4. Источники АП.

Источники, методы и система АП

4. Источники АП.

Метод АП – это способы, приемы, средства, с помощью которых регулируются управленческие правоотношения. Методы:

  1. Императивный метод – основан на неравенстве сторон и односторонности юридически-властных волеизъявлений одного из участников
  2. Диспозитивный метод – основан на равенстве сторон
  3. Предписание: установление определенного порядка действий — предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой
  4. Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности)
  5. Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой.

Система АП: Состоит из 3 частей:

1. Общая часть – рассматривает: административно-правовые нормы, общественные отношения, правовое положение государственного и муниципального служащего, понятие гос службы, виды гос службы, правовое положение всех субъектов АП, отношения по обеспечению законности и правопорядка.

2. Особенная часть делится на группы, регулирующие отношения в следующих сферах:

2.1. межотраслевые сферы

2.2. социально-политическая

2.3. социально-культурная

2.4. хозяйственная деят-ть государства

3. Специальная часть изучает административно-юристдикционную деятельность(какие органы в сфере исполнительной власти могут применять административную ответственность, за какие деяния привлекается лицо к административной ответственности, порядок производства и расследования административных дел)

Источники АП:

  1. Конституция РФ (исп власть, органы местного самоуправления)
  2. Федеральный конституционный закон (о выборах президента, о правительстве РФ)
  3. Федеральные законы («Об общих принципах организации местного самоуправления», «О системе гос власти», «О системе гос службы в РФ»)
  4. КОАП
  5. Указы президента РФ (указ о почетном звании, о наградах)
  6. Постановления Правительства
  7. НПА субъектов РФ (устав города Ростова-на-Дону, устав РО, распоряжения мэра г.Р-н-Д)
  8. Акты министерств и ведомств субъектов РФ

Понятие административно-правовых норм и их структура, виды

Норма АП, как и норма любой отрасли права представляет собой правила общего характера, определяющих меру должного поведения субъектов РФ.

Норма АП – это правила поведения, которые регулируют общественные отношения в сфере гос управления.

АПН состоит из:

  1. Гипотеза — содержит указание на фактические условия реализации нормы, обстоятельства, при наличии которых надо или можно действовать определенным образом
  2. Диспозиция — определяет само правило поведения, предписываемое, дозволяемое или рекомендуемое данной нормой права.
  3. Санкция — неблагоприятные последствия, наступающие для нарушителей установленного данной нормой правила.
  4. Поощрение — предусматривают средства (меры) материального или морального воздействия на участников регулируемых управленческих отношений с целью обеспечения их должного поведения.

Виды АПН:

1. По предмету правового регулирования:

1.1. материальные

1.2. процессуальные

2. По методу воздействия на субъекты АП:

2.1. обязывающие

2.2. уполномочивающие

2.3. запрещающие

2.4. стимулирующие

3. По форме предписания:

3.1. категорические (императивные)

3.2. рекомендательные

3.3. диспозитивные

4. По способу действия:

4.1. в пространстве (общероссийские, региональные, местные)

4.2. во времени (срочные и бессрочные)

4.3. по субъектам (физ., юр и должностные лица)

Принципы и источники АП

Источники АП:

  1. Конституция РФ (исп власть, органы местного самоуправления)
  2. Федеральный конституционный закон (о выборах президента, о правительстве РФ)
  3. Федеральные законы («Об общих принципах организации местного самоуправления», «О системе гос власти», «О системе гос службы в РФ»)
  4. КОАП
  5. Указы президента РФ (указ о почетном звании, о наградах)
  6. Постановления Правительства
  7. НПА субъектов РФ (устав города Ростова-на-Дону, устав РО, распоряжения мэра г.Р-н-Д)
  8. Акты министерств и ведомств субъектов РФ

Принципы:

  1. Принцип законности. Субъекты управленческих отношений должны точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормы Конституции, законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также принцип соответствия нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.
  2. Принцип демократии (народовластия).
  3. Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане в сфере управления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  4. Принцип взаимной ответственности государства и личности. Заключается в том, что за нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической ответственности.
  5. Принцип федерализма. Проявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, в установлении предмета совместного ведения.
  6. Принцип гуманизма. Заключается в юридическом признании приоритета общественных ценностей. Права и свободы человека, степень их закрепления и обеспечения являются критерием оценки качества управленческих отношений.

Источник: https://cyberpedia.su/17x3e5f.html

4.Источники ап: понятие, особенности, система

4. Источники АП.

38

  1. Понятие и признаки управления. Понятие, особенности и виды социального управления.

Управление– руководство кем-либо над чем-либолибо.

Признаки:

  • Управление есть функция различных систем;
  • Субъект или объект управления — основные элементы системы;
  • Служит интересом взаимодействия составляющих той или иной системы элементов;
  • Наличие иерархии в структуре управления;
  • Управление всегда целенаправленно управление неразрывно связано с информацией;
  • Управление реально тогда, когда есть определенное подчинение объекта с субъекту управления.

Управление-целенаправленноевоздействие субъекта на объект управления,в целях создания эффективно функциональнойсистемы на основе информационных связейи отношений.

Видыуправления: Техническое; Биологическое,Социальное (СУ)

ОсобенностиСУ:

  • Предполагают организацию или систему людей
  • Предполагают совместную деятельность для достижения общих целей
  • СУ- главное назначение – упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, обеспечивающие согласованность индивидуальных действий, выполняет общие функции.
  • СУ носит волевой, сознательный характер, властный характер;
  • Осуществляется в рамках управленческих отношений;
  • Связано с определенными формами, методами и средствами воздействия субъектов над объектами.

СУ– общественно-значимая деятельностьлюдей, которая осуществляется с цельюобеспечения согласованности иупорядоченности совместных действийлюдей и коллективов в интересахэффективного достижения стоящих передним задач.

ВидыСУ:

  • Общественное (в рамках партий или иных организаций)
  • Религиозное (отношения между церковью и прихожанами)
  • Семейное (родители, дети)
  • Международное (общественные организации; государство вступает для достижения общей цели)
  • Муниципальное (местное самоуправление)
  • Государственное
  1. Понятие и основные черты ГУ. Административная реформа

ГУ– реальность, без которой не работаетгосударственный властный механизм.

ГУ– практическое, регулирующее, организующеевоздействие государства на общественнуюжизнедеятельность людей в целях ееупорядочивания, сохранения и преобразования,опирающееся на его властную силу.

ГУосуществляется всеми органамигосударственной власти, специальнымисубъектами исполнительной власти.

Признаки(черты):

  • Деятельность осуществляется специальными субъектами – органами ГУ
  • Исполнительно -распорядительная деятельность
  • Универсальный или непрерывный характер деятельности по ГУ
  • Предметный характер
  • Наличие специального большого иерархического аппарата управления и большого корпуса государственных служащих
  • Подзаконный характер управленческой деятельности
  • Характеризуется изданием большого числа подзаконных правовых актов.

Словари трактуютслово «реформа» (от фр. La reforme – реформа)как преобразование, переустройство вспособе функционирования тех или иныхсоциальных институтов, действующих врамках данного общества.

Как представляется,это определение не достаточно полно,так как не упоминает основную сущностнуючерту реформы – достижение новогокачества.

Непременными атрибутамиреформ являются инициатива «сверху»(в чем видно отличие реформы от революции),законодательный механизм осуществленияи направленность преобразований попути прогресса.

Есть еще односущественное качество, делающее то илииное преобразование именно реформой:модернизационное целеполагание, иначеговоря – приведение данного социальногоинститута к состоянию, наиболееадекватному функционированию ипрогрессивному развитию мировогосообщества.

Административнаяреформа – не одномоментное событие, апоступательный процесс. Следующееотсюда требование – необходимо избегатьобщих абстрактных программ и ставитьчеткие измеряемые задачи.

Модернизироватьгосударственное управление – значит,сделать его проще, яснее, эффективнее,постараться добиться гласности в областигосударственных расходов и четкоопределить ответственность каждого измногочисленных операторов государственногоуправления

Административнаяреформа-процесспересмотра функций исполнительнойвласти, закрепления необходимых иупразднения избыточных функций, созданияадекватной функциям структуры и системыисполнительной власти, а такжеинституциональных изменений в системегосударственного управления. Целью являетсясоздание системы эффективного исполнениягосударственных функций, обеспечивающейвысокие темпы экономического роста иобщественного развития.

  1. Предмет, метод и система административного права

Предметотрасли –совокупность общественных отношений,которая регулирует ту или иную отрасльправа. Отвечает на вопрос: какиеобщественные отношения регулируетданная отрасль права?

Особенностипредмета АП:

  • Отношения — управленчески по своей природе;
  • В этих отношениях всегда присутствует властный субъект, важно чтобы в эти отношения властный субъект вступал в связи и по поводу осуществления своей управленческой компетенции
  • Наличие публично – правового или государственного интереса
  • Характерно множество и разнообразие общественных отношений входящих в предмет АП

3группы общественных отношений:

-полицейские

-управленческие отношения

-административные юстиции

2.В зависимости от цели управленческойдеятельности

-регулятивные

-охранительные

3.по составу участников

-внутриаппаратные

-внеаппаратные ( отклонения междуинспектором и пешеходом)

4.по юридическому характеру взаимодействияучастников правоотношения

— вертикальные (власть и подчинение)

-горизонтальные (стороны равноправныюридически и фактически)

5.по способу защиты

-защищаемые в административном порядке

Защищаемыев судебном порядке и т.д.

Т.об.А.П – отрасль системы, представляющаясясобой совокупность правовых нормрегулирующих общественные отношения,которые возникают в связи и по поводуосуществления государственно –управленческой деятельности, в связис охраной общественного порядка иразрешением административно-правовыхспоров.

МетодАП.

Методотрасли – совокупность способов, приемовс помощью которых данная отрасль праварегулирует отношения входящие в еепредмет. Метод отвечает на вопросы: как?Каким образом? Отрасль права регулируетотношения входящие в ее предмет.

  1. метода регулирования общественных отношений: 1.Предписания; 2. Запреты; 3. Дозволения

Каждаяотрасль права использует регулированиепредмета преимущественно той или инойуказанного выше метода. Предмет отраслиправа диктует и особенности метода этойотрасли.

Особенностиметода АП:

  1. Поскольку АП регулирует управленческие отношения, то для нее больше характерны предписания;

  2. А.отношения возникают как правило в одностороннем порядке; желание или согласие другой стороны на вступление в эти отношения, не являются обязательными условиями для их возникновения, изменения, прекращения. А.правоотношения могут возникнуть и вопреки желанию ( согласия др.стороны).

  3. Метод запретов также может использоваться в регулировании предмета АП

  4. В АП не исключается использование в необходимых случаях и дозволительных средств. В результате которых возникают управленческие отношения равенства.

Административныеотношения – власти отношения, которыерегулируются как правило с помощьюметода предписания, реже запрет идозволения.

СистемаАП

СистемаАП – как науки и дисциплины традиционноделят на 2 части:

  1. Общая (институционная) включает нормы и институты охватывающие управление в целом,

  2. Особенная (отраслевая) определяет специфику управления различными сферами нашей жизни или различными источниками.

ИсточникиАП – внешние формы выражения АП норм.

Особенности:

  • Характерно разнообразие и множество источников административных норм
  • Среди источников АП нельзя выделить основной ведущий системообразующий нормативный акт
  • Система источников АП отличается мобильностью, изменчивостью, что порождает постоянные проблемы их систематизации

Системаисточников АП:

  • Международные акты
  • Федеральные акты
  • Федеральные конституционные законы
  • Федеральные законы
  • Акты субъектов РФ (устав ярославской области)
  • Локальные нормативные акты
  • Законодательные акты
  • Подзаконные нормативные правовые акты
  1. Общий административно-правовой статус граждан(АПС). Административная правосубъектность.

Права– мера возможного, дозволенного поведения— гарантия реализация этих прав.

Обязанности– обязывает граждан выполнять требования— ответственность за неисполнение

АПС– совокупность закрепленных нормамиАП норм, свобод, обязанностей человекаи гражданина, а также гарантии реализацииправ и обязанностей, в том числе механизмих защиты (ответственность).

Элементы административно-правовогостатуса граждан:

  1. принципы административно-правового статуса граждан;

  2. гражданство;

  3. административная правосубъектность (право-, дееспособность) граждан;

  4. права и обязанности граждан в сфере государственного управления;

  5. административная ответственность граждан;

  6. юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Видыадминистративно-правовых статусовграждан:

  1. общий административно-правовой статус граждан – общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами;

  2. родовой (специальный) административно-правовой статус – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие и т. д.);

  3. индивидуальный административно-правовой статус – конкретизирует (фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере государственного управления с учетом пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей.

Праваграждан:

Абсолютные(безусловные) –осуществляютсясамостоятельно без разрешения властногосубъекта.

Относительные(условные) –для реализации требуетсяразрешение властного субъекта.

Обязанностиграждан:

Абсолютные– возлагаются на каждого гражданина

Относительные– возникают из правомерных действийнаправленных на приобретение прав ипользование ими, а также из правонарушений.

Гарантииграждан – система средств, котораяустанавливается государством длясоздания необходимых условий реализацииправ и свобод граждан.

Ответственностьграждан – наступает в случае неисполненияобязанностей, а также злоупотреблениепредоставленного права.

Административнаяправосубъектность способностьгражданина (физического лица) бытьсубъектом административного права:

  • А. правоспособность
  • А.дееспособность
  • А. деликтоспособность

Административнаяправоспособность граждан способностьгражданина иметь в силу нормадминистративного права субъективныеправа и нести юридические обязанности,возникающие с момента рождения ипрекращаемые смертью.

Обстоятельства,определяющие объем административнойправоспособности граждан, – возраст,состояние здоровья, уровень образования,квалификация, семейное положение и др.

Административнаядееспособность граждан способностьгражданина в силу норм административногоправа своими действиями приобретатьправа и создавать (реагировать) для себяюридические обязанности в сферегосударственного управления.

Виды административнойдееспособности граждан:

  1. полная – наступает с момента совершеннолетия (18 лет);

  2. частичная – с 6 до 14 лет (малолетних); с 14 до 18 лет (несовершеннолетних);

  3. ограниченная – состоит в ограничении дееспособности в силу решения суда (лица, страдающие психическими заболеваниями, хронические алкоголики, наркоманы, токсикоманы).

Административнаяделиктоспособность граждан способностьгражданина в силу норм права нестиответственность за совершениеадминистративных правонарушений.Возникает с 16лет.

Источник: https://studfile.net/preview/2164426/

Источники АП. Административный договор: юридическая природп,особенности

4. Источники АП.

Понятие,предмет,метод административного права

Административное правоотрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Предмет административного права регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной власти.

Субъектами таких отношений выступают представители исполнительной власти, с одной стороны, а с другой — они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права.

Методже административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования.

Любая отрасль права, в том числе и административное, использует три основных метода:

1) предписание — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой;

2) запрет — возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия;

3) дозволение — юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Источники АП. Административный договор: юридическая природп,особенности

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Нормативные акты в установленном порядке обязательно должны быть зарегистрированы и опубликованы.

К источникам административного права относятся:

1. Конституция РФ — основной источник любого права, в том числе и административного. В Конституции закрепляются основные права и свободы личности, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления, формирование и деятельность органов исполнительной власти, разграничение функций органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

2.Международно-правовые договора и соглашения.

3.Федеральные законы и кодексы, такие как «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», «О гражданстве Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» и т.д.

4. Законы субъектов РФ. Например, Законодательным собранием Ростовской области принят областной закон от 25 октября 2002 г. № 273-ЗС «Об административных правонарушениях». Правовой основой данного областного закона являются Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Устав Ростовской области.

5. Указы и распоряжения Президента РФ.

6. Постановление и распоряжение Правительства РФ (Постановления правительств субъектов РФ).

7. Ведомственные нормативные акты (приказы министров, председателей государственных комитетов, инструкции, наставления, уставы и т.д.).

8. Акты субъектов Российской Федерации.

9. Ведомственные акты субъектов РФ.

10. Ведомственные акты местного самоуправления.

Административное право относится к числу самых несистематизированных, а тем более — некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью.

Административный договор — соглашение двух или более субъектов административного права, один из которых всегда является субъектом исполнительной власти. Это многосторонний акт, с помощью которого возникают, изменяются или прекращаются взаимные права и обязанности сторон.

Юридическая природа административного договора заключается в том, что он является актом применения норм права, вследствие чего реализуются конкретные функции исполнительной власти за некоторыми исключениями.

Административный договор, как правило, базируется на административно-правовых нормах, но многие административные договоры имеют комплексный характер и регулируются нормами нескольких областей права: гражданского, финансового, экологического, трудового. Например, с властными полномочиями связан трудовой договор (государственное регулирование труда, договорное регулирование труда) или договор о платном обучении в государственном учебном заведении соответствующего уровня.

Особенность административных договоров состоит и в том, что они являются договорами организационного характера, как и сама деятельность исполнительной власти. Для сторон административного договора свобода вступать или не вступать в договорные отношения не имеет характера абсолютного принципа, что присуще частному праву.

Заключение административного договора со стороны государственного органа является одновременно правом и обязанностью (предметная компетенция). Возможность по собственному усмотрению при заключении административных договоров самостоятельно избирать определенный вариант поведения более ограничена, чем при заключении гражданских или трудовых договоров.

Это обусловлено императивным характером административно-правовых норм. Правом контролировать выполнение административных договоров наделены органы исполнительной власти. Спорные вопросы, которые связываются с заключением и выполнением административных договоров, решаются в административном порядке или путем рассмотрения в судах общей юрисдикции.

Для административных договоров, как правило, предусмотрена письменная форма.

Дата добавления: 2015-11-23; просмотров: 1455 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/4-14420.html

По юридической силе источники АП можно расположить так:

4. Источники АП.

1. Нормативные акты РФ:

a. КРФ,

b. ФКЗ,

c. ФЗ,

d. кодексы,

e. указы Президента (не распоряжения),

f. постановления Правительства (не распоряжения),

g. НПА ФОИВ (приказы, инструкции, правила). НПА по общему правилу издают только министерства.

h. НПА органа исполнительной власти субъекта (губернатор, министерства)

i. Нормативные акты органов местного самоуправления.

По Д. Н. Бахраху после федеральных законов расположены уставы, конституции, законы субъектов. Но они приняты законодательными органами субъектов и распространяются только на территорию этого субъекта. Но даже приказ федерального министра распространяется на всю территорию РФ.

j. Конституции, уставы, законы субъектов (мэр, администрация).

2. Акты бывшего СССР: действуют при соблюдении двух условий:

a. Правоотношения не урегулированы законодательством РФ. Например, до 2006 года порядок подачи и рассмотрения жалоб граждан рассматривался в соответствии с указом Президиума ВС СССР 1961 года.

b. Акты приняты до октября 1991 года.

Примеры актов: о медицинских вытрезвителях.

3. Международные договоры. Условия:

a. Присоединение РФ к одностороннему или двустороннему договору;

b. Ратификация договора на территории РФ законодательным органом (принятие в качестве ФЗ).

4. В науке АП – административные договоры. АП заключается между двумя органами государственной власти, органом и госслужащим.

5. В науке АП — акты правосудия. Это источники «с минусом». Например, постановление КС РФ о признании нормы неконституционной.

ВЫВОД: Все источники АП образуют целостную систему.

1. Нормы АП содержатся не только в законах, но и в подзаконных актах.

2. Согласно п.к ст.72 КРФ, административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ (субъекты РФ могут принимать НПА: закон об АП Свердловской области).

В систему источников АП входит множество различных видов источников: федеральные НПА, НПА субъектов, внутриаппаратные и внеаппаратные акты, выполняющие как регулятивные, так и охранительные функции. Следует заметить, что система источников АП находится в развитии.

Нередко вносятся дополнения в существующие акты, принимаются новые акты. С момента принятия КоАП 2001 года почти каждый месяц вносятся изменения. Уже в июле 2007 года внесено множество нововведений.

При этом источники АП не систематизированы, так как административные правоотношения очень разнообразны.

Лекция №3.

Административно-правовые отношения.

План лекции:

1. Понятие и особенности АПО;

2. Структура АПО;

3. Виды АПО;

4. Юридические факты;

Понятие и особенности АПО

АПО – урегулированное административной нормой общественное правоотношение, обязательным участником которого является представитель административной власти публичной администрации, в котором стороны выступают носителями взаимных прав и обязанностей.

Особенности АПО:

1. АПО – это, как правило, властные отношения. Бывают и акты на основе добровольных отношений.

2. Данные отношения складываются в сфере государственного управления. Их содержанием является государственная власть.

3. В данных отношениях всегда участвует представитель публичной административнойисполнительной власти. Без властного субъекта АПО не могут возникнуть.

4. АПО возникают, как правило, по инициативе властного субъекта, вопреки желанию, согласию второй стороны. Исключение – подача жалобы, например.

5. Административно-правовые споры могут рассматриваться как в судебном порядке, так и внесудебном.

6. В АПО ответственность наступает перед государством, а не перед второй стороной в правоотношении. Например, мелкое хулиганство (нецензурная брань в общественных местах без перехода на личности).

Структура АПО. Субъект, объект и содержание.

Субъект – участник АПО, имеющий субъективные права и юридические обязанности.

Их отличают от субъектов АП (которым предоставлены абстрактные права), так как они возникают только при реализации конкретных административных правоотношений.

Чтобы стать субъектом АПО, надо обладать административной праводееспособностью (правосубъектностью) – способностью иметь права и осуществлять обязанности в сфере государственного управления.

Виды субъектов:

· Индивидуальные субъекты:

o Граждане ( общий административно-правовой статус),

o Участники административных коллективов. Это субъект со специальным административно-правовым статусом: студент, военнослужащий, читатель библиотеки, лицо в местах лишения свободы… Трудовых отношений нет.

· Коллективные субъекты:

o Государственные организации:

§ Госорганы (с государственно-властными полномочия. Их решения несут правовые последствия),

§ Государственные предприятия (не наделены властными полномочиями: ГУК и т. п. – осуществляют хозяйственную и коммерческую деятельность с государственной формой собственности),

§ Государственные учреждения (нет властных полномочий, нет коммерческих действий. Выполняют вспомогательные функции: обучение, здравоохранение),

o Негосударственные организации (юридические лица, трудовые коллективы: группа, цех). Необязательно обладать статусом юридического лица.

Объект АПО – то, по поводу чего возникают, изменяются и прекращаются административные правоотношения. Объект АПО – человеческое поведение.

АПО– права и обязанности участников АПО.

Виды АПО.

По функции АП правоотношения бывают:

· Регулятивными: характеризуются правомерным поведением субъекта. Это поведение, возникающее на основе норм права и строго соответствующее нормам права.

· Охранительными: возникают вследствие неправомерного, противоправного поведения и являются реакцией государства на такое поведение.

По содержанию АПО бывают:

· Материальные: возникают в сфере государственного управления, регулируются материальными нормами. В этих отношениях определяются права и обязанности государственных органов, формы и методы их деятельности.

· Процессуальные: осуществляются в сфере государственного управления в связи с разрешением конкретных дел. Регулируются административно-процессуальными нормами. Это различная процедурная, юрисдикционная деятельность государственных органов.

Классификация С. Д. Хазанова

В зависимости от того, от кого исходит инициатива в возникновении АПО, защищаются ли данные права мерами государственного принуждения.

· Отношения по поводу реализации прав, свобод, обязанностей, возникающие по инициативе невластного субъекта (гражданин захотел стать водителем – сдал квалификационный экзамен).

Если соблюдать основные элементы: сроки, перечень необходимых документов и фотографию. В этих отношениях принудительные средства практически не применяются.

Данные отношения (большинство из них) можно в любой момент прервать по инициативе невластного субъекта.

· Контрольно-надзорные АПО, целью которых является обеспечение общественного порядка, государственной безопасности. Они всегда возникают по инициативе властного субъекта и прекращаются по его инициативе. Обеспечены мерами государственного принуждения и подлежат судебной защите. Например: личный досмотр, взятие проб, образцов…

· Организационно-дисциплинарные отношения. Возникают, когда гражданин становится членом административного коллектива.

· Государственные «услуги». Это отношения, возникающие по инициативе невластного субъекта, например, получение лицензии. Государство как социальная система призвано решать проблемы общества, например, обеспечивать такие основные функции, как образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение – все это социально важная деятельность граждан.

· Административно-деликтные. Возникают при совершении административного правонарушения. Инициатива принадлежит государственным органам. Прекратить их также могут только государственные органы.

· Отношения, возникающие между гражданином (или юридическим лицом) и представителем публичной администрации при разрешении публично-правового спора. Возникают по жалобе или заявлению гражданина, которая подается в органы публичной административной власти.

· Административное судопроизводство. Возникают по поводу разрешения в суде различных категорий судебных дел. Только в арбитражных три категории административных дел, в судах общей юрисдикции их еще больше.

По взаимосвязи государственных органов:

· Внутриаппаратные.

· Внеаппаратные

Юридические факты.

Юридические факты АПО – основания возникновения, изменения, прекращения АПО.

Виды Юридических фактов:

Действия и события. Действия зависят от воли и сознания людей. События – в определенных рамках не зависят (абсолютные: стихийное бедствие, война и относительные: достижение совершеннолетия).
Действия делятся на:

· Правомерные: полностью соответствуют требованиям норма права;

i. Юридические акты. Это издание субъектами административной власти индивидуальных актов государственного управления. Они имеют конкретного адресата и рассчитаны на одно применение.

ii. Юридические поступки. Это действия, совершаемые без намерения породить юридические последствия, но возникающие в силу закона. Это регистрация брака, регистрация новорожденного.

· Неправомерные: не соответствуют требованиям норм права – административные правонарушения, дисциплинарные проступки.

Лекция №4.

Субъекты административного права.

Источник: https://megaobuchalka.ru/14/744.html

Тема 6 Источники АП

4. Источники АП.

Под источником АП понимаются конкретные внешние формы его выражения. Характерной особенностью АП является широкое разнообразие и множество источников юридических норм.

Это обучловлено, прежде всего, предметом данной отрасли права, широким кругом управленческих общественных отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов объективной необходимостью децентрализации исполнительной власти.

АП регламентация такой сложной, разнообразной и широкой сферой, коей является сфера госуправления, вызывает необходимость издания огромного количества законов и подзаконных актов.

При этом важно подчеркнуть: нормы АП содержатся не только в НПА, но и смешанных, многоотраслевых актах, содержащих одновременно нормы, относящиеся к разным отраслям права (конституционного, гражданского, экологического и т. п., в зависимости от того, кем изданы акты, а значит, по их юридической силе, нормы АП делятся на несколько типов:

I. Акты, принятые на основе референдумов, а также акты представительных (законодательных) органов представительной власти. Здесь имеется ввиду:

1) Конституция;

2) ФКЗ («О правительстве РФ», «Об уполномоченном по правам человека в РФ»);

3) ФЗ;

4) Законы СССР и РСФСР;

5) Акты палат ФС РФ («Постановление об амнистии»);

6) Акты представительных органов госвласти субъектов РФ (конституции республик, уставы, законы);

II. Акты президента РФ (указы, распоряжения);

III. Акты госадминистрации:

1) административные акты федеральных органов госвласти:

а) постановления и распоряжения Правительства;

б) приказы, распоряжения, а также утверждаемые ими инструкции, правила, положения федеральных министерств и других центральных органов спецкомпетенции;

в) Приказы, постановления, распоряжения, инструкции и др. акты территориальных федеральных органов исполнительной власти;

г) приказы, инструкции, издаваемые администрацией государственных учреждений, предприятии, воинских формирований;

д) акты руководителей аппаратов Госдумы, Правительства РФ, Верховного суда РФ и др. центральных ведомств.

2) административные акты субъектов РФ:

а) указы, постановления и др. акты глав исполнительной власти субъектов РФ, т. е. глав республик, губернаторов, мэра Москвы, глав администрации;

б) постановления и распоряжения прасительств субъектов РФ;

в) приказы, постановления центральных органов спецкомпетенции субъектов РФ; Приказы, постановления местных органов госвласти субъектов РФ (напр. префектов в г. Москве);

д) приказы, инструкции, издаваемые администрацией госпредприятий, учреждений, субъектов РФ. Акты госадминистрации – самая многочисленная группа источников АП.

IV. Акты органов местного самоуправления: общим является правило, согласно которому главы местного самоуправления (главы администраций, мэры издают постановления и распоряжения).

V. Публичные договоры: 1) федеративные (между органами госвласти РФ и субъектами РФ), всего порядка 50; 2) административные; 3) соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов, объединениями работодателей и правительством страны, а также аналогичные трёхсторонние соглашения, заключаемые на уровне субъектов РФ.

VI. Акты правосудия:

1) Акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов, которыми признаны несоответствующими закону или решением вышестоящих органов вплоть до постановлений правительства РФ;

2) Постановления КС РФ и конституционных, уставных судов субъектов РФ

Акты, либо их отдельные положения, признанные неконституционными, юридической силы не имеют.

VII. Административные обыкновения. В данном случае имеются ввиду локальные нормы. Они преимущественно являются обычаями, поскольку не закреплены ни устно, ни письменно. Это неформальные нормы деятельности, напр., о распределении дел между служащими, о порядке визирования служебных документов и т. п.

VIII. Международные акты.

Действующая конституция РФ впервые закрепила положения, согласно которому, общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РФ и непосредственно порождают права и обязанности граждан нашей страны. Международными актами, например, регулируются некоторые вопросы таможенного контроля, дорожного движения, безвизового пересечения госграниц и т. д. Для нашей страны данный тип источников АП имеет большое будущее.

Особенности источников АП. Все действующие источники АП образуют целостную систему. Её нередко отождествляют с понятием «административное законодательство», однако с этим едва ли можно согласиться. Административное законодательство – система законов, в которых содержатся нормы АП.

Под системой источников АП понимается вся совокупность действующих источников этой отрасли. В этом проявляется первая особенность системы источников АП. К другим особенностям следует отнести, что АП и АПП находятся в совместном ведении РФ и субъектов в её составе.

То, что эта система охватывает как законы, так и подзаконные акты федеральных, региональных и муниципальных органов, а также огромное количество входящих в эту систему источников, их частая, постоянная изменчивость, эфимерность и, наконец, несистематизированность.

Всё это объясняется огромным числом источников, имеющих разную юридическую силу. Система АП-ых актов нуждается в совершенствовании.

Эта работа должна осуществляться по следующим основным направлениям: а) существенное повышение качества АП норм (до европейского уровня); б) обеспечивание полноты АП регулирования, устранение пробелов; в) усиление роли законов в регулировании прав граждан, формирование госадминистрации и регламентации её деятельности.

Источник: https://life-prog.ru/1_30800_tema--istochniki-ap.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий