4. Педагогические цели и образовательные стандарты

Педагогические цели и образовательные стандарты

4. Педагогические цели и образовательные стандарты

Федеральное агентство по образованию

ЧОУ «Институт Экономики Управления и Права» (г. Казань)

Альметьевский филиал, отделение педагогики и психологии       

Контрольная работа

По дисциплине: «Общие основы педагогики»

На тему: «Педагогические цели и образовательные стандарты»

Специальность 050706    

Выполнил:

студент 902з

Шамсутдинова А.И.

  Проверил:

Низамова Х.М.      

Альметьевск 2010.

План  

 I. Введение…………………………………………………………………………………

1.1. Понятие цели педагогической деятельности…………………………………..

1.2. Понятие задач в педагогической деятельности……………………………….

II.  Государственно-общественный характер управления системой образования………………………………………………………………………………..

2.1. Основные признаки государственного управления ……………………………

2.2. Основные признаки общественного управления………………………………..

   III. Понятие образовательных стандартов в педагогике……………………..

3.1. Стандарты педагогического профессионализма………………………………

3.2. Структура стандартов…………………………………………………………….

   IV. Список использованной литературы………………………………………….                

I. Введение  

      Цель — это один из элементов сознательной деятельности и поведения человека. Любая деятельность предполагает цель, мотив, средства и результат. Педагогическая деятельность не исключение. Развитие индивида и личности может происходить и без заранее поставленной цели, недостаточно осознанно и потому неорганизованно.

Результаты такого стихийного развития могут быть как благоприятными, так и нежелательными, противоречащими интересам и самой личности, и общества. Но в данном случае мы имеем в виду именно педагогическую, учебно-воспитательную деятельность как осознанную и преднамеренную, заранее запланированную и организованную, в основном контролируемую и корректируемую деятельность.

Итак, в структуре педагогической деятельности есть цель.

      Философы, психологи и педагоги, как правило, говоря о цели, предвосхищают идеально воображаемый результат деятельности как желаемый и ожидаемый ее продукт.

Но откуда, же берется эта цель? Причиной ее формирования исследователи считают осознанные (иногда недостаточно осознанные) потребности и интересы.

Потребность в свою очередь представляет собой недостаток, дефицит, отсутствие у субъекта каких-либо жизненно значимых и важных для него средств (в широком понимании) и комфортных условий.

В подобной ситуации этот дефицит чего-то и дискомфортные условия субъект переживает как потребность (требуется нечто); ее-то и надо удовлетворить. Эта осознанная потребность становится в воображении субъекта желаемым продуктом, целью, которую субъект может достичь в процессе деятельности.

А так как потребностей бесконечно много и к тому же они развиваются, то, следовательно, и целей также много и они тоже развиваются в процессе деятельности. Говоря о зависимости цели от потребности индивида, философ В.П. Тугаринов отмечает, что цель выступает как образец ценности индивида, а сама потребность и интерес — нет. Кроме того, любопытно отметить, что осуществленная цель перестает ею быть. 

      1.1. Понятие цели педагогической деятельности. 

      Цель педагогической деятельности имеет ряд особенностей. Прежде всего следует различать цель педагогической деятельности и цель воспитания. Как было сказано в первой лекции, “педагогика” как понятие имеет разный смысл, а понятие “воспитание” предполагает 5 уровней.

В общем виде цель педагогической деятельности можно сформулировать в педагогике как науке на социально-педагогическом и общепедагогическом (на 1 и 2-м) уровнях понятия “воспитание”.

А на технологических уровнях (на 3-м — 5-м) цель можно представить только как сосуществование и сопоставление цели субъекта S и цели объекта (О), как CO-ЦЕЛИ— интеграции смысла понятий “содействие”, “сопереживание”, “сотрудничество”. (Неологизм по аналогии: соратник, сотрудник, собрат и др.).

      Вторая особенность цели связана с тем, что объектом педагогической деятельности является человек (индивид, личность, группа людей), обладающий сознанием разного уровня развития — волей, собственными потребностями и интересами и, следовательно, своей целью и деятельностью. Иными словами, кроме соцели наличествует и содеятельность. Отсюда вытекает и такая особенность цели педагогической деятельности: взаимодействие целей субъекта и объекта при ведущей роли цели субъекта. 

      Третья особенность состоит в том, что цели эти в основном не совпадают и лишь в некоторых ситуациях они могут быть одинаковыми.

Напомним только о том, что, если целью объекта педагогической деятельности (школьника, студента, воспитанника) является, например, овладение знаниями, нормами поведения, то целью субъекта (учителя, воспитателя) будет создание оптимальных, благоприятных условий для успешного усвоения объектом соответствующих знаний и умений. 

      Четвертая особенность этих целей заключается в том, что они взаимодействуют следующим образом: непрерывно диагностируя динамику развития целей  объекта воспитательной деятельности, субъект также постоянно корректирует свои цели. Меняется цель воспитанника, меняется и цель воспитателя, потому что последний корректирует ее так, чтобы создать воспитаннику наилучшие условия для достижения его цели.

      Цель педагогической деятельности, выраженная на общепедагогическом (т.е. на 2-м) уровне, является учебно-воспитательной и, по сути, распадается на две большие группы: цели воспитательные и цели учебные.

А так как они специфичны для субъекта и объекта деятельности, то каждая группа этих целей опять же конкретизируется, по меньшей мере, в двух отношениях: цели субъекта и цели объекта учебно-педагогической деятельности.

 

      1.2. Понятие задач в педагогической деятельности  

      Кроме целей, в деятельности различают и задачи. Исследователи под задачей обычно подразумевают частные цели (или подцели) в конкретной ситуации. Для достижения общей цели в конкретных условиях и ситуациях приходится решать несколько частных задач на технологических уровнях как шаги к общей цели.

Для примера возьмем цель педагогической деятельности — “воспитание у учащихся культуры речи”. Она имеет и воспитательный, и учебный аспекты.

Чтобы достичь этой цели, например, в средних классах, придется решать ряд учебно-воспитательных задач: воспитание и развитие у детей устной и письменной речи; обогащение словарного запаса учащихся; выработка навыков грамотного письма, работа по формированию выразительности речи, ее эмоциональности и т.п.

Причем конкретно-педагогические и  или видно-педагогические задачи будут учитывать соответственно индивидуальные особенности речи отдельных групп учащихся и каждого ученика. 

      Охарактеризуем функции цели педагогической деятельности. Их несколько: а) цель — эталон предвосхищаемого образа, желаемого продукта как ценности; б) цель как побудитель к действию; в) цель как норма для выбора средств действия.

      В первой функции цель как эталон предвосхищаемого образа указывает общее, генеральное направление субъекта и объекта деятельности.

      Затем в функции эталона цель выполняет роль мерила, меры для сравнения того, что уже сделано, с тем желаемым продуктом, который мы хотим иметь.

      Еще одна подфункция эталона имеет отношение к регуляции педагогической деятельности. Ее можно назвать корригирующей подфункцией.

      В педагогической деятельности цель выступает в качестве системообразующей категории. Она связана с мотивами деятельности и играет решающую роль в выборе ее средств. Так, одной и той же цели могут соответствовать разные альтернативные (или — или) или даже противоположные мотивы. 

      Необходимо сказать о взаимосвязи цели, результата и средств. К последним относятся процесс, а также материальные (предметные, орудийные) и идеальные средства, то есть как внешние, так и внутренние элементы деятельности. Только располагая необходимыми средствами, субъект может достичь цели.

Но может быть и так, что поиск средств, обеспечивающих ими какое-либо действие, становится целью промежуточного этапа деятельности. Например, для диагностики успешности усвоения знаний учащихся (цель) учителю необходимо заблаговременно подготовить средства контроля: тексты диктантов, задач, творческих заданий, тестов и т.п.

И подготовка их на предварительном этапе деятельности по контролю превращается в подцель, а ее реализация становится условием достижения основной цели.

       цели зависит от объективных законов и условий действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств. 

      У индивида или группы (“Я” или “Мы”) возникает потребность, удовлетворение которой осознается как необходимость (долг). Эта необходимость может стать намерением (“хочу”), сообразующимся с возможностью (“могу”). Если и здесь нет препятствий, то система “надо— хочу— могу” возвращается к цели.

Тогда цель из “необходимости” превращается в реальный побудитель к действию. Стоит заметить, что система “надо — хочу — могу — цель — действие” может быть реальной только при условии, когда каждая ее составляющая действительно существует. Здесь срабатывает принцип “вето” (от лат.

veto — запрещаю): если нереален хотя бы один элемент, то и вся система оказывается бездействующей.

      По значимости и уровню обобщенности цели в педагогике построены по принципу иерархии. Эта иерархия вытекает хотя бы уже из разноуровнегого понимания категории воспитания. Кроме того, есть взаимосвязь и по горизонтали. В педагогике уже утвердилось суждение о таксономии целей (например, по Блуму).             

      II.Государственно-общественный характер управления системой образования

      Будущему учителю, вступающему в самостоятельную профессиональную деятельность, важно иметь полное, четкое представление о сущности, принципах, содержании управления педагогическими системами.

Это поможет с самого начала войти в ритм работы школы, понять сложный механизм ее функционирования, установить профессиональные деловые отношения с администрацией, коллегами-учителями, учениками и родителями.

      В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер.

Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.

      Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы.

Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района.

Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.  
Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления.

Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы — общеобразовательной школы.

Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. Частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления.

Источник: https://www.turboreferat.ru/pedagogy/pedagogicheskie-celi-i-obrazovatelnye-standarty/52753-272837-page1.html

3.4. Педагогические цели и образовательные , стандарты — Педагогика

4. Педагогические цели и образовательные стандарты

Проблемы целеобразования и целеполагания в педагогике теснейшим образом связаны с проблемами образовательных стандартов. Под образовательными стандартами понимаются нормы, образцы, мерила оценки объекта стандартизации. Роль стандартов в жизни общества разнообразна.

Они служат точкой отсчета эффективности труда, качества продукции, мерой прогресса. Стандарты — это инструмент защиты прав потребителя, пользователя средствами жизнедеятельности.

Можно сказать, что стандартизировано все: от воздуха, которым мы дышим, до обуви, которую мы носим; от состояния здоровья до качества продуктов питания, от скорости движения транспорта до экологических показателей окружающей среды.

Государственные стандарты — ГОСТЫ — входят в систему управления обществом и закрепляются законодательно.

В области образования действуют национальные стандарты. Многие из них согласованы с международными образовательными стандартами. В стандартах закрепляются цели воспитания и образования.

В результате обобщенные формулировки целей образования и воспитания как некие декларации приобретают строгое диагностируемое выражение. Благодаря стандартам образования, общество в целом, правительство, ведомства образования, школа и педагоги, родители и сами учащиеся получают возможность

78

оценки качества образования, его прогресса. Мониторинг, в том числе с применением компьютера, становится инструментом управления функционированием и развитием всех объектов и субъектов образования и воспитания. Подчеркнем, что стандарты образования не остаются застывшими. По мере прогресса общества они изменяются, что фиксируется в законодательных документах.

Образовательные стандарты в нашей стране получили конституционное закрепление. В статье 43 Конституции России указывается: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». При этом образовательный госстандарт толкуется как инструмент контроля за соблюдением прав граждан на образование.

Закон Российской Федерации об образовании выделяет федеральные и национально-региональные образовательные госстандарты (Статья 7).

Государственные образовательные стандарты РФ обновляются, разрабатываются раз в 10 лет, утверждаются в установленном порядке Правительством.

Федеральный образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Разработчики концепции федеральных компонентов государственного образовательного стандарта общего образования указывают на многоаспектность их функций.

Иначе говоря, введение ГОСТов в образовательную политику РФ позволяет: а) оценивать состояние системы образования; б) обеспечивать права граждан на полноценное образование; в) сохранять единое образовательное пространство России; г) гуманизировать образование; д) управлять системой образования; е) повышать качество образования.

Можно усомниться в том, какими возможностями наделяют авторы концепции стандарты. Известно, что сами по себе стандарты ничего не решают. Решают люди, которые ими руководствуются и неукоснительно следуют их предписаниям.

Основополагающее для будущего педагога значение имеют стандарты педагогического профессионализма. Их сущность отражает общие стандарты высшего образования независимо от специальностей и профилей специалистов,

79

которых готовят в вузах. Прототипом стандартов высшего педагогического образования ранее были так называемые квалификационные характеристики.

В этих документах закреплялись требования к выпускнику вуза в их сжатом изложении: что он должен знать, уметь, каким требованиям школы он должен соответствовать, к каким трудовым обязанностям он должен быть подготовлен.

Анализ таких характеристик показывает, что они весьма неопределенны, не поддаются квалиметрическому использованию, лишены технологичности по отношению к их применению студентами, преподавателями. В на-стоящее время разрабатываются стандарты высшего образования, которые в состоянии заменить квалификационные характеристики.

Обратимся к характеристике государственных стандартов высшего педагогического образования, уже принятые официально как временные. Получили свое утверждение стандарты высшего педагогического образования по таким направлениям, как «540100 — Естествознание». Выпускники вуза обретают в результате 4-летнего обучения статус «бакалавра образования».

Бакалавр образования в соответствии со стандартом готовится для работы в пяти сферах деятельности: преподавание по предметам в средних учебных заведениях, культурно-просветительной деятельности, социально-педагогической деятельности, научно-исследовательской деятельности. Он же готовится к продолжению образования по программе магистратуры, т.е.

третьего уровня высшего профессионального образования.

В содержание образования входит несколько обязательных блоков вузовских дисциплин, а именно: общекультурный (философия, логика, политология, право, языки, экономика, бизнес и др.); психолого-оедагогический (более 10 названий дисциплин); общепредметный (математика, физика, экология, информатика, космология и др.); предметный блок (математика, физика, химия, информатика, экология и др.).

В структуре стандарта предусматриваются, далее, требования к уровню образованности выпускника по этому направлению. Характерно, что разработчики стандарта оперируют удачными терминами: «владеет», «обладает», «умеет», «может решать», «готов к …», «понимает». Интегральное представление профессионализма бакалавра образования по естествознанию формулируется лаконично:

80

«Бакалавр образования — личность, освоившая культурный опыт человечества и способная стать субъектом творческой профессиональной деятельности».

При ознакомлении с содержанием этого госстандарта будущие математики, физики, преподаватели химии, биологии, географии, экологии, информатики встретят немало туманных формулировок и «размельченных» атрибутов профессиональной готовности работать в системе образования, например, в состав стандартных требований к уровню образованности будущего историка, математика, географа и так далее введено такое, как готовность «к творческому решению различных жизненных ситуаций». Что имелось в виду в этом случае, приходится лишь угадывать. Все это означает, что рассматриваемый документ требует своей доработки и прежде всего в аспекте его прагматизации.

Характерной особенностью педагогического блока стандартов естественного и гуманитарного направлений высшего педагогического образования является его идентичность по всем направлениям бакалавриата. Приведем его полностью.

Обязательный психолого-педашгичесшш минимум содержания образования специалистов всех направлений.

Ориентирующий (введение в педагогику и психологию, педагогическая информатика, основы саморазвития личности).

Теоретико-методологический (педагогические теории и системы, история образования, психология развития, психология и педагогика межнационального общения).

Деятелшостный (педагогические предметные технологии, основы моделирования образовательных дисциплин).

Психолого-педагогические практикумы и курсы по выбору.

Пользуясь правом на творчество и автономности,разработок моделей высшего педагогического образования, научные коллективы многих российских вузов создают свои варианты оперативных управленческих документов по технологии использования стандартов профессионального образования. Как рабочий инструментарий. В рамках ГОСТов появляются новые дидактические конструкции. Они ускоряют прогрессивные нововведения в систему подготовки учителей для работы их в современной школе.

Сложным вопросом целей и стандартов образования считается вопрос совмещения стандартов как принуди-

81

тельных критериев профессионализма, с неповторимостью личности школьника, студента, учителя. Но при всей противоречивости единых требований к педагогическому профессионализму, предписанных сверху, и неповторимости индивидуальности каждого человека, это противоречие легко преодолевается.

Проблема педагогического целеобразования и целепо-лагания подлежит решению на всех уровнях функционирования и развития образовательно-воспитательных систем.

Ее рассматривают как системообразующий компонент педагогической политики государства.

К ее практическому решению должны быть готовы все категории специалистов, чья деятельность опосредованно или непосредственно связана с воспитанием подрастающих поколений.

Вопросы и задания для самоконтроля

Приведите доказательства или опровержения правомерности всестороннего гармоничного развития личности как целивоспитания.

Попытайтесь провести самоанализ своего школьного развития и установите доминирующие его параметры.

Сформулируйте спектр задач своего самоформирования идокажите их осуществимость.

4. Проанализируйте мотивацию выбора педагогическойпрогрессии, характеризующую вас при поступлении в педвуз и внастоящее время.

Приведите пример из обыденной жизни того, как цельперемещается на мотив, как динамичны переходы задачи в цель.

Перечислите вопросы, которые включают в себя педагогическое целеполагание.

Литература для самостоятельной работы

Закон Российской Федерации «Об образовании» 1992 г. Любое издание.

Государственный стандарт высшего профессионального образования. Педагогическое образование России. Сб. нормативных документов. М., 1994.

Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Гл. III. M., 1993.

Проблемы целеобразования в педагогике. Пятигорск, 1982.

Стандарты педагогического образования и оценка его качества в России и за рубежом. Сб. научных сообщений. М., 1994.

Воспитание детей в школе/Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1998.

Источник: https://uchebnikfree.com/page/uchpidkasistij/ist/ist-4--idz-ax235--nf-11.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий