45. Общественный строй в Российской империи в 18 веке

Общественный строй в Российской Империи в 18 веке

45. Общественный строй в Российской империи в 18 веке

Дворянство В период абсолютной монархии происходило расширение и закрепление привилегий дворян. 26 января 1718 г. принят Указ о подушной переписи, Дворянство объявлялось неподатным сословием в отличие от других групп населения, которые платили подушную подать.

Монопольное право дворян на земельную собственность устанавливалось Указом о единонаследии 1714 г., Жалованной грамотой дворянству 1785 г. Только дворяне могли владеть землей и, следовательно, эксплуатировать живших на этих землях крепостных 'крестьян.

Опорой абсолютной монархии было среднее и мелкое дворянство.

Указом о единонаследии, принятым 23 марта 1714г., вотчиной и поместьем стали именоваться недвижимостью. Создавалась система майората, направленная против дробления дворянских имений и разорения дворянства. Майоратный порядок действовал при наследовании по закону.

Это положение Указа вызвало недовольство со стороны дворян, и в 1731 г. Указ о единонаследии был отменен.

Произошла консалидация дворянства в единое сословие, в 1682 г. Актом об отмене местничества

Табель о рангах, изданный в 1722 г. Способствовал укреплению правового положения дворян
Табель закреплял отмену местничества; титул и звание становились результатом продвижения по службе. Все руководящие должности в государственном аппарате стали занимать дворяне.

С 1762 г. дворяне освобождались от обязательной военной и государственной службы.
Заключительным актом, консолидирующим дворянское сословие и закрепляющим его привилегированное положение, стала Жалованная грамота дворянству, принятая Екатериной II 21 апреля 1785 г

2. Духовенство,Владея большим количеством земли и крестьян, оно представляло собой значительную политическую силу В период абсолютизма, усилилась и правовая регламентация духовенства Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское).

Процесс огосударствления церкви предполагал провести секуляризацию церковного имущества, т. е. его отчуждение и передачу в светское управление. В 1649 г. был создан Монастырский приказ — светское учреждение, в компетенцию которого входило осуществление суда над всеми духовными лицами, кроме патриарха, а также зависимым населением. В 1677 г.

Монастырский приказ упраздняется, а в 1701 г. снова воссоздается. Его компетенция расширилась. В 1649 г. было принято Соборное уложение, которое стало препятствием на пути церковных феодалов к расширению своих землевладений и церковной юрисдикции. Во. второй половине XVII в. на церковь стали распространяться н государственные налоги.

С 1705 г.

служители церкви, не имеющие прихода, стали облагаться особыми денежными сборами, а приходы — сборами на военные и иные нужды.. часть духовенства стала подвергаться военному призыву установлены жесткие правила вступления в духовное сословие.. Духовенство становится наследственным. Кризис феодализма расшатал устои церкви. В 1764 г.

был принят указ, в соответствии с которым церковь лишалась всех вотчин, а монастыри и епархии переводились на штатные оклады.

3. Крестьянство. Основную массу населения составляли феодально-зависимые крестьяне. Они подразделялись на помещичьих, государственных, экономических, посессионных, удельных. 2.

Большинство крестьян принадлежало светским и духовным феодалам (помещичьи крестьяне). В пользу хозяина они несли различные повинности: оброк, барщину и др.

Помещики в отношении своих крестьян обладали широкими правами: распоряжались их имуществом, осуществляли суд по мелким уголовным преступлениям, рассматривали гражданские иски между крепостными. Они могли распоряжаться крестьянами, как и имуществом.

3.

Государственные крестьяне также являлись феодально-зависимым населением. Они несли повинности и платили оброк государству. Вместе с тем правовое положение государственных крестьян было несколько лучше:

они имели право переходить в другие сословия, менять место жительства, их не могли продать.

4. посессионные крестьяне В 1721 г. был принят указ, в соответствии с которым купцам предоставлялось право покупать населенные деревни и приписывать их к мануфактурам. Взамен несения государственных повинностей посессионные крестьяне должны были выполнять различные работы на производстве.

5. экономическими крестьянами. Они несли в пользу государства денежный оброк, не могли подвергаться произвольному переселению, могли быть отданы в рекруты.

6. Удельные (до 1797 г. — дворцовые) крестьяне проживали на удельных землях, принадлежали императорской фамилии

7. Оформлялось городское сословие. В соответствии с регламентом Главного магистрата 1721г .посадское население делилось на знатных, регулярных граждан и «подлых» людей.

Посадское население формировало органы самоуправления — посадские сходы и магистраты. Посадские сходы избирали посадского старосту, членов магистрата и должностных лиц по казенным сборам.

Посадское население несло рекрутскую и постойную повинности.



Источник: https://infopedia.su/18x150c9.html

Вопрос: государственный и общественный строй России в середине и 2 половине 18 века

45. Общественный строй в Российской империи в 18 веке

Общественный строй. Особенность — стремление государства к четкой правовой регламентации положения каждого из четырех сословий.Эконом и полит сословием было дворянство. Оно владело земельной собственностью,принадлежала и большая часть закрепощенного крестьянства.

шёл процесс усиления роли дворянства, как господствующего сословия.При Петре I дворянство представляло собою служилое сословие. Уклонение от службы жестоко каралось. служба была пожизненной, не ограниченной никакими сроками. в 1730 г. был установлен 25 — летний срок службы, начиная с 20 лет.

Петр III Указом о вольностях дворянских в 1762 г. отменил для дворян обязательную службу.Екатерина II при своём воцарении в том же году подтвердила эти дворянские вольности.Во второй половине XVIII века расширились права дворян в отношении крепостных. По указу 1760 г. Они получили право ссылать неугодных в Сибирь.

«Жалованная грамота дворянству» 1785 г. В ней 1)подтверждалось освобождение дворян от обязательной службы, 2) подтверждалось (1782 г.

) право собственности дворян не только на «поверхности земли», но и на полезные ископаемые в недрах земли3) иметь «фабрики и заводы по деревням», заниматься торговлей, 4) получили право создавать свои сословные организации – уездные и губернские дворянские собрания.

духовенство. белое (приходское) и черное (монашество). Духовенство освобождалось от подушной подати, от рекрутской повинности, подлежало церковному суду.

но с 18 века церковь постепенно лишается своих привелегий.Петр I подчинил церковь государству, но секуляризация церковных земель все же произошла лишь при Екатерине II.

В 1764 году церковь окончательно лишалась всех вотчин, было ликвидировано феодальное землевладение церкви.

Церковь превратилась в отрасль государственного управления, финансировавшуюся из казны. сословием.

Крестьяне..Помещичьи или частновладельческие крестьяне:Крепостных крестьян могли продавать и покупать, дарить, менять на другое имущество, закладывать, завещать.Помещичьи крестьяне отбывали барщину на господском поле, платили оброк,причем размер повинности законом не был ограничен и зависел от произвола помещика.

Государственные крестьяне: было лучше, чем частновладельческих. Они платили подушную подать и феодальную ренту государству, но они жили общинами, сохранили общинное самоуправление, хотя и подчинялись государственной администрации. Администрация, , не вмешивалась в их личные дела.

могли заключать гражданско-правовые сделки, обладали правом собственности на свое имущество.Дворцовые крестьяне принадлежали царю, жили на землях, принадлежавших императорской фамилии. Доходы, собираемые с этих крестьян, шли на содержание царского двора.Крестьяне посессионные жили в селах, приписанных к заводам или купленных их владельцами.

Эти крестьяне не могли отчуждаться отдельно от предприятия и составляли как бы его неотьемлимую часть.

Посадское население, не было привилегированным сословием. на него распространялись все налоги, повинности, оно подлежало телесным наказаниям.В 1785г. была издана Жалованная грамота городам. Городское население по этой грамоте делилось на шесть разрядов:1)те, кто имел в городе дом, землю – их называли «настоящими» городскими обывателями.

2)купцы трёх гильдий (первая гильдия от 10 до 50 тысяч рублей, вторая от 5 до 10 тысяч рублей, третья от 1 до 5 тысяч рублей). 3)– ремесленники, записанные в цехи; 4) иногородние купцы и иностранцы. 5) «именитые граждане»: крупные капиталисты, банкиры.

6) посадские люди, занимавшиеся мелким ремеслом, мелкой торговлей.

Основная тенденция рассматриваемого периода – консолидация различных групп внутри каждого сословия и стремление государства к четкой правовой регламентации положения каждого из 4 сословий, имевшихся в то время в стране.

Государственные строй.губернская реформа 1775.Главный смыслприспособлении аппарата к фискальным и карательным целям государства. Вся территория Российской империи была разделена на 50 губерни делились на уезды .

Разукрупнение губерний вело к существенному увеличению численности чиновничества и расширению сети административно-полицейского контроля за населением. Все это должно было укрепить феодально-крепостнический строй в стране.Была учреждена должность генерал-губернатора, обычно управлявшего несколькими губерниями. Полномочия генерал-губернатора были шире, чем губернатора.

Ему подчинялись губернаторы, он принимал экстренные меры в случаях народных волнений, стихийных бедствий и т. д. Провинции по реформе 1775 года были упразднены, количество уездов увеличилось. Для управления уездами создавались особые учреждения – нижние земские суды во главе с капитан-исправником и заседателями, избираемыми местным дворянством.

Крупными городами управляли теперь полицмейстеры, а небольшими – городничие. Губернская реформа 1775 года создала в губерниях сильную власть, обладавшую вооруженной силой и полицией. Реформа законодательно закрепила открытую диктатура дворянства на местах, отдав в руки местным дворянам полицейскую власть в уездах.

В связи с усилением волнений в стране в 1782 году в городах были созданы специальные полицейские органы – управы благочиния. Они подчинялись губернскому правлению и состояли из городничего, пристава по уголовным делам, пристава по гражданским делам и двух ратманов, избиравшихся горожанами. Город делился на полицейские части во главе с частным приставом.

Таким образом, города были опутаны разветвленной системой полицейских органов. В 1731 г.создается Тайная экспедиция Сената. Она развернула особенно бурную деятельность во время крестьянской войны 1773 – 1775 годов. За участие в восстании 1773-1775 годов были осуждены свыше 20 тыс. человек.

Сильная армия, как и полиция, является непременным атрибутом абсолютистского государства. Начало реформирования вооруженных сил относится ко второй половине XVII века. Уже тогда создаются полки «нового строя». Но их было еще немного и основу вооруженных сил все еще составляло дворянское конное ополчение и стрелецкие полки.

29 вопрос: Изменения в гос.устройстве в начале 19 века.Реформаторская деятельность Александра 1.

Развивающиеся капиталистические отношения настоятельно требовали изменения в государственном строе, приспособления его сообразно духу времени.

Александр I и его окружение понимали необходимость изменений, но при непременном сохранении самодержавия и крепостного строя.Императорская власть в 1 половине XIX века фактически не претерпела никаких изменений. Царь оставался самодержавным и неограниченным монархом.

В 1801 году при Александре сложился кружок «молодых друзей», состоящий из прогрессивно мыслящих людей. Кружок получил название «Негласного комитета». Комитет за свои взгляды в чиновных кругах гневно именовался «якобинской шайкой». В него входили В.

Кочубей, участник революционных событий В Париже, Адам Чарторыйский – знаток государственного устройства Англии, 22-летний Петр Строганов.«Молодые друзья» убеждали Александра в необходимости ослабить гнет крепостников, регламентировать крестьянские повинности, преобразовать государственный аппарат.

С 1807 года ближайшим советником царя становится Сперанский.Сперанский разрабатывает сложную, многоступенчатую реформу преобразования Российской империи в правовое буржуазное государство.

В основу которого положил идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (Сенат — высший судебный орган, Государственная Дума – законодательный, министерства – исполнительный).

Сперанский предлагал Российской империи такую политическую структуру, при которой монарх будет делить власть со своим народом и которая привела бы Россию к конституционной монархии.Почему Александр I отказался от согласованного с ним же проекта – остается загадкой.

Из проектов Сперанского осуществился лишь один: 1 января 1810 года был обнародован Манифест о Государственном Совете. В Манифесте мы видим другой государственный орган, нежели тот, который задумывался Сперанским.

В Манифесте Государственный Совет предстает как законосовещательный орган, в котором должны были разрабатываться проекты будущих законодательных актов. Они должны были получать юридическую силу лишь после утверждения их императором.Свою главную задачу — подготовку законопроектов Госсовет осуществлял недолгое время. Со второй четверти XIX века они стали разрабатываться в Собственной его величества канцелярии. Но еще при жизни самого Александра I под давлением реакционных кругов царь часто игнорировал Госсовет, принимал законы без рассмотрения их в Совете. В 20-е годы Госсовет был оттеснен на второй план. Особое значение постепенно приобретала «Собственная его величества канцелярия».Уже в 40-е годы канцелярия состояла из 6 отделений:

1 отделение — контролировало деятельность министров, готовило законы, ведало назначением и увольнением высших чиновников;

2 отделение –занималось кодификацией законов;

З отделение – руководило полицией, вело борьбу с государственными преступлениями, с революционным движением.

4 отделение – занималось женскими учебными заведениями и благотворительными учреждениями.

5 отделение – подготовка проекта реформ по управлению государственными крестьянами.

6 отделение – подготовка предложений по управлению Кавказом. В 1802 году издан царский манифест «Об учреждении министерств». Было создано 8 министерств:

1) сухопутных,

2) морских дел,

3) иностранных дел,

4) юстиции,

5) внутренних дел,

6) финансов,

7) коммерции,

8) народного просвещения. В отличие от коллегий министерства обладали большей оперативностью в управлении, в них усилилась персональная ответственность руководителей.

В 1812 году получил законодательное оформление Комитет министров. В его состав входили: министры, председатели департаментов Госсовета и др. лица .Сенат стал высшим судебным органом, другие его функции сошли на нет.

Синод, как и в XVIII веке, продолжал осуществлять руководство церковью от имени государства, т.е. он был государственным органом.

Местное управление. Реформы начала XIX века не коснулись органов местного управления.

30 вопрос: развитие права в россии в 1 половине 19 века.

В течение XVIII века накопилось огромное количество нормативных актов, требовавших систематизации. Со времени Соборного Уложения 1649 г. кодификацию не проводили, хотя попытки такие предпринимались и при Петре I и при Екатерине II. За все это время было создано 9 комиссий и каждая из них представлялась обществу с шумом, помпезно, но ни одна из них не оставила после себя каких-либо следов.

Девятая комиссия (1797 года), ограничилась лишь составлением оглавления будущего Уложения. Далее сочли необходимым найти ученого юриста, и выбор пал на барона Розенкампфа из Лифляндии. Человек, не знавший России, не знавший даже русского языка возглавил десятую комиссию по составлению Уложения законов. Уволив из комиссии русских чиновников, Розенкампф заменил их немцами, французами.

Естественно, что сделать они ничего не могли. Комиссия зашла в тупик.Очередная попытка кодификации была предпринята в 1804 году. Комиссия под руководством Сперанского создала проекты гражданского, уголовного и торгового Уложений. Но уложения эти не были приняты, так как реакционное дворянство усмотрело в них влияние законодательства французской революции.

Сперанский был отстранен от работы и сослан в Сибирь. Лишь в 1826 году работа по кодификации возобновилась. Николай I возвратил из ссылки Сперанского и поставил его во главе 2-го отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. К 1833 году после изнурительной работы на свет появились 2 грандиозных труда: Полное Собрание законов и Свод действующих законов Российской империи.

После 1649 года в России не осуществлялась публикация собраний законов. Многие законы вообще не публиковались, размножались путем переписывания. Таких актов было обнаружено свыше 2 тысяч. Составители проделали колоссальную работу по выявлению нормативных актов, их сличению.

Вначале были сведены воедино в хронологическом порядке и без изменений все действующие и недействующие законы, начиная с 1649 года. К 1830 году Полное собрание законов было готово. Оно включало 40 томов законов и 6 томов приложений. (Это является примером инкорпорации права). Вместе с тем велась работа по составлению Свода действующих законов.

В Свод были включены лишь действующие акты: некоторые законы подверглись сокращению, из противоречивых актов составители помещали позднейшие. Свод был составлен по определенной системе, соответствующей отраслям права. Он делился на 8 разделов и насчитывал 15 томов (это был пример кодификации права). Кодификация русского права имела большое значение.

Она привела впервые к формированию основных отраслей права: гражданского, уголовного и т.д.Следующим важным этапом в кодификации права была разработка Уголовного Уложения. Ни система преступлений, ни система наказаний не отвечала новым историческим условиям. В 1845 году новое уголовное Уложение под названием «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» было утверждено царем.

Определяя сущность законодательства Российской империи 1 половины XIX века, необходимо отметить следующее: оно было феодально-крепостническим, закрепляло безраздельно господство помещиков над крестьянами и лишь в слабой степени пыталось приспособить право к развивающимся капиталистическим отношениям.

Источник: https://cyberpedia.su/17x8bf4.html

Общественный строй в России в XVIII веке : дворянство

45. Общественный строй в Российской империи в 18 веке

В России процесс формирования сословий завершился значительно позже, чем в странах Запада. Лишь в XVIII в. окончательно оформились сословия шляхетства (дворянство), духовенства, мещан (городских жи­телей) и крестьянства. XVIII в. был периодом безраздельного господ­ства феодальных отношений.

Основными классами по-прежнему оста­вались феодалы и крепостное крестьянство. Сословные реформы Пет­ра I существенно повлияли на социально-классовую структуру обще­ства. Под их воздействием сословное деление, свойственное более ран­ним стадиям развития феодализма, приобретает четко выраженную фор­му.

Главной чертой общественного строя этого времени является консо­лидация основных классов в классы-сословия.

Четкая регламентация их правового положения, значительное количество нормативных актов, фиксирующих место сословий и отдельных их групп в обществе, — важ­нейшая особенность общественного устройства России в XVIII в.

Процесс консолидации феодального сословия начался еще в XVII в. Но тогда различия между отдельными группами господствующего со­словия (боярами, дворянами и иными категориями служилых людей) не могли быть преодолены.

Не было того единого стержня, вокруг ко­торого могло бы произойти сплочение.

Система местничества закры­вала продвижение по государственной службе не только выходцам из других сословий, но и представителям незнатных, неродовитых фами­лий служилых людей.

Центральное место среди нормативных актов, способствовавших консолидации дворянства, занимает Указ о единонаследии от 23 марта 1714 г.

Указ упразднил юридические различия между двумя основными формами феодального землевладения — вотчиной и поместьем, предоставив владельцам поместий право неограниченного распоряжения сво­ими землями, а также установил обязательность государственной служ­бы как для дворян, так и для бояр.

Таким образом, уравняв всех феода­лов в праве собственности на землю и возложив на них в качестве пер­вейшей обязанности служить государству, Петр I заложил основы для возникновения нового сословия.

Оно стало именоваться по примеру Польши и Литвы шляхетством, поскольку дворянами именовался низ­ший слой служилых людей, и для бояр такое название было бы оскорб­лением. Шляхетство — это консолидированное феодальное сословие, объединенное едиными классовыми целями и интересами.

Название «шляхетство» сохранялось до Екатерины II, когда Манифест 1762 г. и акты Уложенной комиссии 1767 г. окончательно утвердили новое назва­ние — дворянство. Личные и имущественные права дворян в XVIII сто­летии постоянно расширялись. В течение века российское дворянство из служилого сословия превратилось в правящее, привилегированное.

https://www.youtube.com/watch?v=i1hDgrzEcTA

В состав шляхетства вошли все служилые разряды Московского государства, дьяки и подьячие, владевшие вотчинами или поместьями.

В дальнейшем в сословие дворянства были включены украинские ка­зацкие старшины, татарские мурзы и князья, грузинские и молдавские дворяне. В состав шляхетства не были допущены служилые люди Мос­ковского государства, жившие на окраинах.

Впоследствии они полу­чили название однодворцев, по своему положению примыкали к госу­дарственным крестьянам.

Способы приобретения дворянства, кроме факта рождения, вклю­чали выслугу. Согласно Табели о рангах получение офицерского чина давало право на личное дворянство.

Оно не передавалось потомству и распространялось только на данное лицо и его супругу. Получение чина, начиная с 8-го класса, порождало принадлежность к потомственному дворянству.

Источником приобретения дворянского звания было так­же получение ордена и пожалование царем.

Принадлежность к дворянскому званию закрепляла запись в «Бар­хатной книге», заведенной в 1682 г. при уничтожении местничества, а с 1785 г. внесение в губернские дворянские книги. С Петра I сословие подчинялось особому ведомству — Герольдмейстерской конторе, а с 1748 г. — департаменту Герольдии при Сенате.

При Петре I служба дворян с обязательным обучением начиналась с 15 лет и была пожизненной. Правительство Петра I строго следило за тем, чтобы дворяне непременно состояли на военной или гражданс­кой службе.

С этой целью проводились периодические смотры не только дворянских недорослей, готовившихся к поступлению на службу, но и всего дворянского состава.

Контроль за прохождением службы дворя­нами осуществлял специально для этого учрежденный при Сенате ге­рольдмейстер.

Военная служба была основным видом государственной службы дворян. Не более одной трети от каждой «фамилии» допускалось к гражданской службе. Указом о единонаследии для всех дворянских де­тей вводилось обязательное обучение «цифири и геометрии». Отказ от учебы влек за собой запрещение жениться.

Дальнейшее образова­ние дворяне получали в одной из академий, созданных при Петре I (Морской, Инженерной, Артиллерийской), или направлялись на уче­бу за границу. Офицерские кадры, кроме того, готовились в гвардейс­ких полках, куда дворянские недоросли зачислялись рядовыми и где становились по завершении обучения офицерами.

«Шляхетству рос­сийскому, — записал Петр I в Воинском уставе, — иной способ не ос­тается в офицеры происходить, кроме что служить в гвардии».

Большая часть дворян тяготилась службой. После Петра царское правительство пошло навстречу пожеланиям дворянства и стало посте­пенно освобождать его от обязательной государственной службы. Пер­вым шагом в этом направлении стал Указ 1730 г., отменивший едино­наследие и тем самым создавший материальную основу для того, чтобы не служить.

Спустя шесть лет Анна Иоанновна установила начало служ­бы с 20-летнего возраста и ограничила 25 годами. Она разрешила так­же одному из сыновей или братьев в дворянской семье оставаться дома и заниматься хозяйством. После издания этого указа установилась прак­тика записи дворянских детей в полки сразу после рождения.

К 25 годам служба заканчивалась, и человек выходил в отставку.

В 1762 г. манифест Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» отменил обязательность обучения дво­рян и обязательность дворянской службы, предоставив решение воп­роса «служить или не служить» на усмотрение дворян.

«Грамота на права и преимущества российского дворянства» Ека­терины II 1785 г. окончательно превратила дворянство в «благород­ное» сословие.

Отныне дворянство становится единым всероссийским сословием, устанавливается наследственный и потомственный характер дворянс­кого достоинства, подтверждается ранее предоставленное дворянам право на владение землей и крепостными крестьянами, освобождение от службы, податей, постоев, телесных наказаний.

Выполняя пожелания дворян, Грамота разрешала им заниматься предпринимательской деятельностью, владеть фабриками и заводами, разрабатывать полезные ископаемые на своей земле. С 1771 г.

появи­лось исключительное право служить по гражданскому ведомству, в чиновничьем аппарате (после запрета принимать на службу лиц по­датных сословий), а с 1798 г. формировать офицерский корпус в ар­мии.

Наконец дворянство получило право на внешние признаки со­словной принадлежности (герб, мундир, экипаж для поездок, запря­женный четверкой лошадей, особые ливреи для лакеев и пр.). Дворя­не стали замкнутой корпорацией.

ПоЖалованной грамоте Екатерины II дворяне получили право со­ставлять особые дворянские общества, избирать свои представитель­ные органы и свой сословный суд.

Органами сословного самоуправле­ния стали уездные и губернские дворянские собрания, проводившиеся один раз в три года, на которых избирались предводители дворянства и их помощники — депутаты, а также члены дворянских судов.

В выбо­рах участвовали все дворяне мужского пола старше 25 лет, имевшие доход с деревень не ниже 100 руб., чин не ниже обер-офицера и при­знанные добропорядочными.

Дворянские собрания выступали как юридические лица, имели имущественные права, участвовали в раскладке повинностей, прове­ряли родословную книгу, подавали императору и в Сенат жалобы, могли исключать из своей среды дворян, «опорочивших себя» и т.п. Предво­дители дворянства оказывали серьезное влияние на губернские и уезд­ные органы власти.

Источник: https://magref.ru/obshhestvennyiy-stroy-v-rossii-v-xviii-veke-dvoryanstvo/

32.Общественный строй России в 18 веке

45. Общественный строй в Российской империи в 18 веке

Большойвклад в развитие общественного строявнесла Екатерина II, реформаторскаядеятельность которой охватила всеобласти государственной, политическойи социальной жизни России XVIII в. Она неоставила без внимания и такую важнуюобласть, как сословное устройствогосударства, которое являлось центромобщественного уклада России.

Дворянство

Однимиз наиболее важных правоустанавливающихдокументов, консолидирующих позициидворянства во второй половине XVIII века,стал Манифест 7 ноября 1775 г., которымсопровождалось обнародование «Учреждения».

Духовенство

Другимпривилегированным сословием былодуховенство, но оно в XVIII в. лишилосьправа владения землей и крестьянами ипотеряло свыше миллиона душ крестьян,секуляризованных государством.

Секуляризацияцерковных имуществ, начатая при ПетреI, была завершена Екатериной II Указом1764 г. Церковь окончательно превратиласьв отрасль государственного управления,финансировавшуюся из казны.

Ее деятельностьрегулировалась Духовным регламентом1721 года.

В процессе секуляризации былиликвидированы многие монастыри, а воставшихся устанавливались строгиештаты различных категорий монахов, чтов несколько раз уменьшило численностьчерного духовенства.

Положениемещанства и крестьянства.

ВXVIII веке наименование «мещане»распространено на все посадское населениероссийских городов. В таком значениитермин мещане употреблен в «Проектезаконов о правах среднего рода городскихжителей», составленном в ходе работыУложенной комиссии 1767 — 1769.

ВМанифесте от 17 марта 1775 года «По случаюзаключения мира с Портою Оттоманской»мещане выделены как податная категориягородских жителей с капиталом менее500 рублей, обязанных платить подушнуюподать, отбывать рекрутскую и другиенатуральные и денежные повинности,мещане с капиталом свыше 500 рублей моглиперейти в купечество с уплатой гильдейскогосбора.

Другая«категория», подвергающаяся постоянномуизменению в собственном общественномположении — крестьянство, которое вРоссии составляло свыше 90 % населения,своим трудом практически обеспечивалосамо существование общества.

Именнооно платило львиную долю подушной податии иных налогов и сборов, которыеобеспечивали содержание армии, флота,строительство Петербурга, новых городов,уральской промышленности и т.д. Именнокрестьяне как рекруты составлялиосновную массу вооруженных сил.

Они жеосваивали новые земли.

Иноеположение было у частновладельческихкрестьян, которые составляли большинство(от 70 % в начале века до 55 % в его конце)от общей массы крестьян. Формально онибыли прикреплены к земле, но фактическипомещики могли их продать и без земли.В 1767 г.

последовало официальное разрешениена продажу крестьян без земли и даже сразлучением семей. Их имущество считалосьпринадлежащим помещику. Гражданско-правовыесделки эти крестьяне могли совершатьтоже только с разрешения помещика.

Ониподлежали вотчинной юстиции помещикаи телесным наказаниям, которые зависелиот воли помещика и законом не ограничивались.С 1760 г. помещики могли своим распоряжениемотправлять своих крестьян на вечноепоселение в Сибирь. Причем получали приэтом рекрутские квитанции, т.е.

сосланныхзасчитывали за рекрутов, сданных вармию, и плюс к тому получали денежнуюкомпенсацию. С 1765 г. помещики таким жераспоряжением могли отправлять крестьянна каторжные работы. Указ 1767 г. запретилкрестьянам подачу жалоб на помещиков.Жалобы теперь наказывались плетьми иотправкой на каторгу.

Крестьяне платилиподушную подать, несли государственныеповинности и феодальную поземельнуюренту помещикам в форме отработки илиоброка, натурального или денежного. Таккак хозяйство было экстенсивным, товозможность роста доходов помещикивидели только в увеличении барщины илиоброка. Барщина к концу века сталадоходить до 5-6 дней в неделю.

Иногдапомещики вообще устанавливали семидневнуюбарщину с выдачей месячногопродовольственного пайка (“месячины”).И это уже вело к ликвидации крестьянскогохозяйства и деградации феодализма крабовладению, ведь увеличение оброкане могло быть больше, чем могла датьдоход переданная в надел крестьянинуземля.

Следующаякатегория: посессионные крестьяне.Отсутствие рынка свободной рабочейсилы вынудило правительство обеспечиватьпромышленность рабочей силой путемприкрепления целых деревень (крестьянскихобщин) к заводам.

Барщину они отрабатывалив течение нескольких месяцев в году назаводах, т.е. отбывали “сессию”. Отсюдаи название — посессионные. Их насчитывалосьот 60 тыс. в 60-е годы до 100 тыс.

приписныхревизских мужских душ в 80-е годы XVIIIвека.

Закрепощениекрестьян затрудняло развитиепромышленности, т.к. лишало ее свободныхрабочих рук, нищее крестьянство не имелосредств на покупку промышленных изделий.

Иными словами, сохранение и углублениефеодально-крепостнических отношенийне создавало рынка сбыта для промышленности,что в совокупности с отсутствием рынкасвободной рабочей силы являлосьсерьезнейшим тормозом в развитииэкономики и обуславливало кризисфеодально-крепостнического строя.

Источник: https://studfile.net/preview/4593221/page:18/

Uchebnik-free
Добавить комментарий