38. Понятие и стадии законотворчество в РФ, порядок опубликования нормативных правовых актов

Понятие и стадии законотворчества в РФ

38. Понятие и стадии законотворчество в РФ, порядок опубликования нормативных правовых актов

Принципы

) демократизм и гласность,проявляющиеся в демократической процедуре разработки, официальном утверждении, принятии нормативных правовых актов; широком привлечении граждан к правотворческой деятельности, а также гласности при ее осуществлении;

2) законность,которая заключается в том, что вся правотворческая деятельность по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов должна осуществляться в рамках и на основании законов и в соответствии с правилами юридической техники, формы и процедуры принятия этих актов;

3) научность,которая проявляется в том, что при разработке и издании нормативного правового акта должны изучаться сложившаяся социально–экономическая ситуация в стране, потребности общества, опыт и научные доктрины, а также должны просчитываться последствия принятия этого нормативного правового акта, возможности достижения поставленных целей и место этого акта в системе права в целом;

4) национальное равноправие,проявляющееся в предоставлении реальной возможности всем нациям и народностям государства на равных правах участвовать в процессах формирования правотворческого органа, подготовки и издании нормативного правового акта;

5) системность,проявляющаяся в помещении нормативного правового акта в систему всех юридических актов и в недопущении повторений, коллизий и рассогласования с другими актами;

6) профессионализм,который заключается в привлечении к правотворческой деятельности компетентных специалистов, которые обладают профессиональными знаниями и опытом в этой области.

Правотворчество – деятельность, которая осуществляется в течение определенного времени и в определенной последовательности

Законотворчество– процесс, представляющий собой систему относительно завершенных, самостоятельных и последовательно направленных на создание закона действий специальных субъектов.

Стадии законотворческого процесса:

1) законодательная инициатива– предоставленное строго определенным субъектам право на внесение в законодательные органы законопроектов или предложений по совершенствованию законодательства. Право внесения законопроекта или предложения должно соответствовать обязанности представительного органа рассмотреть законопроект или готовый текст будущего проекта.

Правом законодательной инициативы обладают (ст. 104 Конституции РФ):

а) Президент РФ;

б) Совет Федерации;

в) депутаты Государственной Думы;

г) Правительство РФ;

д) законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

е) Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ по вопросам их ведения. На уровне субъектов РФ субъектом законодательной инициативы может быть также и население соответствующего субъекта;

2) обсуждение законопроекта– стадия, которая проходит на заседаниях палат представительного органа в несколько чтений:

а) обсуждение концепции законопроекта (первое чтение);

б) обсуждение по существу, т. е. постатейно или по разделам (второе чтение);

в) обсуждение законопроекта в целом со всеми внесенными поправками (третье чтение). Возможно также и всенародное обсуждение законопроекта.

Допускается внесение в законопроект поправок, изменений и дополнений. По окончании обсуждения возможны либо принятие, либо отклонение, либо отправление законопроекта на доработку и повторное рассмотрение;

3) принятие закона – стадия законодательной деятельности, которая осуществляется согласно ст. 105 Конституции РФ на заседании Государственной Думы. В ст.

106 Конституции РФ содержится четкий перечень вопросов, по которым после принятия требуется одобрение Советом Федерации.

Принятие законов осуществляется путем ания, которое может быть открытым или тайным, простым или квалифицированным;

4) подписание закона– стадия законотворчества, которая осуществляется Президентом РФ. В случае несогласия с представленным законопроектом Президент РФ может наложить отлагательное вето и направить его на повторное рассмотрение в парламент;

5) опубликование закона– заключительная стадия законотворчества, которая определяет момент вступления закона в юридическую силу. Официальному опубликованию законы подлежат в течение семи дней со дня подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации

59 Систематизация нормативных актов: понятие и виды

Правовая система государства – это большое количество нормативно‑правовых актов, предписаний, которое требует определенной группировки, классификации для удобного и целесообразного использования их в процессе правоприменения. Таким образом, в правовой системе функционирует большое количество нормативных актов, что и определяет необходимость осуществления их систематизации. В юридической науке получили развитие три вида систематизации.

1. Инкорпорация – это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в установленном порядке. Инкорпорацией могут заниматься как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную.

Официальная инкорпорация предполагает принятие унифицированных сборников и собраний, а также инкорпорированных актов теми органами, которые издали эти акты. Данная инкорпорация осуществляет подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специальными, уполномоченными на такую деятельность государственными органами.

Неофициальные систематические собрания формируются различными ведомствами, научными и учебными заведениями, а также частными лицами без поручения и контроля правотворческого органа. Одним из видов систематизации является хронологическая систематизация документов по официальной дате их опубликования.

Предметная инкорпорация – это такой вид систематизации, который позволяет выделить действующие нормативные акты высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорация является результатом глубокого изучения и анализа материала, который объединяют по отраслевому признаку.

2. Кодификация – это одна из разновидностей систематизации, осуществляющая деятельность по основательной (внешней и внутренней) переработке действующего законодательства через подготовку и принятие нового кодификационного акта, который приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту законодательным государственным органом.

Существуют следующие виды кодификации:

– всеобщая кодификация (формирование сводных кодифицированных актов по главным отраслям законодательства;

– отраслевая кодификация (систематизация норм права по какой‑либо отрасли или подотрасли права);

– специальная кодификация, соединяющая нормы права института или группы институтов права.

3. Консолидация – это систематизация нормативных актов, которая создается путем устранения и преобразования нормативных актов, их унификации и создания законодательства крупных однородных блоков как важного промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией.

Таким образом, все виды систематизации – это процедуры по обработке, а также упорядочению законодательства, его улучшению, устранению противоречий, несогласованностей. Это также обоснованная, необходимая и определенная деятельность уполномоченных лиц и органов, через которую осуществляется упорядочение законодательства в целях использования и применения ее на практике.

60 Юридическая техника: понятие и основные элементы

Юридическая техника– совокупность средств, приемов и специфических правил, которые используются при создании, оформлении и упорядочении юридических актов с целью обеспечения эффективности их регулятивного воздействия на общественные отношения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_72691_ponyatie-i-stadii-zakonotvorchestva-v-rf.html

Понятие и стадии законотворчества в РФ, порядок опубликования нормативных правовых актов

38. Понятие и стадии законотворчество в РФ, порядок опубликования нормативных правовых актов

⇐ Предыдущая16171819202122232425Следующая ⇒

Законотворческий процесс — главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом.

Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:

1) законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган.

Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его — право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст.

104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения;

2) обсуждение законопроекта — важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до высокого уровня качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

3) принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов ания (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона — главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы);

б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст.

105 Конституции РФ «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации»; согласно ч.

2 ст. 108 Конституции РФ, «федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации»);

в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, Президент в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его);

4) опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).

38. Систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды.

Нормативные акты принимаются различными органами в разное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу.

Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии.

Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.

Отсюда, систематизация — это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Выделяют такие виды систематизации, как:

1) инкорпорация — форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация — самый простой вид систематизации.

Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации; ко второй — сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в учебных целях, для просвещения населения и т.п.

На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде;

2) консолидация — форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение.

Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является «компромиссной» систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации.

Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации;

3) кодификация — форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность (примером подобного может служить принятие первой и второй частей Налогового кодекса РФ).

Поэтому кодификация — способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института).

Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию в их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.).

Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт — кодекс; в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.

В настоящее время наиболее распространенной «продукцией» кодификации являются:

основы законодательства — кодифицированные нормативные правовые акты федерального уровня, содержащие наиболее важные общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов;

кодексы — систематизированные комплексные законодательные акты, объединяющие в определенном порядке переработанные нормы права, регулирующие однородную сферу общественных отношений (например, ГК РФ, УК РФ, УИК РФ, СК РФ и т.п.);

уставы — кодифицированные нормативные правовые акты, объединяющие нормы, регулирующие деятельность министерств, ведомств, служб в определенной сфере управления (например, уставы железных дорог, центрального банка, общевойсковые уставы, дисциплинарные уставы и т.п.);

положения — кодифицированные нормативные правовые акты, определяющие юридический статус и порядок деятельности каких-либо субъектов права, регламентирующие полномочия определенных органов, их структуру, функции (например, положения о министерствах, ведомствах, государственных комитетах, о филиалах учреждений и т.д.);

правила — кодифицированные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок какого-либо вида деятельности (например, правила дорожного движения).

⇐ Предыдущая16171819202122232425Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 228. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://studopedia.info/2-104829.html

38. Понятие и стадии законотворчество в рф, порядок опубликования нормативных правовых актов

38. Понятие и стадии законотворчество в РФ, порядок опубликования нормативных правовых актов

Законотворческийпроцесс является основной частьюправотворческого процесса. Еслирезультатом правотворчества в целомявляются различные формы права — законы,подзаконные нормативно-правовые акты,нормативные договоры, юридическиепрецеденты, то результатомзаконотворчества являются толькозаконы.

Законотворчество– установленный порядок прохожденияпроектов законов вплоть до их принятияи вступления в силу. Законодательнаяпроцедура состоит из целой серииюридически закрепленных правил,определяющих порядок подготовки иприятия законов.

Взаконотворческом процессе можно выделитьдваэтапа:неофициальный(подготовка нормативно-правового акта)и официальный(его принятие). Принятие нормативно-правовогоакта процедурно жестко определено ивключает в себя следующиестадии.

Законодательнаяинициатива -это процедура внесения проектанормативно-правового акта обычно внижнюю палату парламента (в некоторыхгосударствах возможно внесение проектазакона в любую из палат парламента).Субъекты права законодательной инициативыопределены Конституцией. Это правопорождает у законодательных органовобязанность рассмотреть законопроект.

Но предварительно происходит егоэкспертиза с точки зрения актуальностипредмета регулирования, задач и целейзаконотворчества на данном этапе,просчитывается также экономическаяобоснованность принятия акта.

Приположительном заключении как правилокомитет по законодательству ГосударственнойДумы РФ официально включает проектнормативно-правового акта в повесткудня заседания Государственной Думы.

К числусубъектов, которые обладают правомзаконодательной инициативы, относятся:Президент, члены Совета Федерации,Государственная Дума, депутатыГосударственной Думы, Правительство,члены (депутаты) законодательных органовсубъектов, Конституционный, Верховныйи Высший Арбитражный Суды.

Обсуждениезаконопроекта -это стадия законотворческого процесса,которая начинается в ГосударственнойДуме с заслушивания доклада инициаторавнесения законопроекта (субъекта правазаконодательной инициативы).

Документдолжен приобрести необходимое качество,должны быть устранены пробелы инеточности. Обычно обсуждение законопроектапредполагает два или более его чтений.В первом чтении обсуждается общаяконцепция закона, во втором чтениивносятся к нему поправки.

На стадиитретьего чтения принимается законопроекткак закон и невозможно внесение поправок.

Непосредственноерассмотрение текста законодательногопроекта может производиться либопостатейно, либо по разделам, либо вцелом. На стадии обсуждения законодательногопроекта допускается внесение в негопоправок, изменений и дополнений. Крометого, изменения, вносимые в законодательныйпроект, могут выражаться в исключенииненужных положений. Возможны три вариантадальнейших действий:

• принятиезаконопроекта,

• отклонениезаконопроекта,

• отправлениезаконопроекта на доработку и повторноерассмотрение.

Обсуждениебывает двоякого рода: предварительное(неофициальное) и официальное.Предварительноепроводится,как правило, с привлечением широко кругазаинтересованных лиц, экспертов,представителей государственных илиобщественных организаций. Можетпроявляться в самых различных формах,например, проведение тематическихнаучно-практических конференций,семинаров, дачу экспертных заключений.

Наэтом этапе представленный проект законапроходит всестороннюю юридическую,экономическую, социально-политическуюи иную экспертизу.

Официальноеобсуждениезаконопроектов обычно осуществляетсяна двух уровнях — на уровне парламентскихкомиссий, комитетов, а также на уровнепарламентских палат.

Принятиезакона достигаетсяс помощью ания в третьем чтениипростым или квалифицированным большинством. Федеральные конституционныезаконы принимаются абсолютным большинствомобеих палат парламента, федеральныезаконы принимаются определенным числом (более половины от общего числадепутатов Государственной Думы).

Дальнейший ход процесса принятия законазависит от того, подлежит ли законобязательному рассмотрению СоветомФедерации или нет. Если не подлежит, тосчитается одобренным по истечениичетырнадцатиднейи направляется на подписание Президенту.

Если подлежит, то необходимо, чтобы занего проало более половины отобщего числа членов этой палаты или неменее трех четвертей от общегочисла членов Совета Федерации (дляпринятия федерального конституционногозакона).

В случае расхождения позицийГосударственной Думы и Совета Федерациипо принятию федерального закона возможнопреодолеть вето верхней палаты, еслиза законопроект проголосует не менеедвух третей депутатов нижней палатыпарламента.

Подписаниезакона главой государства.В течение четырнадцатидней ПрезидентРФ подписывает и обнародует одобренныйзакон (федеральный и федеральныйконституционный). (ч. 2ст. 107Конституции).

Вслучае же несогласия Президента спредставленным законопроектом он можетналожить на него отлагательное вето инаправить на повторное рассмотрение вГосударственную Думу, а далее — в СоветФедерации.

Прииспользовании Президентом РФ прававето обе палаты парламента могутпреодолеть его, приняв закон в прежнейредакции абсолютным большинством. В этом случае Президент РФобязан подписать закон в течение семидней.

Опубликованиезакона.Федеральные и федеральные конституционныезаконы подлежат подписанию главойгосударства и вступают в действие(приобретают юридическую силу) одновременнона всей территории РФ истечении десятидней со дня их официального опубликованияесли самими законами не установлен инойпорядок их вступления в юридическуюсилу.

Официальными изданиями, в которыхпубликуются законы в РоссийскойФедерации, являются «Собраниезаконодательства Российской Федерации»и «Российская газета». Неопубликованныезаконы в соответствии со ст. 15 КонституцииРФ не применяются. Внеобходимых случаях законы и иныенормативные акты могут быть дополнительноопубликованы и в иных органах печати.

Наофициальное издание, где публикуютсязаконы и другие нормативные правовыеакты, можно ссылаться в актах применениянорм права, в сводах и собранияхзаконодательства, в печатных работах,официальных документах.

Неофициальноеобнародование законов осуществляетсяв виде сообщения об их издании илиизложения их содержания в неофициальныхпечатных изданиях, радио- и телевизионныхпередачах.

Источник: https://studfile.net/preview/4168704/page:32/

Законотворчество: понятие и основные стадии

38. Понятие и стадии законотворчество в РФ, порядок опубликования нормативных правовых актов

Законотворчество— особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене законов(НПА высшей юридической силы), основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.

Принципы:

1. Демократизм и гласность — привлечение граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласность — гарантия от бюрократизма, всенародное обсуждение законопроектов при помощи СМИ, референдум.

2. Профессионализм — к законотворчеству должны привлекаться компетентные специалисты, обладающие профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов.

3. Законность — работа должна осуществляться в рамках закона. Соблюдение правил юридической техники.

4. Научный характер и связь с правоприменительной практикой — тщательный анализ социально-экономической, политической ситуации, потребностей правового регулирования, его целесообразности.

Виды:

— По субъекту:

1) законотворчество государственных органов,

2) «народное» законотворчество—референдум.

Стадии(на примере РФ):

1. Законодательная инициатива — право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет обязательное рассмотрение его парламентом — в форме предложений или готового законопроекта (Ст.

104 К-и РФ — право законодательной инициативы: Президент, СФ, члены СФ, депутаты ГД, Правительство, представительные органы субъектов РФ + КС, ВС, ВАС по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в ГД.

Только при наличии заключения Правительства: о налогах, освобождении от их уплаты, о государственных займах и другие, требующие дополнительных расходов из бюджета.

2. Обсуждение — на заседании ГД.

1-е чтение — вопрос о необходимости принятия, оценка, доклад инициатора, содоклад ответственного комитета, предложения, замечания;

2-е чтение — доклад об итогах рассмотрения, поправки;

3-е чтение — нельзя вносить поправки: можно только принять или не принять).

3. Принятие закона.

ФЗ — большинством в ГД (ФКЗ — 2\3), в течение 5 дней направляется в СФ, который одобряет: > 1\2 или не рассмотрение в течение 14 дней(ФКЗ-не < 3\4). В случае отклонения ФЗ Советом Федерации палаты может создать согласительную комиссию для преодоления разногласий, затем - повторное рассмотрение в ГД.

Если ГД не согласна с СФ, то ФЗ может быть принят, если при повторном ании в ранее принятой редакции за него проало не < 2\3 ГД.

Обязательному рассмотрению в СФ подлежат по вопросам: федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансирования, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты государственной границы РФ, войны и мира.

Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту для подписания и обнародования в течение 14 дней. На ФЗ Президент имеет права наложить отлагательное вето (преодолевается: не < 2\3 ГД, не < 3\4 СФ). ФКЗ принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в К-и РФ.

4. Введение в действие принятого законодательного акта.

Понятие и виды законов.

Закон — принятый в особом порядке НПА, обладающий высшей юридической силой.

Признаки:

1. Специальный круг субъектов, обладающих правом принятия законов (ФС, высшие представительные органы субъектов РФ). В исключительных случаях законы могут приниматься референдумом.

2. Высшая юридическая сила законов по отношению к другим НПА, которые не могут им противоречить.

3. Регулирование отношений, в которых выражаются наиболее важные интересы и потребности общества и личности.

4. Особая процедура принятия.

5. Отмена, изменение или приостановление действия закона возможны лишь путем принятия акта равной с ним юридической силы, т.е. нового закона.

Виды:

— По юридической силе:

1) Конституционные — закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. Это Конституция и законы, вносящие в неё изменения и дополнения, законы, конкретизирующие содержание Конституции.

Конституция — основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, составляющий нормативную базу всего текущего законодательства. Перечень конституционных законов исчерпывающе определен в К-и РФ (о порядке деятельности Правительства РФ, судебной системе, Конституционном Суде и т.д. -14 шт).

(принимаются: не < 2\3 ГД, не < 3\4 СФ; у Президента нет права отлагательного вето).

2) Текущие (обыкновенные, ординарные) принимаются на основе и во исполнение Конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны общественной жизни.

Особой их разновидностью являются: органические (юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни: основы законодательства, кодексы) и чрезвычайные (принимаются при чрезвычайных обстоятельствах). Принимаются: > 1\2 ГД, > 1\2 СФ.

— По территории действия:

1) Федеральные (обладают верховенством и действуют на всей территории РФ, если приняты по вопросам исключительного ведения РФ и субъектов или их совместного ведения);

2) Региональные (действуют исключительно на территории соответствующего региона. По вопросам исключительной компетенции субъектов РФ их законы обладают большей юридической силой, чем федеральное законодательство).

95. Понятие и виды подзаконных нормативно-правовых актов (п\з НПА)

Законы — принимаемые в особом порядке НПА, обладающие высшей юридической силой, а все иные НПА являются подзаконными. Они принимаются на основе и во исполнение закона.

Если законы устанавливают первичные, исходные правила юридического регулирования, то п\з акты нужны лишь для их конкретизации и не могут дополнять закон, а тем более ему противоречить. В силу особого характера (высшей юр.

силы) законов иные НПА ни при каких условиях не должны ставиться над ними.

Классификация.

— По принявшему органу:

1) акты представительных органов: постановления ГД и СФ, принимаемые по вопросам их компетенции; нормативные постановления представительных органов субъектов РФ;

2) акты органов исполнительной власти: Указы Президента, принятые в пределах его компетенции (обязательны для исполнения на всей территории государства); Постановления Правительства, издаются на основании и во исполнение К-ии, законов и НПА Президента. В случае их противоречия данным актам они м.б.

отменены Президентом; Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, гос-х комитетов, ведомств) — нормативные приказы, инструкции.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (губернаторы, правительства, министерства, ведомства, главы местного самоуправления) принимают п\з НПА в форме постановлений, приказов, инструкций.

— По территории действия:

1) Федеральные (обладают верховенством и действуют на всей территории РФ, если они приняты по вопросам исключительного ведения РФ или совместного ведения РФ и ее субъектов);

2) Региональные (действуют исключительно на территории соответствующего региона (республики, края, области, города, района)). По вопросам исключительной компетенции субъектов РФ их НПА обладают большей юридической силой, чем федеральное законодательство).

— По сфере применения:

1) НПА внешнего действия (распространяются на любых субъектов, к которым они адресованы, вне зависимости от их принадлежности к кругу работников ведомства, издавшего акт);

2) НПА внутреннего действия (или локальные — распространяются только на лиц, входящих в данное ведомство, предприятие, организацию, учреждение).

96. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов (НПА).

На территории РФ применяются только те ФКЗ, ФЗ, акты палат ФС, которые официально опубликованы. ФКЗ, ФЗ подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом; акты палат ФС — не позднее 10 дней после дня их принятия.

Международные договоры, ратифицированные ФС, публикуются одновременно с ФЗ об их ратификации. Официальное опубликование ФКЗ, ФЗ, акта палаты ФС — первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства РФ».

ФКЗ, ФЗ направляются на опубликование Президентом, акты палат ФС — председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Варианты вступления НПА в законную силу:

1.

Истечение определенного срока после его официального опубликования (ФКЗ, ФЗ, акты палат ФС, НПА федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования; НПА Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти и организаций, НПА Президента — по истечении 7 дней после их опубликования; иные акты Правительства — со дня их подписания).

2. Начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования (акты глав местной администрации — с момента их опубликования, если иное не определено самим актом).

3. Время вступления НПА в действие может быть указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте.

4. Те НПА, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.

Систематизация НПА

Систематизация НПА — упорядочение НПА в целях удобства пользования ими на практике.

Виды:

1. Инкорпорация — процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборниках в определённом порядке. Нормативное содержание актов при этом не меняется, хотя форма выражения их сути иногда претерпевает изменения.

Все операции осуществляются в плоскости внешней обработки НПА: в первоначальный текст вносятся официальные изменения; исключаются статьи и пункты, потерявшие силу, имевшие временное значение, содержащие явные противоречия. Юридическая сила актов сохраняется с момента их принятия.

Инкорпорация бывает:

— По субъекту:

1) официальная — осуществляется органами, издавшими эти акты; это способ опубликования и переиздания действующих НПА => официальный источник законодательства. 2) Неофициальная — проводится организациями и лицами по их инициативе => не является источником законодательства, формой опубликования НПА.

— По способу:

1) хронологическая — приведение НПА в определенный порядок в процессе их официального опубликования;

2) предметная — последовательность группировки актов определяется содержанием, обусловленным предметом правового регулирования.

2. Кодификация — упорядочение НПА путем их кардинальной переработки и создания нового кодифицированного акта. Его появление приводит правовые нормы к единой юридической силе.

Кодификация бывает

— По масштабу проведения:

1) всеобщая — предполагает образование сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства.

2) отраслевая — объединение нормативного материала какой-то определённой отрасли или подотрасли законодательства.

3) специальная — объединяет нормы определённого правового института либо нескольких правовых институтов.

3.

Консолидация — устранение множественности НПА, их унификация и создание в сруктуре законодательства крупных однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией. В структуру вновь образованного консолидированного акта, как правило, входят отдельные однопрофильные статьи, главы, параграфы, расположенные в определённой последовательности.

Просмотров 543

Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/4-45161.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий