42. Постановление прокурора как акт прокурорского реагирования: понятие, виды, содержание и его правовое регулирование.

Понятие и виды актов прокурорского реагирования. Требования, предъявляемые к ним, их структура и содержание. Особенности и правовые последствия применения актов реагирования прокурором

42. Постановление прокурора как акт прокурорского реагирования: понятие, виды, содержание и его правовое регулирование.

Акт прокурорского реагирования — это закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные нарушения закона.

Виды:

протест (прокурор или его заместитель его приносит — ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Сущность протеста — указание прокурора на то, в чем именно выражено нарушение закона и требование от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствие с законом, восстановить права и свободы граждан, а также права и интересы государственных и иных органов. Срок рассмотрения протеста — 10 дней со дня его поступления.

Требования, предъявляемые к протесту: 1) должен быть принесен в письменной форме на официальном бланке органа прокуратуры; 2) должен состоять из пяти частей с определенным содержанием.

Структура протеста: а) вводная часть (содержит сведения об адресате, акте прокурорского реагирования и предмете опротестования и начинается с указания органа или должностного лица, возглавляющего данный орган, к которому обращается прокурор.

Дается полное официальное наименование адресатов, после этого указывается название акта прокурорского реагирования: «Протест», наименование опротестованного правового акта, его дата и номер, орган или должностное лицо, издавшее данный акт; б) описательная часть (содержит изложение содержания незакнной части правового акта без каких — либо оценок.

Можно излагать в прямой или косвенной речи, но точно отражать смысл правового акта); в) мотивировочная часть (дается юридическое обоснование незаконности правового акта + указание на на основания его неправомерности или его части); г) резолютивная часть (это логический вывод из всего предшествующего изложения — обычно в форме предложений прокурора о необходимости отмены или изменения незаконного правового акта или его части со ссылкой на ст. 23 ФЗ о прокуратуре); д) заключительная (это подпись прокурора с указанием должности, классного чина и фамилии)

представление об устранении нарушения закона (прокурор его вносит — ст. 24 ФЗ о прокуратуре). Оно обычно выносится по группе нарушений закона, по результатам проведенной проверки или несколько проверок, на основании обобщенных материалов о выявленных нарушениях закона и способствующих им обстоятельств.

Такое представление должно содержать: 1) анализ выявленных нарушений законов с указанием характера нарушений, их частоты, серьезности; 2) анализ конкретных обстоятельств, способствовавших нарушеням законов; 3) анализ причин, в силу, в силу которых меры, предпринимаемые ранее прокурором; 4) предложения прокурора относительно мероприятий, которые следует предпринять для устранения нарушений закона. Структура: а) вводная часть (место, дата вынесения, сведения об адресате, наименование акта прокурорского реагирования, основания обращения с представлением); б) описательная (синтезирующая) часть (общая оценка состояния законности. Указывается на количество нарушений законов, размер причиненного вреда, динамику нарушений законности…); в) мотивировочно — аналитическая часть (анализ причин и условий, способствующих совершению нарушений законов); г) резолютивная часть (начинается словами «Прошу — безотлагательность рассмотрения представления в течение определенного времени, предлагаю — рекомендации и предложения по устранению нарушений законов, требую — просьба о принятии мер по устранению нарушений законов»); д) заключительная (подпись прокурора с указанием должности, классного чина и фамилии)

предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 ФЗ о прокуратуре РФ). Необходимость применения этого акта обусловлена самим характером деятельности прокуратуры, направленной как на пресечение нарушения закона, так и на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих обязанностей.

Суть — предъявление пркоурором соответствующему лицу, нарушившему закон или попытавшемуся его нарушить, требования о прекращении противоправных действий и разъяснения ему о возможных последствиях, если действия не будут прекращены.

Структура: 1) вводная часть (название акта, дата составления, место составления); 2) описательная часть (какая именно проверка послужила основанием объявления предостережения, наименование закона, которому действия противоречат и возможные последствия); 3) резолютивная часть (начинается со слова «предостерегаю» и включает в себя ФИО предостерегаемого лица, места его работы и должность, место его жительства, указание о недопустимости указанных нарушений закона, разъяснение ответственности за продолжение неправомерных действий + права на обжалования вышестоящему прокурору или в суд, подпись прокурора, применившего предостережение с указанием должности, классного чина и фамилии, фамилия и подпись лица, которому объявлено предостережение)

заявление в суд с требованием о признании незаконным правового акта управления (ст. 23 ФЗ о прокуратуре).

Такие дела (из публичных правоотношений) рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями; суд не связан основаниями и доводами заявленных требований; обязанности по доказыванию возлагаются на орган, принявший НПА.

Подача заявления об оспаривании НПА в суд не приостанавливает действие оспариваемого НПА. Прокурор обращается в суд, как правило, в случае отклонения протеста органом.

мотивированное постановление о направлении материалов дела следователем или дознавателем о решении вопросов уголовного преследования — в случае необходимости привлечения виновных лиц за нарушения законов к административной ответственности

постановление о возбуждении дела об административном правонарушении — цель — поставить перед компетентным органом вопрос о привлечении виновного в нарушении закона лица или нескольких лиц к административной ответственности.

требование об изменении НПА

Общие требования к актам прокурорского реагирования:

своевременность;

оперативность

обоснованность

комплексность

маневренность

носить меры предупредительно — профилактического характера.

Источник: http://ifreestore.net/4522/17/

Акты прокурорского реагирования

42. Постановление прокурора как акт прокурорского реагирования: понятие, виды, содержание и его правовое регулирование.

Полномочияпрокурора по устранению нарушенийзакона представляютсобой систему правовых средств,используемых прокурором для восстановлениязаконности, устранения вызванныхнарушениями закона негативных последствий.

Кчислу основных правовых средств прокурораФедеральный закон «О прокуратуреРоссийской Федерации» относит следующиеакты прокурорского реагирования:

протест;

представлениеоб устранениинарушений закона;

постановлениео возбуждении производства обадминистративном правонарушении;

предостережениео недопустимостинарушения закона.

Протестпрокурорапредставляет собой акт прокурорскогореагирования на нормативный правовойакт государственного органа, органаместного самоуправления или должностноголица, содержащий подкрепленноефактическими даннымитребованиеоб отмене данного акта или приведенииего в соответствие с законом.

Согласност. 23 Федеральногозакона «О прокуратуре РоссийскойФедерации» прокурор или его заместительприносит протест на противоречащийзакону правовой акт в орган иливышестоящему должностному лицу либообращается в суд в порядке, предусмотренномпроцессуальным законодательствомРоссийской Федерации.

Опротестованиеправовых актов производится прокурорамистрого в соответствии с компетенцией.И если вышестоящий прокурор можетопротестовать правовой акт государственногооргана, органа местного самоуправленияили должностного лица, поднадзорныхнижестоящему прокурору, то нижестоящиепрокуроры ни при каких обстоятельствахне могут реализовывать полномочиявышестоящего прокурора.

Протестподлежит обязательному рассмотрениюне позднее чем в 10-дневный срок с моментаего поступления, а в случае принесенияпротеста на решение представительного(законодательного) органа субъекта РФилиорганаместного самоуправления — на ближайшемзаседании. При исключительныхобстоятельствах, требующих немедленногоустранения нарушения закона, прокурорвправе установить сокращенный срокрассмотрения протеста. О результатахрассмотрения протеста незамедлительносообщается прокурору в письменнойформе.

Прирассмотрении протеста коллегиальныморганом о дне заседания сообщаетсяпрокурору, принесшему протест.

Протест до егорассмотрения может быть отозван принесшимего лицом.

Представлениепрокурора об устранении нарушенийзакона —это акт прокурорского реагирования навыявленные нарушения закона, которыенаступили в результате действий(бездействия) или принятия незаконныхрешений государственными органамиили их должностнымилицами.

Наосновании ст. 24 Федерального закона «Опрокуратуре Российской Федерации»представление об устранении нарушенийзакона вносится прокурором или егозаместителем в орган или должностномулицу, которые полномочны устранитьдопущенные нарушения, и подлежитбезотлагательному рассмотрению.

Втечение месяца со дня внесенияпредставления должны быть принятыконкретные меры по устранению допущенныхнарушений закона, их причин и условий,им способствующих, а о результатахпринятых мер должно быть сообщенопрокурору в письменной форме.

При рассмотрениипредставления коллегиальным органомпрокурору сообщается о дне заседания.

Постановлениео возбуждении производства обадминистративном правонарушениивыносится прокурором в том случае, еслив ходе проведения прокурорской проверкибыли выявлены обстоятельства, указывающиена наличие признаков составаадминистративного правонарушения.

Статья25 Федерального закона «О прокуратуреРоссийской Федерации» предусматривает,что постановление прокурора о возбуждениипроизводства об административномправонарушении подлежит рассмотрениюуполномоченным на то органом илидолжностным лицом в срок, установленныйзаконом. О результатах рассмотрениясообщается прокурору в письменнойформе.

Постановлениео возбуждении производства обадминистративном правонарушениивыносится немедленно после выявлениясовершения административногоправонарушения, а если требуетсядополнительное выяснение обстоятельствдела либо сведений о физическом или оюридическом лице, в отношении которыхвозбуждается дело об административномправонарушении, то постановлениевыносится в течение двух суток с моментавыявления административного правонарушения.

Вслучае проведения административногорасследования постановление о возбуждениидела об административном правонарушениивыносится прокурором по окончаниирасследования.

Вцелях предупреждения правонарушенийи при наличии сведений о готовящихсяпротивоправных деяниях на основаниист. 25.

1 Федерального закона «Опрокуратуре Российской Федерации»прокурор или его заместитель направляетв письменной форме должностным лицам,а при наличии сведений о готовящихсяпротивоправных деяниях, содержащихпризнаки экстремистской деятельности,руководителям общественных (религиозных)объединений и иным лицам предостережениео недопустимости нарушения закона.

Правопрокурора объявлять предостережениео недопустимости осуществленияэкстремистской деятельности предусмотренотакже Федеральным законом «О противодействииэкстремистской деятельности» от 25 июля2002 г. № 114-ФЗ.

Предостережениео недопустимости нарушений закона неможет быть адресовано гражданам июридическим лицам. Оно объявляетсядолжностным лицам поднадзорныхпрокуратуре органов, а также руководителямобщественных (религиозных) объединений.

Вынесениюпредостережения в обязательном порядкедолжна предшествовать проверка прокуроромсведений о готовящихся противоправныхдеяниях конкретными должностными лицамис истребованием от них письменныхобъяснений.

Вслучае неисполнения требований,изложенных в указанном предостережении,должностное лицо, которому оно былообъявлено, может быть привлечено кответственности в установленном закономпорядке.

Источник: https://studfile.net/preview/6704983/page:5/

Акт прокурорского реагирования: виды

42. Постановление прокурора как акт прокурорского реагирования: понятие, виды, содержание и его правовое регулирование.

Работа прокурора представляет собой один из видов государственной деятельности, направленный на охрану правопорядка.

Задачей каждого профессионала в этой сфере является обеспечение законности и соблюдение прав, свобод и интересов человека по всей территории Российского государства.

Прокурорский надзор полностью регламентируется федеральным законодательством, поэтому осуществляется только в пределах правовой сферы.

Что такое прокурорский контроль и какова роль актов реагирования?

Стоит отметить, что контроль со стороны государства осуществляется многими другими органами. Каждый из них имеет свою компетенцию, объем полномочий, четко определенный нормативно-правовыми документами.

У данных органов имеются также свои очерченные области надзора и контроля, т. е. сферы деятельности.

В отличие от этих государственных структур, надзор имеет практически безграничные сферы влияния во всех спектрах общественных отношений, если говорить о пределах единой территориально целостной страны.

Акт прокурорского реагирования – это документ, имеющий достаточную юридическую силу, являющийся фактически «инструментом» деятельности данных органов. Не допускать нарушений законов и устранять уже состоявшиеся нарушения – основные задачи, которые стоят перед ними в ходе реализации должностных полномочий каждым сотрудником.

Актами прокурорского реагирования являются несколько видов документов:

  • протест;
  • представление;
  • постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
  • предостережение о недопустимости нарушения закона.

Детальное рассмотрение прокурорского протеста: цель документа

К первому виду документов относится протест.

Это один из актов, который подготавливается самим государственным обвинителем или его прямым заместителем, ни в коем случае не противоречит действующей Конституции РФ, другим законам и не нарушает права человека.

Протест прокурора является ответным актом на противоправный документ, изданный должностным лицом или органом. Подан он может быть нарушителю, в вышестоящие инстанции либо в судебном процессуальном порядке, предусмотренном законодательной базой.

Как правило, протест прокурора несет в себе требование срочного устранения противоречий и несоответствий «букве закона», присутствующих в изданном нормативно-правовом акте. Кроме того, государственный обвинитель вправе потребовать от органа или лица, издавшего противоправный акт, приведения документа в максимальное соответствие с федеральным законодательством или его окончательной отмены.

Все виды прокурорского реагирования, применяемые в деятельности органов, являются публичными требованиями, заявлениями, доказыванием.

Поэтому задача принести протест к органу-нарушителю или должностному лицу, издавшему акт, согласно законам РФ, стоит непосредственно перед обвинителем и его прямым заместителем.

В случае необходимости подачи документа в суд или вышестоящему должностному лицу в соответствии с федеральными нормативно-правовыми актами сделать это могут только вышеуказанные лица.

Кратко о структуре прокурорской иерархии при вынесении протестов

Решение государственного обвинителя федерально-окружного звена о вынесении протеста на правовые акты центральных ведомств и министерств невозможно.

Только Генеральный прокурор РФ, а также лица, замещающие его, вправе опротестовать такие акты, не соответствующие законам государства.

Соответственно, обвинители наделены полномочиями опротестования правовых документов исполнительных органов соответствующего субъекта, контролирующих структур соответствующего звена.

Причем акты реагирования прокурорского надзора свыше являются обязательными для выполнения всеми нижестоящими прокурорами.

В этом случае государственный прокурор имеет право в пределах своей компетенции приносить протесты как к органам своего уровня, так и к нижестоящим. Наоборот быть не может.

Между тем допускается возможность подготовки проекта нижестоящим прокурором в случае обнаружения им незаконного акта должностных лиц или органа, находящихся в компетенции прокурора вышестоящего уровня.

Следующий акт прокурорского реагирования — представление прокурора. Целью данного документа является устранение законных нарушений, провоцирующих их факторов, а также обстоятельств и условий, им сопутствующих.

Мощная законодательная база и целый перечень документов, изданных Генеральной прокуратурой РФ, в частности Приказ ГП РФ от 1999 года «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности при разрешении заявлений, сообщений и иной информации о совершенных и подготовляемых преступлениях», позволяет использовать такой метод борьбы с нарушениями закона, как представление.

Все образцы актов прокурорского реагирования на нарушения госорганов имеют утвержденную форму. Они вносятся так же, как и протест, прокурором или лицом, замещающим его.

Приносят представление в госорган или человеку, занимающему соответствующую должность или наделенному полномочиями в рассмотрении и устранении допущенных нарушений. Представление прокурора в любом случае рассматривается без отлагательств, в ближайшие 3 дня.

Чтобы вынести представление, государственный обвинитель должен быть готов к изучению материалов предшествующей проверки. Единственным основанием для предъявления прокурорского представления можно считать установленные факты нарушений.

Что включает в себя представление прокурора?

В любом из представлений, внесенных прокурором, независимо от федерального уровня, содержится следующая информация:

  1. Указывается должностное лицо или орган, которому направляется акт прокурорского реагирования.
  2. Информационные источники, в которых присутствуют данные о конкретных нарушениях закона.
  3. Непосредственная характеристика нарушений, включающая рассмотрение и анализ причин, условий и обстоятельств, способствовавших допущению ошибок в нормативно-правовых актах.
  4. Прокурорские требования об устранении нарушений и основополагающих обстоятельств, факторов.
  5. Указания прокурора касаемо процедуры и контрольных сроков рассмотрения органом или лицом-нарушителем представления.

Дополнительное содержание представлений прокурора

В тексте представления могут иметь место и рекомендации прокурора по поводу ликвидации нарушения. В любом случае они должны обладать правовой направленностью, не нести характер действия, посягающего на процесс управления в той или иной сфере деятельности, обозначенной зачастую как оперативно-хозяйственная.

От прокурора могут исходить также предложения по устранению обстоятельств, спровоцировавших нарушение закона. Здесь речь идет в большинстве случаев о правовых «нестыковках» технической, организационно-управленческой и экономической областей.

Такие акты прокурорского реагирования (виды таких документов относят к числу второстепенных нормативно-правовых документов ) оформлены в соответствии с заключениями узкопрофильных специалистов соответствующих сфер, других материалов проверок, ревизий и т. д.

Особенности включения прокурором контрольных сроков

Что касается требований прокурора, направленных на скорейшее устранение причин правонарушений, то нередко в них содержится постановка вопроса о привлечении к материальной или дисциплинарной ответственности виновных в произошедшем лиц. Естественно, что в действиях нарушителей признаки административного проступка или уголовного преступления отсутствуют.

Если изучить некоторые образцы актов прокурорского реагирования, особенно представление, то в большинстве из них нельзя найти подробного описания и механизма правового регулирования процедуры рассмотрения внесенного документа.

Однако о том, что документ рассматривается без отлагательств, говорить, пожалуй, не стоит. Срок, предоставляемый для рассмотрения, также точно не установлен.

Между тем четко обозначено, что конкретные меры по устранению состоявшихся правонарушений, а также сопряженных с ними факторов, должны быть приняты в течение ближайших 30 дней.

Месяц, отведенный на принятие каких-либо решений и действий для органа или лица-нарушителя, как правило, воспринимается отвечающей стороной как срок для рассмотрения.

Избежать длительной бумажной волокиты можно только в случае включения в представление четкого разъяснения о сроках и датах.

Только при умышленном игнорировании требований прокурор может иметь достаточно веские основания для возбуждения производства об административном правонарушении.

Акты прокурорского реагирования, виды которых заслуживают подробного рассмотрения, многообразны. Список можно продолжить следующим необходимым документом, являющимся результатом деятельности органов прокуратуры. В данном случае речь идет о постановлении.

Нормативно-правовой акт этого типа прокурор вправе выносить в ходе реализации надзора в различных сферах хозяйственной, здравоохранительной, социально-культурной, транспортной и других сферах общественных отношений.

Постановление прокурора – немаловажный акт, незаменимый в случае участия в процессуальной деятельности по производствам уголовных дел.

Ведь прокурор, осуществляя свои функции надзора над соблюдением законодательной базы РФ государственными органами высшего звена, комитетами, службами, органами исполнительной власти, местного самоуправления, военного управления, органами контроля, имеет все полномочия для того, чтобы вынести постановление о возбуждении уголовного дела или начале производственного процесса об административном правонарушении.

Решение прокурора по уголовному делу, а также первые результаты рассмотрения принимаются правоохранительными органами, о чем должно быть изложено в письменной форме.

Прокуроры или должностные лица, их замещающие, обязаны вынести образец постановления в случае необходимости освобождения незаконно содержащегося под стражей лица в местах лишения свободы принудительного характера, а также в судебно-психиатрическом учреждении при незаконном необоснованном помещении.

Прокурорское постановление обязательно для выполнения администрацией учреждения, исполнительными судебными органами, работающими с лицами, приговор которых не связан с лишением или ограничением свободы.

Стоит также отметить, что прокурор имеет достаточно полномочий для самостоятельного принятия любого процессуального решения в ходе уголовного производства на любой из досудебных стадий.

Образец постановления может совмещать в себе решения, требующие от участников процесса выполнения определенных действий. Например:

  • признать гражданским ответчиком гражданского истца;
  • приобщить к уголовному делу важные вещественные доказательства;
  • применить объективную, по мнению обвинителя, меру пресечения.

Что такое предостережение прокурора

Еще одним средством прокурорского надзора следует назвать предостережение, направленное на недопущение нарушений законов.

При наличии данных о запланированных противоправных действиях лицам, занимающим ответственные посты, объявляется предписание. Образец документа имеет конкретную утвержденную законодательством форму.

В письменном виде от прокурора или его заместителя предостережение чаще всего направляют с целью предупреждения актов экстремистской деятельности.

Только при наличии объективных, достоверных и подтвержденных информационных данных о предстоящих противоправных действиях прокурор или его заместители, а также прокуроры нижестоящего звена направляют лицам предостережение. Документ в себя включает:

  • подтвержденные сведения о планируемом преступном деянии;
  • конкретные основания для объявления данного акта прокурорского реагирования;
  • перечень допущенных нарушений, а также срок для их устранения (не менее 2 месяцев).

В 1999 году Генеральной прокуратурой РФ было направлено указание «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона». В этом документе подробно описаны всевозможные условия вынесения предписания. Этот нормативно-правовой акт прокуроры всех звеньев, а также военные и специализированные используют как основную меру для профилактики проступков.

Так же, как и протест, постановление и представление, предостережение осуществляется исключительно главными работниками прокуратуры. Стоит отметить, что предостережение как таковое прокуроры используют для того, чтобы осуществить надзор за полноценным воплощением законов и подзаконных правовых актов.

В чем заключается необходимость актов прокурорского реагирования?

Независимо от того, какой конкретный акт прокурорского реагирования и надзора направлен к тому или иному органу, организации и т. д., он должен быть выполнен в установленный срок, поскольку подлежит неукоснительному исполнению.
Сферы деятельности и надзора прокурора достаточно широки. К ним относят:

  • контроль над исполнением законов;
  • надзор с целью соблюдения прав и свобод человека;
  • контроль за деятельностью следственных органов, дознания, оперативно-розыскного сектора;
  • надзор над беспрекословным выполнением нормативно-правовых актов администрациями районов, городов;
  • контроль за исполнением законодательной базы администрациями мест лишения свободы и учреждений содержания принудительного характера.

В случае умышленного невыполнения прокурорских требований, обоснованных достаточными полномочиями, любой из проигнорированных актов реагирования – протест, постановление, предписание (образец каждого из них можно найти в качестве приложения к соответствующему законодательному акту) чреват для нарушителя наложением штрафа, средний размер которого составляет 1-3 тысячи рублей (согласно КоАП РФ).

Источник: https://FB.ru/article/269121/akt-prokurorskogo-reagirovaniya-vidyi

Постановления прокурора как акт прокурорского реагирования, его структура и содержание

42. Постановление прокурора как акт прокурорского реагирования: понятие, виды, содержание и его правовое регулирование.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Юридический факультет

Кафедра уголовного права и уголовного процесса

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР»

ВАРИАНТ № 10

Выполнил: студент

Усачёв Е.С.,

 V курс, Юрз-09-3,

Проверил: Баширов А.М..

ЧИТА  — 2014 

Введение

Для осуществления надзора за исполнением законов прокуроры наделены определенными полномочиями. Эти полномочия реализуются в результате конкретных действий и актов, которые именуются средствами прокурорского надзора.

Акты прокурорского надзора разнообразны по форме и содержанию. Основными из них являются протесты, представления, постановления, заявления в суд. Используются также и предостережение о недопустимости нарушения закона, требование, санкция (согласие) и другие. Все акты прокурорского надзора должны быть юридически безупречно составленными, грамотными, написанными общепонятным языком.

Акты прокурорского надзора должны содержать все необходимые реквизиты: наименование прокуратуры, место и время составления, должностное положение, классный чин, фамилию, инициалы прокурора, от которого эти акты исходят, адресат.

Структура любого акта включает описательную часть, содержащую описание нарушения конкретных норм какого-либо закона, фактическую и юридическую характеристику выявленного правонарушения и резолютивную часть, в которой приводится требование прокурора (принять меры к устранению нарушения закона, привлечь к ответственности виновных и др.), или его решение (об освобождении из-под стражи незаконно лишенного свободы лица и т.д.), а в некоторых случаях и рекомендации о конкретных мерах, которые, по мнению прокурора, целесообразно принять адресату для устранения и предупреждения правонарушений. Рассмотрим меру прокурорского реагирования на нарушение закона — постановление.

постановление прокурор полномочие протест

Вопрос 1. Постановления прокурора как акт прокурорского реагирования, его структура и содержание

Право вынесения постановления о возбуждении производства об административном правонарушении предоставлено только прокурору и его заместителю. В практике встречаются случаи, когда постановления выносятся помощниками прокурора, а прокурором только утверждаются. Подобные ситуации, как представляется, не соответствуют требованиям закона.

Смысл закона состоит в обеспечении высокой требовательности и ответственного отношения к принятию решения о возбуждении производства об административном правонарушении со стороны органа, правомочного его принимать. Именно прокурор и его заместитель, а не помощник прокурора, являются таким органом.

Помощник прокурора в данном случае фактически подменяет прокурора. В свою очередь прокурор как бы перелагает часть своей ответственности на помощника.

Из этого может быть сделан вывод, что сформулированное в законе положение о праве возбуждения прокурором и его заместителем производства об административном правонарушении в интересах обеспечения законности не может подвергаться расширительному толкованию.

Постановление прокурора как акт прокурорского реагирования предусмотрено ст.25 Закона о прокуратуре. В соответствии с этим законом прокурор может вынести два вида постановлений:

о возбуждении производства об административном правонарушении.

И помимо этого постановление об освобождении лиц; незаконно подвергнутых административному  задержанию на основании решений несудебных органов

Общим, обязательным требованием, предъявляемым законом к этим постановлениям, является их мотивированность. Это означает, что при вынесении постановлений прокурор должен быть убежден в наличии в выявленном правонарушении признаков административного правонарушения. Эта убежденность должна быть отражена в мотивированности постановлений.

В содержании постановления о возбуждении производства об административном правонарушении приводятся:

время, место вынесения постановления, кем оно вынесено, повод и основания к возбуждению производства об административном правонарушении;

данные, подтверждающие факт административного правонарушения;

виновность конкретного лица в его совершении;

смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства;

размер имущественного ущерба (если таковой имеется);

иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрение дела;

статья административного закона, устанавливающая ответственность за данное деяние.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

Прокурор, как известно, не имеет полномочий по привлечению и наказанию должностных лиц или граждан, совершивших правонарушение. Поэтому, выявив в процессе осуществления надзора нарушение закона, имеющее признаки административного правонарушения, он только выносит постановление о возбуждении соответствующего производства.

В постановлении, как и в вышерассмотренном случае, в соответствии со ст.28.

1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указываются дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество составившего постановление прокурора, сведения о личности нарушителя, место, время совершения и существо административного правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение.

Постановление подписывается прокурором и лицом, совершившим административное правонарушение. К постановлению могут быть приложены материалы, полученные в процессе осуществления надзора и свидетельствующие как о факте правонарушения, так и о виновности лица, его совершившего.

После этого постановление и приложенные к нему материалы направляются на рассмотрение уполномоченному на то КоАП РФ органу или должностному лицу. Уполномоченные на рассмотрение постановления прокурора органы или должностные лица рассматривают его в установленный законом срок.

Законом определен пятнадцатидневный срок рассмотрения дела с момента его поступления в орган, правомочный принимать по нему решение. Применительно к отдельным правонарушениям предусмотрен сокращенный, семидневный, срок рассмотрения дел. Административным законодательством могут устанавливаться и иные сроки.

О решении, принятом по постановлению прокурора, ему направляется письменное сообщение. В случае, когда решение принято с нарушением закона, прокурором на него приносится протест.

В прокуратуре ведутся учет и контроль за своевременностью рассмотрения постановлений прокурора и надзор за законностью принятых по результатам его рассмотрения решений. С этой целью регистрируется каждое направленное постановление с указанием, когда и кому было направлено, а также сообщения органов или должностных лиц о результатах его рассмотрения.

Помимо оснований, предусмотренных ст.25 Закона о прокуратуре, прокурор может вынести постановление об освобождении лиц; незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Такое постановление выносится на основании п.3 ст.

22 вышеназванного закона. При осуществлении надзора за исполнением законов органами и должностными лицами, перечисленными в п.1 ст.

21 Закона о прокуратуре, прокурор выявляет факты незаконного административного задержания лиц органами и должностными лицами, имеющими соответствующую административно-исполнительскую компетенцию (органы внутренних дел, органы пограничной службы, органы военизированной охраны, органы внутренних войск МВД РФ и др.). В этих случаях прокурор выносит постановление об освобождении незаконно задержанных, которое подлежит незамедлительному исполнению.

Вопрос 2. Иные акты прокурорского реагирования на нарушение закона

Представление прокурора — акт прокурорского реагирования, имеющий целью устранение нарушений закона, их причин и способствующим им условий. Правом внесения представления наделены прокурор и его заместитель.

В соответствии с законом «О прокуратуре Российской Федерации» «представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме»1.

Представление готовится на основе материалов прокурорской проверки. Основанием для его внесения служат установленные факты нарушения закона. Обычно представление вносится на систематическое нарушение закона, однако возможно использовать данную форму реагирования и в отношении единичного грубого нарушения закона.

Представление вносится в орган или должностному лицу, компетенция которого позволяет обеспечивать принятие реальных мер по устранению нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Такими органами и должностными лицами могут быть как те, в деятельности которых обнаружены нарушения, так и вышестоящие по отношению к ним органы и должностные лица.

В соответствии с выработанными практикой требованиями в содержании представлений отражаются:

орган, должностное лицо, которому оно вносится;

источники информации об имевших место нарушениях закона;

характеристика нарушений закона;

анализ их причин и способствовавших им условий;

требования прокурора об устранении нарушений закона и породивших их обстоятельств;

указания, касающиеся порядка и сроков рассмотрения представления;

подпись лица, внесшего представление с указанием должности и классного чина.

Рекомендации прокурора по устранению нарушений закона должны иметь правовую направленность и не нести на себе печать вторжения в ту сферу деятельности, которую принято обозначать как оперативно-хозяйственную.

Предложения по устранению обстоятельств, способствовавших нарушениям закона экономического, организационно-управленческого, технического характера, должны базироваться на заключениях специалистов, материалах проверок и ревизий.

В числе требований, направленных на устранение правонарушений и их причин, в представлении допустима постановка вопроса о необходимости привлечения к ответственности (дисциплинарной, материальной) конкретных лиц, попустительствовавших нарушениям, если в их действиях отсутствуют признаки состава преступления или административного правонарушения.

Каждое представление должно быть индивидуально по своему содержанию. Процесс его подготовки подчиняется общим требованиям, которым должны отвечать акты прокурорского реагирования. Представлениям надлежит быть безупречными в правовом отношении, обоснованными, логичными, доходчивыми и стилистически грамотно оформленными.

Необходимо иметь в виду, что представление рассматривается безотлагательно. В месячный срок с момента внесения по результатам рассмотрения должны быть приняты конкретные меры по устранению в нем названных нарушений закона, их причин и способствовавших им условий.

Закон возлагает на органы и должностных лиц, которым вносится представление, обязанность сообщить прокурору о принятых мерах в письменной форме. Каждое поступившее прокурору письменное сообщение необходимо оценивать с точки зрения достаточности и реальности принятых мер.

Чтобы исключить или хотя бы свести к минимуму формализм в реагировании на представления прокурора, целесообразно проводить скрупулезный анализ поступивших сообщений, в том числе с привлечением специалистов, осуществлять контрольные проверки.

В случае умышленного игнорирования изложенных в представлении требований, прокурор обязан возбудить производство об административном правонарушении.

Протест прокурора представляет собой одно из основных правовых средств реагирования на выявленные нарушения закона.

В соответствии с законом «О прокуратуре Российской Федерации»; «прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом»2.

В протесте заключается требование об устранении имеющихся противоречий, приведения акта в соответствие с действующим законодательством, либо о его отмене. Сфера применения протеста, как следует из Закона, ограничена только правовыми актами. Однако В.И.

Басков считает, что предметом опротестования могут быть не только правовые акты, но и любое незаконное действие должностного лица3.

Но большинство ученых-юристов считают эту теорию несостоятельной, и эта точка зрения представляется обоснованной, так как незаконные действия органов власти и должностных лиц устраняются с помощью иных средств правового воздействия (например, административная юстиция).

Правом принесения протеста наделены только прокурор и его заместитель. Опротестование актов осуществляется в пределах компетенции прокуроров соответствующих уровней.

Прокуроры районов, городов вправе приносить протесты на правовые акты органов местного самоуправления, органов контроля районного звена, их должностных лиц.

Прокуроры субъектов РФ обладают правом опротестования правовых актов представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ, органов контроля соответствующего звена.

Правовые акты федеральных министерств и ведомств могут быть опротестованы только Генеральным прокурором РФ и его заместителями. Вышестоящий прокурор имеет право действовать в пределах компетенции нижестоящих прокуроров и приносить протесты на правовые акты органов не только своего уровня, но и стоящих уровнем ниже.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_49/postanovleniya-prokurora-kak-akt-prokurorskogo/479907.3143277.page1.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий