44. Хан Кене (Кенесары Касымов) и попытка реставрации казахской государственности.

Право Казахского ханства при Кенесары Касымулы

44. Хан Кене (Кенесары Касымов) и попытка реставрации казахской государственности.

Admin

Мероприятия по организации в казахских степях новой системы управления и превращению края в колонию России вызвали сопротивление местного населения, переросшее в освободительную войну. Положения «Уставов» 1822 и 1824 годов пришлось вводить силой, вводя войска и строя в степи укрепления.

В 1824 году при активном участии прорусски настроенных султанов были заложены крепости Кокчетав и Каркаралинск и открыты соответствующие приказы. В 1832 году была заложена Акмолинская крепость, затем Кушмурунское, Атбасарское и другие укрепления.

 Фактически, в 20-50-х годах идет военная экспансия, завоевание Казахстана русскими войсками, вызвавшее ожесточенное сопротивление казахов.

Уже в 1823 году отряды Младшего жуза во главе с батыром Жоламаном Тленшиулы начинают борьбу против пограничных властей, требуя уничтожить укрепления и освободить из плена хана Арынгазы. В 1824 году на борьбу поднимаются казахи Среднего жуза, возглавленные султаном Саржаном Касымулы.

В 1837 году руководство освободительным движением пе­реходит в руки султана Кенесары Касымулы. Ему удалось объединить силы Младшего и Среднего жузов, разгромить ряд карательных отрядов и штурмом овладеть Акмолинской кре­постью. Под контролем кенесаринцев оказались обширные территории Западного и Центрального Казахстана, где в сен­тябре 1841 года возрождается Казахское ханство.

Смерть в 1833 году в Калуге хана Арынгазы и вторичный арест Губайдуллы вынудил казахов пойти на новые выборы хана. После длительных консультаций в сентябре 1841 года собирается маслихат, на котором представители всех трех жу­зов избирают Кенесары. В 1841-42 гг.

Кенесары ведет войну с Кокандом и освобождает города Созак, Яныкурган, Жулек и Акмечеть, продолжает сопротивление русским войскам. Не­смотря на ряд успехов в 1843-44 гг., Кенесары осенью 1845 года вынужден был оставить Западный и Центральный Казахстан и отступить в долину Сырдарьи, а затем и в Семиречье.

Ему удалось разгромить кокандцев и овладеть городом Мерке. В 1847 году хан начинает войну против подданных Коканда и союзников России — кыргызских манапов, но терпит пораже­ние. Сам Кенесары был казнен, ханство практически переста­ло существовать. За короткий период возрождения Казахского государства (1841-1847 гг.

) был проведен целый ряд ад­министративных и правовых реформ, позволивших казахам достаточно успешно противостоять превосходящим и по чис­ленности и по техническому оснащению русским войскам.

Система управления. Главой государства был сам Кенеса­ры, носивший традиционный титул хан. При нем был Ханс­кий Совет, обладавший совещательными функциями и состо­ящий из батыров, биев и некоторых родственников хана. Было создано несколько ведомств, отвечавших за различные направ­ления деятельности государства.

Финансовое ведомство, занимавшееся сбором налогов и пошлин, возглавлялось султаном Сеилханом. Дипломатическим ведомством руководили султан Есенгельды Саржанулы, Сейдаккожа Оспанулы, Шокпар Бактыбайулы и татарин Алим Ягу-дин.

Важное место занимало военное ведомство, возглавляе­мое султаном Наурызбаем Касымулы и батыром Агыбаем. Существовал своеобразный штаб — Военный Совет, секрета­рем которого был узбек Сейдаккожа Оспанулы.

Вопросами обеспечения войск занимались орские купцы Хусаин и Муса Бурнаевы.

Исполнительная власть на местах принадлежала ханским представителям — жасаулам. В их обязанности входил конт­роль над сбором налогов, выполнением распоряжений хана, определение районов кочевания, а также агитация и привлече­ние казахских аулов на сторону Кенесары. Жасаулы назнача­лись самим ханом в каждое казахское объединение из числа своих воинов и толенгутов.

Суд и судебный процесс. Значительные изменения претер­пела судебная система Казахского ханства.

Верховная судеб­ная власть была у самого Кенесары, он же назначал биев для решения важных дел. Фактически традиционный суд биев был ликвидирован, и судьи превратились в государственных чинов­ников.

За особые заслуги биям присваивалось звание граф, заимствованное у русских.

Лично Кенесары и его есаулы разбирали три категории дел:

— иски по барымте и убийству между подданными Кенесары;— иски между не подвластными Кенесары объединениями;

— иски между подданными Кенесары и русскими подданными.

Больших изменений в системе наказаний не произошло, хотя есть данные, что Кенесары распространил права свобод­ных казахов на рабов, в частности, уплату куна за убийство раба. Кроме того, хан стремился к сокращению такого вида исполнения решения суда, как барымта.

Налоговая система. Важной задачей хана Кенесары было упорядочение налогообложения, необходимое для укрепления государственности. Все подданные Казахского ханства были освобождены от всех видов налогов и платежей в пользу Рос­сии, Коканда и Хивы. Вместо этого казахи платили зякет.

Стадо до 40 голов не облагались налогом, от 40 до 100 голов облага­лись зякетом в одну голову, со 140 — две головы, со 180 — три головы, и т.д., по одной голове с каждых сорока голов скота. С земледельческого населения собирался ушур в размере 10% от урожая.

Кроме того, существовал поаульный налог в размере одной лошади и одного халата с аула для обеспечения войск.

В дополнение к обязательным налогам, подчиненное Кене-сары-хану население вносило в казну добровольные пожерт­вования скотом, продовольствием и одеждой.

Важной статьей пополнения казны были реквизиции имущества и скота сто­ронников колониальной администрации. Существовал специ­альный отряд, возглавляемый сестрой хана султаншей Бопай, занимавшийся подобными реквизициями.

Торговые караваны, следующие через территорию, подконтрольную Кенесары, пла­тили пошлины в размере девятой части стоимости товара.

Армия. Ведя постоянную войну с Россией и Кокандом, Ке­несары много внимания уделял военным реформам и созда­нию регулярной армии.

Ему удалось сформировать войско, на­считывавшее от 8 до 20 тысяч. Впервые было организовано регулярное обучение военному делу, которым занимались бег­лые русские солдаты и башкиры.

Они обучали две сотни каза­хов пехотному строю, владению огнестрельным оружием и т.п.

Армия была разделена на тысячи и сотни, введены должно­сти жузбасы, мынбасы и сардара. Кроме того, существовали мергенбасы — командиры отрядов стрелков-снайперов. В вой­сках были введены знаки различия в виде синих и красных шнуров, нашивавшихся на плечи и грудь. Командиры имели сабельные ножны из красного сукна, а сам хан — полковничьи эполеты.

Все оружие считалось собственностью государства, хранились в специальных арсеналах кунакхана, выдаваясь перед каждой военной операцией.

 Государство и право Казахского ханства в период правле­ния Кенесары-хана характеризовалось активными попытками реформирования с целью централизации власти, однако воен­ные поражения казахов и ликвидация ханства не позволили завершить эти реформы.

Заключение. В целом, в 20-50-е годы XIX века, несмотря на сопротивление казахского народа, на территорию Казахста­на было распространено действие российского законодатель­ства и администрации. Принятые в начале XIX века «Уставы» заложили правовую базу для превращения края в колонию, что и было осуществлено военной силой к середине 60-х годов XIX века.

00

Источник: https://www.kazportal.kz/pravo-kazahskogo-hanstva-pri-kenesaryi-kasyimulyi/

Кенесары касымов

44. Хан Кене (Кенесары Касымов) и попытка реставрации казахской государственности.

Кенесары Касымов (1802-1847) — государственный деятель, полководец, руководитель национально-освободительной борьбы казахского народа 1837-1847 против Российской империи, последний хан Казахского ханства (1841-1847). Чингизид, внук Абылай хана.

В юные годы Кенесары прославился лидерскими и организаторскими качествами, выделялся среди своих многочисленных братьев и сверстников, снискав себе уважение окружающих.

Политические взгляды Кенесары формировались в трудные годы 1-й четверти 19 века, когда Российская империя все более проникала в глубь казахских степей. Колонизация Казахстана вызывала массовые протесты казахов.

Именно в этот период в ходе национально-освободительной борьбы казахов Кенесары выдвинулся в политические лидеры своего народа.

В 1841 году Кенесары был избран ханом, главной целью его политики было — вернуть казахскому ханству прежнее величие.

В управлении государством Кенесары внедрил основные правила шариата и вернул судебную систему на прежний уровень.

Хан, хорошо знавший пути укрепления государства и армии, утвердил мусульманские юридические правила. Налоговая политика также была направлена на обеспечение эффективных сборов.

Кенесары проводил политику по укреплению дисциплины в управлении государством, основанную на принципах его деда Абылая. В 1846 году российские войска и воинские соединения казахских султанов, принявших колонизаторскую политику, вытеснили его из земель, принадлежавших младшему и среднему жузу.

Первые действия войск Кенесары начались с того, что они весной 1838 года окружили и сожгли укрепление Акмола. Начальник крепости военный старшина Карбышев и старший султан Акмолинского края Коныркожа Кудаймендин чудом избежали смерти. Затем Кенесары направился в Торгай.

В письме к представителям царской власти он писал, что эти его действия имеют целью приблизиться к границе и тем самым облегчить процесс переговоров. На самом деле его целью было превратить национально-освободительное восстание младшего жуза, начатое Исатаем Таймановым, в общенародное.

После того, как в 1841 году Кенесары сел на престол, участники восстания активизировали военные действия, окружили крепости Жулек, Акмечеть, Жанакорган, Созак, занятые кокандскими войсками. Кенесары понимал, что свою главную задачу — добиться свободы сможет решить только в том случае, если три жуза объединятся в борьбе с общим врагом.

Однако, даже в самые активные годы национально-освободительной борьбы, в 1844-1845 годах, казахи не были едины. Даже в самый разгар восстания казахи разделились на два противоположных лагеря: одни были на стороне Кенесары, другие поддерживали политику царя.

Кенесары Касымову как хану, политику, дипломату удалось собрать под свое знамя значительную часть казахских родов из трех жузов. Общее число его войска достигало временами 20 000 человек.

К восстанию народа присоединились многие султаны и судьи среднего жуза.

От всех освободительных движений этого края конца XVIII и начала XIX века оно отличается широким охватом густонаселенных казахами районов.

Кенесары много внимания уделял структуре государства, внедрил в управление народом новые формы и правила, вместе с тем восстановил утраченные структурные органы. В армии была установлена строгая дисциплина.

Чтобы приспособить войска к военным действиям на больших расстояниях, он разделил их на подразделения по сто и тысячу человек, выстроив для них определенную структуру управления. Он также использовал агентов, доставлявших необходимую информацию, многие другие методы политической борьбы и дипломатии.

Хан взял под свой надзор внутреннюю политику, приостановил родовые столкновения. Национально-освободительное движение, объединившее три казахских жуза сильно обеспокоило Россию.

Несмотря на то, что в один из периодов (1843-1844 годы) Кенесары, боровшийся с царскими войсками и отдельными султанами, достиг определенных успехов, все же он был вынужден отступить. Кенесары обосновался в окрестностях старшего жуза на границе с киргизскими землями. Он хотел поднять киргизский народ на борьбу с общим врагом, но встретил мощное сопротивление со стороны манапов.

Кенесары Касымов погиб в неравной схватке в окрестностях Токмака. Историческая заслуга Кенесары Касымова в том, что он мобилизовал казахов на борьбу за свободу и независимость.

Известный русский путешественник XIX века П.П.

Семенов-Тянь-Шанский называл Кенесары «отважным Митридатом Казахской степи» (Митридат VI Евпатор был древним царем Понта и ярым противником римской экспансии на Ближнем Востоке).

В 2004 году в России в издательстве «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга Едиге Уалиханова, посвященная последнему казахскому хану Кенесары. Известный казахский писатель Ильяс Есенберлин в 1969 году написал о нем роман «Хан Кене» (третья часть знаменитой трилогии «Кочевники»).

В Астане на берегу реки Ишим установлен конный памятник Кенесары хану работы Шот-Амана Уалиханова.

Источник:

Казахстан, Национальная энциклопедия, том 3

книга «Исторические личности»

Источник: https://www.inform.kz/ru/kenesary-kasymov_a2191154

Реформы Кенесары-хана на пути создания независимого государства

44. Хан Кене (Кенесары Касымов) и попытка реставрации казахской государственности.

В условиях обретения Казахстаном статуса суверенного государства осуществляется переход к рыночной экономике, демократизации общества через глубинные экономические, демократические и политические реформы.

Государство может стать самостоятельным и независимым, если в период его становления в нем будет взят курс на преобразовательные реформы. Казахская государственность прошла большой «испытательный» срок в своем становлении еще с периода образования казахского ханства.

На любом этапе развития общества именно реформы, соответствующие историческим условиям, укрепляли незыблемость государства и давали толчок к дальнейшему развитию.

 Если обратиться к историческому опыту реформ в казахском обществе, то немаловажную роль в процессе становления государственности играли реформы казахских ханов Касыма, Есима, Тауке, Кенесары.

Особенное значение имеет здесь опыт реформ Кенесары, т. к. он проходил в условиях колонизации казахских земель Российской империей. Процесс присоединения Казахстана к России в XVIII—XIX вв.

повлек за собой активное вмешательство во внутреннюю жизнь казахского общества.

 С начала XIX в. в Казахстане устанавливается государственная и политическая система господства Российского самодержавия. Происходит насильственная ломка традиционных институтов, в результате которой они теряли интегративную роль в жизнедеятельности кочевого социума.

Саморегулирующие механизмы данного социума, его социальная, политическая структура, экономические, культурные связи были подвержены дестабилизации.

Отклонение от норм традиционного устройства жизни, естественного функционирования общества вызывало протест в социальной среде казахов. 

Основой кочевой общины всегда были рядовые общинники-скотоводы, которые были заинтересованы в сохранении традиционного казахского общества. В сохранении традиционных норм, а значит и самостоятельности казахского общества, были заинтересованы и привилегированные слои общества.

С ослаблением стабильности структуры кочевого общества вследствие социальных экономических, политических вмешательств нарушается хозяйственная жизнь, общественное развитие кочевого общества, в результате чего вспыхивает недовольство, вылившееся в национально-освободительное движение.

Идеология национально-освободительного движения Кенесары Касымова ориентировалась на возврат традиционной системы жизнеобеспечения общества, его социальных и политических институтов, как гаранта стабильности и самостоятельности казахов.

Опираясь на средние слои и рядовых общинников, для сознания которых были чужды и враждебны социальные новации, привносимые Россией, Кенесары удалось, хоть и ненадолго реставрировать казахское ханство, основанное на политическом управлении Казахстаном, который существовал при хане Аблае в XVIII в. и характеризовался невмешательством царизма во внутриполитическую жизнь казахского ханства. 

Кенесары, являясь потомком хана Аблая, выдвинул политическую программу, в которой были отображены идеи централизации власти, восстановления традиционных структур законодательной, исполнительной, судебной властей и др.

, «… в рамках феодальной экономики Кенесары провел ряд крупных реформ, имевших глубоко прогрессивный характер, т. к. эти реформы способствовали консолидации сил казахского народа, укреплению казахской государственности».

 

Данное высказывание принадлежит Е. Б. Бекмаханову-исследователю национально-освободительного движения под предводительством Кенесары Касымова. На сегодняшний день его труд «Казахстан в 20-40-е годы XIX века» является одним из немногих серьезных исследований этого движения.

Бекмаханов на основе большого круга источников изучил историю движения 1837–1847 годов и внутреннее устройство ханства Кенесары. «Мероприятия по укреплению казахской государственности тесно были связаны с задачами освободительной борьбы» — утверждает исследователь.

Новые политические институты Российской империи в первую очередь подрывали социальные связи в казахском обществе, вызывая разобщенность в среде казахов. В данной ситуации появляются многочисленные новые сословия, нарушаются семейно-родственные, общинные и родоструктурные связи.

Новым сословиям необходимо было, четко определить свою позицию и место в сложных социальных отношениях внутри общества и поэтому, многие из них шли на сближение с царизмом. Кенесары находит социальную опору в организации восстания, и в организации государственного управления в лице представителей средних слоев: биев, баев и батыров.

Этот выбор наиболее соответствовал реальным условиям того периода, т. к. крупная кочевая знать была приобщена к исполнению новых функций, предоставленных им российской администрацией.

 При создании независимого государства необходимо наличие самостоятельной государственной и политической системы, структур власти. В традиционном казахском обществе с его строго иерархической социальной системой связей хан был олицетворением верховной власти.

Личные качества хана при этом являлись одним из решающих факторов уровня развития государства.

Кенесары являлся харизматической личностью и был избран ханом трех жузов, он создавал свое государство в беспощадной борьбе с патриархальной знатью с ее центробежными тенденциями, с предательской политикой султанов-правителей. 

В созданном им ханстве во главе государства стоял он сам-хан Кенесары. Законодательную и исполнительную власть представляли хан, ханский совет, как совещательный орган, орган управления на местах в лице назначенных Кенесары эмиссаров, наделенных, дипломатическими, финансовыми, военными функциями.

Организация власти представляла собой стройную систему политического управления, учитывающую традиционную схему социальных связей. Восстановлена была традиционная судебная система-суд биев. Бии назначались Кенесары, и могли бы разрешить междуродовые разногласия. Верховная судебная власть сосредоточена была в руках Кенесары.

В первую очередь такая судебно-правовая реформа была направлена на прекращение барымты, извечного «бича» казахов и наносила «серьезный удар раскольническим тенденциям родовых биев, султанов, не заинтересованных в укреплении централизованного государства».

Подобная система управления, как иллюстрирует история, зачастую являлась наиболее разумной в сложных условиях выбора пути развития самостоятельного государства. 

В судебной реформе Кенесары опирался на нормы обычного права казахов, но внес ряд изменений.

Обычному праву казахов придается значение общегосударственного передачей судебных функций в руки представителей государственной власти.

Законодательная власть, сосредоточенная в руках государства, обеспечивала порядок и стабильность в нем, укрепляла процесс централизации государства, способствовала урегулированию социальных отношений в обществе. 

Важнейшим атрибутом государственности, способствующим, упрочению экономического положения государства является наличие самостоятельной налоговой политики.

В условиях традиционного кочевого общества сборы и подати носили зачастую добровольный характер, были незначительны и нерегулярны.

Сборы и подати учитывали материальное, социальное положение производителей, что представляло собой гибкую, саморегулирующую систему жизнедеятельности номадного общества.

Жесткая же фискальная система налогообложения, введенная российской империей, тяжелым бременем легла на плечи казахского населения и послужила средством жестокой эксплуатации казахов.Налоговая политика Кенесары была унифицирована и приведена в систему. Казахи освобождались от уплаты налогов в российскую и кокандскую казну, весь налог поступал в общегосударственную казну. 

Теперь сбор налога переходил в ведение органов государственной власти, позволявший укрепить материальную базу государства. Новая налоговая политика была прогрессивным шагом в развитии казахского государства.Развитию экономики, прогрессивных форм общественного производства способствовала хозяйственная деятельность Кенесары.

Кенесары поощрял развитие хлебопашества у казахов, торговли, товарообмена. Процесс преобразования форм хозяйства казахов, конечно, был, прежде всего, направлен на обеспечение продуктами питания повстанцев.

В силу традиционности номадного общества все же земледельческое хозяйство казахов не стало надежной материальной базой для жизнедеятельности кочевого населения и не приобрело самостоятельного значения, оставаясь, как и прежде, второстепенной и вспомогательной отраслью номадного хозяйства.

В казахском обществе, основанном на традициях, военные традиции имели большое значение, воинская повинность являлась одной из самых важных и общих повинностей в степени. У казахов постоянное войско отсутствовало, а было родоплеменное ополчение, собиравшееся по мере необходимости. Необходимость создания войска возникает, когда народ борется за свою независимость. 

В период национально-освободительного движения казахского народа под предводительством Кенесары создается такое ополчение, из которого ему удается построить дисциплинированную армию.

Наряду с традиционными методами борьбы, Кенесары применяет новые: пеший бой, создание агентурной сети, разведки, метод дезориентации и т. д.

Армия Кенесары состояла не только из казахов, но и других национальностей, которые привлекались для введения новой тактики военных операции, для обеспечения новых видов вооружения. Только наличие мощного войска, отлично организованного и оснащенного может обеспечить безопасность государству и его народу. 

Это прекрасно понимал Кенесары, осуществляя реформы на пути к укреплению независимости. Но все, же трудно было противостоять в тех исторических условиях Российскому самодержавию с его огромным военным потенциалом.

Воссоздав, казахское ханство в начале 40-х годов XIX века Кенесары учитывал традиционность казахского общества, реформами же Кенесары стремился возродить казахскую государственность в более развитой форме. Реформы касались всех сторон жизни казахского общества и несли в себе ростки прогресса и развития.

В целом, государство, построенное Кенесары, нуждается в более тщательном и широком изучении, тема эта еще малоизученна и противоречива. Реформы, проведенные в этом государстве, были направлены на укрепление независимости казахов, сохранение казахской общины, стабильности казахского общества, т. е.

соответствовали национальным интересам. Национальные, народные интересы на любом этапе развития общества должны быть приоритетным направлением любых реформ.

Ж. Кусаинова, к.и.н., профессор

Казахского Гуманитарно-юридическогоуниверситета

Источник: https://e-history.kz/ru/publications/view/1566

Голова хана Кенесары как народное достояние Российской Федерации

44. Хан Кене (Кенесары Касымов) и попытка реставрации казахской государственности.
?

Оружейные заметки нерусского человека (borianm) wrote,
2006-08-25 14:43:00 Оружейные заметки нерусского человека
borianm
2006-08-25 14:43:00 Category:

                                                                               Если бы понты светились, в Алмате всегда было бы светло…    
                                                                                                                                                                     Киргизская народная поговорка

                                                                                                          Обидно, что его убили киргизы, 
                                                                                                          а не русские или хотя бы китайцы…!                  
                                                                                                                                                                      С казахского форума

Мой друг Улукбек ныне работает в Казахстане, и как только казахи в быту начинают зарываться по нац вопросу, напоминает им о хане Кенесары и его голове.  Ему, как человеку, разжегшему мой интерес к киргизской истории, эта статья и посвящается.

 
   Группа энтузиастов поднимает вопрос о возвращении праха хана Кенесары в Казахстан. Соответствующее обращение, которое подписали 85 человек, направлено в адрес двух президентов — Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина.

В архиве государственного исторического музея России хранится постановление Совета Министров СССР «О распределении музейного фонда СССР и экспонатов, зарезервированных в военное время» 1950 года. Пункт 194 списка ценностей, приложенного к документу, выглядит так: «Голова казахского хана Кене(сары) Касымова, хран. 1845(47), лабораторный экспонат, СМФ КНИО СССР».

   Казахстан, еще будучи союзной республикой, не раз пытался вернуть голову на родину: в 1978, 1982, 1985, 1989 годах и неоднократно — в годы независимости. Тогдашний премьер-министр республики Имангали Тасмагамбетов обращался с аналогичной просьбой к руководству РФ.  Но согласно законадательству РФ голова является национальным достоянием и разбазаривать ее нельзя!

   Здесь, очевидно, следует вспомнить, каким образом прах казахского хана оказался в России.

 
 Crosspost в ru_historygreat_game_ru  warhistory

Прежде всего приведу в качестве введения статью из крупнейшей дореволюционной русской энциклопедии «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» (1890-1907)
 
   Кенисара (Касимов) – киргизский* султан, сын Касима Аблаева, тоже султана.

В 1838 — 1847 годах волновал киргизскую степь и создал много затруднений администрации Оренбургского края и западной Сибири. Он мечтал о полном освобождении киргиз из-под русской власти и о соединении их с единоверной Хивой.

Неудачный поход Перовского на Хиву (1839) ослабил в степи влияние русского имени и создал благоприятную почву для восстания; ему не мало содействовали и препирательства сибирского начальства с оренбургским.

Пользуясь этим, Кенисара долго маскировал свое противодействие русским властям и сумел поставить дело так, что местная администрация первое время скорее заискивала в нем, чем преследовала его, как ослушника закона.

Когда, наконец, решено было употребить против Кенисара силу, экспедиции, посланные против него, действовали не всегда умело, и вскоре почти вся Оренбургская степь признала Кенисара своим ханом. Бунт продолжался до смерти Кенисара, павшего в битве с дико-каменными киргизами, которые мстили за зверства над их сородичами. Имя Кенисара тотчас по его смерти стало достоянием легенды и ныне живет в памяти тургайских и акмолинских киргиз, сложивших песенный рассказ о подвигах своего богатыря.

   *Примечание: до революции для казахов было принято название киргизами, или каргиз-кайсаками, нынешних действительно киргизов звали кара-киргизами (черными) или дикокаменными киргизами.

                                   Реальное фото Кенесары.

   Кенесары Касымов — казахский султан, хан Среднего жуза. Родился в 1802 году, умер в 1847 году. Принадлежа к верхушке степной знати, Кенесары добивался восстановления ликвидированной царским правительством России ханской власти и передачи Касымовым ханского титула.

Ядром войск были ближайшие родственники Кенесары, основной же военной силой — батыры его родов.   В 1841 году на сборе казахской родовой знати и султанов Кенесары Касымов был провозглашен ханом. Он восстановил суд биев, разбиравший дела по нормам шариата.

Своей налоговой политикой Кенесары закреплял нормы мусульманского права: для скотоводческих районов сохранил зякет (налог, взимавшийся со скотоводов в пользу хана), для земледельческих — ушур (налог, взимавшийся с оседлого населения). Деспотизм хана Кенесары, считавшего казахские жузы своим наследственным достоянием, вызывал возмущение у народа.

В 1844 году в аулы рода жаппас приехал брат Кенесары султан Наурызбай с отрядом есаулов и начал взыскивать зякет, отбирать имущество и продукты. Жаппасцы выступили с оружием в руках против Наурызбая. 
                         Художественный образ.

   Кенесары проводил политику своего деда Аблая, полагавшего, что только жестокость может сделать ханскую власть прочной. Свою власть он поддерживал путем жесткой дисциплины, порой граничащей с террором. На захваченных землях Кенесары утверждал династический режим.

В конце 1846 года вытесненный русскими царскими войсками и военными формированиями казахских султанов-правителей с территории Младшего и Среднего жузов, он занял труднодоступный полуостров в устье реки Или, откуда совершал набеги на киргизские земли.

Сильно ослабило в Семиречье позиции Кенесары, всегда ратовавшего за отрыв Казахстана от России, принятие в 1846 году казахами Среднего жуза российского подданства. В 1847 г. Кенесары покинул пределы Среднего жуза, рассчитывая улучшить свое положение завоевательными походами в Киргизию, которые вызвали отпор киргизов.

Под давлением превосходящих (в Семиречье был направлен отряд с артиллерией под командованием председателя Сибирского пограничного управления генерала Вишневского)сил Кенесары перешел на правый берег Или, перекочевал в предгорья Алатау и приблизился к землям киргизов. Кенесары-хан потребовал подчинения себе киргизов. Северные киргизские рода Сары Багыш (Желтый Лось) и Солто (один из родов – Хромой волк) с одной стороны и Бугу (Олень) с другой в то время увлеченно занимались междуусобицами и традиционной бармытой ( бармыта — взаимный угон скота).

  Уже осенью 1845 года Кенесары обратился с воззванием к влиятельным сарыбагышским манапам Ормону и Джантаю с требованием признать его ханом и выплатить зякет.

 Акын Нысамбай, до последних дней находившийся вместе с Кенесары, в своей поэме рассказывал, что Кенесары обратился к киргизскому народу со следующими словами: «С севера наступают русские, если предоставишь им свою землю и скот и отдашь своих детей в солдаты — тогда сможешь жить с ними в мире. С востока граничат «шуршуты» (Китай). Они беспощадны к казахам.

С юга притесняет Коканд, издеваются над твоими женами и детьми, если им противиться, то они тебя повесят, и каждый день будут к тебе приставать».

В другом письме он пишет: «Цель моего прихода сюда не враждовать и проливать кровь, а соединить силы киргизов и кара-киргизов в одно, отделить их от Коканда и вообще освободить их от притеснений кокандцев« . Это был ультиматум..

На собрании северокиргизских племен, возглавляемом Ормоном и Джантаем, было решено отказать султану и готовиться к войне с ним.

  
                                                Казахские воины XIX  века

   Тут необходимо сделать небольшое отступление, что киргизы единственные из центральноазиатсих народов никогда не признавали над собой власть Чингизидов, а управлялись собственными правителями, пусть не носящими столь громких титулов, но родными.

Эта традиция идет с 12 века, когда монголы завоевали их, а потом подавили несколько киргизских восстаний. Так что тут не помогал авторитет Кенесары и как чингизида.  Кроме этого киргизы помнили опустошительные набеги на свои земли деда Кенесары хана Аблая и не могли простить этого, а тем более унизиться до признания своим ханом потомка Аблая.

И они не пошли на подчинение Кенесары. В апреле 1847 года Кенесары, имея 10-тысячное войско, вторгся в пределы киргизов, но киргизские манапы объядинились против  Кенесары. Старые распри киргизов были временно забыты.  Объединенные дружины сарыбагышей, солто и бугинцев разгромили нападавших. Своей жестокостью Кенесары отвратил даже собственных сподвижников.

  Последнее сражение Кенесары с киргизами произошло в верховьях Чу, близ Токмака, в долине Алмалы против объединенных сил северокиргизских манапов. Батыры Старшего жуза Тойшыбек, Сураншы и Саурык, влившись со своими отрядами в войско Кенесары, участвовали в десятках сражений. Однако султан Рустем и бий Сыпатай ночью тайно с 12 тысячами воинов покинули ставку хана. Не просто покинули, а сообщили об этом киргизским манапам.  Это отчасти объяснялось их несогласием с «неправомерными» по законам степей действиями хана, о которых ниже.
   Перед боем сподвижники хана предложили ему небольшой легкой группой вырваться из окружения, на что он ответил: «Если я сам, предводительствуя войском, обращусь в бегство, то уже не смогу больше быть ханом народа» Кенесары остался вместе со своими преданными воинами, попал в плен и вместе с 32 казахскими султанами и погиб.

    Кое-что об обстоятельствах гибели Кенесары известно. Сразу после пленения казахские султаны вместе со своим ханом попали в одну из ставок Ормон-хана. Потом Кене еще живым передали в руки манапа Жантая. Документально подтвержден факт, что несколько дней его держали закованным в цепи.

Известно также, что высокородного пленника таскали в железной клетке по аулам, подвергали нечеловеческим мучениям. Это подтверждают многие исследователи.  Когда фантазия мужчин по части пыток и оскорблений истощилась, пленника передали для глумления старухам.
   Сначала казнили рядовых султанов, которых «живыми варили в котле».

Как говорилось выше, Кенесары попал в ставку Ормон-хана (лидера рода Сары Багыш), отличавшегося крутым нравом. Его ненависть к казахскому хану была такой, что он просил других родоначальников обезглавить Кенесары, не устраивая с ним встречи.

 Этому имеется объяснение – по киргизским данным Кенесары был патологически жесток к врагам, а главное — нарушил древний закон, по которому послы были неприкосновенны.  А за замученных послов и убитых по его приказу во время набега ему и пришлось ответить.
   По данным киргизских историков, казнь Кенесары свершилась в ауле Жамбы.

По одной версии, исполнителем был Калыгул Алибеков, по другой — Тайсара, брат погибших в бою с ханскими отрядами Ормонбека и Султанбека, по третьей — Кожобек Таштамбеков. Архивные же источники называют бия Чижима.

    Описание казни по казахским легендам следующее: «Первым вывели на казнь Кенисару. Взглянул он тогда на собравшийся народ, на далекие горы, на высокое небо, откуда лились лишь ласковые лучи веселого солнца, — взглянул кругом себя и запел песню.

Долго длилась его песня средь собравшейся толпы, и словам ее она долго вникала, не имея ни сил, ни желания оторваться от властных слов, что западали в душу каждого, кто слушал их.

И в песне своей вспомнил он всю свою жизнь в родных и привольных степях, в кругу родного аула, вспомнил про свои славные молодецкие подвиги, про свои разбойничьи набеги и грабежи, вспомнил про жертвы замученных или про мучения, что придумывал им он, и затосковало его сердце, заговорила в нем совесть, стала она его терзать, и пред собравшейся толпою поведал он про свои грехи, уговаривая всех стоявших перед ним не гневить Великого кудая (бога) так, как он его прогневал, чтоб не заслужили за свои грехи такой же тяжкой кары, что теперь постигла его. Кончил свою песнь. Палач приступил к делу. Привычной рукой, длинным ножом, одним взмахом руки распорол он Кенесары живот. Внутренности вывалились, и Кенесары замертво упал, испустив последнее дыхание. Враги взяли его труп и долго над ним издевались. Затем, распоров ему грудь, вынули они сердце его и с благоговением отступились от него. Сердце Кенесары было покрыто густыми волосами, а сердце такое бывает лишь только у храбрых людей».
   Есть еще одна легенда :»Прежде чем предать его мучительной смерти, киргизы в течение сорока ночей клали с ним лучших красивых девушек в надежде получить от него таким путем потомков, не уступающих по дикой отваге их злейшему врагу богатырю Кенесары Касымову. Кенесары будто бы не пожелал иметь сношений ни с одной из девиц…» киргизами опровергается, хотя в общем то такое вполне в нравах степи.

   «Волею всевышнего бога и повелению белого царя… враг Ваш Кенисара умер…«. Эта выдержка из письма Асланова явилась первым извещением для русских властей.

«Кенисаринцы раздробились, разбежались во все стороны, кому куда попало«, — писал султан. 
   Хотя казахи тщательно скрывали факт гибели Кенесары, однако вскоре вся степь заговорила о ней.

Дней через пять в урочище Кара Камау с небольшим числом людей прискакал сын хана Жапар и, подтвердив известие о поражении, приказал людям незамедлительно откочевать на реку Чу, оттуда перебраться в Таласскую долину.

Очевидно, Жапар еще не верил в гибель отца, братьев и их сарбазов. Еще месяц его небольшой отряд стоял в ожидании последних вестей. Не получив таковых, он скорым ходом двинулся в сторону гор Каратау за реку Чу.

    Западно-Сибирский генерал-губернатор П. Горчаков наградил всех отличившихся в битве киргизских манапов, а к убийце Кенесары, манапу Калигулу Алибекову, обратился с благодарственным письмом и наградил его серебряной медалью.

   Головы погибших в боях казахских джигитов были посланы в качестве подарка кокандскому хану, а голова самого Кенесары была отправлена в дар российскому царю в Петербург.

    Нысамбай и другие сподвижники хана, оторвавшись от преследователей, достигнут родных степных просторов. Здесь родится песня: Камни, рыдайте! Потухни, заря! Рухните, гордые скалы отвесные! Смолкни, веселая песня ручья! Нет Кенесары, посланника неба — Мертвый он… теперь поругание

Над трупом свершают алх

еды, Стихни, ветер свободный! Свои песни забудьте, акыны… Слышится плач и тишь надгробная, Степь потеряла лучшего сына. 

                                                               Памятник Кенесары в Астане.

история

Источник: https://borianm.livejournal.com/15083.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий