45.Причины возникновения и сущность неоконсерватизма.

Сущность неоконсерватизма (стр. 1 из 3)

45.Причины возникновения и сущность неоконсерватизма.

План.

Введение.

1. Сущность неоконсерватизма.

1.1 Рейганомика.

1.2 Тетчеризм.

2. Экономические и социальные функции современных западных держав.

Заключение

Введение.

Противоречия структурной перестройки, исключительная сложность приспособления к новым условиям воспроизводства и мирового рынка, острота классовых и социальных конфликтов, делают необходимым широкое вмешательство буржуазного государства в экономику, изыскание его новых форм и методов.

Резкое углубление общего кризиса капитализма связано с действием ряда факторов. Это ухудшение воспроизводства капитала, стагфляция, краткосрочность либо полное отсутствие фазы подъема, безработица, нарастание межимпериалистического соперничества.

Взаимодействие и переплетение долгосрочных и циклических факторов в углублении общего кризиса капитализма стали решающей причиной кризиса системы государственного-монополистического регулирования государства.

Основывающиеся на кейнсианской доктрине методы государственного-монополистического регулирования были направлены на стимулирования совокупного инвестиционного и потребительского спроса. Они преследовали главным образом краткосрочные антициклические цели.

Эта политика опиралась на использование финансовых и налоговых инструментов и рассматривала бюджетный дефицит в качестве одного из важнейших «встроенных стабилизаторов».

Несмотря на всю ограниченность и противоречивость, ее методы (хотя именно они привели к нарушению пропорций сферы денежного обращения) временно обеспечивали достижение краткосрочного эффекта: фаза кризиса и застоя сменялись фазой оживления и подъема.

Кейнсианские рецепты оказались не пригодными для решения новых стратегических задач государственного-монополистического регулирования экономики.

В этом же направлении действовали и такие объективные процессы в развитии мирового капиталистического хозяйства, как интенсификация внешнеэкономических связей и растущая интернационализация производства.

Эти процессы усиливают взаимозависимость и взаимовлияние капиталистических экономик и затрудняют выполнение функций по стабилизации конъюнктуры отдельными буржуазными правительствами. И, наконец, обнаружилась полнейшая не пригодность кейнсианских методов для борьбы с хронической инфляцией.

Кризис ГМК способствовал углублению кризиса буржуазной политической экономики. Правящий класс и его идеологи, разочаровавшиеся в Кейнсе, обратились к поискам новых средств для излечения хронических недугов капитализма.

Результатом предпринятых усилий по разработке концепций, стал поворот вправо в буржуазной экономической теории. Широкое распространение и растущее влияние на политику буржуазных правительств, приобретают разнообразные консервативные доктрины.

Этот процесс был назван «неоконсервативным поворотом».

1. Сущность неоконсерватизма.

В центре ожесточенных дискуссий между представителями различных направлений буржуазной политической экономии в очередной раз оказался вопрос: больше или меньше государства.

Неоконсерваторы обвинили своих противников в том, что основанная на их рекомендациях система государственного регулирования не только оказалось не способной противодействовать неблагоприятным факторам хозяйственного развития, но и ограничила возможности рыночного хозяйства к самоизлечению и действенному саморегулированию. Вызванные объективными противоречиями снижение темпов роста производительности труда, обострение ресурсной и экономической проблем, уменьшение нормы производительного накопления, разрушительных темпов инфляции, увеличение армии безработных были отнесены неоконсерваторами на счет неэффективной государственной экономической политики.

Неоконсерваторы не отказываются от использования государственного механизма для стабилизации капитализма, но призывают резко ограничить сферу и изменить формы государственного вмешательства в экономику.

В качестве главных целей экономической политики государства и средств их достижения они называют содействие хозяйственной динамике путем стимулирования частнокапиталистической инициативы и борьбы с инфляцией методами регулирования денежной массы.

Основополагающий тезис неоконсервтивной концепции гласит: рыночная конкуренция независимых производителей в состоянии выправить все структурные диспропорции и обеспечить длительный экономический рост, полную занятость и денежную стабильность, если создать для нее благоприятные условия и не нарушать ее механизма.

В понятии «неоконсерватизм» вкладывается более широкое содержание, чем в термин «неоконсервативная экономическая политика». В трактовке профессора Джорджтаунского центра по изучению права Н.

Бернбаума «неоконсерватизм – это сплав очень разных тем, группировок и движений с разными установками. Это скорее тенденция, умонастроение, поветрие или даже мода.» Н.

Бернбаума дает следующий перечень тем, развиваемых теоретиками неоконсерваторами в США:

1. тема примата рынка, т. е. вера в эффективность свободного рынка и относительно не регулируемой формы корпоративного капитализма, а также в необходимость сохранение исключительно сильного частного сектора в качестве гаранта политической свободы;

2. критика «большого правительства», или центрального правительства, или правительственной инициативы. Основывающиеся на нескольких популярных лозунгах – бюрократизация, автономия бюрократов, их недоступность контролю со стороны общественности или законодательных органов, возрастающая централизация;

3. закономерность распределения общества по принципу социальной неоднородности и распределение благ;

4. защита традиционных ценностей – семейных, культурных, религиозных, технологических и др.;

5. усиление мощи (военной, экономической, политической) США в мире;

Теоретическую основу неоконсервативных рекомендаций в области экономической политики образуют так называемая экономика предложения монетаризм. Между этими двумя составными частями неоконсерватизма имеет место своеобразное разграничение функциональных ролей:

— первая призвана обосновать мероприятия по стимулированию экономического роста

— вторая, меры борьбы с инфляцией.

Обе теории опираются на наиболее вульгарные и реакционные доктрины неоклассической школы.

Развитие теоретических постулатов «экономики предложения связано с именами американских экономистов Дж. Гилдера и А. Лэффера. По мнению Дж. Гилдера, » успехи капитализма лежат на стороне предложения».

Поэтому задача государственной экономической политики состоит во всемерном стимулировании предложения, с тем «чтобы наградить производителя и поощрить инвестора». Главным инструментом «поощрения» должна стать налоговая политика.

Стимулирования предложения путем предоставление финансовых льгот для частных инвесторов автоматически создает, необходимы спрос и приведет, в конце концов, к постепенному оздоровлению капиталистического хозяйства.

Стимулирующее воздействие налоговой политики на расширение инвестиционной деятельности монополистических предприятий вовсе не однозначно. Полученные в результате уменьшения налогов прибыли далеко не всегда используются производительно, становясь источником расширения предложения товаров и услуг.

Реалии сегодняшнего капитализма состоят как раз в том, что имущие слои предпочитают использовать свои свободные капиталы для спекуляций на денежном рынке, поглощения фирм-конкурентов, приобретения долевого участия в существующих компаниях, а не вкладывать их в новые промышленные, строительные и другие объекты. Богатые становятся богаче.

Однако капиталистическое хозяйство не получает от этого никаких импульсов к росту производства и производительности труда.

Представители идей монетаризма в современной буржуазной политической экономии опираются на работы профессора Чикагского университета М. Фридмена. Фридмен разрабатывает свою концепцию инфляционного процесса и методов его сдерживания.

Главную причину инфляции он видит в «чрезмерном» увеличении количества денег в обращении. Виновником же «чрезмерности» денежной массы является государство, точнее, его возрастающие расходы, главным образом на социальные нужды.

Предлагаемые монетаристами рецепты противодействия инфляции и «общего оздоровления» капиталистической экономики весьма привлекательна для крупного бизнеса.

Это сокращение «благотворительных расходов государства, снижение налогов на имущие слои, жесткая денежная политика, направленная на сдерживание и стабилизацию темпов прироста денежной массы.

1.1 Рейганомика.

Тенденция к прогрессирующему развитию внешнеэкономических аспектов капиталистического воспроизводства привела к тому, что к концу 60х – началу 70х годов интернационализация поднялась на новый уровень.

США стали гораздо больше, чем прежде, подвержены действию внешних экономических сил.

В этих условиях все более явственно начала вскрываться неадекватность традиционных государственно-монополистических средств и методов регулирования.

Как вследствие, резка упала эффективность прежних, в первую очередь бюджетных методов государственного воздействия на воспроизводство.

При этом позднее, усугубив целый ряд хозяйственных проблем, именно глобальных по происхождению и природе, государственно-монополистическое регулирование в его сложившихся формах само стало дополнительной причиной резкого ухудшения показателей функционирования экономики США.

В 70х годах рост производства сильно замедлился, Набрала темп инфляция, превысившая к началу 80х годов 10%-ный уровень, Безработица приняла немыслимые для «века кейнсианства» масштабы.

Эти обстоятельства, взятые вместе, создали колоссальные проблемы для финансирования социальной инфраструктуры, поставив под вопрос ее будущность в том виде, в каком она сложилась в послевоенный период.

К тому же выявилось беспрецедентное ухудшение внешнеэкономических позиций США.

Источник: https://mirznanii.com/a/333995/sushchnost-neokonservatizma

Неоконсерватизм как идейное течение. Неоконсерватизм в политике

45.Причины возникновения и сущность неоконсерватизма.

У политики «государства благосостояния» были и негативные черты. Среди них – бюрократизация, рост чиновничьего аппарата, занимавшегося перераспределением средств. Высокие налоги и инфляция сдерживали развитие производства, вызывали недовольство предпринимателей.

Активная социальная политика «государства благосостояния» привела к появлению слоя «новых бедных»: безработных, которые получали социальную помощь от государства и всецело зависели от него. В 1973 г.

на Западе разразился энергетический кризис, вызванный тем, что во время арабо-израильской войны арабские страны наложили эмбарго на поставки нефти союзникам Израиля. Рост цен на нефть привел к снижению темпов экономического развития западных стран. Стало понятным, что концепция «государства благосостояния» исчерпала себя.

В ведущих странах Запада – США, Великобритании, ФРГ – стал меняться состав правящей элиты. Влияние социал-демократов, деятельность которых была связана с политикой «государства благосостояния», ослабло. К власти пришли консерваторы.

На смену политики государства всеобщего благоденствия в результате так называемой «неоконсервативной революции» 70-80-х гг. («тэтчеризм» и «рейганомика») приходит политика неоконсерваторов. Следствием создавшейся ситуации и этой политики стала неоконсервативная революция.

На рубеже 60-70-х гг. XX в. консерватизм стал выступать преимущественно в обличье неоконсерватизма. Его наиболее влиятельными выразителями являются Д. Мойнихэн, И. Кристол, Д. Белл, 3. Бжезинский, Н. Глэйзер, С. Хантингтон. Их нередко называют людьми, «меняющими американскую политику» и обеспечивающими ее «поворот вправо».

Существуют две основные трактовки неоконсерватизма:

1) как современного консерватизма, приспосабливающего традиционные для него ценности к нововведениям постиндустриальной эпохи;

2) как идеологического течения, обогащающегося новыми идеями и выводами в процессе соперничества с либерализмом и социал-демократизмом.

Помня исходный принцип неоконсерватизма, один из его основателей Д. Мойнихэн в 1976 г. утверждал: «Изменение курса во время шторма это способ удержать курс». Однако другой провозвестник этой идеологической доктрины П.

Бергер добавил, что «современная американская идеология консерватизма является по своему воздействию на людей глубоко и безусловно либеральной».

Такая оценка обусловлена тем существенным обстоятельством, что сам по себе либерализм содержит немало важных консервативных элементов.

Одна из наиболее существенных особенностей неоконсерватизмазаключается в том, что наиболее известные его представители (Д. Мойнихэн, И. Кристол, 3. Бжезинский, Д. Белл и др.

) были или до сих пор являются ведущими экспертами правящих политических сил в США, Англии, Австралии, Японии. К числу неоконсерваторов принадлежат и такие влиятельные политические лидеры, как М. Тэтчер, Р. Никсон, Р. Рейган, Г.

Коль, Дж. Буш-старший и Дж. Буш-младший.

Вторая важнейшая особенность этой идеологической доктрины проявляется в том, что, говоря словами П. Стейнфельса, «…неоконсерватизм стал прямым защитником интересов бизнеса.

Излишне говорить, что бизнес, которому относительно долго не хватало идеологической поддержки от академических кругов, с энтузиазмом приветствовал неоконсерваторов». Поэтому, убежден П.

Стейнфельс, «неоконсерватизм не завянет в поисках богатых патронов».

Третья отличительная особенность неоконсерватизма заключается в том, что его ведущие представители являются активными поборниками сциентистско-технократического направления социальной философии. Д.

Белл, в частности, утверждает, что основным инструментом оптимизации современного капитализма и превращения его в постиндустриальное (информационное) общество является новейшая технология. В отличие от индустриального общества в постиндустриальную эпоху, считает Д.

Белл, именно научное знание и его воплощение в технологиях выступают основными источниками богатства и власти, а поэтому решающим средством управления становятся уже не машинные, а интеллектуальные технологии и телекоммуникационные системы.

Четвертая особенность неоконсерватизма в том, что в отличие от своих предшественников, являвшихся открытыми противниками прогресса, современные неоконсерваторы превратились в поборников неотвратимости социально-экономических перемен и инициаторов инноваций, но не «методами толпы снизу», а неспешными изменениями, проводимыми «сверху».

Пятая особенность неоконсервативной идеологии в том, что ее последователи по-новому сконструировали теоретическую модель взаимодействий между индивидом и обществом, гражданином и государством.

Индивид должен рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность сограждан (в отличие от того, что утверждают поборники либерализма), а не надеяться на поддержку государства, государство же призвано сохранять целостность общества и обеспечивать необходимые гражданину жизненные условия на основе незыблемого правопорядка и стабильности существующей экономической и политической системы.

Шестая особенность рассматриваемой идеологической доктрины заключается в обосновании тезиса, согласно которому в условиях углубляющейся глобализации мира, сопровождающейся ростом социальной нестабильности и неустойчивости, лучшими и наиболее эффективными средствами искоренения всяких нестабильностей выступают рыночная система и основанные на идеологии неоконсерватизма принципы порядка и устойчивости, активно внедряемые в жизнь современного общества.

Поборники и лидеры неоконсерватизма выступают за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику, считая, что государство обязано поддерживать частную инициативу, а не ограничивать ее.

В социальной политике они придерживаются трех основных принципов: а) принципа солидарности, основанного на единстве труда и капитала; б) принципа справедливости справедливое распределение доходов, справедливая зарплата, справедливая налоговая политика и т.п.

; в) принципа субсидиарности содействие людям в их самопомощи и в развитии частной инициативы. В идеологическом плане они признают приоритетность принципов свободы над принципом равенства, утверждают, что равенство может существовать только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов.

В политической сфере неоконсерваторы строго придерживаются тезиса: демократия должна быть вертикальной, а вершину ее составляет политическая и экономическая элита.

Неоконсервативные лидеры Запада не отрицали необходимости вмешательства государства в экономику и социальную сферу, но призывали ограничить его, дать простор частной инициативе.

Осуществление на практике тезиса неоконсерваторов «хорошо то правительство, которое мало правит» означало строгую экономию государственных средств и снижение налогов.

Правительства неоконсерваторов стимулировали частное предпринимательство, проводили монетаристскую политику, боролись с инфляцией, поддерживали свободный рынок, верили в его функции саморегулирования.

Наиболее последовательно неоконсервативная модернизация экономики осуществлялась в Великобритании и США («тэтчеризм» в Велкобритании, «рейганомика» в США). Медленнее и сложнее шел этот процесс в странах континентальной Западной Европы, это объясняется тем, что неоконсервативной политике активно противодействовали профсоюзы. Поэтому неоконсерваторы занимали жесткую позицию по отношению к ним.

Неоконсервативные методы модернизации в европейских странах и США, несмотря на то, что их разделяли далеко не все, помогли им выбраться из серьезного кризиса и вступить на путь формирования нового информационного общества.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_85065_neokonservatizm-kak-ideynoe-techenie-neokonservatizm-v-politike.html

Признаки неоконсерватизма

45.Причины возникновения и сущность неоконсерватизма.

Проводя характеристику неоконсервативной идеологии, прежде всего необходимо отметить, что она по своему содержанию, с одной стороны, выступает реакцией на кризисные явления в экономике и политике западных стран в 60-е-70е гг. прошлого века, а с другой – выступает продуктом взаимовлияние либеральных и консервативных идей.

Отчасти окончательное утверждение рассматриваемой идеологии обозначает возврат к постулатам классического либерализма в части некоторых аспектов понимания экономики и хозяйствования, при их подкреплении аргументами консерватизма.

Потребность в подобном синтезе была предопределена тем, что классический либерализм по мнению неоконсерваторов действительно являлся эффективной политической идеологией, способной опосредовать социальную организацию и государственно-властную деятельность, однако ему не хватало «исторического опыта». В этой связи, по мнению сторонников неоконсерватизма, наряду с последовательной программой и осознанием будущих целей политической организации, для политической идеологии необходима опора в виде многолетних традиций.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Признаки неоконсервативной политической идеологии

Анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что в числе основополагающих признаков неоконсервативной идеологии ее сторонниками и современными учеными выделяются:

  • Выступая за достижение формально-юридического равенства последователи неоконсервативной идеологии разделяли точку зрения о том, что равенство может быть лишь в возможностях, но не в условиях и результатах. Иными словами, существующее социальное неравенство возникало и складывалось по объективным причинам, и выступает, в этой связи, следствием естественного неравенства способностей и личных качеств людей;
  • Ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь, в первую очередь, в интересы частной сферы хозяйствования. Так, последователи неоконсервативных идей утверждали, что государству, прежде всего, надлежит создавать условия для реализации личностных факторов: индивидуальной инициативы, личной заинтересованности, знаний, умений и возможностей отдельных лиц, персональной ответственности, и т. д., а не оказывать прямое воздействие на экономические процессы;
  • Государство не должно отказываться от принятых на себя обязательств социального характера, однако при осознании необходимости обеспечения соответствующей деятельности, совершать ее в умеренных пределах – ограничиваться поддержкой слабозащищенных и малоимущих. Иными словами, безвозмездно получать социальные блага могут только те, кто по объективным причинам (в силу возраста, состояния здоровья, и т.д.) не способны обеспечить себя – все остальные должны зарабатывать сами;
  • Особое отношение к политическому участию и политической деятельностью: неоконсерваторами озвучивается тезис о том, что каждый гражданин должен быть политически активен, то есть занятие политической деятельностью не только допускается, но и прямо поощряется со стороны политической элиты. В то же время обладать реальной политической властью должны исключительно политики-профессионалы, имеющие соответствующие способности, специальное образование, а нередко – также особое призвание для участия в политике;
  • Неоконсерваторы не только выступают за сохранение моральных норм и их применение в политической сфере, но и высказывают мнение о необходимости распространения их регулятивного воздействия и на внешнюю политику.

Неоконсервативная экономическая политик, как признак неоконсерватизма

Поскольку одним из обозначенных выше признаков неоконсервативной политической идеологии выступает особое отношение к экономической сфере и сфере хозяйствования, представляется необходимым обратить внимание на то, что одним из ключевых идеологов неоконсерватизма в сфере экономики выступает американский экономист, лауреат Нобелевской премии М. Фридмен. На основе обширных эмпирических исследований он и его последователи доказали основной тезис монетаристской доктрины – уровень деловой активности и эффективности экономики определяется динамикой объема имеющейся в обращении денежной массы. Исходя из этого выводится неоконсервативная экономическая политика.

Основным практическим тезисом данной политики является то, что кредитно-денежная и бюджетная политика не способны существенно улучшить положение дел в экономике страны – в результате роста государственных расходов и бюджетного дефицита во всех случаях будет наблюдаться тенденция к устойчивому росту инфляции.

В этой связи, признаком неоконсервативной политической идеологии выступает убеждение в том, что степень государственного регулирования экономики должна быть максимально ограничена.

Замечание 1

Единственной задачей, которая в силу возложенных фискальных полномочий должна разрешаться правительством – это контроль за обеспечением необходимого объема денежной массы в стране, посредством регулирования эмиссии национальной валюты.

В числе конкретных механизмов, при помощи которых неоконсерваторы планировали ограничить участие государства в экономике выступали:

  • Снижение налогов на доходы, прибыль и собственность, как инструмент повышения количества свободных денег и стимулирования предпринимательской деятельности;
  • Приватизация значительной части государственных приватизаций;
  • Сокращение не жизненно необходимых социальных программ, сокращение величин пособия по безработице;
  • Отмена законодательного регулирования минимального размера оплаты труда;
  • и т. д.

Пример 1

Обозначенные меры нашли практическое воплощение в 1980-е гг. в Великобритании «тэтчеризм», США («рейганомика»), в постсоциалистических странах (Польша, Венгрия, республики бывшей Югославии и др.). Кроме того, схожим образом проводились экономические реформы первой половины 1990-х гг. в России, Украине, Грузии, Армении, Азербайджане, Киргизии.

Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/neokonservatizm/priznaki_neokonservatizma/

11.3. Сущность и основные черты консерватизма и неоконсерватизма

45.Причины возникновения и сущность неоконсерватизма.

Консерватизм(от лат. conservare– сохранять, беречь) как особаяполитическая идеология возник в концеXVIIIв.

в качестве реакции на идеи Просвещенияи изменения в общественной жизни,вызванные Великой французской революцией.

Родоначальниками консерватизма считаютсяанглийский философ ЭдмундБерк(1729–1797) и французские общественныедеятели Жозефде Местр(1753–1821) и ЛуиБональд(1754–1840).

Первоесистематическое изложение идейконсерватизма содержится в книге Э.Берка «Размышления о революции воФранции» (1790). Термин консерватизмбыл впервые употреблен в 1818 г. французскимписателем Франсуаде Шатобрианом(1768–1848).

Вшироком смысле политическимконсерватизмомсчитается система идей, используемаядля оправдания и сохранения любойобщественной структуры независимо отее роли и значения, то есть отрицаниенеобходимости всяких изменений какого-тосложившегося порядка. Консерватизм– это идейно-политическое течение,сторонники которого отстаиваютустоявшиеся ценности и отрицаютнеобходимость перемен.

Консерватизм Э.Берка и его последователей предполагаетзащиту не любых форм общественной жизни,но именно тех, которые базируются натрадиционных устоях и ценностях,моральных и религиозных нормах, прошедшихпроверку на опыте в течение не одногостолетия.

Рис. 15. Признакиконсерватизма

классического консерватизма содержитсяв его ключевых постулатах, приведенныхниже.

  • Ограниченность человеческого разума в понимании смысла и целей общественного развития, места и роли личности в нем. Как утверждал Э. Берк, «ум отдельного человека слаб, и индивидууму лучше черпать из общего фонда, хранящего веками приобретенную мудрость нации». Либерализм в этом отношении отстаивал противоположную позицию – о всесилии человеческого разума.
  • Несовершенство природы человека, в котором, несмотря на достижения цивилизации, всегда скрываются дурные качества.
  • Нравственный абсолютизм, признание существования вечных, непреходящих нравственных идеалов и ценностей. Они не зависят от воли отдельного человека, а в каждом новом поколении формируются общественными и политическими институтами. Политика также должна подчиняться этим незыблемым нравственным нормам.
  • Признание ведущей роли в общественных делах за некоей высшей силой (провидением, Богом), которые формируют общественный порядок во благо людей. Человек должен стараться максимально возможно постичь этот порядок и следовать ему, а не пытаться изменить, исходя из сиюминутных порывов.
  • Традиционализм, основывающийся на единстве прошлого, настоящего и будущего. Прошлое – фундамент настоящего, а будущее – его продолжение. Следовательно, все действия политиков должны опираться на созданные прежними поколениями традиции и ценности.
  • Политический реализм. Политическая практика должна опираться не на умозрительные, пусть и логически безупречные схемы, а на повседневную реальность, обыкновенных людей, устоявшиеся привычки и образ жизни которых нельзя резко изменить по чьему-то желанию. Опыт и привычки помогают найти более правильное решение, нежели логика и разум.
  • Признание равенства людей перед Богом в области морали и отрицание возможности социального равенства. В обществе должны существовать отношения господства и подчинения, но власть следует давать наиболее достойным. Э. Берк предложил назвать такую форму властных отношений меритократией (от лат. meritus – заслуга), то есть власть наиболее достойных.
  • Отрицание необходимости вовлечения в политику широких народных масс. Частные интересы важнее политических, а политика – сфера деятельности элит.
  • Приоритет местных, региональных, национальных, а не общегосударственных ценностей и интересов.

Совторой половины XIXи до 70-х гг. XXвв. консерватизм и либерализм развивалисьво взаимодействии. В частности, либерализмвзял в консерватизме идею порядка впротивовес хаосу, консерватизм заимствовалположение о политическом равенстве инеобходимости реформ для сохраненияустойчивости общества.

Неоконсерватизмвозникает как реакция на кризисныеявления в экономике развитых странпоследней трети XXв. В это время показали свою низкуюэффективность методы государственногорегулирования экономики, предлагавшиесяпредставителями либерального реформизма.

Формированиенеоконсервативных идей в основномсовпало с приходом к власти в СШАреспубликанцев во главе с Р. Рейганом(1980 г.), в Великобритании – консерваторовво главе с М. Тэтчер (1979 г.), в ФРГ – блокаХДС–ХСС во главе с Г. Колем (1983 г.).Виднейшими идеологами неоконсерватизмаявляются Дж.Белл (США) иР. Арон(Франция).

Неоконсерватизмявляется продуктом взаимовлияниялиберальных и консервативных идей.Фактически это новое течение знаменуетсобой возврат к постулатам классическоголиберализма, подкрепляемых аргументамиконсерватизма.

Либерализм рассматриваетсяименнокак оптимальная модель общественногоустройства, базирующегося на многолетнихтрадициях, а попытки отойти от него(неолиберализм), как утверждаютнеоконсерваторы, не привели к решениюпроблем.

Рис. 16. Признакинеоконсерватизма

Выделяютследующие ключевые положениянеоконсерватизма:

  • Равенство признается лишь в возможностях, но не в условиях и результатах.Существующее социальное неравенство возникло объективно и является следствием естественного неравенства способностей и личных качеств людей.
  • Вмешательство государства в экономическую жизнь должно быть ограничено, предпочтение следует отдавать частному сектору. Государство должно создавать условия для реализации личностных факторов: личной инициативы, личной заинтересованности, личных возможностей и личной ответственности.
  • Социальная политика неоконсерватизмаограниченная государственная поддержка слабозащищенных и малоимущих. Получать социальные блага бесплатно могут только те, кто нуждается в них по объективным причинам (старики, инвалиды, сироты), все остальные должны зарабатывать на себя.
  • Политической деятельностью имеет возможность заниматься каждый, но обладать политической властью должны только политики-профессионалы, имеющие соответствующие способности, призвание, специальное образование. Для избежания дилетантизма и неверных решений необходимо сделать отбор в состав политической элиты очень строгим.
  • В области морали неоконсерваторы выступают за сохранение ее общечеловеческих норм и распространение их на внешнюю политику и другие страны, якобы их нарушающие (Югославия, Ирак), укрепление семьи и правопорядка, сохранение религиозных традиций.

Виднейшимидеологом неоконсерватизма в областиэкономики является американскийэкономист М.Фридмен (р. 1912),получивший за свои разработки Нобелевскуюпремию по экономике в 1976 г., главныйпредставитель монетаризма.

На основеобширных эмпирических исследований они его последователи доказали основнойтезис монетаристской доктрины – уровеньделовой активности и эффективностиэкономики определяется динамикой объемаимеющейся в обращении денежной массы.

Исходя из этого выводится неоконсервативнаяэкономическая политика.

Основнымее практическим тезисом является то,что кредитно-денежная и бюджетнаяполитика государства, разработанная вучении Кейнса, не способна существенноулучшить положение дел в экономике.

Следствием такой политики всегдаявляется устойчивая инфляция какрезультат роста государственных расходови бюджетного дефицита.

Кроме того,значительно увеличиваются налоги насамые доходные корпорации, что отбиваету них желание повышать предпринимательскуюактивность.

Фридмени его сторонники отмечают, что в силутрадиционной неповоротливостигосударственного аппарата возникаютвременные разрывы между возникновениемкризисной ситуации, реакцией на нееправительства и реализацией мероприятийпо преодолению кризиса. Вследствиеэтого соответствующие меры могутоказаться бесполезными, а иногда дажеи вредными для экономики, поскольку ужене будут отвечать реальной ситуации впостоянно развивающейся экономике.

Указываяна эти обстоятельства, монетаристыпризывают существенно ограничитьстепень государственного регулированияэкономики. Правительство должно решатьодну ключевую задачу – следить заобеспечением необходимого объемаденежной массы путем регулированияэмиссии национальной валюты.

Дляснижения роли государства в экономикемонетаристы предложили провестиприватизацию значительной частигосударственных предприятий, снизитьналоги на доходы, прибыль и собственность,сократить социальные программы, пособияпо безработице, отменить устанавливаемыйзаконом размер минимальной заработнойплаты.

Эти меры нашли практическоевоплощение в 1980-е гг. в Великобритании«тэтчеризм», США («рейганомика»), впостсоциалистических странах (Польша,Венгрия, республики бывшей Югославиии др.). В монетаристском русле осуществлялисьэкономические реформы в первой половине1990-х гг.

в России, Украине, Грузии, Армении,Азербайджане, Киргизии.

Неоконсерватизмопределяет социально-политическиеотношения в развитых странах как некуюсложившуюся, устойчивую, подчиняющуюсяпроверенным временем традициям систему.

Источник: https://studfile.net/preview/2493018/page:44/

Причины возникновения «новой консервативной волны» и особенности идеологии неоконсерватизма

45.Причины возникновения и сущность неоконсерватизма.

Неоконсерватизмвозникшее в 1970-е гг. идеологическое течение на Западе.

Приставку «нео» («новый») консерватизм получил в результате некоего обновления после довольно долгого перерыва, когда он потерял популярность.

После Второй мировой войны, победы СССР, успехов восстановлении страны, запуска первого спутника и человека в космос, проведения фестивалей молодежи, успеха национально-освободительных движений, во всем мире победу одерживала левая идеология.

Обновленный консерватизм интегрировал в себе все, что противостояло левому, т. е. оказался смесью традиционного консерватизма (без крайностей антисемитизма, фашизма, традиционализма, клерикализма) и либерализма. По меткому выражению И.

Кристола, неоконсерватор — это «либерал, схваченный за горло реальностью».

Зачастую еще вчера они были либералами и даже социал-демократами, но глобальные проблемы современности, углубление культурного и экономического кризиса, проблемы управляемости демократического государства заставили их мыслить по-новому.

Как ни парадоксально, но мыслить по-новому для многих означало мыслить консервативно. В сущности неоконсерватизм стал попыткой спасти либерально-демократические ценности консервативными средствами. Как пишет Кальтенбруннер, современные консерваторы «консервативны, потому что они либеральны».

Чтобы сохранить ценности свободы и демократии в современном мире, надо иметь серьезный противовес в лице сильного государства, способного противостоять партикуляризму отдельных социальных групп.

Такое государство призвано обеспечивать сохранение традиционных ценностей, поддержку семьи, религии, образования, культуры. В широком смысле неоконсерватизм представляет собой целый спектр очень разных идейно-политических течений. Как говорил видный лидер германской социал-демократии В.

Брандт, «сегодня консервативным характеризуется совершенно разное, подчас взаимоисключающее поведение».

Неоконсерватизм отличается тем, что интегрирует в качестве существенных многие либеральные ценности: например, уменьшение государственного регулирования; свободу частного предпринимательства.

Если раньше консерваторы и либералы противопоставляли религию и свободу, то у неоконсерваторов сама свобода стала «религией», т. е.

обязывающей нормой, со своим культом и жрецами, своими заклинаниями и формулами, внешними символами, которым поклоняются, ставят памятники, пропагандируют, насаждают.

В программе неоконсерваторов возрождение авторитета традиционных социальных институтов: семьи, школы, церкви, а также национального самосознания, индивидуальной свободы и единства нации, противостояние социальным программам, миграции, в интересах «коренных» наций, геополитический прагматизм во внешней политике.

Согласно одной типологизации неоконсерватизма, в нем выделяется 3 основных направления.

Во-первых, это либертаризм, как экономоцентрическое течение, представленное именами Ф. Хайека, М. Фридмана и всех, кто исповедует т. н. философию либертаризма. В ее основе лежит идея свободы индивида от всякого принуждения.

Проблема справедливости и равенства рассматривается здесь через призму свободной конкуренции, в которую вступают свободные индивиды в условиях рыночной экономики: «Свободный рынок способен сам обеспечить каждому члену общества возможности для проявления своих способностей»; «Нет — социальной защите!».

Другое направление неоконсерватизма по сути является этноцентрическим. Наиболее яркое выражение оно находит в идеологии «новых правых» во Франции (прежде всего в лице их лидера А. де Бенуа) и ставит во главу угла проблемы культуры и этноса.

С точки зрения «новых правых», европейская культура должна «вспомнить» о своих кельтско-германских корнях и освободиться от чуждого ей по духу влияния иудейско-христианской и арабской (исламской) традиции. В этом варианте неоконсерватизма ярко видно отличие от консерватизма старого, в котором к религии, особенно христианской, было позитивное отношение.

Причем, чаще всего претензии предъявляются не религии как таковой, а христианству, которое, по мнению многих неоконсерваторов, породило в Европе XIX–XX вв. социализм и коммунизм.

В основе третьего и, очевидно, наиболее близкого к консерватизму ортодоксальному, течения остается верность традициям, вечным ценностям и институтам.

Неотрадиционалистам близки идеи, высказанные когда-то Э. Берком, Ж. де Местром и де Токвилем, однако они признают, что «каждое новое поколение нуждается в новом понимании консервативного», т. е. «того, как следует консервативно думать и действовать в данное время».

Для анализа общественных проблем они используют новейшие достижения политической и философской антропологии (А. Гелен), этологии (К. Лоренц), системных исследований (Н. Луман). Значительную роль в т. н. «консервативном наступлении» 1970–80-х гг. сыграл австрийский политолог Г.К. Кальтенбруннер, занимавший антиклерикальную позицию.

В работе «Трудный консерватизм» (1975) он сформулировал 6 основных принципов неоконсерватизма:

1. Преемственность (верность традициям, создание материальных и духовных условий сохранения духовного наследия и идентичности общества).

2. Стабильность (важнейшее условие сохранения ценностей в обществе все более нарастающих революционных изменений).

3. Порядок (гарант стабильности и преемственности, обеспечивающийся такими общественными институтами как семья, профессия, право, государство).

4. Государственный авторитет (сила, способная противостоять разрушительному влиянию групповых интересов и проводящая единую политическую линию).

5. Свобода (возможность индивидуальной и общественной инициативы — в рамках «авторитета и порядка».

6. Пессимизм (недоверие к планам строительства рая на земле, неверие в абсолютную справедливость и гармонию: «определенная доля пессимизма предохранит от иллюзии о счастье для всех, о достижении такого счастья путем реформ»).

Большие место в неоконсервативной мысли занимает творчество немецкого философа Г.

Рормозера, призывавшего к консервативному контрнаступлению на левую идеологию, разрушающую, по его мнению, идентичность немцев, и либерализм, приведший к абсолютизации индивидуализма и атомизации общества. В книге «Кризис либерализма» (1994) Г. Рормозер обращается к учению Г.

Гегеля о нравственном государстве, функция которого состоит не только в упорядочивании отношений внутри общества согласно определенным формальным правилам, но и в наделении общества неким духовным смыслом.

Предоставленное само себе, лишенное духовного смысла, противопоставляющее себя истории, государству и религии общество разлагается; а жизнь человека лишается иного смысла, кроме удовлетворения потребностей (см. Общество потребления).

Для реактуализации гражданских добродетелей, по мнению Рормозера, необходим возврат к христианству. Немецкий ученый обращается к опыту России, считая дехристианизацию советского общества выпадением из истории, а мощное христианское возрождение в 1990-е гг.

— признаком того, что Россия гораздо раньше многих стран вернулась на рельсы консерватизма.

Критикуя либерализм за его утилитарность, антиисторичность, идеологичность, притязания на всеобщность, Рормозер, тем не менее, подчеркивает, что новый консерватизм не должен повторять ошибок консерваторов 1920-х гг.

, а именно вырождаться в слепой антилиберализм, поскольку без таких элементов либерализма, как возможность личной инициативы, открытость общественных процессов, современное общество нежизнеспособно.

Консерватизм должен стать для либерализма тем противовесом, который бы «постоянно поворачивал его лицом к действительности».

Неоконсерваторами были Р. Рейган, М. Тэтчер, Дж. Буш-ст., Дж. Буш-мл. и др.

Теоретики неоконсерватизма — Лео Страус, Г.-К. Кальтенбруннер, Г. Рормозер, С. Хантингтон, П. ьюкенен.

Источник: https://megaobuchalka.ru/1/22072.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий