцами».

Согласно Уставу азиатская Россия была разделе­на на 2 генерал-губернаторства:

1.Западно-Сибирское. 2. Восточно-Сибирское

Отменив традиционную государственность в Среднем жузе, упразднив ханское звание, правительство ввело новую форму правления. Согласно § 3 казахи, географически расселенные в Юго-Западной Сибири, были причис­лены к «сословию кочевых инородцев», и пользовались равными правами и были подчинены Омской области (до учреждения в 1838 г. Пограничного управления казахами).

Изменения касались административно-территориальных структур казах­ских родов:

Тип административного деления Количество подразделений Глава Выборность и обязанности главы
Округ 15 — 20 волостей Окружной приказ: старший султан (ага султан), 2 российских заседателя, назначались областным начальством; 2 «почетных киргиза» по выбору старшие султан ы избирались из среды заслуживших доверие прави­тельства влиятельных чингизидов
Волость 10 — 12 аулов волостной султан
аул 50 — 70 кибиток аульный старшин

Устав ввел разграничения в земельные владения, принадлежащие окру­гам: причем § 9 ограничивал своевольный переход кочевников из одного округа в другой, для чего требовалось «точное позволение местного началь­ства». Это означало ломку общинно-патриархальных традиций пользова­ния земельными угодьями. Теперь казахским аулам позволялось кочевать лишь в пределах своей окружной территории, не заходя в кочевья соседне­го округа.

Эти перемены должны были ослабить влияние чингизидов, с древних времен обладавших административными привилегиями; в то же время султаны, не управлявшие волостями, сохраняли прежнюю сословную принадлежность, хотя им строго запрещалось «вмешиваться» в управление окружными под­разделениями.

­Важным направлением в политике правительства в отношении местных номадов являлось желание побудить их к земледелию.

§§ 177, 178 раз­решали отвод земельных участков — до 15 десятин для тех, кто переходил к оседлости, для султанов позволялось выделить «тройную», а старшинам «двойную порцию» земли.

Этим путем колониальные власти стремились ис­коренить барымту, межродовые распри, ослаблявшие влияние России, зат­руднявшие борьбу с остатками ханской власти.

Устав вводил новые категории повинностей и налогов: 5-летняя льгота, или освобождение от всех податей всех категорий кочевого населе­ния (стремлением предупредить недовольство населения, привыкшего нести повинности по старой феодаль­ной системе: зякет и согым в кочевых районах, ушур — в земледельческих).

Реформа создавала положительные предпосылки для роста торгово-эко­номических процессов в Казахстане. Известную заинтересованность цариз­ма в этом следует объяснить, помимо экономических факторов, его побуж­дением укрепить среди кочевников свое политическое влияние. § 188 позволял казахам без ог­раничений сбывать свои товары свободно «как внутри своего округа, так и вне оного.

Ряд параграфов Устава внес коррективы в судебную систему:

§ 205 дифференцировал все судебные дела на 3 категории:

1) уголовные: измена, грабеж, барымта, явное неповинове­ние установленной власти

2) исковые: разбирались с участием биев в аулах и волостях

3) по жалобам на областное управление

§ 216 в целом сохранял значение традиционного бийского суда «по киргизским обычаям и законам». § 220 в случае «неосновательного решения» дел биями привле­кал их к ответственности, причем за кочевниками сохранялось право обжалования решений низших судебных инстанций. Положение допускало оформление жалоб ко­чевников и на султанов.

В подобных случаях судебное разбирательство переносилось на заседание областного управления.

Специальный пара­граф оговаривал выплату жалованья старшим султанам, заседателям ок­ружных приказов, султанам, управляющим волостями, переводя вчераш­них высокородных чингизидов в категорию государственных служащих, на которых распространялись действовавшие в ту пору законы импе­рии.

Суммы оплаты за службу:

1) старший султан в год получал 1200 руб.

2) российс­кие заседатели — по 1000,

3) заседателям от казахав — по 200,

4) переводчику ­800,

5) 50 лекарю — 1000,

6) волостным султанам — по 150,

7) письмоводителям ­по 300 руб.

Всего в каждом окружном приказе состояло до 15 штатных работников. Кроме того, Устав определял дополнительные ста­тьи расходов для содержания больницы — 500 руб, на ежегодные празд­ники — 3000, на «заведение» школ и училищ — 5000, для «поддержания» благотворительности — 500 руб. Всего ежегодные расходы не должны были превышать 31 000 руб.

Реформа расширяла условия для просвещения населения Среднего жуза: семь пара графов (243-249) предусматривали распространение грамотнос­ти: § 250 Устава обязывал окружные приказы «всеми средствами заботить­ся, чтоб никто из вверенного им населения не терпел нищеты и не оставал­ся без призрения». Специальный параграф 284 рекомендовал претворять его в жизнь постепенно, начиная с тех волостей, которые «особенно напра­шивали себе покровительства». Более того, § 291 устанавливал последовательность в открытии округов «один после другого» по мере расходования средств, какими областное на­чальство располагает. Разъезды и пикеты, специально организуемые одновременно с окружными приказами, наделенные военно-полицейскими функциями, были призваны «ограждать» вновь созданные административно-терри­ториальные центры от «беспорядков».

Всего намечено было открыть 7 округов, в последующем доведя их чис­ло до 8-10, охватывая смежные районы и Старшего жуза, с дальней целью выйти на среднеазиатский рубеж.

1) 8 апреля 1824 г. – Каркаралинский; 2) 22 августа 1824 г. – Кокчетавский 3) 1825 г. – Кусмурынс­кий

4) 1826 г. – Баянаульский 5) 1831 г. – Аягузский (Сергиопольский) 6) 1832 г. – Акмолинский

2. «Устав об оренбургских киргизах 1824 г.»

Разработанный в 1822 г. Оренбургским генерал-губернатором П. Эссеном проект аналогичного устава для Младшего жуза был принят Азиатским комитетом в 1824 г. В этой связи сразу же было принято решение об отмене ханской власти. Последний хан Младшего жуза Сергазы был вызван в Оренбург, ему присвоено звание «первоприсутствующего в Оренбургской пограничной комиссии».

Младший жуз был разделен на три части: западную — из родов байулы; среднюю — жетыру и отчасти алимулы: восточную — из алимулы, а также кипчаков и аргынов.

Султаны-правители, поставленные во главе частей, являлись чиновниками Оренбургской пограничной комиссии, куда вошли председатель, по четыре советника и заседателя из состоятельных казахов.

По своим обязанностям комиссия выполняла функции губернского правления.

При каждом султане-правителе находился казачий отряд под командованием офицера. Ставки их находились в казачьих станицах и укреплениях. Как султаны-правители, так и их помощники ставились из среды сословия султанов.

Все должностные лица в Младшем жузе, начиная от аульного старшины и кончая султаном-правителем, назначались Оренбургским генерал-губернатором по рекомендации пограничной комиссии. Здесь не было выборной системы.

Проведение в жизнь положений этих документов означало колониальное закабаление Казахстана, что, естественно, вызвало взрыв негодования в степи. Начались локальные выступления, которые впоследствии слились в освободительную войну против России.

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 14 | Нарушение авторских прав

| 2 |

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/3-31864.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий