43. КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА

63. Критерии выделения отраслей права

43. КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА

Критериями, покоторым проводится разделение всехнорм права на отрасли являются:

— предмет правовогорегулирования;

— метод правовогорегулирования.

Предмет правовогорегулирования— это качественно однородная группаобщественных отношений, котораярегулируется нормами права. Он отвечаетна вопрос: что регулируется правом?

Критериями дляобобщения общественных отношений вкачественно однородные группы являются:

а) волевой характеробщественных отношений;

б) возможностьподчинения данной группы общественныхотношений внешнему контролю со стороныправа;

в) общественныеотношения, входящие в группу, должнывыражать интересы общественногоразвития;

г) необходимостьправового регулирования данной группыобщественных отношений.

Метод правовогорегулирования— это совокупность юридических средств,приёмов, способов воздействия накачественно однородные общественныеотношения.

Элементы методаправового регулирования:

а) Юридическоеположение субъектов правоотношений(правовой статус).

б) Основания ипорядок возникновения субъективныхправ и обязанностей, их характер(юридические факты).

в) Характерюридических последствий за нарушениесубъективных прав и неисполнениесубъективных обязанностей (санкции ииные меры юридического воздействия).

Виды методовправового регулирования:

1) Императивный(категорический, авторитарный, методсубординации) — метод властных предписаний,основанный на неравенстве субъектовправоотношений, запретах, обязанностяхи не допускающий отступлений отнормативных предписаний. Санкции приэтом методе регулирования, как правило,носят штрафной, карательный характер.

2) Диспозитивный- метод, предусматривающий равноправиесторон, участвующих в правоотношенияхи основанный на возможности субъектовсамостоятельно определять своё поведениев отношениях друг с другом в рамкахзакона.

Санкции здесь носят, как правило,правовосстановительный характер, хотяне исключена возможность применениякарательных санкций (например, принаступлении материальной ответственностиработника за вред, причинённый имуществуработодателя).

3) Поощрительный- метод вознаграждения за определённоеправомерное поведение.

4) Рекомендательный- метод, заключающийся в доведении досубъекта правоотношений рекомендацийотносительно вариантов желательногодля государства и общества поведения.

64. Право частное и публичное, материальное и процессуальное

а) Частное ипубличное право

Частное праворегулирует отношения между людьми и ихорганизациями как между юридическиравными субъектами. Эти отношениявозникают по инициативе сторон дляудовлетворения их потребностей. Сторонысами, по своей воле и без принуждениявозлагают на себя права и обязанности.

Спецификапублично-правовыхотношенийв том что это либо властеотношения, либоотношения складывающиеся по поводуосуществления власти (напр., отношениямежду взаимно неподчиненными гос.органами, либо отношения, регулируемыеизбирательным правом).

В литературевыделяют следующие критерии, в зависимостиот которых те или иные нормы праваотносят к частному либо публичномуправу:

1) интерес (есличастное право призвано регулироватьчастные интересы, то публичное -общественные, государственные);

2) предмет правовогорегулирования (если частному правусвойственны нормы, регулирующиеимущественные отношения, то публичному- неимущественные);

3) метод правовогорегулирования (если в частном правегосподствует метод координации, то впубличном — субординации);

4) субъектный состав(если частное право регулирует отношениячастных лиц между собой, то публичноеправо — частных лиц с государством либомежду государственными органами).

К частному правутрадиционно относят: 1) гражданскоеправо, 2) трудовое, 3) семейное, 4) жилищное.

К публичному правуотносят: 1) конституционное, 2)административное, 3) уголовное; 4) уголовно–и гражданско-процессуальное право.

Комплексныеотрасли, напр. хозяйственное, аграрное,экологическое, объединяют нормы иинституты как частного, так и публичногоправа.

б) материальноеи процессуальное право

Нормы материальногоправанепосредственно устанавливают праваи обязанности людей и их объединений вотношении каких-либо благ, представляющихнепосредственную ценность (т. е.материальные субъективные права).

Нормы процессуальногоправазакрепляют порядок защиты и реализацииэтих материальных прав, т. е. правилапроцедуры. Существуют целые процессуальныеотрасли: уголовно– и гражданско-процессуальноеправо. В других отраслях могут бытьотдельные процессуальные нормы и дажеинституты, напр. законодательный процессв конституционном праве.

Источник: https://studfile.net/preview/5267266/page:41/

Между отдельными отраслями права

43. КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА

Система права обладает определенными признаками:

1)Система права носит объективны хар-ер, так как реально отражает систему общественных отношений

2)Целостность системы права, то есть, согласованность и взаимодействие всех норм права в рамках системы

3)Дифференциированность системы права, то есть подразделение на институты, отрасли и подотрасли,

4)Присущ динамизм.

5)Устойчивость системы права

Элементы системы права:

1)Институт права– это система взаимосвязанных норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность общественных отношений или какие-то их компоненты.

В каждой отрасли выделяются множество институтов, регулирующих специфическое общественное отношение или один из его элементов, например, в УПП, институт потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого; в ГП, институт исковой давности, институт представительства; в ТП, институт трудового договора, институт заработной платы, институт охраны труда. Юридическим критерием обособления норм в правовой институт служат следующие признаки:

· Юридическое единство правовых норм

· Полнота регулирования, определенной совокупности общественных отношений

· Обособление норм, образующих правовой институт в главах, разделах, частях НПА

2)Подотрасль права– это целостные образования, которым регламентируется специфический вид общественных отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Например, в гражданском праве – жилищное, наследственное право.

Признаки подотрасли права:

· Регулирует укрупненную сферу общественных отношений, являющийся частью предмета регулирования соответствующей отрасли права

· Наличие обособленного законодательства

· Является факультативным элементом системы права. В небольших и тесноконсоледированных отраслях подотраслей нет, например в уголовном процессуальном и гражданско-процессуальном нет подотраслей.

3)Отрасль права– это совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Отрасль наиболее крупное подразделение системы права. Отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан, иных субъектов права.

Признаки отрасли права:

· Особый предмет и метод правового регулирования обширной сферы общественных отношений

· Содержит исчерпывающий набор юридических средств методом правового воздействия, устанавливаемых государством.

· Наличие основного института, закрепляющего общеотраслевые принципы права, который определяет предмет, задачи отрасли и содержащий иные положения

· В пределах отрасли определяется своеобразный юридический режим, регламентирующий правовое положение субъектов права, устанавливающий законные способы реализации прав и исполнения юридических обязанностей, а также государственно правовые меры, направленные на реализацию правовых норм в конкретных отношениях

· Способность взаимодействовать с другими отраслями права (ГП и ТП)

· Наличие обособленного кодифицированного законодательства

Критериями выделения отраслей в системе права являются:

Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования — это общественные отношения, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен — трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др. Им присущи следующие черты:

1) это жизненно важные для человека и его объединений отношения;

2) это волевые, целенаправленные (разумные) отношения;

3) это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения;

4) это отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами).

Общественные отношения выступают в качестве главного объективного (материального) критерия деления права на отрасли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определенной мере структурные и содержательные параметры нормы, института, отрасли и права в целом.

Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения.

Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — на вопрос, как регулирует.

Метод объединяет объективные и субъективные моменты и носит по отношению к предмету дополнительный (процессуальный) характер.

При регулировании общественных отношений используются различные методы: императивный и диспозитивный, альтернативный и рекомендательный, поощрения и наказания.

Их применение зависит от содержания отношений, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения.

Названные методы могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодействии друг с другом.

Наиболее распространены и популярны по своим характеристикам императивный и диспозитивный методы. Императивный метод построен на отношениях субординации, подчиненности одних субъектов права другим.

Он характерен для административного, уголовно-исполнительного права. Диспозитивный метод предполагает равенство сторон и применяется в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного).

Предмет правового регулирования является материальным критерием разграничения правовых норм по отраслям и институтам, он имеет объективное содержание, не зависит от воли законодателя.

Метод же правового регулирования является производным от предмета отрасли права. Метод отрасли права — это юридический критерий разграничения правовых норм, он прежде всего зависит от воли законодателя.

В этом и заключается субъективность метода, отличающая его от объективного предмета.

1)Предмет правового регулирования – это обособленная сфера качественно-однородных общественных отношений, будет называться материальным критерием. Гражданское право регулирует отношения имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения

2)Метод правового регулирования, то есть совокупность юридических приемов и средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование качественно-однородных общественных отношений. Это юридический критерий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_217508_mezhdu-otdelnimi-otraslyami-prava.html

Критерии выделения отраслей права

43. КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА

Наиболее крупными и наиболее емкими по своему составу и содержанию структурными элементами системы права являются отрасли права.

В научной юридической литературе отрасль права определяется как сово-
купностъ относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений.

Например, совокупность норм права, закрепляющих трудовые отношения, образует отрасль трудового права России; нормы права, закрепляющие финансовые отношения, формируют отрасль российского финансового права; нормы права, закрепляющие и регулирующие земельные отношения, создают отрасль земельного права.

В зависимости от значимости для жизнедеятельности государства, общества и граждан регулируемых общественных отношений каждая отрасль занимает в системе права определенное положение.

Ведущую роль среди отраслей российского права занимает конституционное (государственное) право.

Важное значение также имеют административное, финансовое, земельное, гражданское, трудовое, экологическое, семейное, уголовное, исправительно-трудовое, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право и др.

Особое место среди отраслей и институтов права занимает международное право. Оно не входит ни в одну национальную систему права. Предметом его регулирования являются не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. Международное право состоит из двух частей — международного публичного права и международного частного права.

Каждая отрасль права — есть не случайный набор составляющих ее норм и институтов, а целостное образование, систему, точнее — по отношению к системе права в целом — подсистему. Каждая отрасль права, в свою очередь, выступает в качестве общей системы по отношению к системе (подсистеме) институтов права.

Таким образом, в рамках общей системы права в целом существуют менее общие, составляющие ее системы (подсистемы) в виде институтов и отраслей права. Все они органически связаны между собой, взаимодействуют, дополняют друг друга.

Благодаря их взаимосвязи и взаимодействию и формируется цельное, внутренне единое, состоящее из институтов и отраслей образование — система права.

Вопрос о критериях деления права на отрасли и институты являлся предметом обсуждения ряда научных дискуссий ученых юристов.

Первая дискуссия (1938-1941). В ходе этой дискуссии в качестве объективного критерия деления права на отрасли и институты был выбран предмет правового регулирования, т. с определенная совокупность однородных общественных явлений.

На этом основании действующая система права подразделялась надесять отраслей: государственное, административное, трудовое, земельное, колхозное, бюджетно-финансовое, семейное, гражданское, уголовное, судебное право.

Позже все эти отрасли были структурированы по выполняемым функциям. Вследствие этого появились:

государственное право как основное звено системы;

материальные отрасли (уголовное, гражданское, административное, колхозное и др.);

процессуальные отрасли (ранее объединенные в одну отрасль — судебное право).

Вторая дискуссия (1955-1958). Результатом этой дискуссии явилось признание двух критериев выделения отраслей права.

Помимоосновного критерия (предмета правового регулирования) выделялся идополнительный критерии —метод правового регулирования.

Предмет являетсяматериальным критерием разграничения норм права по отраслям, а метод служит дополнительнымюридическим критерием, так как он произволен от предмета.

Третья дискуссия о критериях для выделения отрасли права состоялась в1982 г. Участники дискуссии подтвердили, что предмет и метод правового регулирования являются главными критериями выделения отраслей права.

Итак, в основе деления системы российского права на отрасли лежат предмет и метод правового регулирования. Если предмет позволяет ответить на вопрос, что регулирует отрасль права, то метод — каким образом осуществляется процесс регулирования.

Предмет правового регулирования — обособленная часть качественно однородных общественных отношений, регулируемых нормами права. Предметом правового регулирования являются общественные отношения в сфере гражданского права, в сфере конституционного права, в сфере уголовного права и т. д.

Метод правового регулирования — совокупность юридических приемов, способов, процессуальных норм воздействия права на общественные отношения.

При регулировании общественных отношений используются различные методы: поощрительный (стимулирующий социально-полезное поведение), рекомендательный (предлагающий наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения), предупредительный, дозволительный, запретительный и т. д.

Их применение зависит от содержания регулируемых общественных отношений, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правосознания и др. В наиболее общем виде все методы правового регулирования могут быть отнесены либо к императивным, либо к диспозитивным.

Императивный метод (категорический, мастный) — способ воздействия, не допускающий отступления от правовых норм. Он, в свою очередь, делится на запретительные и обязывающие методы.

Диспозитивный (автономный) — способ воздействия, предоставляющий субъектам права возможность урегулировать отношения между собой в пределах, определенных законом.

Классификации отраслей права поматериальному критерию(предмет правового регулирования) июридическому критерию (метод правового регулирования) не отражают порой всей специфики правового регулирования, которая присуща тем или иным отраслям. В связи с этим вводится еще понятиеправовой режим регулирования отраслей, позволяющий обнаружить специфику правового регулирования в конкретной отрасли права.

Правовой режим регулирования отрасли характеризуется следующими критериями:

предметом правового регулирования;

методом правового регулирования;

принципами отрасли;

наличием кодифицированного акта (нормативного акта, при помощи которого осуществляется комплексное регулирование однородных общественных отношений);

порядком правового регулирования, выражающимся в определенном сочетании юридических средств, способов, методов и типов, создающих желаемое социальное состояние (о них речь пойдет в главе «Механизм правового регулирования»).

Вопрос.

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/19809.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий