44. Дифференциальная диагностика общего недоразвития речи.

В.13.Задержка речевого развития. Дифференциальная диагностика задержки речевого развития и общего недоразвития речи

44. Дифференциальная диагностика общего недоразвития речи.

Задержка речевого развития — отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы в возрасте до 4-5 лет, наиболее лёгкий и часто встречающийся вердикт логопеда в раннем возрасте.

Развитие речи ребенка связанно с постепенным овладением языком: — развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка; — овладение словарным запасом и правилами синтаксиса; — активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается; — овладение смысловой стороной речи.

Дети с ЗРР осваивают необходимые речевые навыки так же, как и дети без проблем в речевом развитии, но в более поздние сроки.

У них позже, чем положено в среднестатистические сроки, появляется речь, и развивается она медленнее, чем у других детей. ЗРР отражается на формировании всей психики ребенка.

Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу.

Самое тяжелое влияние ЗРР – замедление темпов интлееелектуального развития ребёнка Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи. Задержка речевого развития при отсутствии коррекции замедляет созревание этих процессов.

ПРИЧИНЫ ЗРР могут быть различными.

Чаще всего это наследственность (если оба родителя были молчунами в детстве, то, скорее всего, и ребёнок унаследует их черты), токсикоз у мамы во время беременности, осложнения во время родов: гипоксии, низкий балл при рождении, слабое здоровье деточки до года, неврологические проблемы. Большое влияние оказывает языковая среда в семье. Именно от родителей зависит и темп, и содержательная направленность речевого развития ребенка.

Вопросы отграничения общего речевого недоразвития от временных обратимых состояний, трактуемых обычно как задержки речевого развития, неодинаково разрешаются различными исследователями. Некоторые авторы, понимая под общим недоразвитием речи недостаточную сформированность всех языковых систем, включают в это понятие и более обратимые состояния.

Однако диалектический подход к проблеме речевых нарушений у детей делает необходимым разграничение различных нарушений речевого развития прежде всего в зависимости от динамики их проявления и преодоления.

Наблюдения показывают, что часть детей, имеющих на определенном возрастном этапе несформированность всех сторон речи, при проведении систематических логопедических занятий могут полностью преодолеть свой речевой дефект в дальнейшем успешно обучаться в массовой школе.

Другая же часть детей, имевших в дошкольном возрасте сходные речевые нарушения, даже после систематических логопедических занятий в ряде случаев оказываются не в состоянии полностью преодолеть свою речевую недостаточность и в дальнейшем, обучаясь в условиях специальной школы для детей с речевыми расстройствами, про должают иметь в течение ряда лет выраженные речевые нарушения.

Вероятно, механизмы возникновения и структура речевой недостаточности не одинаковы у детей, имевших в младшем дошкольном возрасте внешне сходные речевые дефекты, но различную динамику последующего формирования речи. Из этого следует, что как в практическом, так и в теоретическом отношении целесообразно выделение более обратимых состояний в особую группу речевых расстройств.

Прежде всего необходимо отграничивать общее недоразвитие речи от задержки темпа ее формирования. Такая необходимость обычно возникает в младшем дошкольном возрасте, когда отмечаются позднее начало речи и замедленный темп ее развития. Наиболее точное разграничение этих состояний возможно в процессе обучающего логопедического воздействия.

Одним из важных диагностических критериев является возможность усвоения ребенком грамматических норм родного языка. Как уже отмечалось выше, на первом уровне речевого развития ребенок с общим недоразвитием речи почти полностью не понимает грамматических изменений слов.

При задержке темпа речевого развития ребенок часто достаточно хорошо понимает обращенную речь, в том числе и значение грамматических изменений слов; у него отсутствуют смешения в понимании значений слов, имеющих сходное звучание.

В ходе становления речи при задержке темпа речевого развития отсутствуют нарушения структуры слов и аграмматизм, столь характерные и стойкие для детей с общим недоразвитием речи.

Таким образом, развитие речи ребенка при задержке речевого развития отличается от нормального только своими темпами, закономерности же формирования лексико-грамматических структур в импрессивной и экспрессивной речи соответствуют нормальному онтогенезу. Характер использования грамматических структур детьми с задержкой речевого развития соответствует уровню речевого развития нормального ребенка, младшего по возрасту. Дети с задержкой речевого развития способны к самостоятельному овладению языковыми обобщениями, что мало доступно детям с общим недоразвитием речи. Нарушения со стороны центральной нервной системы при задержке речевого развития имеют обратимый нейродинамический характер, иногда они не выявляются вовсе. Эти виды задержки речевого развития могут быть обозначены как соматогенные, психогенные или конституциональные.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_175546_vzaderzhka-rechevogo-razvitiya-differentsialnaya-diagnostika-zaderzhki-rechevogo-razvitiya-i-obshchego-nedorazvitiya-rechi.html

Дифференциальная диагностика общего недоразвития речи и умственной отсталости

44. Дифференциальная диагностика общего недоразвития речи.

Незнаева Марина Николаевна

учитель-логопед

МКОУ «Посадская ОШИ для обучающихся с ОВЗ»

Дифференциальная диагностика

общего недоразвития речи иумственной отсталости.

Общее недоразвитие речи

Умственная отсталость

Этиология

Отмечаются различные неблагоприятные воздействия, вызывающие грубую патологию ЦНС( интоксикации, инфекции, токсикозы, родовая травма, асфиксия, нейроинфекции и т.д.)

Органические поражения коры головного мозга в период внутриутробного развития плода или в самом раннем периоде жизни ребёнка.

Психические процессы

Наблюдаются качественное своеобразие развития всех психических процессов.

Формируется очень медленно и в гораздо более .: поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием. Восприятие, мышление, память, воображение у этой категории детей оказываются при спонтанном развитии на очень низком уровне.

Моторика

Наблюдаются нарушения моторики: плохая координация движений, недоразвитие мелкой моторики пальцев рук, страдает артикуляционная моторика. Часто встречается леворукость или несформированность латерапиты.

Отмечается существенное недоразвитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной. Отмечаются -трудности в манипуляции с предметами.

Динамика и прогноз

Даже после систематических

логопедических занятий дети не в состоянии полностью преодолеть свою речевую недостаточность и в течение рада лет выраженные речевые нарушения. Как правило, обучаются в специальной школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

При правильной организации жизни, возможно более раннем начале специального обучения, многие дефекты развития могут быть скоррегированы и даже предупреждены

Речевое развитие

Самостоятельное овладение грамматических норм родного языка недоступно. Речевое развитие ребёнка с ОНР отличается не только более поздними сроками начала речи, замедленным темпом развития речевой функциональной системы, но и качественным своеобразием всех компонентов речевой системы (лексической, грамматической, фонетической).

Отставание в развитии речи начинается с младенчества, многие дети не начинают говорить даже к 4-5 годам. Среди детей с умственной отсталостью имеются дети, совсем не владеющие речью; дети, владеющие небольшим объёмом слов и простых фраз; дети с формально хорошо развитой речью.

Понимание

Понимание обиходно-разговорной речи сохранно, но отмечается нарушение понимания сложных грамматических конструкций, изменение значений слов выражаемых приставками (пришивает, зашивает, вышивает), суффиксами.

Наблюдаются трудности в различении и употреблении морфологических элементов, выражающих значение числа (идут*идет) и рода светилось, светилась).

Затруднено понимание логико-грамматических структур, выражающие причинно-следственные ), временные и пространственные отношения.

Ситуативное значение слова, недостаточная 1рамматическая оформленность речи, нарушение фонематического слуха и замедленность восприятия приводит к тому, что речь взрослого либо часто совсем не понимается ребёнком, либо понимается неточно и даже искаженно.

Сохранность коммуникативной функции

Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без обучения резко падает. Нарушается коммуникативная и регулирующая функции речи.

Речь на столько слабо развита, что не может осуществлять функцию общения. Недоразвитие коммуникативной функции речи не компенсируется и другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными.

Лексико-грамматический строй

В речи отмечаются аграмматизмы: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Наблюдается большое количество ошибок в использовании как простых, так и сложных предлогов.

Неумение пользоваться способами словообразования создаёт трудности при выборе вариантов слов, детям не всегда удаётся подбор однокоренных слов, образование слов с помощью суффиксов и приставок.

Ребёнок при восприятии речи фиксирует своё внимание в основном на лексическом значении слова, игнорируя его грамматическое оформление.

Затруднения в разграничении значений, выражаемых падежными формами, связаны частично с не усвоением семантики предлогов и приставок. Не все падежные формы используются одинаково правильно или неправильно.

Наибольшее обозначение отношений, выражаемых творительным падежом. Длительное время не усваиваются категории рода и одушевлённости.

Звукопроизношение

Характерным является недифференцированное произношение звуков, нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешение звуков на уровне слов и предложений при правильном изолированном произношении.

Обычно дефекты звукопроизношения делятся на 2 группы: 1) искаженное произношение звуков ( различные виды ротоцизма, ламбдадизма и т.д.) -не отражаются на усвоении навыков письма; 2) замены одних звуков другими, близкими по акустико-артикуляционным признакам (замена свистящих шипящими, твёрдых-мягкими и т.д.)

Источник: https://infourok.ru/differencialnaya-diagnostika-obschego-nedorazvitiya-rechi-i-umstvennoy-otstalosti-2058189.html

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений

44. Дифференциальная диагностика общего недоразвития речи.

Светлана
Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений.

Разграничение сходных нарушений.

Работа специалиста предполагает два основных направления: диагностическое и коррекционное. Диагностика правильно проведённая это 70% успеха деятельности логопеда. Эффективность логопедического воздействия зависит оттого, насколько четко, правильно и грамотно была проведена диагностика.

ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.

Диагностика имеет определённую структуру.

ЭТАПЫ:

Ознакомительный: знакомство с анамнестическими данными ребёнка, изучение медицинской документации, психолого-педагогическую документацию, характеристики, выписки от тех специалистов, которые сопровождают ребёнка (невролог, окулист, ортопед и др.).

Цель: определить вопросы для беседы с родителями, опираясь на имеющиеся данные в заключении.

Диагностический: обследование речевых и общих психических процессов ребёнка.

Аналитический: интерпретация полученных данных. Заполнение речевой карты. Формулирование заключения, учитывая факторы в результате обследования речевых и психических функций.

Цель: Определение оптимальных путей эффективной коррекции или коррекционного воздействия конкретно для каждого ребёнка.

Прогностический: на основе полученных данных предположить какой прогноз коррекционной работы следует в результате воздействия логопедической коррекции. Разработка индивидуального образовательного маршрута.

Цель: продумать индивидуальную образовательную программу.

Информационный (заключительный): информирование родителей о результатах обследования ребёнка. Совместно с родителями вырабатываются пути и способы взаимодействия.

Цель: поиск оптимальные пути взаимодействия с родителями.

Задачи дифференциальной диагностики

Различают три основных блока.

1й блок. Направлен на уточнение диагноза и определение типа организации, в которой необходимо осуществлять коррекционно-педагогическое обучение ребёнка. Также определение программы обучения и воспитание дошкольника.

2й блок. Разграничение сходных состояний при различных психофизических нарушениях, уточнение клинического, психолого-педагогического и функционального диагноза.

3й блок. Прогнозирование возможностей развития и обучения ребёнка на основе выявленных особенностей развития, а также определения путей и средств коррекционной работы.

Разграничение сходных состояний при различных психофизических нарушениях.

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений предлагает использовать специалистам такой термин, как «общее недоразвитие речи». О данном речевом нарушении и более полном и точном определением мы можем отмечать в работах Р. Е. Левиной.

Она говорила о общем недоразвитии речи, как о системном нарушении при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, как звуковой так и смысловой стороны речи.

В своем определении автор выделяет два условия, которые выполнимы и необходимы для того, что бы недоразвитие речи рассматривалось как первичное нарушение. Эти два условия это нормальный слух и первично сохранный интеллект.

Е. Ф. Соботович выделяет первичное и вторичное недоразвитие речи. Существуют критерии, которые позволяют нам выделять первичное или вторичное недоразвитие речи.

Но как прежде остаются два условия нормальный слух и первично сохранный интеллект. Эти два условия свидетельствуют о том, что нарушение речи у ребёнка по типу недоразвития имеет первичный характер.

При отсутствии этих условий, можно говорить о вторичном недоразвитии речи.

https://www.youtube.com/watch?v=aP-fHtl_xQM

Для разграничения ОНР и легко степени интеллектуальной недостаточности определены основные критерии.

1. Интеллектуальное развитие.

*ТНР-Неравномерное или задержанное развитие

интеллекта.

*ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ-Тотальный интеллектуальный дефект

2. Состояние мыслительной деятельности.

Трудности мыслительных операций, которые касаются выполнению вербальных заданий Практически все задания и все виды мыслительной деятельности затруднительны.

3. Инертность психических процессов.

*Не наблюдается инертности психических процессов.

*Для таких детей весьма характерны инертность психических процессов.

4. Помощь педагога.

*Принимают помощь педагога. Участие педагога при формировании обобщений необходимо лишь в незначительной степени. Формирование обобщение поэтапно сопровождается с помощью педагога.

* Постоянная помощь и поддержка при различных видах мыслительной операции.

5. Эмоциональные реакции

*Характерны дифференцированные эмоциональные реакции.

*Недостаточность данного критерия. Слабо выраженная эмоциональная реакция.

Для более полного сравнения данных состояний предлагается обращать внимание на то, как дети относятся к собственному дефекту. Критичность к собственному дефекту дети этих двух групп проявляют по разному. Если это дети с ТНР могут чувствовать свою речевую недостаточность, могут тревожиться волноваться по этому поводу.

Дети имеющие интеллектуальную недостаточность, могут спокойно или более безразлично могут относиться к своему дефекту. Часто его не замечают.

6. Своеобразие деятельности.

*Характерна целенаправленная деятельность, контролируемая.

*Не могут контролировать собственную деятельность. Их деятельность носит не целенаправленный характер.

7. Заинтересованность в выполнении заданий.

*Дети увлечены, их интересует выполнение заданий

*Не выполняют заинтересованности при выполнении заданий.

8. Сообразительность

*Способны проявлять сообразительность

*Не могут демонстрировать данное качество, как в своей деятельности, так в процессе с окружающими.

Применяя данные критерии в диагностике детей с ОНР (ТНР) и детей с интеллектуальной недостаточностью, поможет более детально сравнить и провести дифференциальную диагностику, что будет являться достаточно эффективной работой и у вас появится возможность разграничить сходные нарушения.

Недоразвитие речи ОНР (ТНР) и сходные проявления ЗПР

1.*Произвольное внимание

ОНР (ТНР) ЗПР

*Слабое

*Также проявляется слабость произвольного внимания.

2. Наглядное и словестно-логическое мышление

*Испытывают сходные трудности в развитии наглядного и словестно-логического мышления

3. Своеобразие деятельности детей.

*Характерна целенаправленная деятельность, контролируемая.

*Деятельность не целенаправленна, нет контроля своей деятельности.

4. психические процессы

*Относительно развиты

*Задержанные психические процессы.

5. локализация поражения

*Отсутствие или недоразвитие речи в следствии органического поражения речевых зон коры головного мозга. Страдает речеслуховой и речедвигательные анализаторы. (затылочные, теменно-височные зоны)

*Локализация поражения-лобные доли.

(аппаратное диагностическое исследование является наиболее точным диагностированием ЗПР).

В результате, первые два критерия выявляют сходство нарушений. Последние три помогают установить различия, которое позволяет установить и дифференцировать более точный диагноз- (ТНР или ЗПР).

ТНР можно рассматривать как различные формы алалии (моторная, сенсорная, смешанная-сенсомоторная, обусловленные органическим поражением речевых зон коры головного мозга. Локализация поражения определяет форму.

Дифференциальная диагностика сенсорной алалии и нарушения слуха.

Критерии выделения разграничения сенсорной алалии и нарушения слуха.

1. использование слухового аппарата

*Не может пользоваться слуховым аппаратом.

*Использование слухового аппарата значительно улучшает его восприятие.

2. характеристика голоса

*Голос звонкий, громкий.

*Голос тихий, недостаточно модулированный.

3. установление контакта.

*Сложно наладить контакт. Требуется более длительное время для этого, используя разнообразные походы.

*Достаточно контактны. Легко входят в контакт со взрослыми.

4. особенности восприятия.

*Реагируют на тихие звуки особенно бурно. Однако если увеличить громкость, говорить громче, то реакция на проявление усиления громкости звука отсутствует. Также характерно мерцающее непостоянство слуховой функции.

*Имеют постоянный порог восприятия звуков. При усилении громкости, качество восприятия улучшается.

5. психические процессы.

*Характерно нарушение работоспособности, повышенная утомляемость.

*Можно наблюдать дисгармоничность процессов возбуждения и торможения.

Применяя данные критерии, помогают разграничить сходные проявления алалии и нарушения слуха.

Разграничение алалии от расстройств аутистического спектра. (РАС)

1. Эмоционально-личностный контакт с окружающими.

ТНР (АЛАЛИЯ) РАС

*Данное нарушение может не проявляться. Не значительно.

* Данное нарушение является ведущим,т. к. первично нарушено формирование эмоционально-личностного контакта с окружающим миром.

2. Мимика и жесты.

*Активно используют невербальные средства общения. Мимика и жесты помогают им заменить вербальную, словесную речь в процессе общения с окружающими. *Недоступен язык жестов и мимики. Они его не используют и не владеют им.

3. Поведение и реакции

*Дифференцированные и адекватные реакции

* Поведение его для специалиста непредсказуемо, реакция их неоднозначна. Сложно предугадать, что в данный момент может продемонстрировать в своем поведении ребёнок.

4. Двигательная сфера.

*Страдает значительно. Наблюдается целое своеобразие моторных нарушений. Отсутствие типичных стереотипных движений.

* Характерны стереотипные повторяющиеся движения. Потряхивание рук, дергание предметов, раскачивания туловища…движение по траектории. Стереотипия характерна у детей с РАС.

5. Интеллектуальное развитие.

*Своеобразная задержка, но прежде всего те интеллектуальные процессы, которые связанны с речью и с речевой деятельностью.

*Наблюдаются совершенно различные варианты. Может быть нормальным, может быть ускоренным. Может быть замедленным, неравномерным. Выражается разная степень интеллектуальной недостаточности. Считается, что сколько детей с РАС столько и типов, настолько дети неоднозначны в своем поведении и реакции. Каждый ребёнок это новый тип аутистического спектра.

6. состояние речевой деятельности.

*Изначально задержанное, замедленное формирование речевой деятельности. Речевой негативизм не приводит к полному отказу речевого общения.

* Характерно своевременное развитие речи на ранних этапах онтогенеза. Возможно нормативное развитие речи, но в какой-то момент происходит отказ от вербального, словестного общения. Речевой негативизм.

Применение этих основных критериев даёт возможность разграничить такие сходные нарушения как алалия и РАС. Правильно проведённая дифференциальная диагностика, позволит не только изменять программу работу с ребёнком, но и понять внутренний мир ребёнка.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/diferencialnaja-diagnostika-tjazhyolyh-rechevyh-narushenii.html

Стена | ВКонтакте

44. Дифференциальная диагностика общего недоразвития речи.
Приглашаем принять участие в выездном коррекционно-развивающем интенсивес детьми, направленном на развитие речи, внимания, мышления и других высших психических функций.

С какими детьми мы работаем:

Показать полностью…К участию приглашаются дети дошкольного возраста с задержками и нарушениями развития различного генеза: родовые травмы, осложнения при беременности, ранний детский аутизм (РДА), расстройства аутистического спектра (РАС), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР), системное недоразвитие речи (СНР), афазия, дизартрия, диспраксия, трудности концентрации внимания, синдром дефицита внимания гиперактивности (СДВГ), задержка речевого развития (ЗРР), задержка психоречевого развития (ЗПРР), задержка психического развития (ЗПР), последствия инсультов, черепно-мозговых травм, нейроинфекций и операций на головного мозге.На что направлены занятия:Групповые и индивидуальные занятия с детьми направлены на улучшение возможностей мозга получать и обрабатывать, необходимую для нормальной жизнедеятельности информацию; улучшение поведения; улучшение взаимодействия со сверстниками и взрослыми; улучшение коммуникативных возможностей; развитие речи; запуск речи; развитие произносительной стороны речи; развитие связной речи; развитие крупной, мелкой и речевой моторики; развитие сенсорной сферы и пространственных представлений; развитие мышления и конструктивной деятельности.Используемые нами методики:Наши специалисты используют современные методы развития и коррекционного обучения детей, подходящие под разные потребности и запросы. Во время интенсива также предусмотрено проведение семинаров с родителями для рассмотрения наиболее актуальных вопросов, связанных с воспитанием ребенка с особенностями развития.Работу с детьми можно условно разделить на три основных направления:1. Развитие высших психических функций, подготовка нервной системы для эффективного обучения, улучшения показателей моторной и сенсорной сфер, улучшение работоспособности и внимания:- психомоторная коррекция;- мозжечковая стимуляция (баламетрикс);- сенсорная интеграция;- набор дефектологических игр и упражнений («за столом»);- массаж.2. Улучшение поведения и взаимодействия: — АВА-терапия;- набор психологических методик (проективные и телесно-ориентированные методы);- массаж.3. Развитие речи:- логопедические занятия, соответствующие форме речевого нарушения;- логоритмика;- логопедический массаж. Место проведения:Крым. Район города Севастополь. Все участники интенсива бронируют номера в одном отеле, на территории которого и проводятся мероприятия. Отель выбирается из числа подходящих и доступных на момент бронирования номеров.Наши специалисты:В интенсиве принимают участие логопед, нейропсихолог, психолог (специалист по АВА-терапии), массажист. Все специалисты имеют многолетний опыт работы в специализированных коррекционных и реабилитационных учреждениях. Получить точную информацию о специалистах, принимающих участие в том, или ином интенсиве можно по телефону +79856156863Услуги и цены:Полный цикл занятий без учета проживания, питания и проезда оценивается примерно в 50.000 рублей. Цена может незначительно меняться и уточняется в момент бронирования номеров. В курс занятий для каждого ребенка входит:- 3 индивидуальных занятия в день (1 логопед/ 1 психолог/ 1 нейропсихолог);- 1 групповое занятие в день (1 день — психомоторика/ 2 день — логориткика/ 3 день — психологическая группа – ротация);- общий массаж раз в 2 дня;- минимум 3 семинара со взрослыми (1 с логопедом, 1 с психологом, 1 с нейропсихологом) – далее по запросу.- индивидуальные консультации с родителями каждого ребенка.Условия участия:Для участия в интенсиве необходимо предоставить справку от дерматолога и педиатра (невролога) об отсутствии противопоказаний. Всю интересующую Вас информацию, уточняйте по телефону: +79856156863 Ближайший интенсив планируется на вторую половину сентября 2017 года

#логопед #психолог #нейропсихолог #абатерапист #поведенческийаналитик #аба #абатерапия #алалия #афазия #ЗПР #ЗРР #ЗПРР #РАС #РДА #ОНР #общеенедоразвитиеречи #системноенедоразвитиеречи #СНР #аутизм #расстройствааутистическогоспектра #логоритмика #баламетрикс #сенсорнаяинтеграция #мозжечковаястимуляция #психомоторнаякоррекция #логопедия #психология #развитиеречи #запускречи

Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). В 2-х томах
#Логопедия@boltuskaАвторы: Волкова Л.С., Селиверстов В.И.В данном пособии тематически систематизированы и представлены извлечения и тексты по теории и практике логопедии, собранные из разных авторских литературных источников. «Хрестоматия» содержит следующие тематические разделы: I том: Дислалии; Ринолалии; Дизартрии; Нарушения голоса; Заикание; II том: Алалии; Афазии; Нарушения письменной речи; Предпосылки и истоки развития логопедии.

Пособие составлено в соответствии с программой курса «Логопедия с историей логопедии» и учебником «Логопедия» для педагогических институтов. Попытка создания целостно тематической «Хрестоматии по логопедии» предпринимается впервые в истории развития логопедии как науки. Собранный здесь материал представляет учебный, научный и практический интерес для самого широкого круга специалистов.

Нарушение произношения у детей. Пособие для логопедов
#Логопедия@boltuska Богомолова А.И.

Показать полностью…В двух форматах (djvu, pdf)В пособии даются рекомендации по постановке, автоматизации и дифференциации звуков С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Л. Предлагается речевой материал для автоматизации: слоги, слова, рассказы, стихи, картинки.В качестве материала для речевых упражнений использованы произведения Л. Н. Толстого, С. Я.

Маршака, А. Л. Барто, К. И. Чуковского и многих других авторов. Для исключения слов со звуками, мешающими отработке нужного звука, некоторые тексты адаптированы автором данного пособия.Предлагаемая методика исправления нарушения произношения характеризуется следующими особенностями:1.

При постановке любого звука работа начинается с воспроизведения отдельных элементов артикуляции данного звука.2.

Вместо обычного, слитного произношения вводится длительное произношение ставящегося звука, а в упражнениях на слова также слоговое их произнесение, что позволяет выделить артикуляцией нужный звук и облегчает в целом затруднительное на первом этапе произношение.

3.

Упорядочены тренировочные упражнения некоторых видов работ с целью упрощения и более строгого соблюдения постепенности перехода от лёгкого к трудному. Например, вначале произносятся слова, в которых ставящийся звук находится только в ударном слоге, а затем и более трудные для произнесения слова. Звуки в прямых и обратных слогах автоматизируются раздельно.

Наташенька, привет. Нам на зачёт нужна эта книга, если сможешь отпечатай до часу

Спасибо огромное. Недавно пропал мой рабочий экземпляр, а без этой книги как без рук! Ползуюсь уже 20 лет — лучшего сборника не нашла!

Источник: https://vk.com/wall-57880788?q=%23%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F

Дифференциальная диагностика ОНР (из опыта работы)

44. Дифференциальная диагностика общего недоразвития речи.

Дифференциальная диагностика ОНР (из опыта работы).

Вьюгина Наталия Александровна, Государственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия №1306, учитель-логопед.

Ключевые слова: ОНР, алалия, дизартрия, разграничение дефекта, признаки.

Краткое содержание.

Предлагается обратить более пристальное внимание логопедов на разграничение такого понятия, как ОНР.

Приводится таблица, помогающая определить структуру дефекта и классифицировать ОНР по имеющемуся «дизартрическому» или «алалическому» компоненту.

Такой подход, по мнению автора, повысит компетентность специалистов в вопросах диагностики, поможет им организовать свою работу по преодолению ОНР у детей, сделает ее более организованной и продуктивной.

Скачать конспект

Впервые термин ОНР (общее недоразвитие речи) был использован Р.Е. Левиной. В группу детей с таким названием попадают дети с алалией, задержками темпа речевого и психического развития, с ОНР, со стертой формой дизартрии, ринолалией и заиканием.

Правильное понимание структуры речевого недоразвития в каждом случае является необходимым условием для оказания наиболее эффективной логопедической и медицинской помощи детям.

Многие исследователи рассматривают алалию и ОНР, как синонимичные понятия. Однако, Е.М. Мастюкова провела дифференциацию ОНР и алалии. По ее мнению, при алалии мы имеем локальный дефект и он более грубый.

При ОНР наблюдается диффузное нарушение органического характера в моторной, теменной, лобной областях.

При энцефалопатическом исследовании алаликов же видны затемнения в лобных и теменных областях (при моторной алалии), в обоих висках – при сенсорной.

Алалия – системное нарушение органического характера, обусловленное недоразвитием или поражением центрального конца речеслухового или речедвигательного анализатора. Е.М. Мастюкова считает ОНР более легким дефектом по степени нарушения, так как имеются бОльшие компенсаторные возможности.

В группах для детей с ОНР можно встретить детей с ЗРР. Это атипичное развитие речи. Речь у таких детей развивается не так, как у других.

Сравним ЗРР с алалией.

ЗРР характеризуется:

  • Временной задержкой речи.
  • Неравномерным развитием речевых структур. Например, овладение словом сохранно, а овладение фразой – грубо не сформировано. У таких детей фраза бедная, ребенок пользуется обиходным словарным запасом, фразовая речь грубо структурирована, что обусловлено функциональными причинами.

Причины ЗРР могут быть функционального, психологического, функционального и смешанного характера. Недостаточность социально-психологических условий приводит к функциональной задержке развития речи.

Алалия – нарушение органического характера. Нарушаются процессы говорения, мотивации и слушания. При алалии один из видов речевой деятельности нарушен грубо, первично, а 2-ой – вторично. При моторной алалии всегда находим и сенсорные недостатки, связанные с восприятием речи, осознанием и ее пониманием.

У детей нарушается мотив, замысел, программа высказывания, звуковой отбор и слоговая структура слова: то есть речь в целом. У моторного алалика часто можно встретить речевой негативизм. Поведенческого негативизма у них нет. При первичном обследовании важно не перепутать речевой негативизм с психологическим.

У ребенка с ЗРР мотивационная сторона всегда сохранна.

Следует обратить внимание на дифференциальную диагностику алалии и дизартрии. При всей несхожести этих нарушений, у детей 3-4 лет с ОНР порой бывает сложно определить первичность патологии, тем более, что есть схожие черты.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Дизартрические расстройства речи часто наблюдаются при самых различных в топическом плане очаговых поражениях мозга (кора, проводящие пути, подкорковые ганглии…). Однако клиницисты, по мнению Е.Н. Винарской [2005], уделяют этому вопросу сравнительно мало внимания.

Поэтому «само понятие остается еще довольно расплывчатым и малоопределенным». Автор подчеркивает, что практические врачи понимают под дизартрией невнятную, смазанную, малоразборчивую речь, обусловленную стволово-подкорковыми очаговыми поражениями мозга.

Алалия – отсутствие речи или ее недоразвитие системного характера, обусловленное нарушением центральных отделов коры головного мозга. При алалии, как правило, остается сохранным:

  • Физический слух,
  • Первичный интеллект.
  • Способность к артикулированию (т. е отсутствуют парезы и параличи).

Нет единого мнения по поводу сохранности интеллекта у детей-алаликов. Так, например, в 1809 году появилась книга «Неговорящие дети», написанная Богдановым-Березовским.

Автор пришел к мысли, что первоначальным дефектом у данной группы детей является снижение интеллекта.

С ним соглашается Белова-Давид, которая считает, что дети действительно имеют нарушение мыслительной деятельности, вследствие чего у них не развивается речь. [1969]

Проблеме алалии посвящены работы В.Н. Орфинской, Н.Н. Трауготт, Р.Е. Левиной, С.Н. Шаховской, Б.М. Гриншпун, В.К. Воробьевой, Собатович, В.А. Ковшикова… Практически все, кто занимается логопедией, сталкиваются с вопросом алалии.

Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное нарушением иннервации речевого аппарата. Признаки форм дизартрии рассмотрим по данным Е.М. Мастюковой[2001] и Е.Н. Винарской[2005], которые для удобства представим в таблице.

Лишний раз хочу уточнить признаки кинетической апраксии:

  1. Ребенок не может шевелить всем языком, а только его кончиком.
  2. При выполнении упражнений наблюдаются синкенезии – сопутствующие насильственные движения (например, надбровные дуги устремляются вверх).
  3. Нарушена амплитуда движений. В непроизвольной обстановке движения присутствуют.
  4. Обычно проверяем упражнениями на удержание позы.

При дизартрии нарушение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре проявляется следующим образом:

  1. Повышенный тонус характерен при центральном парезе при псевдобульбарной Д.
  2. Мозаичное нарушение тонуса (повышение тонуса языка, гипотония губ, например).
  3. Гипотония – распластанный язык, ослабленная круговая мышца рта — мозжечковая Д, сказывается на жевании и слюнотечении.
  4. Дистония (меняющийся тонус) – подкорковая Д.

При дизартрии подвижность мышц ограничена. Причем, в большей степени это касается произвольных движений, рефлекторные движения – более сохранны. Особенно затруднено движение языка вверх.

Если движения ничтожны – мозжечковая Д, если нарушена динамика переключений – подкорковая форма. Нарушение иннервации мышц языка вверх – корковая дизартрия. Можно воспользоваться следующей неврологической пробой.

Попросить ребенка поднять язык вверх, в это время положить руки на его шею сзади. Таким образом можно почувствовать напряжение тонуса шейной мускулатуры.

Синкинезии — при псевдобульбарной Д. Неврологическая проба: открыть рот, язык свободно вперед – следить глазами за пальцем.

Динамическая диспраксия в руках и артикуляционном аппарате проверяется пробой «ребро – ладонь – кулак». Дети не могут делать эти движения последовательно.

В корковом отделе головного мозга представлен центральный отдел речедвигательной функции. По данным Е.М. Мастюковой [1997] передняя центральная извилина иннервирует моторику речи.

У детей с любой речевой патологией часто отмечается неловкость моторики, характеризующаяся в основном недостаточно тонкой координацией речевой мускулатуры и недостаточной пальцевой деятельностью. Оказывается, это связано с тем, что речь, будучи частью общей моторики, формируется на основании сочетанного созревания речедвигательной функциональной системы.

Надеюсь, что данные, приведенные в качестве сравнительной таблицы, окажут вам помощь, дорогие коллеги, при дифференциальной диагностике сочетанных диагнозов.

Я же в своей работе использую термины «алалический и дизартрический компоненты», чтобы указать причину общего недоразвития речи у детей.

Это помогает мне кратко определить структуру дефекта и выстроить план по его преодолению.

Список литературы.

  1. Белова-Давид Р. А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей. // Нарушение речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1969.
  2. Винарская Е.Н. Дизартрия. АСТРЕЛЬ, 2005.
  3. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи: дис. в форме монографии … д-р пед. н. /НИИД АПН РСФСР. М., 1961.
  4. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. – М., Владос, 2006.
  5. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). Советы педагогам и родителям по подготовке детей с особыми проблемами в развитии. – М. Владос, 1997.
  6. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. –– М..: Просвещение, 1992.
  7. Шаховская Расстройства речи у детей и подростков. – М., 1969. – С. 168 – 171.
  8. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. – М., 1972.

Источник: http://doshkolnik.ru/logopedia/12959-differencialnaya-diagnostika-onr-iz-opyta-raboty.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий