4. Понятие административно-правовой нормы, ее структура

Нормы административного права

4. Понятие административно-правовой нормы, ее структура

Административно-правовая норма — устанавливаемая государством мера должного и возможного поведения, регулирующая возникновение, изменение и прекращение общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления (а точнее — механизма исполнительной власти). Особенности административно-правовых норм:

  • имеют императивный характер;
  • обеспечивают нормальное функционирование всей системы исполнительной власти;
  • определяют правовое положение, меру должного поведения, порядок взаимодействия субъектов управленческих отношений;
  • служат для реализации назначения и функций исполнительной власти (проведение в жизнь требований закона);
  • имеют собственные средства защиты от возможных нарушений — институт административной и дисциплинарной ответственности;
  • являются базой для регулирования иных общественных отношений (финансовых, трудовых, земельных);
  • достаточно часто являются результатом административного правотворчества, осуществляемого субъектами управленческих отношений в процессе реализации исполнительной власти;
  • имеют подзаконный характер (вторичны по отношению к Конституции РФ и нормам законов), опосредуют нормы законодательства.

Условия административного правотворчества:

  1. такая возможность должна быть предусмотрена в законодательном акте (который определяет конкретного субъекта и объем его полномочий) или в компетенции субъекта исполнительной власти;
  2. осуществляется в интересах внутренней организации механизма исполнительной власти;
  3. допускается в силу реализации «делегированного» законодательства.

Структура административно-правовых норм включает гипотезу, диспозицию, санкцию, но часто гипотеза (условия действия административно-правовых норм) не выражена или выражена косвенно.

Виды гипотез:

  • по степени определенности: абсолютно-определенные (конкретные обстоятельства), относительно-определенные (общая характеристика условий);
  • по способу изложения: казуистичные, абстрактные;
  • по предназначению: общие, специальные;
  • по внутренней структуре: простые (одно условие), сложные (кумулятивные — одновременно несколько условий, альтернативные — одно из нескольких условий).

Диспозиция — права, дозволения, предписания, обязанности, запреты. Предложенную классификацию можно дополнить следующими положениями:

  • в рамках абсолютно-определенных диспозиций выделяют простые (признаки в силу очевидности не называются) и описательные (правило и его признаки);
  • бланкетные (ссылка на нормы другого акта) и отсылочные (ссылка на нормы этого же акта).

Санкция — последствия нарушения нормы:

  • пресекательные;
  • восстановительные;
  • карательные.

Виды норм административного права

1) По содержанию регулирования:

  • общие — регулируют общие для всех отраслей управления общественные отношения;
  • особенные — регулируют общественные отношения, складывающиеся в конкретных сферах управления (экономической, административно-политической, социально-культурной).

2) По предмету регулирования:

  • материальные — регулируют сущность управленческих отношений (административно-правовой статус участников, правовой режим функционирования исполнительной власти);
  • процессуальные — определяют порядок и методы реализации материальных норм государственного управления.

3) По соподчиненности:

  • нормы-законы (конституционные, текущих законов РФ и субъектов Федерации);
  • подзаконные нормы.

4) По методу воздействия на поведение субъектов:

  • обязывающие — предписывают субъектам совершать определенные положительные действия в предусмотренных условиях (т. е. обязательные предписания);
  • уполномочивающие — предусматривают возможность адресата по своему усмотрению действовать в рамках требований нормы. Но у исполнительного органа (должностного лица) нет абсолютной свободы в выборе варианта поведения, он может лишь проявлять инициативу при выборе положений, предусмотренных нормой;
  • запрещающие — содержат запрет на совершение определенных действий в конкретных условиях; могут быть общими (в отношении административных правонарушений) и специальными;
  • поощрительные — обеспечивают должное поведение адресата путем материального, морального стимулирования.

5) По субъекту выделяют нормы, регулирующие:

6) По пределу действия административно-правовых норм:

1. Во времени:

  • срочные (заранее определен срок их действия, например чрезвычайное положение);
  • бессрочные (срок не определен, утрачивают силу в результате официального изменения или отмены).

2. В пространстве:

  • общефедеральные: действуют в пределах РФ, иногда за границей (поведение граждан за границей);
  • нормы субъекта Федерации;
  • местные (локальные);
  • межтерриториальные (акты, действующие в условиях чрезвычайного положения, распространяются на ряд территориальных образований);
  • специальные (определенный регион).

3. По кругу лиц:

  • правила в отношении всех субъектов управленческих отношений;
  • для отдельных категорий субъектов (отдельные виды юридических лиц).

Реализация административно-правовых норм

Процесс административно-правового регулирования состоит из двух стадий: установление административно-правовых норм и их реализация.

Реализация административно-правовых норм — проведение в жизнь предписанных нормой правил, воплощение прав и обязанностей в поведение конкретных участников управленческих отношений.

Исполнение административно-правовых норм — универсальный способ реализации административно-правовых норм, заключающийся в точном следовании всех субъектов управленческих отношений юридическим предписаниям, запретам, дозволениям, предусмотренным в административно-правовых нормах. В рамках исполнения выделяют более узкий вид — соблюдение (реакция адресатов нормы на запреты).

Применение административно-правовых норм — присущий полномочным органам (должностным лицам) способ реализации административно-правовых норм, который заключается в издании ими индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях правовых норм. Реализация нормы происходит путем юридически-властного решения конфетного административного дела.

Использование административно-правовых норм проявляется в совершении субъектами управленческих отношений по своему усмотрению действий по реализации предоставленных им субъективных прав.

Источники административного права. Источники административного права — юридические акты различных государственных органов, содержащие административно-правовые нормы. К числу источников административного права относятся:

  • международные акты (регулирующие, напр., вопросы таможенного контроля);
  • нормы Конституции РФ, регулирующие деятельность органов исполнительной власти (ОИВ), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) и органами исполнительной власти субъектов, закрепляющие права и свободы граждан в сфере государственного управления, а также Конституции РФ и уставы субъектов Федерации;
  • законодательные акты, принимаемые на федеральном уровне и представительными органами субъектов Федерации (ФКЗ «О Правительстве РФ», ФЗ «Об основах государственной службы» и т. д.);
  • нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ) (напр., Указ президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти»), утверждаемые его указами положения. Силу источника также имеют акты высших должностных лиц субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров и т. д.);
  • нормативные постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ), утвержденные ими положения, правила, а также постановления высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации;
  • в межотраслевом и отраслевом масштабе — нормативные акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных комиссий и др.) и органов исполнительной власти субъектов Федерации;
  • нормативные акты органов местного самоуправления — в случае наделения их соответствующими полномочиями.

Ограниченным по сфере действия источником административного права являются нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений.

Источник: http://be5.biz/pravo/a018/2.html

Понятие, особенности и структура административно-правовых норм

4. Понятие административно-правовой нормы, ее структура

Норма права – это общеобязательное правило поведения, установленное либо санкционированное государством, закрепленное в официальном документе и охраняемое государством; или: – это установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения.

Административно-правовые нормы – это устанавливаемые государством правила поведения, целью которых является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти (государственного управления); или: – это правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления.

Административное право использует административно-правовые нормы в следующих целях:

· обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев (например, федеральных органов исполнительной власти);

· обеспечения эффективной реализации в сфере государственного управления конституционных прав, свобод и обязанностей граждан и их негосударственных объединений;

· определения того или иного варианта должного, т. е. отвечающего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления;

· непосредственного выражения в сфере государственного управления публично-правового интереса;

· установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в рамках регулируемых общественных отношений.

Тем самым административно-правовые нормы выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти – исполнение, проведение в жизнь требований Конституции, законодательства и нормативных указов Президента РФ.

Особенности административно-правовых норм:

· в отличие от норм других отраслей российского права они имеют собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросовестное выполнение их требований и др.).

Имеется в виду административная ответственность, наступающая, как правило, во внесудебном, т. е. административном порядке.

В таком же аспекте можно говорить и о дисциплинарной ответственности за нарушение норм, регламентирующих служебные отношения.

· во многих случаях они регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей прав. Так, ими обеспечивается урегулированность определенной части финансовых, земельных, налоговых, трудовых, природоохранительных или иных отношений (например, определение порядка взимания налогов, государственный контроль за соблюдением налогового, природоохранного законодательства и т. п.)

· достаточно часто устанавливаются непосредственно самими субъектами исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности и в ее целях (например, нормативными постановлениями Правительства РФ).

Административно-правовые нормы несут в своем содержании двоякую юридическую нагрузку: правоприменительную и правоустановительную.

А это практически означает, что административно-правовые нормы, являясь одной из важнейших юридических норм применения законодательства в сфере государственного управления, по своей сути служат целям правоприменения, т. е. исполнения.

Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что действующим законодательством установлено, что нормативные акты субъектов исполнительной власти издаются в целях исполнения закона, т. е. они подзаконны.

Вся совокупность действующих административно-правовых норм не сводится к устанавливаемым непосредственно субъектами исполнительной власти. Многие нормы административного права содержатся в Конституции РФ, в конституциях республик и в уставах иных субъектов РФ.

Такого рода нормами определяются основные параметры государственно-управленческой деятельности и возникающих в ее процессе управленческих отношений (например, конституционный статус личности, реализуемый в сфере управления, статус основных субъектов исполнительной власти и т. п.).

Структура административно-правовых норм. Она состоит из 3 элементов: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза нормы права (предположение) – часть правовой нормы, описывающая условия, при наступлении которых следует применять данную норму. В ней указываются обстоятельства, при которых у субъектов правоотношений возникают права и обязанности.

Гипотеза нередко обнаруживает себя в виде юридических фактов (например, достижение определенного возраста, совершение административного правонарушения и т.п.). При регламентации деятельности аппарата управления она прямо не выражается, а предполагается в качестве условия соответствия его деятельности установленной компетенции.

Диспозиция – это соответствующие предписания, запреты или дозволения.

Санкция нормы права (взыскание) – элемент правовой нормы, указывающий на меры государственного принуждения, применяемые при нарушении предписания, содержащегося в норме права.

Санкция, как правило, предусматривает ту или иную меру административно-предупредительного (например, реквизиция имущества) или пресекательного (например, запрещение эксплуатации транспортного средства) характера.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_130958_ponyatie-osobennosti-i-struktura-administrativno-pravovih-norm.html

Административно-правовые нормы понятие структура виды

4. Понятие административно-правовой нормы, ее структура

Административно-правовые нормы:понятие, структура, виды

Норма права – это общеобязательноеправило поведения, установленное либосанкционированное государством,закрепленное в официальном документеи охраняемое государством; или: – этоустановленное государством общееправило поведения, регулирующееобщественные отношения.

Административно-правовые нормы –это устанавливаемые государствомправила поведения, целью которых являетсярегулирование общественных отношений,возникающих, изменяющихся и прекращающихсяв сфере функционирования механизмаисполнительной власти (государственногоуправления); или: – это правила поведения,регулирующие отношения в сферегосударственного управления.

Административное право используетадминистративно-правовые нормы вследующих целях:

— обеспечения должной упорядоченностиорганизации и функционирования каквсей системы исполнительной власти(государственного управления), так и ееотдельных звеньев (например, федеральныхорганов исполнительной власти);

— обеспечения эффективной реализациив сфере государственного управленияконституционных прав, свобод и обязанностейграждан и их негосударственныхобъединений;

— определения того или иного вариантадолжного, т. е. отвечающего интересамправового государства, поведения всехлиц и организаций, действующих в сферегосударственного управления;

— непосредственного выражения в сферегосударственного управленияпублично-правового интереса;

установления и обеспечения прочногорежима законности и государственнойдисциплины в рамках регулируемыхобщественных отношений.

Тем самым административно-правовыенормы выражают сущность исполнительнойветви единой государственной власти –исполнение, проведение в жизнь требованийКонституции, законодательства инормативных указов Президента РФ.

Особенности административно-правовыхнорм:

— в отличие от норм других отраслейроссийского права они имеют собственныеюридические средства защиты отпосягательств на них (невыполнение,недобросовестное выполнение их требованийи др.).

Имеется в виду административнаяответственность, наступающая, какправило, во внесудебном, т. е. административномпорядке.

В таком же аспекте можно говоритьи о дисциплинарной ответственности занарушение норм, регламентирующихслужебные отношения.

— во многих случаях они регулируютобщественные отношения, составляющиепредмет иных отраслей прав. Так, имиобеспечивается урегулированностьопределенной части финансовых, земельных,налоговых, трудовых, природоохранительныхили иных отношений (например, определениепорядка взимания налогов, государственныйконтроль за соблюдением налогового,природоохранного законодательства ит. п.)

— достаточно часто устанавливаютсянепосредственно самими субъектамиисполнительной власти в процессегосударственно-управленческойдеятельности и в ее целях (например,нормативными постановлениями ПравительстваРФ).

Административно-правовые нормы несутв своем содержании двоякую юридическуюнагрузку: правоприменительную иправоустановительную.

А это практическиозначает, что административно-правовыенормы, являясь одной из важнейшихюридических норм применения законодательствав сфере государственного управления,по своей сути служат целям правоприменения,т. е. исполнения.

Об этом, в частности,свидетельствует тот факт, что действующимзаконодательством установлено, чтонормативные акты субъектов исполнительнойвласти издаются в целях исполнениязакона, т. е. они подзаконны.

Вся совокупность действующихадминистративно-правовых норм несводится к устанавливаемым непосредственносубъектами исполнительной власти.Многие нормы административного правасодержатся в Конституции РФ, в конституцияхреспублик и в уставах иных субъектовРФ.

Такого рода нормами определяютсяосновные параметры государственно-управленческойдеятельности и возникающих в ее процессеуправленческих отношений (например,конституционный статус личности,реализуемый в сфере управления, статусосновных субъектов исполнительнойвласти и т. п.).

Структура административно-правовыхнорм. Она состоит из 3 элементов:гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза нормы права (предположение)– часть правовой нормы, описывающаяусловия, при наступлении которых следуетприменять данную норму. В ней указываютсяобстоятельства, при которых у субъектовправоотношений возникают права иобязанности.

Гипотеза нередко обнаруживает себя ввиде юридических фактов (например,достижение определенного возраста,совершение административногоправонарушения и т.п.). При регламентациидеятельности аппарата управления онапрямо не выражается, а предполагаетсяв качестве условия соответствия егодеятельности установленной компетенции.

Например, ст. 2.3 КоАП предусматривает,что административной ответственностиподлежат лица, достигшие к моментусовершения административногоправонарушения шестнадцатилетнеговозраста.

Диспозиция нормы права (распоряжение)– центральный элемент нормы права,содержащий правило поведения, которомудолжны следовать участники правовыхотношений. Она устанавливает права иобязанности сторон, определяет вариантыповедения участников общественныхотношений.

Диспозиция – это соответствующиепредписания, запреты или дозволения.

Санкция нормы права (взыскание) –элемент правовой нормы, указывающий намеры государственного принуждения,применяемые при нарушении предписания,содержащегося в норме права.

Санкция, как правило, предусматриваетту или иную меру административно-предупредительного(например, реквизиция имущества) илипресекательного (например, запрещениеэксплуатации транспортного средства)характера.

Виды административно-правовых норм.

По целевому назначению:

— регулятивные – содержащие правиласозидательной, нормальной деятельности;

— охранительные – призванные обеспечитьзащиту, охрану урегулированныхюридическими нормами отношений.

И соответственно административноеправо можно рассматривать как комплекс,состоящий из норм, регламентирующихсозидательную деятельность исполнительнойвласти и ее охранительную деятельность.

По содержанию (порядку реализацииправ и обязанностей участниковадминистративно-правовых отношений) –материальные и процессуальные:

— Материальные административно-правовыенормы юридически закрепляют комплексобязанностей, прав, а также ответственностьучастников регулируемых общественныхотношений, т. е. фактически ихадминистративно-правовой статус.

Например, ФЗ-79 «О государственнойгражданской службе РФ» от 27.07.2004 определяетгосударственную службу в качествепрофессиональной деятельности пообеспечению исполнения полномочийгосударственных органов. Эта нормастатична, т. к.

лишь фиксирует возможностьприобрести охарактеризованный в ней вобщей форме статус государственногослужащего.

— Процессуальные административно-правовыенормы по своему назначению определяют(регламентируют) процедуру или порядокреализации обязанностей и прав,устанавливаемых нормами материальногоадминистративного права в рамкахрегулируемых управленческих отношений.В частности, они определяют порядокпоступления на государственную службуи ее прохождения.

По методу воздействия на субъектыотношения:

— обязывающие, т.е. содержащие юридическоепредписание действовать в предусмотренныхнормой условиях должным образом.

Например, для совершения определенныхвидов работ необходимо получить лицензию(официальное разрешение); при приеме нагосударственную службу соответствующиедолжностные лица обязаны издать приказ;возникающее коммерческое объединениеобязано пройти государственнуюрегистрацию в органах юстиции и т.п.;

— запрещающие, т.е. предусматривающиезапрет на совершение тех или иныхдействий в условиях, определяемых даннойнормой. Например, общим являетсязапрещение действий (бездействия),подпадающих под признаки административныхправонарушений (КоАП РФ); запрещаетсярассмотрение жалобы должностным лицом,чьи действия являются предметом жалобыгражданина и т.п.;

— уполномочивающие (дозволительные),т.е. предусматривающие возможностьадресата действовать в рамках требованийданной нормы по своему усмотрению.Налицо разрешение, дающее возможностьвыбора того или иного варианта действий(бездействия), но в рамках определенногоправового режима, создаваемого даннойнормой.

Например, гражданину предоставленавозможность самостоятельно решатьвопросы, связанные с практическойреализацией его субъективных прав исвобод в сфере государственногоуправления (например, право на обжалованиенеправомерных действий должностныхлиц).

Если речь идет, например, о должностныхлицах, то применительно к ним дозволительныенормы означают самостоятельный выборопределенного варианта поведения, ноне произвольного, а одного из предлагаемыхданной нормой.

Так, должностные лица, осуществляющиеконтрольно-надзорные полномочия, могутприменять к нарушителю соответствующихправил поведения одну из предусмотренныхадминистративно-правовой нормой меруадминистративного принуждения.

Например,должностные лица Государственногокомитета РФ по охране окружающей среды(Госкомэкологии России) при осуществлениигосударственного контроля за соблюдениемприродоохранительного законодательствавправе давать обязательные предписанияпо устранению обнаруженных нарушенийзаконодательства; ограничивать илиприостанавливать хозяйственную илииную деятельность, осуществляемую снарушением требований законодательства;давать предписания о прекращениифинансирования этой деятельности;рассматривать дела об административныхправонарушениях в области охраныокружающей среды; аннулировать лицензии;запрещать ввод в эксплуатацию объектов,строительство которых выполнено снарушением экологических норм и т.п.Очевидно, что применяется не всясовокупность названных средстввоздействия, а лишь те, которые, по мнениюполномочного должностного лица, являютсянаиболее эффективными.

— стимулирующие (поощрительные), т.е.обеспечивающие должное поведение спомощью соответствующих средствматериального или морального воздействияна участников регулируемых управленческихотношений (например, налоговые или иныельготы, применение льготного кредитованияи т. д.).

— рекомендательные, т. е. дающие возможностьпоисков наиболее целесообразныхвариантов решения определенных задач(например, рекомендации по наиболееэффективной организации работыгосударственных налоговых инспекцийпо применению санкций за нарушенияналогового законодательства).

По предметам действия:

— по действию в пространстве (территориальномумасштабу): общефедеральные, действующиена территории субъекта РФ или региона,межотраслевые, отраслевые, локальные(внутриорганизационные)

Действие административно-правовых нормв пространстве связано с положениеморгана, издавшего акт.

— по кругу лиц: общеобязательные длявсех субъектов, для специальных субъектов(отдельных групп лиц)

По кругу физических лиц действиеадминистративно-правовых норм связанос распространением устанавливаемыхими правил на всех граждан либо наотдельные их группы (военнослужащие,беженцы, работники определенногоминистерства и т.д.) – это так называемыеспециальные субъекты.

По юридической силе:

— законодательные акты

— подзаконные акты – могут содержатьсяв указах Президента, постановленияхПравительства, приказах и постановленияхведомственных органов, постановленияхглав администраций.

Решения Конституционного и других судовимеют большую юридическую силу, чемподзаконные акты и даже законы.

По сроку действия:

— временные. Если срок действия нормызаранее установлен, значит, она временная,срочная. Срочная норма, если её досрочноне отменят, прекращает действиеавтоматически, когда наступает заранееназванная дата.

— постоянные. Постоянные нормы действуютнеопределенное время, срок их действиязаранее не определяется, они имеют силудо тех пор, пока не будут отменены.

Источник: https://studfile.net/preview/1628571/

Понятие административно-правовой нормы. Особенности её содержания и структуры

4. Понятие административно-правовой нормы, ее структура

Норма административного права представляет собой правило, определенную меру должного поведения, установленную государством и охраняемую государственными средствами.

Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто их не соблюдает, мер правового принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность).

Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам. Ими определяются основные параметры государственно-управленческой деятельности и возникающих в ее процессе управленческих отношений (например, правовой статус гражданина, субъектов исполнительной власти).

Функции административно-правовых норм:

  1. регулятивная — определение вариантов должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления;
  2. охранительная — обеспечение упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;
  3. защитная — обеспечение в сфере государственного управления реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; обеспечение эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований федеральных законов и законов субъектов РФ.

Особенности содержания и структуры административно-правовых норм

Особенности административно-правовых норм:

  • подзаконность устанавливаемых субъектами исполнительной власти административно-правовых норм;
  • на них падает основная нагрузка по реализации общих норм закона в процессе их применения в рамках функционирования механизма исполнительной власти.

По своему характеру и содержанию административно-правовые нормы могут быть:

  1. обязывающими;
  2. запрещающими;
  3. уполномочивающими;
  4. поощрительными.

Большинство административно-правовых норм являются прямо предписывающими обязанным субъектам постоянно и регулярно совершать определенные позитивные организационные действия (нормы о компетенции государственных органов и их служащих, нормы о порядке формирования органов, о порядке работы с обращениями граждан и др.).

Много в административном праве и запрещающих норм, которые устанавливают недопустимые действия (нормы, устанавливающие составы административных правонарушений, правила разрешительной системы и т.д.).

К уполномочивающим административно-правовым нормам относятся нормы, предоставляющие определенные права и полномочия органам, должностным лицам и гражданам, которые они могут использовать по своему желанию и усмотрению, а могут и отказаться от их реализации (нормы, предусматривающие возможность осуществлять те или иные управленческие действия по усмотрению субъекта, устанавливающие пределы полномочий, нормы о праве граждан на жалобы и заявления и др.).

Особой разновидностью уполномочивающих норм можно считать и поощрительные нормы, уполномочивающие соответствующих субъектов на применение различных мер поощрения.

Общими особенностями для всей совокупности административно-правовых норм являются:

  • огромное количество (по сравнению с нормами других отраслей права);
  • разнообразие форм их группировки, систематизации и кодификации.

Особенности структуры административно-правовых норм

Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы.

Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Административно-правовая норма, как и все другие правовые нормы, всегда имеет гипотезу и диспозицию, но часто не содержат в составе данной нормы санкции как последствия ее несоблюдения.

Санкции у всех административно-правовых норм, конечно, имеются (санкция является обязательным элементом структуры любой правовой нормы, без санкции правовая норма не существует), но они как бы вынесены за рамки содержания нормы и предусмотрены в других административно-правовых актах, например, в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т.д.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации.

Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической.

Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция — это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. В зависимости от формы выражения, диспозиции административно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие или запрещающие.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю.

При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением.

Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Административно-правовые санкции, применяемые за нарушение норм данного Кодекса, перечислены в ст. 3.2. К ним относятся:

Административно-правовые нормы имеют определенную иерархию:

  1. конституционные нормы;
  2. нормы законов;
  3. нормы, устанавливаемые непосредственно субъектами исполнительной власти (например, Правительством РФ).

Таким образом, под административно-правовой нормой понимается норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, внутриорганизационной деятельности органов исполнительной власти, аппаратов органов законодательной и судебной власти, а также в сфере осуществления государственной службы.

Виды административно-правовых норм

Виды административно-правовых норм

Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по юридическому содержанию.

Нормы административного права делятся на виды:

  1. по назначению:
    • материальные;
    • процессуальные.
  2. по методу воздействия на поведение субъектов:
    • предписывающие;
    • управомочивающие;
    • запретительные.
  3. по субъектам (адресатам) нормы, регулирующие:
    • деятельность государственных органов, предприятий, организаций;
    • поведение граждан;
    • деятельность общественных и религиозных организаций;
    • деятельность государственных служащих.
  4. по форме предписания:
    • императивные (категоричные);
    • рекомендательные.
  5. по действию в пространстве:
    • действующие на всей территории РФ;
    • действующие на территориях субъектов РФ;
    • действующие на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями (например, СНГ).
  6. по действию во времени:
    • срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия;
    • бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.
  7. по объему регулирования:
    • общие (распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти);
    • межотраслевые (регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер.Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства и т.п.);
    • отраслевые (регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции, например, министерств).

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус.

В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными.

Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина, основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти.

Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов, исполнение, применение и соблюдение норм административного права, обеспечения в необходимых случаях их мерами государственного принуждения.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления.

Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан: порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) рeaлизации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений. Эти нормы обычно называют динамичными.

Соотношение материальных и процессуальных норм административного права может быть показано на следующем примере. Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 г.

определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, а также условия, связанные с поступлением на государственную службу. Эти нормы лишь фиксируют возможности приобретения гражданами РФ статуса государственного служащего.

В этом их юридически понимаемая статичность и, соответственно, материальность. Этот же закон содержит нормы, определяющие порядок поступления на государственную службу и ее прохождения. В данном случае речь идет уже о процессуальных (динамичных) нормах.

Императивные нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения.

Рекомендательные нормы содержат рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-administrativno-pravovoy-normi-osobennosti-eyo-soderzhaniya-i-strukturi

Понятие, структура и виды административно — правовых норм

4. Понятие административно-правовой нормы, ее структура

Правовое регулирование общественных отношений осуществляется с помощью административно-правовых норм, определяющих границы должного поведения их участников в сфере государственного управления.

Этими нормами создается правовой режим поведения сторон (участников).

Административно-правовыми нормами определяются права и обязанности участников регулируемых общественных отношений, а также их ответственность в случае нарушения прав и неисполнения обязанностей.

Нормы административного права занимают важное место в системе российского права, так как регламентируют широкий круг разнообразных общественных отношений.

Ими определяются границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения людей, порядок деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций и трудовых коллективов в сфере исполнительной власти.

Административно-правовая норма — это мера должного или возможного (допускаемого, рекомендуемого) поведения людей, установленная государством и охраняемая специальными средствами.

Административно-правовая норма — норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности.

Нормы административного права направлены на организацию, упорядочение и совершенствование отношений, которые складываются в сфере управления.

Посредством административно-правовых норм определяются правовое положение и компетенция большинства органов исполнительной власти, органов управления, регламентируется их деятельность, ее формы и методы, порядок взаимоотношений с другими субъектами управления.

Нормы административного права определяют также правовое полежение физических и юридических лиц в сфере государственного управления.

Административное законодательство содержит нормы, посредством которых обеспечивается охрана (защита) административно-правовых отношений от возможных нарушений. Охранительные нормы предписывают воздерживаться от совершения противоправных действий, регулируют отношения, связанные с применением мер административного принуждения.

Основные черты административно-правовых норм.

1. Преследуют цель обеспечения должного функционирования всей системы исполнительной власти, рационального взаимодействия отдельных ее звеньев.

2. Определяют вариант должного поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления.

3. Предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, проведения в жизнь требований законов РФ.

4. Служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях.

5. Имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (административная ответственность за совершенное правонарушение). Защищают не только себя, но и нормы многих других отраслей права (трудового, финансового, земельного и т.д.).

6. Выступают в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника (на основе их определяется порядок взымания налогов).

7. Часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами.

Административно-правовая норма, так же, как и нормы других отраслей права, имеют свою структуру, под которой понимаются внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи составных частей, элементов нормы.

Структура административно-правовой нормы.

Гипотеза — это часть административно-правовой нормы, содержащая указание о фактических условиях реализации нормы. Гипотеза, как условие применения нормы, далеко не всегда выражена в ней самой и может находится, например, в водной части, в общих положениях или других актах.

Она может быть общей для ряда или многих норм (например в ст 13 КоАП РСФСР указан возраст, с которого наступает ответственность за совершение каких либо административных правонарушений.

В данном случае достижение указанного возраста дает право уполномоченным на то органам привлечь виновного к административной ответственности).

Диспозиция — это часть административно-правовой нормы, которая определяет правила поведения (права, дозволения, обязанности, запреты, ограничения, предписания). По КоАП РСФСР — это описательная часть правонарушения. (Например, согласно ст. 158 КоАП РСФСР мелким хулиганством признается нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и иные подобные действия).

Санкция — это часть административно-правовой нормы, указывающей на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю, т.е. это наказание за совершенное правонарушение. (Например, за мелкое хищение чужого имущества предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа в размере до 5 кратной стоимости похищенного, но не менее одного минимального размера оплаты труда).

Многие административно-правовые нормы по своей структуре санкций не имеют. За нарушение таких норм административная ответственность предусмотрена в другом акте, например, за нарушение правил дорожного движения административная ответственность предусмотрена в Административном кодексе.

Для административно-правовых санкций свойственно многообразие. Существуют дисциплинарные санкции, административно-материальные, административно-процессуальные.

Например, за нарушение трудовой дисциплины предусмотрена дисциплинарная санкция, за нарушение общественного порядка — административно-материальная санкция, за несвоевременное рассмотрение административного дела — административно-процессуальная санкция.

Виды административно-правовых норм.

1. По содержанию:

— общие (нормы общего характера, которые охватывают все сферы жизнедеятельности);

— особенные, которые регулируют общественные отношения в определенных отраслях, в конкретной сфере управления.

2. По предмету регулирования:

— материальные (определенные права и обязанности участников общественных отношений и их ответственность за невыполнение определенных обязательств);

— процессуальные (они определяют порядок рассмотрения, разрешения дел, писем граждан и т.д.).

3. По предмету воздействия:

— обязывающие (обязывают совершить определенные действия, например, обязанности сотрудников милиции — ст. 10 Закона о милиции);

— запрещающие (например, в ст. 15 Закона о милиции указаны случаи, кода сотрудникам милиции запрещено применять оружие);

— уполномачивающие (это определенные правовые возможности, например, права сотрудников милиции — ст. 11 Закона о милиции).

4. По действию во времени:

— срочные (с указанием срока действия, например, дорожный знак “Остановка запрещена” с указанием времени);

— бессрочные (устанавливаются на неопределенный срок — до их отмены, например, Закон о милиции);

— временные (устанавливаются на определенный промежуток времени, например, на время стихийного бедствия).

5. По действию в пространстве:

— общероссийские (действуют на всей территории России);

— местные (действуют только на определенной территории, например, на территории края, области, района);

— межтерриториальные (действуют сразу же на нескольких территориях, например, на территории Северного Кавказа).

6. По способу выражения:

— письменные;

— словестные;

— конклюдентные (жест инспектора ГИБДД об остановке транспортного средства).

Способы реализации административно-правовых норм.

Реализация норм административного права представляет собой процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них требований и может выражаться в следующих действиях:

1. Соблюдение — это добровольное подчинение субъекта права требованиям административно-правовых норм, или воздержание от совершения действий, запрещенных нормой ( например, исполнение требований дорожного знака).

2. Исполнение — это активные правомерные действия субъектов права по выполнению определенных предписаний, например, исполнение приказа начальника ОВД.

3. Использование — добровольное совершение субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением их прав в сфере государственного управления, например, использование оружия при остановке транспортного средства.

4. Применение — это активный государственно-властный характер осуществления своих прав субъектами административного права в сфере государственного управления, или издание индивидуального юридического акта по конкретному делу ( например, применение соответствующей ст. КоАП к нарушителю).

Вывод: Норма административного права, как и норма любой другой отрасли права, представляет собой правило общего характера, определенную меру должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами.

Источник: https://admin-laws.ru/konspekt-lekczij-po-administrativnomu-pravu/10-ponyatie-struktura-i-vidy-administrativno-pravovyx.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий