45. Сущность и роль макроэкономического регулирования

Сущность и Цели макроэкономического регулирования

45. Сущность и роль макроэкономического регулирования

Макроэкономическое регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основ экономических процессов.

Но сначала разберемся, что означает в буквальном смысле слово — регулирование (от лат. regulo — устраиваю, привожу в порядок; норма, правило).

Регулирование экономическое означает целенаправленные процессы, которые обеспечивают поддержание или изменение экономических явлений и их связей. Регулирование является одной из важнейших функций системы управления народным хозяйством на всех его уровнях.

Итак, подведем итоги сказанному и сформулируем сущность ГРЭ.

ГРЭ — представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями. К общественным организациям, которые также участвуют в регулировании экономики, можно отнести профсоюзы, союзы предпринимателей и фермеров, советы по экологии и пр.

Цель государства в современной рыночной экономике не столько корректировать рыночный механизм, сколько создавать условия для его эффективного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться всюду, где это возможно, регулирующее воздействие государства — всюду, где это необходимо.

В силу ряда причин наиболее развитый механизм ГРЭ сложился в некоторых странах Западной Европы (Франция, ФРГ, Нидерланды, Скандинавские страны, Австрия, Испания), а также в Японии, Ю.

Корее, в быстроразвивающихся странах Латинской Америки и арабского Востока.

Все эти страны имеют смешанную экономику, где налицо рыночные и государственные регуляторы, свободное сосуществование различных форм собственности, индикативное планирование, активная социальная политика государства.

В целом такая экономика называется социально-ориентированной моделью рыночного хозяйства или социальной рыночной экономикой. Эволюция к такой экономике становится общемировой тенденцией. Отсюда можно сделать вывод, что стратегией дальнейших действий РФ должно стать движение к современным формам социально-ориентированного рыночного хозяйства.

Слабее развито ГРЭ в США, Канаде и Австралии, где в отличие, например, от Европы не было социально-экономических потрясений, аналогичных последствиям второй мировой войны, возникновению соцстран и затем их распаду. Частный капитал обладал особенно сильными позициями. Тем не менее ГРЭ и в этих странах играет заметную роль, особенно в периоды ухудшения рыночной конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.

Для уяснения механизма ГРЭ целесообразно охарактеризовать его уровни, объекты и субъекты. Различают три основных вида экономического регулирования: государственное, рыночное и корпорационное.

Оптимальное их сочетание требует органической увязки различных уровней государственного экономического регулирования.

Если брать уровни ГРЭ по вертикали, то это будут: макро-, микро-, мезоуровень (средний, промежуточный):

1) макроуровень национальной экономики, а на современном этапе в известной мере и наднациональный уровень межгосударственных союзов, например, ЕС;

2) мезоуровень — отдельные сектора экономики (АПК, ТЭК, ВПК), отрасли и регионы страны. ГРЭ на этом уровне является составной частью промышленной политики государства;

3) микроуровень — хозяйствующие субъекты (предприятие, фирма), производители и потребители, продавцы и покупатели.

Для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности в поле зрения государства должны быть такие основные объекты: экономический цикл; накопление капитала; занятость населения; денежное обращение; платежный баланс; цены; конкурентные и социальные отношения; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда и экология; внешнеэкономические связи.

Что касается субъектов ГРЭ, то именно они проводят в жизнь государственную экономическую политику, являются главными исполнителями экономических интересов общества.

Субъекты — это наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные или коммунальные (местные) органы управления.

Исполнителями экономических интересов общества — субъектами ГРЭ являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также Центральный банк.

Не менее важное значение в понимании механизма ГРЭ имеют вопросы: 1) о целях и принципах; 2) формах и методах, а также инструментах регулирования.

Что касается второй части проблем, то они подробно будут рассмотрены в третьей главе пособия.

Итак, каковы же цели ГРЭ? цель государства в данном случае выражается в определении макроэкономических задач. От экономического развития страны в целом зависит благополучие людей, судьба нации, судьба самого государства.

Помимо чисто экономических проблем перед любым обществом стоят и социальные проблемы. А также региональные проблемы, возникающие под влиянием исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов.

Для их решения тоже требуется вмешательство государства, его региональная политика.

Одним словом, экономических целей наберется немало, но мы выделим основные из них:

1. Экономический рост. Желательно обеспечить производство товаров и услуг большего количества и лучшего качества, а также в более короткий срок производить и с наименьшими затратами.

2. Полная занятость. Это означает обеспечение работой всех, кто желает и хочет получить ее.

3. Стабильный уровень цен. Необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен.

4. Справедливое распределение доходов. Ни одна группа людей не должна пребывать за чертой бедности на фоне роскоши некоторых лиц и семей.

5. Охрана окружающей среды и природных ресурсов.

Сюда можно будет добавить и другие цели. Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены, взаимодополняемы в том смысле, что по мере достижения одной из них другая или другие цели также могут быть осуществлены.

Некоторые цели могут противоречить друг другу или взаимно исключать. Достижение экономического роста и полной занятости может при определенных условиях породить инфляцию.

Источник: https://studopedia.su/10_129221_sushchnost-i-tseli-makroekonomicheskogo-regulirovaniya.html

45. Сущность и роль макроэкономического регулирования

45. Сущность и роль макроэкономического регулирования

В центре вниманиямакроэкономики — разработка такихпроблем, как организация экономическогорегулирования.

С помощьюэкономических методов можно:

1.притормозить истабилизировать инфляцию;

2.ускорить продвижениек новому качеству экономического роста;

3.найтиудовлетворительные решения другихкрупных народохозяйственных проблем;

4.сохранить природныересурсы;

5.поддержатьоптимальные темпы производства товарови услуг.

46. Государство и его роль в экономическом регулировании национальной экономики

Государственноерегулирование экономики (ГРЭ) в условияхрыночного хозяйства представляет собойсистему типовых мер законодательного,исполнительного и контролирующегохарактера, осуществляемых правомочнымигосударственными учреждениями ообщественными организациями в целяхстабилизации и приспособления существующейсоциально-экономической системы кизменяющимся условиям.

В современныхусловиях ГРЭ является составной частьюпроцесса воспроизводства. Оно решаетразличные задачи:

— стимулированиеэкономического роста;

— регулированиезанятости;

— поощренияпрогрессивных сдвигов в отраслевой ирегиональных структурах;

— поддержка экспортаи т.д.

Важна роль ГРЭ вбывших соц. странах, при переходе отпланового хозяйства на базе государственнойсобственности к рыночному хозяйствуна базе частной собственности.

Субъектамиэкономической политики являютсяносители, выразители и исполнителихозяйственных интересов. Объекты ГРЭ- это сферы, отрасли, регионы, а такжеситуации, явления и условия соц.экономической жизни страны, где возниклиили могут возникнуть трудности, проблемы,не разрешаемые автоматически илиразрешаемые в отдельном будущем.

Основные объектыГРЭ:

— экономическийцикл;

— секторная,отраслевая и региональная структурыхозяйства;

— условия накоплениякапитала;

— занятость;

— денежное обращение;

— платежный баланс;

— цены;

— НИОКР;

— условия конкуренции;

— социальныеотношения, включая отношения междуработодателем и работниками по найму,а также социальное обеспечение;

— подготовка ипереподготовка кадров;

— окружающая среда;

— внешнеэкономическиесвязи.

Суть государственнойантициклической политики, или регулированияхозяйственной конъюнктуры, состоит втом, чтобы во время кризисов и депрессийстимулировать спрос на товары и услуги,капиталовложения и занятость.

Для этогочастному капиталу предоставляютсядополнительные финансовые льготы,увеличиваются государственные расходыи инвестиции.

В условиях длительного ибурного подъема в экономике странымогут возникнуть опасные явления:рассасывание товарных запасов, ростимпорта и ухудшение платежного баланса,превышение спроса на рабочую силу надпредложением и отсюда необоснованныйрост з/платы и цен.

В такой ситуациизадача ГРЭ — притормозить рост спроса,капиталовложений и производства, чтобысократить перепроизводство товаров иперенакопление капитала и таким образомуменьшить глубину и продолжительностьвозможного спада производства, инвестицийи занятости в будущем.

Цели ГРЭ:

Генеральной цельюГРЭ является экономическая и социальнаястабильность, укрепление существующегостроя внутри страны и за рубежом,адаптация его к изменяющимся условиям.

Средствагосударственного регулированияэкономики:

1.Административные.Не связаны с созданием дополнительногоматериального стимула или опасностьюфинансового ущерба. Они базируются насиле государственной власти и включаютмеры запрета, разрешения и принуждения.

2.Экономическиесредства ГРЭ, подразделяют на:

1)Средстваденежно-кредитной политики:

— регулированиеучетной ставки;

— установление иизменение размеров минимальных резервов;

— операциигосударственных учреждений на рынкеЦБ, такие как эмиссия государственныхобязательств, торговля ими и погашение.

2)Средства бюджетнойполитики: это доходы и расходы центральногоправительства и местных властей.

Главным инструментоммобилизации финансовых средств дляпокрытия государственных расходовявляется налоги. Изменение налоговыхсистем, налоговые скидки, ускоренноеамортизационное списание основногокапитала, льготы при реализации скрытыхрезервов.

Высшей формой ГРЭявляется государственное экономическоепрограммирование. От составлениячрезвычайных и целевых программосуществляется переход к государственномусреднесрочному общеэкономическомупрограммированию.

Источник: https://studfile.net/preview/1635384/page:24/

Сущность и роль макроэкономического регулирования

45. Сущность и роль макроэкономического регулирования

— всех расходов на покупку общего объема произведенной в данном году продукции (ВВП по расходам);

— всех доходов, полученных в стране от производства продукции в данном году (ВВП по доходам).

Национальный доход, его распределение и перераспределение. Фонд накопления и фонд потребления.

Национальный доход (НД) — это вновь созданная за год стоимость, характеризующая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. При его подсчете не включается сумма амортизации, косвенных налогов, государственных субсидий.

НД — это чистый «Заработный доход» общества (з/плата, доходы населения, прибыль).

Различают произведенный и использованный НД.

Произведенный НД — это весь объем вновь созданной стоимости товаров и услуг.

Использованный НД — это произведенный НД за минусом потерь (от стихийных потерь, ущерба и т.д.) и внешнеторгового сальдо.

Фонд потребления — это часть НД, обеспечивающая удовлетворение материальных и культурных потребностей людей и потребностей общества в целом (на образование, оборону и т.д.).

Фонд накопления — это часть НД, обеспечивающая развитие производства.

Сущность и роль макроэкономического регулирования

В центре внимания макроэкономики — разработка таких проблем, как организация экономического регулирования.

С помощью экономических методов можно:

1. притормозить и стабилизировать инфляцию;

2. ускорить продвижение к новому качеству экономического роста;

3. найти удовлетворительные решения других крупных народнохозяйственных проблем;

4. сохранить природные ресурсы;

5. поддержать оптимальные темпы производства товаров и услуг.

Государство и его роль в экономическом регулировании национальной экономики

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи:

— стимулирование экономического роста;

— регулирование занятости;

— поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах;

— поддержка экспорта и т.д.

Важна роль ГРЭ в бывших соц. странах, при переходе от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Объекты ГРЭ — это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия соц. экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в будущем.

Основные объекты ГРЭ:

— экономический цикл;

— секторная, отраслевая и региональная структуры хозяйства;

— условия накопления капитала;

— занятость;

— денежное обращение;

— платежный баланс;

— цены;

— условия конкуренции;

— социальные отношения, включая отношения между работодателем и работниками по найму, а также социальное обеспечение;

— подготовка и переподготовка кадров;

— окружающая среда;

— внешнеэкономические связи.

Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

Средства государственного регулирования экономики:

1. Административные. Не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения.

2. Экономические средства ГРЭ, подразделяют на:

1) Средства денежно-кредитной политики:

— регулирование учетной ставки;

— установление и изменение размеров минимальных резервов;

— операции государственных учреждений на рынке ЦБ, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

2) Средства бюджетной политики: это доходы и расходы центрального правительства и местных властей.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов является налоги. Изменение налоговых систем, налоговые скидки, ускоренное амортизационное списание основного капитала, льготы при реализации скрытых резервов.

Высшей формой ГРЭ является государственное экономическое программирование. От составления чрезвычайных и целевых программ осуществляется переход к государственному среднесрочному общеэкономическому программированию.

Совокупный спрос и совокупное предложение.

Совокупный спрос — это спрос на общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен.

Совокупное предложение — это общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен.

Кредит и его основные формы

Ссудным капиталом называется капитал в денежной форме, предоставляемый в ссуду его собственниками на условиях возвратности за плату в виде процента. Движение этого капитала называется кредитом. Кредит — это движение стоимости на условиях возвратности.

Важные источники ссудного капитала:

1. Денежные средства, предназначенные для восстановления основного капитала и накапливаемые по мере перенесения его стоимости по частям на создаваемые товары в виде амортизации;

2. Часть оборотного капитала, высвобождаемая в денежной форме в связи с несовпадением во времени продажи изготовленных товаров и покупки сырья, топлива и материалов, необходимых для продолжения процесса производства;

3. Капитал, временно свободный в промежутках между поступлением денежных средств от реализации товаров и выплаты з/платы;

4. Предназначенная для капитализации стоимость, накапливаемая при расширенном воспроизводстве до определенной величины, зависящей от масштабов предприятий и их технического уровня;

5 .Денежные доходы и сбережения частных лиц включая все общественные слои населения. Важным источником ссудного капитала являются денежные накопления государства.

Кредитные деньги — это бумажные знаки стоимости, возникшие взамен золота на основе кредита. Виды кредитных денег: вексель, банкноты и чек. Депозитные деньги -система специальных расчетов между банками на основе банковских вкладов путем переноса суммы с одного счета на другой.

Формы кредита:

1. Коммерческий кредит — это кредит, предоставляемый одними предприятиями другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием коммерческого кредита служит вексель.

Простой вексель — вексельное обязательство, выдаваемое заемщиком на имя кредитора, с указанием места и времени выдачи долгового обязательства, суммы последнего, места и времени платежа.

Переводной вексель (тратта) — письменный приказ одного лица другому об оплате определенной суммы третьему лицу или предъявителю. Объект переводного векселя — товарный капитал. Цель коммерческого кредита — ускорить реализацию товаров и заключенной в них прибыли.

Источник: http://www.newreferat.com/ref-25165-5.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий