38. Предпосылки и характер крестовых походов. Начало крестоносного движения. Первый, второй и третий крестовые походы.

Содержание
  1. Предпосылки крестовых походов и их характер
  2. Предпосылки и характер крестовых походов. Начало крестоносного движения. Первый, второй и третий крестовые походы
  3. Крестовые походы. Кратко
  4. Причины Крестовых походов
  5. Крестовые походы
  6. Первый крестовый поход. Участники, цели, результаты
  7. Второй крестовый поход. Участники, цели, результаты
  8. Третий крестовый поход. Участники, цели, результаты
  9. Четвертый крестовый поход. Участники, цели, результаты
  10. Детский крестовый поход
  11. Пятый крестовый поход. Участники, цели, результат
  12. Шестой крестовый поход («дипломатический»). Участники, цели, результат
  13. Седьмой крестовый поход. Участники, цели, результат
  14. Восьмой крестовый поход. Участники, цели, результат
  15. Итоги крестовых походов
  16. 1. Предпосылки крестовых походов и их характер
  17. 2. Первый крестовый поход и государства крестоносцев на Востоке
  18. Предпосылки и характер крестовых походов

Предпосылки крестовых походов и их характер

38. Предпосылки и характер крестовых походов. Начало крестоносного движения. Первый, второй и третий крестовые походы.

Категория: Крестовые походы

Крестовые походы представляли собой захватнические войны западноевропейских феодалов в странах Восточного Средиземноморья, продолжавшиеся почти два столетия — с 1096 по 1270 г. Их организатором являлась католическая церковь, которая придала им характер религиозных войн — борьбы христианства (символизируемого знаком креста) против мусульманства.

Крестовые походы были порождены в первую очередь ростом агрессивности западноевропейских феодалов, их стремлением к захвату богатых земель на Востоке, к увеличению собственных доходов и богатств. Это стремление стало особенно сильно проявляться с конца XI в.

в связи с увеличением материальных потребностей класса феодалов, которое обусловливалось общим экономическим подъемом, появлением городов, установлением регулярных торговых сношений. Удовлетворить возросшие потребности при сравнительно низком уровне производства феодалам было легче всего силой оружия.

В крестовых походах была заинтересована также католическая церковь, добивавшаяся расширения сферы своего влияния посредством подчинения восточных земель.
Положение, сложившееся к концу XI в. на Востоке, благоприятствовало осуществлению захватнических планов западноевропейских феодалов и церкви. В середине XI в.

турки-сельджуки заняли Багдад, а затем, разгромив византийские войска, стали хозяевами почти всей Малой Азии. Они также захватили принадлежавший фатимидскому Египту Иерусалим, считавшийся у христиан священным городом. Это дало повод папству развернуть на Западе широкую проповедь в пользу войны с мусульманским Востоком.

Были выдвинуты лозунги «помощи восточным единоверцам» и «освобождения гроба господня» (т. е. гробницы Иисуса Христа, находившейся, согласно Библии, в Иерусалиме). В ход были пущены россказни о гонениях, которым «неверные» подвергают христиан в Палестине, об оскорблениях, которые они наносят христианским святыням, и особенно о преследованиях западных паломников в Иерусалиме. Призывы папства нашли сочувственный отклик в феодальном мире.

Этому способствовало и положение в Византии. Печенеги, вторгшиеся с севера на Балканы, на-несли византийскому императору Алексею I Комнину тяжелое поражение и подступили к стенам Константинополя. Одновременно турки-сельджуки снарядили против него флот и вступили в переговоры с печенегами.

Алексей I вынужден был обратиться к некоторым государям Западной Европы с просьбой о помощи. С этой же целью он направил послов и к папе Урбану II (1088—1099). Просьбы Алексея Комнина дали западноевропейским феодалам и церкви удобный предлог для осуществления их захватнических замыслов.

Папство, преследуя свои политические цели, открыто выступило с призывом к вооруженному нападению на мусульманский Восток.

Общий характер, непосредственные военно-стратегические задачи и состав участников крестовых походов на разных этапах были различны. Первые крестовые походы являлись широким военно-колонизационным движением европейцев на Ближний Восток. В нем участвовали наряду с крупными и мелкими феодалами массы крестьянства.

Цели феодалов и крестьян в крестовых походах также были различны. Мелкое рыцарство, испытывавшее в конце XI в. острый недостаток в земле и стесненность в денежных средствах, стремилось к захватам поместий и грабежам в восточных странах.

Крупные феодалы, ограниченные в возможностях существенно повысить доходы за счет податного населения, рассчитывали добиться увеличения своих владений и вместе с тем усиления своего политического влияния путем создания на Востоке новых, подвластных им государств.

Напротив, крестьяне, доведенные до отчаяния непомерным феодальным гнетом, отправляясь «за море», надеялись обрести в дальних странах свободу от зависимости и материальный достаток, избавиться от мучительных голодовок и произвола сеньоров.

В крестовых походах активно участвовало купечество североитальянских городских республик: Венеции, Генуи, Пизы, — имевшее намерение расширить и упрочить свои позиции в левантийской (восточносредиземноморской) торговле.

Благодаря участию крестьянства ранние походы на Восток (до середины XII в.) были массовыми и в большой степени стихийными предприятиями. Значительную роль в них играла беднота, одурманенная церковной пропагандой. С середины XII в. крестьянство мало-помалу отходит от движения.

Крестовые походы превращаются преимущественно в феодальные предприятия. С конца XII в. на первый план в них выдвинулось стремление к территориальной и торговой экспансии феодальных государств Западной Европы, их борьба с мусульманскими государствами Передней Азии и с Византией за преобладание в Восточном Средиземноморье.

Религиозные мотивы постепенно утратили реальное значение, хотя формально и продолжали оставаться знаменем крестовых походов.
Вдохновителем и активным участником крестовых походов неизменно являлась католическая церковь во главе с папами.

Она помогала светским феодалам объединить усилия и дала крестовым походам идеологическое обоснование, провозгласив их благочестивым делом.

Папство хотело, с одной стороны, удалить из Европы рыцарскую вольницу, представляющую постоянную угрозу для церковного землевладения, а с другой — использовать военную силу рыцарства для установления своего господства над всем христианским миром и для создания на Востоке новых владений, подконтрольных «апостольскому престолу».

Источник: http://vladhistory.com/predposylki-krestovyx-poxodov-i-ix-xarakter/

Предпосылки и характер крестовых походов. Начало крестоносного движения. Первый, второй и третий крестовые походы

38. Предпосылки и характер крестовых походов. Начало крестоносного движения. Первый, второй и третий крестовые походы.

Крестовые похо­ды — военно-колонизационные движения западноевропей­ских феодалов, части горожан и крестьянства, в форме религиозных войн под лозунгом освобождения христи­анских святынь в Палестине из-под власти мусульман либо об­ращения язычников или еретиков в католичество. XI—XIII вв.

, Первые Крестовые походы отличались массовым характером и стихийностью. Постепенно соци­альная база движения сужалась и они все более становились чисто рыцарскими экспедициями. Термин Крестовые походы стал общепринятым с XVII—XVIII столетий.

Участники первых Крес­товых походов, нашивавшие на одежды знак креста, называли себя пилигримами, а походы — паломничеством. Причинами походов был большой комплекс факторов.

Постепенно укоренялось представление, что истинный источ­ник богатств находится на востоке. купцы привозили предметы роскоши. Люди начали верить в то, что овладеть богатствами Востока дело отнюдь не невоз­можное и даже богоугодное.

Римско-католическая церковь сыграла большую роль в под­готовке Крестовых походов, дав им нравственную психологическую, а нередко и материальную основу. Клермонский Собор.марте 1095 г. Присутствие послов византийского императора на соборе в Пьяченце (Италия) в марте 1095 г.

было использовано папой Урбаном II начало пропаганды военной экспедиции на Восток, он выступил 27 ноября 1095 г. с проповедью на открытой площади перед большим скоплением мирян и клириков.. Первый крестовый поход (1096—1099).Весной 1096 г.

из Шампани, Лотарингии, областей Рейна тысячи крестьян, соедини­сь в отряды и двинулись на Восток. Ими предводительствовали проповедники, как Петр Пустынник, священники. Путь лежал вдоль Рейна Дуная через Венгрию, Белград и Филиппополь (Пловдив) к Константинополю.

Лишенные не­обходимых запасов продовольствия, пополнявшиеся ватагами бродяг и авантюристов, грабили и бесчинствовали. Когда поредевшие и уже деморализованные отряды в августе 1096 г.

прибыли к Константинополю, император Алексей I после переговоров с Петром Пустынником, отказавшимся ждать подхода основных сил рыцарей, переправил их через Босфор в Малую Азию. Не дойдя до Никеи, крестьянское ополчение было разгромлено сельджуками.

Рыцарские ополчения несколькими колоннами тронулись в путь позднее крестьянских. Рыцарей сопровождали вассалы и оруженосцы, за ними следо­вали толпы крестьян. 1099 г. Иерусалим был взят приступом. После завоевания Иерусалима было решено избрать из числа князей правителя и наделить его титулом защитника Гроба Господня.

Правитель (им стал Готфрид Бульонский) приносил вассальную присягу церкви в лице католического патриарха Иерусалимского. Второй крестовый поход (1147—1148).Оправившись от пора­жений, нанесенных первыми крестоносцами, сельджуки вскоре перешли в наступление. В 1145 г.

папа Евгений III впервые издал буллу, призывавшую к крестовому походу. Поход возглавили король Франции Людовик VII и германский император Конрад III. Начавшись в 1147 г., он не имел успеха. Немецкие рыцари были разгромлены у Дорилея, французские потерпели поражение при осаде Дамаска в 1148 г.

Во время похода проявились серьезные противоречия между «франками» и Византией. Третий крестовый поход (1189—1192). Полководец-курд Салах ад-Дин (Саладин) стал султаном Египта и взял Иерусалим. В 1187 г. папа призвал католиков к новому крестовому походу.

Участвовали профессиональные рыцарские ар­мии, возглавили король Англии Генрих II Плантагенет, а после его смерти его сын — Ричард I Львиное Сердце, король Франции Филипп II Август и император Фридрих I Барбаросса. Высадившись в Сирии, англичане вместе с французами и рыцарями Иерусалимского королевства осадили Акру и взяли ее после долгой осады.

Столкновение Ричарда I с Филиппом II привело к отъезду французских рыцарей из Тира, а затем и к началу войны Франции с Англией. Оставшийся в Палестине Ричард I трижды пытался взять Иерусалим, но безрезультатно. В 1192 г. он подписал с султаном мир, по которому за крестоносцами сохранялось побережье от Тира до Яффы.

Возвращаясь на родину, Ричард I был пленен австрийским герцогом Леопольдом (также участником похода и соперником английского короля) и провел 2 года в заключении у германского императора. Третий крестовый поход обострил противоречия в Европе усилил конфронтацию Запада с Византией. Столицей Иерусалимского королевства стала Акра.

Следствием похода было также образование Кипрского королевства (1192-1489), после того как Кипр был продан Ричардом I госпитальерам, а затем перешел к бывшему Иерусалимскому королю Ги де Лузиньяну.

Еще около 1070 г. купцами из Амальфи в Иерусалиме был построен странноприимный дом (hospitalis) для пилигримов. В ходе и после Первого Крестового похода там принимали и лечили раненных и больных рыцарей. Дому дали имя св. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского VII в.

Вскоре монахи, ухаживавшие за раненными, стали и сами участвовать в боевых действиях, и в 1113 г. папа утвердил орденский устав, согласно которому госпитальеры, или иоанниты были призваны воевать с неверными. (После завоевания Палестины мусульманами иоанниты в 1309 г. овладели островом Родос, а затем, когда его в 1522 г.

захватили османы, перебрались на остров Мальту; а орден получил новое название — Мальтийского).

Орден тамплиеров или храмовников возник в начале XII в. и получил свой устав в 1128 г. Он был назван по расположению его резиденции близ легендарного Храма царя Соломона. Как защитники церкви тамплиеры наделялись рядом привилегий и большими земельными владениями.

Орден накопил и значительные денежные средства (нередко они передавались ему на хранение). С XIII в. значительная часть тамплиеров переселилась во Францию, где при Филиппе IV орден был ликвидирован по обвинению в ереси, а его богатства конфискованы королем.

Упразднение было признано папой в 1312 г.

В 1190/91 г. немецкие крестоносцы создали в Палестине орден св. Девы Марии — Тевтонский орден. В начале XIII в. он был переведен в Прибалтику, где постепенно развернул военную активность в Пруссии.

Отличием иоаннитов был красный плащ с белым крестом, тамплиеров — белый плащ с красным крестом, тевтонцев — белый плащ с черным крестом.

Ордены сыграли значительную роль в защите Св. Земли. Постепенно они стали серьезной политической силой, участвовав¬шей во внутриполитических распрях государств крестоносцев. С ростом их богатства усиливалось и их обмирщение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_14898_predposilki-i-harakter-krestovih-pohodov-nachalo-krestonosnogo-dvizheniya-perviy-vtoroy-i-tretiy-krestovie-pohodi.html

Крестовые походы. Кратко

38. Предпосылки и характер крестовых походов. Начало крестоносного движения. Первый, второй и третий крестовые походы.

На Иерусалим!

Крестовые походы — вооружённое движение западноевропейских народов на Восток в XII — XIII веках с целью освобождения от присутствия мусульман территорий, на которых жил, действовал и погиб Иисус Христос и зародилось христианство

Географические цели крестовых походов: Палестина, Иерусалим, Сирия, лежащие на восточном берегу Средиземного моря

Временные рамки Крестовых походов 1096 — 1270 годы

  • Мелкие, средние феодалы, рыцари
  • Крупные феодалы: короли, графы, герцоги
  • Крестьяне
  • Купцы итальянских городов-государств
  • Католическая церковь

Пилигримы

Дорога на Восток была известна. Издавна в этом направлении двигались толпы паломников. Христианские паломники, или пилигримы, отправлялись на восточное побережье Средиземного моря, в Сирию и Палестину и ради поклонения «святыням» и ради торговли. В походы двигались целыми караванами. Караваны формировались в определенных центрах, откуда мимо городов на Рейне и Дунае шла дорога через Венгрию, на Константинополь. Пилигримы и наметили те пути, по которым потом двинулись крестоносцы

Восток представлялся рыцарям страной изобилия. Представим себе обстановку тогдашнего европейского города или рыцарского замка. Город в 5 тысяч жителей был по тогдашнему масштабу уже немалый город. Он был сдавлен стенами, тесен, неудобен, грязен.

Замок рыцаря, только-только из деревянного становящийся каменным, состоял из башни и полутёмных, плохо отапливаемых жилых помещений … И вот паломники попадали на Восток.

Они видели города, которые насчитывали не пять, а десятки тысяч жителей, великолепные храмы и дворцы восточных городов, видели роскошь, в которой жили византийские и арабские богачи.

Причины Крестовых походов

Численность мелких феодалов была большой, но землю наследовал только старший сын. Остальные рыцари могли заработать на жизнь только войной, захватом новых земель, грабежом.

А дворянские семьи были многочисленными, и избыточного рыцарства всё прибывало
Короли, герцоги стремились к увеличению своего политического влияния, доходов, расширению владений
Крестьяне, страдающие от эксплуатации своих феодалов, рассчитывали на новых землях, в новой обстановке найти свободу и довольство. Кроме того, к моменту первого крестового похода в Западной Европе особенно часто возникали голодовки и эпидемии. С 970 по 1040 годы в Европе случилось 48 голодных лет
Купцы Венеции, Генуи, Пизы имели торговый интерес. Появление христианских пунктов на побережье Малой Азии позволил бы купцам создавать новые торговые центры посреднической торговли с богатым Востоком
Католическая церковь выступала идеологом крестовых походов. Но, объявляя целью походов «освобождение гроба господня от неверных» благочестивым делом, стремилась к созданию на Востоке новых христианских владений, получению новых доходов, установлению, укреплению власти над миром

«Церковь производила сборы на крестовые походы.

Эти сборы иногда представляли добровольные даяния, собиравшиеся представителями церкви, особенно монахами, по всем странам Запада, но зачастую принимали и характер принудительных налогов.

Даже когда крестовые походы прекратились, сборы на них не приостановились. Таким путем в руки церкви попадали огромные денежные фонды» («История средних веков» под редакцией А. Д. Удальцова)

Турки-сельджуки

Мусульманские государства Малой Азии и Африки в тот период подверглись нашествию турок-сельджуков. Багдатский халифат был ими захвачен в 1055 году. Затем турки отобрали у Египетского халифата Сирию и Палестину. В 1071 году турки разбили византийцев при Манцикерте, взяли в плен императора Романа Диогена и овладели большей частью Малой Азии. Однако вскоре и Сельджуское государство распалось на ряд княжеств: Мосул, Дамск, Антиохию, Триполи, Алеппо и др. Сельджские княжества враждовали друг с другом

Крестовые походы

  • Первый крестовый поход (1096 – 1099)
  • Второй крестовый поход (1147 – 1149)
  • Третий крестовый поход (1189 – 1192)
  • Четвертый крестовый поход (1202 – 1204)
  • Детский крестовый поход (1212)
  • Пятый крестовый поход (1217 – 1221)
  • Шестой крестовый поход (1228 – 1229)
  • Седьмой крестовый поход (1248 – 1254)
  • Восьмой крестовый поход (1270)

Первый крестовый поход. Участники, цели, результаты

Крестьяне, рыцари. Короли участия не принмали
Захват территорий в Малой Азии, «освобождение» Иерусалима
Образование княжества Антиохского, графства Эдесского, Иерусалимского королевства, создание рыцарских орденов: Тамплиеров, Госпиталеров, Тевтонского

Второй крестовый поход. Участники, цели, результаты

В 1144 году эмиром Мосула была взята Эдесса
Король Франции Людовик VII, германский император Конрад III, рыцари, крестьяне мореходы Венеции
Возврат Эдессы, но затем полная неудача

Третий крестовый поход. Участники, цели, результаты

В 70-х годах XII века Египет, части Сирии и Месопотамии объединилсь под властью султана Саладина.

В 1187 году Саладин разгромил армию крестоносцев в битве при Тивередиадском озере (современное озеро Кинерет в Израиле), захватил большую часть Палестины, Акру и, после недолгой осады, Иерусалим
Германский император Фридрих I Барбаросса, король Франции Филипп II Август, английский король Ричард Львиное Сердце, рыцари
Возвращение Иерусалима
Крестоносцы отвоевали обратно Акру, оставили за собой узкую полосу восточного побережья Средиземного моря, княжество Антиохия. Купцам и богомольцам Саладин разрешил посещать Иерусалим

Четвертый крестовый поход. Участники, цели, результаты

Французские, итальянские, германские рыцари, крестьяне
Война против Египта, владеющего Иерусалимом
Не имея ни денег, ни флота, чтобы переправиться в Египет, крестоносцы обратились за помощью к Венеции. Венецианский дож Энрико Дандолло потребовал от них за услуги 85 тыс.марок серебра. Крестоносцы согласились на это требования, однако когда их ополчение собралось в Венеции, то оказалось, что они не набрали необходимую сумму.

Энрико Дондола

Тогда Дондола, желавший помешать походу в Египет, с которым у венецианцев были оживленные торговые связи, потребовал от крестоносцев в виде компенсации помочь Венеции завоевать город Задар (Зара) на долматинском берегу. Когда же город был завоеван Дондола по сговору с предводителем крестоносцев итальянским князем Бонифацием Монферанским направил крестоносцев против Константинополя…
В 1204 г.крестоносцы штурмом взяли Константинополь и подвергли его страшному разрушению и грабежу. Затем последовал захват большей части владений Византии. Египет был забыт. Крестоносцы основали на Балканском полуострове так называемую Латинскую империю, которой пришлось вести борьбу с Болгарским царством и двумя греческими государствами Никейской и Трапезундской «империями». В 1261 году. Византийская империя была восстановлена, но после крестоносного разгрома представляла собой только тень прежнего могущества и богатства. За крестоносцами же остались лишь небольшие территории в Греции

Детский крестовый поход

«В 1212 году во Франции появился мальчик-пастух Этьен, объявивший себя посланцем бога, призванным освободить Иерусалим, и начавший проповедовать крестовый поход среди детей. На его призыв откликнулись толпы детей.

Успеху этой проповеди, вероятно, содействовала массовая детская беспризорность, вызванная в некоторых местностях Франции войнами начала XIII века.

К детям присоединилось немало взрослых, особенно из опустошенных войнами районов.

Дети-крестоносцы

Около 30 тысяч детей и взрослых, почти без всякого вооружения, отправились в поход в надежде на сверхъестественную помощь. Несмотря на запрещение короля, они пришли к Марселю, откуда судовладельцы обязались доставить их в Палестину. Часть кораблей разбилась в бурю. Остальных перевезли в Египет и продали в рабство.

https://www.youtube.com/watch?v=xkcElkSlVVM

Такую же пропаганду вел одновременно в Германии мальчик Николай, которому не было еще и 10 лет и которым руководил его отец, торговец рабами. За Николаем последовало около 20 тыс, детей. Эти дети добрались до южной Италии, где местные власти остановили дальнейший поход и заставили детей вернуться на родину. Большинство их погибло на обратном пути»

Пятый крестовый поход. Участники, цели, результат

Герцог Австрии Леопольд VI, король Венгрии Андраш II, европейские рыцари
Попытка завоевать Египет, владеющий Иерусалимом
После долгой осады захвачен портовый город Дамиетта (сегодня Думъят в дельте Нила, примерно в 200 км к северу от Каира). Переговоры по Иерусалиму потерпели крах. В 1221 году крестоносцы ушли из Египта

Шестой крестовый поход («дипломатический»). Участники, цели, результат

Император Германии Фридрих II Гогенштауфен, внук Фридриха Барбароссы.

Иерусалим
Путем переговоров в обмен на обещание оказать поддержку египетскому султану в борьбе с дамасским эмиром за Сирию Фридриху удалось получить Иерусалим и полосу земель от Иерусалима до Акры. В 1229 он короновался в Иерусалиме как король, но в 1244 город был вновь завоеван мусульманами

Седьмой крестовый поход. Участники, цели, результат

Король Франции Людовик IX и его рыцари, французские крестьяне
Египет
6 июня 1249 года отбита у мусульман Дамиетта. 8—11 февраля 1250 года возле Эль-Мансура, города в дельте Нила, арабы наголову разбили крестоносцев, пленили короля, который получил свободу за выкуп.

Людовик IX

В мае 1250 года Людовик перебрался в Сирию, где оставался до 1254 года, дожидаясь новых крестоносцев. Феодалы проигнорировали его призывы, зато откликнулись крестьяне, среди которых появился народный проповедник, некий старец Яков из Венгрии. Он проповедовал, что Иерусалим должны спасти не тщеславные рыцари, а презираемая всеми беднота. Огромные массы крестьян стали сбиваться в отряды и потекли с севера Франции на юг, по дороге нападая на замки и монастыри. Властям пришлось повозиться, чтобы разогнать эти банды. В Святую землю крестьяне не попали

Восьмой крестовый поход. Участники, цели, результат

Король Людовик IX. Рыцарей было так мало, что он нанимал их за деньги
Тунис
В Тунисе среди крестоносцев случилась чума, унёсшая жизни части из них, в том числе самого короля. Оставшиеся вернулись назад

Итоги крестовых походов

Средневековый арабский город

Не получая помощи с запада крестоносные колонии в Сирии долго не продержались. В 1268 году была взята Антиохия, в 1289 — Триполи, в 1291 — Акра. Крестоносцы закрепились только на Кипре, который в XV веке стал владением Венеции, которая вместе с Генуей и остались в выигрыше от крестовых походов, потому что стали хозяевами средиземноморской торговли. Однако нельзя считать, что крестовые походы прошли для Европы бесследно. Благодаря общению с более высокой культурой арабов, в Европе появились:
новые сельскохозяйственные культуры: гречиха, рис, кунжут, абрикосы, кукуруза, лимон
распространилось употребление сахара из сахарного тростника
в Сирии были заимствованы ветряные мельницы
вместо грубой домотканой одежды начали пользоваться спросом и изготовляться более тонкие ткани
распространились обычаи омовения рук перед едой, горячие бани
на вооружение был принят арбалет

Понятия роскоши и комфорта постепенно стали проникать в высшие слои европейского общества, а потом распространяться в нем, что содействовало росту торговли, ремёсел, развитию товарно-денежных отношений, то есть прогрессу в экономике

  • Великое переселение народов
  • Салическая правда
  • Империя Карла Великого (Каролингов)
  • Источник: http://ChtoOznachaet.ru/krestovye-poxody-kratko.html

    1. Предпосылки крестовых походов и их характер

    38. Предпосылки и характер крестовых походов. Начало крестоносного движения. Первый, второй и третий крестовые походы.

    2. Первый крестовыйпоход и государствакрестоносцев на Востоке.

    4. Второй и третийкрестовые походы.

    5. Четвертыйкрестовый поход (1202—1204)

    5. Последниекрестовые походы.

    6. Причины упадкаи последствия крестоносного движения.

    1. Предпосылкикрестовых походов и их характер.

    Крестовые походыпредставляли собой захватническиевойны западноевропейских феодалов встранах Восточного Средиземноморья,продолжавшиеся почти два столетия — с1096 по 1270 г. Их организатором являласькатолическая церковь, которая придалаим характер религиозных войн — борьбыхристианства против мусульманства.

    Крестовые походыбыли порождены в первую очередь ростомагрессивности западноевропейскихфеодалов, их стремлением к захватубогатых земель на Востоке, к увеличениюсобственных доходов и богатств. Вкрестовых походах была заинтересованатакже католическая церковь, добивавшаясярасширения сферы своего влиянияпосредством подчинения восточныхземель.

    Положение,сложившееся к концу XIв. на Востоке, благоприятствовалоосуществлению захватнических плановзападноевропейских феодалов и церкви.В результате агрессии соседних странАлексей Iвынужден был обратиться к некоторымгосударям Западной Европы с просьбойо помощи.

    С этой же целью он направилпослов и к папе Урбану II(1088—1099). Просьбы Алексея Комнина дализападноевропейским феодалам и церквиудобный предлог для осуществления ихзахватнических замыслов.

    Папство,преследуя свои политические цели,открыто выступило с призывом к вооруженномунападению на мусульманский Восток.

    Общий характер,непосредственные военно-стратегическиезадачи и состав участников крестовыхпоходов на разных этапах были различны.Мелкое рыцарство, испытывавшее в концеXIв. острый недостаток в земле и стесненностьв денежных средствах, стремилось кзахватам поместий и грабежам в восточныхстранах.

    Крупные феодалы, ограниченныев возможностях существенно повыситьдоходы за счет податного населения,рассчитывали добиться увеличения своихвладений и вместе с тем усиления своегополитического влияния путем созданияна Востоке новых, подвластных имгосударств.

    Напротив, крестьяне,доведенные до отчаяния непомернымфеодальным гнетом, отправляясь «заморе», надеялись обрести в дальнихстранах свободу от зависимости иматериальный достаток, избавиться отмучительных голодовок и произволасеньоров.

    В крестовых походах активноучаствовало купечество северо-итальянскихгородских республик: Венеции, Генуи,Пизы, — имевшее намерение расширить иупрочить свои позиции в левантийской(восточно-средиземноморской) торговле.

    2. Первый крестовый поход и государства крестоносцев на Востоке

    В ноябре1095 г. папа Урбан IIсозвал церковный собор во французскомгороде Клермоне.

    По окончании собораон выступил с речью перед огромнымитолпами простого народа, рыцарей идуховенства, призывая взяться за оружие,чтобы вырвать из рук «неверных» «гробгосподень».

    Призыв Урбана IIнашел живой отклик среди собравшихся.Его речь прерывалась криками: «Бог такхочет!» Многие тут же давали обет идтив поход, в знак чего нашивали на одеждукресты.

    После Клермонскогособора проповедь войны с «неверными»развернули епископы, священники имонахи. Наибольшую популярность средипростого народа приобрел монах ПетрАмьенский (Пустынник), призывавший кучастию в походе простой народ в Севернойи Средней Франции, а также в прирейнскойГермании.

    Под влиянием его проповедейранней весной 1096 г. десятки тысяч бедняковподнялись на «святое паломничество».Нестройными толпами, вооруженные лишьдубинками, косами, топорами, без запасовпродовольствия участники похода шливдоль Рейна и Дуная и далее на юг кКонстантинополю.

    Местное населениедавало энергичный отпор неожиданнымпришельцам. Крестоносцы несли большиепотери.

    Сильно поредевшеекрестьянское войско летом 1096 г. прибылов Константинополь. Здесь оно повелосебя столь же разнузданно. АлексейКомнин поспешил переправить крестьянна другой берег Босфора, в Малую Азию.Не ожидая подхода основных силрыцарей-крестоносцев, бедняки устремилисьвперед. В октябре 1096 г. сельджукскоевойско заманило крестьянские отряды взасаду и почти полностью перебило их.

    Летом того же годадвинулись на Восток армии западноевропейскихфеодалов. Рыцари хорошо вооружились изапаслись припасами и деньгами, распродавили заложив часть своих владений, которыеохотно скупали епископы и аббаты,расширявшие таким образом церковныепоместья.

    Феодальные войскане представляли единого целого. Отдельныеотряды почти не были связаны междусобой. Каждый сеньор отправлялся в походсо своей дружиной. За рыцарскимиополчениями следовали огромные толпыкрестьян. Отряды шли разными путями;одни — по рейнско-дунайской дороге,другие — берегом Адриатики, третьи —через Италию, откуда морем переправлялисьна Балканский полуостров.

    В конце 1096 — начале1097 г. крестоносные отряды начали прибыватьв Константинополь. Император АлексейI,стремился использовать силы крестоносцевк выгоде Византии.

    Лестью, подкупом иугрозами Алексей Iдобился от большинства сеньоров ирыцарей вассальной присяги: они обязалисьвернуть империи ее земли, которые будутотвоеваны у турок. После этого АлексейIпереправил рыцарские отряды в МалуюАзию.

    Отсутствие политической сплоченностисреди мусульман облегчило продвижениекрестоносцев.

    В начале — 1098 г.предводитель одного из рыцарских отрядовБалдуин Фландрский завладел богатымгородом Эдессой (в Северной Месопотамии)и основал первое государство крестоносцев- графство Эдесское.

    Тем временем главноевойско крестоносцев вступило в Сириюи осадило Антиохию — один из самых крупныхи хорошо укрепленных городов ВосточногоСредиземноморья. Феодалы согласилисьпередать власть в нем Боэмунду Тарентскому.Так было основано второе государствокрестоносцев — княжество Антиохийское.

    Из Сирии войско двинулось в Палестину.Летом 1099 г. крестоносцы штурмом взялиИерусалим, учинив в городе дикую резнюи разгром.

    К началу XIIв. на Востоке образовалось четырегосударства крестоносцев: на территорииЮжной Сирии и в Палестине — королевствоИерусалимское во главе с ГодфридомБульонским, к северу от него — графствоТриполи, княжество Антиохийское играфство Эдесское.

    Поделив междусобой новые владения, крестоносцыустановили в них феодальные порядки,во многом схожие с теми, которыесуществовали на их родине. В основеполитического строя крестоносныхгосударств лежала феодальная иерархия.Первым среди сеньоров считался король- Иерусалимский. В вассальной зависимостиот него находились три остальныхгосударя, но фактически они былисамостоятельны.

    Государствакрестоносцев были очень непрочными. Сцелью упрочения положения крестоносныхвладений вскоре после Первого крестовогопохода были созданы особые организации- духовно-рыцарские ордены: тамплиеров(или храмовников) и иоаннитов (илигоспитальеров). Ордены были полувоенными– полумонашескими объединениями.

    Задачей орденов являлась оборона ирасширение владений крестоносцев, атакже подавление выступлений честногонаселения. Ордены имели строгоцентрализованное устройство.

    Онивозглавлялись великими магистрами иподчинялись непосредственно папе, независя от местных властей; они пользовалисьмножеством привилегий и со временемстали богатейшими землевладельцами нетолько на Востоке, но и в Западной Европе.

    3. Второй и третийкрестовые походы.В XIIв. началось сплочение мусульманскихкняжеств, в результате чего крестоносцыстали терять свои владения. В 1144 г.правитель Мосула завладел Эдессой. Вответ на это был предпринят Второйкрестовый поход (1147— 1149).

    Его главнымвдохновителем выступил один из самыхреакционных деятелей католицизма тоговремени аббатБернарКлервоский. Поход, возглавляемыйфранцузским королем Людовиком VIIи германским королем Конрадом III,потерпел полнейшую неудачу.

    Немецкиекрестоносцы были наголову разбитысельджуками в Малой Азии; французскиекрестоносцы безуспешно пытались взятьДамаск, но, ничего не добившись, бесславновернулись в Европу.

    Во второй половинеXIIв. произошло объединение Египта, частиСирии и Месопотамии. Во главе новогогосударства (с центром в Египте) сталсултан Салах-ад-Дин (Саладин). В 1187 г. онзавладел Иерусалимом.

    Это послужилоповодом к Третьему крестовому походу(1189— 1192), в котором участвовали феодалыГермании, Франции и Англии. Во главекрестоносцев стоял германский императорФридрих IБарбаросса, французский король ФилиппIIАвгуст и английский Ричард IЛьвиное Сердце.

    Фридрих I,имевший агрессивные намерения в отношенииВизантии, заручился поддержкой ееглавнейшего противника на Востоке —иконийского султана, враждовавшего сСалах-ад-Дином, в ответ на что Византийскаяимперия вступила в союз с последним. Поприбытии в Палестину крестоносцы осадилиАкру, которой овладели только в 1191 г.

    Всамый разгар военных действий ФилиппIIуехал в Европу, где заключил союз сГенрихом VIпротив Ричарда I.Английский король, безуспешно пытавшийсявернуть Иерусалим, в конце концов добилсяу Салах-ад-Дина лишь некоторых уступок:за крестоносцами сохранялась прибрежнаяполоса от Тира до Яффы.

    Паломникам икупцам разрешалось в течение трех летпосещать Иерусалим, оставшийся подвластью Египта. Столицей Иерусалимскогокоролевства стала Акра.

    5. Четвертыйкрестовый поход (1202—1204) Онбыл начат по призыву папы ИннокентияIII(I198—1216).Первоначально намечалось направитьсяв Египет, однако закончился походзахватом Константинополя и разгромомВизантийской империи.

    Решающую роль визменении направления похода сыгралаВенеция, к которой, не имея собственногофлота, обратились крестоносцы.

    Купеческаяолигархия, стоявшая во главе Венецианскойреспублики, решила воспользоватьсяэтим для утверждения собственных позицийв Византии.

    Осадив Константинопольлетом 1203 г, крестоносцы добилисьвосстановления на престоле императораИсаака II.Однако, когда он не смог уплатить имцеликом сумму, обещанную за помощькрестоносцы в апреле 1204;г. штурмом взялигород и подвергли его жестокому разгрому.

    5. Последниекрестовые походы. В XIIIв. было предпринято еще несколькокрестовых походов, однако они фактическиничего не изменили в положении дел наВостоке.

    Во время Пятого крестовогопохода (1217—1221) немецким, английским,голландским и венгерским крестоносцамудалось после продолжительной осадывзять важную крепость, являвшуюся ключомк Египту, Однако внутренние раздоры инеумелое командование привели затем квоенным неудачам, заставившим рыцарейпокинуть страну.

    Шестой крестовыйпоход (1228—1229) возглавил императорФридрих II,в войске которого находились немецкие,французские, английские и итальянскиерыцари.

    Направившись в Сирию, ФридрихIIвоспользовался войной Египта с Дамаскоми заключил с султаном договор, по которомуполучил Иерусалим и некоторые другиегорода в Палестине.

    За это он обязалсяподдерживать султана против его враговна Востоке. Однако в 1244 г. мусульманеснова захватили Иерусалим.

    Вскоре после этогопапа Иннокентий IVорганизовал Седьмой крестовый поход(1248—1254), направленный против Египта.

    Его участниками были главным образомфранцузские рыцари под предводительствомкороля Людовика IX,стремившегося обеспечить Франции болеетвердые позиции в Северной Африке, скоторой были связаны торговыми отношениямигорода Южной Франции. Поход закончилсяполной неудачей.

    Таков же был результатВосьмого крестового похода (1270) подпредводительством того же Людовика IX.Флот крестоносцев двинулся на этот разв Тунис. Вскоре после высадки на берегсреди крестоносцев вспыхнула эпидемия,от которой погиб и сам король.

    После этой неудачипризывы папства к новым крестовымпоходам не имели успеха. Одно за другимвладения крестоносцев на Востокепереходили к мусульманам: в 1268 г. Египетзахватил Антиохию, в 1289 г. — Триполи, в1291 г. пала последняя опора крестоносцевна Востоке — Акра.

    6. Причины упадкаи последствия крестоносного движения.Главнойпричиной упадка крестоносного движенияк концу XIIIв. были социально-экономические иполитические перемены в Западной Европе.В связи с общим подъемом производительныхсил губительные последствия стихийныхбедствий несколько уменьшились.Крепостные не видели больше необходимостиискать спасения от феодального гнетаза морем.

    В то же время претерпелоизменения и положение рыцарства. Сукреплением королевской власти режепроисходили феодальные усобицы. Мелкиерыцари стали предпочитать рискованнымпоходам на Востоке службу в королевскомвойске. Наконец, стимулы к участию вкрестовых походах исчезли и у купечества:венецианцы, генуэзцы, провансальцы,каталонцы, предпочитали заключатьторговые соглашения с государямиЛеванта.

    Таким образом, вXIII—XIVвв. у всех общественных классов и слоевЗапада, принимавших ранее активноеучастие в крестовых походах, интерес кним понизился.

    Тем не менеекрестовые походы оказали известноевлияние на дальнейшее общественно-политическоеразвитие Западной Европы, Пребываниена Востоке, знакомство с высокой культуройбытом заморских стран во многом изменилиобраз жизни западноевропейских феодаловпривели к росту их потребностей, аследовательно, и к стремлению иметьбольше денег.

    Это стимулировало начавшийсяво многих странах Европы процесс переходак денежнойформе ренты. Одним из наиболее важныхпоследствий крестовых походов былоослабление позиций Византии и арабовв торговле Восточного Средиземноморьяи усиление в ней роли европейских купцов(особенно Венеции и Генуи).

    Наконец, наевропейских странах сказалось такжевлияние более высокой в то время восточнойтехники и культуры.

    Лекция 9 — 10

    Францияв XIXVвв.

    Францияв XIXIIIвв.

    Источник: https://studfile.net/preview/3053391/page:10/

    Предпосылки и характер крестовых походов

    38. Предпосылки и характер крестовых походов. Начало крестоносного движения. Первый, второй и третий крестовые походы.

    Предпосылки и характер крестовых походов.

    Крестовые походы — это военно-колонизационные движения западноевропейских феодалов, части горожан и крестьянства, осуществлявшиеся в форме религиозных войн, под лозунгом освобождения христианских святынь в Палестине из-под власти мусульман, либо обращения язычников или еретиков в католичество.

    Классической эпохой Крестовых походов считают конец XI—XIII вв., однако попытки возродить их предпринимались до конца средневековья, а использование символики и атрибутов крестоносного движения характерно и для нового времени, вплоть до современности.

    Первые крестовые походы отличались массовым характером и стихийностью. Помимо крупных сеньоров и рыцарей из разных стран в них принимали участие крестьяне и купечество североитальянских и южно-французских городов.

    Постепенно социальная база движения сужалась и они все более становились чисто рыцарскими экспедициями. Крестовые походы конца XII—XV вв.

    часто организовывались монархами крупных государств Западной Европы при поддержке пап и итальянских морских республик, прежде всего Венеции.

    Термин Крестовые походы появился не ранее 1250 г. и стал общепринятым с XVII—XVIII столетий.

    Участники первых Крестовых походов, нашивавшие на одежды знак креста, называли себя пилигримами, а походы — паломничеством (peregrinatio), деяниями (gesta) или экспедицией (expeditio), священной дорогой (via sacra).

    Причинами походов был большой комплекс экономических, социальных, внешнеполитических и религиозно-психологических факторов.

    Начавшийся рост товарно-денежных отношений в странах Западной Европы усиливал расслоение традиционных структур общества, порождал, с одной стороны, рост материальных потребностей феодальной верхушки, с другой — непривычную нестабильность. Право майората, когда лишь старшие сыновья знатных сеньоров получали отцовские фьефы, а младшие должны были сами заботиться о приобретении домена и средств к жизни, содействовало росту агрессивных настроений рыцарской

    молодежи. Борьба за землю и за крестьян приводила к файлам ~ кровавым столкновениям знатных родов и кланов, а возможности испомещения за счет внутренней колонизации становились все более и более ограниченными.

    Постепенно укоренялось представление, что истинный источник богатств находится на Востоке. Итальянские купцы из Венеции, Бари, Амальфи, позднее — Пизы и Генуи привозили на Запад из Византии и с Леванта драгоценности и специи, шелковые ткани, парадное вооружение и многие предметы роскоши.

    Люди начали верить в то, что овладеть богатствами Востока (неверного, враждебного, но столь притягательного) — дело отнюдь не невозможное и даже богоугодное. Первые успехи Реконкисты на Пиренеях уже готовили почву для еще более широких движений под лозунгом священной войны ради Господа.

    Эта идея была привлекательна не только для знати, но и для части горожан и крестьян, надеявшихся на освобождение от сеньориального гнета и получение новых земель.

    Демографический подъем, переживаемый Европой, не был решающим фактором Крестовых походов, как иногда утверждается, но он создал возможности участия значительных масс народа в дальних экспедициях.

    Римско-католическая церковь сыграла большую роль в подготовке Крестовых походов, дав им не только лозунги и оформление, но и саму нравственную и психологическую, а нередко и материальную основу. К концу XI в.

    папство уже могло опираться на положительные результаты Клюнийского движения, рационализацию хозяйства монастырей и укрепление авторитета церкви, достигнутого в борьбе с симонией, невежеством духовенства, посягательством светской власти на церковное имущество.

    Но сам канун Крестовых походов был тяжелым временем смут и голода («семь тощих лет»), эпидемий чумы и других болезней, косивших обессиленный люд в Лотарингии и Германии, Англии и Брабанте.

    К этому добавлялись и стихийные бедствия, особенно небывало суровые зимы и наводнения в Северной Европе в 1089—1094 гг. Бегство крестьян от сеньоров принимало все более угрожающий характер.

    Росла религиозная экзальтация, усилились крайние проявления аскетизма, отшельничества. Во всей Европе распространялись апокалиптические ожидания скорого конца света.

    Ждали Божьей кары за грехи, раздавались призывы проповедников покаянием, посещением Святой Земли и особым религиозным подвигом достичь спасения. Благочестивые паломничества в Иерусалим становились массовым явлением.

    Возвращавшиеся пилигримы распространяли преувеличенные слухи о преследовании христиан

    Государства крестоносцев на Бляжвем Востоке

    Редкой штриховкой показана территория крестоносных государств в период их наибольшей экспансии (X1-XI1 вв.): частой штриховкой — в первой половине XIII в.; указаны годы установления и падения власти крестоносцев

    возмущение рядовых участников заставило их продолжить поход. 15 июля 1099 г. Иерусалим был взят приступом. Три дня победители грабили его, учинив невиданную резню жителей и защитников. Взятие Иерусалима вызвало бурное ликование на Западе.

    И хотя многие рыцари затем возвратились в Европу, новые массы людей двинулись в 1100-1101 гг. на Восток на подмогу Христову воинству.

    «Франки» (В основном ломбардские рыцари) сумели взять у сельджуков Анкару (ее возвратили Византии), но затем потерпели ряд поражений и не оказали существенного влияния на судьбы Святой Земли.

    Источник: https://studopedia.su/11_65990_predposilki-i-harakter-krestovih-pohodov.html

    Uchebnik-free
    Добавить комментарий