4 вопрос. Возникновение человеческого общ-ва. Праобщина.

Эпоха праобщины

4 вопрос. Возникновение человеческого общ-ва. Праобщина.

Одной из наиболее интересных, но и сложнейших проблем первобытной истории является историческая реконструкция первого общества людей, которое существовало в далекие времена на Земле. Лишь только косвенные данные могут служить основой для суждений о нем, поскольку прямые параллели провести крайне сложно или даже невозможно.

Даже весьма сложно выделить четкую временную границу, которая служит началом становления эпохи праобщины. Вероятнее всего, она совпадает с моментом выделения человеческого существа из животного мира и появлением первого общества.

Целенаправленная трудовая деятельность человека связана не только с изменением его отношения к окружающему миру, природе, но и с изменением взаимоотношений в первобытном трудовом коллективе между его членами. Именно в этот период были осознано изготовлены первые орудия труда, которые широко применялись в целях добычи пищи и строительства примитивного жилья.

Принято считать конечным рубежом праобщинной эпохи именно тот момент, когда возникло первое общество, иначе называемое общинным строем.

Эпоху праобщины нельзя назвать застывшей, а возникновение общин – революцией. На самом деле орудия труда постепенно развивались и совершенствовались, как и менялся физический облик самого человека.

Учеными принято разделять праобщину на раннюю, во времена которой проживали наиболее древние человеческие существа, и более развитую, которая совпадает с существованием неандертальцев.

По мнению некоторых специалистов, этот более поздний период праобщины можно называть первобытной общиной и прочими терминами. Однако, не было придумано ни устоявшихся терминов, а сами ученые расходятся в своих мнениях.

Скорее всего, праобщина состояла из небольшого числа людей, поскольку прокормить себя большой группе людей, за неимением требуемого оснащения, было бы весьма проблематично. Наиболее распространенный на тот момент способ добычи пищи был собирательство, которое приносило немного продуктов, как правило – низкокалорийных.

При этом собирательство требовало существенных временных затрат и было сопряжено с огромным числом рисков. Поэтому, ученые считают, что в составе праобщины не могло находиться более чем несколько десятков человек, скорее всего их было от 20 до 30.

Вероятно, такие группы людей могли объединяться, но это скорее случайность, чем закономерность на тот момент.

Рис. 1 – Возникновение человеческого общества

Первобытное человеческое стадо, называемое праобщиной, вряд ли хаотично меняло место своей локации.

Если судить по некоторым археологическим раскопкам, можно сделать вывод, что люди старались вести оседлый образ жизни, находились в одном месторасположении на протяжении нескольких поколений.

Также были найдены многочисленные пещерные стойбища первобытных людей, свидетельствующие об их относительно оседлом типе проживания.

Четвертичная фауна, которая служила основным источником пищи для таких людей, находилась в изобилии в прилегающих территориях, поэтому отсутствовала надобность в частом передвижении на новые места. Под жилье тогда использовали пещеры, удачно расположенные навесы, которые использовались длительное время – скорее всего десятки и сотни лет. Несомненно, появление и развитие такого способа добычи пищи, как охота, сыграло немаловажную роль для установления подобного образа жизни.

Все же, непросто сказать, что именно из двух видов добычи (собирательство и охота) являлось основным для обеспечения жизни в те времена. В разные эпохи уклон на каждый из видов был различным: вначале большую часть добычи приносило собирательство, позже более эффективной стала охота. Именно последняя послужила основой для развития человеческих коллективов тех времен.

В зависимости от зоны проживания, объектами охоты выступали различные представители фауны. В северных районах первобытные люди вели охоту на диких лошадей, кабанов, оленей, зубров. В некоторых случаях им удавалось вылавливать и хищные виды (львов, медведей). В тропиках основной добычей охотников являлись быки, гиппопотамы, антилопы и даже тигры.

Первобытный коллективизм

Человеку удалось выделиться из животного мира только благодаря труду, который носил коллективный характер. Даже самый простой вид труда требовал коллективной деятельности.

На основании этого можно с полной уверенностью сказать, что возникновение человеческого общества требовало некий механизм регулирования в добыче пищи и ее распределении.

Этому способствовал и естественный отбор, благодаря которому имели право на жизнь лишь те коллективы, каждые члены которого четко знали свои задачи, а все люди в нем действовали сплоченно.

Социальные начала стали противостоять биологическим с моментом становления половых отношений в первобытных праобщинах. Животные инстинкты в таких коллективах проявлялись достаточно сильно, но в то же время испытывали довольно сильное социальное давление.

Если изучать поведение некоторых современных обезьян, а именно – наиболее развитых их видов (гориллы, шимпанзе), можно увидеть, что некоторые из них проживают лишь семьями, в составе которых находится самка и самец.

Другие – гаремными, где находится от одного до нескольких десятков особей. В этом случае главой семьи выступает самый сильный самец, но здесь присутствуют и молодые самцы, которые в половые отношения с самками, как правило, не вступают.

Если несколько семей объединяются в одно стадо, зачастую возникают конфликты между самцами.

Ученые полагают, что нечто подобное имело место и в первобытных праобщинах. Но такие начальные формы организации общества людей тех времен не имели бы право на существование, если бы не некая взаимная терпимость взрослых особей мужского пола. Речь идет об промискуитете – нерегламентированных половых отношениях.

Источник: http://vse-lekcii.ru/lekcii-po-istorii/istoriya-kamennogo-veka/epoha-praobshhiny

Праобщина (первобытное человеческое стадо)

4 вопрос. Возникновение человеческого общ-ва. Праобщина.

К содержанию учебника «История первобытного общества» | К следующему разделу

Историческая реконструкция первоначального человеческого общества представляет собой, пожалуй, самую сложную проблему первобытной истории. За отсутствием каких-либо прямых параллелей судить о нем можно только на основе косвенных данных.

Это, с одной стороны, наши сведения о стадных взаимоотношениях у обезьян, с другой стороны, некоторые факты археологии и антропологии, а также те факты этнографии, которые с большей или меньшей долей вероятности могут рассматриваться как пережитки древнейшего, досапиентного состояния человечества. Сопоставление и анализ всех этих данных позволяют составить общее, хотя во многом и гипотетическое, представление об общественной жизни того времени, но, конечно, и оставляют место многочисленным неясностям, чисто логическим догадкам, спорным предположениям.

[adsense]

Как уже говорилось, начальную форму организации общества в советской науке часто называют «первобытным человеческим стадом».

В то же время некоторые ученые считают, что употребление этого термина неправомерно, так как в нем объединены несовместимые понятия — стадный характер взаимоотношений приписывается первобытным человеческим коллективам, следовательно, допускается вульгаризация, биологизация процессов общественного развития. Но это возражение вряд ли основательно. Термин «первобытное человеческое стадо» как раз хорошо передает диалектическое своеобразие организации древнейших и древних людей, ее переходное состояние от предчеловеческого стада животных к «готовому», сформировавшемуся обществу. Поэтому пользуясь здесь, подобно многим другим специалистам, термином «праобщина», мы руководствуемся только тем, чтo он короче и удобнее.

Какими хронологическими границами датируется эпоха праобщины? Ее начало, очевидно, совпадает с выделением человека ив животного мира и образованием общества.

Не вызывает никаких сомнений то обстоятельство, что с возникновением целеполагающей трудовой деятельности было связано не только изменение отношения человека к природе, но и изменение отношений между членами первоначального человеческого коллектива.

Таким образом, начало эпохи праобщины совпадает с появлением вполне осознанно изготовленных и применяемых орудий труда. Конечным рубежом эпохи праобщины было появление на смену ему «готового» человеческого общества — общинно-родового строя. Еще в начале 1930-х годов советские археологи П. П.

Ефименко и П. И. Борисковский предположили, что переход к родовому строю произошел на рубеже позднего палеолита; новые археологические находки, как уже говорилось, не опровергают этого предположения, но позволяют допустить, что переход от праобщины к родовой общине мог произойти и раньше.

Следовательно, конец эпохи праобщины совпадает с переходом от раннего к среднему или позднему палеолиту. Новые данные еще требуют осмысления, и здесь мы будем придерживаться прежней синхронизации эпохи праобщины.

Прогрессивное развитие каменных орудий, изменение физического типа самого человека, наконец, то обстоятельство, что общинно-родовой строй не мог возникнуть сразу, в готовом виде, — все это показывает, что праобщина не была застывшей во времени единообразной формой.

Поэтому часто различают раннюю праобщину древнейших людей и более развитую праобщину неандертальцев. Некоторые ученые даже называют эту более позднюю праобщину неандертальцев особыми терминами («первобытная община» и др.).

Однако ни сколько-нибудь общепринятого мнения, ни сколько-нибудь установившейся терминологии в данном случае не существует.

Праобщина представляла собой, по-видимому, небольшую группу людей. Маловероятно, чтобы большая группа могла прокормить себя при слабой технической вооруженности раннепалеолитического человека и трудности добывания пищи.

Собирательство требует большой затраты времени, а дает относительно мало пищи, притом чаще всего низкокалорийной; что же касается охоты на крупных животных, уже известной первобытному человеку, то она была сопряжена с большими трудностями, сопровождалась множеством жертв и не всегда была удачной.

Таким образом, трудно представить себе, что праобщина состояла больше чем из нескольких десятков, скорее всего из 20—30 взрослых членов. Возможно, такие праобщины иногда объединялись в более крупные, но это объединение могло быть только случайным.

[adsense]

Жизнь праобщины скорее всего не была жизнью беспорядочно передвигавшихся с места на место собирателей и охотников. Раскопки в Чжоукоудяне рисуют картину оседлой жизни на протяжении многих поколений.

Об относительной оседлости говорят и многие
пещерные стойбища раннепалеолитического времени, раскопанные в разных частях Евразии на протяжении последних 60 лет.

Это тем более вероятно, что богатство четвертичной фауны давало возможность длительного пользования кормовой территорией и, следовательно, позволяло занимать удачно расположенные и удобные навесы и пещеры под постоянное жилище.

Вероятно, эти естественные жилища в одних случаях использовались на протяжении нескольких лет, в других — на протяжении жизни нескольких или даже многих поколений. В установлении такого образа жизни важную роль, несомненно, сыграло развитие охоты.

К содержанию учебника «История первобытного общества» | К следующему разделу

Источник: https://arheologija.ru/praobshhina-pervobyitnoe-chelovecheskoe-stado/

Тема 2. Происхождение человека и становление первобытного общества: эпоха праобщины

4 вопрос. Возникновение человеческого общ-ва. Праобщина.

       Возникновение человека. Критерии человека: христианская и научные (А. Гумбольд, Ч. Дарвин, А. де Катрфаж, А.П. Павлов, В.И. Вернадский) доктрины. Место человека в животном мире и биологической систематике (К. Линней, Ч. Дарвин, Т. Гексли, К. Фогт, современные точки зрения).

Место высших обезьян в эволюционном процессе: проконсул, дриопитековые и рамапитековые обезьяны, обладающие бипедией (сахелантроп, орорин, ардипитек и др.). Гоминидная триада и отличия человека от обезьян, выработанные в ходе социальной эволюции. Движущие силы процесса антропогенеза. Работа Ф.

Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

       Австралопитековые, находки в Африке (Р. Дарт, экспедиции Лики и др.: зинджантроп, Homo habilis, австралопитек афарский («Люси»), человек с озера Рудольф, дманиский человек и др.).

Их виды и морфологические характеристики. Галечные орудия (олдувайская индустрия): чопперы, чоппинги, отщепы, остеодонтокератическая индустрия. Примитивные навесы (жилища), умение пользоваться огнем.

Теория африканской прародины человечества.

       Древнейшие гоминиды ( Homo erectus) и их трудовая деятельность. Питекантроп яванский, салосский, ликский, кенийский, атлантроп. Связь этих находок с орудийными комплексами. Синантроп из пещеры Чжоукоудянь. Гейдельбергский человек.

Находки на стоянках Вертешселлеш и Бильцингслебен. Морфологические характеристики и социальная эволюция этих видов питекантропов, развитие трудовой деятельности. Проблема хронологии. Связь с археологическими эпохами.

Человек с острова Флорес («Хоббиты»), его интерпретация.

       Древние гоминиды и их трудовая деятельность. Морфологические характеристики и время обитания. Морфологическое разнообразие неандертальцев: африканские, переднеазиатские типа Схул, европейские группы Эрингсдорф, Шапелль. Социальная организация, развитие трудовой деятельности. Вариативность культуры неандертальцев.

       Возникновение человеческого общества. Праобщина (первобытное человеческое стадо). Этапы ее развития. Хронологические рамки. Роль охоты в развитии праобщины. Развитие первобытного коллективизма. Начало половозрастного разделения труда. Половые отношения в праобщине.

       Возникновение и развитие мышления и речи. Гипотезы возникновения речи (Н.Я. Марр, В.В. Бунак).

Истоки идеологических представлений, их археологические свидетельства: неандертальские погребения Шанидар IV, Ле Мустье, Ла Шаппель Тешик-Таш и др.

, «медвежьи» пещеры Регурду, Петерсхеле, Драхенлох, Монтеспан, каменная плитка из грота Ла Ферасси и др. Зачатки религиозных воззрений (тотемизм, магия).

Тема 3. Зрелость первобытного общества: эпоха родовой общины

       Завершение процесса антропогенеза и возникновение человека современного типа (Homo sapiens). Морфологические характеристики человека современного вида. Гипотезы и время происхождения Homo sapiens в исторической науке XX в.: взгляды А.

Хрдлички, теории полицентризма, моноцентризма, пресапиенса. Значение генетико-молекулярных исследований в обосновании морфологического разнообразия гоминид накануне завершения процесса антропогенеза: неандертальцы, архаичный Homo sapiens, Homo altaiensis.

Современные теории происхождения и время формирования Homo sapiens: африканская, мультирегиональная.

       Заселение неоантропом Америки, Австралии и Океании: новейшие данные о путях, времени и особенностях заселения новых материков. Расогенез. Причины и время формирование рас первого порядка. Морфологические особенности европеоидной, негроидной и монголоидной рас. Формирование рас второго порядка в процессе расселения человека в Старом и Новом Свете.

       Возникновение общинно-родового строя. Время возникновения родовой общины. Основные черты общинно-родовой организации.

Первичность материнского рода: этнологические и археологические аргументы. Гипотезы происхождения экзогамии (Мак-Леннан, Ч. Дарвин, Э. Дюркгейм, Л.Г. Морган, Бриффолт, Б.Ф. Поршнев, А.М. Золотарев, С.А. Токарев, Ю.И.

Семенов, экзогамия как природное явление). Дуально-фратриальная организация.

       Раннепервобытная (раннеродовая) община низших охотников, рыболовов исобирателей. Технические достижения и хозяйственная деятельность родовых общин эпохи верхнего палеолита.

Природно-климатические изменения при переходе от плейстоцена к голоцену и их последствия в развитии материальной культуры, хозяйственной деятельности и образа жизни древних коллективов в эпоху мезолита.

Развитие охоты, собирательства, рыболовства, домашних промыслов. Складывание первых хозяйственно-культурных типов (ХКТ).

       Социально-экономические отношения. Коллективная собственность и кооперация труда. Первобытное равенство и равнообеспечивающее (уравнительное) распределение. Дарообмен. Народонаселение и его воспроизводство. Естественное разделение труда по полу и возрасту. Инициации.

       Брак и семья. Формы семьи. Их эволюция. Сущность парно-группового брака. Понимание этой проблемы Л. Файсоном. Материнский и отцовский счет родства, локальность поселения супругов. Сущность кросс-кузенного брака. Особенности парного брака. Дисэкономичный характер семьи.

       Общинно-родовая и потестарная организация. Община и ее соотношение с локальной группой и родом. Признаки рода и фратрии по работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Народовластие как форма организации потестарной власти родового общества, его проявления. Социальные нормы. Возрастная организация и возрастные классы.

       Рациональные знания и духовная культура. Особенности первобытного мышления. Накопление полезных знаний об окружающей природной среде. Зарождение абстрактных представлений. Пиктография. Гипотезы о происхождении изобразительного искусства.

Его формы: наскальные росписи: пещерная живопись верхнего палеолита, писаницы, петроглифы; пластика, музыка, предметы украшения. Мифология. Развитие религиозных верований. Ранние виды религиозных представлений: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия.

Культовая практика.

       Позднепервобытная (позднеродовая) община. Новые производственные достижения эпохи неолита и энеолита. Возникновение керамического производства, прядения, ткачества, металлургии меди и других домашних производств.

Начало процесса культивации диких злаков и одомашнивания животных. Возникновения производящего хозяйства в отдельных областях субтропиков Старого и Нового Света. Учение Н.И.

Вавилова о «первичных» центрах культивации растений и доместикации животных и прерывистом очаговом происхождении производящего хозяйства. Первичные центры производящего хозяйства: их характеристика и время появления. Вторичные центры.

«Неолитическая революция» (Г. Чайлд). Первое крупное общественное разделение труда. Его сущность и значение.

       Интенсификация присваивающих отраслей хозяйства в общинах высших охотников, рыболовов и собирателей. Дальнейшее формирование хозяйственно-культурных типов. Неравномерность исторического развития в различных природно-ландшафтных зонах. Народонаселение и его воспроизводство. «Демографическая» революция.

       Социально-экономические отношения. Коллективная (родовая) собственность на землю – экономическая основа общества. Личная собственность на некоторые средства производства и предметы потребления.

Диалектика равнообеспечивающего и трудового принципов распределения. Рост избыточного продукта. Развитие престижной экономики, ее межобщинный и внутриобщинный характер.

Предпосылки имущественного и социального неравенства.

       Половозрастная организация. Дальнейшее возрастание уровня естественного разделения труда. Институциализация половозрастных групп и их место в общественном разделении труда и социальной жизни. Мужские и женские дома.

       Брак и семья. Семейно-брачные отношения в общине ранних земледельцев и скотоводов и в общине высших охотников, рыболовов и собирателей. Замещение кросс-кузенного брака отработочным и выкупным.

Социально-экономические основы и сущность этого процесса. Сороратные и левиратные браки. Локализация брачного поселения. Материнская (большая материнская семья) и отцовская семейные общины. Аванкулокальность.

Аванкулат.

       Общинно-родовая организация. Многородовая (гетерогенная) община. Укрепление межобщинных связей. Институт адопции. Сегментация рода. Линиджи (субкланы). Их функции. Перерастание горизонтального (тотемного) родства в вертикальное (предковое). Линейно-степенное родство. Унилинейный и билинейный счет родства. Соотношение рода – фратрии – племени.

       Организация власти и социального контроля. Иерархизация органов коллективной власти: тенденции их соподчинения и выборности. Экономические причины этого процесса. Система лидерства. Бигмены. Вопрос о потестарной роли и статусе мужчин и женщин в позднеродовом обществе. Социальные нормы регуляции общественной власти.

       Рациональные знания и духовная культура. Развитие положительных знаний. Переосмысление пространства и времени в общинах с производящей экономикой. Развитие пиктографии.

Изобразительное искусство: наскальные изображения, орнаментация керамики, пластика, резьба по дереву и кости, украшения. Устное, музыкальное и танцевальное творчество.

Мифология и дальнейшее развитие религиозных представлений: земледельческие, скотоводческие и астральные культы. Культ плодородия и материнства. Культ предков. Родовые и племенные культы.

Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 192;

Источник: https://studopedia.net/11_849_tema--proishozhdenie-cheloveka-i-stanovlenie-pervobitnogo-obshchestva-epoha-praobshchini.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий