45 ГРАЖДАНСКОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Гражданское политическое воспитание

45 ГРАЖДАНСКОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Гражданское политическое воспитание — это система общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания.

Оно гражданское потому, что определяется принципиальными общегосударственными, конституционными мировоззренческими позициями, воплощающимися в реальную практику общественных отношений. Оно политическое потому, что обеспечивает уяснение школьниками идеалов и целей, стратегической и тактической линии строительства правового государства по обеспечению коренных интересов большинства народа.

Система гражданского воспитания включает в себя: комплекс целей-функций, формируемых с учетом возрастных возможностей усвоения общегражданских и общечеловеческих политических идей детьми; содержание и формы гражданского воспитания в школе, во внешкольных и общественных организациях, средств массовой информации, трудовых коллективов.

Цели-функции гражданского политического воспитания:

Образовательная (раскрыть школьникам общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации перестройки и обновления общества, вооружить школьников умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи).

Воспитательная функция проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно-гражданскую деятельность. В ней происходит формирование у школьника чувств патриотизма и интернационализма.

Развивающая функция вытекает из образовательной и воспитательной функций.

Гражданско-политическое познание и деятельность формируют способность политического мышления, умения каждый общественно важный факт, событие осмыслить с позиций нового политического мышления.

Школьники учатся самостоятельно разбираться в потоке политической информации, давать ей оценку, противостоять манипулированию их сознанием.

Цели-функции гражданского политического воспитания реализуются в целостном педагогическом процессе с учетом возрастных возможностей и особенностей детей.

Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран.

Особое место в интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения. Формирование гражданина, патриота начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традициям.

Формирование чувства привязанности к родным местам -один из компонентов патриотического воспитания. По мере овладения знаниями школа призвана воспитывать у детей чувство любви к нашему Отечеству.

Высокое чувство любви к Родине может сложиться лишь в результате целой системы средств воспитания, включающей в себя пропаганду, пример, организацию поведения и деятельности учащихся. Огромное значение в воспитании патриотических чувств принадлежит учебному процессу.

Знание является важнейшей предпосылкой для возникновения патриотических чувств.-Урок является источником получения знаний о Родине.

Для патриотического и интернационального воспитания широко используется краеведческая работа, изучение трудовых и боевых традиций народа, участие в деятельности различных обществ (общества охраны памятников истории и культуры, обществ дружбы с зарубежными странами).

Элементом гражданского воспитания является общечеловеческое воспитание. Механизмами его осуществления являются познание, общение и деятельность. В ходе обучения и воспитания дети узнают о глобальных противоречиях, осознают их, принимают участие в деятельности, направленной на защиту мира, на взаимодействие и взаимопонимание между народами, на сохранение окружающей среды.

Органическая составная часть гражданского воспитания — формирование правового сознания и правопослушного поведения подрастающего поколения. Цель правового воспитания — ввести молодежь в сложные правовые общественные отношения, с помощью права решить ряд воспитательных проблем.

Школьник должен овладеть элементарной юридической грамотностью, осознает права, обязанности и правовую ответственность.

Среди механизмов осуществления правового воспитания большое значение имеет формирование прочной нравственно- правовой эмоциональной основы, стимулирование борьбы с аморальными проявлениями и правонарушениями.

Источник: https://studopedia.su/15_47547_grazhdanskoe-politicheskoe-vospitanie.html

Гражданское воспитание

45 ГРАЖДАНСКОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Один из важных моментов воспитания ребенка, на который должны обратить внимание не только родители, но и учебные учреждения – это воспитание в человеке гражданина своей страны, осознающего себя единым целым со своей Родиной, готового защищать свое государство и свободу.

Воспитание гражданственности начинается в раннем детстве – с рассказов родителей об истории, культуре, национальных традициях, природе и достижениях своего государства.

Именно родители, личным примером, прививают ребенку уважение и чувство гордости за свое отечество, ответственность за судьбу своей страны, бережное отношение к национальным традициям и умение находить общий язык с другими нациями и культурами.

Гражданское воспитание школьников

Не только на семье, но и педагогах учебных учреждений для школьников лежит ответственность за гражданское воспитание учащихся. Для этого современная методика гражданского воспитания школьников включает в себя формирование патриотизма с переходом от конкретных моментов в жизни до абстрактного, общего понимания гражданственности.

Именно с бережного отношения к своему дому, школе, уважения к одноклассникам и учителям, знания и понимания истории своего рода, города, изучения местных традиций и фольклора начинается понимание ценности семьи, малой родины и своей страны.

Чувство любви к своему отечеству у ребенка должно быть наполнено личностными эмоциональными переживаниями и связями, а патриотизм должен опираться на осознание себя единым целым со своей нацией и государством.

Не стоит забывать, что патриотизма не бывает без уважения к другим странам и народам, обладающим собственной культурой и государственностью, как к равноправным и равноценным по сравнению с собственной культурой.

В наш век Интернета молодые люди разных стран имеют возможность общаться между собой, постепенно становясь единым целым с мировой культурой, но иногда теряя ощущение принадлежности к собственной.

Молодые люди могут наглядно увидеть и узнать, как живут их сверстники в других странах, но при этом проблемы с самореализацией в собственной стране могут вызвать чувство неудовлетворения своей национальной и гражданской принадлежностью.

И это сложно изменить в молодом возрасте, если в свое время семья и страна, в которой проживает человек, не сумела привить осознание себя, как гражданина своей Родины. Но в этот момент работа может быть направлена на развитие человеческого достоинства, началом которой становится неуважение со стороны других наций к той, что сама себя уважать не научилась.

Необходимо развить в человеке гордость за историю, достижения, культуру, язык своей страны, понимание ее самобытности и равной значимости среди других культур, а для этого нужны знания всего, что принес в культуру опыт прежних поколений.

Именно на желание получить знания своей культуры, истории, науки должна быть направлена работа по гражданскому воспитанию молодых людей.

Составляющие системы гражданского воспитания

В комплексе гражданского воспитания можно выделить следующие аспекты:

  • воспитание политической культуры (включает воспитание в человеке собственных политических взглядов, убеждений и гражданской позиции);
  • воспитание правовой культуры (включает воспитание уважения к правовым нормам и законам страны, собственные моральные принципы, желание получить элементарную юридическую грамотность).

Для этого используются такие методы, как учебный процесс, самообразование, просветительская работа в СМИ, внеклассные воспитательные занятия, работа семьи и общественных организаций, усилия которых направлены на воспитание в человеке гражданина.

Как заставить ребенка читать? Книга – друг человека. Но почему в последнее время дети все меньше и меньше читают, отдавая предпочтение другим увлечениям? Как изменить себя, чтобы изменить к лучшему ребенка и привить ему вкус и любовь к чтению? Об этом и многом другом и пойдет речь в нашей статье.Как часто слышат родители от ребенка эту фразу! Но что делать в такой ситуации? Пытаться надавить или поговорить и понять, как помочь? Обсудим основные причины нежелания ходить в школу и способы решения проблем.
Военно-патриотическое воспитание В наши дни, когда нравственность молодежи, к сожалению, падает, нельзя переоценить важность военно-патриотического воспитания детей. Сегодня мы расскажем вам об этом подробнее в нашей статье.12 лет — переходный период к стадии взросления, который дети перерастают по-разному, и важно направить ребенка по правильному течению, не упустить момент,если вдруг что-то собьет его с верного пути. В этом помогут кружки по интересам, которые займут часть свободного времени ребенка, чтобы он не был предоставлен сам себе, но и в то же время занимался любимым занятием.

Источник: https://womanadvice.ru/grazhdanskoe-vospitanie

Гражданское воспитание школьников

45 ГРАЖДАНСКОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Воспитание гражданина — одна из основных задач образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания учащихся, школа прежде всего сосредоточивает свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни.

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества — особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.

Разработка вопросов гражданского воспитания в педагогике имеет свою историю. В западноевропейской античной и классической педагогике оно связано с именами Платона, Аристотеля, Ж.Ж. Руссо и др.

Если первые связывали проблемы гражданского воспитания прежде всего с формированием уважения к государству, законопослушания, то последний видел основу гражданского воспитания в свободном развитии личности, в создании условий для самовыражения.

Наиболее полно теория гражданского воспитания в зарубежной педагогике была разработана немецким педагогом Г.Кершенштейнером, отмечавшим необходимость целенаправленного формирования гражданственности.

В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена и др. Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д.Ушинским, основывалась на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитании гражданина.

Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. В известной книге В.А.

Сухомлинского «Воспитание гражданина» в определенной мере обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию.

Особое место в этой работе уделялось формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности.

гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения.В толковом словаре В.И.Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник»[57]. Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей Родине.

Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме — уважение и солидарность с другими народами и странами.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа.

Патриотическое и интернациональное воспитание в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. Прежде всего, патриотическое воспитание предполагает организацию работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран.

Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.

Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.

Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.

Правовая культура и предупреждение правонарушений в детской среде. Задачи правового воспитания заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы они приобрели для них личностный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении.

Динамику личностной деформации можно представить последовательностью следующих этапов: появление пробелов и искажений в нравственно-волевой сфере личности; превращение их в относительно устойчивые взгляды и привычки; формирование мотивации предпочтительного поведения, включающей антиобщественные цели и средства; соответствующие искажения нравственно-правового сознания в части пределов дозволенного поведения; правонарушение; систематическое правонарушение; систематическое правонарушающее поведение; преступление.

Учащемуся, склонному к совершению правонарушений, всегда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным ценностям. «Дефективность сознания, — отмечал А.С.

Макаренко, — это, конечно, не техническая дефективность личности, это дефективность каких-то социальных явлений, социальных отношений — одним словом, прежде всего, испорченные отношения между личностью и обществом, между требованиями личности и требованиями общества»[58].

Истоки деформации нравственного и правового сознания школьников лежат, как правило, в семье. Неблагоприятной для формирования личности ребенка является семья не только с явной деградацией ее взрослых членов (пьянство, драки, судимости и пр.

), но и та, где за чисто внешним благополучием скрывается атмосфера стяжательства, оправдывающая в глазах этой семьи любые средства наживы.

В такой атмосфере у детей воспитывается пренебрежение к труду, ориентация на «выгодную» работу, корыстные предпочтения в выборе трудовой деятельности, ложно понимаемые престижные устремления.

Результатом «потребительского воспитания» чаще всего становится установка на удовлетворение потребностей любыми способами, в том числе и асоциальными. Дети из подобных семей обычно отличаются высокой криминальной активностью.

Для подростка одобрительное мнение членов его группы о совершаемых им аморальных и противоправных поступках представляется более значимым и важным, чем осуждение тех же поступков взрослыми — родителями, учителями и т.п. Вот почему так важно положительно влиять на мотивы и характер действий неформальных групп, придавать им общественно ценную направленность.

В работе по предупреждению правонарушений среди учащихся можно выделить следующие этапы:

· устранение обстоятельств, которые способствуют формированию правонарушающего поведения (неблагоприятные условия жизни и воспитания), до того, как эти обстоятельства существенно сказались на поведении (ранняя профилактика);

· оздоровление среды, условий жизни и воспитания учащихся, которые пагубно влияют на них, и одновременно коррекция их личностной позиции (первый этап непосредственной профилактики);

· аналогичные меры в отношении лиц, уже совершающих правонарушения и находящихся поэтому в сфере внимания правоохранительных органов: инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, участковых инспекторов (второй этап непосредственной профилактики);

· правовоспитательные воздействия на учащихся, систематически совершающих правонарушения, т.е. таких, поведение которых позволяет прогнозировать реальную опасность перехода на преступный путь (третий этап непосредственной профилактики);

· работа с учащимися, уже совершившими преступление, если наказание или заменяющие его меры не предусматривают их изъятия из коллектива (профилактика рецидива).

Предупреждение правонарушений среди учащихся — одно из центральных направлений правовоспитательной деятельности школы, семьи и общественности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/17_129907_grazhdanskoe-vospitanie-shkolnikov.html

Гражданское воспитание личности

45 ГРАЖДАНСКОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

На современном этапе гражданское воспитание выступает как самостоятельное направление в системе воспитания и трактуется как целенаправленный, специально организованный процесс формирования устойчивых гражданских качеств, характеризующих личность как субъекта правовых, морально-политических, социально-экономических отношений в государственно-общественном образовании.

Цель и содержание гражданского воспитания учащихся

цель гражданского воспитания – формирование гражданственности как интегративного качества личности, которое заключает в себе внутреннюю свободу и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, воспитание и гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. 

Гражданственность как качество личности воспитывается педагогами в школе, родителями в семье и определяется особенностями государственного устройства,  уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества. Так же в гражданском воспитании важную роль играют общественные объединения и организации, в которых принимают участие дети.

В каждом обществе вырабатываются свои взгляды, идеи и нормы, которые определяют гражданское сознание, однако для усвоения личностью этих норм необходима грамотная система воспитательной работы. Таким образом, сформированное гражданское сознание поможет личности оценивать социальные явления и процессы, а также свои поступки и действия с позиции интересов общества.

Идеи гражданского воспитания в педагогике

Становление концепций гражданского воспитания насчитывает многолетнюю историю.

В античной классической педагогике философами  Платоном и Аристотелем были даны теории воспитания личности. Они связывали гражданское воспитание с формированием уважения к государству и законопослушания. 

Французский философ эпохи Просвещения Ж.-Ж. Руссо высказал идею о том, что основу гражданского воспитания составляет свободное развитие личности, ее качеств, существование условий для ее самореализации.

Наиболее полно концепция гражданского воспитания в зарубежной педагогике была представлена немецким педагогом Г. Кершенштейнером, который отметил важность  целенаправленного формирования гражданского воспитания, необходимость знания истории государства, политической образованности масс.

Исследованиям в области гражданского воспитания уделялось значительное место в работах российских  педагогов и мыслителей. В отечественной педагогике идеи гражданского воспитания отразились в трудах А. Н. Радищева, К.Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, A. И. Герцена и других.

Педагог и писатель К. Д. Ушинский сформулировал идею народности в воспитании, которая основывается на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитания гражданина.

Философ Н. Г. Чернышевский развил мысль о великой роли воспитания, которое решает участь человека. По его мнению, целью воспитания является «формирование активной личности, озабоченной общественными интересами». 

Великий гуманист В.Г. Белинский большую роль отводил семье в процессе воспитания личности, в свою очередь обязанностью учебных заведений, по его мнению, было стремление сделать детей учеными, гражданами, членами государства. В.Г. Белинский считает, что каждый, согласно своим способностям, «должен найти место и в человечестве, и в гражданском обществе».

  Гражданская деятельность, помимо искусства, романтики, знаний и других составляющих внутреннего мира человека, является неотъемлемой частью жизни личности. Идеальный человек – это тот, кто, прежде всего, является сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы. Так В.Г.

Белинский подчеркивает, что человек –существо социальное.

Педагог А.И. Герцен отмечает, что личность «не может не отражать в себе свое время, свою среду».  Истинный гражданин не может быть лишь созерцателем, «пассивным продуктом своей среды», он должен быть «деятелем, творцом, борцом», должен жить интересами Родины.

Советская педагогика трактовала гражданское воспитание в аспекте приобретения опыта коллективной деятельности. Так, в книге В. А. Сухомлинского «Воспитание гражданина» описана деятельность советской школы по гражданскому воспитанию ребенка, влиянию школы, семьи и общественных организаций на воспитание гражданственности.

Таким образом, отечественная педагогика всегда отличалась гуманистической и духовной направленностью.

Ярчайшие представители отечественной науки трактовали вопросы гражданского воспитания в широком социальном контексте проблемы взаимодействия личности и общества, призывали к формированию качеств личности в соответствии с идеалами добра и общественной пользы. Гражданское воспитание было нацелено на формирование чувства долга, служение интересам общества и государства, на воспитание граждан-патриотов. 

Идея гражданского воспитания имеет общечеловеческую значимость и ценность. Прогрессивные идеи отечественной педагогики легли в основу воззрений последующих поколений ученых. Важно, чтобы сегодня гражданское воспитание стало залогом обретения общенациональных ценностей, сохранения единства и стабильности общества, повышения духовно-нравственного уровня и социальной культуры населения.  

Патриотическое воспитание. Формирование культуры межнационального общения

Важным аспектом гражданского воспитания в школе и семье является патриотическое воспитание, воспитание ненасилия и межнационального общения, правовой культуры личности.

Патриотизм как качество личности выражается в любви к своей Родине, в готовности быть преданным и защищать ее. Высокий уровень межнационального общения предполагает чувства интернационализма и равенства всех народов. Так, основой патриотизма является идея уважения и любви к своей Родине, интернационализма — уважение и солидарность с другими народами и странами.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения включают в себя следующие процессы:

  • включение учащихся в активный труд на благо своей Родины;
  • формирование бережного отношения к культурным ценностям, обычаям народа, его истории;
  • воспитание любви к Родине, готовности ее защищать;
  • установление дружественных отношений с представителями других стран, изучение культуры и традиций разных народов.

Патриотическое и интернациональное воспитание реализуется с помощью различных методов. Важную  часть в патриотическом воспитании занимает организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, а также символики других стран. Изучение истории Родины, ее природного края, культурных традиций укрепляет чувства любви ребенка к своему Отечеству.

Правовая культура и предупреждение правонарушений учащихся

Для того, чтобы дети знали и выполняли правовые нормы в своем повседневном поведении, необходимо формировать грамотную правовую культуру учащихся.

Правовая культура  —  это элемент общей  сложившейся  социальной культуры,  которая определяется  степенью правового сознания и правовой активности общества. 

Учащиеся, которые склонны к совершению правонарушений, чаще всего имеют искаженные знания и представления о социальных ценностях. Истоки  деформации нравственного и правового сознания школьников находятся в первую очередь в семье.

Неблагоприятную атмосферу для формирования личности ребенка содержат семьи, члены которых имеют отклоняющиеся поведение  (алкоголизм, судимость, наркомания т.д.), а так же семьи, где за внешним благополучием скрывается неблагоприятный психологический климат и  тяжелая эмоциональная обстановка.

Поэтому одним из условий предотвращения правонарушений является эффективная работа с семьями учащихся.

Так же для подростка важно мнение его сверстников, поэтому необходимо положительно влиять на мотивы и характер действий неформальных групп, придавать им общественно ценную направленность.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/psihologija-i-pedagogika/grazhdanskoe-vospitanie-lichnosti/

Uchebnik-free
Добавить комментарий