40. Социально-психологические барьеры личности.

Социально-психологические барьеры

40. Социально-психологические барьеры личности.

Преграды, обусловленные личностным восприятием.Люди реагируют не на то, что в действительности происходит в их окружении, а на то, что воспринимается ими как происходящее.

Очень часто процесс обмена информацией тормозится, поскольку те, кто ее предоставляет, передает или принимает, могут иметь отличные друг от друга определенный психологический склад ума, что может мешать точному пониманию проблемы.

В исследовании отечественных психологов выявились смысловые и эмоциональные барьеры влияющие на коммуникативное поведение.

Первые возникают, как сомнение в чем-либо, обесценивание (идеи), непонимание (сообщения), неодобрение (поступков, решений), несогласие (с аргументацией), недоверие (знаниям, опыту), вторые – как равнодушие неуверенность, недоумение, растерянность, обида, недовольство, раздражение, возмущение, негодование. Избирательность восприятия информации во многом зависит от сферы компетентности, круга интересов, потребности, установки людей, их эмоционального состояния и внешнего окружения. Информация, вступающая в противоречие с нашим опытом или ранее усвоенными понятиями, зачастую либо полностью отторгается, либо искажается в соответствии с этим опытом или понятиями. Из этого следует, что во многих случаях люди воспринимают только часть сообщения, полученного ими в физическом смысле.

В социальной психологии уже давно доказано, что каждый человек слышит «четырьмя ушами» и говорит «четырьмя языками» (Ф.Шульф фон Тун, профессор психологии Гамбургского университета).

Есть деловое ухо (воспринимает суть услышанного), есть апеллирующее (слышит только претензии в свой адрес), зондирующее (оценивает, что скрывается за высказыванием коллеги или руководителя) и эмоциональное (сообщение вызывает реакцию раздражения или, наоборот, радостную реакцию).

Психологические барьеры в общении возникают потому, что люди включают не тот канал коммуникации. Особенно часто это происходит в общении между полами: женщины больше живут в мире чувств, а мужчины – в мире дел.

Существенное значение имеет вербальная и невербальная форма обращения,при которой сказанное либо блокирует понимание информации, либо провоцирует ее искажение.

Это особенно проявляется в устных высказываниях, когда недооценивается потеря информации в сообщениях, переданных наскоро, раздражение по поводу уточнений ранее полученной информации, сокрытие ошибок или оправдания в результате неверно понятого и выполненного ценного задания.

Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. То, как с какой интонацией и модуляцией голоса мы произносим слова может существенно менять их смысл.

Значительно снижается эффект внутриорганизационных коммуникаций из-за несовершенства нашей памяти. Установлено, что рядовые сотрудники сохраняют в памяти всего лишь 50 % переданной им информации, а руководители — 60 %. Следовательно, необходимо повторение сообщений, занесение их в память компьютера, просто в блокнот и т.д.

К индивидуально — психологическое причинам восприятия информации, затрудняющим ее усвоение, следует также отнести следующие факторы: информация перенасыщена, непонятна, противоречива, недостаточна, идет от неавторитетного источника, запаздывает, ставит в неловкое положение, требует проверки, искажает факты, может привести к конфликту, нуждается в согласовании, ущемляет личное достоинство, ведет к срыву уже достигнутых договоренностей, вынуждает браться за побочную работу, убивает интерес к работе, подрывает доверие к руководителю.

Неполнота воспринимаемой информацииможет быть связана, прежде всего, с тем, что отправитель отпускает часть фактического материала, либо считая его уже всем известным, либо по недосмотру, либо прибегая к умышленному «придерживанию» части информации в целях манипуляции людьми (прагматический шум). Подобный же эффект имеет и чрезмерный обмен информацией. Как это ни парадоксально, структурные подразделения часто жалуются одновременно и на слишком большой объем информации и на то, что их недостаточно информируют обо всем новом.

На информационном обмене сказываются и личностные качества работников, например предвзятость по отношению к мнению окружающих, что приводит к неправильному восприятию и неадекватной оценке поступающей информации. Отрицательное влияние оказывают и всевозможные стереотипы, а также отсутствие интереса к сообщаемой информации (вследствие, например, ее однообразия, тривиальности и т.п.).

Социальные барьеры.В многочисленных исследованиях подтверждено наличие тенденции восприятия людьми проблем организации в рамках основ суждений, формирующихся исходя из конкретных должностных функций. Сфера компетентности работника формирует определенную предвзятость к получаемой информации. Эта проблема одинаково является как организационной, так и личностной.

Специализация служащего и конкретные цели организации, с которыми он себя отождествляет, определяют сферу компетенции, в пределах которой он истолковывает информацию.

Специализация часто ведет к искажению перспективы, неспособности точно представить себе другие аспекты какой-либо конкретной проблемы.

Такие искажения часто не позволяют специалистам правильно определить, что необходимо сообщить и почему.

Каждая группа функциональных специалистов может применять своего рода «принцип наименьших действий» по отношению к получаемой информации.

Очевидна склонность каждой группы специалистов видеть лишь те аспекты проблемы, которые затрагивают их специализацию, и заниматься проблемой в рамках средств, находящихся в их распоряжении.

Вместе с тем следует отметить, что те работники, кого оперативно информируют об общей цели организации и о том, каким образом их вклад способствует ее достижению, скорее всего будут менее подвержены «парализующему эгоизму», вызываемому узким пониманием своих функций.

Достаточно часто работники находятся в ситуации преднамеренного ограничения информации, количества и качества, степени открытости и закрытости информации, передаваемой сотрудникам организации.

Во многом это определяется руководством исходя из принципа конфиденциальности и безопасности организации.

Нередко считается, что для успешной реализации новых проектов необходимо окружить их определенной долей секретности, по крайней мере на начальных этапах.

В социально-психологическом плане коммуникационным барьером выступает дистанция между работниками в зависимости от их статуса. Различия по статусу оказывают значительное фильтрующее и искажающее влияние на общение как снизу вверх, так и сверху вниз.

Общение снизу вверх затруднено из-за желания снискать расположение тех, кто находится у власти, поэтому о хороших новостях рассказывают, о плохих — нет. Большинству людей трудно рассказывать о делах, которые, как они считают, представят их в плохом свете.

Кроме того, «честь мундира», требующая верности организации, к которой относишься, также не допускает сообщения негативных сведений. Вследствие этого доклады, идущие наверх, обычно «подслащиваются»: благоприятные сведения выпячиваются, а ошибки и неудачи — затеняются, приукрашиваются.

Эти искажения, посылаемые наверх, затрудняют получение реальной и объективной картины дел в организации.

В коммуникационном взаимодействии в организации достаточно часто происходит социально-психологическая корректировка информации,особенно в подразделениях и между ними, когда там складывается неблагоприятная для работы обстановка.

Это проявляется в следующем: задержке информации, ее умышленном искажении, игнорировании ее вообще из-за отторжения работников от руководителя и друг от друга, «запуске» нежелательной информации, раздувании мелких событий и фактов, циркуляции слухов и опровержений, выяснение отношений вместо работы.

Во многом это определяется недостатками в деловом общении, связанные с прямыми контактами с руководителем. Следует иметь в виду, что личный контакт руководителя с сотрудниками стимулирует общение и деловую активность подчиненных.

Нередко к неверному восприятию информации и даже ее умышленному искажению приводят неблагоприятный психологический климат в коллективе, недоброжелательные отношения между работниками и возникающая в силу этого излишняя подозрительность.

Достаточно часто в организациях возникает организационно-психологическое расстройство каналов передачи информации,когда ее смысл расщепляется в зависимости от количества инстанций (эффект «испорченного телефона», где возникают непонимание, наделение сообщений новым содержанием, перевернутость сообщений, сокращение объема сообщения или придание ему иного смысла, когда в итоге работник, воспринимающий информацию, оценивает ее как «дурацкую»). По данным С.Блэка, руководитель может рассчитывать лишь на понимание 60 процентов информации, которую он пытается передать своему заместителю по какому-либо сложному вопросу. В свою очередь, подчиненный зама тоже поймет не более 60 процентов. И так далее до последнего звена в руководящей цепочке. Если же руководство состоит из пяти уровней, самый младший из руководителей поймет только 13 процентов первоначального распоряжения. При использовании письменных документов, отправляемых сверху вниз, результат может быть еще хуже.

Исследуя коммуникационные проблемы организаций В.Шепель называет шесть явных барьеров:

— дискомфорт физической среды, в условиях которой воспринимается сообщение;

— инерция включенности, озабоченность слушателя иными проблемами, давление другой работы;

— антипатия к чужим мыслям: стереотипизированность сознания, амбициозность;

— языковый барьер: существенное различие тезаурусов коммуникатора и коммуниканта;

— профессиональное неприятие: некомпетентное вторжение коммуникатора в профессиональную сферу коммуниканта;

— неприятие имиджа коммуникатора.

Очевидно, что список этот может быть значительно расширен в каждом конкретном случае в ходе анализа ситуации, в которой протекает коммуникация.

В социальной психологии давно отработаны пять критериев оценки коммуникативного акта: ясно ли оно? полно ли оно? кратко ли оно? конкретно оно? корректно ли оно? Очень часто сами руководители провоцируют непонимание подчиненных.

Это происходит потому, что сообщения оказываются туманными, многословными или, наоборот, сверхкраткими, запутанными, с плохо выбранными словами, с повторами.

И вот в «коммуникационном пространстве» руководителя развивается феномен относительного понимания: сотрудники как бы понимают друг друга, а на самом деле каждый понимает ситуацию по-своему. Смысловая многозначность становится очень грозным врагом руководителя.

Классификация факторов эффективных коммуникаций.

Факторы, обусловленные руководителем:

* понимание важности коммуникаций;

* знание и использование руководителями форм, принципов, уровней, стадий организационного общения;

* рациональная организация рабочего времени руководителя, его планирование;

* доступность.

Факторы, обусловленные персоналом:

* обширная сеть неформальных каналов;

* низкий уровень шумов (семантического, прагматического, невербального, обусловленного восприятием);

* коммуникационный климат организации: обстановка взаимопонимания, доверия, доброжелательности.

Факторы, обусловленные организацией коммуникативного взаимодействия:

* соответствие между организационной и коммуникативной структурой организации;

* простота, надежность, гибкость коммуникационных сетей;

* уравновешенность нисходящих и восходящих информационных потоков;

* баланс между формальными и неформальными потоками;

* соответствие современному техническому уровню.

Таким образом, эффективное коммуникативное взаимодействие — важнейший фактор и средство обеспечения эффективного управленческого общения в организации. Достигнуть ее можно только путем создания обстановки, в которой работники могут безболезненно высказывать свое мнение, выбором приемлемой структуры коммуникационного взаимодействия, созданием атмосферы кооперации и сотрудничества.

Источник: https://studopedia.su/1_13255_sotsialno-psihologicheskie-bareri.html

Психологический барьер в общении и его виды: коммуникативный и физиологические

40. Социально-психологические барьеры личности.

Одной из ключевых задач психологии является преодоление барьеров — внутренних зажимов, мешающих нормальному развитию человека и его взаимодействию с другими людьми.

Психологический барьер — результат травмирующего события, которое чаще всего происходит в детском возрасте. Взрослея человек не осознает влияния травмы, но испытывает проблемы в общении.

К счастью, психика достаточно пластична, чтобы компенсировать последствия травмы.

В чем особенность коммуникационных барьеров?

Особое состояние психики, которое мешает человеку выполнить определенное действие, называется психологическим барьером. Попадая в ситуацию барьера, люди испытывают резко негативные эмоции. Барьер проживается человеком, как непреодолимое препятствие.

В результате он не способен создавать и поддерживать коммуникативные связи, во время попыток испытывает сильные отрицательные переживания.

Это приводит к заниженной самооценке, отсутствию амбиций, неудовлетворенностью собой и своей жизнью, тревожности, чувству вины и возникновению комплекса неполноценности.

Индивидуальные барьеры личности появляются в раннем детстве или в результате проживания им стрессовой ситуации.

Они отражаются на развитии личности, проявляясь застенчивостью, неуверенностью в себе, сомнениях и зажатости.

Человек может преодолеть психологический барьер самостоятельно, но для этого потребуется серьезная работа над собой. Большинству людей необходима помощь психотерапевта и прохождение тренингов личностного роста.

Социальный психологический барьер не зависит от внутреннего состояния человека или его психологических особенностей. Состояние барьера вызывает внешняя ситуация.

Она виляет на его эмоциональное состояние, рассеивает внимание и искажает восприятие действительности. Человек теряет способность адекватно оценивать поступки других людей.

Часто результатом социального барьера становится неспособность достичь взаимопонимания и невозможность совместной работы.

Барьеры общения бывают психологическими и смысловыми. Психологический возникает в момент коммуникации, когда человек испытывает затруднение с налаживанием коммуникативной связи. Для него сложно вступить в контакт и поддержать установку контакта по инициативе собеседника. Смысловой возникает в процессе общения.

Поскольку у каждого человека видение конкретной ситуации индивидуальное, его субъективное мнение может не совпадать с мнением других людей. Разница в восприятии приводит к развитию конфликтов. В некоторых случаях конфликты полезны: они стимулируют поиск оптимального решения. Но часто результатом конфликта становится нарушение коммуникации.

Оно может возникнуть в любой социальной ситуации. Чаще всего, это возникает при взаимодействии членов семьи или коллег.

Психологические причины барьеров общения

В психологии проблеме коммуникационных барьеров уделяется достаточно внимания. Специалисты полагают, что возникновению сложностей в общении способствует индивидуальный опыт.

Он влияет на восприятие информации, поступающей от собеседника, и не позволяет взглянуть на ситуацию объективно. Для большинства людей этот процесс происходит бессознательно, поэтому коммуникация часто становится непродуктивной.

Психологические причины — результат личностных аспектов. К ним относятся различия в видах темперамента, антипатия, скрытность, зажатость, недоверие.

Среди барьеров общения в психологии выделяют:

  1. Интеллектуальные. Они зависят от разницы типов мышления. У одних людей скорость выполнения мыслительных операций выше, у других — значительно ниже. Разница в уровне интеллектуального развития делает общение сложным для человека с низким интеллектом и скучным для человека с высоким. Препятствием для создания нормальной коммуникации становится некомпетентность. Когда специалист обсуждает профессиональные вопросы с человеком, который не разбирается в теме, он испытывает раздражение и огорчение.
  2. Эстетические. Этот вид преграды в общении возникает, когда человек испытывает неприятие внешности собеседника. Раздражать может любая деталь: неопрятная одежда, яркие аксессуары, особенности внешности. Человек может стараться не обращать внимания на раздражающий фактор, но его внимание все равно будет фокусироваться на ней. Разновидность эстетического барьера — раздражение от тембра голоса или манеры речи.
  3. Мотивационные. Люди, работающие над одной задачей, не могут достичь взаимопонимания из-за разницы во взглядах и целях. Их способы восприятия и обработки информации не позволяют эффективно выполнять командную работу.
  4. Ситуативный. Эти проблемы в общении возникают после внешней ситуации, которая влияет на настроение человека. Испытывая негативные эмоции, он воспринимает общение, как попытку вторжения в личное пространство.
  5. Моральный. Разница в моральных установках — самый сложнопреодолимый барьер. Он не позволяет достичь взаимопонимания между людьми даже при обоюдном желании, поскольку они не могут ни отказаться от своих взглядов, ни принять чужие.
  6. Барьер установки. Если человек изначально негативно настроен по отношению к собеседнику, он будет подсознательно искать возможность не вступать в контакт или прекратить его при первой возможности.

Возникновение психологических барьеров — сложный процесс. Большинство проблем в общении требует длительной терапии и не всегда осознаются людьми. В запущенных случаях человек абсолютно не способен устанавливать коммуникативные связи и остается в полной изоляции.

Коммуникационные причины барьеров

Коммуникационный барьер — следствие несоответствия словарного запаса собеседников. Он возникает из-за разницы в образовании, неправильном прочтении текста, отсутствии адекватного перевода и других ошибок трактовки отдельных терминов. Барьеры такого типа можно разделить на три вида, которые кардинально отличаются друг от друга.

Коммуникационные барьеры бывают:

  1. Логическими. Возникают в ситуации, когда один человек не умеет выразить свои мысли. Его высказывания хаотичны и лишены логики, окружающим сложно понять его мнение. Если все участники межличностного взаимодействия испытывают трудности с выражением своих мыслей, общение становится практически невозможным.
  2. Фонетическими. Появляются у людей, которые имеют нарушения дикции. Они не могут четко произносить звуки и смысл сказанного искажается. Также затруднить общение может неправильная расстановка смысловых ударений. Как правило, это затруднение не оказывает особого влияния на разговор между носителями языка, но при общении с иностранцем вызывает серьезное недопонимание.
  3. Семантическими. Они возникают, когда люди под одним и тем же термином понимают разные вещи. Эта разница восприятия зависит уровня образования, интересов и постоянного круга общения. В зависимости от типа личности, человек подбирает свою расшифровку тезиса, и она может не совпасть с мнением других участников дискуссии. При высоком уровне интеллекта собеседники выявляют несоответствие и выбирают другую терминологию.

Коммуникационные барьеры встречаются чаще психологических, но имеют меньшую степень воздействия. Так, человек, страдающий заиканием или неспособностью произносить отдельные звуки, но не встречавшийся с осуждением, будет свободно высказываться. А человек с нормальной дикцией, имеющий страх быть осужденным за свое мнение, даже не попытается его отстоять и в дискуссии займет пассивную роль.

Способы преодоления барьеров

Психологи помогают преодолевать психологические барьеры с помощью индивидуальной или групповой терапии. Основная задача терапии — устранить источник возникновения триггерящей ситуации и снизить общую тревожность. После беседы с психологом и нескольких тестов, специалист сможет определить какую именно терапию лучше выбрать для конкретного человека.

Методы работы при коррекции тревожности и страхов:

  1. Взаимодействие со страхом через игру. В качестве предмета выбирается наглядное пособие, напоминающее страх клиента. С помощью предметной игры человек проигрывает ситуацию, поворачивая сюжет в свою пользу.
  2. Усиление переживания эмоциональной реакции. Психолог с помощью средств арт-терапии обучает клиента переживанию положительных эмоций, которые становятся защитой клиента в травмирующей ситуации.
  3. Переключение эмоций. Клиент взаимодействует с объектом страха с помощью фраз и жестов, которые подчеркивают его незначительность. Это заряжает клиента уверенностью и спокойствием.
  4. Манипуляция страхом. Проводится параллельно разыгрыванию тревожащей ситуации или перед ней. Клиент некоторое время держит в руках пугающий предмет и формально обретает над ним власть.
  5. Подражание. Психолог проигрывает ситуацию, позволяя клиенту подражать его действиям и реакции. Поскольку человеку свойственно бессознательное подражание окружающим, из ближайшего круга общения следует исключить тревожных людей, склонных к драматизации. Постоянное общение с такими людьми препятствует нормальному воздействию терапии.
  6. Эмоциональные качели. Методика качелей позволяет перенести клиента из ситуации опасности в ситуацию безопасности. Переход проигрывается несколько раз подряд, пока клиент не научится переносить ощущение безопасности в опасную ситуацию.
  7. Эмоциональный конфликт. Страх — эмоциональное явление. Избавиться от него можно с помощью сильного эмоционального воздействия. Для этого психолог моделирует ситуацию, в которой клиент получает возможность преодолеть страх или сформировать новое эмоциональное отношение, устраняющее страх.
  8. Анатомирование страха. Психолог выступает в роли учителя, который объясняет клиенту устройство предмета страха. Он акцентирует внимание на объективной неспособности предмета нанести реальный вред. При успешном проведении терапии человек самостоятельно справляется со страхом без дополнительных мер.
  9. Привыкание или сенсибилизация. Клиенту демонстрируется объект страха и нейтральная эмоциональная реакция других людей на него. Это позволяет клиенту досконально изучить объект и привыкнуть к нему. Постепенно это приводит к снижению чувствительности к пугающему объекту или ситуации.

Для преодоления психологических блоков в психологии применяют активную терапию.

Поскольку психологическое напряжение отражается на физическом состоянии, вначале нужно устранить именно телесный дискомфорт.

Такая практика очень эффективна, она полезна не только для психологического здоровья, но и для физического. Для преодоления барьера в рамках индивидуального или группового тренинга используют:

  1. Танец. Повторение танцевальных движений помогает раскрепоститься, освободить чувства развить уверенность в себе.
  2. Движения. Человек повторяет комплекс движений, которые выражают положительные и отрицательные эмоции.
  3. Искусство. Художественное творчество отражает все подсознательные процессы, протекающие в психике человека. С помощью зрительных образов ему становится гораздо проще выразить страхи и сомнения, реализовать их в виде реально существующих объектов.
  4. Телесность. Физический контакт в виде легких поглаживающих движений снимает психологическую нагрузку и высвобождает примитивные чувства.
  5. Навыки. Цель занятия — обучить клиента приспособительным умениям, полезным при столкновении со сложной ситуацией. Отработка умений проводится вначале в кабинете психолога, а после первичного освоения — в реальной ситуации. Психолог дает задания, которые клиент должен выполнять: спросить дорогу, познакомиться и т.д.

В течение одного сеанса психолог использует один метод воздействия. Количество сеансов в одном терапевтическом курсе может варьироваться и зависит от вовлеченности клиента и глубины полученной психотравмы. Чтобы разобраться в видах психологических барьеров лучше — стоит посмотреть видео, где все излагается в легкой и понятной форме, а также показаны примеры ситуаций:

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/barer.html

Виды социально-психологических барьеров

40. Социально-психологические барьеры личности.

Предыдущая27282930313233343536373839404142Следующая

Видовое многообразие барьеров.

Многообразие психоло­гических барьеров, защищающих и вместе с тем консервирую­щих, блокирующих духовный потенциал личности или общности, соответствует основным понятиям социальной пси­хологии (личность, общность, общение, деятельность).

В таком случае правомерно говорить о психологических барьерах со­ответственно личности или общности, общения или деятельно­сти. В каждом из этих случаев речь идет об особенностях проявления достаточно универсальных механизмов образова­ния и функционирования социально-психологических барьеров.

Основные особенности действия того или иного барьера обусловлены спецификой названных выше социально-психоло­гических явлений. Так, в качестве личностных психологичес­ких барьеров способно выступать психическое состояние или поведение индивида, вытекающее из особенностей его харак­тера, специфики духовно-нравственной ориентации.

Барьеры личности и общности.

В роли социально-психо­логического барьера на пути реализации творческого потен­циала личности может оказаться свойственное в тех или иных случаях человеку как состояние высокой, зашкаливающей пси­хической напряженности и скованности, так и, наоборот, со­стояние беспочвенной эйфории, благодушия, а соответственно и невключенности в сложную ситуацию, требующую собран­ности и полной концентрации сознания, воли и внимания на решение предстоящей задачи.

Иными словами, любое психическое состояние личности, не адекватное требованиям складывающейся ситуации, способ­но выступать в качестве ее личностного психологического ба­рьера в той мере, в какой оно проистекает из особенностей характера данного индивида.

Так, человек, склонный к повы­шенной самокритичности и заниженной самооценке, постоянно сомневающийся в своих действиях и в своих силах, чаще всего может оказаться жертвой собственного психологического барьера, необоснованной напряженности и скованности, тормо­зящих реализацию им своего духовного потенциала.

Психологический же барьер невключенности или явно не­достаточной включенности в действие на почве недооценки сложности складывающейся ситуации чаще возникает у инди­вида, склонного к завышенной оценке своих сил и способнос­тей.

Но личность может быть носителем и психологических барьеров, доставшихся ей от общности, с которой она себя отождествляет. Например, психологический барьер, контроли­рующий дистанцию общения представителей одной общности с другими, является психологическим барьером общности.

Та­ков, в частности, внешне ориентированный психологический барьер любой общности, который проявляется в конфронтации или противопоставлении «мы» и «они».

Социально-психологические барьеры деятельности. Наи­более многообразны психологические барьеры деятельности. Они могут дифференцироваться по видам последней. Это со­ответственно психологические барьеры: коммуникативной или познавательной, трудовой или управленческой, рекреактивной или творческой, экономической или политической, правовой или духовно-нравственной деятельности людей.

Как и в случае с психологическими барьерами общности, барьеры деятельности как таковые носят безличный характер. Это объясняется, в частности, не зависящим от отдельного ин­дивида универсальным характером противоречий в психологии деятельности — между ее мотивами и способами осуществле­ния, между притязаниями и реальными достижениями субъекта действия и др.

Таков, например, рассмотренный нами психологический барьер на пути достижения нового знания в науке. Аналогич­ный характер носит и психологический барьер познавательной активности человека, связанный с механизмом опосредования в восприятии текста.

Социально-психологические барьеры общения. Особое ме­сто в системе социально-психологических барьеров человека занимают барьеры общения. Они столь же многообразны, как и само общение между людьми.

По своей природе эти барьеры могут быть продуктом как безличных механизмов социально-психологического взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга, так и влияния личностных индивидуальных особен­ностей партнеров по общению. Примером первого могут слу­жить стереотипы восприятия партнера по общению.

Выполняя функцию средства психологической защиты индивида от пере­грузки эмоциональной информацией, стереотип восприятия вместе с тем выступает и в роли социально-психологического барьера на пути адекватного восприятия партнера по общению в качестве уникальной индивидуальности.

Примером же второго могут быть индивидуальные, преж­де всего характерологические, особенности личности. Интро-вертированность, например, последней очень часто оказывается социально-психологическим барьером в ситуации, которая тре­бует быстрого психологического переключения внимания с од­ного контакта на другой.

Предыдущая27282930313233343536373839404142Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/11-68078.html

Барьер социального восприятия

40. Социально-психологические барьеры личности.

Восприятие одного и того же явления различными людьми может быть совершенно разным и в результате такое несоответствие может привести к конфликту.

Это во многом зависит от их индивидуальных установок социальной перцепции. Поэтому нет ничего удивительного в том, что не всякая фраза, движение и тем более поведение понимаются одинаково.

В беседе отрицательная установка может быть направлена:

1) на личность самого собеседника (если бы то же самое говорил кто-то другой, это бы воспринималось совсем иначе);

2) на суть беседы («не могу в это поверить», «так говорить недопустимо»);

3) на обстоятельства разговора («сейчас не время и не место для подобных обсуждений»).

Наблюдающаяся на первых этапах процесса общения актуализация отношений индивидов друг к другу, в понятиях социальной перцепции, обусловливает возможность зарождения трудностей общения, связанных с эффектом первого впечатления, шаблонами, стереотипами, установками межличностного восприятия и т.д.

Своеобразным психологическим барьером на пути беспрепятственного общения может явиться механизм идентификации, действующий в ситуации межличностного восприятия.

Но поскольку духовное богатство, своеобразие и специфичность каждой личности имеют тенденцию к постоянному развитию и усложнению, поскольку ни одна личность со всей своей неповторимостью и уникальностью не может быть уподоблена во всем своем многообразии другой личности, столь же неповторимой и уникальной, идентификация, осуществляемая через уподобление, из эффективного в прошлом средства превращается в шаблон, тормоз, психологический барьер межличностного общения.

Другим из социально-психологических механизмов восприятия человека человеком является механизм стереотипизации, идеализации, проецирования, действующий, как правило, в ситуации непосредственного межличностного общения, где может сыграть двоякую роль.

Так, неверно составленное первое впечатление о партнере по общению может способствовать актуализации неадекватного эталона или стереотипа восприятия, в результате чего появляются так называемые «барьеры стереотипизации» и коммуникативный процесс с самого начала оказывается затрудненным.

Следовательно, невозможность достижения взаимного понимания между участниками общения, являясь одной из причин появления коммуникативных затруднений, обусловлена отсутствием следующих факторов: адекватного образа партнера; адекватной ориентировки в собеседнике; способности принятия роли партнера по общению; способности моделирования внутреннего мира личности на основе внешних признаков; способности к интракоммуникации; овладению ее механизмами; способности к пониманию мотивов поведения партнера; психологической совместимости коммуникантов; общности ситуационного контекста.

Неуверенность в себе вызывает чувства тревоги, опасения или страха, которые искажают процессы восприятия и понимания ситуации, среды, людей («у страха глаза велики»), актуализируют стереотипы, предрассудки, усиливают инерционные, застойные явления в психике, благоприятствуют формированию образа врага, злодея, нечистой силы, иные фантастические фигуры — объекты конфликта.

Социально-психологическая оценка людей во многом зависит от того, чего хочет человек, общаясь с другими людьми, а значит и возможность развития и формирования конфликта:

приобрести, усвоить то, чего ему недостает, но есть у других, — завидные качества, способность помочь — компенсирующая доминанта;

найти себе подобных, усилить свое самоутверждение общностью качеств с другими, сильных или слабых — проецирующая доминанта;

воздействовать на окружающих, делая других не по себе, а по тому идеалу, эталону, к которому сам стремится, — сотворческая доминанта.

На отношении к людям сказывается вся система ценностей, внутри которой выделяется главное, ведущее, что становится всеподчиняющей потребностью, страстью: быть или иметь, корысть или бескорыстие.

У каждого человека в силу индивидуальных врожденных и приобретенных свойств, характеристик высшей нервной деятельности существуют свои особенности (параметры) внимания: та или иная степень его интенсивности (сосредоточенности), переключаемое™ (с объекта на объект), направленности (вовне или на себя, на собственные мысли), распределения (возможность одновременно следить за несколькими объектами) и др.

В зависимости от того, какие параметры нарушены, можно выделить три физиологические причины невнимательности, которые очень часто лежат в основе множества конфликтов, возникших в результате действия барьера социальной перцепции.

Первая причина заключается в чрезмерно легкой непроизвольной переключаемости, малой устойчивости и низкой интенсивности внимания. Это свойственно детям в возрасте до шести лет, уставшим людям. В беседе с такими людьми не следует злоупотреблять их терпением и рассчитывать на их длительную сосредоточенность.

Вторая причина, напротив, кроется в высокой интенсивности, трудной переключаемости и высокой устойчивости внимания, характерными для «рассеянного ученого», сосредоточенного на своих мыслях.

У такого человека часто возникает характерное выражение лица: взгляд становится неподвижным, невидящим, устремленным вдаль, «сквозь собеседника», что, естественно, обижает последнего.

Этот механизм действует и при врожденной малоподвижности, «вязкости» нервных процессов. В разговоре с такими людьми важно следить за выражением их лица.

Третья причина невнимательности заключается в слабой интенсивности и плохой переключаемости внимания.

Типичным примером может служить так называемая старческая рассеянность, развивающаяся вследствие атеросклероза сосудов головного мозга.

При длительной беседе с человеком преклонного возраста иногда необходимо приложить определенные усилия, чтобы удержать его внимание в нужном русле, отвлечь от предыдущего вопроса и направить на следующий.

Каков бы ни был механизм невнимательности собеседника, результат один: довести до него нужную информацию трудно. Остается, по крайней мере, не утомлять его длинными монологами, а, наоборот, побуждать к диалогу и осторожно уточнять, верно ли он вас понял.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_225268_barer-sotsialnogo-vospriyatiya.html

Понятие социально-психологического барьера

40. Социально-психологические барьеры личности.

⇐ Предыдущая26272829303132333435Следующая ⇒

Социально-психологический барьер как специфическое со­стояние или свойство индивида. Социально-психологический ба­рьер — это такое состояние или свойство индивида, которое консервирует резервы его духовно-психического потенциала или тормозит их реализацию в процессе его жизнедеятельнос­ти [1]—[3].

В качестве состояния социально-психологический барьер выступает в той мере, в какой он характеризуется со стороны своей нестабильности и зависимости не столько от особеннос­тей данной личности, сколько от конкретной ситуации ее жиз­недеятельности.

Например, плохое, хотя и временное, настроение человека, вызванное определенным стечением об­стоятельств, может оказаться психологическим барьером, де­формирующим его внимание и понимание в данной конкретной ситуации его общения со своим партнером.

В качестве же свойства личности социально-психологичес­кий барьер представляет собой одно из стабильных проявлений, порожденных особенностями характера личности, а не той или иной преходящей ситуации.

Или, наоборот, повышенная подо­зрительность, настороженность и недоверие к другим людям, являющиеся свойством характера личности, оказываются, не­зависимо от конкретной ситуации, социально-психологическим барьером на пути общения.

Социально-психологический барьер как фактор жизнедея­тельности личности.

Социально-психологические барьеры лич­ности — это те препятствия и осложнения, которые возникают при функционировании психики в процессе человеческой жизне­деятельности.

Одной из наиболее распространенных форм соци­ально-психологического барьера является нервное напряжение, которое может оказать деформирующее, негативное влияние на все проявления психики индивида.

Известно, например, что состояние предельного нервно-пси­хического напряжения человека способно обернуться как эмо­циональным срывом, так и скованностью мысли, неспособностью решения даже простых задач.

В состоянии запредельного психи­ческого напряжения нарушаются многие функции нервной сис­темы: появляются провалы в памяти, трудности сосредоточения внимания, неадекватности восприятия и реагирования на дей­ствия других людей [4]—[12].

Именно стрессовой ситуацией обя­заны своим происхождением такие речевые аномалии, как заикание, или, наоборот, бессвязная скороговорка. Аналогичным индикатором состояния стрессового эффекта может быть и из­лишняя жестикуляция.

Вспомните сверхподвижного полицейского капитана Жюва в исполнении французского актера Луи де Фюнеса в художественном фильме «Фантомас».

Все это мешает творческой самореализации личности или вовсе перекрывает выход ее психической энергии в эффектив­ное действие.

Но точно так же в качестве психологического барьера может выступать и психическое состояние индиффе­рентности, безразличия, апатии или даже депрессии.

В таком состоянии, как и при зашкаливающем возбуждении, становит­ся невозможной психологическая включенность в деятельность, снижается уровень результативности во всех сферах проявле­ния личностного потенциала человека.

Известна также парализующая психические возможнос­ти человека сила страха или неверия в себя, сила негативных эмоций и длительных отрицательных переживаний.

В качестве барьера, как это видно из предложенного оп­ределения, может выступать не только общее психическое со­стояние, но и свойство личности. Таковым, например, является замкнутость, повышенная герметичность личности как барьер на пути ее общения с другими людьми.

В качестве психологического барьера может выступать и такое свойство как излишняя застенчивость, повышенная впе­чатлительность, стыдливость. В печати сообщалось, например, об одной американской девушке, которая падала в обморок от одного только слова «секс».

По своей природе психологический барьер может пред­ставлять собой также устойчивую установку или психический настрой личности как разновидность ее психического состоя­ния или состояния ее сознания.

Психологический барьер и установка.

Варианты психо­логических установок, препятствующих самореализации лич­ности, достаточно многообразны — от фиксированных на ее недостатках до чрезмерно сфокусированных на достижениях.

Применительно к процессу познания, например, эта ха­рактеристика может быть целиком отнесена к такой форме по­зитивного результата гностической деятельности человека, какой является истина [13].

Разумеется, не истина сама по себе выступает в качестве психологического барьера на пути дальнейшего развития че­ловеческого познания, а отношение к ней индивида.

Такое от­ношение, которое, преломляясь через субъективное восприятие, полученное в результате познавательной деятельности дости­жения истины, влияет затем определенным образом на весь фон и структуру гностической активности человека.

Влияние это носит двоякий характер. С одной стороны, оно стимулирует творческую активность в области научной деятельности. Однако с другой — накладывает определенные ограничения на возможности творческого поиска в той же са­мой области, поскольку уже самим фактом прочного утверж­дения авторитета той или иной установившейся истины исключает альтернативные подходы и решения.

Именно в этом смысле о консервативной роли истины как фактора локализации творческого процесса писал в свое вре­мя Ф. Бэкон: «Когда истина обнаружена, она налагает ограни­чения на мысли людей» [14, с. 352].

Ограничительная и запретительная (интердиктивная) роль получивших признание и выступающих в качестве психологи­ческого барьера идей проявляется особенно ярко в период их наибольшей распространенности и популярности. Именно в этот период особенно велика сила их консервативного влияния на развитие или хотя бы даже саму формулировку принципи­ально новых идей и гипотез.

А это делает задачу преодоления подобного психологичес­кого барьера достаточно сложной.

Трудно не согласиться в этой связи с известным английским ученым и историком науки Джо­ном Берналом, который писал: «Очень часто, в особенности, ког­да научные законы и теории завоюют всеобщее признание, они становятся помехой для научного открытия.

Наибольшая труд­ность открытия заключается не столько в проведении необходи­мых наблюдений, сколько в ломке традиционных идей при их толковании.

С тех пор как Коперник доказал вращение Земли, Гарвей — наличие кровообращения, до того момента, когда Эй­нштейн уничтожил старую теорию об эфире, а Планк постулировал квант действия, реальная борьба в науке была направ­лена не столько на постижение тайн природы, сколько на лом­ку установившихся идей, хотя бы они в свое время и способствовали развитию науки» [15, с. 34].

Из сказанного следует, что степень трудностей, встающих на пути преодоления психологического барьера в научном ис­следовании, находится в прямой зависимости от степени фунда­ментальности соответствующей традиционным знаниям и охраняющей их системы психологических барьеров.

⇐ Предыдущая26272829303132333435Следующая ⇒

Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 3279. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://studopedia.info/1-9152.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий