43. Понятие толкования (разъяснения) норм права и его виды

Толкование права. Понятие, способы, виды, значение

43. Понятие толкования (разъяснения) норм права и его виды

Толкование права – это деятельность субъектов по уяснению и разъяснению смысла (подлинного содержания) правовых норм.

Главной целью толкования является установление подлинного точного смысла и содержания правовой нормы и нормативного акта в целом. При этом толкование, прибавляя новое знание о норме, ни в коей мере не изменяет и не заменяет её. Речь идёт только о разборе, анализе, изучении данной нормы.

Немаловажную роль в толковании имеет субъективное начало, поскольку толкование во многом зависит от уровня правосознания, профессионализма, компетентности, культуры толкующих лиц. Толкование связано со всеми способами реализации права. Оно является обязательной стадией правоприменительного процесса.

Таким образом, толкование – важнейшее условие правильного понимания и применения норм права.

Толкование включает в себя как разъяснение, так и уяснение, поскольку сначала необходимо понять суть той или иной нормы, уяснить самому её содержание и смысл. Только после этого следует разъяснение, т.е. толкование нормы для других людей. Разъяснение находит внешнее выражение в специальных актах, которые называются акты-толкования или интерпретационные акты.

Юридическая наука выработала определённые способы толкования правовых норм, под которыми понимаются конкретные приёмы, процедуры, технологии, с помощью которых уясняется и разъясняется норма права, устанавливается выраженная в ней воля законодателя – в целях правильного её применения.

Различают следующие способы:

1) грамматический.

Предполагается анализ нормы права с точки зрения лексико-грамматических, стилистических, морфологических требований, выяснения значения отдельных слов, фраз, выражений, союзов и т.д. Таким образом, выделяется буквальный смысл закона.

2) логический.

Это интерпретация норм права на основе законов логики. Выясняется прежде всего внутренняя (логическая) структура нормы, взаимосвязь трёх её элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Существуют приёмы формальной логики, применяемые с целью достижения подлинного смысла, а именно доведение до абсурда и доказательство от противного.

3) систематический.

Это установление смысла правовой нормы в связи с местом, которое она занимает в системе права, а также в зависимости от её «окружения». Это обусловлено системностью самого права, где все нормы тесно взаимосвязаны, расположены в определённом порядке, зависят друг от друга. Здесь упор делается на внешние связи норм права.

4) историко-политический.

Во внимание принимаются те социальные условия, в которых была принята та или иная норма, — не отпали ли эти условия, как изменилась и изменилась ли вообще экономическая и политическая ситуация. Используются материалы, которые были в момент подготовки данного нормативно-правового акта. Важно выяснить, в чём заключалась необходимость принятия данной нормы.

5) специально-юридический.

Это толкование специальных юридических терминов, непонятных для основной массы населения.

6) Телеологический (целевой).

Толкование направлено на выяснение тех целей, которые преследовал законодатель, издавая тот или иной нормативно-правовой акт.

7) функциональный.

Правовые нормы неодинаковы по своему характеру действия, функциональному содержанию. Есть нормы разрешающие и запрещающие, регулятивные и охранительные и т.д. У них разные функции. Это важно иметь ввиду при толковании. Также здесь учитываются тип и механизм, направленность правового регулирования.

Существуют классификации видов толкования по различным основаниям.

Так, толкование по объёму подразделяется на три вида:

1) Буквальное (адекватное) толкование.

Это толкование, при котором словесное выражение нормы права и её действительный смысл совпадают.

2) Ограничительное толкование.

Это толкование, при котором норме права придаётся более узкий смысл, чем это вытекает из буквального текста толкуемой нормы. Например, ст. 57 Конституции: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Но очевидно, что платить обязаны только совершеннолетние, работающие и дееспособные граждане, а не «каждый».

3) Расширительное толкование.

Это такое толкование, когда норме права придаётся более широкий смысл, чем это вытекает из её словесного выражения. Например, ст.

6 Конституции говорит о том, что российские граждане обладают на территории РФ равными правами и несут равные обязанности. В то же время ст.

62 говорит, что иностранцы и лица без гражданства на территории РФ пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ.

Кроме того, различают виды толкования по субъектам:

1) Официальное толкование.

Это обязательное толкование, дающееся уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами, имеющее юридическое значение.

Оно подразделяется на ряд подвидов:

— нормативное (общее): распространяется на широкий круг субъектов и носит характер общих установок.

— казуальное (индивидуальное): касается определённого факта, дела, поступка; не имеет общеобязательного значения, его цель – разрешение данного уникального случая.

— аутентичное (авторское): исходит от органа или должностного лица, издавшего толкуемый нормативный правовой акт.

— легальное (разрешённое, делегированное): такое толкование официально разрешено, делегировано какому-либо органу со стороны вышестоящей инстанции.

— судебное: осуществляется судебными органами и, прежде всего Верховным Судом РФ, его Пленумом, а также Конституционным Судом РФ.

2) Неофициальное толкование.

Оно исходит от субъектов, деятельность которых не является официальной, государственной. Поэтому такое толкование не имеет юридической силы и никаких правовых последствий не влечёт.

Неофициальное толкование делится на виды:

— профессиональное (компетентное): даётся юристами-профессионалами, т.е. лицами с высшим юридическим образованием, хорошо знающим действующее законодательство и практику его применения. Его ценность – в глубоких знаниях и компетенции толкующих лиц.

В рамках профессионального толкования выделяют ещё доктринальное (научное) толкование, которое даётся учёными, представителями науки. Его ценность – в аргументированности, доказательности. Примером могут послужить комментарии к кодексам, монографии, доклады, содержащие толкование норм права.

— обыденное: это первичный, житейский уровень понимания права, его интерпретация рядовыми гражданами. Оно может быть как верным, так и ошибочным.

Таким образом, акты толкования – один из важнейших видов правовых актов. Их функциональное значение состоит в том, что они призваны способствовать правильной, законной и эффективной реализации права, претворению воли законодателя в жизнь.

Хотя эти акты самостоятельного значения не имеют, их роль в механизме правового регулирования очень велика. Без них этот механизм оказался бы ослабленным. Ведь если норма неправильно понята, то за этим последует неправильное её применение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_127293_bilet--tolkovanie-prava-ponyatie-sposobi-vidi-znachenie.html

Понятие толкования (разъяснения) норм права и его виды

43. Понятие толкования (разъяснения) норм права и его виды
Стадии применения права Читать далее: Правоспособность и дееспособность

43. Понятие толкования (разъяснения) норм права и его виды

Разъяснение норм права — это указания или рекомендации, направленные на раскрытие действительного содержания нормы права. В зависимости от субъектов, разъясняющих правовые нормы, толкование-разъяснение подразделяется на официальное и неофициальное.

Официальное толкование — это такое разъяснение нормы права, которое дается компетентными органами. Оно обязательно для всех, кто применяет данную норму. Официальное толкование находит выражение в специальных актах, которые издает компетентный орган. Официальное толкование по объему подразделяется на нормативное и казуальное (индивидуальное).

Нормативное толкование — это официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, применяющих определенную норму или нормы права.

Такое разъяснение распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой правовой нормой. Тем самым обеспечивается единообразное и правильное проведение в жизнь ее требований.

Официальное толкование может давать и сам орган, издавший разъясняемую норму права.

Казуальное толкование — это такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела.

Необходимость в казуальном толковании возникает тогда, когда решения нижестоящих правоприменительных органов по конкретным юридическим делам являются неправильными, не соответствуют закону.

Казуальные разъяснения обязательны только при рассмотрении конкретного дела. Они служат образцом для других органов, которые применяют данные нормы права.

Нормативное и казуальное разъяснения по своему содержанию делятся на судебные и административные.

Судебное толкование — это разъяснение смысла норм права, осуществляемое судами. Оно обеспечивает правильное понимание и единообразное применение норм права в деятельности судов.

Административное толкование — это разъяснение смысла норм права, которое дается исполнительными органами государства. Такое толкование касается вопросов управления, труда, социального обеспечения и др.

Толкование норм права могут давать в пределах своей компетенции и местные органы самоуправления, разъясняя смысл созданных ими правовых норм, действие которых, однако, ограничено подведомственной им территорией.

Официальное толкование дается в форме актов, которые издает соответствующий компетентный орган.

Акты официального толкования правовых норм (интерпретационные акты) представляют собой, с одной стороны, разъяснение содержания норм права, а с другой стороны, конкретизацию и уточнение их предписаний.

Особенность этих актов состоит в том, что они действуют в единстве с теми нормативно-правовыми актами, в которых содержатся толкуемые ими юридические нормы. Интерпретационные акты подразделяются в зависимости от их содержания и сферы распространения.

Неофициальное толкование — это разъяснение смысла правовых норм, которые не носят обязательного характера. Оно может даваться любым гражданином или исходить от общественной организации. Такое толкование не обязательно для тех органов или должностных лиц, которые применяют нормы права.

Важным видом неофициального разъяснения правовых норм является доктринальное (научное) толкование. Оно базируется на знании и глубоком понимании закономерностей правового регулирования, роли права в организации общественной жизни, в решении конкретных юридических вопросов. Научные рекомендации помогают официальным органам совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность.

Таким образом, толкование обеспечивает правильное и единообразное понимание и применение норм права.

44. Понятие и отличительные признаки правового отношения

Правоотношение — это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством.

Отличительные признаки:

Правоотношение складывается на основе правовых норм. В процессе жизнедеятельности люди вступают друг с другом в различные отношения. Однако не все отношения регулируются с помощью норм права. Многие регламентируются нормами морали, обычаями, традициями.

Участники правоотношений наделяются взаимными юридическими правами и обязанностями. Если один субъект наделен правом, то у другого появляются обязанности. (купля-продажа)

Правоотношения гарантируются государством и охраняются им в случае необходимости его принудительной силой.

Правоотношения чаще всего различаются по отраслям права — административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т. д.

45. (элементы) правоотношения

Правоотношение как форма фактического общественного отношения состоит из взаимосвязанных прав и обязанностей субъектов. Субъективное право и юридическая обязанность — это системные элементы правоотношения, придающие конкретному общественному отношению особое качество.

Гражданское правовое общество предполагает, что права одних членов общества удовлетворяются через обязанности других, причем права одних и обязанности других выступают той мерой свободы, которая обеспечивает максимальную справедливость в общественной жизни.

Объем субъективных прав и обязанностей в общем виде определяется нормами права. В правоотношении они конкретизируются применительно к персональным субъектам. Управомоченные субъекты осуществляют свое поведение в границах, очерченных правом.

Субъективное право — это предусмотренная юридической нормой мера возможного поведения участника правоотношения.

Субъективное право проявляется:

1. в возможности положительного поведения обладателя субъективного права в целях удовлетворения своих интересов. — собственник может распоряжаться и пользоваться принадлежащей ему вещью.

2. субъективное право выражается в возможности управомоченного требовать определнного действия от обязанных лиц в целях удовлетворения своих законных интересов.

3. субъективное право включает в себя возможность управомоченного обратиться к компетентным государственным органам за защитой своих нарушенных прав. Т. е. возможность обратиться в суд по любым вопросам, связанным с нарушением их прав и свобод.

Юридическая обязанность — это предусмотренная нормой права мера должного поведения участника правоотношения.

Необходимо строить свое поведение так, чтобы оно не противоречило предъявленным требованиям, чтобы удовлетворять интересам управомоченного.

юридической обязанности:

1. необходимость совершать активные действия в пользу других участников правоотношений (управомоченных лиц). Купля-продажа — продавец обязан передать вещь покупателю в собственность, за которую покупатель уплатил определенную сумму.

2. юридическая обязанность выражается в необходимости воздержания от действий, запрещенных нормами права. Сдача в поднаем имущества, предоставленного нанимателю по договору бытового проката, не допускается.

46. Понятие и виды субъектов права

Субъекты правоотношений — это отдельные индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных прав и обязанностей. Однако в реальной жизни не все индивиды и организации могут быть субъектами правоотношений. Мера участия субъекта в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность — это закрепленная в законодательстве способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности. Она начинается с момента рождения индивида и прекращается смертью.

Правоспособность не является естественным свойством человека, а порождается объективным правом. В ней коцентрируются те юридические права и обязанности, которыми может обладать субъект, однако это еще не значит, что он действительно обладает ими.

Чтобы стать реальным участником правоотношения, правоспособный субъект должен быть дееспособным.

Дееспособность — это признаваемая нормами объективного права способность субъект самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности. Дееспособность подразделяется на общую и специальную. Общая относится ко всем без исключения юридическим сделкам, специальная же распространяется только на строго определенный вид данных сделок.

и объем дееспособности зависит от нескольких факторов:

От возраста правоспособного субъекта. Законодательство всех стран определяет возраст гражданского, политического и брачного совершеннолетия. В зависимости от возраста субъекта его дееспособность является полной или ограниченной.

На дееспособность субъектов оказывает влияние состояние их здоровья (душевная болезнь, слабоумие и т. д. ).

Родство субъектов ( брачно-семейное законодательство )

Законопослушность субъектов.

Религиозные убеждения.

К индивидам как субъектам правоотношений относятся граждане государства, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории данного государства. Совокупность всех принадлежащих гражданину прав и свобод называется правовым статусом. Граждане правового государства реально пользуются всей полнотой прав, свобод и обязанностей, установленных правовыми законами.

Иностранцы и лица без гражданства, как участники правоотношений, на территории другого государства по своему правовому положению приравниваются к его собственным гражданам. Ограничение правоспособности иностранцев и лиц без гражданства касается только некоторых, наиболее специфичных сторон государственной жизни (служба в армии, право занимать определенные государственные должности).

К организациям — коллективным субъектам правоотношений — относятся государственные, общественные, частные организации и государство в целом.

Деятельность различных организаций определяется законами или их собственными уставами (положениями), признанными государственной властью и не противоречащими ее правовым установлениям.

Права и обязанности организаций строго и точно определены их компетенцией, в рамках которой осуществляется их правоспособность и дееспособность. Дееспособность организаций непосредственно выражается в действиях определенных должностных лиц, представителей, выступающих от имени организаций.

Среди субъектов организаций особое место занимают так называемые юридические лица.

Юридическим лицом признается такая организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже или третейском суде.

Юридические лица являются прежде всего субъектами гражданско-правовых, имущественных отношений. Юридические лица различаются в зависимости от того, какие функции они осуществляют — публичные или частные.

Специфическим субъектом правоотношений выступает само государство. Оно является важнейшим участником государственно-правовых и административно-правовых отношений.

Осуществляя борьбу с преступностью, государство выступает субъектом уголовно-правовых отношений; будучи официальным представителем страны на международной арене, государство является основным субъектом международно-правовых отношений.

Стадии применения права Читать далее: Правоспособность и дееспособность

… природа человека. Люди признаются равными по своей природе, они наделены от природы естественными страстями, стремлениями, разумом.

В первозданном, естественном состоянии общества не было ни государства, ни права, ни частной собственности.

Развитие человечества, стремление людей к общению, усложнение общественных отношений побудили людей заключить между собой договор о создании государства. …

… к ослаблению другой.

Итак, для полного и объективного познания государства, понимания его сущности недостаточно только классового подхода, а следует использовать и другие теории государства – элитарной, технократической, плюралистической демократии и др. 4. Государственная власть: понятие, свойства Гос. власть — фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феномен …

… закрепляются в законах, указах и т.д. Определенность – правовые нормы отличает особый юридический язык, техника – четкость, ясность изложения материала, краткость.

Государственная природа – государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют друг с другом. Правовые нормы всегда устанавливаются или санкционируются государством. Государственная защита — 13.

Правовые нормы – признаки, …

… науки. Это — объективный фактор. Однако важную роль играют и субъективные факторы. Они заключаются в способности исследователя использовать по своему выбору методы исследования предмета.

Методология теории государства и права представляет собой совокупность принципов, методов и уровней исследования государ­ственно-правовых явлений.

К числу исследовательских принципов, общих для всех соци­альных …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/11512/4

Толкование норм права: понятие и виды

43. Понятие толкования (разъяснения) норм права и его виды

Толкование норм права-понятие и виды мы подробно рассмотрим в нашей статье. Все, что нужно для ответа на экзамене – назначение, способы, функции, субъекты, результаты толкования. Как обычно, теоретический материал сопровождается наглядными примерами и инфографикой.

Толкование норм права: понятие

Функции толкования

Виды толкования норм права

Акты толкования норм права

Неправильное толкование норм права

Толкование норм права: понятие

Приведем понятие толкования норм права: это особый вид деятельности государственных органов, должностных лиц, граждан и их объединений, направленный на раскрытие смыслового содержания правовых норм и на выявление содержащейся в них государственной воли.

Толкование правовых норм производится в целях их наиболее правильной реализации, совершенствования и повышения эффективности правового регулирования общественных отношений.

Процесс толкования норм права состоит из двух взаимосвязанных частей:

  • уяснение – внутренний мыслительный процесс толкующего субъекта (интерпретатора), цель которого — понимание и объяснение правовой нормы для самого себя. На этом этапе интерпретатор исследует саму норму, ее правовые связи (т.е. ее взаимосвязь с другими правовыми нормами), ее внеправовые связи с другими общественными явлениями;
  • разъяснение – передача интерпретатором смысла правовой нормы другим заинтересованным лицам.

Функции толкования

Рассмотрим основные цели, которые преследует толкование правовых норм как вид деятельности.

Познавательная

В ходе уяснения интерпретатор сам для себя раскрывает содержание и смысл правовой нормы, в ходе разъяснения эти знания передаются заинтересованному кругу лиц.

Конкретизационная

В процессе толкования правовые нормы уточняются с учетом обстоятельств конкретной ситуации, после сопоставления с иными нормами законодательства.

Регламентирующая

По итогам толкования после получения официальных разъяснений от компетентных субъектов условно завершается процесс регулирования общественных отношений. Например, правоприменитель в дальнейшем должен использовать не только нормы законодательства, но и соответствующие официальные разъяснения, рекомендации, положения, т.е. акты толкования.

Правообеспечительная

Часть актов толкования предназначены для обеспечения единства правоприменительной практики.

Сигнализаторская

Толкование (а, значит, и анализ) норм права позволяет выявить их неточности и прочие недостатки технического и юридического характера. В дальнейшем эти недостатки могут быть исправлены законодателем или дополнены, например, актами официального толкования.

Вывод! Основная цель толкования норм права так или иначе сводится к установлению истинного значения и смысла правовой нормы, обеспечению максимально эффективного использования и правильного применения их на практике.

Виды толкования норм права

Толкование норм права может подразделяться на различные виды по ряду признаков. Мы рассмотрим самые основные из них.

Виды толкования норм права по субъектам

В зависимости от статуса интерпретатора толкование норм права по субъектам делится на официальное и неофициальное.

Официальное толкование норм права

Этот вид толкования отличается тем, что дается компетентными государственными органами или должностными лицами (их полномочие толковать закрепляется в нормативных актах). Официальное толкование норма права обладает обязательным характером для прочих субъектов, является юридически значимым и вызывает правовые последствия. В свою очередь делится на:

  1. Нормативное – разъяснения носят общий характер и могут в дальнейшем быть применены к неограниченному количеству случаев, возникающих на практике. Такого рода толкование норм необходимо при неясности или неоднозначности выражения воли законодателя, систематических ошибках использования содержания правовых норм правоприменителями и т.д. Нормативное толкование дифференцируется на:
    • аутентичное (авторское) – собственное толкование нормы права органом, такую норму издавшим;
    • легальное (разрешенное, делегированное).  Что является легальным толкованием норм права? Это разъяснение нормы права компетентным органом по поручению субъекта, издавшего толкуемую норму права, или в случае, когда такое полномочие предоставлено компетентному органу законодателем. Например, ст. 126 Конституции РФ дает право Верховному Суду РФ разъяснять вопросы судебной практики и т.д.;
  2. Казуальное – разъяснения относятся к одному конкретному случаю и обязательно для применения лишь в этой конкретной ситуации. Необходимость толкования такого рода возникает, если правоприменитель неверно применил нормы права в определенном споре. Хотя казуальное толкование норм обязательно применять только в описываемом конкретном случае, в иных спорах при подобных обстоятельствах такое разъяснение может быть использовано правоприменителем по аналогии.

Обратите внимание! Официальное толкование также может быть подразделено по субъектам на:

  • судебное – дается судами;
  • административное – производится исполнительными органами (например, разъяснения Минтруда, ФАС, ФНС, Минфина и т.д.).

Неофициальное толкование норм права – осуществляется субъектами, не обладающими официальным статусом и полномочиями толковать нормы права. Такое толкование не имеет юридических последствий и дается в форме рекомендаций, советов и т.д. Делится на следующие подвиды:

  1. Обыденное – может быть дано любым субъектом без официального статуса, включая любого гражданина, физлица, в обыденной жизни.
  2. Профессиональное – дается лицами, имеющими специальные знания или образование (например, юристы, адвокаты, специалисты узкого профиля и т.д.).
  3. Доктринальное — производится научно-исследовательскими организациями, учеными в научных статьях, профессиональной литературе, при экспертизе проектов законов и т.д. Основой для выделения данного подвида толкования служит не степень знания норм права, а профессиональная деятельность интерпретатора.

Неофициальное толкование может быть как письменным, так и устным.

Виды толкования норм права по объему

В зависимости от объема толкование подразделяется на следующие виды.

  1. Буквальное толкование норм права – означает полное соответствие словесного выражения нормы права с ее действительным смыслом. Большинство правовых норм толкуется буквально;
  2. Распространительное – содержание толкуемой нормы оказывается шире ее текстуального выражения. Другое название — расширительное толкование норм права. Например, ст. 19 Конституции РФ. Текст нормы гласит, что все равны перед законом и судом. Слово «закон» здесь нужно толковать в расширенном смысле, т.к. иные подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства и т.д. также имеются в виду);
  3. Ограничительное — содержание нормы права оказывается уже ее текстуального выражения. Например, ст. 167 Уголовного кодекса РФ, устанавливающая ответственность за умышленное уничтожение или повреждение имущества. Сила данной нормы не охватывает случаи умышленного уничтожения или повреждения военного имущества, т.к. в этом отношении имеется специальная статья 346 УК РФ.

Виды по способам толкования норм права

  1. Грамматическое толкование – производится на основе грамматического анализа текста нормы, статьи, такую норму содержащей, текста нормативного акта. Сначала уясняется значение всех слов текста, далее устанавливается смысл предложений, а затем – всего текста;
  2. Логическое толкование – в его основе лежит установление смысла нормы с использованием законов логики. Для сравнения, грамматическое толкование преследует целью установление буквального смысла текста, логическое же – выявление смысла, который законодатель намеревался выразить в тексте нормы. Например, к необходимости расширительного толкования нормы интерпретатор может прийти как раз по итогам логического анализа текста;
  3. Систематическое толкование – смысл нормы уясняется путем сопоставления текса конкретной нормы с иными нормами законодательства. Например, могут быть выявлены специальные нормы по отношению к общей, поэтому ограничивается сфера применения анализируемой нормы и т.д.;
  4. Историко-политическое толкование – базируется на том убеждении, что истинный смысл правовой нормы не может быть установлен без понимания сути порождающих ее правоотношений. Правильное и полное практическое применение нормы невозможно без выяснения ее политического, социального и экономического содержания;
  5. Специально-юридическое толкование – представляет собой изучение технико-юридических приемов выражения воли законодателя. От грамматического данный способ отличается тем, что в нём толкуются не отдельные слова и выражения, не их сочетания, а целые юридические понятия;
  6. Телеологическое (целевое) толкование — уяснение цели принятия именно данной нормы;
  7. Функциональное — учет условий и факторов, при которых реализуются нормы.

Акты толкования норм права

Акт толкования норм права – это официальный документ, направленный на установление смысла и содержания норм права. Акты толкования издаются компетентными госорганами, имеют обязательный характер, формально закреплены, их реализация обеспечивается государством, публикуются в официальных источниках.

У таких документов есть свои специфические признаки:

  • не устанавливает новых норм права, а также не отменяет и не изменяет действующие правовые нормы;
  • не имеет самостоятельного значения и должен действовать в комплексе с толкуемыми нормами;
  • обращен к правоприменительным органам, а не к субъектам, действия которых регулируют нормы права;
  • носит государственную обязательность, так как издающие его органы обладают государственно-властными полномочиями.

Акты толкования могут быть классифицированы по различным основаниям, в т.ч.:

  1. По внешней форме:
    • устные (это могут быть разъяснения как представителя уполномоченного органа, так и комментарии любого физлица, например);
    • письменные (постановления пленумов ВС РФ, официальные письма компетентных госорганов, разъяснения в учебниках и др.);
  2. По юридической значимости:
    • акты нормативного толкования — распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма, в этом смысле они носят общеобязательный характер (например, постановления пленума ВС РФ и др.);
    • акты казуального толкования — относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными. Например, акты судов апелляционной или кассационной инстанций, отменяющие решения нижестоящих судов, разъясняют, в чем ошибки применения правовых норм последними в конкретных случаях;
  3. По субъектам толкования:
    • аутентичные — акт принимает и толкует один и тот же субъект. Например, министерство издает приказ и толкут его в форме рекомендаций по исполнению;
    • легальные — норму права толкует субъект, который на это управомочен, которому это право делегировано (разрешено) законом (например, ВС РФ толкует законы, принимаемые парламентом и др.);
  4. В зависимости от сферы права, которой относится толкуемая норма:
    • уголовно-правовые (например, постановления пленума ВС РФ по уголовным делам);
    • административно-правовые (например, постановления пленума ВС РФ по вопросам, возникающим у судов при применении особенной части КоАП РФ);
    • гражданско-правовые (например, постановления пленума ВС РФ по вопросам применения некоторых норм ГК РФ);
    • конституционно-правовые (например, определения Конституционного суда) и др.;
  5. В зависимости от органов, дающих толкование:
    • акты органов госвласти (постановления Правительства РФ, разъяснения от ведомств);
    • акты судебных органов (постановления пленума ВС РФ, определения КС РФ, акты судов различных инстанций);
    • акты органов прокуратуры (информационные письма и обзоры практик Генпрокуратуры) и др.
  6. В зависимости от характера толкуемых норм:
    • материальные (например, разъяснения в отношении применения норм ГК РФ);
    • процессуальные (например, разъяснения в отношении применения норм ГПК РФ).

Неправильное толкование норм права

Неправильное толкование норм права, как правило, влечет негативные правовые последствия минимум для одной из сторон спорных правоотношений. Учитывая, что правоприменители могут опираться на существующую практику, даже единичная ошибка в толковании той или иной нормы, ранее допущенная иным правоприменителем, может стать общераспространенной.

Так, неверное истолкование закона считается неправильным применением норм материального права и выступает одним из оснований для отмены или изменения решения суда (п. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, п. 1 ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ и др.).

Итак, сегодня мы рассмотрели, что такое толкование норм права, из каких процессов состоит эта процедура. Мы изучили виды и способы толкования, их основное предназначение.

Аедоницкая Екатерина Борисовна

Источник: https://rusjurist.ru/studentu/ponyatie-i-vidy-tolkovaniya-norm-prava/

Понятие и виды толкования-разъяснения норм права

43. Понятие толкования (разъяснения) норм права и его виды

Юридическое значение толкования-разъяснения зависит от статуса субъекта толкования. По этому основанию выделяется два вида толкования-разъяснения: официальное и неофициальное.

Официальное толкование — это толкование, которое осуществляется управомоченным на это государственным органом. Акты официального толкования обязательны для соответствующих субъектов правоприменения

По сфере такой обязательности положений официального толкования оно делится на нормативное и каузальное.

Положения нормативного толкования распространяются на неопределенный круг лиц и отношений, охватываемых толкуемой нормой.

Но официально-обязательное для соответствующих субъектов правоприменения положение (правило, «норму») толкования нельзя смешивать ни с толкуемой нормой права, ни с нормой права вообще.

Правотолковательное положение — это всегда лишь правило надлежащего понимания уже наличной толкуемой нормы права, а не новая норма права.

Положения каузального толкования распространяются лишь на данный конкретный случай (казус).

По источнику (правовому основанию) такой обязательности обычно выделяют два вида официального толкования — легальное и аутентичное. Однако, как мы увидим ниже, так называемое аутентичное толкование — ввиду отсутствия у него необходимого источника (правового основания) обязательности его положений — вообще неправомерно и ошибочно относить к официальному толкованию.

Легальное толкование — это толкование, которое осуществляет специально на это управомоченныи законом государственный орган. Так, согласно ч. 5 ст.

125 Конституции РФ, Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ.

Такое толкование обладает общеобязательной юридической силой.

В литературе к легальному толкованию (в качестве его разновидности) относят и те разъяснения по вопросам судебной практики, которые, согласно Конституции РФ (ст. 126, 127), дают Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

Подобная трактовка представляется необоснованной, поскольку сама Конституция РФ не управомочивает эти судебные органы, в отличие от Конституционного Суда РФ, толковать какие-либо нормативно-правовые акты, но предусматривает лишь, что они дают разъяснения по вопросам судебной практики.

Эти разъяснения названных высших судебных органов по сути своей являются разновидностью неофициального толко-

вания и носят рекомендательный характер. Наделение их официально-обязательной юридической силой фактически означало бы как признание за соответствующими судебными органами законодательных правомочий, что противоречит принципу разделения властей, так и одновременно отрицание конституционного принципа независимости судей и подчинения их только Конституции РФ и федеральному закону.

Под аутентичным толкованием в литературе имеется в виду официальное, обладающее обязательной силой толкование всеми правоустановительными (правотворческими) государственными органами (представительными и исполнительными) изданных ими нормативно-правовых актов, осуществляемое по собственному усмотрению соответствующих органов в пределах их компетенции.

Эта позиция, включая одобрение соответствующей практики, является господствующей в нашей литературе.

Между тем очевидно, что подобная позиция (и породившая ее практика) противоречит не только основным началам права и правовой государственности, но и действующему законодательству, которое не наделяет правотворческие органы правом осуществлять официально-общеобязательное толкование каких-либо нормативных актов (своих или чужих). Аутентичное толкование как продукт и выражение неправовой практики государственных органов носит произвольный, самочинный характер и является — в отличие от легального толкования — толкованием нелегальным и неправовым. Это как раз один из тех важных случаев, когда то, что прямо не разрешено законом государственному органу или должностному лицу, то ему запрещено; что не легально, то нелегально и антилегально. Но, видимо, в наших условиях всего этого недостаточно и необходим прямой законодательный запрет на занятие государственными органами подобной деятельностью.

Издание обязательного нормативного акта и осуществление официально-обязательного толкования вообще (своего акта или любого другого) — это две совершенно различные функции, и в условиях разделения властей один орган не должен обладать одновременно этими двумя функциями и двумя соответствующими правомочиями.

Обязательное толкование права является по своей сути судебной функцией, и оно должно осуществляться специальной судебной инстанцией (как правило, Конституционным или Верховным судом). Поэтому только легальное судебное толкование является правомерным официально-обязательным тол-

кованием; признание же других видов официально-обязательного толкования, в том числе и аутентичного, противоречит элементарным требованиям права и правовой государственности.

Если правотворческий орган считает, что изданный им акт страдает такими недостатками, которые не могут быть преодолены в процессе его реализации и применения (с помощью обычных процедур толкования данного акта субъектами реализации права), то он должен в установленных законом форме и порядке внести в него необходимые поправки и уточнения.

Использование же вместо этого безграничных возможностей аутентичного толкования открывает (особенно для различных министерств, ведомств и иных структур исполнительной власти) широкий простор для обхода закона и для бесконтрольного произвола в сфере правотворческой и правоприменительной деятельности.

Аутентичное толкование ведет к отрицанию правопорядка и законности в стране, к разрушению иерархии источников действующего права, к девальвации роли закона и бюрократизации нормативной системы, к откровенной и повсеместной подмене общих требований закона всевозможными ведомственными псевдотолкованиями и конъюнктурными разъяснениями о том, что в стране на самом деле является правом с точки зрения соответствующего органа или чиновника, его инструктивных и директивных приказов и писем.

К неофициальным толкованиям относятся все толкования, не наделенные законом обязательной юридической силой.

Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное и доктринальное.

Обыденное толкование — это толкование соответствующей нормы права любым субъектом на основе его правопонимания и правосознания.

Профессиональное толкование — это толкование нормы субъектами права, профессионально (по службе) занимающимися соответствующими юридическими вопросами. К этим субъектам относятся как отдельные юристы-практики (судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, юрисконсульты и т.д.

), так и государственные органы (в сфере их профессиональной юридической деятельности).

К разновидностям такого профессионального толкования по своему правовому смыслу и значению относятся как разъяснения высших судебных органов, так и соответствующие разъяснения-толкования всех остальных государственных органов (все так называемое аутентичное толкование).

Доктринальное толкование — это научно-юридическое толкование норм права, осуществляемое учеными-юристами. Результаты такого толкования (научная характеристика норм действующего законодательства, научно-практические комментарии, экспертные заключения и т.д.) публикуются в соответствующих монографиях, брошюрах, статьях и специальных сборниках.

Юридическая доктрина имеет для процесса толкования, разумеется, и более фундаментальное значение, поскольку именно юридико-доктринальное учение о смысле, правилах и роли толкования лежит в основе всех форм и видов толкования права.

Практическое значение неофициальных форм толкования (профессионального и доктринального) определяется авторитетом субъектов такого толкования, компетентностью и высоким уровнем прогностической достоверности соответствующих толкований.

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/19443.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий