44. Взаимоотношения Правительства РФ и Федерального Собрания РФ.

Федеральный закон

44. Взаимоотношения Правительства РФ и Федерального Собрания РФ.

Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 5)
Глава II. Состав Правительства Российской Федерации и порядок его формирования (ст.ст. 6 — 11)
Глава III. Полномочия Правительства Российской Федерации (ст.ст. 12 — 23)
Глава IV. Организация деятельности Правительства Российской Федерации (ст.ст. 24 — 29)
Глава V.

Взаимоотношения Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации (ст.ст. 30 — 35)
Глава VII. Взаимоотношения Правительства Российской Федерации и органов судебной власти (ст. 42)
Глава VIII. Взаимоотношения Правительства Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.ст. 43 — 44)
Глава IX.

Обеспечение деятельности Правительства Российской Федерации (ст.ст. 45 — 47)
Глава X. Заключительные положения (ст. 48)

Статья 36. Участие Правительства Российской Федерации в законодательной деятельности Правительству Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы в Федеральном Собрании.

Право законодательной инициативы Правительство Российской Федерации осуществляет посредством внесения законопроектов в Государственную Думу. Правительство Российской Федерации вправе вносить в Государственную Думу в соответствии с ее Регламентом поправки к находящимся на рассмотрении Государственной Думы законопроектам.

Разрабатываемые Правительством Российской Федерации проекты федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в обязательном порядке направляются Правительством Российской Федерации в органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Заключение Правительства Российской Федерации направляется субъекту права законодательной инициативы и в Государственную Думу в срок до одного месяца со дня поступления законопроекта в Правительство Российской Федерации. По согласованию с соответствующим субъектом права законодательной инициативы этот срок может быть продлен.

Правительство Российской Федерации может направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых палатами федеральных законах и законопроектах. Официальные отзывы Правительства Российской Федерации подлежат обязательному оглашению или распространению при рассмотрении федеральных законов и законопроектов на заседаниях Совета Федерации или Государственной Думы.

Заключения Правительства Российской Федерации на законопроекты, поправки к законопроектам и официальные отзывы Правительства Российской Федерации о рассматриваемых палатами Федерального Собрания федеральных законах и законопроектах подписываются Председателем Правительства Российской Федерации или одним из его заместителей и направляются в палаты Федерального Собрания.

Члены Правительства Российской Федерации вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат.

Для представления в палатах Федерального Собрания внесенного Правительством Российской Федерации законопроекта назначается официальный представитель (официальные представители) Правительства Российской Федерации.

Для защиты позиций Правительства Российской Федерации по заключениям, поправкам и официальным отзывам поручением Председателя Правительства Российской Федерации или одного из его заместителей может быть направлен специальный представитель, полномочия которого определяются в поручении. Представители Правительства Российской Федерации присутствуют на заседаниях палат Федерального Собрания при рассмотрении федеральных законов и законопроектов, где им предоставляется слово в соответствии с регламентами палат.

Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год представляется Государственной Думе Правительством Российской Федерации одновременно с проектом федерального бюджета на следующий финансовый год.

Статья 37. Доверие, недоверие и отказ в доверии Правительству Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

В этом случае Государственная Дума вправе либо выразить Правительству Российской Федерации доверие, либо отказать в доверии Правительству Российской Федерации.

Государственная Дума вправе выразить недоверие Правительству Российской Федерации.

Статья 38.

Ответы членов Правительства Российской Федерации на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Члены Правительства Российской Федерации обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном регламентами палат. Приглашение палаты Федерального Собрания с указанием интересующих членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы вопросов направляется члену Правительства Российской Федерации не менее чем за пять дней до проведения заседания палаты.

В случае невозможности присутствия на заседании палаты Федерального Собрания соответствующий член Правительства Российской Федерации заблаговременно уведомляет об этом палату Федерального Собрания с указанием причины отсутствия и указанием должностного лица, которое может прибыть на заседание и ответить на поставленные вопросы.

Статья 39. Запросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы
Порядок рассмотрения Правительством Российской Федерации запросов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы определяется законодательством Российской Федерации о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы.

Статья 40.

Взаимоотношения Правительства Российской Федерации и комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания вправе направлять письменные обращения по вопросам своего ведения членам Правительства Российской Федерации и руководителям федеральных органов исполнительной власти.

О результатах рассмотрения письменных обращений комитетов и комиссий палат Федерального Собрания и о принятых мерах члены Правительства Российской Федерации и руководители федеральных органов исполнительной власти сообщают соответствующим комитетам и комиссиям в согласованные с ними сроки.

Статья 41. Предоставление информации об исполнении федерального бюджета Правительство Российской Федерации в соответствии с федеральным законом информирует Государственную Думу о ходе исполнения федерального бюджета.

Правительство Российской Федерации в установленные сроки предоставляет необходимую информацию в Счетную палату Российской Федерации при осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюджета в порядке, установленном федеральным законом.

Источник: https://femida.info/11/fzoprf006.htm

Взаимоотношения Правительства рф и Федерального Собрания Российской Федерации

44. Взаимоотношения Правительства РФ и Федерального Собрания РФ.

Согласнопринципу разделения властей, на основекоторого строится государственнаявласть в Российской Федерации, основноеназначение исполнительной властисостоит в осуществлении управленческой,организационной деятельности, направленнойна исполнение правовых актов, принятыхпредставительными органами. Исполнительнуювласть в Российской Федерации осуществляетПравительство Российской Федерации(ст. 110 Конституции РФ).

ПравительствоРФ возглавляет единую системуисполнительной власти в России, которуюобразуют:

  1. федеральные органы исполнительной власти

  2. органы исполнительной власти субъектов Федерации

впределах ведения Российской Федерации(1), а также в рамках полномочий РоссийскойФедерации по предметам совместноговедения Федерации и ее субъектов (1, 2).

ПравительствоРФ организует исполнение КонституцииРФ, федеральных законов, указов Президента,международных договоров, осуществляетсистематический контроль за их исполнениемфедеральными органами исполнительнойвласти и органами исполнительной властисубъектов Федерации, принимает меры поустранению нарушений законодательстваРоссии.

Правовой основой деятельностиПравительства РФ является гл. 6 КонституцииРоссийской Федерации, Федеральныйконституционный закон от 17 декабря 1997г. (в редакции от 31 декабря 1997 г.) «ОПравительстве Российской Федерации»,федеральные законы, указы Президента. Наиболее тесным образом ПравительствоРФ сотрудничает с Президентом РФ.

Анализполномочий Президента в сфереисполнительной власти дает основаниясчитать его фактически главойисполнительной власти: 1) ПредседателяПравительства назначает Президент ссогласия Государственной Думы (ст.

111Конституции РФ); 2) ПредседательПравительства представляет Президентупредложения о структуре федеральныхорганов исполнительной власти, которыеутверждаются указом Президента (ч.1 ст.

112 Конституции РФ); 3) Президент всоответствии с Конституцией РФ,федеральными законами руководитдеятельностью федеральных органовисполнительной власти, ведающих вопросамиобороны, безопасности, внутренних дел,иностранных дел, предотвращениячрезвычайных ситуаций и ликвидациипоследствий стихийных бедствий,утверждает по представлению ПредседателяПравительства РФ положения о них иназначает их руководителей (ст. 32 Законао Правительстве); 4) по предложениюПредседателя Правительства Президентназначает на должность и освобождаетот должности заместителей ПредседателяПравительства, федеральных министров(п. «д» ст. 83, ч. 2 ст. 112 Конституции РФ);

5) Президент имеет право председательствоватьна заседаниях Правительства (п. «6» ст.83 Конституции РФ); 6) Президентпринимает решение об отставке Правительства(ст. 117 Конституции РФ); 7) Президентможет отменить постановления ираспоряжения Правительства в случаеих противоречия Конституции РФ,федеральным законам и указам Президента(ч. 3 ст. 115 Конституции РФ);

8) в случаях, предусмотренных ст. 92Конституции РФ, Председатель ПравительстваРФ временно исполняет обязанностиПрезидента РФ.

Данныйтип взаимоотношений проявляется вследующем:

1)Председатель Правительства назначаетсяПрезидентом с согласия ГосударственнойДумы (ст. 111 Конституции РФ); 2) Правительство пользуется правомзаконодательной инициативы (ч. 1 ст. 104Конституции РФ);

3) по ряду законопроектов — о введенииили отмене налогов, освобождении от ихуплаты, о выпуске государственныхзаймов, об изменении финансовыхобязательств государства, другихзаконопроектов, предусматривающихрасходы, покрываемые за счет федеральногобюджета, — требуется заключениеПравительства (ч. 3 ст. 104 КонституцииРФ);

4) Правительство представляет ГосударственнойДуме федеральный бюджет и отчет о егоисполнении (п. «а» ч. 1 ст. 114 КонституцииРФ); 5) Государственная Дума вправевыразить недоверие Правительству.

Председатель Правительства вправе пособственной инициативе поставить передГосударственной Думой вопрос о доверииПравительству (ст.

117 Конституции РФ); 6) члены Правительства вправе присутствоватьи выступать на заседаниях палатФедерального Собрания, их комитетов икомиссий.

Болеетого, члены Правительства обязаны поприглашению палат Федерального Собранияприсутствовать на их заседаниях иотвечать на вопросы членов СоветаФедерации и депутатов ГосударственнойДумы в порядке, определенном Регламентамипалат. Депутаты Государственной Думыи члены Совета Федерации вправе обращатьсяк Правительству с депутатским запросом(ст. 36, 38, 39 Закона о Правительстве).

ВзаимодействиеФедерального Собрания и ПравительстваРФ также обеспечивается с помощьюполномочного представительстваПравительства РФ в Федеральном Собрании.

Представительствоявляется постоянно действующим органом,образованным с целью совершенствованиязаконопроектной деятельностиПравительства, обеспечения еговзаимодействия с палатами ФедеральногоСобрания, субъектами права законодательнойинициативы, а также координациидеятельности федеральных органовисполнительной власти в сферезаконопроектных работ.

Взаимоотношения Правительства рф и органов судебной власти

ПравительствоРФ в пределах своих полномочий производитфинансирование судов из федеральногобюджета, обеспечивает возможностьполного и независимого осуществленияправосудия и исполнение судебных решений(ст. 42 Закона о Правительстве). В своюочередь, органы судебной властиосуществляют судебный контроль задеятельностью органов исполнительнойвласти.

Взаимоотношения Правительства рф и органов исполнительной власти субъектов Федерации

Согласноч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределахведения Российской Федерации и полномочийРоссийской Федерации по предметамсовместного ведения Российской Федерациии субъектов Российской Федерациифедеральные органы исполнительнойвласти и органы исполнительной властисубъектов Российской Федерации образуютединую систему исполнительной властив Российской Федерации:

1)Правительство по вопросам, отнесеннымк ведению Российской Федерации иполномочиям Российской Федерации попредметам совместного ведения РоссийскойФедерации и субъектов Федерации,осуществляет контроль за деятельностьюорганов исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации;

2)Правительство РФ в пределах своихполномочий разрешает споры и устраняетразногласия между федеральными органамиисполнительной власти и органамиисполнительной власти субъектовРоссийской Федерации. Для разрешенияспоров и устранения разногласий создаютсясогласительные комиссии из представителейзаинтересованных сторон;

3)Правительство РФ вносит предложенияПрезиденту РФ о приостановлении действияактов органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации в случаеих противоречия Конституции РФ,федеральным законам, международнымобязательствам Российской Федерацииили нарушения прав и свобод человека игражданина; 4) Правительство РФнаправляет в законодательные(представительные) и исполнительныеорганы государственной власти субъектовФедерации проекты своих решений попредметам совместного ведения РоссийскойФедерации и субъектов РоссийскойФедерации. Предложения законодательных(представительных) и исполнительныхорганов государственной власти субъектовРоссийской Федерации по таким проектамподлежат обязательному рассмотрениюв Правительстве Российской Федерации;

5)Правительство РФ в срок не более одногомесяца рассматривает внесенные вустановленном порядке в ПравительствоРФ предложения законодательных(представительных) или исполнительныхорганов государственной власти субъектовРоссийской Федерации по предметамведения Российской Федерации и попредмет

Источник: https://studfile.net/preview/4366126/

Взаимоотношения Правительства РФ с Президентом РФ, Федеральным собранием РФ и судебной властью

44. Взаимоотношения Правительства РФ и Федерального Собрания РФ.

Правительство РФ, и Президент РФ, представляют собой два самостоятельные носителя государственной власти, кᴏᴛᴏᴩые взаимодействуют при выполнении возложенных на них функций

Правительство РФ самостоятельно в осуществлении закрепленных за ним полномочий; Президент РФ контролирует выполнение данных полномочий, дает новые поручения. Многие полномочия Президента РФ непосредственно касаются деятельности Правительства РФ:

1) Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ

2) Президент РФ утверждает представленные ему Председателем Правительства РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти

3) по предложению Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров

4) Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ

5) Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ

Президент имеет мощные рычаги воздействия на Правительство РФ путем персональных назначений членов Правительства РФ и принятия необходимых решений, в т.ч. в сфере исполнительной власти.

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с конституционными положениями Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства РФ.

Правительство и федеральное собрание Рф

1)Отношения Федерального Собрания с Правительством РФ определяются прежде всего через принимаемые парламентом страны федеральные законы, которые Правительство РФ как федеральный орган исполнительной власти должно исполнять и проводить в жизнь.

2)Другой, наиболее сильный рычаг воздействия Государственной Думы — утверждение федерального бюджета — обеспечивает возможность финансового контроля за деятельностью Правительства РФ.

3)И, наконец, третий рычаг — дача согласия Государственной Думы на назначение Председателя Правительства РФ и вынесение этой палатой Федерального Собрания вотума недоверия Правительству РФ. Однако последние действия являются весьма проблематичными и ответственными для Государственной Думы, так как при определенных условиях Государственная Дума может быть распущена.

Правительство РФ имеет право законодательной инициативы в Федеральном Собрании, которое осуществляется посредством внесения законопроектов в Государственную Думу.

Законопроектная деятельность Правительства РФ(*1) осуществляется в соответствии с принимаемыми им программами и планами, которые формируются Правительством РФ на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных и иных организаций.

Правительство и судебная власть.

Правительство РФ в пределах своих полномочий:

а) производит финансирование судов только из федерального бюджета и обеспечивает возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом;

б) обеспечивает исполнение судебных решений.

Предложения о финансировании в очередном финансовом году судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей, согласованные с Советом судей РФ, представляются в Правительство РФ Конституционным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ за 60 дней до установленного федеральным законом срока внесения проекта федерального бюджета в Государственную Думу.

Взаимоотношения Правительства РФ и органов судебной власти можно рассматривать и в аспекте осуществления судебного контроля за деятельностью органов исполнительной власти, который ведется по таким главным направлениям, как:

1) контроль Конституционного Суда РФ за соответствием Конституции РФ нормативных правовых актов Правительства РФ и соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ;

2) контроль судов общей юрисдикции за законностью решений и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц (государственных служащих);

3) контроль арбитражных судов за законностью ненормативных (индивидуальных) актов органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в области хозяйственной (предпринимательской) деятельности(*1).

В случае признания Конституционным Судом РФ федеральных законов или их отдельных положений неконституционными Правительство РФ в пределах своих полномочий принимает меры по обеспечению должного правового регулирования общественных отношений, которые затрагиваются решением Конституционного Суда РФ.

В случае признания соответствующими судами актов Правительства или их отдельных положений не соответствующими Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента РФ Правительство РФ принимает решение о приведении указанных актов в соответствие с федеральным законодательством.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/15_97872_vzaimootnosheniya-pravitelstva-rf-s-prezidentom-rf-federalnim-sobraniem-rf-i-sudebnoy-vlastyu.html

Взаимодействие Федерального Собрания РФ и Правительства РФ

44. Взаимоотношения Правительства РФ и Федерального Собрания РФ.

Правительству Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Законодательную инициа­тиву Правительство осуществляет путем внесения в Государ­ственную Думу законопроектов.

Законопроекты, подготовлен­ные Правительством в порядке реализации права законодательной инициативы, вносятся в Государственную Думу по решению Правительства.

Формы участия Правитель­ства в законодательной деятельности, а также порядок подго­товки и внесения Правительством в Государственную Думу проектов законов, определяются Временным положением о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1994 г.

Правительство вправе направлять в палаты Федерального Собрания свои официальные отзывы на рассматриваемые палатами проекты правовых актов и предложения по поправ­кам к ним. Официальные отзывы Правительства подлежат обязательному оглашению при рассмотрении проектов в со­ответствующих органах Государственной Думы и на заседани­ях Совета Федерации.

Правительство в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.

104) дает заключения по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другим законопроектам, пред­усматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Заключения Правительства, поправки к законопро­ектам и официальные отзывы Правительства на рассматри­ваемые палатами Федерального Собрания законопроекты направляются палатам письмами Правительства.

Члены Правительства вправе присутствовать на заседани­ях палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий и быть выслушанными.

Для представления в палатах Федерального Собрания внесенного Правительством законопроекта назначается офици­альный представитель Правительства.

Назначение депутата министром или дру­гим членом Правительства влечет немедленное сложение им своих депутатских полномочий. В то же время Правитель­ство РФ взаимодействует с палатами Федерального Собра­ния, и особенно с постоянными комитетами и комиссиями, рассматривая их рекомендации и принимая соответствующие меры.

Однако при нынешней форме правления не может быть и речи о какой-либо отчетности Правительства РФ перед Фе­деральным Собранием, обязанности при всех условиях уйти в отставку в случае вотума недоверия и т.д.

Правительство РФ в пределах своей компетенции организует исполнение принимаемых Федеральным Собранием законов, указов и распоряжений Президента РФ и международных договоров, -осуществляет регулярный контроль за исполнением всех этих актов органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов, принимает необходимые меры по устранению нарушений действующего законодательства. Оно также обес­печивает исполнение судебных решений.

v В Конституции РФ Правительству РФ уделена специальная глава из восьми статей (ст. 110—117), но ряд полномочий Правительства и норм, регламентирующих его правовое положение, закреплены в других главах (о Президенте РФ, о Федеральном Собрании РФ).

Многие полномочия этого органа раскрываются в федеральных законах («Об обороне», «О безопасности» и др.), а также в указах Президента РФ.

Основные вопросы правового положения Правительства РФ, порядок его формирования и деятельности закреплены Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г.

Законом определяются принципы, состав и порядок формирования Правительства, его полномочия и организация деятельности, а также взаимоотношения с Президентом РФ, Федеральным Собранием и органами государственной власти субъектов РФ, обеспечение деятельности Правительства.

v Правовым актом, регулирующим деятельность Правительства РФ, выступает также Регламент Правительства РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г.

Этим актом определяется планирование и организация работы Правительства, порядок внесения в Правительство и рассмотрение проектов решений Правительства и иных актов, подготовки и проведения заседаний Правительства и оформления принятых на заседании решений, взаимодействия Правительства с органами судебной власти.

Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание (Со­вет Федерации и Государственная Дума) как один из орга­нов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11). Поскольку эта статья помещена в гл.

2 «Основы конституционного строя», изменить положе­ние Федерального Собрания в системе органов государствен­ной власти можно только через сложный порядок измене­ния самой Конституции РФ.

Прочное положение Федераль­ного Собрания, таким образом, обеспечено наивысшей кон­ституционно-правовой гарантией — настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (это вытекает из ч. 1 ст. 135 Конституции РФ).

Другая важная гарантия, закрепленная в «Основах кон­ституционного строя», состоит в том, что орган законода­тельной власти как часть системы разделения властей само­стоятелен по отношению к. другим.

Положение Федерально­го Собрания, таким образом, определяется принципом раз­деления властей, который в равной мере противостоит не­померному возвышению любой из трех властей и возможно­сти контроля одной власти другой.

Независимость — важнейшее условие успешного вы­полнения парламентом своих функций. Конституция РФ не определяет точных границ сферы законодательства, кото­рое может быть принято Федеральным Собранием, вслед­ствие чего парламент вправе принимать (или не принимать) любые законы без чьей-либо указки.

Федеральное Собра­ние не подчиняется какому бы ни было контролю со сторо­ны исполнительной власти. Оно самостоятельно определяет потребность в своих расходах, которые фиксируются в го­сударственном бюджете, и бесконтрольно распоряжается этими средствами, что обеспечивает ему финансовую неза­висимость.

Обе палаты Федерального Собрания создают себе вспомогательный аппарат, в деятельность которого испол­нительная власть не вмешивается. Парламент сам определяет свою внутреннюю организацию и процедуру, руководству­ясь только требованиями Конституции РФ.

И самое главное: никто не может вмешиваться в прерогативу Федерального Собрания по принятию законов, чем обеспечивается под­линное всесилие парламента и его независимость в отправ­лении своей главной функции.

Вместе с тем законотворческая независимость не явля­ется абсолютной.

Она ограничивается через такие институты конституционного права, как референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без пар­ламента, чрезвычайное и военное положение, которые при­останавливают действие законов, право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными, право Пре­зидента РФ распускать Государственную Думу при опреде­ленных обстоятельствах, ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов, тре­бование Конституции РФ о принятии Государственной Ду­мой финансовых законов только при наличии заключения Пра­вительства РФ. Эти ограничения вытекают из принципа раз­деления властей с его «сдержками и противовесами». Они, од­нако, не умаляют независимого положения Федерального Собрания в системе органов Российского государства.

Конституция РФ (ст. 94) устанавливает, что Федераль­ное Собрание — парламент Российской Федерации, тем са­мым давая ему не более, как самую общую характеристику через общеупотребительный термин.

Но далее, в этой же статье Федеральное Собрание характеризуется как пред­ставительный и законодательный орган Российской Федера­ции, что уже раскрывает основное назначение данного пар­ламентского учреждения.

Требовать предста­вительства в парламенте всех слоев и групп населения — это значит возвращаться к ложной практике времен социализ­ма, когда такое «зеркальное» представительство организо­вывалось партаппаратом, а по существу навязывалось на­роду под лозунгом социалистической демократии. Максимум представительности, которая может быть обеспечена демок­ратической избирательной системой, это избрание в парла­мент депутатов от всех географических регионов страны и от всех политических партий, пользующихся достаточной поддержкой населения.

Чисто внешне представительный характер Федераль­ного Собрания возникает вследствие того, что депутаты Государственной Думы представляют своих избирателей, а члены Совета Федерации являются представителями субъек­тов Российской Федерации.

Самым простым было бы сде­лать отсюда вывод, что как депутаты первой палаты, так и члены второй обязаны во всех случаях без всяких отклоне­ний выражать интересы тех, кто их послал, и несут перед ними полную ответственность за свою деятельность.

Именно так трактовала природу парламентского мандата социалис­тическая доктрина государственного права, поскольку она не хотела доверить народным избранникам ответственность за общие интересы народа (это был так называемый импе­ративный мандат, когда депутаты отвечали только перед избирателями).

Между тем демократическая доктрина парламентского права давно уже выработала понимание того, что депута­ты с момента, когда они уже избраны, перестают быть слу­гами своих избирателей, а становятся слугами всего народа. Между интересами избирателей и интересами народа может возникать противоречие, и парламент должен обладать пол­ной независимостью для того, чтобы безоговорочно отдать предпочтение защите общенародных интересов.

Такое по­нимание народного представительства делает бессмыслен­ным требование к депутату о выполнении им своих предвы­борных обещаний, право отзыва депутата и т. д.

Избранный депутат парламента абсолютно свободен в определении сво­ей позиции при ании по любому вопросу (это так называемый свободный мандат).

Как представительный орган, Федеральное Собрание, безусловно, вправе выступать от имени всего народа даже тогда, когда воля парламента опирается лишь на большин­ство, а не на всех депутатов.

Однако это право не является исключительным, т. е. принадлежащим только парламенту, поскольку им наделен и Президент Российской Федерации, также избираемый путем всеобщих демократических выбо­ров.

В этом заключается специфика народного представи­тельства в президентской республике с ее принципом раз­деления властей.

Но, разумеется, представительность Фе­дерального Собрания более широка и диверсифицирована, поскольку она позволяет выявить не только общие, но и региональные интересы многонационального народа Россий­ской Федерации, а также — весь спектр партийно-полити­ческих интересов граждан.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Глава VI. Взаимоотношения Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания.

Источник: https://studopedia.org/8-215693.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий