41. Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике. Развитие теории коллектива в педагогике

Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике

41. Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике. Развитие теории коллектива в педагогике

Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов.

С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников.

В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом…».

[75]Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, СТ.Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели.

Основной целью воспитания, считал А.В.Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально.

«Мы хотим, — писал он, — воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами».[76]В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности.

Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности, считал А.В.Луначарский.

Н.К.Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива. Н. К.

Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение.

К ним прежде всего относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении коллективистских отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой; самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации и др.

Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному образованию руководил С. Т. Шацкий.

Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка.

Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистической системы воспитания в масштабах всей страны. В современной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время практику воспитания.

Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А. С. Макаренко. Он доказал, что «никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель+ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива».

[77]Он первым глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями.

Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива.

Система перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед.

Последовательное развитие идеи А.С.Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В. А. Сухомлинского.

Усматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса.

В основу своей воспитательной системы творческого развития личности В.А.Сухомлинский положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции.

Многолетняя педагогическая деятельность В. А.

Сухомлинского в качестве директора школы и учителя позволила ему сформулировать совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива: организационное единство школьного коллектива; руководящая роль школьного коллектива; руководящая роль педагога; богатство отношений между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами; ярко выраженная гражданственность духовной жизни воспитанников и воспитателей; самодеятельность, творчество, инициатива; постоянное умножение духовных богатств; гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний; создание и заботливое сохранение традиций, передача их от поколения к поколению как духовного достояния; интеллектуальное, эстетическое богатство взаимоотношений между школьным коллективом и другими коллективами нашего общества; эмоциональное богатство коллективной жизни; дисциплина и ответственность личности за свой труд и поведение.[78]

Разработка теории коллектива на современном этапе. С начала 20-х до 60-х гг. XX в. проблема коллектива считалась традиционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной жизни изучались и в рамках других наук. С начала 60-х гг.

интерес к коллективу в силу изменившихся социально-политических условий проявился со стороны всех общественных наук. Философия исследует коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности, закономерности и тенденции соотношения личного и общественного интереса и их учет в управлении развитием общества.

Социальная психология интересуется закономерностями коллективообразования, взаимоотношениями коллектива и личности на психологическом уровне, структурой и становлением системы деловых и личных, интерперсональных связей и отношений.

Социологи изучают коллектив как социальную систему в целом и как систему более низкого порядка по отношению к системе более высокого уровня, т. е. к обществу.

Юриспруденция и ее отрасль — криминалистика рассматривают коллектив как одну из разновидностей социальных групп с позиции среды, формирующей мотивы и условия отступления от норм общественной жизни. Педагогику, как и раньше, интересуют вопросы создания коллектива и использования его возможностей для гармоничного развития личности, т. е. как инструмента для целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через коллектив.

В последние десятилетия педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, А.В.Мудрик, О.С.Богданова, И.Б.Первин и др.

), на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю.Гордин, М.П.Шульц и др.), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М.Коротов и др.), разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С.Кузнецова, Н.Е.

Щуркова и др.).

Современная концепция воспитательного коллектива (Т. А. Куракин, Л. И. Новикова, А. В. Мудрик) рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята.

При этом детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития.

Для общества детский коллектив, будучи его ячейкой, является средством достижения стоящих перед ним воспитательных задач, а для ребенка он выступает прежде всего своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями.[79]

В настоящее время исследуются такие вопросы теории коллектива, как массовое, групповое и индивидуальное в коллективе, проблема коллективного целеполагания; формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива; идентификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции; тенденции развития коллектива как субъекта воспитания и др. В основе сплочения детского коллектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра и другие виды деятельности, организации которых необходимо уделять специальное внимание.

Роль детского коллектива в развитии личности. Детский коллектив основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники.

Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т. п.

), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу.

Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник пассивно должен приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям.

Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом.

Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др.

Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности.

Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву.

Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т. е. принятие или неприятие себя как личности.

Воспитательный коллектив, по определению И.Ф.Козлова, специально исследовавшего творчество А. С. Макаренко, — это научно организованная система воспитывающей детской жизни.

Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нравственной свободы.

Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.

Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи.

Через участие в трудовых делах воспитанники включаются в экономические отношения и становятся их активными участниками. Школьники узнают об экономических проблемах предприятий, арендных и подрядных коллективов.

Познание практической экономики, соединенное с участием в труде на предприятиях, в трудовых коллективах, обеспечивает воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.

Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности.

Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков.

Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.

Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности.

Прежде всего это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни.

Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_119467_formirovanie-lichnosti-v-kollektive--vedushchaya-ideya-v-gumanisticheskoy-pedagogike.html

Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике

41. Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике. Развитие теории коллектива в педагогике

Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов.

С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом..

.». [Народное образование в СССР: Сб. документов 1917-1973 гᴦ. — М., 1974. — С. 142]. Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целœенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, СТ.Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели.

Основной целью воспитания, считал А.В.Луначарский, должно быть всœестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально.

«Мы хотим, — писал он, — воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами». [Луначарский А. В. О народном образовании. — М., 1958. — С. 445]. В то же время он отмечал, что только на базе коллектива бывают развиты наиболее полно особенности человеческой личности.

Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, крайне важно обеспечить единство личной и общественной направленности, считал А.В.Луначарский.

Н.К.Крупская дала всœестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива. Н. К.

Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение.

К ним прежде всœего относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении коллективистских отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой; самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации и др.

Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному образованию руководил С. Т. Шацкий.

Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всœестороннего развития личности каждого ребенка.

Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистической системы воспитания в масштабах всœей страны. В современной педагогической литературе он воспринимается как эксперимент, намного опередивший в то время практику воспитания.

Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А. С. Макаренко. Он доказал, что «никакой метод не должна быть выведен из представления о паре: учитель+ученик, а должна быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива». [Макаренко А. С. Сочинœения: В 7 т. — М., 1958. — Т.

5. — С. 353]. Он первым глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива.

Система перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед.

Последовательное развитие идеи А.С.Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В. А. Сухомлинского.

Усматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса.

В основу своей воспитательной системы творческого развития личности В.А.Сухомлинский положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции.

Многолетняя педагогическая деятельность В. А.

Сухомлинского в качестве директора школы и учителя позволила ему сформулировать совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива: организационное единство школьного коллектива; руководящая роль школьного коллектива; руководящая роль педагога; богатство отношений между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами; ярко выраженная гражданственность духовной жизни воспитанников и воспитателœей; самодеятельность, творчество, инициатива; постоянное умножение духовных богатств; гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний; создание и заботливое сохранение традиций, передача их от поколения к поколению как духовного достояния; интеллектуальное, эстетическое богатство взаимоотношений между школьным коллективом и другими коллективами нашего общества; эмоциональное богатство коллективной жизни; дисциплина и ответственность личности за свой труд и поведение. (Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинœения. — М., 1981. — Т. 3. — С. 208).

Разработка теории коллектива на современном этапе. С начала 20-х до 60-х гᴦ. XX в. проблема коллектива считалась традиционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной жизни изучались и в рамках других наук. С начала 60-х гᴦ.

интерес к коллективу в силу изменившихся социально-политических условий проявился со стороны всœех общественных наук. Философия исследует коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности, закономерности и тенденции соотношения личного и общественного интереса и их учет в управлении развитием общества.

Социальная психология интересуется закономерностями коллективообразования, взаимоотношениями коллектива и личности на психологическом уровне, структурой и становлением системы деловых и личных, интерперсональных связей и отношений.

Социологи изучают коллектив как социальную систему в целом и как систему более низкого порядка по отношению к системе более высокого уровня, ᴛ.ᴇ. к обществу.

Юриспруденция и ее отрасль — криминалистика рассматривают коллектив как одну из разновидностей социальных групп с позиции среды, формирующей мотивы и условия отступления от норм общественной жизни. Педагогику, как и раньше, интересуют вопросы создания коллектива и использования его возможностей для гармоничного развития личности, ᴛ.ᴇ. как инструмента для целœенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через коллектив.

В последние десятилетия педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, А.В.Мудрик, О.С.Богданова, И.Б.Первин и др.

), на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю.Гордин, М.П.Шульц и др.), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М.Коротов и др.), разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С.Кузнецова, Н.Е.

Щуркова и др.).

Современная концепция воспитательного коллектива (Т. А. Куракин, Л. И. Новикова, А. В. Мудрик) рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята.

При этом детский коллектив воспринимается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития. Для общества детский коллектив, будучи его ячейкой, является средством достижения стоящих перед ним воспитательных задач, а для ребенка он выступает прежде всœего своеобразной средой его обитания и освоения опыта͵ накопленного предшествующими поколениями.

(Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. — М., 1978).

Сегодня исследуются такие вопросы теории коллектива, как массовое, групповое и индивидуальное в коллективе, проблема коллективного целœеполагания; формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива; идентификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции; тенденции развития коллектива как субъекта воспитания и др.
Размещено на реф.рф
В корне сплочения детского коллектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра и другие виды деятельности, организации которых крайне важно уделять специальное внимание.

Роль детского коллектива в развитии личности. Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники.

При этом только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.

), а членом других и прежде всœего классного коллектива он становится в силу определœенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу.

Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсœе не означает, что школьник пассивно должен приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям.

В случае если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинœения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др.

Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности.

Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву.

Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, ᴛ.ᴇ. принятие или неприятие себя как личности.

Воспитательный коллектив, по определœению И.Ф.Козлова, специально исследовавшего творчество А. С. Макаренко, — это научно организованная система воспитывающей детской жизни.

Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нравственной свободы.

Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.

Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи.

Через участие в трудовых делах воспитанники включаются в экономические отношения и становятся их активными участниками. Школьники узнают об экономических проблемах предприятий, арендных и подрядных коллективов.

Познание практической экономики, соединœенное с участием в труде на предприятиях, в трудовых коллективах, обеспечивает воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.

Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности.

Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков.

Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.

Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности.

Прежде всœего это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни.

Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.

Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике. — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике.» 2017, 2018.

Источник: http://referatwork.ru/category/obrazovanie/view/602438_formirovanie_lichnosti_v_kollektive___veduschaya_ideya_v_gumanisticheskoy_pedagogike

§ 2. Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике

41. Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике. Развитие теории коллектива в педагогике

Разработкатеории коллектива в трудах отечественныхпедагогов.

Спервых лет создания советской школыодной из центральных ее задач былосоздание самодеятельного сплоченногоколлектива школьников.

В «Основныхпринципах единой трудовой школы»подчеркивалось, что «в воспитаниисамой прекрасной задачей являетсясоздание школьного коллектива, спаянногорадостным и прочным товариществом…».

Необходимость развития коллективизмау учащихся в условиях целенаправленнойучебно-воспитательной работы широкопропагандировали А.В.Луначарский,Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, СТ.Шацкий идругие видные педагоги и общественныедеятели.

Основнойцелью воспитания, считал А.В.Луначарский,должно быть всестороннее развитие такойличности, которая умеет жить в гармониис другими, которая умеет содружествовать,которая связана с другими сочувствиеми мыслью социально.

«Мы хотим, — писалон, — воспитать человека, который был быколлективистом нашего времени, жил быобщественной жизнью гораздо больше,чем личными интересами». В то же времяон отмечал, что только на основе коллективамогут быть развиты наиболее полноособенности человеческой личности.

Воспитывая индивидуальность на базеколлективизма, необходимо обеспечитьединство личной и общественнойнаправленности, считал А.В.Луначарский.

Н.К.Крупскаядала всестороннее обоснование преимуществколлективного воспитания детей иподростков. В своих многочисленныхстатьях и выступлениях она раскрылатеоретические основы и показалаконкретные пути формирования детскогоколлектива. Н. К.

Крупская рассматривалаколлектив как среду развития ребенкаи придавала большое значениеорганизационному единству детей вусловиях коллективной деятельности.Тщательную теоретическую проработкув ее трудах получили многие проблемы,имеющие большое практическое значение.

К ним прежде всего относятся такие, какактивная позиция ребенка в установленииколлективистских отношений; связьдетского коллектива с широкой социальнойсредой; самоуправление в детскомколлективе и методические основы в егоорганизации и др.

Теорияколлективного воспитания получилапрактическое воплощение в опыте первыхшкол-коммун. Одной из таких школ в составеПервой опытной станции по народномуобразованию руководил С. Т. Шацкий.

Онна практике доказал возможностьорганизации школьного коллектива иподтвердил действенность первичногошкольного коллектива как эффективнойформы организации воспитанников,открывающей широкие перспективы длявсестороннего развития личности каждогоребенка.

Опыт первых школ-коммун оказалбольшое влияние на становлениеколлективистической системы воспитанияв масштабах всей страны. В современнойпедагогической литературе онрассматривается как эксперимент, намногоопередивший в то время практикувоспитания.

Особовесомый вклад в разработку теории ипрактики коллектива внес А. С. Макаренко.Он доказал, что «никакой метод неможет быть выведен из представления опаре: учитель+ученик, а может быть выведениз общего представления об организациишколы и коллектива».

Он первым глубокообосновал стройную концепциювоспитательного коллектива, пронизаннуюгуманистическими идеями.

Педагогическиепринципы, положенные им в основуорганизации детского коллектива,обеспечивали четкую систему обязанностейи прав, определяющих социальную позициюкаждого члена коллектива.

Системаперспективных линий, принцип параллельногодействия, отношения ответственнойзависимости, принцип гласности и другиебыли направлены на то, чтобы вызватьлучшее в человеке, обеспечить емурадостное самочувствие, защищенность,уверенность в своих силах, сформироватьпостоянную потребность движения вперед.

Последовательноеразвитие идеи А.С.Макаренко получили впедагогических трудах и опыте В. А.Сухомлинского.

Усматривая задачу школыв обеспечении творческого саморазвитияличности школьника в коллективе, онпредпринял и реализовал удачную попыткупостроения целостного педагогическогопроцесса.

В основу своей воспитательнойсистемы творческого развития личностиВ.А.Сухомлинский положил идею направленногоразвития у ребенка субъектной позиции.

Многолетняяпедагогическая деятельность В. А.

Сухомлинского в качестве директорашколы и учителя позволила ему сформулироватьсовокупность принципов, которые должныбыть положены в основу формированияшкольного коллектива: организационноеединство школьного коллектива; руководящаяроль школьного коллектива; руководящаяроль педагога; богатство отношениймежду учениками и педагогами, междуучениками, между педагогами; ярковыраженная гражданственность духовнойжизни воспитанников и воспитателей;самодеятельность, творчество, инициатива;постоянное умножение духовных богатств;гармония высоких, благородных интересов,потребностей и желаний; создание изаботливое сохранение традиций, передачаих от поколения к поколению как духовногодостояния; интеллектуальное, эстетическоебогатство взаимоотношений между школьнымколлективом и другими коллективаминашего общества; эмоциональное богатствоколлективной жизни; дисциплина иответственность личности за свой труди поведение.

Разработкатеории коллектива на современном этапе.С начала 20-х до 60-х гг. XX в. проблемаколлектива считалась традиционнопедагогической, хотя отдельные аспектыколлективной жизни изучались и в рамкахдругих наук. С начала 60-х гг.

интерес кколлективу в силу изменившихсясоциально-политических условий проявилсясо стороны всех общественных наук.Философия исследует коллектив каксоциальную общность людей в его отношениик личности, закономерности и тенденциисоотношения личного и общественногоинтереса и их учет в управлении развитиемобщества.

Социальная психологияинтересуется закономерностямиколлективообразования, взаимоотношениямиколлектива и личности на психологическомуровне, структурой и становлениемсистемы деловых и личных, интерперсональныхсвязей и отношений.

Социологи изучаютколлектив как социальную систему вцелом и как систему более низкого порядкапо отношению к системе более высокогоуровня, т.е. к обществу.

Юриспруденцияи ее отрасль — криминалистика рассматриваютколлектив как одну из разновидностейсоциальных групп с позиции среды,формирующей мотивы и условия отступленияот норм общественной жизни. Педагогику,как и раньше, интересуют вопросы созданияколлектива и использования еговозможностей для гармоничного развитияличности, т.е. как инструмента дляцеленаправленного влияния на личностьне непосредственно, а опосредованночерез коллектив.

Впоследние десятилетия педагогическиеисследования были направлены на выявлениенаиболее эффективных форм организации,методов сплочения и формированиявоспитательных коллективов (Т.Е.Конникова,Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, А.В.Мудрик,О.С.Богданова, И.Б.Первин и др.

), наразработку принципов и методовстимулирования коллективной деятельности(Л.Ю.Гордин, М.П.Шульц и др.), развитиевоспитательных функций коллектива исамоуправления в нем (В.М.Коротов и др.),разработку педагогической инструментовкидеятельности коллектива (Э.С.Кузнецова,Н.Е.

Щуркова и др.).

Современнаяконцепция воспитательного коллектива(Т. А. Куракин, Л. И. Новикова, А. В. Мудрик)рассматривает его как своеобразнуюмодель общества, отражающую не столькоформу его организации, сколько теотношения, которые ему присущи, туатмосферу, которая ему свойственна, тусистему человеческих ценностей, котораяв нем принята.

При этом детский коллективрассматривается как модель, в которойотражаются отношения сегодняшнего дняобщества и тенденции его развития.

Дляобщества детский коллектив, будучи егоячейкой, является средством достижениястоящих перед ним воспитательных задач,а для ребенка он выступает прежде всегосвоеобразной средой его обитания иосвоения опыта, накопленного предшествующимипоколениями.

Внастоящее время исследуются такиевопросы теории коллектива, как массовое,групповое и индивидуальное в коллективе,проблема коллективного целеполагания;формирование социальной направленностиличности и развитие творческойиндивидуальности членов коллектива;идентификация и обособление в коллективев их единстве; единство педагогическогоруководства, самоуправления исаморегуляции; тенденции развитияколлектива как субъекта воспитания идр. В основе сплочения детского коллективаможет лежать не только труд, но и общение,познание, игра и другие виды деятельности,организации которых необходимо уделятьспециальное внимание.

Рольдетского коллектива в развитии личности.Детский коллектив — основная базанакопления детьми позитивного социальногоопыта. Опыт приобретается воспитанникомв семье, через общение со сверстникамив неорганизованных внешкольных условиях,через средства массовой информации,чтение книг и другие источники.

Однакотолько в коллективе его освоениеспециально планируется и направляетсяпедагогами-профессионалами. Ребенок споступлением в школу становится членоммногих коллективов, часть из которыхон выбирает самостоятельно (кружки,секции и т.п.), а членом других и преждевсего классного коллектива он становитсяв силу определенных условий.

Как членобщества и коллектива воспитанниквынужден принимать те правила и нормывзаимоотношений, которые свойственнытому или иному коллективу. Он не можетих игнорировать или пренебрегать имиуже потому, что хочет быть принятымколлективом, занять в нем удовлетворяющееего положение и эффективно осуществлятьсвою деятельность.

Это вовсе не означает,что школьник пассивно долженприспосабливаться к сложившимся илискладывающимся отношениям. Если онубежден в своей правоте, он должен занятьактивную позицию и не только высказыватьсвою точку зрения, противоположнуюмнению большинства, но и отстаивать ееперед коллективом.

Таким образом,коллектив открывает возможностинакопления опыта коллективного поведенияв позициях подчинения, активногопротивопоставления и руководства. Вконечном итоге это должно привести кформированию таких социально ценныхкачеств, как гражданственность, гуманизм,инициативность, ответственность,социальная справедливость и др.

Проявляясоциальную активность, каждый воспитанниквоспринимает для себя коллектив какарену для самовыражения и самоутверждениясебя как личности.

Благодаря педагогическомуруководству коллективной жизнедеятельностьюстремление утвердиться в своих глазахи глазах сверстников находит в коллективеблагоприятную почву.

Только в коллективеформируются такие существенные личностныехарактеристики, как самооценка, уровеньпритязаний и самоуважение, т.е. принятиеили неприятие себя как личности.

Воспитательныйколлектив, по определению И.Ф.Козлова,специально исследовавшего творчествоА. С. Макаренко, — это научно организованнаясистема воспитывающей детской жизни.

Организация коллективнойучебно-познавательной, ценностно-ориентационнойдеятельности и общения создает условиядля формирования и упражнений в проявленииинтеллектуальной и нравственной свободы.

Только в коллективной жизнедеятельностиформируются интеллектуально-нравственныеориентации личности, ее гражданскаяпозиция и целый ряд общественно значимыхумений и навыков.

Ничемне заменима роль коллектива в организациитрудовой деятельности детей. В условияхколлектива она стимулирует проявлениевзаимоответственности за конечныерезультаты труда, взаимопомощи.

Черезучастие в трудовых делах воспитанникивключаются в экономические отношенияи становятся их активными участниками.Школьники узнают об экономическихпроблемах предприятий, арендных иподрядных коллективов.

Познаниепрактической экономики, соединенное сучастием в труде на предприятиях, втрудовых коллективах, обеспечиваетвоспитание у детей коллективизма итворческого отношения к труду.

Коллективнаяжизнедеятельность школьников открываетпрактически неограниченные возможностидля реализации физического и художественногопотенциала личности.

Физкультурно-оздоровительнаяи художественно-эстетическая деятельность,организуемая в условиях свободногообщения, стимулирует содержательныйобмен духовными ценностями, формированиеэстетического отношения к действительности,овладение широким спектром специальныхзнаний, умений и навыков.

Эти видыдеятельности способствуют эмоциональномуразвитию воспитанников, вызывая чувстваколлективного сопереживания, сочувствия,совместного ощущения эмоционально-нравственнойатмосферы и ее сотворчества.

Рольколлектива в развитии личности состоити в том, что он открывает возможностипрактического освоения демократическихформ организации жизнедеятельности.

Прежде всего это реализуется черезактивное участие в школьном самоуправлениии многообразной общественной жизни.

Педагогически ориентированный коллективсоздает благоприятные возможности дляформирования социально ценной личностии проявления ее индивидуальности.

Источник: https://studfile.net/preview/5246752/page:78/

Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике — Образование

41. Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике. Развитие теории коллектива в педагогике

Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов.

С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников.

В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом…» [1].

Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, СТ.Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели.

1 Народное образование в СССР: Сб. документов 1917-1973 гг. — М., 1974. — С. 142.

Основной целью воспитания, считал А.В.Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально.

«Мы хотим, — писал он, — воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами» [2]. В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности.

Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности, считал А.В.Луначарский.

2 Луначарский А. В. О народном образовании. — М., 1958. — С. 445.

Н.К.Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива. Н. К.

Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение.

К ним прежде всего относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении коллективистских отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой; самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации и др.

Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному образованию руководил С. Т. Шацкий.

Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка.

Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистической системы воспитания в масштабах всей страны. В современной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время практику воспитания.

Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А. С. Макаренко. Он доказал, что «никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель+ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива» [1].

Он первым глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями.

Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива.

Система перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед.

1 Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. — М., 1958. — Т. 5. — С. 353.

Последовательное развитие идеи А.С.Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В. А. Сухомлинского.

Усматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса.

В основу своей воспитательной системы творческого развития личности В.А.Сухомлинский положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции.

Многолетняя педагогическая деятельность В. А.

Сухомлинского в качестве директора школы и учителя позволила ему сформулировать совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива: организационное единство школьного коллектива; руководящая роль школьного коллектива; руководящая роль педагога; богатство отношений между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами; ярко выраженная гражданственность духовной жизни воспитанников и воспитателей; самодеятельность, творчество, инициатива; постоянное умножение духовных богатств; гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний; создание и заботливое сохранение традиций, передача их от поколения к поколению как духовного достояния; интеллектуальное, эстетическое богатство взаимоотношений между школьным коллективом и другими коллективами нашего общества; эмоциональное богатство коллективной жизни; дисциплина и ответственность личности за свой труд и поведение [1].

1 См.: Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1981. — Т. 3. — С. 208.

Разработка теории коллектива на современном этапе.

С начала 20-х до 60-х гг. XX в. проблема коллектива считалась традиционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной жизни изучались и в рамках других наук. С начала 60-х гг. интерес к коллективу в силу изменившихся социально-политических условий проявился со стороны всех общественных наук.

Философия исследует коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности, закономерности и тенденции соотношения личного и общественного интереса и их учет в управлении развитием общества.

Социальная психология интересуется закономерностями коллективообразования, взаимоотношениями коллектива и личности на психологическом уровне, структурой и становлением системы деловых и личных, интерперсональных связей и отношений.

Социологи изучают коллектив как социальную систему в целом и как систему более низкого порядка по отношению к системе более высокого уровня, т.е. к обществу.

Юриспруденция и ее отрасль — криминалистика рассматривают коллектив как одну из разновидностей социальных групп с позиции среды, формирующей мотивы и условия отступления от норм общественной жизни. Педагогику, как и раньше, интересуют вопросы создания коллектива и использования его возможностей для гармоничного развития личности, т.е. как инструмента для целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через коллектив.

В последние десятилетия педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, А.В.Мудрик, О.С.Богданова, И.Б.Первин и др.

), на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю.Гордин, М.П.Шульц и др.), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М.Коротов и др.), разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С.Кузнецова, Н.Е.

Щуркова и др.).

Современная концепция воспитательного коллектива (Т. А. Куракин, Л. И. Новикова, А. В. Мудрик) рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята.

При этом детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития.

Для общества детский коллектив, будучи его ячейкой, является средством достижения стоящих перед ним воспитательных задач, а для ребенка он выступает прежде всего своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями [1].

1 См.: Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. — М., 1978.

В настоящее время исследуются такие вопросы теории коллектива, как массовое, групповое и индивидуальное в коллективе, проблема коллективного целеполагания; формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива; идентификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции; тенденции развития коллектива как субъекта воспитания и др. В основе сплочения детского коллектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра и другие виды деятельности, организации которых необходимо уделять специальное внимание.

Роль детского коллектива в развитии личности. Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники.

Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.

), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу.

Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник пассивно должен приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям.

Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом.

Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др.

Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности.

Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву.

Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

Воспитательный коллектив, по определению И.Ф.Козлова, специально исследовавшего творчество А. С. Макаренко, — это научно организованная система воспитывающей детской жизни.

Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нравственной свободы.

Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.

Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи.

Через участие в трудовых делах воспитанники включаются в экономические отношения и становятся их активными участниками. Школьники узнают об экономических проблемах предприятий, арендных и подрядных коллективов.

Познание практической экономики, соединенное с участием в труде на предприятиях, в трудовых коллективах, обеспечивает воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.

Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности.

Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков.

Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.

Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности.

Прежде всего это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни.

Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.

Источник: https://student2.ru/obrazovanie/1128288-formirovanie-lichnosti-v-kollektive-vedushhaya-ideya-v-gumanisticheskoy-pedagogike/

Uchebnik-free
Добавить комментарий