42 Общая характеристика младенческого возраста.

Общая характеристика младенческого возраста

42 Общая характеристика младенческого возраста.

Министерство Образования и Науки Российской Федерации

Владимирский Государственный Университет 

Психологический факультет

Кафедра психологии     

Реферат на тему:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА          

Выполнил:

студент группы ФПг – 109

Храмов Сергей 

Владимир

2011 

План:

  1. Введение;
  2. Основные особенности младенческого возраста;
  3. Психологическая характеристика младенческого возраста;
  4. Ведущий вид деятельности;
  5. Социальная ситуация развития;
  6. Основные новообразования младенческого возраста;
  7. Развитие детей в младенческом возрасте;
  8. Заключение;
  9. Список литературы

                  

Введение

      Младенческий возраст — возрастной период, охватывающий первый год жизни ребенка. (Л.С. Выготский).

  Как и в других возрастных периодах, здесь появляются свои отличительные особенности, закономерности, новообразования, меняется социальная ситуация развития.

Изучение данной проблемы способствует более эффективному взаимодействию с детьми данной возрастной группы. Понимание механизмов психики младенца определяет способы работы с ребенком в перспективе, в последующих возрастных стадиях.

      Исходя из постановки темы и проблемы, объектом данной работы будет психическое развитие, а предметом развитие психики в младенческом возрасте.

      Цель работы состоит в том,  чтобы проанализировав некоторые источники, получить наиболее полное и четкое представление о психическом развитии ребенка в период младенчества.

      Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:

1. Выделить особенности младенческого возраста;

2. Рассмотреть социальную ситуацию развития младенца;

3. Описать основные новообразования возраста;

4. Получить наиболее полное представление о развитии детей в данный период детства.

      В работе я использован метод теоретического анализа литературы по проблеме исследования.  

Основные особенности младенческого возраста

      Первый этап жизни ребенка- новорожденность, охватывает первый месяц жизни младенца. Он представляет собой период подготовки ребенка к эмоциональному, ситуативно-личностному общению с взрослым.

Первое полугодие жизни представляет собой этап эмоционального (ситуативно-личностного) общения ребенка с взрослым, которое в этом возрасте выступает в качестве ведущей деятельности.

На этом этапе ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса оживления.

      Основным новообразованием являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми. Эти связи служат основой для становления личности ребенка в первом полугодии и залогом его дальнейшего успешного развития.

Под влиянием общения с взрослыми в этом возрасте интенсивно развивается познавательная активность младенца, проявляющаяся в интересе к окружающему миру.

Ребенок овладевает зрительными, мануальными, познавательными действиями: фиксирует, рассматривает, наблюдает, сосет, трогает игрушки, дотрагивается до них руками, и учится хватать предметы.

 Акт хватания является началом развития предметно-манипулятивной деятельности, что характеризует переход младенца на новый этап — во второе полугодие. На этом этапе ведущей является предметно-манипулятивная деятельность.

В этом возрасте общение со взрослым преобразуется из ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, которая «обслуживает» предметно-манипулятивную деятельность. В процессе ситуативно-делового общения ребенок овладевает культурно обусловленными действиями с предметами, появление которых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности, ведущей на следующем возрастном этапе — в раннем возрасте.

      Основным психологическим новообразованием во втором полугодии выступает активность. Которая проявляется в наличии активной позиции младенца в отношении к окружающим людям, предметному миру и к самому себе.

      В ответ на доброжелательное внимание, любовь и заботу взрослого у малыша возникают положительные социальные переживания. Первой социальной эмоцией, первым социальным жестом выступает улыбка ребенка в ответ на разговор с ним взрослого. Она говорит о том, что малыш выделил первый объект, на который направил свою активность.

Таким объектом является взрослый. Улыбка свидетельствует о том, что заканчивается период новорожденности и начинается новая стадия развития – период младенчества.

Особенностью психического развития младенца является тот факт, что развитие органов чувств опережает развитие телесных движений и создает предпосылки для их формирования 

Психологическая характеристика младенческого возраста

      Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители. Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе.

Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника.

Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

      Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться.

Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления». Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в общении.

А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.   

Ведущий вид деятельности

      Ведущая деятельность младенческого возраста — эмоциональное общение с взрослым. Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней.

Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются.

Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца. 

Социальная ситуация развития

По Л.С. Выготскиму социальная ситуация развития — это единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой.

      Социальная ситуация психического развития ребенка младенческого возраста — ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, социальная ситуация «МЫ», социальная ситуация комфорта.

Показателем существования такой социальной ситуации служит положительный эмоциональный фон, который является условием нормального физического и психического развития ребенка. И этот эмоционально-положительный фон необходимо постоянно поддерживать, для чего человечество изобрело эрзацы присутствия взрослого: это пустышка и укачивание.

Первая потребность, которая формируется у ребенка – это потребность в другом человеке. Только развиваясь рядом со взрослым человеком, ребенок сам может стать человеком.  

Основные новообразования младенческого возраста

      В младенческом возрасте ребенок интенсивно растет и развивается. Помимо физического развития, растет и расширяется кругозор и познавательная деятельность ребенка. За счет того, что ребенок осваивает новые движения, у него появляются большие возможности в познании окружающего мира.

      Центральные новообразования новорожденности – индивидуальная психическая жизнь: индивидуальность существования, вплетенное в социальное окружение ребенка; эта индивидуальная жизнь уже является социальной и психической, в силу того, что входит частью в социальную жизнь окружающих людей (Л.С. Выготский); потребность во впечатлениях (Л.И. Божович); потребность в общении со взрослыми (B.C. Мухина).

      Центральные новообразования собственно младенчества – потребность в общении со взрослыми, а также потребность во впечатлениях (Л.И. Божович).

      Внимание

      Первоначально внимание выступает как реакция сосредоточения.

Сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека, как его отличительные признаки, а также предметы и действия с ними. Сосредоточение влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему.

Появление свойств внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности.

      Память

Функционирует «внутри» ощущений и восприятий.

Проявляется в форме запечатления, узнавания.

Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.  

      Восприятие

Развивается зрительное сосредоточение, становится возможным прослеживание движущихся предметов.

Восприятие формы, света, предметов.

Развивается пространственное восприятие, восприятие глубины.

Воспринимаются не отдельные свойства объектов, а объекты в целом (ребенок создает образы предметов).

На развитие восприятия влияет разнообразие окружающей ребенка обстановки.

Восприятие и действие – основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. Повышена чувствительность сенсорного восприятия.

      Движение и действие

Ползание – первый вид самостоятельного перемещения ребенка.

Движение рук направлены к предмету. Наблюдается ощупывание предмета. Подражание взрослым и проявление функциональных действий.

Хватание – первое целенаправленное действие ребенка. Наблюдается начало ходьбы.

      Манипулирование

Как только ребенок оказывается в состоянии удержать в руке предмет, он начинает манипулировать им. Развитие манипулирования состоит в переходе от направленности на предмет к направленности на результат действия и в дальнейшем усложнение достигаемых результатов.

Появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого.

Проявлением эмоциональности, направленным на взрослого, является «комплекс оживления». Он включает в себя улыбку, вокализации (доречевые), двигательную активность младенца навстречу взрослому.

Младенчество рассматривается как подготовительный этап в развитии речи (закладываются предпосылки понимания речи взрослых и активного употребления слов). 

Источник: https://www.stud24.ru/psychology/obshhaya-harakteristika-mladencheskogo-vozrasta/141598-415957-page1.html

Младенчество в психологии: особенности развития детей

42 Общая характеристика младенческого возраста.

Младенческий возраст в психологии — это период с двух месяцев до года. Для него характерно наиболее бурное развитие. К его завершению из беспомощного малыша ребенок превращается в самостоятельного исследователя.

Основные особенности младенческого возраста

В течение первого года жизни с детьми происходят различные физические изменения:

  • формируется моторика (общая, мелкая);
  • нормализуется координация движений;
  • совершенствуется механизм тонуса мышц;
  • развивается зрение и слух.

К концу периода активно формируется речь, ходьба.

К психологическим особенностям развития детей младенческого возраста относят процессы формирования памяти, мыслительной функции. К проявлению мимических функций можно отнести часть условных рефлексов. Например, когда малыш перестает плакать при появлении заботящегося о нем взрослого. Следующий этап узнавание предметов.

После четырех месяцев малыши начинают воспринимать мелодичные звуки. Затем ребенок отличает маму от посторонних. Чем старше он становится, тем шире круг запоминаемых предметов и ассоциаций. Ближе к году (9–11 месяцев) малыши по просьбе родителей приносят или указывают на определенную вещь, игрушку.

К концу младенчества развивается ассоциативная память.

Мыслительная деятельность выражается в стремлении достичь поставленной цели любой ценой. Это характерно для позднего младенчества. Ближе к 9 месяцам малыши способны решать простые пространственные задачи.

Это можно наблюдать на примере сортера, когда кроха подбирает нужное отверстие для элемента определенной формы.

Мышление в этот период пластично, дети легко обобщают полученный опыт, способны использовать его в схожих ситуациях.

Психическое развитие в первый год жизни считается многоканальным. Формируются индивидуальные, социальные, поведенческие особенности. Участие взрослого, развивающая среда обеспечивают ребенку полноценное развитие.

По Выготскому для психической жизни младенца характерна абсолютная не дифференцированность психических функций. Примитивные переживания и инстинктивное сознание формируются под влиянием яркоокрашенных эмоциональных процессов.

Характеристика младенчества в разных психологических школах

Изучение формирования психических процессов у детей позволило понять принципы и закономерности становления мышления, восприятия личности ребенка. Многие концепции и исследования легли в основу современных методик раннего развития и воспитания.

Культурно-исторической теории

В теории Выготского младенец рассматривается, как максимально социальное существо. Это связано с его беспомощностью — без содействия родителей он не может взаимодействовать с миром.

Основа психической жизни в первый год жизни — взаимодействие с матерью, другими родными. При этом младенец активный участник этого взаимодействия.

Он влияет на поведение матери и других взрослых в его окружении.

Еще один адепт культурно-исторической теории Эльконин предложил рассматривать младенца и его психическое развитие в системе «ребенок в обществе». В ее рамках окружение и малыш не рассматриваются отдельно и изолированно, они воспринимаются как единая система.

Психоанализ

Основоположник теории Фрейд наделял младенцев врожденными влечениями (инстинктами). Именно их удовлетворение, по его мнению, становится основным движущим стимулом поведения младенца, да и взрослого впоследствии.

Теория выделяет несколько этапов развития, которые происходят последовательно. Дети с рождения до полутора лет пребывают в оральной стадии. Это связно с тем, что наибольшее наслаждение они получают от кормления, сосания груди. Таким образом, Фрейд определяет центр удовольствия в области рта.

Эриксон дополняет теорию, рассматривая весь комплекс общения с матерью или взрослым, заменяющим ее. Доброта, забота, отзывчивость к нуждам малыша формируют у него доверие к миру. Отсутствие психологического контакта приводят к обратному, настороженному отношению. И тот и другой сценарий отражается на дальнейшей жизни ребенка, да и взрослого.

Психогенетика

Рассматривает психическое развитие и поведение с точки зрения влияния наследственности и окружения. Один из ведущих авторов теории Пиаже главную роль в формировании психики отводил интеллекту.

От его развития зависит быстрота и полноценность адаптации к окружающей среде. Теория дала миру близнецовый метод анализа влияния генетики и среды на развитие.

Психогенетика не учитывает личные мотивы, потребности, чувства.

Бихевиоризм

Теория рассматривает поведение, как объективный феномен развития психики. Оно формируется за счет так называемого социального научения. Его определяет среда, которая основной источник психического развития человека. Исследованию подвергается только поведение, без учета эмоций, интеллекта.

Основоположник теории Уотсон во главу угла ставил психический уход за младенцем. Он определял его, как более важный, нежели физический. Ведь именно он формирует характер и поведение.

Под психическим развитием он понимал приобретение новых связей между стимулами и реакциями на них, умений, форм взаимодействия с окружающим миром.

Гештальтпсихология

Теория полагает, что психика младенца формируется по мере вызревания гештальтов. Они формируют постоянство и осмысленность тех или иных психических процессов. Так у младенцев впервые месяцы жизни есть только смутный размытый образ взрослого, ухаживающего за ним. Ближе к полугоду формируется более полный и отчетливый портрет.

Структура и динамика ведущей деятельности в младенческом возрасте

Ведущая деятельность первой половины младенчества — эмоциональное общение со взрослым. Уже с трех месяцев малыш ищет его, привлекает внимание матери.

Во второй половине ребенок становится более мобильным. Он может переворачиваться самостоятельно, учится хватать, сидеть, ползать. Он все более нацелен на изучение окружающего мира. Манипуляции с предметами ближе к 9 месяцам становятся основой его деятельности. Он еще не может использовать их по назначению, но находит собственное применение.

Для перехода к предметной деятельности (использованию вещей по назначению) ему нужна помощь взрослых. Смена вида деятельности ближе к году означает окончание периода младенчества и начало этапа раннего детства.

Общение младенцев со взрослыми

Первый год жизни ребенок полностью зависит от окружающих взрослых. Его базовая потребность — чувство защищенности. Именно это ощущение дает малышу понять, что с ним все в порядке, нет угроз. Если эта потребность удовлетворена полностью, он открыт к миру, готов к полноценному контакту с ним.

В психологии для этапа младенчества введено понятие «Диада мать-дитя» или «Пра-мы». Оно определяет психическую общность младенца и заботящегося о нем взрослого. Ребенок в этот период не осознает себя, неспособен не только выделить свое Я, но и собственные конечности воспринимает как посторонние предметы. Поэтому взрослый становится центром взаимодействия с ребенком и ребенка с миром.

Для первого полугодия характерно ситуативно-личностное общение между младенцем и мамой. Оно проявляется как комплекс оживления, который знаменует завершение кризиса новорожденности.

Для него характерно сосредоточение взгляда на лице мамы, приветственная улыбка, активные движения, привлекающие внимание взрослого. Это исключительно эмоциональное общение.

Доброжелательность мамы к малышу в этот период — залог нормального психического и когнитивного развития в дальнейшем.

Для второй половины периода характерно ситуативно-деловое общение. Оно закладывает основы предметной деятельности. Ребенок переходит на этот этап после того, как научится хватать предметы.

В процессе контакта со взрослым он использует не только мимику и звуки, но и жесты, позы, различные вещи. Он может показывать, приближать, удалять, бросать, требовать какую-либо игрушку.

Малыши начинают испытывать потребность в совместной с мамой деятельности.

В этот период происходит формирование привязанности. Она является залогом психологического здоровья малыша. Выделяют три этапа ее становления:

  1. Младенец ищет контакт и близость с любым взрослым в поле зрения.
  2. Начинает отличать «своих» от «чужих».
  3. Формируется привязанность к наиболее значимым взрослым.

Именно полноценное общение с младенцем позволяет ему успешно развиваться физически, психически, умственно.

Основные новообразования младенческого возраста

Главные приобретения младенчества — способность ходить и первые, осознанно произнесенные, слова. Способность передвигаться без помощи взрослого выводит ребенка на новый этап познавательной деятельности.

В психологии он рассматривается как субъект, способный совершать самостоятельные действия. Это связано с появлением мотивирующих потребностей. Под ними понимают, возникающие в памяти малыша, эмоционально окрашенные образы предметов, с которыми ассоциируется часть потребностей.

То есть, хотя пить ребенок будет показывать или хватать свой поильник, чашку.

К завершению периода младенчества, дети осваивают произвольные действия с предметами. От манипулирования они постепенно переходят к предметной деятельности.

Но для этого успешного перехода нужна помощь взрослого. Только подражая родителям, малыш поймет, как использовать по назначению ту или иную вещь.

К году ребенок освоит:

  • назначение простых предметов (ложка, тарелка, стул);
  • способы действия ими (ложкой едят, на стуле сидят);
  • технику выполнения действия (ложку нужно взять в руку, попытаться зачерпнуть пищу).

Ребенок в возрасте около года эмоционально отделяется от матери или другого значимого взрослого. Благодаря появлению речи меняется социальная ситуация, появляются новые возможности для общения.

Новообразование в развитии малышей в возрасте около года — переход от пассивной речи через фазу автономной к активной. Если раньше ребенок только понимал интонации, часть слов, то теперь у него формируется свой «птичий» язык. Он понятен только самым близким людям ежедневно контактирующих с ним.

Для автономной речи характерно:

  1. Многозначность одних и тех же слов, многое зависит от эмоциональной окраски и ситуации.
  2. Несовпадение с нормальной речью не фонетически не артикуляционно.
  3. Сложно найти связь между произносимыми словами. Фразы больше напоминают эмоционально окрашенные восклицания.

Многие психологи связывают появление автономной речи с началом кризиса первого года жизни. А переход от нее к обычной — с его завершением.

Кризис одного года

Второй переходный момент в становлении психики ребенка.

Основу кризиса составляет конфликт между приобретенными им навыками (хождение, манипуляция предметами), желанием проявлять самостоятельность и ограничениями, накладываемыми взрослыми.

С одной стороны, он хочет все делать сам, но ему не позволяют, с другой — у него только формируется речь и полноценно общаться, отстаивать свои права он не может, да и без помощи взрослого ему не обойтись.

Для кризиса характерны:

  • нарушение режима сна и питания;
  • перепады настроения, яркие вспышки эмоций;
  • негативная реакция на любой запрет;
  • повышенная потребность в нахождение рядом значимого взрослого.

Родителям в этот период важно выработать общую стратегию поведения, правильно расставить личные границы и запреты. Важно не наказывать малыша, поскольку он все равно не поймет причину, не кричать, не ругать его.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/detskaya/mladencheskii-vozrast.html

Психология развития. Младенческий возраст (стр. 1 из 3)

42 Общая характеристика младенческого возраста.

ВВЕДЕНИЕ.

Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и т.д.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства, т.е. первых семи лет жизни.

Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше.

Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в тоже время изменение уже существующих форм психики.

То есть психическое развитие выступает как процесс не только количественных, но прежде всего качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности, личности и познания.

Психологическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество создает основу для дальнейших количественных изменений.

Психическое развитие ребенка протекает по образцам, существующим в обществе, определяясь теми формами деятельности, которые характерны для данного уровня развития общества. Формы и уровни психического развития заданны не биологически, а социально.

Но биологический фактор играет определенную роль в психическом развитии, он включает наследственные и врожденные особенности.

Социальная среда выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное.

Условиями усвоения социального опыта выступают активная деятельность ребенка и его общение со взрослым.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Основные особенности младенческого возраста.

Младенческий возраст начинается с периода новорожденности, с 2 месяцев и заканчивается в 12 месяцев (Л.С. Выгодский).

У новорожденного наблюдаются лишь врожденные, инстинктивные формы поведения – безусловные рефлексы, которые важны для его выживания.

По мере роста и развития младенца инстинктивные формы поведения теряются, что дает возможность для практически безграничного формирования новых, социальных форм поведения, которые вырабатываются в течение всей жизни.

https://www.youtube.com/watch?v=10Bm3lBrVj4

Условные рефлексы формируются на основе зрительного и слухового сосредоточения на лице и голосе взрослого, которое возникает во время кормления и ухода за ребенком. Такое сосредоточение способствует тому, что бодрствование приобретает активный характер, а двигательная активность ребенка перестраивается.

Фиксирование глазами предмета, поворот головы в сторону звука, торможение хаотических движений связывают ребенка с внешним миром, выступают первыми двигательными актами, имеющими характер поведения. Взрослый стимулирует становление у ребенка новых эмоций, социальных потребностей в познании и общении.

В ответ на доброжелательное внимание, любовь и заботу взрослого у малыша возникают положительные социальные переживания. Первой социальной эмоцией, первым социальным жестом выступает улыбка ребенка в ответ на разговор с ним взрослого.

Она говорит о том, что малыш выделил первый объект, на который направил свою активность. Таким объектом является взрослый. Улыбка свидетельствует о том, что заканчивается период новорожденности и начинается новая стадия развития – период младенчества.

Особенностью психического развития младенца является тот факт, что развитие органов чувств опережает развитие телесных движений и создает предпосылки для их формирования.

1.2. Характеристика младенческого возраста в разных психологических школах.

Бихевиоризм. В центре теории социального научения находится социальная среда, воздействия которой формируют человека и являются источником его психического развития.

Предметом исследования является не внутренний мир человека (не его эмоции, переживания и умственные действия), а внешне наблюдаемое поведение. Дж.

Уотсон считал, что воспитание должно основываться на научных исследованиях детей, а психологический уход за ребенком важнее, чем физический, поскольку первый формирует характер.

Изучая поведение младенцев, Уотсон рассматривал психическое развитие как приобретение новых форм поведения, образование новых связей между стимулами и реакциями, приобретение любых знаний, умений, навыков. Плюсы теории: в психологию были внесены четкость, объективность, измеряемость. Метод измерения поведенческих реакций стал одним из главных в психологии.

Минусы: не учитывается сознание человека, его воля и собственная активность.

Психоанализ. Ребенок появляется на свет с врожденными инстинктивными влечениями (Фрейд называл их «либидо» или «оно»). Данная теория содержит идею развития, т.е. качественно своеобразных и закономерных этапов становления психики.

Главным мотивом поведения ребенка является удовлетворение инстинктивных желаний (в концепции Фрейда – «принцип удовольствия»). В младенчестве самые важные потребности связаны с сосанием и питанием, главным источником удовольствия для ребенка становится область рта (оральная стадия развития).

Эриксон рассматривает не только процедуру грудного кормления, которая приносит ребенку непосредственно оральное удовольствие, но и общий контекст отношения ребенка с матерью. Нежность, чуткость и заботливость матери рождают в младенце чувство доверия к миру, которое становится основой дальнейшего развития.

Отсутствие необходимых для младенца отношений порождает чувство недоверия, которое накладывает отпечаток на следующие этапы развития.

Гештальтпсихология. Изучая психические процессы младенцев, ученые утверждали, что основные свойства психических процессов формируются постепенно, с вызреванием гештальтов. Так появляются константность и правильность того или иного психического процесса, а также его осмысленность.

Так, при рождении у детей есть смутный образ человека, в гештальт которого входит и его голос, и лицо, и волосы, и характерные движения. Поэтому младенец может не узнать даже близкого взрослого, если он резко сменит прическу или сменит привычную одежду.

К концу первого полугодия этот смутный образ дробится, превращаясь в ряд четких образов: образ лица, в котором выделяются отдельные гештальты (глаза, рот, волосы), появляются образы голоса, тела и т.п.

Осознав влияние бессознательного на поведение, психологи пришли к выводу о необходимости провести границу между человеком и другими живыми существами, понять не только причины его агрессивности, жестокости, удовлетворения потребностей (психоанализ), но и основы его нравственности, доброты, культуры.

Исследования детского развития позволили понять многие закономерности развития восприятия, мышления и личности детей, хотя для современной детской психологии гораздо более интересны эксперименты и открытые факты, чем многие объяснения полученных результатов.¹

Психогенетика. Ж. Пиаже полагал, что основу психического развития составляет развитие интеллекта. Умственное развитие – это процесс адаптации к окружающему миру. При этом не учитывается развитие личности, мотивы, потребности, чувства и переживания.

Для выяснения относительной роли среды и наследственности используется близнецовый метод, основанный на сравнении развития детей, начиная с младенческого возраста, с идентичной и различной наследственностью, живущих в одинаковых и разных условиях.

Культурно-историческая теория. Л.С. Выготский рассматривал младенца как максимально социальное существо, поскольку с момента рождения все его отношения с миром опосредованы близкими взрослыми. На первом году жизни вся психическая жизнь ребенка осуществляется во взаимодействии со взрослыми.

Младенец не пассивное существо, реагирующее на внешние сигналы. Он не только принимает воздействия взрослого, но и сам активно влияет на его поведение. Д.Б. Эльконин предложил понимание психического развития, исходя из которого ребенок изначально включен в общество.

Система «ребенок и общество» заменяется системой «ребенок в обществе». При изменении союза между ребенком и обществом радикально меняется характер связи систем «ребенок – предмет» и «ребенок – взрослый».

Из двух самостоятельных и изолированных они превращаются в единую систему, вследствие чего качественно меняется содержание каждой из них. ²

1.3. Характеристика социальной ситуации развития и особенностей общения со взрослыми в младенческом возрасте.

Взрослый организует жизнь ребенка, вызывает и поддерживает его активность, наполняет бодрствование малыша новыми впечатлениями. Неразрывная связь ребенка и взрослого сохраняется на протяжении всего первого года жизни, поэтому социальную ситуацию психического развития в младенчестве Л.С. Выгодский назвал «Пра-мы».

Она характеризуется изначальной психической общностью матери и ребенка, когда осознанию своего отдельного «Я» предшествует переживание слитности себя и другого. Во-первых, младенец не осознает своего существования, своей деятельности, своей личности, не выделяет своего тела из окружающего предметного мира.

Так, он рассматривает свои ручки и ножки как посторонние предметы, а не части собственного тела. Во-вторых, для младенца социальная и предметная ситуации, отношения к человеку и предмету еще не расчленены.

Предмет по мере отдаления от ребенка теряет для него свою привлекательную силу, но эта сила вновь появляется, как только рядом с предметом в одном оптическом поле оказывается взрослый. В данном случае ребенок еще не понимает, что он может обратиться к взрослому за помощью в овладении предметом.

Эти факты свидетельствуют о том, что с момента рождения ребенок живет во внутренней общности с другими людьми и именно через них воспринимает и познает окружающий мир, а взрослый является центром всякой ситуации взаимодействия с ребенком.

Источник: https://mirznanii.com/a/199136/psikhologiya-razvitiya-mladencheskiy-vozrast

Характеристика младенческого возраста

42 Общая характеристика младенческого возраста.

Период младенчества принято считать от одного месяца до года.

Физическое развитие.

Весь в среднем 10 –12 кг, 8- 10 зубов, к 7 месяцам удваивается вес головного мозга.

Развитие ощущений.

В 3 месяца различает цвета (исследования Красногорского). Во второй половине года ребенок явно предпочитает красный цвет белому и голубому. В 10 месяцев отличает куколку в розовых туфлях от куколки в голубых туфлях.

Слух. 4-5 месяцев – дифференцировка звуков.

7-9 месяцев различает веселую и грустную музыку, достижением является способность к различению звуков человеческого голоса .

Обоняние, вкус, тактильные ощущения.

К концу 1 месяца положительный рефлекс на запах, различает температуру в 1 градус ( 32 и 33).

Двигательная активность.

а. Передвижение в пространстве: садится, ползает, принимает вертикальное положение.

В течении первых 3 месяцев ребенок достигает способности держать голову поднятой (но она качается вверх- вниз) .С 5 месяцев ребенок поднимает голову и грудь, используя локти и кисти для поддержки.

Сидеть ребенок должен в 6 месяцев, хорошо если ползать раньше, чем сидеть. Это первая локомоторная реакция.

Ползание – первый самостоятельный вид передвижения. Ходьбой ребенок овладевает к 1 году. Ходьба включает два момента: поддержание тела в равновесии при вертикальном положении и передвижение вперед.

Предпосылкой овладения ходьбой является поза стояния. Это происходит в 10- 11 месяцев. Формирование ходьбы начинается с переступания (5 мес.) В 8 месяцев хорошо переступает при поддержке.

От 9 до 11 ходит при поддержке за одну руку.

Овладение идет в следующей последовательности: поднимается на ножки, учится стоять, переступает, ходит с опорой.

В 7 месяцев – переступает, сгибая и разгибая туловище, характерны шагательные движения.

Е- переступает без поддержки

-начинают принимать участие пальцы стопы и пятки.

У детей , когда они начинают ползать, вставать, ходить каждое движение сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Дети, лишенные возможности свободных движений, эмоционально вялы.

Роль взрослого не ограничивать движения ребенка.

б. Простейшие действия с предметами: рука превращается в орудие труда постепенно, тянется к ярким предметам, удерживает предмет, бросает. Эти движения называются прогрессивными.

а. Хватание 3-4 месяца

б. Достает и удерживает предмет (но рука совершает петлеобразные движения ) 4-5 месяцев

в. Развивается большой палец 6 месяцев

г. Рука совершает более координированные движения 8 месяцев

д. Ребенок овладевает хватанием и может манипулировать предметами 1 год.

Развитие хватания начинается на 3-4 месяце. Ребенок, лежа в кроватке, поднимает руки под грудью, ощупывает. Если взрослый вкладывает предмет возникает попытка его удерживать, вскоре ребенок сам начинает тянуться к висящей игрушке.

В 4-5 месяцев достает, захватывает и удерживает висящую игрушку. К 6 месяцам достает одной рукой. Но рука идет не прямо, а петлеобразно, по дуге. Все предметы пытается хватать одинаково, прижимая пальцами к ладони.

Во втором полугодии происходит совершенствование хватания: 1. Уточняется движение руки к предмету.

2. Развивается противопоставление большого пальца всем остальным, ребенок переходит к удерживанию предмета пальцами.

В 4-5 месяцев –манипулирование (схватывает предмет, некоторое время удерживает, выпускает), затем манипулирование усложняется, становится важным результат (бренчание, писк). Развитие манипулирования состоит в переходе от направленности на предмет к направленности на результат, а затем усложнение достигаемых результатов.

В конце первого года его интересует, что можно произвести с предметом. Дети направляют свое внимание на результат действия с предметом.

Существуют и тупиковые движения, которые затормаживают психическое развитие (сосание пальцев, разглядывание руки, раскачивание на четвереньках). Ребенок увлеченный тупиковыми движениями не обращает внимание на окружающее.

«Вооруженный умением смотреть, слушать, осязать, ходить. Управлять движениями рук ребенок перестает быть, так сказать, прикрепленным к месту и вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром» И.М. Сеченов.

Общение.

В этот период контакт ребенка с миром осуществляется через взрослого. Центром ситуации, в которой находится ребенок является взрослый.

В период внутриутробного периода ребенок связан физически, а в младенчестве- социально. В 3-6 месяцев возникает избирательное отношение ко взрослым. Ребенок реагирует на лицо и интонацию голоса.

Для психического развития в период младенчества важно эмоциональное общение с ним.

Общение со взрослым- это главный фактор развития в младенческом возрасте.

Исследования Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, Л.И. Божович, М. Райбл, И. Лангмейера, З. Матейчик позволяют прийти к выводу, что ведущая деятельность младенца это эмоциональное общение с матерью.

Американец Семпмен показал, что детеныши крыс, получившие в раннем детстве опы беспомощности при безучастии взрослых, будут впоследствии пассивны в рискованных жизненных ситуациях. Даже саркома отторгалась чаще.

Чехославацкий психолог М. Домбровска обнаружила, что малыши в возрасте 6- 10 мес., лишенные семьи, в 7 раз чаще испытывают страх при встрече с новыми предметами, игрушками, чем семейные дети.

Американский психолог Д. Пруга выявил, что в ситуациях с постоянно меняющимися взрослыми воспитателями младенец способен восстановить прерванный эмоциональный контакт со взрослыми не более 4 раз. После этого он престает искать новых контактов и остается к ним равнодушен.

Польский психолог К. Обуховский приводит данные Р. Шпица о последствиях отрыва от матери 6 месячного младенца.

1 мес.- плачет, требует мать.

2 мес.- реакция избегания, кричит, когда к нему подходят. Одновременно наблюдается падение веса и снижение общего уровня развития.

3 мес.- демонстрирует апатию, аутизм, избегание всяких контактов с миром.

8-9 месячные дети сидели или лежали с широко раскрытыми глазами и застывшими лицами, в оцепенении, контакт затруднен, иногда невозможен. Дети страдали бессонницей, теряли вес, болели, особенно кожные заболевания.

4 мес.-исчезает мимика, лицо застывает маской, не кричит, а жалобно стонет.

В случае отрыва более 5- 6 мес. изменения в принципе необратимы.

Эмоционально холодные и принципиальные строгие матери нередко добиваются, что к 7-8 годам дети испытывают серьезные эмоциональные расстройства.

В 60 годы психолог Вейн Деннис изучал младенцев в доме ребенка в Тегеране (Иран) и отметил серьезные отставания в развитии. IQ за год снижается на 5- 10 единиц. Уровень развития среднего ребенка выше на 30 единиц. При изменении условий воспитания ребенок может догнать сверстников в развитии.

Так Деннис выяснил, что если ребенка брать на руки на 1 час в день и активизировать предметами, то развитие можно ускорить в 4 раза. В.С. Ротенберг и С.М. Бондаренко считают, что ребенок, лишенный общения на 1 году жизни обречен на эмоциональную глухоту- шизоидность.

На 1 году ребенок нуждается не в принципиальности матери, а в безусловном проявлении материнского тепла, любви и ласки.

После рождения потребность в общении отсутствует. Идет по принципу «обращение- ответ». Вначале общение младенца со взрослым выступает как односторонний процесс.

Обращение исходит от взрослого, ответная реакция ребенка мало уловима. Р. Бернс ссылаясь на исследования С.

Куперсмита утверждает, что для положительного самовосприятия важен не способ кормления сам по себе, а уверенность матери в избранном способе.

1. Первое достижение при общении ребенка со взрослым- упорное смотрение в глаза и на губы взрослого (1 мес).

комплекс оживления- первый ответ на обращение взрослого, образуется важнейшая социальная потребность в положительных эмоциях со стороны взрослого.

К 4-5 мес общение приобретает избирательный характер, начинает отличать своих от чужих. Постепенно общение ради общения перерастает в общение по поводу предметов, игрушек и в совместную деятельность.

Наиважнейшим средством общения являются экспрессивные действия (улыбка, напевания, активные двигательные реакции). Наблюдения показали, что организованное общение с 3 месяцев с помощью слова не удалось.

2. В 6-7 мес. средства и формы диалога усложняются, появляется плач призыв и плач- сочувствие. Жалость бабушек и сердобольных мам (охи и аха) пугают ребенка и рождают страх перед передвижением.

Годовалых раздражают длинные монологи.

после 3 мес. гуление

Около 4 мес. подражание ритму звуков а-а-а-а, ы-ы-ы, о-о-о

6 мес-лепет происходит постепенное совершенствование употребления губ, языка, дыхания.

С середины младенческого возраста создаются условия для понимания речи. Где Ляля? Ориентировочная реакция на слово. В результате многократных повторений возникает связь предмета со словом. К концу года связь между названием предмета и самим предметом.

Выражается в поиске и нахождении предмета, возникает пассивный запас слов. В это время развивается жестовая коммуникация. В 5 мес. –движение руки, затем сделай ладушки, помаши ручкой.

В 9-10 –утвердительный, отрицательный, указательный, угрожающий, подзывающий.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1786; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/7-96809.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий