39. Участники валютных правоотношений: резиденты и нерезиденты.

Участники валютных отношений — резиденты и нерезиденты

39. Участники валютных правоотношений: резиденты и нерезиденты.

Правила валютного регулирования существенно различаются для нерезидентов и резидентов.

Резиденты — это:

— постоянно проживающие в РФ граждане России, а также иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство в РФ;

— юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, и их заграничные филиалы, представительства и иные подразделения;

— дипломатические, консульские и другие официальные учреждения РФ за рубежом;

— сама Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:

— получения и возврата кредитов и займов, уплаты сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;

— внесения денежных средств резидентов на банковские счета (вклады) и получения их со счетов (вкладов);

— банковских гарантий, а также в связи с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;

— купли-продажи физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков в иностранной валюте, а также обмена, замены иностранных денежных знаков не для целей осуществления предпринимательской деятельности;

— выплаты заработной платы и командировочных расходов сотрудникам представительства юридического лица — резидента, находящегося за пределами территории РФ;

— дарения валютных ценностей супругу, близким родственникам или государству;

— завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;

— приобретения и отчуждения физическим лицом — резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;

— переводов за пределы РФ и в РФ из-за рубежа, с некоторыми ограничениями;

— купли-продажи наличной валюты в уполномоченном банке;

— операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;

— операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в бюджеты всех уровней;

— ряда других операций, разрешенных российским законодательством.

Все прочие (не являющиеся резидентами) лица, т.е., в основном, — иностранцы и российские граждане, проживающие за рубежом, а также иностранные и международные организации — являются нерезидентами.

Нерезиденты могут иметь счета (как рублевые, так и валютные) в российских коммерческих банках.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, имеют право:

— на возмещение реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц;

— знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

— обжаловать действия этих органов в порядке, установленном законодательством РФ.

Участники валютных операций обязаны:

— представлять органам и агентам валютного контроля все запрашиваемые ими документы и информацию о валютных операциях, а также объяснения в ходе проверок и по их результатам;

— вести учет, составлять отчетность по проводимым валютным операциям и обеспечивать их сохранность в течение не менее трех лет;

— выполнять требования (предписания) органов и агентов валютного контроля об устранении выявленных нарушений.

52Международные экономические отношения – это юридически оформленное экономическое взаимодействие между государствами, организациями и физическими лицами отдельных стран мира. Базируются на системе международных договоров и других юридических актов.

Основными формами являются международные рынки ресурсов, международные рынки товаров и услуг, международные финансовые рынки, международные рынки технологий. Эти формы МЭО требуют от их участников вступления в валютно-кредитные отношения.

МВКО – это часть МЭО, связанная с операциями в иностранной валюте. Участником этих отношений является государство, банки, корпорации, международные финансовые организации и физические лица.

МВКО регулируются международными договоренностями, к которым относятся унифицированные правила о документарном аккредитиве и инкассо, единообразный вексельный закон, единообразный закон о чеках, устав SWIFT и другие документы.

53ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — деятельность государства, направленная на регламентирование международных расчетов

https://www.youtube.com/watch?v=sVR8nVUKER0

и порядка совершения сделок с валютными ценностями.

Виды валютного регулирования

Межгосударственное валютное регулирование осуществляется в целях создания рамочного механизма, который способствует обмену товарами и услугами и движению капиталов между сторонами и обеспечивает устойчивый экономический рост[2] путем:

— координации валютной политики отдельных стран и общеэкономической интеграции;

— принятия совместных мер по преодолению кризисных ситуаций;

— согласования валютной политики стран – участниц соглашения в отношении третьих стран.

Органы валютного регулирования (ВР) и особенности их функционирования

ВР – комплекс осуществляемых гос. органами правовых мер с целью:

1) поддержания стабильного курса нац. валюты и платежного баланса;

2) обеспечения и защиты права собственности на валютные ценности;

3) установления и реализации определенного порядка проведения операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке;

4) регламентации международных расчетов;

5) обеспечения желаемого (интеграционного или изоляционного) режима взаимодействия страны с мировым валютным рынком;

6) создания и обеспечения функционирования органов валютного регулирования, органов и агентов валютного контроля.

Органы валютного регулирования: Правительство РФ и ЦБ РФ. Правительство РФ обладает полномочиями:

– осуществлять управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

– осуществлять в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, ФЗ, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование;

– руководить валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами.

ЦБ осуществляет свои полномочия в соответствии с ФЗ «О ЦБ РФ» и выполняет следующие функции:

– организует и осуществляет валютное регулирование;

– определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

– устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

– принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ, организует составление платежного баланса РФ;

– устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

– проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и стат. данные;

– покупку, хранение и продажу драгоценных металлов;

– выставление чеков и векселей в любой валюте;

– покупку и продажу иностранной валюты, а также платежных документов, номинированных в иностранной валюте, выставленных российскими и иностранными КО.

Не являются органами ВР и контроля, но обладают определенными полномочиями некоторые гос. органы.

Министерство экономического развития и торговли РФ обладает полномочиями по осуществлению правового регулирования по следующим вопросам:

– торгово-экономические отношения с иностранными государствами, международными организациями; эк. интеграция РФ с государствами – участниками СНГ;

– применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров;

– нетарифное и тарифное регулирование экспорта и импорта товаров .

54Валютный контроль — юридический термин. В ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 2003 года определение валютного контроля отсутствует, но прописаны его принципы:

1.приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2.исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции;

3.единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

4.единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5.обеспечение государством защиты прав и экономических интересов участников валютных операций при их осуществлении

Цель и направления валютного контроля

1. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

2. Основными направлениями валютного контроля являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

Контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными направлениями валютного контроля являются:

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/7x4c17.html

Правовой статус резидентов и нерезидентов в валютных отношениях

39. Участники валютных правоотношений: резиденты и нерезиденты.

⇐ Предыдущая23242526272829303132Следующая ⇒

В соотв со ст.1 ФЗ «О валютном регулировании»

Резиденты:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

Нерезиденты:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;

ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части;

8) уполномоченные банки — кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте;

При осуществлении валютного контроля резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

• представлять органам и агентам валютного контроля соответствующие документы и информацию;

• вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

• выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Так, статьей 193 Уголовного кодекса РФ предусмотрено, что невозвращение в крупном размере (если сумма средств в иностранной валюте превышает пять миллионов рублей) из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ, наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

Помимо уголовной предусмотрена административная ответственность за нарушение валютного законодательства. Статьей 15.25 КоАП РФ установлена ответственность:

• за осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

• за невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а также нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки;

• за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации;

• за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

• за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок;

• за нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме.

Помимо обязанностей в статье 24 Закона предусмотрены и права резидентов и нерезидентов; в частности, они имеют право:

• знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

• обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в установленном порядке;

• на возмещение реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Новый валютный закон в большей степени предусматривает защиту прав субъектов валютных операций, определяя границы их обязанностей перед контролирующими органами.

Резиденты и нерезиденты обязаны:

• представлять органам и агентам документы и информацию, но только в пределах перечня, предусмотренного ст. 23 Закона;

• вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. (При этом срок хранения документов и материалов сокращен новым Валютным законом с пяти до трех лет);

• выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений.

⇐ Предыдущая23242526272829303132Следующая ⇒

Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 1708 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/15-76895.html

Участники валютных правоотношений

39. Участники валютных правоотношений: резиденты и нерезиденты.

Они подразделяются на две основные группы: резиденты (п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона) и нерезиденты (п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона).

Резиденты:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства.

Следует отметить, что Гражданин РФ предполагается резидентом, пока не доказано обратное. Статус нерезидента гражданин РФ может приобрести лишь в случае признания его постоянно проживающим в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в пп. «в» настоящего пункта;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Нерезиденты:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пп. «а» и «б» п. 6 настоящей части;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие место нахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие, обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в пп. «б» и «в» настоящего пункта;

ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части.

Перечень резидентов является закрытым, в то время как перечень нерезидентов оставлен открытым. Поэтому лицо, не входящее в перечень видов резидентов и не относящееся ни к одной из категорий нерезидентов, в силу п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона признается нерезидентом.

Обратите внимание, что понятие налогового резидента (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ) не равнозначно понятию резидента, используемому для целей Закона о валютном регулировании, а используется только в целях законодательства о налогах и сборах.

Еще одним участников валютного рынка являются уполномоченные банки (п. 8 ст.

1 Закон) — это кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте. Таким образом, выделяется две группы уполномоченных банков — российские кредитные организации и филиалы иностранных кредитных организаций. К каждой из которых предъявляются свои требования:

для российских кредитных организаций — наличие права на основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте;

для филиалов иностранных кредитных организаций — осуществление деятельности на территории РФ в соответствии с лицензиями Центрального банка РФ и наличие права осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

К одному из участников валютного регулирования можно также отнести валютные биржи — это юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком Российской Федерации. Их деятельность наряду с общими для валютного регулирования законами регламентируется «Положением о порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж» 16 июня 1999 г. N 77-П.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_25604_uchastniki-valyutnih-pravootnosheniy.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий