45.Административно-судебные реформы царизма в Казахстане в 1867-1868 гг.

Административно-судебные реформы царизма в Казахстане в 1867-1868 гг

45.Административно-судебные реформы царизма в Казахстане в 1867-1868 гг.

Реформа 1867-1868 годов в Казахстане 11 июля 1867 года царь Александр II утвердил Положение об управлении Семиреческой и Сырдарьинской областями. 21 октября 1868 года царь Александр II утвердил Временное положение об управлении в Уральской, ГургайскоЙ, Акмолинской и Семипалатинской областями.

Вся территория Казахстана делилась на три генерал- губернаторства: Туркестанское, Оренбургское, Западно-сибирское. Каждое генерал-губернаторство состояло из областей. Территория бывшего Букеевского ханства в 1872 году была включена в состав Астраханской губернии, а Мангистау позже вошло в Закаспийскую область.

Во главе генерал-губернаторства стоял генерал-губернатор, ему принадлежала военная и гражданская власть. При военных губернаторах создавались областные правления, состоящие из трёх отделов: хозяйственного, судебного, распорядительного. По реформе потомки Чингис-хана — султаны — обеспечивались пожизненной пенсией и освобождались от налогов.

Низшим звеном колониальной судебной системы в Казахстане были суды биев и казиев. Самым тяжёлым последствием реформы было объявление казахских земель государственной собственностью Российской империи.

Завершение присоединения Казахстана совпало с реформами в самой России. Отмена крепостного права, реформы, направление на развитие капиталистических общественных отношении не могли не затронуть Казахстана. Он испытывал на себе активный процесс колонизации.

Чтобы придать ему целенаправленный и систематический характер царское правительство решило создать в Казахстане административное управление, приближенное к российской системе и максимально отвечающее интересам метрополии.

Для подготовки реформ в 1865 году была создана специальная Степная комиссия, в которую пошли представители министерства внутренних дел, военного министерства, местные представители, эта комиссия должна была выработать проект реформ. В 1865-1866 годах комиссией был составлен проект но управлению Казахской степью, оформленный в виде двух документов.

11 июля 1867 года Александр II подписал Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях», а 21 октября 1868 года «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства».

Согласно реформе вся территория Казахстана делилась на три генерал-губернаторства: Туркестанское, Оренбургское, Западно-Сибирское. Вся полнота военной и гражданской власти сосредоточивалась в руках генерал-губернатора, а Туркестанский генерал-губернатор вдобавок имел право вести дипломатические переговоры с Китаем и Ираном.

Система управления носила военный характер. Генерал-губернаторства состояли из областей. Областные правления состояли из трех отделов: распорядительного, хозяйственного и судебного. Председателем правления был вице-губернатор, он имел советников, отделы правления возглавляли старшие советники.

Пограничные области: Семиреченская и Сырдарьинская занимались пограничными делами. Области делились на уезды, их было 34. Уезды возглавляли уездные начальники — офицеры, которые назначались генерал-губернатором по представлению военных губернаторов областей. Уездный начальник имел помощников — старшего и младшего.

Во всей этой иерархии представители местной родовой верхушки и султанской знати могли занять лишь должность младшего помощника уездного начальника.

Уездному начальнику подчинялись полиция, военные части. Уезды делились па волости по территориальному принципу. Волости делились на административные аулы, состоявшие из хозяйственных аулов.

В административные аулы входило от 100 до 200 кибиток; в волости от 1000 до 2000, иногда до 3000 кибиток. Волостные управители и аульные старшины избирались каждые три года тайным анием и утверждались вышестоящим начальством.

Султаны обеспечивались пожизненной пенсией и освобождались от всяких налогов.По реформе судебное устройство в Казахстане имело несколько уровней. Сохранились суды биев и казиев на основе адата и шариата. Они функционировали на уровне аула.

Уездный, военный суды действовали на основе общеимперских законов и занимались такими делами, как государственная измена, сопротивление властям, порча государственного имущества, убийство должностных лиц и т.п.

44. Восстание в Уральской (1868г.), Тургайской (1869г.) областях (1870г.).В декабре 1868 года антиколониальное восстание началось в Тургайской и Уральской областях и длилось оно по октябрь 1869 года. К весне 1869г. Сформировались вооруженные отряды повстанцев, они бойкотировали правительственные комиссии, оказывали вооруженное сопротивление царским отрядам. Восстание возглавили Сеил Туркебаев, Беркин Оспанов, они контролировали территорию по реке Эмба. Для подавледния восстания были посланы значительные карательные силы из солдат и офицеров Московского, Петербургского, Харьковского, Казанского военных округов, всего было сосредоточено 5300 человек и 20 орудий, не считая горнизонов укреплений. Во время наступления карателей восставшие сосредоточились по рекам Уил, Сагыз, Эмба. 6 мая 1898 года они атаковали около урочища Жамансай отряд фон Штемпеля из 20 всадников и роты пехоты. В течение семи дней около 20 тысяч повстанцев держали его в осаде, отряд вернулся в Калмыковскую крепость. Также сражение состоялось у реки Ашыбулак с отрядом майора Пирогова. С марта по июнь 1869 года на аулы султанов, биев, волостных управителей и аульных старшин было совершено 41 нападение с участием примерно 3 тысячи человек. Напуганные размахом восстания царские власти потребовали решительных действий по его подавлению. Карательную экспедицию возглавил сам военный губернатор Уральской области Веревкин, под командованием которго был войсковой отряд свыше 1700 человек. Восстание было подавлено. Основную массу восставших составили бедные казахи, шаруа, которые несли все тяготы колонизаци, участвовали в нем практически все слои общества. После подавления восстания каратели устроили расправу над его участниками.
45. Переселенческая политика во второй половине 19 – начале 20 века Подготовка переселения русских и украинских крестьян в Казахстан. Завершение завоевания Казахстана совпало с буржуазными реформами в России середины XIX в. Отмена крепостного права не разрешила аграрного вопроса. Крестьянские волнения продолжались. В этих условиях правительство приняло ряд мер по отвлечению крестьян от революционного движения. Одна из них — активизация переселенческой'политики. Переселение крестьянства на восточные окраины не только разрешало земельный голод в центральных губерниях России, но и создавало в их лице опору правительства на новом месте. Поэтому царское правительство в середине 60-х годов XIX в. перешло от военно-казачьей колонизации к массовой. На местах подготавливались меры по колонизации казахской степи и заселению ее русскими крестьянами. По инициативе военного губернатора Семиреченской области Колпаковского в 1868 г. были разработаны «Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье», действовавшие до 1883г. По «Временным правилам» переселенцам определялся ряд льгот: наделение землей в размере 30 десятин на душу (мужскую), освобождение от налогов и всякого рода повинностей сроком на 15 лет, выдача ссуды до 100 рублей. В 1883 г. ,в связи с переходом Семиреченской области в состав Степного генерал-губернаторства местная администрация разработала «Правила о поземельном устройстве оседлого населения области». Новые правила несколько урезали привилегии переселенцев. Земельный надел уже определялся в 10 десятин на мужскую душу, от налогов освобождались только на три года, а в последующее трехлетие вносили их в половинном размере.В 1886 г. было разработано «Положение об управлении Туркестанским генералом-губернаторством». По этому документу устанавливался размер надела в 10 десятин на мужскую душу, переселенцы освобождались от налогов и повинностей на пять лет, а в течение последующего пятилетия выплачивали их в половинном размере.Специальное положение «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли и о порядке причисления лиц, означенных сословий, переселившихся в прежнее время» от 13 июля 1889 г. допускало переселение только с предварительного разрешения министров внутренних дел и государственных имуществ. Размеры надела определялись местными властями.Переселенческое движение в конце XIX в. Одним из проводников аграрной политики самодержавия в жизнь был Комитет Сибирской железной дороги. Транссибирская железнодорожная магистраль, строительство которой началось в 1891 г. должна была проходить по Северному Казахстану. «Особый комитет Сибирской железной дороги» в трех уездах Акмолинской области отводят 2 241 503 десятин земли для переселения J 60 тыс. крестьян.С середины 90-х годов XIX в. началось интенсивное переселение в Сибирь и Казахстан. Для выявления излишков земли и зачисления ее в «переселенческий фонд» была организована специальная экспедиция, руководимая известным исследователем Казахстана Ф. Щербиной. В 1896-1902 гг. были изучены !2 уездов Тургайской, Акмолинской. Семипалатинской областей. На основе собранных материалов половина всей земли у казахского населения изымалась*После отмены крепостного права в Казахскую степь и Сибирь началось стихийное переселенческое движение из центральных губерний. Крестьянская колонизация охватила почти все области Казахстана, образовались тысячи русских селений. Так, поданным переписи 1897 г. в Акмолинской области русское население составляло уже 33 процента. В 90-х годах в Северном Казахстане обнаружился «недостаток» земель под переселенческие участки. Для обеспечения прибывших крестьян правительство создавало «переселенческий земельный фонд». Для его создания.у .местного населения отнимались большие земельные массивы, удобные для земледелия.После завоевания Южного Казахстана Россией крестьяне переселились и в южные районы Казахстана. К 1882 г. было переселено около 14 тыс. крестьян, образовано 5 уездов и около 80 населенных пунктов.Крестьянская колонизация охватила также Сырдарьинскую область, главным образом Чимкентский. Ташкентский и Аулие АтинскиГ: уезды. В конце XIX в. в области образовалось около 40 новых поселков, где проживало 2,5 тыс. семей. Голод 1891 г. в России вызвал особенно большой приток переселенцев в Казахстан. Масштабы переселения были столь велики, что царское правительство вынуждено было его ограничить.В результате переселенческой политики царизма основные плодородные земли были переданы русским крестьянам, а казахи согнаны в безводные, малопригодные земли. Изменялось демографическое лицо Казахстана. Согласно данным всеобщей переписи 1897 г. удельный вес казахов сократился в Казахстане до 87,1% . Из проживавших 4 471,8 тыс. казахи составляли 3 399,5, русские и украинцы — 532,7, татары — 55,4, узбеки — 73,5 тысячи, уйгуры -56 тыс. Переселенцы были заселены в основном на стратегических пунктах н вооружены огнестрельным оружием. Таким образом, они служили военно-агрессивной внешней и военно-феодальной внутренней политике России.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/39186.html

Административные реформы 1867-1868 гг. на территории Казахстана

45.Административно-судебные реформы царизма в Казахстане в 1867-1868 гг.
0 Административные реформы

Подготовка реформы.

Последняя треть XIX в. — важный и во многом переломный период в истории Казахстана. Это время полной потери независимости и окончательной колонизации Казахстана Россией. В середине 60-х годов XIX в.

вся современная территория Казахстана полностью вошла в состав Российской империи. Этот процесс совпал с буржуазными реформами в России 70-80гг. XIX в., которые способствовали развитию капитализма в целом.

В 1865 г. царское правительство создало комиссию для изучения хозяйственных особенностей различных регионов Казахстана, существующей системы управления, обычного права и выработки проекта реформы. В состав комиссии вошли не только чиновники различных учреждений, но и ученые.

Как известно, в работе комиссии активное участие приняли Ш. Уалиханов и известный исследователь Казахстана А. Левшин.В результате работы комиссии был составлен проект реформы управления степными областями. Для окончательного уточнения проекта реформы административного управления Средней Азии и Казахстана в марте 1867 г.

был создан комитет во главе с военным министром Д. Милютиным. 11 июля 1867 г. было издано «Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях», 21 октября 1868 г. утверждено «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства».

Главной и основной задачей реформы было объединение подвластных России народностей под одно управление, устранение от власти местной аристократии, ослабление родовых начал, «чтобы добиться постепенного слияния киргизских (казахских) степей с прочими частями России».

Реформы были вызваны стремлением царизма обеспечить русскому капиталу наиболее выгодные условия для эксплуатации коренного населения казахских степей и природных богатств края.

Реформа управления.

На основании реформы вся территория Казахстана была разделена на три генерал-губернаторства, которые состояли из шести областей.

В Оренбургское вошли Уральская и Тургайская области. Оренбург, являвшийся административным центром всего генерал-губернаторства, одновременно был и центром Тургайской области. Центр Уральской области — город Уральск.

Западно-Сибирскому генерал-губернаторству с центром в Омске подчинялись Акмолинская и Семипалатинская области. Административный аппарат Акмолинской области находился в Омске, а областным центром Семипалатинской явился Семипалатинск.

В состав Туркестанского генерал-губернаторства вошли Семиреченская область с центром в г. Верном и Сырдарьинская, областной центр которой находился в Ташкенте. Однако названные области не охватывали всей территории современного Казахстана.

Земли Букеевского ханства вошли в состав Астраханской губернии, а Мангышлакское приставство в 1870 г. отошло в ведение Кавказского военного округа, несколько позже — в состав Закаспийской области.

Генерал-губернатор, стоявший во главе генерал-губернаторства сосредотачивал в своих руках всю полноту военной, гражданской власти и являлся в то же время командующим войсками военного округа.

Во главе областной администрации стоял губернатор, который также был наделен военной и гражданской властью.

Командование войсками в областях возлагалось на военных губернаторов. Он же считался наказным атаманом казачьих войск, расположенных на территории области. При военном губернаторе учреждалось областное управление, в состав которых входили три отдела: распорядительный, хозяйственный и судебный.

Председатель правления считался вице-губернатором. Во главе отдела находился старший советник.

Области делились на уезды, начальники которых назначались генерал-губернаторами по представлению военных губернаторов областей из числа офицеров.

При них назначались два помощника, обычно из среды казахской родовой аристократии. Уездным начальникам подчинялись войска, расквартированные на территории уезда.

Кроме того учреждалась должность уездного судьи, назначенного правительством. Если при окружных приказах власть была коллегиальной, то по новой административной системе она ликвидировалось.

Отмечалось, что «если коллегия вредит полицейским учреждениям в коренных русских провинциях, то тем вреднее будет она в стране с кочевым населением, на преданность которого нельзя вполне надеяться, и где потому действия полицейской власти должны осуществляться особенно энергией и быстротою».

Функции полицейского аппарата также находились в руках уездного начальника. Таким образом, политика царизма в казахской степи была направлена на сосредоточение всей полноты власти в низовых звеньях колониального управления и установление военно-оккупационного режима на местах.

Уезды состояли из волостей, во главе которых ставились выборные волостные управители. Волости создавались не по родовому принципу, а по территориальному. В каждую волость входили 10-12 административных аулов.

Вместо старых родовых названий аулов была введена их цифровая нумерация. Во главе аула, примерно 120-200 семей, ставились выборные старшины. При создании волостей не учитывалось родовое деление, то есть на территории волости размещались аулы разных родовых делений.

Этим царское правительство хотело ослабить родовое начало и роль родовой знати в степи. Переход аула из одной волости в другую разрешался только уездным начальником. Переход хозяйства из одного аула в другой также мог производиться с разрешения родового старшины или волостного управителя. Волостные управители и аульные старшины выбирались, а затем утверждались уездной администрацией.

Выборы были двухстепенными, т.е. от каждых 50 хозяйств выбирался один выборщик, съезд которых избирал волостного управителя. Аульный старшина выбирался на сходе выборщиков от каждых 10 хозяйств. Областная и уездная администрация имели право отменять результаты выборов.

В каждом волостном управлении предусматривалась должность письмоводителя, и переписка велась на русском языке.

Таким образом, введение новой системы управления позволило родовой знати захватить все низшее звено административного аппарата. На должности волостного управителя и родового старшины не всегда избирались авторитетные, болеющие за интересы народа, люди. Выборы обычно сопровождались подкупами, подлогами, борьбой различных групп за власть.

Волостной управитель сосредотачивал в своих руках распорядительную и полицейскую власть. А в свою очередь аульные старшины имели такие же права в пределах аула.

В оседлых районах юга Казахстана каждый населенный пункт выбирал аксакала на сходе выборщиков сроком на три года. Он также утверждался губернатором.

Большие селения и города с коренным населением разделялись на кварталы, во главе которых находился аксакал. Квартальные аксакалы приравнивались к правам волостных управителей.

В городах и селениях на сходках выборщиков были учреждены также «общественные хозяйственные управления», цель которых — раскладка податей, всяких сборов и заведование общественным хозяйством городов и селений. Управление состояло из трех-пяти человек, с председателем во главе. Избранный председатель утверждался губернатором.

Аксакал обычно не вмешивался во внутренние дела управления, деятельность которого контролировалась уездным начальником. Аксакалы и управления являлись таким образом аппаратом угнетения коренного населения. Итак, наряду с организацией сильного военного аппарата царское правительство широко использовало местное байство, чтобы, опираясь на него, сформировать угодное царизму управление.

Реформа административного управления наносила новый удар по правам и привилегиям султанов, так как все казахское население, в том числе и султаны, были отнесены к «сельским обывателям». Правительство лишало таким образом султанов их былых сословных привилегий.

Султаны имели право быть избранными, но исключительного права на занятие выборных должностей им не было предоставлено.

Однако казахская аристократия в силу своего экономического положения и традиций продолжала оказывать большое влияние на политическую жизнь Казахстана.

Росло байство, связанное с рынком и занимавшееся ростовщичеством. Оно постепенно оттесняло от власти старую казахскую аристократию (султанов) и родовую знать (биев, батыров).

Нанося удар по правам и привилегиям султанов, русское правительство в то же время предоставило большие права и власть волостным управителям и старшинам, избиравшимся обычно из баев.

Введение новой системы укрепляло власть царизма и колониальный режим в Казахстане.

  • Колониальная политика России
  • Последствия завоевания Казахстана Россией
  • Борьба последней трети XIX в.
  • Реформы 1867-1868 и 1891 гг. на территории Казахстана
  • Колониальные мероприятия России в период завоевания Казахстана

Источник: http://www.elimai.kz/administrativnye-reformy-1867-1868-gg.html

Цор 227 текст барышева т

45.Административно-судебные реформы царизма в Казахстане в 1867-1868 гг.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ В 60-е годы XIX ВЕКА.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ В 80-90-е годы XIX ВЕКА

Временное положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областей

5-ступенчатая система управления

Судебная система

Последствия реформы 1867-1868 годов

Положение об управлении Туркестанским краем

Таблица 1. Административно-территориальное деление Казахстана

по реформам 1867-1868 гг.

Карта. Администативно-территориальное деление Казахстана

по реформам 1867-1868 гг.

Глоссарий

Административная реформа 1867-1868 годов, проводимая царским правительством в Казахстане, по времени совпала с: отменой крепостного права; проведением ряда буржуазных реформ; зарождением и укреплением капиталистических отношений на национальных окраинах; процессом завершения присоединения Казахстана к России. Уставы 20-х годов XIX века в условиях зарождения и укрепления капиталистических отношений не отвечали целям хозяйственного развития Казахстана.

В 60-е годы XIX века для развития системы управления Казахстаном была образована комиссия, которую возглавил статс-секретарь И. И. Бутков. Всю территорию Казахстана комиссия предложила разделить на две области – Западную, с центром в Тургае иВосточную сцентром в Сергиополе или Каркаралинске. Эти предложения комиссии Буткова приняты не были.

В 1865 г. была создана «Степная комиссия» во главе с членом Совета Министерства внутренних дел Гирсом. В состав комиссии вошли полковник А. К. Гейне – представитель Главного штаба, от Оренбургского края – полковник К. К. Гутковский, от Западносибирского генерал-губернаторства – капитан А. П. Проценко.

По Указу Александра II от 5 июня 1865 г. были составлены вопросники по изучению страны, в которые были включены основные проблемы, связанные с введением новой системы административного управления. Вопросники определяли следующие проблемы – собственные тяготы, виды землепользования, судебные дела, просвещение, подати, религиозные проблем» и др.

За изменение управления Казахстаном на народных началах высказался Чокан Валиханов, но комиссия не приняла это к сведению.

«Временное положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областей» царь Александр II утвердил 11 июля 1867 года.

«Временное положение об управлении Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областями» царь утвердил 21 октября 1868 года.

По реформе 1867-68 годов менялось административное деление Казахстана. Вся территория Казахстана делилась на три генерал-губернаторства: Туркестанское,Западно-Сибирское и Оренбургское. Каждое генерал-губернаторство состояло из двух областей.

В Оренбургское генерал-губернаторство входили Уральская и Тургайская области. В Западно-Сибирское генерал-губернаторство входили – Акмолинская и Семипалатинская области. В Туркестанское генерал-губернаторство входили Семиреченская и Сырдарьинская области. Области, в свою очередь, делились на уезды.

В Сырдарьинскую область входили – Казалинский, Перовский, Туркестанский, Чимкентский, Аулие-Атинский, Ташкентский, Ходжентский, Жизакский уезды. В Семиреченскую область – Сергиопольский, Капальский, Верненский, Джаркентский, Иссык-кульский и Токмакский уезды.

В Уральскую область – Уральский, Гурьевский, Калмыковской, Эмбенский (Темирский) уезды. В Тургайскую область – Илецкий, Николаевский, Иргизский, Тургайский уезды. В Акмолинскую область – Акмолинский, Кокчетавский. Петропавловский, Омский, Атбасарский уезды.

В Семипалатинскую область – Каркаралинский, Баянаульский, Павлодарский, Семипалатинский, Кокпектинский, Зайсанский, Усть-Каменогорский уезды.

В результате проведения административной реформы в Казахстане сложилась 5-ступенчатая система: генерал-губернаторства области уезды волости аулы. Каждый административный аул состоял из 100-200 кибиток.

В состав Астраханской губернии в 1872 г. была включена территория бывшего Бокеевского ханства. Мангыстау (Мангышлакское приставство) находился в управлении Кавказского военного округа, а позже был включен в Закаспийскую область.

Основой одного из положений реформы являлось то, что в руках генерал-губернатора сосредотачивалось военная и гражданская власть. Туркестанскому генерал-губернатору предоставлялось право правоведения дипломатических переговоров с Китаем и Ираном.

Военные губернаторы стояли во главе областей, одновременно они являлись наказными атаманами казачьих войск, расположенных на территории области.

Для ведения дел при военных губернаторах создавались Областные правления, имевшие три отдела: хозяйственный, судебный и распорядительный.

За деятельностью областного правления контроль осуществлял вице-губернатор, являвшийся одновременно председателем правления.

Уездный начальник назначался генерал-губернатором из числа казачьих офицеров. Уездным начальникам подчинялись полиция, военные части, учреждения уезда и укрепления.

Из местной знати каждые 3 года путем тайного ания избирались волостные управители и аульные старшины. В должности они утверждались вышестоящим колониальным начальством, им вручали отлитый из бронзы знак и печать. Волостные управители и аульные старшины – опора царского правительства в Казахстане.

Произошли изменения и в судебной системе Казахстана: по реформе учреждались новые судебные органы, действовавшие на основании законов Российской империи: военно-судебные комиссии;уездные суды.

Судебная система имела четко выраженный классовый характер, которая в итоге стала орудием проведения колониальной политики. Только в Сырдарьинской области сохранился суд казиев. В каждой волости произошло ограничение суда биев, в зависимости от числа кибиток избирались от 4 до 8 биев.

Военные губернаторы утверждали суды биев и казиев, которые являлись низшим звеном колониальной судебной системы в Казахстане. Также были ограничены права и привилегии мусульманского духовенства.

В каждой волости разрешалось иметь только одного выборного муллу, которого назначал и освобождал от должности военный губернатор.

Согласно реформе в уездных городах необходимо было открыть одну общую школу и медпункт.

Реформой был затронут и земельный вопрос: все земли Казахстана были объявлены собственностью Российской империи. 26 марта 1893 г. по царскому указу государственной собственностью России становились и воды Каспийского моря.

Вводилась новая система налогов: потомки Чингисхана – султаны освобождались от налогов и обеспечивались государством пожизненной пенсией.

Со скотоводов Туркестанского генерал-губернаторства взимался покибиточный сбор в размере 2 руб. 75 коп., а со скотоводов Оренбургского и Западносибирского генерал-губернаторств – 3 руб. в год.

С оседлого населения Сырдарьинской области налоги взимались в ранее установленных размерах – харадж и танапный сбор. Харадж составлял 1/10 часть снятого урожая натурой или деньгами; танап — 1/8 часть десятины.

Вводились различные дополнительные повинности по содержанию местной администрации, почтовых дорог, мостов, школ и т.п.

Для систематизации сбора налогов каждые три года проводилась перепись кибиток.

Реформы 1867-1868 годов имели следующие последствия для Казахстана:

1.    Не могли разрешить всех коренных противоречий общества.

2.    Территориальный принцип административного устройства нарушал традиционное землепользование.

3.    Были созданы возможности для освоения богатств края.

4.    Начался процесс расслоения аульных жителей.

5.    Формирование жатачества и уход обедневших казахов на прилинейные заработки и первые промышленные очаги.

6.    Повышение налогов.

7.    Сокращение привилегии местной знати.

«Положение об управлении Туркестанским краем» было принято 2 июня 1886 года.

 «Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями» было принято 25 марта 1891 года.

В результате реформ в Туркестанском крае создано три области: Сырдарьинская, Ферганская, Самаркандская, с центром управления края в Ташкенте.

Степному генерал-губернаторству были подчинены Акмолинская, Семипалатинская и Семиреченская области. Центром управления края стал Омск.

Неограниченной властью наделялись генерал-губернаторы. Военные губернаторы назначались и увольнялись по представлению министра внутренних дел, с согласия военного министра.

Военные губернаторы имели право утверждать или отменять результаты выборов волостного управителя, или назначить новые выборы. То есть, выборное начало для управления коренным населением приобрел формальный характер.

В Семиреченской и Уральской областях военные губернаторы являлись одновременно наказными атаманами казачьих войск.

К губернскому правлению центральных районов империи были приравнены областные правления Казахстана.

Были созданы городские полицейские управления в крупных областных центрах (Верный, Уральск, Петропавловск, Семипалатинск), а в уездных городах – городские приставства.

Казахское кочевое и оседлое население приравнивались в правах к сельским обывателям. Переселенцы и городское население относились к жителям России.

Кочевое население платило кибиточную подать в размере 4 руб., а сельские общества русских, дунган и уйгуров – оброчную подать, как и государственные крестьяне.

Таким образом, в Казахстане в результате административных реформ шел процесс усиления колониальной политики царизма.

Дополнительный материал

Таблица 1. Административно-территориальное деление Казахстана

по реформам 1867-1868 гг.

Генерал-губернаторстваОбластиУезды
ТуркестанскоеСемиреченскаяСергиопольский, Капальский, Верненский, Джаркентский, Иссык-кульский, Токмакский
СырдарьинскаяКазалинский, Перовский, Туркестан­ский, Шымкентский, Аулие-Атинский, Ходжентский, Джизакский
ОренбургскоеУральскаяУральский, Гурьевский, Калмыковской, Эмбенский (Темировский)
ТургайскаяИлецкий (Актюбинский), Николаев­ский (Кустанайский), Иргизский, Тургайский
Западно-СибирскоеАкмолинскаяАкмолинский, Кокшетауский, Пет­ропавловский, Омский, Атбасарский (Сарысуйский) (присоединился спус­тя год).
СемипалатинскаяПавлодарский, Семипалатинский, Каркаралинский, Усть-Каменогор­ский и др.

Глоссарий

Реакция – политика активного сопротивления общественному прогрессу.

Миграция – перемещение, переселение (например, населения внутри страны или из одной страны в другую).

Ассимиляция – изменение, растворение одного народа в составе другого.

Уйгуры – тюркоязычные оседлый народ, проживающий на территории Западно­го Китая, Казахстана и Средней Азии. Маньчжуры называли их «таранчи», что означа­ет «пахари, земледельцы».

Отходник – житель сельской местности, уходивший на сезонные работы в город и другие места.

Дискриминация – ограничение или лишение прав, равноправия.

Мангыстау (Мангышлак – русское название местности) – полуостров на восточ­ном побережье Каспийского моря.

Персоналии

Александр II (1818-1881) – российский император с 1855 года.

Александр III (1845-1894) – российский император с 1881 года.

Использованная литература

1.      Асылбеков М. Х., Алдажуманов К. С. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в пяти томах. – Алматы: Атамура, 2010, т. 3 

2.      Бекмаханова Н. Е. Хрестоматия по истории Казахстана: для 8-9 класса – Алма-Ата: Рауан, 1992. – 368 с.

3.      Кабульдинов З. Е., Кайыпбаева А. Т. История Казахстана (XVIII в. — 1914 г.): Учебник для 8 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура, 2008. – 304 с.

4.      Кусаинова М. А. Учебно-методическое пособие по истории Казахстана  и сборник тестов для поступающих в вуз. – Алматы: «Шын-Кiтап», 2006.

5.      Кузембайулы А.,  Абиль А. История Республики Казахстан. Учебное пособие –, Астана: Фолиант, 2002.

6.      Касымбаев Ж.К. История Казахстана: учебник для 8 классов общеобразовательных школ. — Алматы: «Мектеп», 2004.

Источник: https://e-history.kz/media/scorm/118/text/text.htm

Реформы 1867-1868 гг. в Казахстане

45.Административно-судебные реформы царизма в Казахстане в 1867-1868 гг.

Реформы управления Казахстаном

Реформа

По времени реформы совпали с отменой крепостного права и буржуазными реформами в России. Распространение капиталистических отношений на окраины также берет начало с этого времени. Для изменения системы управления Казахстаном в 60-е гг. XIX в. была образована комиссия, которую возглавил И.И.

Бутков. Комиссия предложила разделить всю степь на две области — Западную и Восточную. Предложения комиссии были вручены Оренбургскому генерал-губернатору А.П.Безаку. В 1865 г. в связи с уходом А.П.Безака в отставку новым губернатором назначен Н.Л.Крыжановский.

В 1865 г. для подготовки реформы образована Степная комиссия, ее возглавил член совета Министерства внутренних дел Ф.К.Гирс. Шокан Уалиханов высказался за перестройку управления Казахстаном на началах народного самоуправления. Проект реформы по Тургайской.

Уральской, Акмолинской, Семипалатинской областями был подготовлен комиссией Ф.К.Хирса, Л.Баллюзека, Л.Мейера, А.П.Проценко. Комиссия, куда вошли В.Д.Дандевиль, Ф.К.Гейнс, подготовила проект по Семиреченской и Сырдарьинской областям. В 1867 г.

царь Александр II утвердил «Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях», а в 1868 г. — «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства».

Вся казахская территория делилась на 3 генерал-губернаторства: Туркестанское, Оренбургское и Западно-Сибирское.

Военная и гражданская власть сосредоточивалась в руках генерал-губернатора Каждое генерал- губернаторство делилось на области.

  • Уральская и Тургайская области относились к Оренбургскому.
  • Акмолинская и Семипалатинская — к Западно-Сибирскому,
  • Семиреченская и Сырдарьинская — к Туркестанскому генерал-губернаторствам.

Территория бывшего Букеевского ханства в 1872 г. была включена в состав Астраханской губернии. Мангыстау в 1870 г. отошел под управление Кавказского военного округа, а позже в Закаспийскую область. Сосредоточение военной и гражданской власти в руках генерал-губернатора составляло одну из узловых задач реформ.

Туркестанскому генерал-губернатору предоставлялось право ведения дипломатических переговоров с Китаем и Ираном. Стоявший во главе области военный губернатор одновременно являлся наказным атаманом казачьих войск.

При военных губернаторах для ведения дел создавались областные правления, которые имели 3 отдела: хозяйственный, судебный и распорядительный.

Контроль над его деятельностью осуществлял вице-губернатор. Он являлся председателем правления, имел при себе советников. Согласно реформам области делились на уезды.

Один из двух помощников уездного начальника, назначаемый генерал-губернатором, был из представителей местной правящей верхушки. Уездным начальникам подчинялись полиция, воинские части, учреждения уезда.

Уезды делились по территориальному принципу на волости, а волости — на административные аулы, состоявшие из 100-200 кибиток.

Отбираемые из знати волостные и аульные утверждались вышестоящим колониальным руководством. Султаны-чингизиды обеспечивались государством пожизненной пенсией и освобождались от налогов.

В оседлых населенных пунктах Сырдарьинской области полицейская и распорядительная власть была передана в руки аксакалов, они избирались и утверждались областными военными губернаторами. Им, как и аульным и волостным старшинам, вручали бронзовый знак и печать. Согласно реформам 1867-1868 гг. были учреждены военно-судебные комиссии. уездные суды.

Хотя в Сырдарьинской области сохранился суд казиев, роль военно-уездных судов в решении споров была весомей. В каждой волости избирались от 4-х до 8 ми биев. Утверждаемые военными губернаторами суды биев и казиев были низшим звеном колониальной судебной системы. Реформы 1867-1868 гг. создали предпосылки для освоения богатств края.

Усилилось социальное расслоение, формировалось жатачество — уход обедневших казахов на заработки в прилинейные поселки и города, на первые промышленные предприятия. (последствия реформы подвергались критике Абая Кунанбайулы, Ыбрая Алтынсарыулы).

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://kaz-ekzams.ru/istoriya-kazaxstana/uchebniki-po-istorii-kazaxstana/shkolnyj-kurs-istorii-kazaxstana/reformy-upravleniya-kazaxstanom/1238-reformy-1867-1868-gg-v-kazaxstane.html

Территориально-административные реформы царизма в Казахстане

45.Административно-судебные реформы царизма в Казахстане в 1867-1868 гг.

Осуществив полный захват казахских земель Младшего и Среднего жузов военными силами, царское правительство начало проводить в крае территориально-административное переустройство и вводить вопреки желаниям местного населения новую систему управления.

Так, в 1822г, ханская власть в Среднем жузе была упразднена и вводится новая система управления, разработанная в1822г. видным государственным деятелем России XIX в, генерал-губернатором Сибири М.М Сперанским. Реформа называлась » Устав о сибирских киргизах».

По нему Сибирь была разделена на две части: Восточную-с главным управлением в Иркутске, и Западную-с центром в Тобольске, а с 1839г.-в Омске. В Западную Сибирь вошли области: Тобольская, Томская и Омская, к которой была присоединена территория казахской степи, занятая кочевьями Среднего и частью Старшего жузов.

Она получила название » Область сибирских киргизов «, для которой и был разработан в 1822г. » Устав о сибирских киргизах «.

По » Уставу » «область сибирских киргизов » разделялась на внешние и внутренние округа. Во внешние округа вошли казахи,кочевавшие за Иртышом. Округа разделялись на волости и аулы. В округ должно было входить от 15 до 20 волостей, в волость-от 10 до 12 аулов, в аул-от 50 до 70 кибиток.

Образование округов , тесно связанны с пограничными управлениями, должно было содействовать военной колонизации Восточного Казахстана. Каждый округ получал определенную территорию. С 1822 по 1844гг. были образованы округа : Акмолинский, Кокчетавский, Каркаралинский, Баянаульский, Атбасарский, Аягузский (Сергиопольский), Кокпектинский и Алатауский.

В новые территориальные образования входило, помимо Среднего, также значительная часть Старшего жуза.

Каждый округ возглавлялся окружным приказом, куда входили председатель-старший султан и заседатели- два российских заседателя, назначаемых областным правлением, и два из числа казахов по выбору.

В состав приказа также входил командир казачьего отряда, расквартированного при ставке старшего султана. Округом формально управлял старший султан, опираясь на казачьи отряды. Он имел чин майора российской службы и считался чиновником.

За десятилетнюю службу старший султан получал дворянское звание.

В 1838г. для общего руководства сибирскими казахами создается Пограничное управление. Пограничный начальник подчинялся генерал-губернатору Западной Сибири. В » Положении » 1838г. много внимания уделялось управлению «областью сибирских киргизов «. Старшие султаны, избираемые на три года, теперь утверждались не омским областным начальником, а генерал-губернатором Западной Сибири.

В 1824г. был принят «Устав об оренбургских киргизах» и в том же году было решено отменить ханскую власть в Младшем жузе. Как известно из предыдущей темы, царское правительство пыталось ликвидировать ханскую власть в жузе еще раньше и найти опору среди многочисленной родовой знати.

С этой целью в 1785г. была принята реформа расчленения Младшего жуза, автором которой являлся оренбургский генерал-губернатор барон Игельстром. Но ее претворение в жизнь не дало желаемых результатов. Под мощным натиском народных волнений ханская власть была восстановлена, но ненадолго.

Основными звеньями управления были административные участки-дистанции, т.е. участки между двумя крепостями. Внутри дистанции создавались более мелкие единицы управления-старшинства аула или отдельного рода. В начале 40-х гг. было открыто 54 дистанции .

Все должностные лица в Младшем жузе от аульного старшины до султана-правителя назначались оренбургским генерал-губернатором. Выборная система здесь отсутствовала. Царская администрация стремилась превратить органы местной власти, и в том числе и суды биев, в карательно-полицейские органы.

Им были предоставлены полномочия заключать под стражу ,наказывать розгами, ссылать в Сибирь на поселение.

Реформы царской администрации в 1822 и 1824гг., перестройка системы управления окончательно закрепили колониальный режим в крае. В итоге страна полностью лишилась своей свободы и независимости.

К середине 60-х годов завершилась колонизация всех трех жузов Казахстана. По времени она совпала с отменой крепостного права в Российской империи и принятием ряда буржуазных реформ. Относительно быстрое развитие капиталистической промышленности в России после отмены крепостного права усилило роль Казахстана как богатейшего рынка сбыта и дешевого источника сырья.

Для освоения вновь завоеванных земель необходимо было подчинить Казахстан полностью царской администрации. Чтобы облегчить выполнение этой задачи, следовало ввести в казахской степи единую систему управления. Так, 11 июля 1867 г. было утверждено «Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях» и 21 октября 1868 г.

— «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал- губернаторств». По этим реформам территория казахстана делилась на три генерал-губернаторства: Туркестанское, Оренбургское и Западно-Сибирское. Вся полнота военной и гражданской власти сосредоточивалась в руках генерал-губернатора.

Теперь над трудящимися возвышалось крепкая военно-бюрократическая машина, главная цель которой-держать народ в повиновении.

Каждое генерал-губернаторство состояло из областей. В Оренбургское входили Уральская и Тургайская области; в Западно-Сибирское-Акмолинская и Семипалатинская; в Туркестанское-Семиречинская и Сырдарьинская области.

Территория бывшего Букеевского ханства была включена в состав Астраханской губернии; Мангышлакское приставство отошло в ведение Кавказского военного округа, а несколько позже вошло в Закаспийскую область.

Таким образом, была нарушена территориальная целостность Казахстана, положено начало его расчленения.

Во главе области стоял военный губернатор, наделенной военной и гражданской властью. Генерал-губернатор являлся в то же время командующим войсками округа, наказным атаманом казачьих войск , расположенных на территории области. Области делились на уезды, во главе которых стояли уездные начальники из офицеров, назначаемых генерал-губернатором.

Уездный начальник являлся главой полицейских властей. Ему подчинялись расположенные в уезде воинские части, учреждения и укрепления. Уезды делились на волости, которые создавались не по родовому принципу, а по территориальному. В волость должно было входить от 1000 до 2000 кибиток (хозяйств).

Так были образованны волости, в которые входили аулы, принадлежащие двум-трем родам.

Волости, в свою очередь, делились на аулы, как административные единицы, во главе которых ставились выборные аульные старшины. Административный аул, как правило, составлялся из 120-200 кибиток, иногда без учета родовой принадлежности семей. Переход аулов из одной волости в другую разрешался только уездным начальником, а из аула в аул-волостным управителем.

Это было, по существу, ограничением свободы передвижения и права выбора места жительства. Волостной управитель сосредоточивал в своих руках распорядительную и полицейскую власть. Он наблюдал за сохранением » спокойствие и порядка», за сбором податей, имел право подвергать аресту сроком на три дня и денежному штрафу.

В пределах своего административного аула старшины имели такие же права, какими пользовались волостные управители.

Главной задачей реформы, как говорилось в «Положении», было » объединение подвластных России народностей под одно управление, устранение от власти местной аристократии, ослабление родовых начал, чтобы добиться постепенного слияния киргизских степей с прочими частями России». В результате осуществления реформы царское правительство полностью достигло этих целей, укрепило свою власть над беззащитным народом и колониальный режим в таком обширном крае, как Казахстан.

“Положения” 1867-1868 гг. были введены временно в виде опыта на два года. Однако этот “опыт” из-за опасения крайне отрицательной реакции местного населения длился около двух десятков лет. Для безраздельного политического господства царизма в Казахстане, обеспечения условий для широкого экономического освоения края потребовались новые реформы, углубляющие прежние.

2 июня 1886 г. было принято “Положение об управлении Туркестанским краем”, 25 марта 1891 г. – “Положении об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями”. По “Положению”1886 г.

территория Туркестанского края включала в свой состав Ферганскую, Самаркандскую и Сырдарьинскую области. Последняя состояла из Амударьинского отдела и пяти уездов: Казалинского, Перовского, Шымкентского, Аулие – Атинского и Ташкентского. По “Положению”1891 г.

вместо Оренбургского и Западно – Сибирского генерал – губернаторств было создано одно Степное генерал= губернаторств с центром в Омске. В его состав вошли Акмолинская, Семипалатинская, Уральская, Тургайская и Семиреченская области.Последняя в 1897 г.

была вновь передана в ведение Туркестанского генерал- губернаторства.

Реформы царской колониальный администрации 1867-1868 гг. содержали не только меры по административному устройству обширного края, но и устанавливали судебно – прававую систему в казахской степи, нормы судоустройства и судопроизводства.

В целом, все эти реформы были направлены на расширение и усиление колониального гнета, имперской позиции, не только на ограничение, но и на лишение элементарных прав и свобод целого народа, на экономическое закабаление Казахстана. В “Положениях” прямо указывалось, что “земли, занимаемые киргизскими кочевьями, признаются государственными”.

Это значит, что земля, единственное богатство казахских шаруа, объявлялась государственной собственностью России. В дальнейшем это “Положение” послужило юридической основой для насильственной ее экспроприации.

Определив цели своей аграрной политики в Казахстане, царское правительство приступила к их осуществлении. Так, если в начале царизм ограничивался военно-казачьей колонизацией Казахского края, то в середине 60-х годов XIX в.

из Центральной России в Казахстан началось переселение крестьян. При этом царское правительство рассчитывало, что переселенческая политека будет способствовать русификации края и служить источником пополнения колониальных войск.

Инициативу по переселению крестьян взял на себя военный губернатор Семиреченской области генерал Г.А. Колпаковский. Под его руководством в 1868г. были разработаны “Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье” , действовавшие до 1883г.

Переселенцам определялся ряд льгот: наделение землей в размере 30 десяти на душу, освобождение от налога и всякого рода повинностей сроком на 15 лет; выдача ссуд нуждающимся семьям на обзаведение хозяйством. Аналогичные “Правила” были приняты для переселенцев в Сырдарьинской, Акмолинской, Семипалатинской областях. К началу ХХ в.

царские власти захватили у трудящихся казахов в общей сложности около 40 миллионов десятин лучших земель.

Разорившиеся казахские крестьяне в поисках средств существование вынуждены были покинуть родные аулы, становились “отходниками”, вместе со своими семьями уходили на заработки на рудники, промышленные предприятия, составили основную рабочую силу на строительстве железных дорог. Переселенческая политика царизма резко изменила демографическую ситуацию в крае.

По данным переписи 1897г., в Акмолинской области русское население составляло уже 33%. В результате переселения русских, украинских крестьян и представителей других народностей Казахстан по составу населения постепенно становился многонациональной окраиной царской империи.

По тем же данным переписи, на территории Казахстана жило 4 млн. 471 тыс. 800 человек, из них казахов-3млн. 399тыс. 500(76 %) , русских и украинцев-532тыс. 700 (11,8 %), остальную часть составляли татары, узбеки, уйгуры и представители других народов.

Таким образом, к военно-политической колонизации края прибавилось крестьянская колонизация.

Насильственная экспроприация земель, принадлежащих кочевому народу, вызывало глубокое недовольство и возмущение казахов, явилась причиной массовых повстанческих выступлений. Пламя, зажженное народными мстителями, полыхало во всех трех жузах, превратившись в пожар народно-освободительной борьбы.

Источник: https://ibrain.kz/istoriya-kazahstana/territorialno-administrativnye-reformy-carizma-v-kazahstane

Uchebnik-free
Добавить комментарий