4. Архивы в первые годы советской власти (1917-1921).

Шпоры по архивоведению — файл n1.doc

4. Архивы в первые годы советской власти (1917-1921).
sh: 1: —format=html: not found

1.Предмет архивоведения и его место в комплексе научных дисциплин.

Архивоведение – это наука, изучающая историю, теорию и практику архивного дела.

Предмет архивоведения включает следующие вопросы:

  • принципы и методы отбора документов, подлежащих архивному хранению;
  • способы хранения, обеспечивающие полную сохранность документов;
  • создание системы информации о содержании документов;
  • организация всестороннего использования документальной информации;
  • организация работы архивных учреждений.

цель изучения дисциплины «архивоведение» — обучение первичным навыкам архивной работы специалистов-документоведов.

Задачи изучения курса:

  1. Дать первичные понятия о развитии архивного дела в России.
  2. Дать первичные навыки современных архивных технологий.
  3. Подготовить к работе в ведомственном или государственном архиве.

Предмет архивоведения включает следующие вопросы:

  • принципы и методы отбора документов, подлежащих архивному хранению;
  • способы хранения, обеспечивающие полную сохранность доку­ментов;
  • создание системы информации о содержании документов,
  • организацию всестороннего использования документальной информации;
  • организацию работы архивных учреждений.
2.Архивная терминология. Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» вводит следующие понятия: 1) архивное дело в Российской Федерации — деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов; 2) архивный документ — материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства; 3) документы по личному составу — архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем; 4) документ Архивного фонда Российской Федерации — архивный документ, прошедший экспертизу ценности документов, поставленный на государственный учет и подлежащий постоянному хранению; 5) особо ценный документ — документ Архивного фонда Российской Федерации, который имеет непреходящую культурно-историческую и научную ценность, особую важность для общества и государства и в отношении которого установлен особый режим учета, хранения и использования; 6) уникальный документ — особо ценный документ, не имеющий себе подобных по содержащейся в нем информации и (или) его внешним признакам, невосполнимый при утрате с точки зрения его значения и (или) автографичности; 7) архивный фонд — совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой; 8) Архивный фонд Российской Федерации — исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению; 9) архив — учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов; 10) государственный архив — федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством Российской Федерации (далее — федеральный государственный архив), или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее — государственный архив субъекта Российской Федерации), которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов; 11) муниципальный архив — структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов; 12) постоянное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации — хранение документов Архивного фонда Российской Федерации без определения срока (бессрочное); 13) временное хранение архивных документов — хранение архивных документов до их уничтожения в течение сроков, установленных нормативными правовыми актами; 14) временное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации — хранение документов Архивного фонда Российской Федерации до их передачи на постоянное хранение в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона; 15) депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации — хранение документов Архивного фонда Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и организациями (в том числе академиями наук Российской Федерации, имеющими государственный статус, за исключением Российской академии наук) в течение сроков и на условиях, определенных соответствующими договорами между ними и специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 16) экспертиза ценности документов — изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их для включения в состав Архивного фонда Российской Федерации; 17) упорядочение архивных документов — комплекс работ по формированию архивных документов в единицы хранения (дела), описанию и оформлению таких единиц хранения (дел) в соответствии с правилами, установленными специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 18) владелец архивных документов — государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, осуществляющие владение и пользование архивными документами и реализующие полномочия по распоряжению ими в пределах, установленных законом или договором; 19) пользователь архивными документами — государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации.3. Архивная деятельность в России с древнейших времен до начала ХХ в.

В Киевской Руси зарождается единая система документохранения в архивах.

Первыми архивами Киевской Руси были:

  • Казна Княжьего двора— центральный общегосударственный архив;
  • местные архивы(хранили посадники);
  • архивы храмов и монастырей(хранились особо важные доку­менты).

Архивные документы использовались в юридической, хозяйст­венной, идеологической жизни, во внешних сношениях Киев­ской Руси с соседними странами, прежде всего с Византией. Документы являлись основой летописей,благодаря чему многие из них дошли до нас в списках.
Возвышение в XIV в. Москвы, формирование Московской Руси,

Центральным архивом Московской Руси стала Государева каз­на,

Во главе архивов находился Государев (царский) архив — главный государственный архив России.

В конце XVI в., после Ивана Грозного, большинство дел Госу­дарева архива было передано в Посольский приказ.

Создание в XVI в. системы приказов — учреждений, ведавших отраслями государственного управления или отдельными ре­гионами России, — привело к формированию сети центральных, приказных, архивов. В приказном делопроизводстве и соответ­ственно архивохранении выделяются следующие разновидности документов:

  • столп, список — подлинный документ, текст которого полно­стью умещается на одном листе и не требует продолжения на других листах;
  • столбец — склейка из ряда столпов, продолжающих по содержа­нию друг друга, возможная ширина 15—17 см, длина до конца документа (Соборное Уложение 1649 года) — 309 м, на лицевой стороне — текст документа, на оборотной — рукоприкладство всех помянутых в документе лиц, относящиеся к документу пометы и надписи, скрепы составов столбца;
  • тетрадь — несколько столпов, сшитых в единый корешок:
  • книга — несколько тетрадей, сшитых в единый корешок;
  • грамота — особо важный правительственный или частный доку­мент, преимущественно на одном листе.

Первоначально архивные дела хранились в приказах вместе с текущим делопроизводством, затем перешли к отдельному хра­нению архивов.

На местах архивы вели земские дьяки. В уездных губных избах откладывались судебные дела.

Реформы Петра I, проводившиеся в первой четверти XVIII в., которые привели к реорганизации органов власти и местного управления, модернизации жизни общества, затронули и ар­хивное дело. Задачи создания новых ведомственных архивов и систематизации архивов ликвидированных учреждений предо­пределили направление развития архивного дела в петровский и постпетровский периоды.

  • В 1704 г. был образован Кабинет Петра I — канцелярия и архив при ней
  • сейчас находится в РГАДА.

В 1712 г. после образования Сената были сформированы Се­натские архивы: в Москве — исторический, в Петербурге — те­кущий.

В 1718 г. началось формирование коллегий вместо приказов. При коллегиях были созданы собственные архивы, важнейшими из которых были: финансовый — при Ревизион-коллегии; судебный — при Юстиц-коллегии; хозяйственный — при Вотчинной коллегии и Эконом-коллегии.

В 1720 г. был создан архив Коллегии иностранных дел, который включил документы Посольского приказа и текущего делопро­изводства. В 1724 г. на его основе сформировался Московский архив Коллегии иностранных дел — Генеральный архив старых государственных дел — первый исторический архив России.

В XVIII в. изменяется организация архивного дела.Архивы отделяются от делопроизводства, становятся самостоятельны­ми. Изменяется сам подход к документам и архивному делу.

В 1720 г. был принят Генеральный регламент, установивший правила делопроизводства:

  • архивное дело было окончательно отделено от делопроизводства;
  • архив стал структурной частью учреждения и был определен как особое учреждение для приемки и хранения законченных де­лопроизводством дел;
  • архив принимал дела через три года после завершения их делопроизводством;
  • впервые введены термины «архив» и «архивариус».

Также были изданы указы о переходе от столбцового делопро­изводства к тетрадям и книгам (1700 г.), о создании копийного фонда документов до XVIII в. (1710 г.).

В 1737 г. произошел пожар Москвы, равный но значимости по­жару 1626 года. Это стало второй разделительной датой в раз­витии архивного дела.

Были изданы указы: о запрете выноса архивных дел из архивов (1763 г.); о хранении дел в шкафах под присмотром архивариуса; о передаче дел из учреждений в архивы в упорядоченном со­стоянии по описям и реестрам — по происхождению, тематике, хронологии (1781 г.).

Хранение осуществлялось: в сухом, охраняемом, противопожарном месте под присмотром архивариуса; в шкафах: документы были расположены по происхождению, тематике, хронологии; с указанием номера дела, года, названия, места хранения.

4. Архивы в первые годы советской власти (1917-1921).

В связи с преобразованиями, начавшимися после прихода к власти большевиков в октябре (ноябре) 1917 г., возникла про­блема сохранения дореволюционных архивов, которые стихийно уничтожались в массовом порядке, особенно на местах.

Ар­хивное дело включало в себя охрану уже существовавших ар­хивов, собирание документов ликвидировавшихся учреждений, организаций, предприятий, собирание частных и церковных архивных коллекций, формирование архивов новой власти.

Можно выделить следующие основные мероприятия в области архивного дела, проведенные в первые месяцы после прихода к власти боль­шевиков:

  • Декрет СНК РСФСР от 01.04.1918 о реорганизации и централи­зации архивного дела в РСФСР (основные принципами которо­го были национализация, централизация, демократизация);
  • создание Центрального комитета по управлению архивами (02.04.1918), на который были возложены задачи по управле­нию архивным делом в РСФСР;
  • создание Единого Государственного Архивного Фонда, в который вошли все ведомственные и государственные архивы, находя­щиеся в РСФСР, национализированные исторические архивы, архивы учреждений царского и временного правительств, доку­менты вновь образующихся советских учреждений;
  • создание Главного Управления Архивным Делом при СНК РСФСР, задачами которого были руководство ЕГАФ, обеспечение со­хранности документов, находящихся в национализированных архивохранилищах (все архивы до 1917 года), контроль и учет документов текущего делопроизводства, собирание их в архи­вы, разборка, систематизация, описание, использование ар­хивных дел; на местах эту работу проводили инспекторские группы ГУАД при ГубОНО;
  • запрет бесконтрольного уничтожения документов (только с ведома и под контролем ГУАД и его инспекторских групп).

31.01.1919 был издан Декрет СНК РСФСР о губернских архивных фондах, которым было предусмотрено:

  • создание губернских архивов во главе с назначаемым ГУАД заведующим и советом при нем;
  • в губернских архивных фондах в составе ЕГАФ введено разде­ление на документы до 1917 года и после него;
  • губисполкомам поручено принимать меры к охране архивных документов.

Источник: https://nashaucheba.ru/v7845/?cc=1&page=2

Развитие архивной деятельности в России

4. Архивы в первые годы советской власти (1917-1921).

Одновременно правительственным учреждениям запрещалось уничтожать без специального разрешения какие бы то ни было дела или отдельные бумаги под угрозой судебной ответственности. Для управления ЕГАФ создан правительственный орган — Главное управление архивным делом. 

Декрет, положивший начало общегосударственной системе архивного дела в России, вскоре дополнили другими законодательными актами и практическими шагами. Так, все ранее существовавшие исторические архивы получили от органов власти охранные грамоты на помещения. В 1919 г.

декретами правительства созданы областные (губернские) управления архивным делом, в состав ЕГАФ включены документы профсоюзных и кооперативных организаций, армии, умерших русских писателей, композиторов, художников и ученых, том числе находившихся на хранении в библиотеках и музеях. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 апреля 1924 г.

состав ЕГАФ пополнился большим количеством документов научных, культурных, профессиональных, сословных, религиозных и других общественных организаций, а также национализированных бывших частных предприятий.

Был установлен единый порядок двойной подчиненности территориальных архивных учреждений местным органам власти и государственным органам управления архивным делом. С образованием 10 апреля 1929 г.

общесоюзных органов управления архивным делом местные архивные органы и государственные архивы РСФСР утратили республиканское звено управления и были подчинены Центральному архивному управлению СССР и восстановлены Советом Министров РСФСР только 28 октября 1971 г.

 

В связи с прекращением существования Союза ССР государствами — участниками Содружества Независимых государств 6 июня 1992 г.

заключено Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР, по которому взаимно признается переход под участников Соглашения государственных архивов и других архивов союзного уровня, включая государственные отраслевые архивные фонды бывшего Союза ССР, находящиеся на их территории, а возникающие вопросы с возвращением документов, другие вопросы взаимного сотрудничества должны быть в каждом случае предметом двусторонних соглашений. В соответствии с принятым документом прекратило существование Главное архивное управление при Совете Министров ССР, а все центральные государственные архивы СССР вошли в систему Российских государственных архивов.

1.4. Архивы  в Русском централизованном государстве (IX-XVII вв.)

1.5.Государственный архив России XVI в.

Центральное положение среди хранилищ письменных материалов занимал государственный архив России. Его основу составили документы Московского великокняжеского архива. До нас дошла опись 70-х годов ХVI в. на документы архива.

В тексте имеются сведения о 233 ящиках, ларях и коробах, в которых хранились документы и которые были пронумерованы. Располагался архив в непосредственной близости от царского дворца. В описи имеются пометы, в которых указано, какому лицу или учреждению выдавались документы.

Царский архив являлся комплектующимся архивом. Во второй половине XVI века сюда поступали документы Боярской думы, личной канцелярии царя и Посольского приказа.

В архиве были две группы документов: материалы изъятые в воссоединенных русских землях и документы, отражающие внутреннюю и внешнюю политику Русского централизованного государства.

Здесь же хранились материалы справочного и подсобного характера: Коран, чертежи русских земель и городов, личная переписка князей и царей. Все документы архива были пронумерованы и описаны дела располагались по тематике и виду: грамоты, книги. В зависимости от значимости они помещались в специальные мешочки, а затем в ящики, лари, коробки. Нумерация была сквозная.

Этот архив был первым, который имел общегосударственное значение. Текущими делами архива занимались думные дьяки. В Царском архиве отлагались документы начиная с XVI в., в том числе документы упраздненных учреждений, и наиболее важная делопроизводственная документация. На основании этого С.О.

Шмидт сделал обоснованный вывод о том, что, используя современную архивную терминологию, Царский архив можно было признать архивом одновременно и историческим и ведомственным. Материалы Царского архива сильно пострадали в начале XVIIв. Ряд документов были захвачены интервентами.

Материалы, уцелевшие от интервенции, в составе архива Посольского приказа вошли в Московский главный архив МИД. Сейчас они находятся в государственном архиве древних актов.

Архивы местных учреждений. В результате деятельности органов местного управления создавались архивы местных учреждений. Царским Судебником 1550г.

обязывало «бережно хранить» все дела государственных учреждений, составлять «разметные книги» (имущественное положение и повинность посадские людей) — один экземпляр направлялся в центр, другой хранился на месте.

Создаются земские избы (судебные дела), приказные избы (административные, военные, финансовые дела) состав документов был разнообразен и сохранился лучше.

В этот период архивные материалы еще являлись составной частью текущего делопроизводства.

Однако, с течением времени наиболее старые и в значительной степени потерявшие практическое значение документы стали складываться в специальные помещения «казенки», сюда же складывались подлинные материалы руководящего или справочного характера, а снятые с них копии передавались в соответствующие отдели.

Верховная власть осуществляла контроль за хранением архивных документов. Центральные учреждения обязаны были представлять на рассмотрение высшей власти ОПИСИ своих архивов. Для охраны учреждений и архивов устанавливались ночные дежурства. Помещения предписывалось оборудовать железными дверями с засовами и железными решетками на окнах.

Документы хранились в ящиках и ларях, на которые привешивались ярлыки с указанием хранившихся в них материалов. Архивные дела стали нумероваться, на единицах хранения указывают их местонахождение. Для текущей работы материалы выдаются под расписку.

Учреждениям предписывалось не выдавать дела за пределы зданий. Тем не менее, гибель документов носила массовый характер. Материалы уничтожались во время войн, в следствии плохих условий хранения и стихийных бедствий, особенно пожаров.

Сильный урон был нанесен в 1547 году, когда полностью сгорел Кремль и большая часть Москвы. Громадное количество актов сгорело в 1626 г.- акты, датированные до 1626 г. сравнительная редкость. Большое количество ценных источников погибло в период Крестьянской войны 1670-1671гг.

, когда уничтожались прокламации восставших. До нас дошло только одно письмо Степана Разина.

В ХYII в. уделяется большое внимание описанию документов. В 1680 году указом царя 23 центральным учреждениям было предписано провести описание своих дел. Описи составляются более конкретные и детальные, заголовки раскрывают содержание документа, обозначаются даты, перечисляются печати, язык документа.

Описи — ценный исторический источник, особенно на те комплексы дел, которые не дошли до нас. Широкое распространение получило составление архивных справочников и в центре и на местах, в том числе и в церковных архивах. Большой интерес представляет опись рукописей и копийная книга Кирилло-Белозерского монастыря, составленные в последней четверти ХУ в.

Опись состоит из двух разделов: краткой инвентарной описи и обстоятельного описания отдельных рукописей.

Высокая техника описания рукописей дает основание предполагать, что в монастыре хранились описи документов, роль которых была еще актуальнее. Об этом свидетельствует копийная книга монастыря. Состав документов показывает, что они собирались с определенной целью, т.е.

выявлялись материалы о землях в одном Белозерском княжестве.В описях имеются ссылки, каждый источник описан отдельно, систематизированы по царствам.

Прослеживается очередность описания документов по степени важности: сперва жалованные грамоты, затем частноправовые документы и т.д.

Большое значение имели архивные документы при выработке важнейших законодательных актов. Например, Соборное Уложение 1649 г. — основной закон России до первой половины XIX в. опиралось на предшествующее законодательство: судебники, указы и боярские приговоры, .уставные и указные книги и т.д.

Широкая источниковая база способствовала тому, что у Соборного Уложения 1649 г. не было прецедентов в истории отечественного законодательства, не было равных даже в европейских странах. Определенное воздействие оказывали архивные материалы на выработку внешнеполитического курса России.

В этой связи заслуживает внимание решение Земского собора 1653 г. вынесшего решение о присоединении Украины к России. Все факты о враждебных действиях польского правительства, об. Оскорбительных искажениях царского титула были взяты из исторических источников.

Для поддержания дипломатических контактов широко использовались архивные документы при разработке летописей.

Таким образом, в Русском государстве в XYI-XYII вв.

создается широкая сеть архивов, в которых откладывались документы о развитии феодализма, формировании русской нации, о положении и быте народов многонациональной России и соседних государств.

Возникает система описания документов, первые принципы обеспечения сохранности, Архивные материалы начинают широко использоваться во внутриполитических и внешнеполитических целях.

1.6. Архивы в первые годы советской власти (октябрь 1917 -1921гг.).

Октябрьская революция разрушила старый государственный аппарат, ликвидировала правительственные учреждения буржуазно-помещечьего государства и вместо него создала новые органы государственной власти и управления. Это повлекло за собой упразднение архивов старых правительственных учреждений. В связи с этим возникла необходимость сохранения дореволюционных архивов, которые стихийно уничтожались в массовом порядке.

В течение 1917-1920 гг. были заложены политические и организационные основы организации архивного дела в нашей стране. I июня 1918 г. Совет народных комиссаров принял Декрет о реорганизации и централизации архивного дела.

В нашей стране впервые публично были узаконены не только принципы и технологии организации архивного дела, но и фактически подтверждена необходимость существования центрального органа управления архивным строительством. До 1991 года да и сейчас он является основополагающим документом в организации архивного дела.

В первых пунктах декрета определяется сущность коренной перестройки в .управлении этой отраслью:

1. Все архивы правительственных учреждений ликвидируются, как ведомственные учреждения и хранящиеся в них дела и документы отныне образуют единый Государственный архивный фонд(ЕГАФ).

2. Заведывание государственным Архивным фондом возлагается на Главное управление архивным делом. И далее коротко (всего в декрете 12 пунктов) излагаются задачи, стоящие перед вновь созданным органом, его права, .указываются те организационные меры, которые надо принять для проведения в жизнь главных идей декрета.

В состав единого государственного Архивного фонда были включены архивные фонды не только правительственных учреждений и общественных организаций, профсоюзов, кооперативных учреждений, умерших ученых, писателей, композиторов, а также церквей, монастырей, существовавших до издания декрета об отделении церкви от государства. 22 апреля 1919г. принят Декрет о хранении и уничтожении архивных дел, который решил ряд назревших вопросов, в первую очередь в области экспертизы ценности документов:

1) Установлен срок хранения документов в учреждениях.

2) учреждениям запрещалось уничтожать какие-либо документы без санкции Главархива.

3) Создана система государственных экспертных органов: разборочно — проверочные комиссии Главархива.

В губерниях начинается работа по организации архивного дела. Принципы организации ЕГАФ и формы объединения фондов были серьезной проблемой.

Было признано, что в ЕГАФ создаются комплексы фондов, связанных по содержанию своих материалов с какой-либо стороной государственной и общественной жизни страны. Комплексы образуют секции, которые состоят из отделений.

Внутри отделений основываются отделы. Секция, имея отделения и отделы, является научно- организационным центром. В 1918-1919 гг. создано 8 секций:

1 – законодательства, верховного управления и внешней политики,

2-юридическая

3-военно-морская

4-народного образования

5- историко-экономическая

6-внутреннего управления и самоуправления

7-историко-революционная

8-печатных изданий официального характера.

31 марта 1919 года был подписан Декрет «О хранении и уничтожении архивных дел». В нем говорилось, что «все оконченные дела советских учреждений, профессиональных и кооперативных союзов сохраняются в них не более пяти лет».После этого поступают в соответствующие архивные отделения в качестве исторического материала.

 Декрет предусматривал создание централизованной системы организации разбора и выделения к уничтожению дел. При архивных управлениях создаются проверочные комиссии, на рассмотрение которых предоставляются описи дел, намеченные к уничтожению. Декрет дает указания, какие документы могут быть уничтожены.

Из этих материалов должны быть отобраны документы, требующие постоянного хранения.

В Госархиве РСФСР было образовано четыре отделения:

1. древлехранилище, содержащее материалы по u1074 внешней и внутренней политике России до 18 века

2. Хранилище государственных документов новой русской истории(19в.- март 1917г)

3. хранилище документов истории революции и общественного движения (до марта 1917 года)

4. архив Октябрьской революции, содержащий документы после марта 1917года.

5. Создание Госархива РСФСР имело большое значение для дальнейшего архивного строительства. Отделения Госархива явились основой организации крупнейших центральных государственных архивов.

Первая всероссийская конференция архивных работников. Конференция проходила 29 сентября – 3 октября 1921 года.. Конференция уделила большое внимание организации архивов действующих учреждений.

В резолюции конференции рекомендовалось просить правительство включить Главархив в систему учреждений, подчиненных непосредственно ВЦИК или СНК, указывалось на неотложность издания постановления о реорганизации делопроизводства и архивной части во всех учреждениях РСФСР и предоставление архивным органам права общего руководства этим.

Сразу же после конференции Главархив поставил перед правительством вопрос о реорганизации архивных учреждений в связи с задачами, которые выдвигались перед архивами.

Значительный прогресс был достигнут в области подборки кадров архивистов, хотя, ситуация в этой области продолжала оставаться сложной. В 1925 году в архивных учреждениях РСФСР работало свыше 1000 архивистов; три четверти из них имели низшее и среднее образование.

Источник: https://student.zoomru.ru/delo/razvitie-arhivnoj-deyatelnosti-v-rossii/194973.1621663.s2.html

Тема 1.3. Архивы в первые годы советской власти (Октябрь 1917 — 1921 г.)

4. Архивы в первые годы советской власти (1917-1921).

Государственныеучреждения

25 октября (7 ноября) 1917 г. вистории России начался советский периодистории.

Создание Советскогогосударства. Было провозглашено созданиесоциалистического государства -РСФСР,а затем СССР (1922). Новые высшие, центральныеи местные органы власти — становлениесоветскойгосударственной системы.

IIСъезд советов рабочих, солдатских,крестьянских и казачьих депутатов.Первые декреты Советскойвласти.

КонституцияРСФСР 1918 г.; конституция ССР 1924 г. Съездсоветов был объявлен верховным органомгосударственной власти (до 1936 г.;

Всероссийскийцентральный исполнительный комитет(ВЦИК) — исполнительный орган съезда иносительвысшей власти в период между съездами.Он, также как и съезд, имел право издаватьдекреты. При ВЦИКбыл сформирован Президиум. По КонституцииСССР 1936 г. ВЦИК стал высшим органом.

ОбразованиеСовета народных комиссаров (СНК), которыйбыл исполнительно-распорядительныморганомуправления — правительством. СНК (такжекак съезд и ВЦИК) издавал декреты ипостановления Совнаркома.»Малый совнарком» и его функции.

Советы на местах сталиместными органами государственнойвласти и управления.

Изменения в государственнойсистеме в годы гражданской войны.

Перестройкаорганов управления. Чрезвычайные органывласти и управления. Совет рабоче-крестьянскойобороны (СТО), ревкомы, комитеты бедноты,их функции.

Системауправления на территории России неподвластной РСФСР. Альтернативныегосударственныеобразования. «Временное положениеоб управлении областями, занимаемымиДобровольческойармией». Дальневосточная республика:система органов управления.

Изменение государственнойсистемы в условиях перехода к новойэкономической политике: реорганизациясоветской системы. Съезды Советов, СТОи СНК. Органы государственного контроля,Госплан, ВСНХ.Создание новых ведомств отраслевогоуправления народным хозяйством.

Первые декреты Советскойвласти в области архивов

ПослеОктябрьской революции были принятымеры по охране архивов ликвидированныхучреждений царскогои временного правительства.

Преувеличиватьзаботу новой власти об архивах, как этоеще не так давно делалось, не следует.Еслипосле Февральской революции можно былоговорить о проявлениях стихийной(«разиновской», как писалПресняков) ненависти масс к «бумагамугнетателей», то теперь ненавистьполучила классовое обоснование.

Повторилосьто, что всегда происходит при революцияхи переворотах. Историк А.Е. Пресняковписал:»Новые люди, которые вступили впокинутые помещения, были враждебны,по крайней мере, равнодушныко всякой исторической традиции и обычновесьма далеки от сознательного,культурного отношенияк документам прошлого.

Архивные фондыказались им никому не нужным бумажнымхламом… Втех — еще лучших случаях, когда документыне подвергались опасности уничтожения,а только перемещались,делалось это нетерпеливо, небрежно,наспех…» (Цит: Хорхордина Т. С. 35). Снаступлением холодовмногие фонды пошли на растопку «буржуек».

В архивном деле наступил хаос.

Созданиеновых органов проходило в конфронтациис Союзом Российских архивных деятелей(РАД),который безуспешно пытался остатьсявне политики. В то же время, новая властьнаправила в архивысвоих комиссаров, которые взяли их подсвой контроль.

Среди них был легендарныйматрос-большевик Н.Г. Маркин и латышИ.А. Залкинд. Первый входил в отряд поохране В.И. Ленина и стал секретаремнародного комиссара иностранных дел впервом составе Совнаркома Л.Д. Троцкого.

Второй был дипломатоми уполномоченным по делам НКИД.

Уже вноябре 1917 г. Маркин взял под свой контрольМИД. С ноября 1917 г. по февраль 1918 г.

подего общим руководством было издано 7сборников тайных дипломатическихдокументов, раскрывавших захватническиее планы царского и Временного правительства.(«Сборник секретных документов изархива б.

Министерства иностранныхдел»). Сборники документов имелибольшое политическое значение, нопредставлялиобразцы археографической неграмотности.

Только 2 апреля 1918 г. былсоздан Центральныйкомитет по управлению архивами (1ДКУА).Это былкомпромисс между Союзом РАД и новойвластью. Опасения за судьбу архивовпересилили личный страхи неприятие новой власти. В него вошлимногие архивисты и историки, включаяАлександра СергеевичаЛаппо-Данилевского, и музейные работники.

На него была возложена задача повременному управлениюархивами в РСФСР. После переподчиненияЦКУА из подчинения Петроградскойтрудовой коммуны введение Наркомпроса в апреле 1918 г.,Лаппо-Данилевский подает в отставку(умер в 1919 г.). Центртяжести разработки архивной реформыперемещается в ЦКУА, подконтрольнымсоветской власти.

Так было до еголиквидации в связи с образованием 8 июня1918 г. Главного управления архивным делом(ГУАД).

80

81

Разработкаи принятие декретаСНК РСФСР «О реорганизации и централизацииархивного дела в РСФСР»от 1.06.1918 года. Проекты,отражающие этапы обсуждения декрета,не опубликованы. При обсужденииакцент сместился на организационно-кадровыевопросы, которые больше всего интересовалиновуювласть.

В приложении к проектамперечислялись важные очаги науки икультуры, которым грозила опасностьзакрытия со стороны новых властей:Археографическая комиссия (просуществоваладо конца 20-хгг.

), Петроградский и Московскийархеологические институты, гдесуществовали кафедры архивоведческихдисциплин (закрыты в 1922 г.), Комитет порусской иконописи, Румянцевский музей,расформированныйв 1921-1927 гг., а также Константинопольскийархеологический институт (прекратилдеятельностьранее в 1915 г.

), Русское историческоеобщество (закрыто в 1920 г.) и Союз РАД,который закрывалсяв 1922 г. с целью изгнания из него Платонова,а потом окончательно «самораспустился»в 1924 году..Удалось сохранить Российский историческиймузей.

В конечном итоге декрет РСФСР «Ореорганизациии централизации архивного дела в РСФСР»от 1.06.1918 года, подписанный В.И. Лениным,приобрел виддекларации, состоящей из короткихпрограммных тезисов.

Тем неменее, появилась юридическая основадля осуществления долгожданной реформыархивным делом.

Основнымипринципами декрета были национализация,централизация, демократизация. В декретебылизаложены основы реорганизации архивногодела, создания Единогогосударственного архивного фонда(ЕГАФ).

Реальноеосуществление принципа единого архивногофонда столкнулось с разделениемкрупнейшихцентарльных архивов между Москвой иПетроградом и соперничеством официальныхвластей «разжалованного»Петрограда, которые возглавляя Г.Е.Зиновьев, и московским «всероссийскимначальством» воглаве с В.И. Лениным и Л.Д. Троцким(Хорхордина. С. 69).

В ЕГАФвошли все ведомственные и государственныеархивы, находящиеся в РСФСР,национализированныеведомственные архивы, архивы учрежденийцарского и временного правительств,документы вновьобразующихся советских учреждений.

ЗаведованиеЕГАФ возлагалось на Главноеуправление архивным делом приСНК РСФСР (ГУАД), или- Главархив. Уничтожение документовбыло разрешено только с ведома и подконтролем ГУАД.

ВПетрограде создание тематическихархивов, в т.ч., Архива финансов, торговлии промышленностии перевозка фондов министерств и ведомствв выделенный для архива здания Сената,Синода и дом наАнглийской наб., 4 (Поляковский дом, б.особняк Лаваль).

Длясоздания архивов на местах принципиальноважен декрет о губернскихархивных фондах (31.01.1919г.). Декрет предусматривал созданиегубернских архивов во главе с назначаемымГУАД заведующими советом при нем.

В губернских архивахбыло принято разделение документов до1917 г. и посленего. Губисполкомам было порученопринять меры к охране архивных документов.

Был принят также декрето хранении и уничтожении архивных дел(22 апреля 1919 г.).

Секционноеделение ЕГАФ. М.Н. Покровский и его рольв «политизации» деятельности ГУАД.Первоначально было выделено семь секций.

I секциязаконодательства, верховного управленияи внешней политики (из трех отделений: 1)архивыГосударственного Совета, Комитета иСовета министров, Временного правительстваи др.

); 2) «всеархивные фонды учрежденийдворцового ведомства в Петрограде иМоскве»; 3) архивы Государственногоархиваи Главного архива иностранных дел (вПетрограде и Москве). Заведующих первойсекцией оказалосьдвое:В.Н. Сторожев (единомышленник М.Н.

Покровского) в Москве и М.А. Полиевктов(из окруженияА.С.Лаппо-Данилевского и С.Ф. Платонова вПетрограде).

  1. секция — комплекс юридических фондов (Сенатский архив в Петрограде, Архив юстиции вМоскве). Этой секцией заведовал А.Е. Пресняков.

  1. секция — военная и морская (В.И. Селивачев).

IV секция- народного просвещения, печати, искусстваи вероисповеданий. ЗаведующийС.Ф.Платонов.

V секция- историко-экономическая, заведующийЕ.В. Тарле.

VI секция- фонды Архива МВД, Московского губернскогоархива старых дел и других органовместногоуправления и самоуправления; заведующийМ.А. Полтевктов (вероятно, посовместительству).

VII секция,в основу которой был положен архивдепартамента полиции, была задуманакакисторико-революционная- заведующие — П.Е. Щеголев (Петроград) иВ.В. Максаков (Москва). Важноеместов деятельности ГУАД стал сбор материаловпо истории революционного движения.

Реорганизацияархивных учреждений в соответствии сдекретом ВЦИК {(Положениео Центральномархиве РСФСР» от30.01.1922 г. (Центрархив), как совокупностивсех архивных учреждений Республики.

Вводилась единая система Центрархива- Управление Центрархивом в Москве игуботделы Центрархива на местах.Вводилось двойное подчинение местныхархивов — губисполкомам и Центрархиву.

Центрархив долженбыл также руководить архивной частьютекущего делопроизводства в учреждениях.

20.11. 1922 было принято Временноеположение о губернских (областных)архивных бюро.

Такимобразом, в 1917-1922 гг. была создана правоваяоснова для развития советского архивногодела.

Архивное строительство

81

82

Первыми документами, наосновании которых проходило формированиеновых архивов, были:

ДекретСНК РСФСР от 20.01. 1918 об отделении церквиот государства и школы от церкви. Наосновании его былапроизведена национализацияцерковно-монастырских архивов.

ДекретСНК РСФСР от 27.03. 1919 об архивах и делахрасформированной прежней армии: быласозданаВоенно-историческая комиссия инационализированы военные архивы.

ДекретСНК РСФСР об отмене права частнойсобственности на архивы умерших русскихписателей,композиторов, художников и ученых,хранившиеся в библиотеках и музеях.(29.07. 1919 г.), которыетоже были национализированы и включеныв ЕГАФ на архивное хранение.

Формированиеновых архивов

17.09.1920был создан Госархив РСФСР на базе МАМИДи МАМЮ, в который также вошли: Древлехранилище(до XVIIIв.), хранилище документов новой русскойистории (XVIIIвек).

Главнымив системе гражданских архивов сталиМосковский и ленинградский центральныеисторическиеархивы.

Былипроведены мероприятия по созданиюотдельных архивов октябрьской революциии истории партиибольшевиков. 21.09. 1920 г. была созданаКомиссия для собирания и изученияматериалов по историиОктябрьской революции и РККА.

В 1920 г. был открыт АрхивОктябрьской революции (позднее — ЦГАОРСССР, ныне ГРАФ).

Началосьсоздание партийных архивов. В 1920 г. былсоздан Музей марксизма, ставший первымпартийным архивом. На его основе былоткрыт Центральный партийный архив приИнституте Маркса-Энгельса-Ленина.

Уже 23августа 1920 г. «в связи с отъездом»Д.Б. Рязанова из Москвы» обязанностизаведующего Главархивомбыли возложены на «первогоисторика-марксиста» М.Н. Покровского.Результатом стал полныйразгром Главархива рязановского состава.Сентябрь 1920 г. можно считать началомрешительного поворота архивногостроительства на новый путь.

Источник: https://studfile.net/preview/7019492/page:4/

Uchebnik-free
Добавить комментарий