44. Правовой статус Президента по Конституции 1993 г.

Конституция 1993 года о полномочиях Президента Российской Федерации

44. Правовой статус Президента по Конституции 1993 г.

•Полномочия Президента РФ связанные с органами законодательной власти.

На Президента РФ Конституцией наложен ряд полномочий, связанных с деятельностью Государственной Думы. Президент назначает выборы Государственной Думы в связи с истечением срока ее полномочий, а также в случае её роспуска.

В законодательной сфере Президент РФ наделен правом законодательной инициативы, правом вносить предложения о поправках, пересмотре положений Конституции РФ, подписывать и обнародовать законы, правом отлагательного «вето» в отношении федеральных законов.

Конституция РФ устанавливает полномочия Президента на издание правовых актов в форме указов и распоряжений, а также устанавливает обращение Президента к Федеральному собранию. Это обращение не имеет силы закона, оно носит характер установочных документов.

•Полномочия Президента РФ связанные с исполнительными органами власти.

Президент РФ наиболее тесно связан и исполнительной властью. Он не является главой исполнительной власти и не входит в ее систему. Президент РФ осуществляет воздействие на Правительство РФ путем персональных назначений его членов и принятия важных решений в сфере исполнительной власти.

Президент назначает Председателя Правительства (после согласования кандидатуры в ГД), принимает решение об отставке Правительства. Он имеет право по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства РФ.

Президент РФ наделяется правом приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, но он не может приостанавливать действие актов органов законодательной власти этих субъектов.

•Полномочия Президента РФ связанные с судебными органами власти.

В соответствии с Конституцией РФ судьи высших судебных органов РФ назначаются по представлению Президента. Судьи Конституционного Суда назначаются на должность Советом Федерации тайным анием по представлению Президента РФ.

Президент представляет Совету Федераций кандидатуры на должность судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ. По представлению Президента РФ Совет Федерации может освободить Генерального прокурора от должности.

•Полномочия Президента РФ в области обороны страны и обеспечения безопасности государства.

Согласно Конституции РФ Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ. Президент утверждает концепцию и планы строительства Вооруженных сил, мобилизационные планы подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования.

К полномочиям Президента относится принятие указов о призыве граждан на военную службу, утверждение плановой гражданской обороны и дислокации Вооруженных сил. Президент определяет основные направления реформы в области обороны и безопасности, концепцию военного строительства.

Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину, вводит в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии военное положение, а для обеспечения безопасности страны — чрезвычайное положение.

•Полномочия Президента РФ в области внешней политики.

Президент в сотрудничестве с парламентом разрабатывает стратегический внешнеполитический курс и непосредственно руководит его выполнением.

Президент устанавливает прямые контакты с главами других государств, лично участвует в важных международных совещаниях, ведет переговоры по принципиальным вопросам с главами государств и правительств других стран.

Он лично подписывает важные международные договоры от имени Российской федерации.

Президент РФ несет ответственность за определение внешней политики государства и ее осуществление федеральными государственными органами.

Министерство иностранных дел РФ подведомственно Президенту по вопросам, закрепленным за Президентом Конституцией и законодательными актами РФ.

Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Президент назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Несмотря на все полномочия, Президент не может быть независим от Федерального Собрания в осуществлении внешней политики, т.к. парламент издает необходимые законы, ратифицирует договоры, выделяет средства.

•Полномочия Президента РФ по отношению к субъектам Федерации.

На Президента РФ возлагается очень важная роль в системе органов государственной власти. Он обеспечивает согласованную работу и взаимодействие органов государственной власти.

При выполнении данной функции Президент выступает в роли «арбитра». Это относится к взаимоотношению федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ.

Для разрешения разногласий Президент может использовать согласительные процедуры.

Данные процедуры он может использовать для разрешения конфликтов и разногласий, во-первых, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, во-вторых, между органами государственной власти субъектов.

Суть согласительных процедур состоит в достижении взаимного согласия сторон, между которыми возникли разногласия и призваны обеспечить решение проблемы без элементов принуждения.

•Иные полномочия Президента РФ.

Ст. 89 Конституции РФ содержит перечень полномочий Президента РФ касающиеся личности — гражданина, лица без гражданства, иностранного гражданина. Президент уполномочен решать вопрос российского гражданства.

Только Президент имеет право предоставления политического убежища.

Президент осуществляет высшую форму государственного поощрения — награждение государственными наградами России. Президент присваивает почетные звания РФ, утверждает статусы орденов и положения о медалях, издает указы о награждении ими.

Президенту предоставлено право помилования. В полномочия Президента входит и назначение референдума.

Таким образом, полномочия Президента РФ охватывают довольно большую сферу. Президент наделен большими реальными полномочиями, которые он применяет самостоятельно, юридически независимо от других органов, но в тесном взаимодействии с ними.

7.Проблемы и перспективы развития института президентства.

20 лет достаточно короткий срок для формирования и функционирования института президентской власти. Поэтому современные политологи и политические деятели утверждают, что в России переходный период еще не завершился.

Конституционные конструкции и модели проходят испытание практикой в изменяющихся социальных, политических и экономических условиях, при этом выявляются их недостатки и «перекосы», требующие определенной корректировки.

Так, применительно к отечественной модели института президентства необходимо действительно констатировать: «Россия столь долго жила в условиях абсолютной власти, что в политическом сознании народа доминирующее значение стало иметь не то обстоятельство, какуправляется страна, а то, кемона управляется».

То есть, несмотря на универсальность конституционной формулы, а во многом как раз «благодаря» ее несовершенству, данный демократический институт пока еще не сложился, а страна продолжает находиться в режиме «ручного управления», когда не лидер встраивается в систему, а система подстраивается под лидера.

Такая ситуация не только вызывает негативные оценки со стороны мирового сообщества, но и, совершенно очевидно, уже тормозит дальнейшее поступательное развитие России.

Одной из проблемдля России, бесспорно, является существующая изначально в Конституции так называемая проблема дисбаланса во властном «треугольнике»: Президент — Правительство — парламент (Государственная Дума).

Необходимо подчеркнуть, что именно в таком контексте, причем с учетом не только юридической, но и политической составляющей, следует рассматривать сложившуюся ситуацию и искать оптимальные решения, не разделяя и не сужая вопрос до взаимоотношений Президента и Правительства, Президента и парламента, Правительства и парламента. Смысл заключается как раз в системе взаимного влияния и соотношении политического веса этих трех институтов.

Отмечая реальные перспективы развития можно говорить о уже начавшемся перераспределении политических функций между Президентом и Председателем Правительства, направленное на создание «сильного» Правительства во главе с политическим, а не «техническим» Председателем, то есть второго «мозгового центра». При этом усиление Правительства будет, скорее всего, происходить не за счет сужения сферы президентских полномочий, а посредством более полного раскрытия конституционного потенциала Правительства и исполнительной власти в целом.

Другая проблема, функционирования института президентства,

заключается в последовательном и неконтролируемом расширении границ компетенции главы государства.

Образно полномочия российского Президента сегодня представляют собой некое подобие гигантского «айсберга», где конституционные прерогативы — лишь небольшая видимая вершина, остальной же массив — скрытая подводная часть, которая имеет не вполне известные нам очертания и размеры, неумолимо растет и, как следствие, начинает представлять опасность для всего, что его окружает. Анализ ряда положений Конституции Российской Федерации 1993 года позволяет сделать вывод, что в стране созданы значительные предпосылки для становления режима бесконтрольной личной власти президента. Положения основного закона поставили президента над правительством, парламентом и судом, предоставив ему значительные полномочия в рамках исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. Все это в комплексе создает существенные основания для дефинициихарактера российской президентской власти как сверхпрезидентской, что свидетельствует о закреплении в современной России модели суперпрезидентства.

Предоставление столь широких конституционных полномочий главе государства имеет прямую связь с недостаточным развитием в стране института парламентаризма.

На фоне приоритетного распределения властных полномочий в пользу главы государства права парламента оказались сильно ограниченными, в частности, в вопросе о назначении правительства, поскольку оно подвергается угрозе досрочного роспуска в случае трехкратного отклонения кандидатуры премьер-министра, предлагаемой главой государства. В то же время российский парламент лишен возможности саморазвития, так как сильно зависим от президента.

И, наконец, важной проблемойвидится становящийся все более очевидным разрыв между Президентом и обществом, а рассчитывать на нормальное функционирование любых правовых конструкций можно только при одном непременном условии: глава государства, равно как и Правительство, и, парламент, должен находиться под контролем общества, нести юридическую и политическую ответственность за злоупотребление властью.

Решение данной проблемы представляется наиболее сложным, если не сказать недостижимым. Причина в том, что необходимо сочетание двух факторов: психологического и институционального, но в нашем случае это выглядит своего рода «демократической утопией».

Смысл в том, что, с одной стороны, само общество должно быть готово и испытывать потребность осознанно делать выбор, транслировать свои потребности, контролировать происходящее, делать выводы, реагировать на отклонения, призывать к ответственности и т.п.

С другой стороны, властные структуры во главе с Президентом должны не просто ощущать свою зависимость от народа и ответственность перед ним, но и создавать эффективные механизмы контроля и ответственности в отношении самих себя. И тут мы оказываемся в замкнутом круге. Не стоит забывать, что, несмотря на все демократические иллюзии, Россия всю жизнь тяготела к самодержавию.

В самом институте президентства есть элемент традиционный — что-то самовластное, имперское. В качестве царя в умозрительном восприятии российского социума оказывается и президент, поскольку трактовка этого феномена восходит к историческим корням.

Сам факт необратимости утверждения неограниченной власти главы государства, будь то монарх, генеральный секретарь или президент, являющийся, по сути, таким же верховным правителем за счет обладания сверх полномочиями, рождает явление безысходности, влекущее за собой всецелое подчинение властвующему субъекту, поклонение ему, культивацию его образа.

То есть ментальность такова, что народ в основной своей массе относится к собственной возможности изменить что-либо более чем недоверчиво. Если недовольство и возникает, то оно не принимает цивилизованных и организованных форм. Элемент упования, преклонения, возвеличивания, подчинения, стабильности, граничащей с консерватизмом, как бы мы это не отрицали, до сих пор присутствует в менталитете россиян. Те же черты, только в их зеркальном отражении, свойственны и тем, кто оказывается «у руля».

Остается открытым вопрос, насколько вероятна практическая реализация более демократичной альтернативы в развитии российского президентства.

Полностью отрицать гипотетическую возможность такого варианта развития событий было бы неверным, так как политический процесс явление динамичное и вполне корректируемое, вследствие чего способен модифицировать статичные компоненты политической системы, имеющие институциональную природу.

Трансформация характера института президентства в сторону демократизации возможна только в случае целенаправленной конституционной реформы, коренного переустройства политической системы и возникновения в обществе необходимости к активному участию в политической жизни.

Но даже при достижении указанных параметров российское общество, как и политические институты, вряд ли окажется способным к быстрым и действенным переменам, к адаптации в новых условиях, что приведет к затяжной инерционной эволюции президентства.

Между тем именно затяжная инерционная эволюция института президентства в условиях процесса становления нового типа взаимоотношений между государством и обществом, основанная на принципе поступательности, представляется наиболее предпочтительной для развития страны.

Являясь неким переходным вариантом, она может способствовать рождению исторического реванша, призванного оградить Россию от опасных явлений, сохранив ее идентичность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/12_18051_konstitutsiya--goda-o-polnomochiyah-prezidenta-rossiyskoy-federatsii.html

2. Статус президента по конституции 1993 года

44. Правовой статус Президента по Конституции 1993 г.

Согласност. 80 Конституции, Президент “являетсяглавой государства”. Называясь главойгосударства, Президент может бытьноминальной, формальной и безвластнойфигурой, а ведущая роль в управлениигосударством может принадлежатьправительству. Однако в России былаизбрана прямо противоположная модель,согласно которой у нас не просто сильный,а сверхсильный Президент.

Всоответствии с Конституцией (ст. 80)Президент является гарантом КонституцииРФ, прав и свобод человека и гражданина.

В установленном Конституцией порядкеон принимает меры по охране суверенитетаРФ, ее независимости и государственнойцелостности, обеспечивает согласованноефункционирование и взаимодействиеорганов государственной власти.

Президентв соответствии с Конституцией РФ ифедеральными законами определяетосновные направления внутренней ивнешней политики государства. Он какглава государства представляет РФвнутри страны и в международныхотношениях.

Вчем наиболее ярко отражается модельсильного российского Президента? Здесьможно выделить следующие важные факторы.

  1. Президент избирается народом, следовательно, его полномочия производны от народа, который доверяет Президенту высшие государственные функции. Таким образом, его сила проистекает из доверия, оказанному ему народом. Так, согласно ст.

    81 Конституции РФ, Президент избирается всеми гражданами России, обладающими активным избирательным правом, на всеобщих выборах.

    В силу этого он получает мандат доверия не от парламента, как, например, в ФРГ или Италии, а от всего населения России.

  2. Президент в России по конституционной модели не входит в систему разделения властей, а стоит обособленно от них, а точнее над всеми ветвями власти. Президент тоже осуществляет государственную власть. Законодательную осуществляет парламент (ст.

    94 Конституции), исполнительную власть РФ – Правительство РФ (ст. 110), судебная власть, естественно, принадлежит судам (гл. 7 Конституции).

    Остается сделать вывод о том, что у Президента своя самостоятельная форма власти (можно даже сказать, что, таким образом, она является четвертой), которую некоторые исследователи именуют президентской властью.

  3. Исходя из сказанного, следует отметить, что только Президент наделяется задачей обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов государственной власти – и федеральных, и субъектов РФ (ст. ст. 80, 85 Конституции). Никакие другие органы подобными возможностями по отношению к Президенту не располагают.

4. Президентв целом независим от других органовгосударственной власти. Парламентскиеи судебные сдержки и противовесы вотношении президентской власти, а темболее контроль существуют в самыхминимальных размерах. В сущности можноговорить об отсутствии конституционнойответственности Президента.

Говоряточнее, в отношении Президента Россиисистема “сдержек и противовесов” почтине действует. Даже если Президент РФсовершит государственную измену илииное тяжкое преступление, служащееоснованием для его отрешения от должности(ст.

93 Конституции), подобное отрешениебудет весьма проблематичным и сложным,поскольку в Конституции не предусмотренаответственность Президента за грубоенарушение не только самой Конституции,но и законов, и президентской присяги.Хотя формально парламент России в лицесвоих палат на основании ст. ст. 93, 102Конституции может отрешить Президентаот должности.

Это отчасти естественно,т.к. довольно сложно представит, чточеловек, занимающий столь высокий иответственный пост и имеющий стольбольшие и широкие полномочия, совершиткакое-либо тяжкое преступление.

5.

Всвою очередь возможности самогоПрезидента, особенно по отношению кпарламенту, весьма внушительны: начинаяот посланий Федеральному Собранию,внесения проектов законов, которыемогут быть определены Президентом какпервоочередные, права вето, предложениякандидатур должностных лиц, назначаемыхпалатами, и кончая правом роспусканижней палаты – Государственной Думыи назначения внеочередных парламентскихвыборов (ст. ст. 84, 111, 117). Не стоит забыватьи о том, что в верхней палате – СоветеФедераций – Президент имеет сильноелобби в виде половины членов ее состава.Это руководители органов исполнительнойвласти субъектов РФ, которые ранее всвоем большинстве назначались ПрезидентомРФ, теперь избираются населением, новсе-таки как бы связаны с ПравительствомРФ и Президентом РФ, образно говоря,“корпоративной солидарностью”. Болеетого, в настоящее время идет разговоро том, что необходимо вернуться к прежнейсистеме назначения руководителейорганов исполнительной власти субъектовРФ Президентом, что обеспечит емулояльность и дополнительную послушностьрегиональной исполнительной власти,сделает регионы более подчиненнымицентральному правительству. Предпринимаютсяи уже были предприняты ряд шагов поукреплению президентской власти врегионах, в частности введение институтапрезидентских полномочных представителейво вновь образованных семи федеральныхокругах, что при наличии у них реальныхполномочий, может в значительной мереурезать местную власть в лице губернаторов.

6.

По существующей конституции у Президентаесть право на свое законотворчество,то есть на принятие актов (прежде всегоуказов), которые в отсутствие законовна равных с ними регулируют общественныеотношения и действуют до тех пор, покане появятся соответствующие законы; поряду вопросов законы вообще не принимаются,и регулирование осуществляется либосамостоятельно Президентом, либо поего поручению Правительством РФ. Согласност. 90 Конституции Президент РФ издаетуказы и распоряжения, которые обязательныдля исполнения на всей территорииРоссии. Ни Совет Федераций, ниГосударственная Дума не имеют достаточныхполномочий, чтобы их отменить. Но этиуказы и распоряжения не могут противоречитьКонституции и федеральным законам. Вслучае, если такое противоречие все-такиобнаружится, Конституционный Судполномочен аннулировать нормативныеуказы Президента, если сочтет, что онидействительно не соответствуютКонституции Российской Федерации.

7. Президентдержит в руках все нити внутренней ивнешней политики государства. Согласност.

86 Конституции он осуществляетруководство внешней политикой, ведетпереговоры и подписывает международныедоговоры, ратификационные грамоты.Однако одной его подписи недостаточно,т.к.

эти договоры не вступают в силу безих ратификации парламентом путемпринятия законов обеими палатами (ст.106 Конституции РФ).

8. ПравительствоРФ вполне можно назвать ПравительствомПрезидента РФ, поскольку Президент егополностью формирует, направляет егодеятельность и в любой момент вправеотправить в отставку (ст. ст. 83, 111), хотядля назначения Председателя ПравительстваПрезиденту необходимо согласиеГосударственной Думы (ст. ст. 103, 111).

Согласно ст. 117 Дума может также выразитьнедоверие Правительству, в связи с чемПрезидент ставится перед дилеммой –объявить об отставке Правительства илине согласиться с решением ГосударственнойДумы.

Если же палата в течение трехмесяцев повторно выразит недовериеПравительству, Президент обязан либоотставить Правительство, либо распуститьГосударственную Думу (ч. 3 ст. 117 КонституцииРФ).

При этом нельзя не отметить, что ряд членов Правительства, занимающихключевые посты, работает под непосредственнымруководством Президента (министрыиностранных дел, обороны, внутреннихдел и др.), Президент устанавливает такжевсю систему федеральных органовисполнительной власти.

Тотфакт, что Президент в любой момент можетотправить созданное им же Правительство,имеет два довольно негативных момента.Во-первых, отставка Правительства поинициативе Президента ни коим образомне способствует стабильности политической,экономической и социальной обстановкив стране. Так за время президентстваБ.Н.

Ельцина сменилось около десяткаПравительств, что каждый раз весьманегативно отражалось как на ситуациивнутри страны, так и на ее внешнейполитике и отношении иностранныхгосударств к России.

Это значительноухудшает условия экономическойдеятельности как российских, так изарубежных предпринимателей и компаний,что имеет исключительно важное значениев сложившейся в стране экономическойситуации.

Всвязи с этим в Государственной Думе ужевозникал вопрос о том, что необходимоввести ответственность Президента прироспуске правительства (т.к.

количествосменившихся правительств говорит озлоупотреблении Президентом своимправом, что в итоге негативно сказывалосьна стране в целом), чтобы его решениебыло обосновано, или перенести вопросо роспуске правительства в сферусовместной компетенции Президента иГосударственной Думы.

Во-вторых,Президент, отправляя в отставку созданноеим же самим Правительство, кроме того,что он публично высказывает резкоенедовольство его действиями, косвеннымобразом, он проявляет недоверие к самомусебе как к создателю этого Правительства.

Крометого, процедура протаскивания черезГосударственную Думу кандидатурыподходящего Президенту премьера,свидетелями чего россияне становилисьнеоднократно в ходе президентстваБ.Н.

Ельцина, выглядит довольно абсурднои не добавляет авторитета никому изучаствующих в ней лиц.

Всем очевидно,что идет откровенный торг междуПрезидентом и Государственной Думой,что опять-таки не способствует укреплениюавторитета российской власти игосударственности в глазах международной(впрочем и российской тоже) общественности.

9. Встране существует вертикаль исполнительнойвласти, включающая сверху вниз (илинаоборот) все структуры, вплоть до главысельского муниципального образования(несмотря на провозглашенное КонституциейРФ отделение органов местногосамоуправления от органов государственнойвласти). Вершиной этой пирамиды можносчитать Президента РФ.

10. Всоответствии со ст. 87 КонституцииПрезидент является ВерховнымГлавнокомандующим Вооруженными Силами.Исключительно Президенту принадлежитправо утверждать военную доктринуРоссийской Федерации, назначать иосвобождать высшее командованиеВооруженных Сил Российской Федерации(ст.

83). Однако он обязан (ч. 2 ст. 87) приединоличном введении военного положениянезамедлительно сообщить об этом СоветуФедераций и Государственной Думе. Емуне принадлежит право объявления войныи заключения мира. Это исключительнаякомпетенция Совета Федераций (ст. 106).

Ктому же парламент наделен правомутверждать федеральный бюджет, с помощьюкоторого законодательная власть можетвлиять на вопросы субсидирования армиии флота.

Именно в ведении Совета Федерацийнаходится решение вопроса о возможностииспользования Вооруженных Сил Россииза ее пределами (п. “г” ст. 102).

Конституцияпредоставила Президенту право вводитьна территории России и в отдельных ееместностях чрезвычайное положение.Однако та же статья обязывает Президентанезамедлительно сообщить об этом СоветуФедераций и Государственной Думе. Именнозаконодательной власти принадлежитправо санкционировать или отменить эторешение Президента.

Источник: https://studfile.net/preview/405373/page:2/

Глава 4. Президент Российской Федерации | Конституция Российской Федерации

44. Правовой статус Президента по Конституции 1993 г.

Статья 80

1.

Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Статья 81

1.

Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном ании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Статья 82

1.

При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 83

Президент Российской Федерации:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

е.

1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Статья 84

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Статья 85

1.

Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Статья 86

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Статья 87

1.

Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Статья 88

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Статья 89

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

Статья 90

1.

Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Статья 91

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

Статья 92

1.

Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Статья 93

1.

Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Алфавитно-предметный указатель
А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Ц  Ч  Я

Конституция | Оптичeская копия | Гocударственные симвoлы | Пoстановления КС | Пoстановление ВC

Источник: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-6.htm

Правовой статус Президента РФ по Конституции РФ 1993 г

44. Правовой статус Президента по Конституции 1993 г.

Согласно статьи 50 Конституции Российской Федерации гла­вой государства в нашей стране является Президент России.

Правовое положение Президента охватывает несколько сфер:

• Президент выступает как глава государства;

• он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в
международных отношениях;

• Президент является Верховным Главнокомандующим Воо­руженными Силами;

• обладает законодательными и исполнительными полномо­чиями, особенно широкими

Президент России избирается гражданами России на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном ании. Выборы Президента осуществляются по единому федеральному избирательному округу, охватывающему всю территорию России.

Ряд требований (цензов), которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ:

· ценз гражданства; кандидат в Президенты РФ должен быть обязательно гражданином Российской Федерации; однако способ приобретения гражданства не имеет юридического значения;

· ценз оседлости (т. е. требование постоянного проживания на территории страны в течение определенного срока), который составляет не менее 10 лет;

· возрастной ценз (ограничение нижнего возрастного предела) для кандидата на должность Президента РФ составляет не менее 35 лет; верхнего предела не предусмотрено.

Президент избирается сроком на 6 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

Президент обладает неприкосновенностью. Это значит, что он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску или личному досмотру, принудительно доставлен в суд.

Компетенция Президента РФ. Выражает его полномочия, совокупность прав и обязанностей, которы-ми наделен Президент, для выполнения своих функций:

· Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

· Президент в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета РФ;

· Президент обеспечивает деятельность и взаимодействие органов государственной власти;

· Президент РФ определяет направления внутренней и внешней политики государства;

· Президент РФ представляет Россию внутри государства и за рубежом;

· Президент обладает неприкосновенностью.

В компетенцию Президента входит:

1. назначение (с согласия Государственной Думы) председателя Правительства, утверждение предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, право председательствовать на заседаниях Правительства и др. В этом выражается его взаимодействие с исполнительной властью. Фактически Президент является главой исполнительной власти;

2. право законодательной инициативы, право вето на законопроекты, обязанности подписания и обнародования федеральных законов, а также другие полномочиями, предоставленные ему ст. 83, 84 Конституции РФ; Президент как глава государства имеет определенные рычаги воздействия на законодательную власть; он принимает участие в законотворческой деятельности Федерального Собрания;

3.

представление Совету Федерации кандидатур на должность судей Конституционного суда, назначает федеральных судей, осуществление помилования; актом помилования является решение главы государства о смягчении наказания или полном освобождении от наказания; Президент имеет также иные полномочия, предоставленные ему ст. 85, 125 Конституции; так выражается взаимодействие Президента с судебной властью;

4.

право назначать и освобождать своих полномочных представителей в регионах предоставлено Президенту как главе федеративного государства; Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами федеральной государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации; 6. осуществление руководства внешней политикой, ведение переговоров и подписание международных договоров и ратификационных грамот также входит в компетенцию Президента.

Таким образом, Президент занимает центральное место в системе разделения властей, он обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти, является их связующим звеном. Президент координирует работу регионов, ведает вопросами безопасности и внешней политики государства.

Акты Президента РФ.Свои полномочия Президент реализует через принятие нормативно-правовых актов, он издаёт указы и распоряжения. Указы — это решения Президента нормативного характера, т. е.

содержащие общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение и относящиеся к неопределённому кругу лиц. Указы могут носить и индивидуальный характер, например, в форме указа оформляется решение о награждении государственными наградами.

Распоряжения — это акты оперативного характера, имеющие вспомогательное значение, они, как правило, не являются нормативными, однако изредка бывают исключения.

Несмотря на то что Президент РФ является главой государства, его указы и распоряжения носят подзаконный характер, т. е. не должны противоречить Конституции и законам. В этом заключается реализация принципа верховенства права.

Прекращение полномочий Президента Российской Федерации. Конституция предусматривает не-сколько оснований, по которым Президент РФ слагает свои полномочия: в обычном порядке и досрочно-но. В обычном порядка полномочия Президента прекращаются в связи с истечением срока, на который он был избран.

Досрочно полномочия Президента прекращаются в случае;

· отставки;

· стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

· отрешения от должности.

Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия, еще детально не урегулирована законом.

Отрешение Президента от должности (импичмент)— процедура привлечения к юридической ответственности. Основанием для отрешения является совершение, Президентом государственной измены или иного тяжкого преступления.

Перечень тяжких преступлений определяется Уголовным кодексом Российской Федерации.

Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, а также в случае досрочного прекращения Президентом своих полномочий обязанности Президента возлагаются на Председателя Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Выборы нового Президента должны состояться не позднее, чем через три месяца с момента досрочного прекращения исполнения полномочий предыдущим Президентом.



Источник: https://infopedia.su/16x147e4.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий