41. Система трудового воспитания в школе.

Трудовое воспитание в школе

41. Система трудового воспитания в школе.

Организация воспитывающей трудовой деятельности; формирование добросовестного отношения к труду; развитие умений, навыков; стимулирование творчества и осознанного стремления к достижению результатов – цель, которую ставит перед собой трудовое воспитание в школе. Оно начинается с базовых представлений об обязанностях и заканчивается осознанным выбором профессии.

Задачи, функции школьного воспитания

Трудовое воспитание школьников всегда являлось важнейшим направлением образовательного процесса. В труде простая деятельность превращается в естественную физическую и интеллектуальную необходимость.

Задачи, решаемые школой:

  • формирование отношения к труду;
  • повышение мотивации, интереса, потребности в творчестве, стремления использовать полученные знания;
  • формирование трудолюбия и качеств, характеризующих делового, честного человека;
  • развитие трудовых навыков.

Выделяются функции воспитания:

  1. обучающая функция – овладение умениями, навыками поведения;
  2. развивающая – обеспечение интеллектуального, морального, физического развития;
  3. воспитательная (воспитывающая) – формирование трудолюбия, коллективизма, дисциплинированности.

Критериями воспитанности, формирования трудолюбия школьников являются:

  • личностная заинтересованность;
  • трудовая активность, творчество;
  • рационализаторский подход;
  • стремление к производительности;
  • дисциплина.

трудового воспитания

этого важнейшего направления в воспитании определяется задачами, социальными и экономическими факторами региона. Основу для воспитания трудолюбия в общеобразовательных учреждениях составляют основные виды труда:

  1. Учебная деятельность или учебный труд (умственный, физический). Умственный или интеллектуальный труд самый напряженный. Он требует терпения, волевых усилий, является основой для физического. Физический труд разнообразен, он предусмотрен воспитательными программами в виде уроков трудового обучения, работа на участке, трудовых акции и т.д. Такая активность развивает коллективизм, взаимопомощь, формирует уважительное отношение к результатам.
  2. Общественно-полезный труд призван удовлетворять интересы не одного ученика, а всех членов коллектива, и приносит пользу всему обществу, которое окружает ребенка. К общественно-полезной работе относятся: работа на пришкольной территории, сельхозугодиях, лесопосадках, в строительных и волонтерских отрядах.
  3. Производительный вид относится больше к старшему возрасту. Это работы по созданию материальных благ. Этот вид труда предполагает материальное оценивание, включение во взрослые производственные отношения. Он помогает развитию профессионального интереса, повышению потребности в труде, понятию экономических и экологических составляющих производственной деятельности.

Педагогические условия успеха воспитания

Эффективность школьного воспитания зависит во многом от соблюдения условий:

  • соответствие учебно-воспитательным задачам;
  • соответствие знаний, умений их практической значимости;
  • комплексное решение разных трудовых задач;
  • сочетание собственных интересов и общественной значимости;
  • доступность, посильность;
  • наличие разумной требовательности от школьников;
  • сочетание индивидуальных, коллективных форм;
  • обязательное наличие ответственности;
  • адекватное применение поощрений, наказаний.

Формы, методы осуществления воспитания

Школьное трудовое воспитание идет несколькими путями:

  • при общеобразовательной подготовке;
  • при трудовом обучении;
  • во внеурочной, внешкольной деятельности;
  • в процессе любой групповой работы, общения.

Система трудового воспитания использует формы, методы, способные развивать положительное отношение к труду, дисциплинированность, ответственность.

Наиболее ощутимый эффект в школе приносят мероприятия, предусматривающие распределение обязанностей и выделение ответственных, содержащие стимулирование учащихся, имеющие общественное признание.

Читайте дополнительно: «Темы мероприятий по трудовому воспитанию».

Используются следующие формы работы:

  • совместный труд;
  • знакомство с семейными, коллективными трудовыми традициями;
  • организация занятий по интересам;
  • упражнения по выработке конкретных трудовых навыков (ремонт мебели, учебников и, изготовление поделок, домиков для животных);
  • творческие игры и конкурсы, соревнования;
  • временные, долгосрочные поручения;
  • общественно-полезный труд;
  • подготовка по профессии;
  • трудовое обучение;
  • домашний труд;
  • трудовые десанты;
  • лекции, конференции, вечера, экскурсии;
  • собственно, трудовая деятельность.

  Трудовое воспитание дошкольников в детском саду

Воспитание младших школьников

Переход в начальную школу – кризисный этап в детстве человека. Сфера его взаимодействия сильно расширяется, изменяется его статус, увеличивается потребность самовыражения. Цель воспитания определяется как формирование добросовестного отношения к повседневному труду, осознание его роли.

Задачи воспитания на этом этапе:

  • формирование психологической готовности;
  • осознание целей деятельности;
  • формирование мотивов, первоначальных умений, навыков.

В младших классах продолжается ознакомление с деятельностью взрослых, развитие отношения к трудящимся людям. Представления о труде углубляются, закрепляется отношение к профессиям.

Вовлечение в трудовую деятельность проходит с учетом возрастных особенностей учащихся, их способностей. Дети включаются в межличностные отношения, познают результат труда.  Для школьников важно развитие чувства аккуратности, дисциплинированности, ответственности за выполняемое ими дело .

Структура воспитательного процесса в младших классах предусматривает комплексность, она включает как формирование представлений о технологиях, так и развитие умения решать разные задачи на практике. Высоко оценивается творческих подход. Работа становится личностно-ориентированной и при этом полезной для общества.

Среди форм отметим праздники, вахты, выставки поделок, уборки, озеленение, благоустройство школы, работа кружков.

Эффективным средством остаются игры. Дети получают возможность воспроизводить элементы деятельности взрослых, их ситуации общения. Важно привлечение в кружки технического творчества или художественного профиля, способствующие появлению познавательных интересов, передаче социального опыта.

В начальной школе используются методы:

  • рассказ;
  • инструктажи;
  • пример;
  • упражнение;
  • требование;
  • поручение;
  • наказание;
  • поощрение.

Все методы применяются системно и комплексно.

Трудовое воспитание в коррекционной школе

Для специализированной коррекционной школы воспитание трудом – одно из актуальных направлений всего воспитательного процесса. Это система, способная формировать личность ребенка, имеющего отклонения.

В труде идет качественное формирование мировоззрения, ведущих мотивов жизнедеятельности, его моральные качества.

Существенно корректируется познавательная активность, волевая сфера и черты характера.

Специальная школа ставит задачу посредством трудового воспитания подготовить ребенка для полноценного проживания в окружающей его общественной среде, сформировать представление о важности труда и на основе этого развивать нравственные качества порядочного, воспитанного человека, как производителя ценностей. Важно учить детей аккуратности, умению планировать, организовывать трудовой процесс, бережливости к рабочему месту, предметам труда. Происходит подготовка к одной из несложных, но востребованных профессий.

Труд для ученика коррекционной школы имеет колоссальное коррекционное значение. Он помогает обучению ребенка, имеющему нарушения интеллекта, способствует физическому развитию, корректирует эмоциональную, волевую сферу, снижая уровень негативизма, неуверенности, возбудимости, заторможенности.

Практическое изготовление изделий наглядным путем знакомит детей с простейшими технологическими процессами. На трудовых занятиях дети получают опыт совместных коллективных действий, опыт подчинения правилам. Здесь они узнают первые радости от успеха. Ручной труд благоприятствует развитию самостоятельности, настойчивости, чувство ответственности.

  Трудовая деятельность в старшей группе на занятиях

Самообслуживание — первая несложная трудовая обязанность ребенка. Она крайне важна для развития распространенных простых трудовых навыков, необходимых в жизни.

В работе коррекционной школы широко  используются игры, позволяющие применять знания, полученные на уроках. Значительным воспитательным эффектом обладают занятия ручного труда и социально-бытовой ориентировки. 

Вся деятельность учащихся носят исключительно общественно полезный характер. Это помогает воспитанию моральных качеств детей с особенностями. Производительный труд — завершающий этап подготовки специальной коррекционной школы.

Старшая школа: профессиональное определение

В старшем возрасте с основными задачами воспитания актуальность приобретают профессиональная ориентация и жизненное определение подростков. Школа призвана помочь сделать выбор профессии, с которой ребенок свяжет свою жизнь.

Профориентационной работе уделялось большое внимание во все периоды становления образования. Это меры, которые предназначены для оказания помощи новому поколению для выбора профессии, с учетом интересов, склонностей маленького человека, только такая профессия может принести радость, удовлетворение результатами.

В старшем возрасте школьники нуждаются в информации о профессиях, помощи в профессиональном становлении.

Профориентация включает:

  • просвещение (профинформация) – сообщение знаний о профессиях, требованиям к ним, потребностями профессий в конкретных регионах, формирование мотивации;
  • профессиональная диагностика проводится по отношению отдельному ученику. Проводится она с применением методик, выявляющими интересы, склонности, особенности темперамента и характера, состояния здоровья, мотивационной и волевой сферы. На основе диагностики даются рекомендации ученикам, педагогам, родителям;
  • профессиональная консультация – помощь при выборе. Выделяют справочно-информационные, диагностические, медицинские консультации;
  • профессиональный отбор, адаптация.

Школьное трудовое воспитание – основа для гражданского, нравственного формирования личности. Это первоначальный фундамент творческой активности, продуктивности в учебе, спорте, творчестве, служении Родине. Роль школы – помочь ребенку профессиональному становлению, подготовить его через труд как истинного патриота, гражданина своей страны.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

.com ▪ instagram.com

Источник: https://vospitanie.guru/trudovoe/trudovoe-v-shkole

3.3 Система трудового воспитания

41. Система трудового воспитания в школе.

Трудовоевоспитание есть процесс вовлеченияшкольников в разнообразные педагогическиорганизованные виды общественнополезного труда с целью передачи имминимума производственного опыта,трудовых умений и навыков, развитие уних творческого практического мышления,трудолюбия и сознания рабочего человека.[3, с. 45]

Поэтомувоспитателям в школе необходимо развитьу школьников нравственное отношение ктруду, понимание своего общественногодолга, полезности, необходимоститрудиться, в школе, развить гражданскоесознание школьников, умение приноситьпользу себе и людям.

Вкачестве критериев трудовой воспитанностишкольников выступают такие показатели,как высокая личная заинтересованностьи производительность труда, и отличноекачество продукции, трудовая активностьи творческое, рационализаторскоеотношение к процессу труда, трудовая,производственная, плановая, технологическаядисциплина, нравственное свойстволичности — трудолюбие.

Трудовоевоспитание лежит в основе эффективноговзаимодействия гражданского инравственного воспитания, составляетпсихологический фундамент творческойактивности и продуктивность в учебнойдеятельности, в физкультуре и спорте,в художественной самодеятельности, вверном служении Родине.

Школьникипытаются научно анализировать труд,практически проявить свои творческиеспособности. Важно познакомить их совзглядами выдающихся людей (А.П. Чехова,Л.Н. Толстого, И.П. Павлова) на эстетическуюроль творческого труда. Это помогаетим глубже заинтересоваться егосоциально-экономической сущностью.

Целенаправленноеформирование нравственного воспитанияк труду у школьников включает в себяповышение роли общеобразовательныхпредметов в усвоении сущности труда,его социальной значимости. Сам по себеучебный труд — это активная деятельность,направленная на познание окружающейдействительности и себя как части мира.[17, с. 41]

Желаниеи умение непрерывно пополнять и углублятьизучение наук, формирует общекультурныйуровень и стремление постоянно егоповышать. Учебный труд включает изучениетрудовой деятельности людей и ихотношения в процессе труда.

Учебнаядеятельность играет исключительноважную роль в воспитании трудолюбия уучащихся, формирует нравственныекачества, открывающие молодым путь кдостижению высокого мастерства в любойпрофессиональной деятельности:ответственное и добросовестное отношениек учебным и трудовым обязанностям,уважение к любому виду труда, проявлениесамостоятельности и творчества.

4. Роль и место педагога в трудовом воспитании школьников

Педагогическаядеятельность отличается от деятельностидругих людей, это деятельность особогорода. Феномен её состоит в постоянномтребовании к росту как личностного, таки профессионального уровня.

В тоже времяимеются показатели качественныехарактеристики, общие для всехпедагогических работников. Самобытность,индивидуальность, неповторимость,наличие индивидуального стиля,оригинальность взгляда на окружающуюдействительность сегодня в учителе какникогда ценится.

Учительскаяиндивидуальность, как правило, складываетсяне случайно, а в результате упорнойработы над собой, умения анализироватьсвои действия и поступки, управлятьсобой, определять свои сильные и слабыестороны во взаимодействии с учащимися.

Умение соблюдать социальные нормы итребования к личности педагога и в тоже время проявлять свою индивидуальность- важный показатель профессионализмасовременного учителя.

Развитиеличностного потенциала достигаетсяпосредством самовоспитания,профессионального образования, повышенияквалификации. Специфика этого процессазаключается в желании человека наращиватьсвой потенциал.

Здесь закономерноупотребление понятий профессиональноесамовоспитание, профессиональноесамообразование, профессиональноесамообучение. технологическогообучения предполагает реализацию новыхподходов в педагогической деятельностиучителя.

Это требует от него активногоосвоения инновационной педагогическойпрактики, обновления способов, форморганизации учебно-познавательнойдеятельности учащихся, освоение новыхтехнологий обучения.

Следовательно,особую роль приобретают такие качестваличности педагога как готовность кпринятию профессионального опытаучителей-новаторов, профессиональнаяоткрытость, обучаемость, самостоятельностьтворческих поисков.

Спецификасодержания деятельности учителятехнологии предполагает наличиеобозначенных качеств и отражена вфункциональных характеристиках,направлениях его деятельности и еёрезультате.

Однако в требованиях,предъявляемых к личности учителятехнологии, в данном контексте, обозначенылишь организаторские способности, чтоявно не достаточно для успешнойпрофессиональной деятельности учителяв современных условиях.

Вместе с тем,наличие таких способностей какпрогностические, проектировочные,конструктивные, коммуникативные,необходимо современному учителютехнологии, а их развитие в процессепрофессиональной деятельности сегодняобретает особую актуальность.

Высокийуровень сформированности обозначенныхспособностей у учителя предполагаетвозможность передачи этих способностейучащимся.

Вместе с тем, формы и методыорганизации учебно-познавательнойдеятельности учащихся, представленныев рамках традиционной методики, явноне соответствуют заявленному результатудеятельности учителя. Формированиетакого качества, как «освоениепроектной деятельности…

» безусловно,активных методов обучения (методпроектов, метод мозговой атаки, методморфологического анализа,функционально-стоимостный анализ,деловая игра, учебный эксперимент идр.).

Формированиеличности в процессе труда происходитне само собой, а лишь при определеннойорганизации труда школьников.

Подорганизацией труда понимается егоупорядочивание, придание ему планомерности.Организация детского труда должнаучитывать возрастные и индивидуальныеособенности детей и закономерности ихразвития. В процессе труда осуществляется,эстетическое и физическое воспитаниеличности учащихся.

Такую организациютруда призван обеспечить педагог. Отнего требуется быть примером, изучатьсильные и слабые стороны своих учеников,организовывать деятельность и многоедругое.

Психологический аспектдеятельности педагога при воспитаниисредствами труда состоит в воздействииличным примером, в управлении воздействиясреды на личность, а также управлениеего трудовой деятельностью.

Педагогсогласовывает содержание и формы трудас педагогическими целями, направляеттрудовую деятельность таким образом,чтобы она требовала от учеников проявлениетех или иных качеств, оцениваетэффективность воспитательных воздействий.Роль педагога состоит также в помощиученику повысить свой авторитет усверстников.

Втрудовом обучении многие учащиесядобиваются более значительных результатов,чем в общеобразовательных предметах.В связи с этим у ребенка возникаетпотребность в признании. Если ондобивается повышения своего авторитета,то его активность повышается и в другихвидах деятельности. И одна из главныхзадач педагога сформировать и направитьэту активность.

Такимобразом, трудовая деятельность являетсяодним из важных факторов воспитанияличности. Включаясь в трудовой процесс,ребенок коренным образом меняет своепредставление о себе и об окружающеммире. Радикальным образом изменяетсяего самооценка.

Она изменяется подвлиянием успехов в трудовой деятельности,что в свою очередь меняет авторитетшкольника в классе. Вопрос авторитетаи самоутверждения особенно большуюроль играет в старшем школьном возрасте.

Учитель должен поддержать и направитьразвивающийся интерес не только на свойпредмет, но и на другие области познания.Под влиянием этого интереса будетразвиваться самопознание.

развивающая функция труда – это переходот самооценки к самопознанию. Кромеэтого в процессе труда развиваютсяспособности, умения и навыки. В трудовойдеятельности формируются новые видымышления. Вследствие коллективноститруда школьник получает навыки работы,общения, сотрудничества, что улучшаетадаптацию ребенка в обществе.

Трудявляется равнозначным предметомпрограммы обучения. Правда в последнеевремя в большинстве школ труд находитсяв упадке. Это связано как с общейсоциально-экономической ситуацией, таки с общим развитием социума. В связи сэтим трудовое обучение требует кореннойперестройки.

Труд должен взять на себяболее широкую функцию, чем подготовкадетей к работе на производстве, но и неисключая ее. В этом я вижу будущеетрудового обучения.

Заключение

Итак,подводя итог данной курсовой работы, можно сделать следующий

вывод, что трудовая деятельность является одним из важных факторов

воспитанияличности. Включаясь в трудовой процессребенок коренным образом меняет своепредставление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяетсясамооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, чтов свою очередь меняет авторитет школьника в классе.

Вопросавторитета, самоутверждения особеннобольшую роль играет в старшем школьномвозрасте. Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес нетолько на свой предмет, но и на другие областипознания. Под влиянием этого интереса будетразвиваться самопознание.

развивающая функция труда — это переходот самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления.

Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка вобществе.

Трудявляется равнозначным предметом программы обучения. Правда в

последнеевремя в большинстве школ труд находитсяв упадке. Это связано как

собщей социально-экономической ситуацией,так и с общим развитием социума.

Всвязи с этим трудовое обучение требуеткоренной перестройки. Труд долженвзять на себя более широкую функцию, чем подготовка детей к работе напроизводстве, но не исключая ее. В этом я вижу будущее трудовоговоспитания.

Списокиспользованной литературы

1.Макаренко А.С. Сочинения, т.4.

2.Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива.- М., 1975г.

3.Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. –М.: Просвещение, 1985.

4.Лихачев Б.Т. Педагогика, М. 1998.

5.Крутецкий В.А. Психология, 1996.

6.Возрастная и педагогическая психология.// Под ред. А.В. Петровского. М. 1979.

7.Развитие трудового творчества у младшихшкольников: Кн. для учителя/Под ред.П.Н.Адрианова, М.А.Галагузовой. – М.:Просвещение, 1990.

8.Вайсбург А.А. Организация профориентационнойработы школы, ПТУ, предприятия: Пособиедля учителя / Под ред. М.И.Махмутова. –М.: Просвещение, 1986.

9.Давыдов В.В., Слободчиков В.И., ЦукерманГ.А. Младший школьник как субъект учебнойдеятельности // Вопросы психологии,1992.

10.Аверичев Ю.П. Нужна ли трудовая подготовкашкольников?» 1991, №12

11.Воспитание школьников в труде подредакцией А.А. Шибанова: М, 1996.

12.Иващенко Ф.И. Труд и развитие личностишкольников, М, 1997.

13.Зорова О.А. Нравственные и эстетическиефакторы в трудовом воспитании, Мн. 1986.

14.Педагогика: под ред. В.В.Белорусовой иИ.Н. Решетель, 2-е изд., М. 1996.

15.Пашков А.Г. Труд как средство воспитания,М. 1992, № 7-8

16.Подросток в семье, сост. И.Я. Наумченко,Н.Ф. Яковлев, Мн. 1993.

17.Новожилов Э.Д. Трудовая подготовкашкольников в период экономическойреформы, 1992, № 1-2.

Источник: https://studfile.net/preview/5873492/page:8/

Модель организации трудового воспитания в школе

41. Система трудового воспитания в школе.

Совместнаяпедагогическая деятельность семьи и школы:

1.Праздники-игры по теме труда.

2.Экскурсии на производственные предприятия с привлечением родителей.

3.Встречи, беседы с родителями, с людьми различных профессий, прославившихсясвоим трудом, его результатами.

4.Совместные социальные проекты с родителями.

Пути реализации модуля«Труд»:

— участие вреализации проекта по благоустройству школьного двора;

— субботники поблагоустройству школьной территории;

— работакружков;

— участие ввоспитательном модуле «Труд»

— участие волимпиадах, НОУ.

Планируемые результаты:

— ценностноеотношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России ичеловечества, трудолюбие;

— ценностное итворческое отношение к учебному труду;

— элементарныепредставления о различных профессиях;

— первоначальныенавыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми ивзрослыми;

— ответственноеотношение каждого ребёнка к образовательному процессу;

— осознаниеприоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

— первоначальныйопыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимойдеятельности;

— потребности иначальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательныхдля ребёнка видах творческой деятельности;

— мотивация ксамореализации в социальном творчестве, познавательной и практической,общественно полезной деятельности.

Кружоквнеурочной деятельности  «Мир профессий»

Работа попрофориентации очень специфична. Особенность заключается в том, что в 5-7классах  ставится цель подвести детей квыбору определённой профессии. Главное – развитие внутренних психологических ресурсовличности ребёнка.

Некоторые элементы профессиональной деятельности ему ещётрудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить наоснове наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатленийработника. На этой стадии создаётся определённая наглядная основа, на которойбазируется дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Именно поэтомуочень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мирепрофессий, чтобы затем на основе этого материала ребёнок мог анализироватьпрофессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Дляэтого и необходимы занятия по профориентации.

Экскурсии, беседы с элементамипрактической деятельности, сюжетно-ролевые игры   играют важную роль в профессиональнойориентации школьников. Они способствуют расширению знаний о мире профессий,углубляют представления детей.

Использование наглядности, игрового материала(кроссворды, загадки, пословицы, викторины), элементов занимательности,состязательности (мастер-классы, шоу, конкурсы) поможет создать у школьниковмногообразие впечатлений. В игре совершенствуются движения и умственныеоперации. Таким образом, ребёнок познаёт мир профессий.

Кружоквнеурочной деятельности «Твори добро»

Цельданной программы — сформироватькомпетентность в сфере трудовой волонтерской деятельности, создать условия дляовладения способами деятельности, сделать детей активными участникамиобщественной жизни школы и поселка. Воспитание таких нравственных качеств какмилосердие, сострадание в рамках выполнения социально-значимых проектов.

Социально-значимая трудовая  добровольческая деятельность организована дляобучающихся 5-7 классов.

Программа кружка рассчитана на 34 часа внеделю в каждом классе и  реализуется вформе интенсивов.

Программа состоит из трех относительносамостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организациюопределённого вида внеурочной деятельности и направлен на решение следующих педагогическихзадач:

— воспитание трудолюбия, сознательного,творческого отношения к труду,

— понимание необходимости знанийдля развития личности, их роль в жизни, труде, творчестве;

— осознание нравственной природы труда,его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных икультурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовыхподвигов старших поколений;

— умение планировать трудовуюдеятельность, рационально использовать время, информацию и материальныересурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу,в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов.

Кружоквнеурочной деятельности «Школа – мой дом»

В основных направлениях ФГОС начальногообщего образования особое значение придается подготовке учащихся к труду,овладению трудовыми умениями и навыками, расширению самообслуживания.

Используяширокие возможности общественно-полезного труда, следует прививать младшимшкольникам необходимые в жизни навыки самообслуживания, приемы ручной работы сразличными материалами, умение ремонтировать различные предметы быта, учебныепособия, участвовать в благоустройстве школьных дворов, оздоровительныхплощадок и других общественно полезных делах.

Главным направлением общественнополезного труда являются работы, имеющие общественнополезную значимость — для своей школы, класса, по охране природы,самообслуживание.

Программарассчитана на 34 часа и предусматриваетспециальные трудовые занятия на территории школы в форме интенсивов вканикулярное время.

Осенью (осенние каникулы) дети следят зачистотой вокруг школы, на спортивной и других площадках, совершают прогулки впарк и, в процессе экскурсии, наблюдают за трудом людей осенью, участвуют вэкологических акциях.

Зимой (зимние каникулы) школьники работаютс разными материалами: изготавливают игрушки для детского сада, рассказывают отом, какую помощь они оказывают родителям дома, зимующим птицам, изготавливаюткормушки.

Весной (весенние каникулы) учащиесясовершают экскурсии на предприятия, делают скворечники, узнают о профессииродителей, читают книги о труде, выполняют работу на цветочных клумбах.Участвуют в исследовательском проекте «Школьная клумба», выращивают рассадуцветов, наблюдают за её ростом, высаживают на участок.

Лето(летние каникулы) — работы на пришкольном участке, операции «Чистый двор» и другие,знакомство с трудовой деятельностью людей летом.

Летний лагерьтруда и отдыха с дневным пребыванием «Эколог»

В лагере труда и отдыха с дневным пребыванием «Эколог»мероприятия  направлены на воспитаниетрудовой деятельности подростков, приобретение опыта социальных отношений, самостоятельности.

Направлениедеятельности программы:

-благоустройство школьной территории;

-декоративное цветоводство;

-ландшафтный дизайн.

Ученики работают в первой половине дня. Они занимаютсяблагоустройством школьной территории, клумб, закладывают и  оформляют альпийскую горку. Мероприятиявторой половины дня направлены на воспитание здорового образа жизни.

Летняятворческая площадка «Город мастеров»

Программа творческой площадки «Город мастеров»по декоративно- прикладному  творчествуреализуется в летний период.

В рамках программы «Город мастеров» изучаютсясмежные предметные области (изобразительное искусство, технология, история), осваиваютсяразличные виды и техники.

Программа знакомит со следующиминаправлениями декоративно–прикладного творчества: пластилинография,бисероплетение, бумагопластика, изготовление кукол. Большое внимание уделяетсятворческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая ипознавательная активность. Значительное место в содержании программы занимаютвопросы композиции, цветоведения.

Программаспособствует:

— развитию разносторонней личностиребенка, воспитанию воли и характера;

— самоопределению, самовоспитанию исамоутверждению школьников в жизни;

— формированию понятия о роли и местедекоративно-прикладного искусства в жизни;

— освоению современных видов декоративно-прикладногоискусства;

— обучению практическим навыкамхудожественно-творческой деятельности, пониманию связи художественно-образныхзадач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления сучетом возможных художественных средств;

— созданию творческой атмосферы в группевоспитанников на основе взаимопонимания, коллективной работы;

— знакомству с историей пластилина,бисероплетения, бумагопластики, историей изготовления кукол, народнымитрадициями в данных областях искусства.

Проектная деятельность

Социальный проект«Школьный двор как экосистема»

Цель проекта: содействиеулучшению экологической обстановки в посёлке с помощью благоустройства иозеленения территории школьного двора.

Социальныйпроект «Школьная клумба» (экспериментально-исследовательскийпроект по выращиванию рассады петуньи, уходу за ней, высаживанию на школьнуюклумбу, уходу за цветами).

Цель проекта: воспитыватьактивную социально-значимую  позицию вделе охраны окружающей среды и экологическую культуру у учащихся черезисследовательскую и практическую деятельность -выращивание рассады для школьных клумб и уход за цветами.

Другие материалымодели – в прикрепленных файлах.

Людмила Кузема, заместительдиректора по воспитательной работе средней школы №3 поселка Кубанский Новопокровскогорайона

Источник: http://www.ug.ru/method_article/1155

Система трудового воспитания школьников

41. Система трудового воспитания в школе.

Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития.

Труд, практическая производственная деятельность оказывают благо­творное влияние на физическое развитие человека.

Труд развивает умственные способности человека, его сообразитель­ность, творческую смекалку.

Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании личности.

Существенная функция труда состоит в формировании у учащихся то­варищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности. А.С. Макаренко считал труд существенным элементом выра­ботки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских чувств.

Наконец, труд как фактор воспитания, способствует жизненному самоопределению и правильному выбору профессии.

Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности воспитанников и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней инициативы, твор­чества, стремления к достижению более высоких результатов.

В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:

— формирование у учащихся положительного отношения к труду, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

— развитие потребности в труде, стремления применять знания на практике;

— воспитание качеств: трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости;

— вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками,

— формирование основ культуры умственного и физического труда.

Понятно, что формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответствующего научения трудо­вым умениям и навыкам. В этом смысле трудовое обучение выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими приемами того или иного труда, на формирова­ние и совершенствование трудовых умений и навыков.

Профессиональная же ориентация как педагогическая категория обозна­чает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.

Сопоставляя эти три педагогические категории, следует отме­тить, что понятие трудовое воспитание является более широким по сравнению с трудовым обучением и профориентацией.

Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребностно-мотивационной сферой, глубоким пониманием большой преобразующе-воспитательной силы труда (знания и убеждения), умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности. Будучи личностным качеством, трудолюбие, таким образом, включает в себя следующие структурные компоненты:

а) потребность в созидательно-трудовой деятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы;

б) понимание пользы труда для общества и для себя и убеждение в его нравственной благотворности (сознание);

в) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование;

г) достаточно сильную волю личности.

Общественно полезный труд должен быть систематическим. Это обеспечивается не только выбором дела, но и четким планированием, в котором предусматриваются содержание общественно полезного труда, место труда, ответственные за организацию и выполнение труда. Общественно полезный труд проводится с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности.

Наиболее простым и доступным видом общественно полезного труда является самообслуживание. Труд по самообслуживанию делится на домашний и школьный.

Большое внимание труду детей в семье уделял А.С. Макаренко. Он подчеркивал, что только та семья будет развиваться как дружный коллектив, где каждый член семьи является участником ее общего труда. Именно труд в семье воспитывает у детей уважительное отношение к труду родителей, заботливое отношение к младшим членам семьи.

Школьное самообслуживание гораздо шире домашнего и направлено на обслуживание коллектива и самого себя: уборка помещений, ремонт наглядных пособий, библиотечных книг, дежурство в классе.

В процессе самообслуживания у учащихся воспитывается чувство коллективизма, закладываются прочные основы санитарно-гигиенических навыков.

Школьники выступают как хозяева класса, организаторы своего совместного быта.

В трудовой деятельности по самообслуживанию ребята могут работать коллективно и индивидуально.

С первых дней поступления ребенка в школу учителя вовлекают его в жизнь и дела нового коллектива. Простейшей формой такого включения ребят в коллективную деятельность является дежурство.

Дежурство рассматривается в педагогической литературе как составная часть общественно полезного труда по самообслуживанию, но в связи с тем, что школьники при этом выступают в качестве организаторов порядка в классе, в школе, дежурство можно считать и элементом школьного и классного самоуправления.

Виды:

А) Широкое применение в школе находит прежде всего трудовая деятельность учащихся, связанная с учебными занятиями.

Начиная с первого класса, учащиеся занимаются изготовлением разнообразных учебно-наглядных пособий: таблиц, картин, диаграмм, гербариев, коллекций, простейших моделей, а в средних и старших классах,! кроме этого, школьники создают различные механизмы, действующие модели, стенды и т. д.

При изучении природоведения и ботаники учащиеся работают на пришкольном учебно-опытном участке, в теплицах и садах, занимаются выращиванием цветов, создают живые уголки, организуют работу по подкормке птиц и диких животных.

Б) Значительное место в трудовом воспитании и обучении занимает ручной труд в начальных классах, занятия в учебных мастерских в средних классах и учебно-производственная практика в старших классах.

В) Большую роль в трудовом обучении и воспитании играет труд по самообслуживанию. Он включает в себя: уход за своими вещами, уборку классов и учебных кабинетов, ремонт учебно-наглядных пособий, книг в школьной библиотеке, мебели и инвентаря и т. д.

Г) Следующим видом трудовой деятельности учащихся является общественно полезная работа по благоустройству школьной территории, по сбору вторичного сырья, лекарственных растений, озеленению улиц в населенных пунктах, дорог и т. д. К этой работе привлекаются учащиеся от I до XI класса.

Д) Наконец, в трудовом воспитании важное значение имеет общественно полезный, производительный труд, который организуется в средних и старших классах на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве и который связан с созданием материальных ценностей.

Основные требования к организации трудовой деятельности школьников.

Учебный труд должен быть посильным. Непосильный труд может надломить детский организм, вызвать отвращение к учению. Поэтому учителю важно определить возрастную и индивидуальную готовность каждого ребенка к учению, знать особенности детского внимания и мышления, соблюдать режим труда и отдыха.

Чтобы воспитание в труде было полноценным, он должен отвечать ряду педагогических условий:

1. чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание;

2.трудовая деятельность детей должна иметь общественную значимость и нравственную основу;

3.радость доставляет только труд, который вызывает чувство усталости и утомления. Легкий труд, не требующий ни физического, ни умственного, ни волевого напряжения, не оказывает положительного воспитательного эффекта;

4.контроль со стороны взрослых за трудом детей должен быть тактичным, поддерживающим уверенность ребенка в своих силах. Если ребенок после выполнения трудового задания переживает радость успеха, гордится тем, что он сделал, он мужает, растет как гражданин, начинает чувствовать себя счастливым человеком;

труд должен сменяться отдыхом. Утомление снимается также чередованием видов труда;

каждое трудовое задание, должно заканчиваться полезным и по возможности осязаемым результатом. Чем большее значение имеет этот результат для общества и самого работающего, тем сильнее воспитательное воздействие труда. А.С. Макаренко категорически возражал против такой работы, которая создает только ее видимость или занимает у детей время;

5. в процессе трудовой деятельности учащиеся должны не только выполнять порученную им работу, но и учиться самостоятельно организовывать свой труд.

Перед началом работы ребята получают четкий инструктаж, где и как они будут работать, в чем состоит содержание их деятельности. Необходимой составной частью методики организации и проведения детского труда является подведение итогов, учет выполненной работы. При этом к оценке труда, его учету широко привлекаются сами школьники.

Учитываются и количественные, и качественные результаты коллективного и индивидуального труда, сам процесс выполнения работы, творчество в процессе труда, общее отношение к деятельности.

Источник: https://multiurok.ru/files/sistiema-trudovogho-vospitaniia-shkol-nikov.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий