42. Предмет и метод правового регулирования как основания разграничения норм права по отраслям права.

Предмет и метод прав. регул-я как основания разгран. норм права по отраслям права

42. Предмет и метод правового регулирования как основания разграничения норм права по отраслям права.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 5Следующая ⇒

Предмет и метод правового регулирования являются основой разграничения права по отраслям.

Предмет правового регулирования (материальный критерий) — это те общественные отношения, которые регулируются правом (отвечает на вопрос «что?»).

Подлежащие урегулированию отношения (предмет правового регулирования) характеризуются следующими признаками:

· являются устойчивыми и характеризуются повторяемостью событий и действий людей

· допускают по своим свойствам возможность государственно-правового (внешнего) контроля за ними

· существует объективная потребность в их урегулировании

Метод правового регулирования (юридический критерий) — это совокупность средств, приемов и способов, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений (отвечает на вопрос «как?»).

Предмет является непосредственным критерием разграничения отраслей права, метод является дополнительным, юридическим критерием, он позволяет определить наличие у отрасли своего предмета, т.к.

особый предмет есть в том случае, когда он требует для своего урегулирования особых методов. Метод правового регулирования позволяет определить:

· основания возникновения прав и обязанностей сторон регулируемого отношения (договор, иск и пр.)

· способы взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений

· характер юридических средств обеспечения прав и обязанностей в правоотношении (особенность санкций, юридических процедур и пр.)

Различают два главных метода регулирования общественных отношений:

· императивный — основан на властной подчиненности субъектов правоотношений, содержит точные предписания о действиях субъектов, как правило не предоставляя право выбора варианта поведения, и характеризуется карательными санкциями (уголовное, административное право)

· диспозитивный — предполагает юридическое равенство субъектов правоотношений, возможность выбора наиболее приемлемого варианта поведения в пределах правовой нормы, характеризуется правовосстановительными санкциями (гражданское право)

Помимо указанных основных двух методов также выделяют:

· поощрительный — метод вознаграждения за определенное заслеженное поведение;

· рекомендательный — метод совета осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения и т.п.

Указанные методы характерны для трудового права.

Частное и публичное право

Частное право — это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же правообразуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Для публичного права характерны:

§ одностороннее волеизъявление;

§ субординация субъектов и правовых актов;

§ преобладание императивных норм;

§ ориентация на удовлетворение общественного интереса.

Для частного права характерны:

§ свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;

§ равенство сторон;

§ преобладание диспозитивных норм;

§ ориентация на удовлетворение частных интересов.

Система законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства.

Система законодательства — это совокупность всех источников права, действующих в государстве, их взаимосвязь. Элементами системы законодательства являются нормативно-правовые акты.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов.

Можно выделить следующие системы законодательства:

·горизонтальная (отраслевая) — выделяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям права

·вертикальная (иерархическая) — отражает иерархию нормативно-правовых актов по их юридической силе (законы и подзаконные акты)

·федеративная — основана на федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов федерации. Выделяют три уровня нормативно-правовых актов:

oфедеральные

oакты субъектов федерации

oакты органов местного самоуправления

·комплексная — складывается в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления (природоохранительное, транспортное законодательство)

Система права и система законодательства не тождественные понятия. Можно выделить следующие различия между ними:

·система права — это объективное явление, которое складывается в соответствии с общественными отношениями, а система законодательства является субъективной, поскольку создается законодателем

·элементом системы права является норма права, а элементом системы законодательства — нормативно-правовой акт

·система права является содержанием права, а система законодательства — формой

·система права первична по отношению к системе законодательства

·система права строится в основном на горизонтальных связях, а система законодательства может быть построена на горизонтальных, вертикальных, федеративных и комплексных связях.

Правовые семьи: понятие и виды

Правовая семья — это совокупность правовых систем, объединенных по каким-либо характеристикам. Обычно общими являются исторический путь развития правовой системы, структура права и его источники.

Виды правовых семей:

· романо-германская (континентальная) — основана на рецепции римского права, характерна для Франции, Италии, Испании и пр.

· англо-саксонская (общего, прецедентного права) — основана на прецедентном праве, характерна для Великобритании, США, Канады, Австралии и пр.

· латиноамериканская — основана на заимствовании из романо-германской и англо-саксонской прововых семей, характерна для Мексики, Аргентины, Бразилии и пр.

· скандинавская — не восприняла в полной мере романо-германскую модель, довольно важную роль играет судебная практика, характерна для Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и пр.

· славянская — характерна для России, основана на национально-культурных, исторических и географических особенностях славянской цивилизации

· мусульманская — относится к религиозным правовым системам, характерна для Ирана, Ирака, Азербайджана, Узбекистана и пр

· обычного права — основана на следовании обычаям, характерна для стран Центральной и Южной Африки

· дальневосточная — характерна для Японии, основана на национально-культурных особенностях, традициях

Ранее считалось, что понятия «правовая система» и «правовая семья» тождественны. В настоящее время считают, что понятие «правовая семья» шире понятия «правовая система».

Правовая система — это конкретная историческая совокупность законодательства, юридической практики и превалирующей правовой идеологии какого-либо конкретного государства.

Основные черты романо-германской (континентальной) правовой семьи.

Романо-германская правовая семья сложилась на основе рецепции (заимствования) римского права. Возникла в 3-10 вв. на тер-рии Германии. Характерна для стран Европы: Франции, Италии, Испании и пр. Также действует в странах: Россия, Южная и Латинская Америка, Западная Азия.

Основные особенности:

·основной источник права — нормативно-правовой акт

·существует единая иерархическая система законодательства

·преобладает кодифицированное законодательство

·право разделяется на частное и публичное

·имеется сходство понятий и принципов

·главную роль играет конституция

Прецедент не является источником права. Юридическая доктрина имеет значение только на стадии правотворчества или толкования права, самостоятельным источником права она не является.

Обычай также не является источником права, однако в сфере гражданского законодательства может регулировать отношения в случае, если он не противоречит закону, и в праве имеется пробел.

Международное право имеет весомое значение. Имеет место конституционный контроль.

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/3x684d.html

54. Предмет и метод правового регулирования как основания разграничения норм права по отраслям права

42. Предмет и метод правового регулирования как основания разграничения норм права по отраслям права.

Предметом принятосчитать общественные отношения,регулируемые данной совокупностью нормправа. Каждой отрасли соответствуетсвой предмет регулирования, иначеговоря, каждая отрасль отличаетсяпредметным своеобразием, спецификойрегулируемых общественных отношений.

Предмет регулирования складываетсяобъективно и не зависит от усмотрениязаконодателя. Не любые общественныеотношения могут выступать предметомправового регулирования.

Необходимо,чтобы эти отношения отличались, во-первых,устойчивостью и повторяемостью;во-вторых, заинтересованностью обществаи государства в том, чтобы эти отношениясуществовали именно в правовой формеи подлежали правовой защите со стороныгосударства; в-третьих, способностью квнешнему контролю, например, со сторонысудебных, административных органов.Так, внутренние семейные отношения, какправило, не поддаются внешнему контролю,поэтому их трудно урегулировать нормамиправа.

Метод правовогорегулирования, — это обусловленныйпредметом способ воздействия права наобщественные отношения.

Методы правовогорегулирования характеризуются тремяобстоятельствами:

а) порядкомустановления субъективных прав иобязанностей субъектов общественныхотношений;

б) средствами ихобеспечения (санкциями);

в) степеньюсамостоятельности (усмотрения) действийсубъектов.

В соответствии сэтими критериями в юридической наукевыделяют два главных метода правовогорегулирования: императивный идиспозитивный.

Императивный метод(его еще называют авторитарным, властным)основан на подчиненности, субординацииучастников общественных отношений.Этим методом жестко регулируетсяповедение (действия) субъектов, они, какправило, ставятся в неравное положение,например, — гражданин и административныйорган. Этот метод характерен дляуголовного, административного, налоговогоправа.

Диспозитивныйметод (автономный), устанавливая праваи обязанности субъектов, одновременнопредоставляет им возможность выбратьвариант поведения или дополнительносвоим соглашением урегулировать своивзаимоотношения. Этот метод присущгражданскому, семейному, трудовомуправу.

55. Понятие и элементы системы законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства

Втеории права под системой законодательствапринято понимать совокупность нормативныхправовых актов различной юридическойсилы, которые исходя из необходимостирешения стоящих перед государствомзадач обладают согласованностью действийи внутренним единством .

Вопросо системе законодательства каксовокупности нормативных правовыхактов связан с классификацией исистематизацией правового материалав целях обеспечения его доступности иудобства пользования субъектами и правареализации.

Систематизациязаконодательства — это упорядочение,приведение действующих нормативныхактов в единую, согласованную, целостнуюсистему.

Подзаконодательством в широком смыслепонимают совокупность законов иподзаконных актов. Законодательствопо уровню юридической силы делится назаконы, нормативные указы главыгосударства и другие. А по сферамрегулирования общественных отношений- на гражданское, трудовое, семейное идругие.

Системазаконодательства выступает как результат,следствие систематизации, а также какорганическое свойство законодательства.

Федеральноезаконодательство совместно сзаконодательством субъектов РоссийскойФедерации составляют законодательствоРоссийской Федерации.

Воснове системы законодательства лежитнормативный правовой акт, оформляющийрешение полномочного органа государства.К нормативному акту применено понятиевнешней формы права. Юридическая силанормативного акта определяется тем, вкакую внешнюю форму он облачен преждевсего — закона или какого-либо подзаконногоакта.

Система законодательных актовпредставляет собой иерархию по признакувнешней формы. В основе этой системылежит иерархически важный акт — конституциягосударства. Система законодательствапостоянно развивается. Законодательстводолжно быть внутренне согласованным,логичным.

Обеспечение согласованностиправовых норм, устранение противоречащихдруг другу и дублирующих нормативныхправовых актов достигается с помощьюсистематизации законодательства.

Основнымэлементом системы законодательстваявляется отрасль законодательства -системная совокупность нормативныхправовых актов, регулирующих сферусходных общественных отношений.

Существуюттри основные формы систематизациизаконодательства: кодификация,инкорпорация и консолидация.

Кодификация- это наиболее совершенная формасистематизации законодательства,выражающаяся в подготовке обладающегосистемным характером нового комплексного(сводного) законодательного акта,предназначенного регулировать наиболееважные сферы общественных отношенийна протяжении длительного времени. Видыкодификации: всеобщая, отраслевая испециальная (комплексная).

Инкорпорация- это форма систематизации законодательствапосредством объединения нормативныхактов определенного уровня (журналы,сборники) без внесения изменений в ихсодержание (за исключением внесенныхзаконодателем изменений и дополнений)в определенном порядке (хронологическом,алфавитном, системно-предметном). Видыинкорпорации: официальная, официозная(полуофициальная) и неофициальная.

Консолидация- это форма систематизации законодательства,выражающаяся в объединении в единыйдокумент блока законодательных актов,предназначенных регулировать определенныйвид общественных отношений в логическойпоследовательности без внесенияизменений в их содержание.

Источник: https://studfile.net/preview/849432/page:47/

Вопрос №54 Предмет и метод правового регулирования как основания разграничения норм права по отраслям права

42. Предмет и метод правового регулирования как основания разграничения норм права по отраслям права.

Основаниями деления права на отрасли признаются предмет и метод пра­вового регулирования. Отрасли права могут относиться к области частного или публичного права и к материальному» или процессуальному праву.

Каждая отрасль права отличается от другой своим особым предметом и методом правового регулирования. Предмет выступает непосредственным, материальным критерием и отвечает на вопрос «что регулирует отрасль права?».

Под предметом правового регулирования понимаются те общественные отношения, которые регулируются правом.

Каждая отрасль права связана с определенным видом общественных отношений.

Предмет правового регулирования является основанием или критерием построения системы правовых норм в отрасли права, подотрасли либо правового института.

Следовательно, под предметом правового регулирования каждой отрасли права понимается качественно однородная группа общественных отношений, регулируемая нормами данной отрасли права.

Если предмет правового регулирования каждой отрасли права указывает нам на то. что регулируется нормами данной отрасли, какие общественные отношения, то метод правового регулирования показывает, как регулируются эти отношения, какими приемами и средствами. Метод правового регулирования служит дополнительным основанием или критерием построения системы юридических норм.

Метод отно­сится к вопросу «как?» (каким образом происходит отраслевое регулирование) и является юридическим критерием. Метод (совокупность специфических юридических приемов воздействия) позволяет определить наличие у отрасли своего предмета, так как особый предмет есть в том случае, если он требует для своего урегулирования особых, специфических приемов.

Метод правового регулирования – юридические средства и способы обеспечения и выполнения предписаний правовых норм. Этот метод характеризуется следующими основными качествами:

• порядком установления субъективных прав и юридических обязанностей;

• степенью их определенности и «автономности» действий субъектов;

• правовыми средствами и способами обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей.

Названные особенности четко проявляются при сравнительном анализе отраслей права и законодательства. Так, например, в гражданском иди семейном праве допускается автономность поведения субъектов правоотношений в рамках закона.

А для уголовного права характерен властный метод правового регулирования путем установления запретов совершать определенные деяния (действия или бездействия), указанные в нормах Особенной части уголовного законодательства.

В теоретическом плане различают автономный (диспозитивный) и императивный (авторитарный) методы правового регулирования.

Автономный метод предоставляет самим участникам правоотношений самостоятельно определять тот или иной вариант поведения в рамках, установленных нормами права. Он характеризуется относительной свободой поведения сторон, их равным положением в правовых отношениях. Например, в гражданском праве имущественные отношения регулируются методом равенства и свободного волеизъявления сторон.

Императивный метод характеризуется использованием властных правовых предписаний, которые устанавливают порядок возникновения конкретных прав и обязанностей у субъектов правоотношений. Так, в административном и уголовном праве предписания правовых норм требуют от лиц, каким образом не следует поступать, иначе могут быть нежелательные правовые последствия.

Проф. С.С. Алексеев определяет отрасль права как «самостоятельное, юридически своеобразное подразделение права, состоящее из компактной системы взаимосвязанных, распределенных по институтам норм, регулирую­щих специфический вид общественных отношений».

Общая характеристика отраслей российского права

В каждой отрасли права следует выделять как общие методы правового регулирования, так и частные, вытекающие из особенностей регулируемых общественных отношений. В системе современного российского права в зависимости от предмета и метода правового регулирования можно выделить следующие основные отрасли права.

4. Во главе всей системы норм права страны находится отрасль конституционного права, которая является базовой отраслью для всех других отраслей права. Конституционное (государственное) право – это область публичного права.

задача конституционного права – организация осуществления государственной власти и ее ограничение рамками правового закона. Государственное право регулирует отношения, возникающие между обществом, личностью и государством. Однако не все эти отношения регулируются государственным правом, а только те.

которые устанавливают общие принципы организации и деятельности государственной власти. Конституционное право регулирует отношения, устанавливающие основы конституционного строя, конституционный правовой статус личности, форму государственного устройства, принципы организации и деятельности государственных органов, основы местного самоуправления.

Принципы и положения, заложенные в конституционном праве, являются основополагающими для всех других отраслей нрава. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой.

5. Административное право– это область публичного права. Нормы административного права регулируют отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, то есть отношения власти и подчинения. Это исполнительно–распорядительная деятельность органов государственной власти.

Нормы административного права регулируют отношения, устанавливающие принципы организации и деятельности исполнительных органов государственной власти, систему этих органов, их структуру и полномочия.

Административное право устанавливает, какие общественно– опасные деяния являются административными правонарушениями, определяет меры административных взысканий за эти проступки и систему органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

6. Гражданское правоэто область частного права. Гражданское право регулирует имущественные отношения и связанные с ними некоторые личные неимущественные отношения.

Имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, подразделяются на вещные,
связанные с обладанием имуществом (право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления), и обязательственные отношения, связанные с переходом имущественных благ от одного лица к другому.

Личные неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, имеют своим предметом нематериальные блага (честь, достоинство, доброе имя, деловая репутация, право авторства).

Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, правомочия собственников, регулируют права и обязанности участников гражданских правоотношений, определяют способы защиты права собственности, других имущественных и неимущественных прав и законных интересов субъектов гражданского права.

Гражданское право устанавливает различные формы правовой организации юридических лиц и их компетенцию, определяет порядок реорганизации или ликвидации этого лица.

5. Уголовное право– это область публичного права. Уголовное право регулирует отношения, связанные с совершением преступления и применением мер уголовного наказания.

Нормы уголовного права дают понятие преступления и определяют виды преступлений, раскрывают состав преступления.

В уголовном законодательстве содержится исчерпывающий перечень уголовно–наказуемых деяний и видов наказаний, рассматриваются обстоятельства, исключающие преступность деяния, определяются смягчающие и отягчающие уголовную ответственность обстоятельства.

5. Финансовое право как отрасль публичного права представлена совокупностью норм, посредством которых осуществляется регули­рование отношений, возникающих в процессе образования, распре­деления и использования денежных фондов государства.

В отличие от административно–правовых финансовые правоотношения – это имущественные (денежные) отношения, которые возникают в про­цессе финансовой деятельности государства по поводу денежных средств.

Особенностью финансового права является наличие в его составе подотраслей права – бюджетного, налогового, банковского.

6. Процессуальное правоэто область публичного права. Процессуальное право делится на гражданский и уголовный процессы.

Предметом регулирования уголовно–процессуального права являются отношения, связанные с деятельностью органов дознания, следствия и суда по возбуждению, расследованию и рассмотрению уголовных дел.

Нормы уголовно–процессуального права определяют права и обязанности участников процесса, порядок вынесения судебного приговора и его обжалования и опротестования.

Гражданско–процессуальное право регулирует правоотношения в сфере гражданского судопроизводства. Нормы гражданско–процессуального права устанавливают порядок рассмотрения дел по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых правоотношений, а также порядок обжалования, опротестования и реального исполнения принятого решения.

Помимо названных выше отраслей права, в системе норм права можно выделить также отрасли, в свое время отделившиеся от основных: трудовое право, семейное право, финансовое право, земельное право, коммерческое право, банковское право, природоохранительное право, криминология, уголовно–исполнительное право и др.

Отрасли права, в свою очередь, подразделяются на подотрасли и правовые институты. Подотрасль права – часть отрасли права, регулирующая относительно самостоятельный блок однородных общественных отношений присущим ей методом правового регулирования.

Например, в конституционном праве – избирательное: в природоохранительном праве – горное, водное, лесное; в гражданском праве –жилищное, авторское, наследственное и др.

Правовой институт – это элемент отрасли права, включающий совокупность юридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Правовые институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными).

Отраслевой правовой институт представляет собой однородные группы юридических норм внутри одной отрасли нрава.

Например, в конституционном праве –институт правового статуса личности, в административном праве – институт государственной службы, в международном праве – институт дипломатического права, в гражданском праве – институт обязательств и т. д.

Межотраслевые правовые институты объединяют в себе правовые нормы, относящиеся к нескольким отраслям права. Институт избирательного права, например, включает в себя нормы государственного, административного и уголовного права.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_140449_vopros--predmet-i-metod-pravovogo-regulirovaniya-kak-osnovaniya-razgranicheniya-norm-prava-po-otraslyam-prava.html

Предмет и метод правового регулирования как основание деления норм права на отрасли

42. Предмет и метод правового регулирования как основания разграничения норм права по отраслям права.

В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия:

    1. предмет правового регулирования;
    2. метод правового регулирования.

Они и выступают системообразующими факторами.

Предмет правового регулирования — то, что регулирует право, т.е. определенные виды общественных отношений; это сфера качественно однородных общественных отношений, регулируемых определенной отраслью права.

В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:

    • субъекты — индивидуальные и коллективные;
    • их поведение, поступки, действия;
    • объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;
    • социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.

Предмет в данном случае — это все то, что подпадает под действие правовых норм. Иными словами, сфера, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией. Подобные общие рамки (границы) нередко называют правовым или юридическим полем. За пределами этого поля находится неправовое пространство.

Метод правового регулирования — определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения; это набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей.

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

    • установление границ регулируемых отношений (что зависит от ряда объективных и субъективных факторов — особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
    • издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
    • наделение правоспособностью и дееспособностью участников общественных отношений (граждан и юридических лиц), позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
    • определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

Виды методов правового регулирования

Наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений, к которым относятся:

    • императивный;
    • диспозитивный;
    • поощрительный;
    • рекомендательный;
    • и другие.

Предмет является главным, материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя.

Метод же служит дополнительным, юридическим критерием, так как производен от предмета. Самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании с предметом способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты. Ведь наличие различных видов общественных отношений еще не создает само по себе системы права, не порождает автоматически его отраслей.

Именно предмет прежде всего диктует необходимость выделения той или иной отрасли, а когда отрасль выделяется, появляется и соответствующий метод регулирования, который в значительной мере зависит от воли законодателя.

Последний, находясь в рамках необходимости и учитывая характер регулируемых отношений, может избирать тот или иной способ правового воздействия на них. Он может варьировать эти способы, используя их в различных комбинациях. В этом заключается субъективность метода, отличающая его от предмета.

Но оба они играют важную роль в построении системы права, тесно взаимодействуют друг с другом.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/predmet-i-metod-pravovogo-regulirovaniya-kak-osnovanie-deleniya-norm-prava-na-otrasli

Uchebnik-free
Добавить комментарий