41 вопрос: Казахстан в период индустриализации страны — трудности, особенности осуществления и итоги (1920 — 193С гг.).

Казахстан в годы индустриализации

41 вопрос: Казахстан в период индустриализации страны - трудности, особенности осуществления и итоги (1920 - 193С гг.).

Казахстан в годы индустриализации: цели и методы индустриализации.

» История Казахстана » Социально экономическое и политическое развитие Казахстана в 20 – 30 годы XX века. » Казахстан в годы индустриализации: цели и методы индустриализации.

Политика индустриализаций.

В первой половине 20-х годов в стране утвердилась советская власть. Были созданы ее государственные органы, образован Союз Советских Социалистических Республик (30 XII 1922 г.) принята его конституция. Также в основном было восстановлено народное хозяйство, разрушенное революциями, Гражданской войной и иностранной интервенцией. Поэтому во второй половине 20-х годов важнейшей задачей экономического развития стало превращение страны из аграрной в индустриальную, обеспечение ее экономической независимости и укрепление обороноспособности. Неотложной потребностью была модернизация экономики, главным условием которой являлась техническое совершенствование (перевооружение) всего народного хозяйства. Курс на индустриализацию провозгласил в декабре 1925году XIV съезд Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) (переименована после образования СССР). На съезде шла речь о необходимости превращения СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. Начало политики индустриализации было законодательно закреплено в апреле 1927 году IV съездом Советов СССР. Политика индустриализаций включала в себя три главные задачи (звена): 1) индустриализацию, т.е. форсированное превращение страны из аграрной в промышленно развитую, индустриальную; 2) Коллективизацию-создание социалистического коллективного сельского хозяйства; 3)культурную революцию — борьба не грамотностью, создание системы образования, науки, культуры, воспитание новой социалистической интеллигенции и утверждение нового образа жизни.

Основные цели индустриализации:

-ликвидации технико-экономической отсталости страны; -достижение экономической независимости; -создание мощной обороной промышленности; -первоочередное развитие базовых отраслей промышленности (топливной, металлургической, химической, машиностроения); -формирование рабочего класса и кадров производственно-технической интеллигенции.

Ход индустриализации в Казахстане.

Индустриализация в Казахстане началась с разработки недр полезных ископаемых, развития добывающих отраслей промышленности: цветной металлургии, угольной и нефтяной промышленности. В годы индустриализации происходило строительство железных дорог. Сооружение дороги, соединяющей Сибирь и Среднюю Азию (Турксиб), протяженностью 1445 км началось в апреле 1927 года, 25 апреля 1930 года, на 17 месяцев раньше срока, она была завершена. В1927 году была построена дорога Петропавловск – Кокчетав, продолженная в 1931 году до Акмолы. В1939 году для вывоза сырья из Казахстана были построены дороги Акмолинск — Караганда, Илецк — Уральск, Рубцовск – Риддер, а в 1940 году – Караганда – Джезказган. Крупными стройками того периода были: Чимкентский свинцовый завод, Балхашский медеплавильный и Ачисайский полиметаллический комбинаты. Началось строительство Текелийского полиметаллического и Джезказганского медеплавильного комбинатов, Усть-Каменогорского свинцово-цинкового завода. Это были крупнейшие предприятия цветной металлургии не только в Казахстане, но и в СССР. Началось строительство предприятий химической промышленности в Чимкенте, Актюбинске и других регионах. Увеличилось производство электроэнергии: Карагандинская ЦЭС, Ульбинская ГЭС, ТЭЦ Балхашского медеплавильного комбината были ударными стройками того времени. Развивался Эмбинский нефтяной район. Были расширены старые промыслы: Косшатыл, Макат; разработаны новые месторождения: Кульсары, Сагыз. Казахстан вышел на второе место в Союзе по производству цветных металлов, на третье место по добыче нефти, Караганда стала третьей угольной базой. В годы индустриализации были построены и крупные предприятия пищевой промышленности: Семипалатинские мясокомбинат, Гурьевский рыбоконсервный завод, Алма-Атинский плодоконсервный завод, сахарные заводы в Джамбуле, Мерке, Талды-Кургане. Индустриализация дала свои результаты. В хозяйстве Казахстана промышленность стала преобладающей отраслью. В 1939 году ее доля составляла 58,9%. Ряд поселков превратился в города, такие как Караганда, Риддер, Балхаш, Арал – Море и др. Доля городского населения соответственно возросла с 8,2% до 27,7%. Формировался отряд квалифицированных рабочих, инженерно-технических кадров. В 1926 году рабочие, занятые в народном хозяйстве, составляли 10,7%, в 1939 году их стало 33,8%. В индустриализации республики важное значение имела первая пятилетка 1928/29-1932/33 годы. Она была выполнена раньше срока за четыре года три месяца. В течении пятилетки промышленное производство росло, дал первые тысячи тонн черновой меди Карсакпайский медеплавильный завод, вошедший в строй в 1928 году. Добыча каменного угля увеличилась почти в 1,5 раза по сравнению с предшествующим годом, а нефти в 2,2 раза. Интенсивно порождался поиск новых месторождений полезных ископаемых, в 1931 году работало уже более 140 геологоразведочных партий, ими выявлены уникальные месторождения новых видов ценного минерального сырья, по запасам многих из них Казахстан выдвинулся на первое место в стране. За годы первой пятилетки (1928-1938 гг.) объем капитальных вложений советского государства в народное хозяйство республики превысил 311 млн. руб., из которых 48% было направлено в промышленность, транспорт, связь. За пятилетку в республике было введено в строй более 40 новых и реконструированных крупных заводов, фабрик, шахт, рудников и электростанций. Результатом успешного осуществления курса на индустриализацию явилось то, что Казахстан за исторически короткий срок из отсталого феодального края превратился в аграрно-индустриальную республику, поднялся её удельный вес (39,5%) в промышленном производстве страны. По всей стране производство тяжелой промышленности выросло за пятилетие в 2,8 раза, машиностроение – в 4 раза. Вступили в строй Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, крупные угольные шахты в Донбассе и Кузбассе, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автомобильные заводы, открылось движение на Туркестано-Сибирской железной дороге. Выполнение заданий второго пятилетнего плана (1933-1938 гг.) превратило страну из аграрной в мощную индустриальную державу, экономически независимую от других стран. Производство продукции всей промышленности к концу 1937 года выросло по сравнению с 1932 годом в 2,2 раза, а за два пятилетия в 4,5 раза. Свыше 80% всей промышленной продукции дали вновь построенные или реконструированные предприятия, число которых пополнилось такими гигантами, как Уральский и Краматорский заводы тяжелого машиностроения, Челябинский тракторный и Уральский вагоностроительный заводы, металлургические заводы “Азовсталь” и “Запорожсталь”, авиационные заводы в Москве, Харькове, Куйбышеве. Намеченный государством 10-летний срок страна, путем неимоверных усилий и лишений все-таки был выполнен обогнав по всей индустриальной мощи крупнейшие государства Европы. В годы второй пятилетки в народное хозяйство Казахстана вкладывались капиталовложения в объеме 721 млн. рублей, форсированными темпами сооружались Балхашский медеплавильный завод, Актюбинский химкомбинат, продолжалось освоение Карагандинского угольного бассейна и нефтяных богатств Эмбы, проводились широкомасштабные работы по реконструкции предприятий Рудного Алтая, строились предприятия пищевой и легкой промышленности. Росли города и их население. В короткий срок была ликвидирована безработица. В 1930 году в СССР была закрыта последняя биржа труда. Осуществлялся большой комплекс работ по окончательному переводу сельского хозяйства республики на рельсы социализма. Благодаря самоотверженному труду советского народа вторая пятилетка была выполнена досрочно, к 1 апреля 1937 года, т.е. за 4 года и 3 месяца. В республике было построено 120 крупных промышленных предприятий, введено в действие более тысячи километров новых железнодорожных путей. Удельный вес валовой продукции промышленности достиг 56,8% продукции всего народного хозяйства республики. Через Тозы и Малсерктики казахские крестьяне перешли к сельскохозяйственной артели. Более 500 тысяч казахских кочевых и полукочевых хозяйств перешли к оседлости. В 1937 году колхозы Казахстана объединяли 97,5% крестьянских хозяйств республики, они обрабатывали 99,8% посевных площадей и производили 84,4% валового сбора зерновых. В колхозах и совхозах, других государственных и кооперативных предприятиях, а также в личной собственности колхозников находилось около 99% поголовья скота. Вместе с тем индустриализация имела и негативные последствия. Она потребовала огромных средств, и эти средства добывались за счет их перекачки из сельского хозяйства и внутреннего займа. Промышленность Казахстана имела сырьевую направленность. Отсутствовали предприятия по переработке нефти, газа, металлов; предприятия машиностроения, станкостроения, приборостроения, автомобилестроения. Казахстан отставал по удельному весу в электробалансе страны, по наличию и эксплуатации железных дорог. Увеличился миграционный поток в Казахстан. Это были переселенцы из России, Украины, Белоруссии и других регионов страны. В 1928-1939 годах механический прирост населения городов Казахстана за счет миграции составил 1,8 млн. человек. В результате голода 20-30-х годов и миграционных процессов доля казахов в общей массе населения Казахстана сократилась в 1939 году до 38%.

Методы индустриализации:

— индустриализация происходила за счет сверхналога с крестьян;- осуществлялась методами командными, административными, директивным планированием, безусловным подчинением центру; — тотальное обобществление и огосударствление всех сторон накоплений республик и госбюджет; — выделение субсидий и дотаций, так, в 1931-1934 гг. из 2-х млрд. 137 млн. рублей капиталовложений в народное хозяйство республики лишь 121 млн. рублей был выделен из местного бюджета; — концентрация в руках государства производства, сбыта и снабжения; — репрессивная политика – развертывание лагерей, огражденных от мира колючей проволокой;

— силовое разрушение векового уклада жизни кочевников, ломка традиций народов, обнищание и голод казахских шаруа и крестьян других регионов, громадное напряжение сил народа.

Источник: http://testent.ru/index/0-72

Индустриализация в Казахстане: ее особенности, реальный ход, проблемы и итоги. Начало формирования отраслей структуры Казахстана

41 вопрос: Казахстан в период индустриализации страны - трудности, особенности осуществления и итоги (1920 - 193С гг.).

Решающий шаг в развитии промышленности Казахстана был сделан в годы индустриализации, курс на которую был намечен в декабре 1925 года. Доля промышленности в валовой продукции народного хозяйства края составляла лишь 6,3%, а доля Казахстана в промышленности страны – 1,7%. В

промышленности и на транспорте было занято 74 тыс. человек рабочих и 55 тыс. кустарей при общей численности населения в 5,6 млн. человек. Идеологической базой индустриализации стала концепция

“некапиталистического пути развития”, то есть “сокращенного пути к социализму” для народов, не прошедших индустриальной стадии. Национальная политика ставила задачу “выравнивания” темпов развития развитых районов и национальных окраин, подтягивая последних до уровня передовых в

культурном и экономическом отношении.

Основные принципы и методы проведения индустриализации в Казахстане в основном были те же, что и для всей страны в целом, но сложности исходили из самой специфики края, как района кочевого скотоводства, не имеющего квалифицированных рабочих из местного населения, а главное, инженерно-технических работников. Были небольшие отряды сезонных рабочих, тесно связанных с кочевым аулом. В связи с этим в Казахстане усиленно формировались кадры квалифицированной инженерно-технической интеллигенции путем создания ВУЗов, техникумов, училищ. Особенностью индустриального развития края было и то, что промышленность здесь создавалась, практически, заново. Из-за того, что большинство новостроек Казахстана находилось в пустынных и полупустынных районах, слабо обеспеченных пресной водой, одной из самых сложных проблем при создании очагов промышленности было водоснабжение.

Необходимо организовать широкое изучение водных ресурсов, строительство водопроводов, плотин, оросительных систем, колодцев и прочее.

Индустриализация в Казахстане началась с массового геологического обследования территории.

Благодаря развернутому изучению природных богатств республики были обнаружены столь перспективные месторождения медных, свинцовых, цинковых руд, нефти и газа, что это в корне изменило взгляды и на место, и на роль Казахстана в системе общесоюзного разделения труда.

Богатейшие запасы ископаемых стали основой преимущественного развития тяжелой индустрии в Казахстане, в особенности ее добывающих отраслей – топливной, угольной, нефтяной, черной и цветной металлургии.

Подавляющая часть капиталовложений была направлена на развитие тяжелой промышленности – 83,6%. Нехватка рабочих кадров вызвала широкий миграционный поток русскоязычного населения. За 1928-1939 гг. прирост населения городов за счет прибывших превысил 1,8 млн. человек.

Политика “подхлестывания” страны сказалась в том, что задания первого пятилетнего плана были вскоре пересмотрены в сторону их увеличения.

Руководство Казахстана тоже настояло на более повышенных нормативах пятилетки, что еще более усугубило трудности промышленного строительства в крае. Индустриальное развитие Казахстана осуществлялось даже в более высоких темпах, чем в целом по стране.

Первые промышленные предприятия, создававшиеся в сотнях километров от районов добычи сырья, остро нуждались в транспортной сети. Ввод в эксплуатацию Турксиба, связывающего Казахстан, Среднюю Азию и Сибирь во многом разрешил проблему, вызвал глубокие хозяйственные сдвиги в

обширном регионе. На трассе Турксиба возникли новые населенные пункты (Аягуз, Чу, Талды-Курган, Уш-Тобе и другие). В зоне железной дороги зародились новые отрасли промышленности и

районы сельскохозяйственного производства. Ускорилось строительство Балхашского медеплавильного комбината, железной дороги Боровое-Акмолинск-Караганда-Балхаш. Уже к концу 1932 года протяженность железных дорог в республике составила 5186 километров.

Росла армия рабочих, на строительстве были заняты десятки тысяч людей, из них более 50% составляли казахи. На базе открытых месторождений в годы довоенных пятилеток были построены крупные современные предприятия: Чимкентский свинцовый, Ачисайский полиметаллический,

Актюбинский химкомбинат, заводы цветной металлургии Рудного Алтая, электростанции, угольные шахты Караганды, предприятия пищевой промышленности. Казахстан вышел на второе место в стране по выпуску цветных металлов, на третье – по добыче нефти.

Соотношение между промышленностью и сельским хозяйством изменилось не в пользу последней, сказалось сокращение сельхозпродукции в ходе фиксированной коллективизации и оседания. В 1940 году удельный вес продукции промышленности в народном хозяйстве составил 60% против

39,5% в 1932 году; в 1,5 раза превысил объем продукции сельского хозяйства.

Важной особенностью развития промышленного производства в эти годы было то, что строились в основном предприятия среднего размера вместо промышленных гигантов первых лет индустриализации. Это значительно сокращало сроки строительства и ввода в действие производственных мощностей, а также позволило более рационально разместить промышленность

по различным регионам республики.

К 1940 году в Казахстане было построено свыше 2,5 тыс. крупных промышленных предприятий. Сделан значительный шаг в развитии легкой промышленности. Этот процесс шел как за счет реконструкции старых предприятий, так и за счет нового строительства. Преимущественно эти

предприятия строились в исторически сложившихся центрах – Уральске, Актюбинске, Семипалатинске, Петропавловске, а также в Южном Казахстане – Алма-Ате, Чимкенте, Джамбуле, Кызыл-Орде. Были введены в действие обувная и швейная фабрика в Алма-Ате, хлопкозаводы в Чимкенте, Туркестане, реконструированы на новой технической основе предприятия пищевой

промышленности, на местной сырьевой базе заработали сахарные заводы в Джамбуле, Мерке, Талды-Кургане. Новый шаг в индустриализации республики был сделан в годы Великой Отечественной войны.

Предыдущая45678910111213141516171819Следующая

Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 2222; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/1-18999.html

41 Вопрос: Казахстан в период индустриализации страны

41 вопрос: Казахстан в период индустриализации страны - трудности, особенности осуществления и итоги (1920 - 193С гг.).

Индустриализацияв СССР — это инициированный партиейбольшевиков во главе со И. В. Сталинымпроцесс создания со­временнойпромышленности (техническая модернизация)и индустриального общества. Постепеннаяиндустриализация шла еРоссиисо времен промышленного переворота 19века.

Но со всей остротой эта проблемастала в СССР в 1920-е гг. «Лева? оппозиция»требовала ускорения темпов индустриализации,а «правый уклон» — эволюционногоэкономического развития, постепенногонакопления средств для строительствановых промышленных предприятий.

Неспособность нэпа обеспечить бы­струютехническую модернизацию производствастала важнейшей причиной его свертыванияв 1929.

Датойвведения в действие первого пятилетнегоплана развития народного хозяйстваСССР принято считать 1 октября

1928 года. Однако фактически выполнениезаданий первой пятилетки началось доее окончательного утверждения.

Трудности:Обстановка,в которой советскому народу, руководимомуКоммунистической партией, пришлосьосуществлять индустриализацию, былаочень сложной и трудной.

Трудностивытекали из напряженности самого плана,необходимости бы­стрейшего преодолениятехнико-экономической отсталостистраны, из сложности задачи переводамиллиона распыленных крестьянскиххозяйств на рельсы социализма, из фактакапиталистического окружения нашейстраны и сопротивления капи­талистическихэлементов внутри ее.

Однако трудностине пугали трудящихся первой в миреСтраны Советов. Темпы развития экономикив целом, промышленности — в особенности,быстро нарастали. В результатеразвертывания социалистическогосо­ревнования были достигнутызначительные успехи уже в первом годупятилетки.

Особенностиосуществления:Ссамого начала индустриализациицентральными органами Союза былаопределена сырьевая направленностьразвития промышленности Казахстана.

Ставка была сделана на разработку егобогатейших недр, на развитие добывающихотраслей — цветной металлургии, угольнойи нефтяной промышленности.

В конце 20 -начале 30-х годов практически всятерритория Казахстана была охваченаэкспедициями по изучению его природныхресурсов. В 1928-

1929 годах в республике работало 50 геологическихпартий, в 1931 году — более 140.

Однимиз крупных объектов индустриализациистало строительство Туркестаносибирскойжелезной дороги (Турксиб). Со­оружениедороги, соединяющей Сибирь со СреднейАзией, протяженностью 1445 км началось вапреле 1927 года. Стройка приобрелавсенародный характер. 25 апреля 1930 года,на 17 месяцев раньше срока, она былазавершена.

Крупными строй­ками тогопериода были: Чимкентский свинцовыйзавод, Балхашский медеплавильный иАчисайский полиметаллический ком­бинаты,началось строительство Текелийскогополиметаллического и Джезказганскогомедеплавильного комбинатов,Усть-Каменогорского свинцово-цинковогозавода.

Это были крупнейшие предприятияцветной металлургии не только вКазахстане, но и в СССР.

Началосьстроительство предприятий химическойпромышленности в Чимкенте, Актюбинскеи других регионах. Увеличи­лосьпроизводство электроэнергии: КарагандинскаяЦЭС, Ульбинская ГЭС, ТЭЦ Балхашскогомедеплавильного комбината -были ударнымистройками того времени.

РазвивалсяЭмбинский нефтяной район. Были расширеныстарые промыслы: Косша-гыл, Макат;разработаны новые месторождения:Кульсары, Сагыз.

Казахстан вышел навторое место в Союзе по производствуцветных металлов, на третье по добыченефти, Караганда стала третьей угольнойбазой.

Вгоды индустриализации были построеныи крупные предприятия пищевойпромышленности: Семипалатинскиймясоком­бинат, Гурьевский рыбоконсервныйзавод, Алма-атинский плодоконсервныйзавод, сахарные заводы в Джамбуле, Мерке,Тал­ды-Кургане.

Итоги:Индустриализация дала свои результаты.В хозяйстве Казахстана промышленностьстала преобладающей отрас­лью, в 1939году ее доля составляла 58,9%. Ряд поселковпревратился в города, такие как Караганда,Риддер, Балхаш и дру­гие.

Если в 1926году в Казахстане было 44 города и поселкагородского типа, то в 1939 году стало 81.Доля городского насе­ления соответственновозросла с 8,2 до 27,7%. Формировался отрядквалифицированных рабочих,инженерно-технических кадров.

В 1926 годурабочие составляли 10,7% занятых в народномхозяйстве, в 1939 году их стало 33,8%

Вместес тем индустриализация имела и негативныепоследствия. Она потребовала огромныхсредств, и эти средства до­бывалисьиз перекачки сельского хозяйства ивнутреннего займа. Индустриализация врамках Союза привела к тому, чтопро­мышленность Казахстана имеласырьевую направленность.

Отсутствовалипредприятия по переработке нефти, газа,металлов; предприятия машиностроения,станкостроения, приборостроения,автомобиле строения. Казахстан отставалпо удельному весу в электробалансестраны, по наличию и эксплуатациижелезных дорог. Увеличивался миграционныйпоток в Казахстан.

Это были переселенцыиз России, Украины, Белоруссии и другихрегионов страны, В 1928-1939 годах механическийприрост насе­ления городов Казахстаназа счет миграции составил 1,8 млн. человек.

В результате голода 20-30-х годов имиграционных процессов доля казахов вобщей массе населения Казахстанасократилась в 1939 году до 38%.

Источник: https://studfile.net/preview/5555368/page:34/

Индустриализация Казахстана, ее особенности и трудности

41 вопрос: Казахстан в период индустриализации страны - трудности, особенности осуществления и итоги (1920 - 193С гг.).

Осуществление индустриализации, курс на которую был намечен на XIV съезде ВКП (б) в декабре 1925 года, натолкнулось в Казахстане на ряд трудностей.

Главной из них была социально-экономическая отсталость, в условиях которой казахскому народу, по замыслам Коммунистической партии и Советского правительства, предстояло совершить стремительный переход от феодализма к социализму, минуя капиталистическую стадию развития.

Положение усугублялось еще и тем, что восстановление народного хозяйства после гражданской войны и иностранной интервенции явно затянулось. В 20 30-е годы были реконструированы и построены предприятия металлургии, являющиеся крупнейшими не только в Казахстане, но и в стране.

Достаточно сказать, что Чимкентский свинцовый завод в 1939 году дал 73,9% всего выплавленного в СССР свинца, а Балхашский завод 51% всей меди, выплавленной в республике.

Все это выдвинуло Казахстан на второе место в стране по выпуску цветных металлов, столь необходимых для развития народного хозяйства и укрепления обороноспособности Союза в условиях начавшейся Второй Мировой войны. Бурное развитие получила угольная промышленность, 90% добычи которой в 1940 г.

приходилось на долю Карагандинского бассейна, превратившегося в третью после Донбасса и Кузбасса угольную базу страны. Добытый здесь коксующий уголь направлялся на Магнитогорский металлургический комбинат и другие предприятия.

По добыче нефти, которая в 1940 году достигла почти 700 тысяч тонн, Казахстан вышел на третье место после России и Азербайджана и давал около одной пятой части всей нефти страны. Другой особенностью индустриального развития республики в этот период было выдвижение на передний план транспорта, в особенности железнодорожного.

Вслед за Турксибом были проложены основные участки будущей трансказахстанской магистрали Боровое — Акмолинск — Караганда, Караганда Балхаш, линии Жарык — Джезказган, Рубцовка — Риддер, Уральск — Илец. Индустриальное развито Казахстана в 1920-1940 гг. повлекло крупные социально-экономические последствия.

К их числу следует отнести — превращение республики из аграрной в индустриально-аграрную, рост городов и удельного веса горожан в составе населения республики, формирование рабочего класса — в особенности его национальных кадров, начало создания инженерно-технической интеллигенции, а также другие социально-демографические изменения в составе населения.

Туркеетано-Сибирская магистраль, строительство которой началось в 1927 г., должна была соединить Сибирь, Среднюю Азию и юг Казахстана, способствовать экономическому развитию прилегающих к ней районов, преодолению Советским Союзом хлопковой зависимости. Одним из проявлений «социалистической индустриализации» стало сооружение лагерей ОГПУ-НКВД для обеспечения дешевой рабочей силой крупных предприятий. Например, в 1931 г. создается Карагандинский лагерь (Карлаг), где находились репрессированные со всех регионов СССР. В течение 30-40 гг. XX века в Казахстане возникает Целый ряд подобных лагерей. В целом, результаты индустриализации оцениваются неоднозначно. Она осуществлялась за счет снижения уровня жизни народа. В итоге за 1929-1934 г. наблюдается значительная инфляция, планы по выпуску легкой промышленности не были выполнены.

Коллективизация сельского хозяйства в Казахстане. Конфискация имущества баев, раскулачивание, насильственное оседание казахов.

В конце 20-х годов был взят курс на коллективизацию – т.е. создание системы коллективных хозяйств (колхозов) с полным отчуждением крестьян от средств производства и распределения результатов этого производства.

Главной своей целью Советское правительства считало ускоренную индустриализацию средства для которой должен был дать сирарный сектор экономики. Для решения этой задачи в Кызыл-Орду прибыл руководитель краевой партийной организации Ф.И.

Голощёкин, который заявил об отсутствии в казахском ауле Советской власти и необходимости, пройтись по аулу «Малым Октябрём». Основной задачей провозглашалось разрешение традиционной общины через ликвидацию социальной дифференциации. Следующим шагом должен был стать массовый переход казахов к оседлости. В 1926-1927 гг.

был осуществлён передел пахотных и пастбищных угодий. Около 1360 тысяч десятин сенокосов и 1250 тысяч десятин пашни были отобраны у зажиточных хозяйств и переданы беднякам и середнякам. Следующим шагом стала конфискация имущества крупных баев-скотовладельцев, выселением их вместе с семьями за пределы районов проживания.

Согласно документам скот был отобран у 696 хозяив. Следует заметить, что конфискации подвергались не только крупные скотовладельцы, но и середняки, замеченные в нелояльности властям. Усиливался так же налоговый пресс в отношении зажиточных хозяйств, вынужденных выплачивать большую часть сельхозналогов.

Результатом всех этих акций стал небывалый голод, поразивший все без исключения районы Казахстана. В итоге в течении 1931-1933гг. умерли около 2 миллионов казахов и 200-250 тысяч казахстанцев других национальностей.

Источник: https://megaobuchalka.ru/3/24383.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий