43. Классификации пограничной интеллектуальной недостаточности.

Статья на тему

43. Классификации пограничной интеллектуальной недостаточности.

М.С. Набока

магистрант 2 курса

ИПиП АлтГПУ

г. Барнаул, Россия

Пограничная интеллектуальная недостаточность как форма дизотогенеза.

Аннотация

В данной статье рассмотрено понятие пограничной интеллектуальной недостаточности. Изучена литература по теме развития интеллекта и нарушений в интеллектуальном развитии ребенка. Проанализированы исторические аспекты изучения данного вопросов, приведена классификация пограничных состояний интеллектуальной недостаточности, разработанная профессором Ковалёвым В.В.

Ключевые слова: интеллект, пограничная интеллектуальная недостаточность.

Интеллект (от лат. intellectus – разумение, понимание, постижение) в психологии определяется как общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей.

Интеллект не сводится к мышлению, хотя мыслительные способности составляют основу интеллекта.

В целом интеллект представляет собой систему всех познавательных способностей человека: ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения и мышления.

Понятие интеллекта как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам {5}.

Недоразвитие интеллекта является следствием многих внешних и внутренних факторов, нарушающих развитие и созревание мозга. Наряду с известными факторами наследственности, установлены свыше 400 патогенных вредностей, которые во время беременности матери могут нарушить процессы эмбриогенеза (Барашнев Ю.И., 1971 г.

), а также патогенные факторы перинатального и раннего постнатального периода — гипоксия, нейроинфекции, тяжёлые дистрофические заболевания первых лет жизни, дефицит сенсорной стимуляции, т.е. психическая депривация.

Таким образом, причиной умственной отсталости, как и других психических расстройств, могут быть а) биологическое поражение мозга вследствие внутриутробных, пери- и постнатальных патогенных воздействий; б) специфическое поражение головного мозга в результате генной патологии; в) неблагоприятные социальные условия, препятствующие достижению ребёнком оптимального психического развития в рамках его генетического потенциала. Все перечисленные факторы, как правило, находятся в тесном взаимодействии.

К пограничной интеллектуальной недостаточности относятся различные по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям и особенностям динамики со­стояния легкой интеллектуальной недостаточности, занимающие про­межуточное положение между интеллектуальной нормой и олигофренией.

Этой проблеме посвящено значительное число исследований, однако до настоящего времени не существует общепринятой терми­нологии, не уточнены рамки этих состояний. Психопатологические проявления пограничной интеллектуальной недостаточности полимор­фны.

Часть таких состояний по степени выраженности и структуре нарушений интеллектуальной деятельности примыкает к олигофрении в степени легкой дебильности (так называемая субдебильность), тогда как большая их часть значительно отличается от олигофрении и каче­ственными, и количественными показателями.

У определенной части детей пограничная интеллектуальная недостаточность является вторич­ной, обусловленной нарушениями так называемых предпосылок ин­теллекта: памяти, внимания, работоспособности, речи, эмоционально-волевых и других компонентов формирующейся личности {4}.

Как и при задержке психического развития (ЗПР), этиологическими факторами, вызывающими возникновение и формирующими клинико-психологические особенности пограничных форм интеллектуальной недостаточности, являются относительно более лёгкие в сравнении с ЗПР внутриутробные, интранатальные и ранние постнатальные патогенные вредности типа обменно-трофических расстройств, инфекций, интоксикаций, травм мозга и др., не достигающие той степени массивности и тяжести воздействия на развивающийся мозг ребёнка, которые могли бы привести к более выраженному нарушению развития. Во многих случаях трудно бывает исключить участие наследственного компонента. С другой стороны, на проявления и динамику «пограничных» форм интеллектуальной недостаточности влияют дефицит информации, условия воспитания, принципы обучения и другие социальные факторы, адаптивная и компенсирующая роль которых ещё более значима, чем при обычной умственной отсталости {3}.

В отечественной литературе распространены термины «задержка темпа психического развития», «задержка психического развития» (ЗПР), предложенные Г. Е. Сухаревой (1965, 1970).

Состояния, отно­симые к ЗПР, являются составной частью более широкого понятия — «пограничная интеллектуальная недостаточность».

Они характеризу­ются прежде всего замедленным темпом психического развития, лич­ностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной дея­тельности, по структуре и количественным показателям отличающи­мися от олигофрении, и имеют тенденцию к компенсации и обратному развитию.

Наличие подобной группы детей обратило на себя внимание ис­следователей еще в прошлом столетии (Добролюбов Н. А., 1858).

Они описывались под разными названиями: «псевдоненормальные», «от­стающие в педагогическом отношении», «запоздавшие», «малограмот­ные», а также как дети, занимающие промежуточное положение меж­ду «малограмотными» и «ненормальными» (1911), «субнормальные» (1911), дети «пограничной чер­ты» (1917). В отечественной литературе для обозначения подобных состояний существовали такие термины, как «дети с пони­женным общим развитием и недостаточностью отдельных функций» (Борисов И., 1925); переходные формы между нормой и «дефективно­стью», «субнормальные» дети (Граборов А. И., 1925,1930); «слабоода­ренные» (Кащенко В. П., Мурашов Г. В., 1929); «умственно недораз­витые», находящиеся между дебилами и нормальными детьми (Блонский П. П., 1930) {2}.

Классификация пограничных состояний интеллектуальной недостаточности (разработанная профессором Ковалёвым В.В., 1973, 1995)

I. Дизонтогенетические формы пограничной интеллектуальной недостаточности.

1. Интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма:

а) при простом психическом инфантилизме;

б) при осложненном психическом инфантилизме:

— при сочетании психического инфантилизма с психоорганическим синдромом

(«органический инфантилизм» по Г.Е. Сухаревой);

— при сочетании психического инфантилизма с церебрастеническим синдромом;

— при сочетании психического инфантилизма с невропатическими состояниями;

— при сочетании психического инфантилизма с психоэндокринным синдромом.

2. Интеллектуальная недостаточность при отставании в развитии отдельных компонентов психической деятельности:

а) при задержках развития речи;

б) при отставании развития так называемых школьных навыков (чтения, письма, счёта);

в) при отставании развития психомоторики.

3. Искаженное психическое развитие с интеллектуальной недостаточностью (вариант раннего детского аутизма).

II. Энцефалопатические формы пограничной интеллектуальной недостаточности.

1. Церебрастенические синдромы с запозданием развития школьных навыков.

2. Психоорганические синдромы с интеллектуальной недостаточностью и нарушением высших корковых функций.

3. Пограничная интеллектуальная недостаточность при детских церебральных параличах.

4. Интеллектуальная недостаточность при общих недоразвитиях речи (синдромы алалии).

III. Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств.

1. Интеллектуальная недостаточность при врожденной или раноприобретенной глухоте или тугоухости.

2. Интеллектуальная недостаточность при слепоте, возникшей в раннем детстве.

IV. Интеллектуальная недостаточность в связи с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства (социальная депривация, педагогическая запущенность) {1}.

Этиология пограничной интеллектуальной недостаточности окончательно еще не разработана, что в определенной степени обу­словлено разнородностью состояний, объединенных в данную группу. Границы группы четко не определены, они в значительной степени зависят от социальных критериев, в частности от требований, предъяв­ляемых обществом к интеллектуальным способностям ребенка.

В це­лом пограничная интеллектуальная недостаточность является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детско­го возраста.

Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в под­готовительной группе детского сада или школе; пик ее выявляемости приходится на младший школьный возраст (7—10 лет), что связано с большей диагностической возможностью в этот возрастной период {2}.

Список литературы

1. Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста [Текст] / В.В. Ковалев. –М. : Медицина, 1995. – 600 с.

2. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. — СПб.: Речь, 2003. — 432с.

3. Сухарева, Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста [Текст] / Г. Е. Сухарева. – М. – 1974. – 320 с.

4. Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 112 с.

5. Шаповаленко И.В.Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005 — 349 с.

Источник: https://infourok.ru/statya-na-temu-pogranichnaya-intellektualnaya-nedostatochnost-kak-forma-dizontogeneza-2323879.html

Классификации пограничной интеллектуальной недостаточности

43. Классификации пограничной интеллектуальной недостаточности.

До настоящего времени не разработаны единые принципы сис­тематики пограничных форм интеллектуальной недостаточности.

В классификациях Г.Е. Сухаревой (1965) и В.В. Ковалева (1973) по­граничная интеллектуальная недостаточность выделена всамосто­ятельную клиническую группу и ее формы дифференцированы на основании этиопатогенетических механизмов и клинических осо­бенностей.

В классификациях Т.А.Власовой и М.С.Певзнер (1973), а также К.С.Ле­бединской (1980) по­граничная интеллектуальная недостаточность рассматривается как синдром.

Г.Е.Сухарева (1965), исходя из этиопатогенетического прин­ципа, выделила пять пограничных форм нарушения ин­теллектуальной деятельности у детей:

1) в связи с неблагоприятными усло­виями среды и воспитания или патологией поведения;

2) при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;

3) при различных формах инфантилизма;

4) в связи с по­ражением слуха, зрения, дефектами речи, письма;

5) функционально-динамические интеллектуальные наруше­ния у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфек­ций и травм ЦНС.

В.В.

Ковалев (1973) классифицировал пограничную интеллектуальную недостаточность, как синдромокомплекс, на основе патогенетического принципапо ведущему фактору в патогенезе (дизонтогенез, орга­ническое повреждение, сенсорная депривация, педагогиче­ская запущенность), условно выделив четыре формы, внутри которых на основе преобладания клинико-психопатологического критерия (задержка или повреждение) содержатся вариан­ты нозологических психических расстройств.

1. Дизонтогенетические формы, обусловленные механизмами задержанного или искаженного психи­ческого развития пограничной интеллектуальной недостаточности, при которых в клинической картине преобладает незрелость мозговых структур.

1.1. Интеллектуальная недостаточность при состояниях инфантилизма.

1.2. Интеллектуальная недостаточность при (ЗПР) задержках в раз­витииотдельных компонентов психической деятельности — парциальных задержках возрастного созревания отдельных компонентов познавательной деятельности — расстройствах психологического развития (F80-89), в том числе:

а) приспецифических расстройствах развития речи (F80.0-80.3);

б) при отставании развития школьных на­выков (F81) (чтения, письма, счета);

в) при отставании развития психомоторики, двигательных функций (F82).

1.3. Интеллектуальная недостаточность при искаженном психическом развитии, общие расстройства развития (F84.0-84.5), в том числе:

F84.0 Ранний детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера); F84.1 Атипичный аутизм (атипичный детский психоз, умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами); F84.2 Синдром Ретта; F84.

3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста (дезинтегративный психоз, синдром Геллера, детская деменция, симбиотический психоз); F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями; F84.

5 Синдром Аспергера (аутистическая психопатия, шизоидное расстройство детского возраста);

1.4. Интеллектуальная недостаточность приповеденческих и эмоциональных расстройствах, начинающихся обычно в детском и подростковом возрасте (F90-98.6), в том числе:

гиперкинетические расстройства (F90-90.1), расстройства поведения (F91), эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста (F93-93.

3), расстройства социального функционирования с началом, специфичным для детского и подросткового возраста (F94), тикозные расстройства (F95-95.2); неорганический энурез (F98.0), неорганический энкопрез (F98.1), расстройства питания в младенчестве и детстве (F98.

2), поедание несъедобного (пика) в младенчестве и детстве (F98.3); заикание (F98.5), речь взахлёб (F98.6);

акселерация, соматопатии, «психический диатез».

2. Энцефалопатические формы,в основе которых лежит орга­ническое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза.

2.1. Церебрастенические синдромы с запаздыванием развития
школьных навыков.

2.2. Психоорганические синдромы с интеллектуальной недостаточностью и нарушением высших корковых функций.

2.3. Пограничная интеллектуальная недостаточность при дет­ских церебральных параличах (ДЦП).

2.4. Интеллектуальная недостаточность при общих недоразвитиях речи (синдромы алалии).

2.5. Интеллектуальная недостаточность при невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройствах (F40 — F48).

2.6. Других органических поражениях мозга.

3.Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами
анализаторов и органов чувств
(слуха, зрения) и обусловленная
сенсорной депривацией.

3.1. Врожденная или рано приобретенная глухота либо туго­ухость.

3.2. Слепота, возникшая в раннем детстве.

4.Интеллектуальная недостаточность в связи с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства (педагогиче­ская запущенность).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/13_128141_klassifikatsii-pogranichnoy-intellektualnoy-nedostatochnosti.html

Глава 5. Клиника пограничных форм интеллектуальных нарушений

43. Классификации пограничной интеллектуальной недостаточности.

К данной группе расстройств относятсясостояния легкой интеллектуальнойнедостаточности, занимающее промежуточноеположение между интеллектуальной нормойи олигофренией. Состояния, описываемыев рамках пограничной интеллектуальнойнедостаточности – это гетерогеннаягруппа как в отношении этиологии ипатогенетических механизмов, так и вотношении клинических проявлений иособенностей их динамики.

Границы группы четко не определены, онив значительной степени зависят отсоциальных критериев, в частности оттребований, предъявляемых обществом кинтеллектуальным способностям ребенка.

В целом пограничная интеллектуальнаянедостаточность является одной изнаиболее распространенных формпсихической патологии детского возраста.

Чаще она выявляется с началом обученияребенка в подготовительной группедетского сада или школе; пик ее выявляемостиприходится на младший школьный возраст(7-10 лет), что связано с большейдиагностической возможностью в этотвозрастной период.

Составной частью более широкого понятия- «пограничная интеллектуальнаянедостаточность» — являются психическиесостояния, относимые к задержкампсихического развития, задержке темпапсихического развития (ЗПР).

Этиология пограничных форм интеллектуальнойнедостаточности многозначна. С однойстороны, в генезе их могут играть рольразличные биологические факторы, в томчисле интоксикации, инфекции,обменно-трофические расстройства,травмы и т.п.

, которые ведут к негрубымнарушениям темпа развития мозговыхмеханизмов или вызывают легкиецеребральные органические повреждения.С другой стороны, играют роль социальныефакторы, включая неблагоприятные условиявоспитания, дефицит информации и т.п.

Большему выявлению пограничных состоянийинтеллектуальной недостаточностиспособствует рост требований, предъявляемыхобществом к личности ребенка и подростка(усложнение школьных программ, болееранние сроки начала обучения и т.п.).

Единых принципов систематики пограничныхформ интеллектуальной недостаточностив настоящее время не существует. Г. Е.Сухарева, исходя из этиопатогенетическогопринципа, выделяет следующие формынарушения интеллектуальной деятельностиу детей с задержанным темпом развития:

1. интеллектуальные нарушения в связис неблагоприятными условиями среды ивоспитания или патологией поведения;

2. интеллектуальные нарушения придлительных астенических состояниях,обусловленных соматическими заболеваниями;

3. нарушения при различных формахинфантилизма;

4. вторичная интеллектуальнаянедостаточность в связи с поражениемслуха, зрения, дефектами речи, чтения иписьма;

5. функционально-динамическиеинтеллектуальные нарушения у детей вотдаленном периоде инфекций и травмцентральной нервной системы.

М. С. Певзнер в группе детей с задержкойпсихического развития описывает разныеварианты инфантилизма, интеллектуальныенарушения при церебрастеническихсостояниях, дефектах слуха, речи,отклонениях в характере и поведении.

К. С. Лебединской предложена клиническаясистематика задержки психическогоразвития по этиопатогенетическомупринципу. Выделено 4 основных вариантаЗПР:

1. конституционального,

2. соматогенного,

3. психогенного,

4. церебрально-органическогопроисхождения.

Эти варианты отличаются друг от другаособенностью структуры и характеромсоотношения двух основных компонентовэтой аномалии развития: типом инфантилизмаи характером нейродинамическихрасстройств.

И. Ф. Марковская выделила два вариантазадержки психического развитияцеребрально-органического генеза,которые характеризуются соотношениемчерт органической незрелости иповрежденности центральной нервнойсистемы. При первом варианте преобладаютчерты незрелости эмоциональной сферыпо типу органического инфантилизма.

Энцефалопатическая симптоматикапредставлена негрубыми церебрастеническимии неврозоподобными расстройствами.Нарушения высших психических функцийимеют динамический характер, обусловленныйих недостаточной сформированностью иповышенной истощаемостью.

При второмварианте в клинической картине доминируютчерты поврежденности: стойкиеэнцефалопатические расстройства в видевыраженных церебрастенических,неврозопадобных, психопатоподобных,субклинических эпилептиформных иапатико-астенических синдромов.

Корковаяпатология также имеет более грубыйхарактер: тяжелые нейродинамическиерасстройства, выраженная дефицитарностькорковых функций.

На основе патогенетического принципаВ. В. Ковалев все пограничные формыинтеллектуальной недостаточностиусловно разделил на четыре группы:

1. дизонтогенетические формы, прикоторых недостаточность обусловленамеханизмами задержанного или искаженногопсихического развития ребенка;

2. энцефалопатические формы, в основекоторых лежит органическое повреждениемозговых механизмов на ранних этапахонтогенеза;

3. интеллектуальная недостаточность,связанная с дефектами анализаторов иорганов чувств (слуха, зрения) иобусловленная действием механизмасенсорной депривации;

4. интеллектуальная недостаточность,связанная с дефектами воспитания идефицитом информации с раннего детства(«социо-культуральная умственнаяотсталость» по терминологии, принятойАмериканской ассоциацией по проблемеумственной неполноценности).

Хотя в каждой из названных групп ведущаяроль в патогенезе отводится какому-либоодному фактору, в происхожденииинтеллектуальной недостаточностиобычно участвуют и другие патогенетическиефакторы. Внутри основных четырех группвыделяются варианты на основеклинико-психопатологического критерия.

Классификация пограничных состоянийинтеллектуальной недостаточности (В.В. Ковалев , 1973)

Дизонтогенетические формы пограничнойинтеллектуальной недостаточности.

1. Интеллектуальная недостаточностьпри состояниях психического инфантилизма:

· при простом психическом инфантилизме;

· при осложненном психическоминфантилизме:

· при сочетании психическогоинфантилизма с психоорганическимсиндромом (органический инфантилизмпо Г. Е. Сухаревой);

· при сочетании психическогоинфантилизма с церебрастеническимсиндромом;

· при сочетании психическогоинфантилизма с невропатическимисостояниями;

· при сочетании психическогоинфантилизма с психоэндокриннымсиндромом.

2. Интеллектуальная недостаточностьпри отставании в развитии отдельныхкомпонентов психической деятельности:

· при задержках развития речи;

· при отставании развития такназываемых школьных навыков (чтения,письма, счета);

· при отставании развитияпсихомоторики.

3. Искаженное психическое развитиес интеллектуальной недостаточностью(вариант синдрома раннего детского аутизма).

Энцефалопатические формы.

1. Церебрастенические синдромы сзапаздыванием развития школьных навыков.

2. Психоорганические синдромы синтеллектуальной недостаточностью инарушением высших корковых функций.

3. Пограничная интеллектуальнаянедостаточность при детских церебральныхпараличах.

4. Интеллектуальная недостаточностьпри общих недоразвитиях речи (синдромыалалии).

Интеллектуальная недостаточность,связанная с дефектами анализаторов иорганов чувств.

1. Интеллектуальная недостаточностьпри врожденной или рано приобретеннойглухоте или тугоухости.

2. Интеллектуальная недостаточностьпри слепоте, возникшей в раннем детстве.

Интеллектуальная недостаточность всвязи с дефектами воспитания и дефицитоминформации с раннего детства (педагогическаязапущенность).

В развитие классификации В. В. Ковалева приведем данные Шалимова В. Ф. и НовиковойГ. Р., полученные в результатеклинико-нейропсихологических исследованияпограничных психических расстройству детей старшего дошкольного и младшегошкольного возраста.

Авторы характеризуютпограничные формы интеллектуальнойнедостаточности, исходя из соотношениядвух критериев: особенностипсихопатологической картины психическогосостояния детей и степени возрастнойсформированности высших психическихфункций (ВПФ).

На этом основании выделены4 группы системных психических нарушений,определяющих пограничные формыинтеллектуальной недостаточности:

1 группа: несформированная по возрастуэмоционально-волевая сфера, сочетающаясяс явлениями личностной и психическойнезрелости. Состояние высших психическихфункций соответствует возрастной норме.

2 группа: нарушения невротическогокруга, сочетающиеся с несформированнымипо возрасту отдельными cистемами высшихпсихических функций.

3 группа: последствия церебрально-органическойнедостаточности с психопатологическимирасстройствами психоорганическогоуровня, сочетающиеся с системныминарушениями высших психических функцийв форме их «выпадения».

4 группа: психосоциальные нарушения ввиде депривационных расстройств(задержанное или дисгармоническоеразвитие с патохарактерологическимиреакциями) при сформированных по возрастувысших психических функциях.

Выделение степени сформированности повозрасту высших психических функций вкачестве одного из ведущих механизмовпограничной интеллектуальнойнедостаточности дает возможность,во-первых, клинической оценки разнойстепени пограничной интеллектуальнойнедостаточности, в том числе и легкихформ, в основе которых лежит гетерохронияморфофункционального созревания мозга. Во-вторых, — выделения ведущего фактора,определяющего как нарушение высшихкорковых функций, так и возрастнуюнесформированность отдельных системныхВПФ (чтения, письма, моторики и т. д.) или,пользуясь терминологией В. В. Ковалева,«отдельных компонентов психическойдеятельности».

Описаны два ведущих симптомокомплексанейропсихологических показателей,которые обусловливают пограничнуюинтеллектуальную недостаточность.

Первый симптомокомплекс характеризуетсяотсутствием первичных (структурных)нарушений ВПФ и задержкой формированияпо возрасту нового уровня их функциональнойорганизации, отражающего переход содного этапа онтогенеза на другой.

Второй симптокомплекс включает группунарушений высших психических функций,соответствующих базовым нейропсихологическимсиндромам.

Так, для детей 6-7 лет первый симптомокомплексотражает задержку формирования новогоуровня функциональной организации ВПФна основе высокоопосредованных формрегуляции психической деятельности(преобразование внешней деятельностив структуру умственного плана сознания).

Задержка перестройки внутрисистемныхотношений и развития новой иерархическойорганизации психических процессов удетей этого возраста связана сгетерохронией (неравномерностью)созревания фронтальных отделов лобныхдолей, заднелобных отделов, зоны ТРО(теменно-височно-затылочной), внеслуховыхкорковых зон левой височной извилины,а так же с несформированностью субилитранскортикальных связей отдельныхструктур головного мозга с фронтальнымилобными структурами.

Определяющими признаками первогосимптомокомплекса для детей 6-7 летявляются: дезавтоматизация динамическойи пространственной основы предметныхдействий; сужение объема оперативнойслухоречевой памяти; истощение,схематичность образов-представлений,замена их образами непосредственновоспринимаемых предметов; несформированностьориентировочно-исследовательскойдеятельности в звене контроля ипрограммирования при решении мыслительныхзадач.

Второй симптокомплекс у детей в возрасте6-7 лет включает группу нарушений высшихпсихических функций, соответствующихбазовым нейропсихологическим синдромам:лобному (префронтальные конвекситальныеотделы) и височно-затылочному (средниеотделы височной области коры левогополушария и передняя часть 19 поля).

Классификация пограничных состоянийинтеллектуальной недостаточности по Ковалеву В. В. взята за основу клиническойхарактеристики дифференцированныхформ интеллектуальных нарушений.

Источник: https://studfile.net/preview/1668254/page:15/

Пограничная интеллектуальная недостаточность

43. Классификации пограничной интеллектуальной недостаточности.

Пограничная интеллектуальная недостаточность – гетерогенная группа состояний отклоняющегося развития, которая характеризуется легким снижением интеллекта, находящимся между нормой и олигофренией.

Проявляется недостаточным развитием словесно-логического и абстрактного мышления, ограниченным словарным запасом, узким кругозором, неустойчивым вниманием. Дети отстают от учебной программы, дублируют классы. Диагностику осуществляют психиатр и психолог, используются клинический и психодиагностический методы.

Медикаментозная терапия подбирается в зависимости от основного заболевания, коррекционные занятия направлены на устранение когнитивного дефицита.

Пограничную интеллектуальную недостаточность называют также пограничной умственной отсталостью, пограничным уровнем интеллектуального развития. В частных случаях применяются термины «минимальная мозговая дисфункция», «задержанное развитие», «задержка темпов психического развития».

Общая характеристика этих нарушений – легкая, корректируемая недостаточность интеллекта, не достигающая уровня дефективного развития. От дебильности отличается меньшей стойкостью, возможностью компенсации. Разнородность этиологических, патогенетических механизмов и клинических признаков препятствует точному определению эпидемиологического показателя.

По данным исследований середины XX века, распространенность колеблется от 1,5 до 3%.

Пограничная интеллектуальная недостаточность

Происхождение нарушения разнообразно. В этиологии отклонения основную роль играет биологическая основа, проявляющаяся негрубыми снижениями темпов развития систем мозга, легкими органическими повреждениями ЦНС. Дополнительное негативное воздействие оказывают условия среды. Причины возникновения расстройства можно сгруппировать следующим образом:

  • Патологии беременности и родов. К отставанию развития приводит гипоксия, несовместимость по резус-фактору и системе АВО, интоксикации, инфекции в период беременности. Во время родов причинами становятся травмы, асфиксии.
  • Нейроинфекции, черепно-мозговые травмы. Ранние инфекционные и травматические поражения мозга проявляются отставаниями интеллектуального развития. Выраженность симптомов зависит от интенсивности повреждающего фактора и возраста его воздействия.
  • Хронические соматические болезни. Негативное влияние оказывают неврологические, эндокринные патологии. Отставание интеллектуальных функций формируется на базе астенического синдрома, гормональных сдвигов.
  • Педагогическая запущенность. Неправильное воспитание, условия когнитивной депривации, недостаток информации приводят к задержкам развития. Группа риска – дети из неблагополучных семей.

Патогенетическая основа пограничной интеллектуальной недостаточности – замедленное созревание и недостаточность функций филогенетически молодых мозговых структур.

Чаще всего наблюдается незрелость лобных долей больших полушарий мозга, обеспечивающих сложную психическую деятельность – программирование и контроль сознательного поведения, сложных действий. Состояния разнородны по происхождению.

Может преобладать задержка темпа развития отделов мозга либо негрубое органическое повреждение центральной нервной системы, сопровождающееся выпадением функций и структурных элементов, важных для реализации сложных интеллектуальных процессов.

Во втором случае наблюдаются более стойкие клинические проявления. Пограничная интеллектуальная недостаточность определяется через личностную незрелость, негрубое снижение когнитивных функций, имеет тенденцию к обратному развитию и компенсации.

Наиболее распространенной и клинически обоснованной является классификация, разработанная советским и российским психиатром, профессором В. В. Ковалевым.

Типы пограничной интеллектуальной недостаточности определены автором по психопатологическим механизмам и происхождению.

Дифференциация произведена согласно структуре дефекта, соотношению симптоматики болезни и проявлений нарушенного развития. Выделено три типа отклонений:

  • Дизонтогенетический. Пограничный интеллект обусловлен неравномерностью созревания систем и структур мозга. Конкретные расстройства – психический инфантилизм, парциальные задержки развития компонентов когнитивной деятельности, искаженное психическое развитие (некоторые формы РДА).
  • Энцефалопатический. В основе отставания интеллектуального развития лежат остаточные явления органического поражения ЦНС. Диагностируется при церебрастении, психоорганическом синдроме, ДЦП.
  • Дизонтогенетически-энцефалопатический (смешанный). К данной форме относится общее недоразвитие речи. Включен неосложненный вариант ОНР, ОНР с неврологическими и психопатологическими синдромами, моторная алалия (стойкое речевое недоразвитие).

Клинические признаки пограничного уровня интеллекта становятся заметными в дошкольном и младшем школьном возрасте. Наблюдается выраженное нарушение функций произвольного внимания – дети неусидчивы, легко отвлекаются, «не слышат» взрослого.

Недостаточность интеграции функций мозга проявляется затруднениями в узнавании нестандартных (перевернутых, недорисованных) изображений, соединении деталей рисунка в целое. Нарушено восприятие пространственных отношений, ориентировка в собственном теле. Выражена двигательная расторможенность, недоразвита мелкая моторика.

В дальнейшем это становится основой проблем при формировании школьных навыков – чтения, письма, спеллингования, счета.

У школьников выявляется ограниченный словарный запас, низкая эрудированность. Затруднено понимание социальных ситуаций – дети и подростки не умеют знакомиться, предлагать помощь, разрешать конфликты.

Поздно формируются навыки гигиены, бытового самообслуживания. У старших школьников и взрослых недостаточно развито абстрактно-логическое мышление, что проявляется непониманием юмора, крылатых выражений, поговорок.

Эмоциональная сфера отличается неустойчивостью, колебаниями настроения.

При церебрастеническом синдроме наблюдается снижение запоминания, быстрое утомление, истощение при нагрузках.

При психическом инфантилизме пограничная интеллектуальная недостаточность сочетается с отставанием эмоционально-волевых функций – дети предпочитают игровую деятельность, не усваивают нормы и правила, не удерживают инструкции.

Иногда определяется отсутствие или недоразвитость речи, недостаточная сформированность учебных навыков (чтение, письмо, спеллингование, счет).

Основное осложнение пограничной интеллектуальной недостаточности – образовательная и профессиональная дезадаптация. Учебная программа начальных классов может быть освоена большинством детей. Введение сложных предметов, требующих развитого абстрактно-логического мышления – физики, алгебры, геометрии – выявляет проблемы обучаемости.

Учебная неуспеваемость подростков становится провоцирующим фактором поведенческих нарушений: агрессивности, дерзости, прогулов, приобщения к асоциальным группам. Чем сложнее школьная программа и последующая профессиональная подготовка, тем выше риск дезадаптации. Наиболее благоприятный исход наблюдается в небольших сельских школах, снижающих требования к ученикам.

Подросткам удается получить неполное среднее образование, освоить рабочую профессию.

Выявление пограничной интеллектуальной недостаточности осложнено отсутствием четких критериев диагностики, различным уровнем требований, предъявляемых обществом к интеллектуальным способностям детей отдельных групп. Критическими периодами становятся поступление и выпуск из средней школы.

Первичная диагностика проводится врачом-психиатром – специалист беседует с родителями и ребенком, оценивает уровень речевого развития, способность устанавливать продуктивный контакт, решать простые логические задачи, понимать переносный смысл фраз.

Специфическая диагностика выполняется патопсихологом, набор методик подбирается индивидуально с учетом возраста и способностей ребенка. Общая схема обследования включает:

  • Тесты интеллекта. Распространенной методикой является детский вариант теста Векслера (WISC). Пограничное развитие интеллекта соответствует промежутку 70-80 баллов. Для обследования пациентов с общим недоразвитием речи используется только невербальная часть.
  • Исследование памяти. Применяется проба «10 слов», «Воспроизведение рассказа», «Опосредованная память», «Пиктограмма». Снижение результатов рассматривается в пользу церебрастенического синдрома.
  • Исследование внимания. Функции активного внимания исследуются с помощью методик «Таблицы Шульте», «Корректурная проба», «Красно-черные таблицы». Оценивается истощаемость психической деятельности, неустойчивость концентрации, нарушение переключаемости. Отклонения от нормы выявляют органический компонент.
  • Исследование мышления. Используется методика «Сравнение понятий», «Исключение лишнего», «Классификация», «Простые аналогии», «Пояснение пословиц и метафор». При пограничном уровне интеллекта определяется легкое снижение аналитико-синтетической функции, сниженная способность к абстрагированию.

Наиболее важна дифференциальная диагностика с легкой степенью олигофрении. Ключевыми признаками пограничной интеллектуальной недостаточности являются меньшая стойкость нарушений, лучшая обучаемость, IQ выше 70 баллов (по Векслеру).

Лечение пограничных форм интеллектуальной недостаточности проводится психиатром, неврологом, психологом. Методы подбираются индивидуально, зависят от основного диагноза.

Лечение обязательно дополняется реабилитационными мероприятиями, способствующими лучшей адаптации ребенка к образовательному учреждению. К процессу подключаются педагоги, родители.

На этапе лечения ученикам необходимы более щадящие условия, позволяющие преодолеть интеллектуальное отставание – дополнительные внеурочные занятия, подробные разборы ошибок и т. д. Наиболее распространенные направления терапии:

  • Применение медикаментов. Выбор препаратов определяется патогенезом, клиникой ведущего заболевания. Часто используются лекарства, стимулирующие обменные процессы и кровообращение мозга – ноотропы, блокаторы кальциевых каналов, психостимуляторы, аминокислоты.
  • Психолого-педагогическая коррекция. Занятия проводятся на регулярной основе, ориентированы на развитие и компенсацию отстающих функций. Используются техники задействования сразу нескольких модальностей: двигательной, тактильной, визуальной, аудиальной.

Прогноз пограничной интеллектуальной недостаточности часто благоприятный – лечение, специальные условия обучения позволяют компенсировать отставание, достичь нормального развития интеллекта.

Профилактика нарушений такого типа должна начинаться с периода планирования и ведения беременности: необходимо поддерживать здоровье будущей матери, вести здоровый образ жизни, регулярно проходить перинатальные обследования. Второй этап – забота о здоровье ребенка.

Отсутствие травм, длительных соматических заболеваний снижают вероятность интеллектуальной задержки. Третий этап – создание условий среды, стимулирующих развитие познавательных функций.

Необходимо подбирать игрушки, игры, занятия в соответствии с возрастом, позаботиться о посещении детского сада, уделять достаточно внимания развитию ребенка.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/borderline-intellectual-functioning

Пограничная интеллектуальная недостаточность :: Симптомы, причины, лечение и шифр по МКБ-10

43. Классификации пограничной интеллектуальной недостаточности.

 Название: Пограничная интеллектуальная недостаточность.

Пограничная интеллектуальная недостаточность

 Пограничная интеллектуальная недостаточность. Гетерогенная группа состояний отклоняющегося развития, которая характеризуется легким снижением интеллекта, находящимся между нормой и олигофренией.

Проявляется недостаточным развитием словесно-логического и абстрактного мышления, ограниченным словарным запасом, узким кругозором, неустойчивым вниманием. Дети отстают от учебной программы, дублируют классы. Диагностику осуществляют психиатр и психолог, используются клинический и психодиагностический методы.

Медикаментозная терапия подбирается в зависимости от основного заболевания, коррекционные занятия направлены на устранение когнитивного дефицита.

 Пограничную интеллектуальную недостаточность называют также пограничной умственной отсталостью, пограничным уровнем интеллектуального развития. В частных случаях применяются термины «минимальная мозговая дисфункция», «задержанное развитие», «задержка темпов психического развития».

Общая характеристика этих нарушений – легкая, корректируемая недостаточность интеллекта, не достигающая уровня дефективного развития. От дебильности отличается меньшей стойкостью, возможностью компенсации. Разнородность этиологических, патогенетических механизмов и клинических признаков препятствует точному определению эпидемиологического показателя.

По данным исследований середины XX века, распространенность колеблется от 1,5 до 3%.

Пограничная интеллектуальная недостаточность

 Происхождение нарушения разнообразно. В этиологии отклонения основную роль играет биологическая основа, проявляющаяся негрубыми снижениями темпов развития систем мозга, легкими органическими повреждениями ЦНС. Дополнительное негативное воздействие оказывают условия среды.

Причины возникновения расстройства можно сгруппировать следующим образом:
 • Патологии беременности и родов. К отставанию развития приводит гипоксия, несовместимость по резус-фактору и системе АВО, интоксикации, инфекции в период беременности. Во время родов причинами становятся травмы, асфиксии.

 • Нейроинфекции, черепно-мозговые травмы. Ранние инфекционные и травматические поражения мозга проявляются отставаниями интеллектуального развития. Выраженность симптомов зависит от интенсивности повреждающего фактора и возраста его воздействия.
 • Хронические соматические болезни.

Негативное влияние оказывают неврологические, эндокринные патологии. Отставание интеллектуальных функций формируется на базе астенического синдрома, гормональных сдвигов.
 • Педагогическая запущенность.

Неправильное воспитание, условия когнитивной депривации, недостаток информации приводят к задержкам развития. Группа риска – дети из неблагополучных семей.

 Патогенетическая основа пограничной интеллектуальной недостаточности – замедленное созревание и недостаточность функций филогенетически молодых мозговых структур.

Чаще всего наблюдается незрелость лобных долей больших полушарий мозга, обеспечивающих сложную психическую деятельность – программирование и контроль сознательного поведения, сложных действий. Состояния разнородны по происхождению.

Может преобладать задержка темпа развития отделов мозга либо негрубое органическое повреждение центральной нервной системы, сопровождающееся выпадением функций и структурных элементов, важных для реализации сложных интеллектуальных процессов.

Во втором случае наблюдаются более стойкие клинические проявления. Пограничная интеллектуальная недостаточность определяется через личностную незрелость, негрубое снижение когнитивных функций, имеет тенденцию к обратному развитию и компенсации.

 Наиболее распространенной и клинически обоснованной является классификация, разработанная советским и российским психиатром, профессором В. В. Ковалевым. Типы пограничной интеллектуальной недостаточности определены автором по психопатологическим механизмам и происхождению.

 Дифференциация произведена согласно структуре дефекта, соотношению симптоматики болезни и проявлений нарушенного развития. Выделено три типа отклонений:
 • Дизонтогенетический. Пограничный интеллект обусловлен неравномерностью созревания систем и структур мозга.

Конкретные расстройства – психический инфантилизм, парциальные задержки развития компонентов когнитивной деятельности, искаженное психическое развитие (некоторые формы РДА).
 • Энцефалопатический.

В основе отставания интеллектуального развития лежат остаточные явления органического поражения ЦНС. Диагностируется при церебрастении, психоорганическом синдроме, ДЦП.
 • Дизонтогенетически. Энцефалопатический (смешанный). К данной форме относится общее недоразвитие речи.

Включен неосложненный вариант ОНР, ОНР с неврологическими и психопатологическими синдромами, моторная алалия (стойкое речевое недоразвитие).

 Клинические признаки пограничного уровня интеллекта становятся заметными в дошкольном и младшем школьном возрасте. Наблюдается выраженное нарушение функций произвольного внимания – дети неусидчивы, легко отвлекаются, «не слышат» взрослого.

Недостаточность интеграции функций мозга проявляется затруднениями в узнавании нестандартных (перевернутых, недорисованных) изображений, соединении деталей рисунка в целое. Нарушено восприятие пространственных отношений, ориентировка в собственном теле. Выражена двигательная расторможенность, недоразвита мелкая моторика.

В дальнейшем это становится основой проблем при формировании школьных навыков – чтения, письма, спеллингования, счета.
 У школьников выявляется ограниченный словарный запас, низкая эрудированность. Затруднено понимание социальных ситуаций – дети и подростки не умеют знакомиться, предлагать помощь, разрешать конфликты. Поздно формируются навыки гигиены, бытового самообслуживания.

У старших школьников и взрослых недостаточно развито абстрактно-логическое мышление, что проявляется непониманием юмора, крылатых выражений, поговорок. Эмоциональная сфера отличается неустойчивостью, колебаниями настроения.

 Основное осложнение пограничной интеллектуальной недостаточности – образовательная и профессиональная дезадаптация. Учебная программа начальных классов может быть освоена большинством детей. Введение сложных предметов, требующих развитого абстрактно-логического мышления – физики, алгебры, геометрии – выявляет проблемы обучаемости.

Учебная неуспеваемость подростков становится провоцирующим фактором поведенческих нарушений: агрессивности, дерзости, прогулов, приобщения к асоциальным группам. Чем сложнее школьная программа и последующая профессиональная подготовка, тем выше риск дезадаптации. Наиболее благоприятный исход наблюдается в небольших сельских школах, снижающих требования к ученикам.

Подросткам удается получить неполное среднее образование, освоить рабочую профессию.

 Выявление пограничной интеллектуальной недостаточности осложнено отсутствием четких критериев диагностики, различным уровнем требований, предъявляемых обществом к интеллектуальным способностям детей отдельных групп. Критическими периодами становятся поступление и выпуск из средней школы.

Первичная диагностика проводится врачом-психиатром – специалист беседует с родителями и ребенком, оценивает уровень речевого развития, способность устанавливать продуктивный контакт, решать простые логические задачи, понимать переносный смысл фраз.

Специфическая диагностика выполняется патопсихологом, набор методик подбирается индивидуально с учетом возраста и способностей ребенка. Общая схема обследования включает:
 • Тесты интеллекта. Распространенной методикой является детский вариант теста Векслера (WISC).

Пограничное развитие интеллекта соответствует промежутку 70-80 баллов. Для обследования пациентов с общим недоразвитием речи используется только невербальная часть.
 • Исследование памяти. Применяется проба «10 слов», «Воспроизведение рассказа», «Опосредованная память», «Пиктограмма».

Снижение результатов рассматривается в пользу церебрастенического синдрома.
 • Исследование внимания. Функции активного внимания исследуются с помощью методик «Таблицы Шульте», «Корректурная проба», «Красно-черные таблицы». Оценивается истощаемость психической деятельности, неустойчивость концентрации, нарушение переключаемости.

Отклонения от нормы выявляют органический компонент.
 • Исследование мышления. Используется методика «Сравнение понятий», «Исключение лишнего», «Классификация», «Простые аналогии», «Пояснение пословиц и метафор».

При пограничном уровне интеллекта определяется легкое снижение аналитико-синтетической функции, сниженная способность к абстрагированию.
 Наиболее важна дифференциальная диагностика с легкой степенью олигофрении. Ключевыми признаками пограничной интеллектуальной недостаточности являются меньшая стойкость нарушений, лучшая обучаемость, IQ выше 70 баллов (по Векслеру).

 Лечение пограничных форм интеллектуальной недостаточности проводится психиатром, неврологом, психологом. Методы подбираются индивидуально, зависят от основного диагноза. Лечение обязательно дополняется реабилитационными мероприятиями, способствующими лучшей адаптации ребенка к образовательному учреждению. К процессу подключаются педагоги, родители.

На этапе лечения ученикам необходимы более щадящие условия, позволяющие преодолеть интеллектуальное отставание – дополнительные внеурочные занятия, подробные разборы ошибок Наиболее распространенные направления терапии:
 • Применение медикаментов. Выбор препаратов определяется патогенезом, клиникой ведущего заболевания.

Часто используются лекарства, стимулирующие обменные процессы и кровообращение мозга – ноотропы, блокаторы кальциевых каналов, психостимуляторы, аминокислоты.
 • Психолого. Педагогическая коррекция. Занятия проводятся на регулярной основе, ориентированы на развитие и компенсацию отстающих функций.

Используются техники задействования сразу нескольких модальностей: двигательной, тактильной, визуальной, аудиальной.

 Прогноз пограничной интеллектуальной недостаточности часто благоприятный – лечение, специальные условия обучения позволяют компенсировать отставание, достичь нормального развития интеллекта.

 Профилактика нарушений такого типа должна начинаться с периода планирования и ведения беременности: необходимо поддерживать здоровье будущей матери, вести здоровый образ жизни, регулярно проходить перинатальные обследования. Второй этап – забота о здоровье ребенка.

Отсутствие травм, длительных соматических заболеваний снижают вероятность интеллектуальной задержки. Третий этап – создание условий среды, стимулирующих развитие познавательных функций.

Необходимо подбирать игрушки, игры, занятия в соответствии с возрастом, позаботиться о посещении детского сада, уделять достаточно внимания развитию ребенка.

42a96bb5c8a2ac07fc866444b97bf1 Модератор контента: Васин А.С.

Источник: https://kiberis.ru/?p=32644

Uchebnik-free
Добавить комментарий