39. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи.

Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи

39. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АРГУМЕНТОВ

В любом споре главным является правильно и логично доказать свою точку зрения. Доказывать означает устанавливать истинность какого-либо положения. Различают доказательства прямое и косвенное. При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений.

При построении логического доказательства выступающему необходимо знать и соблюдать правила выдвижения тезиса и аргументов. Например, в качестве аргументов должны быть использованы истинные положения, реальные факты, где такие явления, как приблизительность и неточность, не допустимы.

Истинность аргументов должна быть доказана независимо от тезиса. Аргументы должны быть достаточными и весомыми для данного тезиса. При нарушении этих правил происходят логические ошибки. Существует множество классификаций аргументов.

Начиная с античных времен принято делить аргументы на логические, обращенные к разуму слушающего, и на психологические, оказывающие воздействие на чувства.

К логическим аргументам относятся следующие суждения: теоретические или эмпирические обобщения и выводы; ранее доказанные законы науки; аксиомы и постулаты; определения основных понятий конкретной области знаний; утверждения о фактах. В процессе аргументации нужно разделять понятия «факт» и «мнение».

Факт– это несомненное, реальное явление, то, что произошло на самом деле.

Мнениеже выражает оценку, собственный или чей либо взгляд на какое-то событие, явление. Факты существуют сами по себе независимо от нашего желания, от того, как мы их используем и относимся к ним. На мнения влияют различные субъективные факторы, а также они могут быть предвзятыми и ошибочными. И именно поэтому факты являются более надежными аргументами, которым следует доверять и верить. Одними из самых серьезных доводов являются статистические данные. С цифрами трудно поспорить, но нельзя ими злоупотреблять, так как можно потерять внимание аудитории. Но главное, чтобы эти данные отражали реальное положение дел.
При споре между выступающим и самой аудиторией важную роль также играют психологические аргументы.Если оратор во время выступления умело воздействует на чувства слушателей, то его речь становится более красочной и лучше запоминается. С помощью психологических аргументов можно затрагивать любые чувства, что помогает добиться желаемого результата. Данный вид аргумента можно подразделить на следующие подвиды: к чувству собственного достоинства; от сочувствия; аргумент от обещания; от осуждения; от недоверия; от сомнения. При использовании психологических аргументов нельзя забывать, что риторическая этика запрещает оратору обращаться к низменным чувствам людей, вызывать эмоции, которые порождают конфликт между дискуссирующими. Следует помнить, что психологические аргументы могут быть использованы в качестве уловок и спекулятивных приемов.

Вести спор – это целое искусство. Опытный оратор не рвется вперед, он изучает ошибки противника, но не спешит ими воспользоваться. Он старается завоевывать аудиторию хорошими и правильными репликами, приберегая главное для решающей части дискуссии. В споре всегда надо иметь четкое представление о предмете спора и самые сильные аргументы оставлять в запасе.

Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи

Любое публичное выступление должно быть хорошо подготовлено. Это большая ошибка – надеяться только на собственные силы. А подготовка речи в свою очередь определяется многими факторами. Следует учитывать вид речи, тему выступления, цели и задачи, которые стоят перед выступающим, и конечно же состав аудитории.

Современная риторика рассматривает следующие этапы подготовки к конкретному выступлению: выбор темы, определение цели речи, подбор материала, развертывание, завершение речи, овладение материалом. Выбор темы – один из важнейших начальных этапов подготовки публичной речи.

Зачастую оратору приходится не самому выбирать тему выступления, а работать над тем, что предлагают организаторы мероприятия. В этом случае оратор должен определить круг вопросов и конкретизировать эту тему.

Если выступающий сам выбирает тему, то следует учитывать следующие моменты: тема должна соответствовать его собственным интересам и знаниям, лучше, если это будет тема, подкрепленная его теоретическими знаниями, круг вопросов должен быть освещен таким образом, чтобы дать слушающим что-то новое.

Желательно, чтобы тема была приурочена к какому-либо событию, т. е. уместна в данный момент. Тема должна быть интересна всей аудитории и была ей чем-то полезна. Оратор должен представлять себе проблемы, интересы данной публики.

Эффективность речи– это реализация цели, которая была поставлена в начале работы.

Оратор должен сформулировать цель не только для себя, но и для аудитории. Выступающий должен отдавать себе отчет в том, что его тема может и не соответствовать уровню знаний и интересам данной аудитории.

Чтобы не было подобных несоответствий, автор должен серьезно подойти к поиску материалов для выступления. Успех публичного выступления определяется в первую очередь его содержанием. Поэтому материал по теме нужно выбирать как можно более интересный и полезный. Источники, из которых можно брать материал, – это официальные документы; научная и популярная литература; справочная литература; художественная литература; газеты; социологические опросы; наблюдения. Источников должно быть несколько. Нужно уметь работать с материалом, чтобы не упустить ничего важного. Неотъемлемой частью подготовки к выступлению является составление плана, изготовление всевозможных выписок и небольших конспектов. Для успешного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, нужно подумать над вопросом, как расположить данный материал, т. е. над композицией своего выступления. Выступление должно содержать начало (вступление), развертывание (главную часть) и завершение речи (заключение). Успех выступления во многом зависит от того, как автор начал выступление. Во вступлении следует подчеркнуть актуальность темы и заинтересовать аудиторию. В развертывании излагается основной материал. В этой части должны быть доказаны основные положения и автор должен подвести слушателей к логическому выводу. Основное правило композиции – это логичность и стройность изложения материала.

В завершение речи подводятся итоги сказанного, делаются выводы и даются ответы на возникшие вопросы.

Источник: https://poisk-ru.ru/s5976t3.html

Подготовка речи

39. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи.

Подготовка речи – важное и ответственное дело в деятельности оратора. Прав Д. Карнеги, утверждавший, что «многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь».

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории. Но при подготовке публичной речи следует учитывать и некоторые общие методические установки.

Классическая риторика выделяла пять основных этапов разработки публичной речи:

1) инвенция – изобретение, создание речи, систематизация её содержания и используемых в ней доказательств;

2) диспозиция – расположение, деление речи на вступление, изложение, разработку и заключение;

3) элокуция – языковое оформление речи, отбор слов и выражений, тропов и риторических фигур;

4) мемориа – запоминание будущей речи;

5) акцио – произнесение речи.

В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки к конкретному выступлению:

Выбор темы и определение целевой установки. Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. Если тема речи задана, то оратору необходимо её конкретизировать и уточнить. Если тема выбрана самим оратором, то он должен исходить из личного опыта и знаний по выбранной теме. При этом он должен учитывать собственные интересы и интересы своих слушателей.

Выбрав тему, необходимо подумать о её формулировке. Название речи следует сделать чётким, ясным и по возможности кратким. Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова и выражения, отталкивают слушателей, даже могут вызвать отрицательное отношение к предстоящему выступлению. Название должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей он добивается.

Отсутствие определённой целевой установки снижает эффективность выступления, не позволяет оратору добиться желаемого результата. Выступающий должен формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей.

Чёткая формулировка целевой установки готовит слушателей к восприятию речи, облегчает её осмысление.

Поиск материала. Чтобы подготовить интересное по содержанию выступление, оратору необходимо собрать как можно больше данных, сведений, фактов, примеров, иллюстраций по выбранной теме.

Для этого можно использовать самые разнообразные источники: официальные документы, научную и научно-популярную литературу, беллетристику, статьи из газет и журналов, передачи радио и телевидения, результаты социологических исследований, личные контакты, размышления и наблюдения.

Важно использовать и так называемый местный материал, т.е. имеющий отношение к жизни слушателей. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает их интерес.

Изучение и анализ отобранного материала. Собрав необходимый материал, оратор должен его внимательно изучить, осмыслить, систематизировать, определить, что именно можно будет использовать в речи.

При анализе материала появляются какие-то сравнения, ассоциации, сопоставления с реальными процессами жизни, рождаются новые мысли.

Поэтому на данном этапе необходимо размышлять над материалом, критически его оценивать, пытаясь понять, как соотнести его с современными событиями, как использовать то или иное положение во время выступления.

Настоящая подготовка к выступлению, по мнению специалистов, заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли к рассматриваемому вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории.

Разработка плана выступления. В процессе подготовки речи необходимо определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план.

Речи, написанные без предварительно составленного плана, как показывает практика, обычно имеют существенные композиционные недостатки.

Оратор, не продумавший план выступления, нередко отклоняется от темы, не укладывается в отведённое для выступления время.

Планы делятся на простые и сложные, а оба этих вида планов могут быть предварительными, рабочими и основными. Предварительный план освещает все возможные проблемы выступления, он затрагивает тему широко, позволяя оратору найти конкретный вариант.

Рабочий план составляется, когда подобраны необходимые материалы и определена цель выступления и тема. Указываются тезисы речи, формулировки, примеры.

Основной план пишется для слушателей и объявляется в начале выступления или иного вида информационного сообщения.

Начало, развёртывание и завершение речи. Для успешного публичного выступления нужно подумать, как расположить собранный материал, в какой последовательности его излагать, какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь – одним словом, какую выбрать композицию речи.

Слово «композиция» восходит к латинскому composition, означающему «составление, сочинение».

В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Когда говорят только о последовательности компонентов речи, пользуются термином архитектоника. В отличие от композиции, архитектоника статична, не связана со временем, а динамичность реализуется в композиции речи, в логике развития темы, в течении мысли оратора.

Композиции придают большое значение, называя её искусством. Искусство композиции проявляется как в продуманном расположении частей текста выступления, так и в приёмах перевода аудитории на чужую точку зрения. Не существует универсальных правил построения публичного выступления.

Тема, цель, задачи, стоящие перед оратором, и состав аудитории определяют общие принципы композиции: 1) принцип последовательности (последующее должно вытекать из предшествующего и быть с ним соотносимо); 2) принцип усиления (значимость, вес, убедительность аргументов должны постепенно нарастать, самые сильные в конце рассуждения); 3) принцип органического единства (изложение должно вытекать из самого материала и намерений оратора); 4) принцип экономии (достижение поставленной цели рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств). Представления о композиции речи сводятся к наличию в ней начала, развёртывания и завершения, или вступления, основной части и заключения.

Успех публичного выступления во многом зависит от того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию.

Во вступлении подчёркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, кратко излагается история вопроса, формулируется цель выступления. Во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину.

К распространённым приёмам привлечения внимания аудитории относятся интересные примеры, пословицы и поговорки, крылатые выражения, юмористические замечания, цитаты (допускается и парадоксальное цитирование), рассказ о каких-либо значительных событиях, риторические вопросы и др. Каждое выступление требует своего, особого, начала в зависимости от темы, вида речи, состава аудитории, степени подготовленности и эмоционального настроя самого оратора.

Наиболее ответственной является основная часть ораторской речи, в которой излагается суть вопроса, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность.

В этой части выступления необходимо соблюдать логическую последовательность и стройность изложения материала, используя соответствующий метод преподнесения материала.

Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в риторических пособиях, активно используются ораторами. Укажем на часто используемые методы изложения материала в тексте.

При индуктивном методе выступающий начинает речь с конкретного случая, затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Применяется в агитационных выступлениях. Дедуктивный метод (изложение материала от общего к частному): оратор сначала выдвигает какие-то положения, затем разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Используется в выступлениях пропагандистского характера.

Сопоставление различных явлений, событий, фактов, хорошо известных слушателям, проводится методом аналогии, который помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод предусматривает расположение материала вокруг главной проблемы и переход от общего рассмотрения к более конкретному и углублённому его анализу.

Последовательное изложение одного вопроса за другим достигается при использовании ступенчатого метода. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

При историческом методе оратор излагает материал в хронологической последовательности, описывает и анализирует изменения, которые произошли в определённый исторический период. Использование различных методов изложения материала, доказательность и убедительность речи позволяют сделать структуру главной части речи оригинальной, нестандартной.

Заключение (завершение) – важная композиционная часть любого публичного выступления. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление, неудачное завершение речи порой губит её.

В процессе восприятия ораторской речи действует «закон края»: лучше запоминается то, что даётся в начале и в конце сообщения. Поэтому рекомендуется завершать речь повтором основной мысли, суммируя наиболее важные положения.

В заключительной части подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления. При завершении речи особенно важны последние фразы (концовка), которые призваны усилить эффект выступления.

Завершение речи должно мобилизовать аудиторию, воодушевлять, призывать к активной деятельности. Не следует в конце речи многократно извиняться за то, что у вас было мало времени на подготовку, вам не удалось хорошо выступить.

Поиск и виды вспомогательных материалов >
Русский язык и культура речи >

Учебные работы
по всем предметам

Источник: https://dprm.ru/russkij-yazyk/podgotovka-rechi

Выбор темы, цель речи, поиск материала

39. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи.

Любое публичное выступление должно быть хорошо подготовлено. Это большая ошибка – надеяться только на собственные силы. А подготовка речи в свою очередь определяется многими факторами. Следует учитывать вид речи, тему выступления, цели и задачи, которые стоят перед выступающим, и конечно же состав аудитории.

Современная риторика рассматривает следующие этапы подготовки к конкретному выступлению: выбор темы, определение цели речи, подбор материала, развертывание, завершение речи, овладение материалом.

Выбор темы – один из важнейших начальных этапов подготовки публичной речи. Зачастую оратору приходится не самому выбирать тему выступления, а работать над тем, что предлагают организаторы мероприятия. В этом случае оратор должен определить круг вопросов и конкретизировать эту тему.

Если выступающий сам выбирает тему, то следует учитывать следующие моменты: тема должна соответствовать его собственным интересам и знаниям, лучше, если это будет тема, подкрепленная его теоретическими знаниями, круг вопросов должен быть освещен таким образом, чтобы дать слушающим что-то новое.

Желательно, чтобы тема была приурочена к какому-либо событию, т. е. уместна в данный момент.

Тема должна быть интересна всей аудитории и была ей чем-то полезна. Оратор должен представлять себе проблемы, интересы данной публики.

Эффективность речи – это реализация цели, которая была поставлена в начале работы. Оратор должен сформулировать цель не только для себя, но и для аудитории. Выступающий должен отдавать себе отчет в том, что его тема может и не соответствовать уровню знаний и интересам данной аудитории. Чтобы не было подобных несоответствий, автор должен серьезно подойти к поиску материалов для выступления.

Успех публичного выступления определяется в первую очередь его содержанием. Поэтому материал по теме нужно выбирать как можно более интересный и полезный.

Источники, из которых можно брать материал, – это официальные документы; научная и популярная литература; справочная литература; художественная литература; газеты; социологические опросы; наблюдения.

Источников должно быть несколько. Нужно уметь работать с материалом, чтобы не упустить ничего важного. Неотъемлемой частью подготовки к выступлению является составление плана, изготовление всевозможных выписок и небольших конспектов.

Для успешного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, нужно подумать над вопросом, как расположить данный материал, т. е. над композицией своего выступления. Выступление должно содержать начало (вступление), развертывание (главную часть) и завершение речи (заключение). Успех выступления во многом зависит от того, как автор начал выступление.

Во вступлении следует подчеркнуть актуальность темы и заинтересовать аудиторию.

В развертывании излагается основной материал. В этой части должны быть доказаны основные положения и автор должен подвести слушателей к логическому выводу.

Основное правило композиции – это логичность и стройность изложения материала.

В завершение речи подводятся итоги сказанного, делаются выводы и даются ответы на возникшие вопросы.

Материал для выступления должен быть интересным и разнообразным. Поиск материала – очень серьезное дело и требует времени, поэтому подготовку к выступлению следует начать заранее.

На этом этапе подготовки наиболее эффективной и познавательной для автора может стать работа в библиотеке.

Отсюда возникает необходимость умения пользоваться разными видами каталогов (алфавитным, систематическим и предметным), библиографическими изданиями, справочной литературой.

На сегодняшний день все более распространяющаяся компьютерная сеть Интернет может стать хорошим подспорьем в поиске необходимого материала. Причем это может быть как непосредственно материал по заданной теме, так и информация о том, где вы можете найти ту или иную книгу. Это помогает сильно сэкономить время и изучить как можно больше материала.

Причем источники для выступления могут быть самыми разнообразными. Это могут быть всевозможные словари и справочники, научная литература и официальные документы, статистические сборники и художественная литература. Также это могут быть статьи из газет и журналов, программы телевидения и т. д. И самое главное – не следует пренебрегать собственным опытом и наблюдениями.

Если вы хотите рассказать слушателям о чем-то новом, то ваши наблюдения должны лежать в основе работы. Очень важно умение работать с книгой. И это зависит от того, какую задачу ставит перед собой оратор, хочет ли он изучить по книгам какой-либо вопрос или получить как можно более обширные теоретические знания.

Изучение книг по вашей теме также очень полезно с критической точки зрения. Составив какое-либо свое мнение о предмете, стоит сравнить его с мнением других исследователей. Следует также сделать выписки из этих книг – наиболее яркие факты, примеры, интересные положения.

Подобные установки помогут оратору более целенаправленно работать с книгой. Следует определить для себя вид чтения: сплошное, выборочное или комбинированное.

При сплошном чтении книга прочитывается от начала до конца без пропусков. Иногда для разрабатываемой темы достаточно изучить не всю книгу, а лишь отдельные главы или параграфы. Такое чтение называется выборочным. Комбинированное чтение – это сплошное чтение одних частей и выборочное других.

Важно обратить внимание на год издания книги. Если заинтересовавшая книга выпущена десять-двадцать лет назад, то материал в ней скорее всего устарел, поэтому следует ознакомиться с более современной литературой по интересующему вопросу.

При чтении желательно делать записи или краткие конспекты. Наиболее простой вид записи – это выписки. Выписывают то, что относится к изучаемому вопросу, а также материалы, которые могут быть использованы. Выписки рекомендуется делать на карточках одинакового размера.

На каждой карточке указывается материал, относящийся только к одному автору. В верхней части карточки указывают книгу, а в нижней – подробно и в определенной последовательности записывают выходные данные источника, т. е. фамилию и инициалы автора, название книги, место и год издания.

Рекомендации могут быть разнообразными, и у каждого человека во время работы вырабатываются свои.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/vybor-temy-cel-rechi-poisk-materiala/

4.6 Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развёртывание и завершение речи

39. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи.

Подготовкаречи – важное и ответственное дело вдеятельности оратора. Прав Д. Карнеги,утверждавший, что «многие совершаютроковую ошибку, не удосуживаясьподготовить свою речь».

Подготовкак конкретному выступлению определяетсявидом ораторской речи, зависит от темывыступления, целей и задач, стоящихперед выступающим, его индивидуальныхособенностей, от состава аудитории. Нопри подготовке публичной речи следуетучитывать и некоторые общие методическиеустановки.

Классическаяриторика выделяла пять основных этаповразработки публичной речи: 1) инвенция– изобретение, создание речи, систематизацияеё содержания и используемых в нейдоказательств; 2) диспозиция – расположение,деление речи на вступление, изложение,разработку и заключение; 3) элокуция –языковое оформление речи, отбор слов ивыражений, тропов и риторических фигур;4) мемориа – запоминание будущей речи;5) акцио – произнесение речи.

Всовременных риториках рассматриваютсяследующие этапы подготовки к конкретномувыступлению:

Выбортемы и определение целевой установки.Подготовкак любому выступлению начинается сопределения темы речи. Если тема речизадана, то оратору необходимо еёконкретизировать и уточнить. Если темавыбрана самим оратором, то он долженисходить из личного опыта и знаний повыбранной теме. При этом он долженучитывать собственные интересы иинтересы своих слушателей.

Выбравтему, необходимо подумать о её формулировке.Название речи следует сделать чётким,ясным и по возможности кратким. Длинныеформулировки, названия, включающиенезнакомые слова и выражения, отталкиваютслушателей, даже могут вызватьотрицательное отношение к предстоящемувыступлению. Название должно отражатьсодержание выступления и обязательнопривлекать внимание слушателей.

Приступаяк подготовке речи, необходимо определитьцель выступления. Говорящий долженясно представлять, для чего, с какойцелью он произносит речь, какой реакциислушателей он добивается.

Отсутствиеопределённой целевой установки снижаетэффективность выступления, не позволяеторатору добиться желаемого результата.Выступающий должен формулировать цельречи не только для себя, но и для своихслушателей.

Чёткая формулировка целевойустановки готовит слушателей к восприятиюречи, облегчает её осмысление.

Поискматериала. Чтобыподготовить интересное по содержаниювыступление, оратору необходимо собратькак можно больше данных, сведений,фактов, примеров, иллюстраций по выбраннойтеме.

Для этого можно использовать самыеразнообразные источники: официальныедокументы, научную и научно-популярнуюлитературу, беллетристику, статьи изгазет и журналов, передачи радио ителевидения, результаты социологическихисследований, личные контакты, размышленияи наблюдения.

Важно использовать и такназываемый местный материал, т.е. имеющийотношение к жизни слушателей. Такойматериал оживляет выступление, привлекаетк нему внимание слушателей, вызываетих интерес.

Изучениеи анализ отобранного материала.Собрав необходимый материал, оратордолжен его внимательно изучить, осмыслить,систематизировать, определить, чтоименно можно будет использовать в речи.

При анализе материала появляютсякакие-то сравнения, ассоциации,сопоставления с реальными процессамижизни, рождаются новые мысли.

Поэтомуна данном этапе необходимо размышлятьнад материалом, критически его оценивать,пытаясь понять, как соотнести его ссовременными событиями, как использоватьто или иное положение во время выступления.

Настоящаяподготовка к выступлению, по мнениюспециалистов, заключается в том, чтобывыработать собственное отношение кпредмету речи, сформулировать своимысли к рассматриваемому вопросу,проанализировать свои идеи с позицийбудущей аудитории.

Разработкаплана выступления.В процессе подготовки речи необходимоопределить порядок, в котором будетизлагаться материал, т.е. составитьплан.

Речи, написанные без предварительносоставленного плана, как показываетпрактика, обычно имеют существенныекомпозиционные недостатки.

Оратор, непродумавший план выступления, нередкоотклоняется от темы, не укладывается вотведённое для выступления время.

Планыделятся на простые и сложные, а оба этихвида планов могут быть предварительными,рабочими и основными. Предварительныйплан освещает все возможные проблемывыступления, он затрагивает тему широко,позволяя оратору найти конкретныйвариант.

Рабочий план составляется,когда подобраны необходимые материалыи определена цель выступления и тема.Указываются тезисы речи, формулировки,примеры.

Основной план пишется дляслушателей и объявляется в началевыступления или иного вида информационногосообщения.

Начало,развёртывание и завершение речи. Дляуспешного публичного выступления нужноподумать, как расположить собранныйматериал, в какой последовательностиего излагать, какими словами начатьвыступление, как продолжить разговор,чем закончить речь – одним словом, какуювыбрать композицию речи.

Слово«композиция» восходит к латинскомуcomposition,означающему «составление, сочинение».

В теории ораторского искусства подкомпозицией речи понимается построениевыступления, соотношение его отдельныхчастей и отношение каждой части ко всемувыступлению как единому целому.

Когдаговорят только о последовательностикомпонентов речи, пользуются терминомархитектоника.В отличие от композиции, архитектоникастатична, не связана со временем, адинамичность реализуется в композицииречи, в логике развития темы, в течениимысли оратора.

Композициипридают большое значение, называя еёискусством. Искусство композициипроявляется как в продуманном расположениичастей текста выступления, так и вприёмах перевода аудитории на чужуюточку зрения. Не существует универсальныхправил построения публичного выступления.

Тема, цель, задачи, стоящие перед оратором,и состав аудитории определяют общиепринципы композиции: 1) принциппоследовательности (последующее должновытекать из предшествующего и быть сним соотносимо); 2) принцип усиления(значимость, вес, убедительностьаргументов должны постепенно нарастать,самые сильные в конце рассуждения); 3)принцип органического единства (изложениедолжно вытекать из самого материала инамерений оратора); 4) принцип экономии(достижение поставленной цели рациональнымспособом, с минимальной затратой усилий,времени, речевых средств). Представленияо композиции речи сводятся к наличию вней начала, развёртывания и завершения,или вступления, основной части изаключения.

Успехпубличного выступления во многом зависитот того, как оратор начал говорить,насколько ему удалось заинтересоватьаудиторию.

Во вступлении подчёркиваетсяактуальность темы, значение её дляданной аудитории, кратко излагаетсяистория вопроса, формулируется цельвыступления. Во введении особое вниманиеуделяется началу речи, первым фразам,так называемому зачину.

К распространённымприёмам привлечения внимания аудиторииотносятся интересные примеры, пословицыи поговорки, крылатые выражения,юмористические замечания, цитаты(допускается и парадоксальное цитирование),рассказ о каких-либо значительныхсобытиях, риторические вопросы и др.Каждое выступление требует своего,особого, начала в зависимости от темы,вида речи, состава аудитории, степениподготовленности и эмоциональногонастроя самого оратора.

Наиболееответственной является основная частьораторской речи, в которой излагаетсясуть вопроса, последовательно разъясняютсявысказанные положения, доказываетсяих правильность.

В этой части выступлениянеобходимо соблюдать логическуюпоследовательность и стройностьизложения материала, используясоответствующий метод преподнесенияматериала.

Эти методы сформировалисьна базе многовековой ораторской практики,описаны в риторических пособиях, активноиспользуются ораторами. Укажем на частоиспользуемые методы изложения материалав тексте.

Прииндуктивномметоде выступающийначинает речь с конкретного случая,затем подводит слушателей к обобщениями выводам. Применяется в агитационныхвыступлениях.Дедуктивный метод (изложениематериала от общего к частному): ораторсначала выдвигает какие-то положения,затем разъясняет их смысл на конкретныхпримерах, фактах. Используется ввыступлениях пропагандистскогохарактера.

Сопоставлениеразличных явлений, событий, фактов,хорошо известных слушателям, проводитсяметодоманалогии,который помогает восприятию основныхидей, усиливает эмоциональное воздействиена аудиторию.

Концентрическийметод предусматриваетрасположение материала вокруг главнойпроблемы и переход от общего рассмотренияк более конкретному и углублённому егоанализу.

Последовательноеизложение одного вопроса за другимдостигается при использовании ступенчатогометода. Рассмотревкакую-либо проблему, оратор уже большене возвращается к ней.

Приисторическомметоде оратор излагает материал в хронологическойпоследовательности, описывает ианализирует изменения, которые произошлив определённый исторический период.Использование различных методовизложения материала, доказательностьи убедительность речи позволяют сделатьструктуру главной части речи оригинальной,нестандартной.

Заключение(завершение) – важная композиционнаячасть любого публичного выступления.Убедительное и яркое заключениезапоминается слушателям, оставляетхорошее впечатление, неудачное завершениеречи порой губит её.

В процессе восприятияораторской речи действует «закон края»:лучше запоминается то, что даётся вначале и в конце сообщения. Поэтомурекомендуется завершать речь повторомосновной мысли, суммируя наиболее важныеположения.

В заключительной частиподводятся итоги сказанного, делаютсявыводы, ставятся перед слушателямиконкретные задачи, которые вытекают изсодержания выступления. При завершенииречи особенно важны последние фразы(концовка), которые призваны усилитьэффект выступления.

Завершение речидолжно мобилизовать аудиторию,воодушевлять, призывать к активнойдеятельности. Не следует в конце речимногократно извиняться за то, что у васбыло мало времени на подготовку, вам неудалось хорошо выступить.

Источник: https://studfile.net/preview/2179878/page:28/

Uchebnik-free
Добавить комментарий