38. Научная картина мира, ее исторические формы и функции

38. Научная картина мира, ее исторические формы и функции

38. Научная картина мира, ее исторические формы и функции

Второйблок оснований науки составляет научнаякартина мира (НКМ) –совокупность представлений одействительности, полученная в процессеэмпирического и теоретического изученияразличных областей реальности. НКМформируется на основе созданных научныхтеорий и оказывает активное воздействиена научный поиск, структуру и содержаниенаучных теорий будущего.

Обобщеннаяхарактеристика предмета исследованиявводится в КМ посредством представлений:

  1. о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой;

  2. о типологии изучаемых объектов;

  3. об общих закономерностях их взаимодействия;

  4. о пространственно-временной структуре реальности.

Всеэти представления могут быть описаныв системе онтологических принципов,посредством которых эксплицируетсякартина исследуемой реальности и которыевыступают как основание научных теорийсоответствующей дисциплины.

Например,принципы: мир состоит из неделимыхкорпускул; их взаимодействие осуществляетсякак мгновенная передача сил по прямой;корпускулы и образованные из них телаперемещаются в абсолютном пространствес течением абсолютного времени — описываюткартину физического мира, сложившуюсяво второй половине XVII в. и получившуювпоследствии название механическойкартины мира.

Переходот механической к электродинамической(последняя четверть XIX в.), а затем кквантово-релятивистскойкартинефизической реальности (первая половинаXX в.

) сопровождался изменением системыонтологических принципов физики.

Особенно радикальным он был в периодстановления квантово-релятивистскойфизики (пересмотр принципов неделимостиатомов, существования абсолютногопространства — времени, лапласовскойдетерминации физических процессов).

Поаналогии с физической картиной мираможно выделить картины реальности вдругих науках (химии, биологии, астрономиии т.д.). Среди них также существуютисторически сменяющие друг друга типыкартин мира, что обнаруживается прианализе истории науки.

Связькартины мира с ситуациями реальногоопыта особенно отчетливо проявляетсятогда, когда наука начинает изучатьобъекты, для которых еще не созданотеории и которые исследуются эмпирическимиметодами. Кроме непосредственной связис опытом картина мира имеет с нимопосредованные связи через основаниятеорий, которые образуют теоретическиесхемы и сформулированные относительноних законы.

Картинумира можно рассматривать в качественекоторой теоретической моделиисследуемой реальности. Но это особаямодель, отличная от моделей, лежащих восновании конкретных теорий. Ониотличаются1) по степени общности: на одну и ту жекартину мира может опираться множествотеорий, в том числе и фундаментальных.

Например,с механической картиной мира былисвязаны механика Ньютона — Эйлера,термодинамика и электродинамика Ампера– Вебера и 2) специальную картину мираможно отличить от теоретических схем,анализируя образующие их абстракции(идеальные объекты).

Так, в механическойкартине мира процессы природыхарактеризовались посредством такихабстракций, как: «неделимая корпускула»,»тело», «взаимодействие тел,передающееся мгновенно по прямой именяющее состояние движения тел»,»абсолютное пространство» и»абсолютное время».

Что же касаетсятеоретической схемы, лежащей в основанииньютоновской механики (взятой в ееэйлеровском изложении), то в ней сущностьмеханических процессов характеризуетсяпосредством иных абстракций таких как,»материальная точка», «сила»,»инерциальная пространственно-временнаясистема отсчета».

Будучиотличными от картины мира, теоретическиесхемы всегда связаны с ней.Установление этой связи является однимиз обязательных условий построениятеории. Различные картины, развиваемыев отдельных научных дисциплинах, неявляются изолированными друг от друга.Они взаимодействуют между собой.

И если дисциплинарные онтологии (специальныенаучные картины мира) репрезентируютпредметы каждой отдельной науки (физики,биологии, социальных наук и т.д.

), то вобщей научной картине мира представленынаиболее важные системно-структурныехарактеристики предметной областинаучного познания как целого, взятогона определенной стадии его историческогоразвития.

Формированиекартин исследуемой реальности в каждойотрасли науки всегда протекает не толькокак процесс внутринаучного характера,но и как взаимодействие науки с другимиобластями культуры.

Вместе с тем,поскольку картина реальности должнавыразить главные сущностные характеристикиисследуемой предметной области, постолькуона складывается и развивается поднепосредственным воздействием фактови специальных теоретических моделейнауки, объясняющих факты.

ТипыНКМ:

  • платоновская – мир рассматривается как единое целое. В этом мире универсальное есть закон для всего единичного;
  • аристотелевская – совокупность уникальных и самодостаточных сущностей, каждая из которых не определена, а самоопределена.

ФункцииНКМ:

1)Систематизирующаяопределяется в конечном счете синтетическимхарактером научного знания. НКМ стремитсятак организовать и упорядочить научныетеории, понятия и принципы, составляющиеее структуру, чтобы большая частьтеоретических положений и выводов былаполучена из небольшого числа фундаментальныхзаконов и принципов.

2)Объяснительнаяопределяется тем, что познание направленоне только на описание явления илипроцесса, но и на выяснение его причини условий существования.

При этом онодолжно выходить на уровень практическойдеятельности познающего субъекта,способствуя изменению мира.

Даннойфункции картины мира не признаютпозитивисты, убежденные в том, чтонаучное познание предназначено толькодля предсказания и описания, систематизации,но с его помощью нельзя вскрыть причиныявлений.

3)Информативнаясводитсяк тому, что последняя описываетпредполагаемую структуру материальногомира, связи между его элементами,происходящие в природе процессы и ихпричины. Научная картина мира предлагаетцелостный взгляд на него.

4)Эвристическаяопределяется тем, что «знание объективныхзаконов природы, содержащееся в ней,дает возможность предвидеть существованиееще не открытых естествознанием объектов,предсказывать их наиболее существенныеособенности. Более того, массив знания,составляющий научную картину природы,позволяет предсказывать принципиальнуювозможность существования объектов,не синтезируемых природой»

39.Понимание и объяснение.

Проблемапониманияи его соотношения с познанием (иобъяснением) обсуждается давно и сегодняявляется актуальной и во многомдискуссионной.

Так, если у Дильтеяпонимание представлено как проникновениев духовный мир автора текста, неразрывносвязанное с реконструкцией культурногоконтекста его создания, то у Хайдеггераэто специфически человеческое отношениек действительности, способ бытия человекав мире.

Согласно Гадамеру, пониманиепрошлой культуры неотделимо отсамопонимания интерпретатора. Поэтомупредметом понимания является не смысл,вложенный автором в текст, а то предметноесодержание («суть дела»), с осмыслениемкоторого связан данный текст.

Тем самымпонятие «смысл» является ключевым врешении проблемы понимания. Смысл –это сложное, многогранное явление.Пониманиевсегда связано со смыслом человеческойдеятельности, оно выступает формойвзаимодействия между предметнойзаданностью понимаемого (текста) иинтерпретатором.

Понимание– это поиск смысла: понять можно толькото, что имеет смысл. Этот процесспроисходит в условиях общения, коммуникациии диалога. Понимание неотделимо отсамопонимания и происходит в стихииязыка. Смыслом могут обладать не толькослово, предложение, текст и т.п., но и то,что происходит вокруг нас.

Важнаяметодологическая проблемасоциально-гуманитарного познаниясостоит в том, чтобы, исходя из пониманиятекста как «материализованного выражениядуховной культуры», распредметитьсубъективные смыслы, объективированныев текстах, «услышать через них человеческиеголоса» и с их помощью проникнуть в«дух» минувших эпох, чужих культур.

Такимобразом, во-первых, любой текст – источникмножества его пониманий и толкований.И понимание его автором – только одноиз них. Произведение содержит в себеодновременно несколько смыслов. Поэтомупонимание текста не может ограничитьсялишь тем смыслом, который вложил в негоавтор произведения, но и его интерпретатор.

Во-вторых,эта множественность смыслов раскрываетсяне вдруг и не сразу, ибо смысловые явлениямогут существовать в скрытом виде ираскрываться только в благоприятныхдля этого развития смысловых культурныхконтекстах последующих эпох.В-третьих,смысл текста в процессе историческогоразвития изменяется.

Каждая эпохаоткрывает – особенно в великихпроизведениях – что-то новое, свое.В-четвертых,понимание текста – это не готовыйрезультат, а диалектический процесс,диалог разных культурных миров, результатстолкновения смыслов «свое – чужое»,диалог текстов, личностей, культур.

В-пятых,понять текст чужой культуры – значитуметь находить ответы на вопросы, которыевозникают в нашей современной культуре.

Типыпонимания (Г.И. Рузавин):

а)Понимание, возникающее в процессеязыковой коммуникации, происходящей вдиалоге. б)Понимание, связанное с переводом содного языка на другой.

Тут имеют делос передачей и сохранением смысла,выраженного на чужом языке, с помощьюслов и предложений родного языка.

в)Понимание, связанное с интерпретациейтекстов, произведений художественнойлитературы и искусства, а также поступкови действий людей в различных ситуациях.

Говоряо понимании, следует обратить вниманиееще на два важных момента:

1.Его краеугольным камнем является принципгерменевтического круга, выражающийциклический характер понимания: дляпонимания целого необходимо понять егоотдельные части, а для понимания отдельныхчастей уже необходимо иметь представлениео смысле целого. Началом процессапонимания является предпонимание,которое часто связывают с интуитивнымпониманием целого.

2.Нужно ли соотносить понимание ссовременной эпохой»? По этому вопросусуществуют две основные позиции:

а)Не нужно – адекватное понимание текстасводится к раскрытию того смысла, которыйвложил в него автор. То есть необходимовыявить авторский смысл в наиболеечистом виде, не допуская каких-либоискажений, добавлений и изменений.

б)Процесс понимания неизбежно связан сприданием дополнительного смысла тому,что пытаются понять. Следовательно,понимать текст, как его понимал автор,недостаточно – понимание не сводитсяк простому воспроизведению авторскогосмысла, а включает критическую егооценку, сохраняет позитивное, обогащаетего смыслом современных реалий иорганически связано со смыслом авторскойпозиции.

Объяснение– выявление сущности изучаемогопредмета, подведение его под закон свыявлением причин и условий, источниковего развития и механизмов их действия.Объяснение обычно тесно связано сописанием и составляет основу длянаучного предвидения.

Поэтому в самомобщем виде объяснением можно назватьподведение конкретного факта или явленияпод некоторое обобщение (закон и причинупрежде всего). Раскрывая сущностьобъекта, объяснение также способствуетуточнению и развитию знаний, которыеиспользуются в качестве основанияобъяснения.

Таким образом, решениеобъяснительных задач – важнейший стимулразвития научного знания и егоконцептуального аппарата.

Дедуктивно-номологическаямодельнаучного объяснения подводит объясняемоеявление под определенный закон – в этомсостоит его особенность. В данной моделиобъяснение сводится к дедукции явленийиз законов.

В качестве законов в этоймодели рассматриваются не толькопричинные, но и функциональные, структурныеи другие виды регулярных и необходимыхотношений.

Дедуктивно-номологическаямодель объяснения описывает лишьконечный результат, а не реальный процессобъяснения в науке, который всегдасвязан с весьма трудоемким исследованиеми творческим поиском.

Вобласти гуманитарных, социальных наукиспользуется так называемое рациональноеобъяснение.Его суть заключается в том, что приобъяснении поступка некоторой историческойличности исследователь стараетсявскрыть те мотивы, которыми руководствовалсядействующий субъект, и показать, что всвете этих мотивов поступок былрациональным (разумным).

Гораздобольшую сферу охватывает телеологическоеобъяснение.Оно указывает не на рациональностьдействия, а просто на его стремление,на цель, которую преследует индивид,осуществляющий действие, на намеренияучастников исторических событий.

Вывод:понимание и объяснение тесно связаны.Однако надо иметь в виду, что пониманиене сводится к объяснению, т.е. подведениюизучаемого явления под закон и причину,т.к.

– особенно в социальном познании– невозможно отвлечься от конкретныхличностей, их деятельности, от их мыслейи чувств, целей и желаний и т.п.

Крометого, понимание нельзя противопоставлятьобъяснению, а тем более отрывать другот друга эти две исследовательскиепроцедуры, которые дополняют друг другаи действуют в любой области человеческогопознания.

Крометого, эти две процедуры, по-видимому,взаимосвязаны и особым образом опираютсядруг на друга… Объяснение на одномуровне часто подготавливает почву дляинтерпретации фактов на более высокомуровне.Однаков социальном познании предпочтениеотдается понимающим методикам,обусловленным прежде всего спецификойего предмета, в естествознании –объясняющим.

Источник: https://studfile.net/preview/10906583/page:37/

13. Научная картина мира, ее исторические формы и функции в системной организации познания и научного мировоззрения. — filoaspir

38. Научная картина мира, ее исторические формы и функции

Научная картина мира.

Особенность науки в том, что наопределённом историческом этапе — накопленные знания целостны, т.е. связанымежду собой согласно принципу системности.

Противоречия сопровождаютразвитие науки, но всё идет на базе некоторого согласия. Целостность научногопредставления обеспечивается механизмом взаимодействия науки и культуры.Важнейшим выражением такого взаимодействия и является научная картина мира(НКМ).

Научная картина мира — системапредставлений об общих свойствах и закономерностях мироустройства, возникающаяв результате обобщения и синтеза основных естественно-научных теорий исодержащая философские принципы организации этой системы знаний.

Отсюда вытекает 4 особенностиНКМ:

1. Целостность научныхпредставлений о мире, обеспечивается механизмом взаимодействия науки икультуры.

2. НКМ создаётся совместнымиусилиями учёных и философов, а её культурные контексты всегда есть единство наукии философии.

3. НКМ претендует на то, чтобыть ядром научного мировоззрения учёного.

4. Картина мира стремится датьцелостный, максимально наглядный образ действительности.

Структура НКМ.

3 компонента (элемента).

1. Центральное теоретическоеядро, обладающее относительной устойчивостью.

2. Фундаментальные допущения,условно принимаемые за неопровержимые.

3. Частные теоретическиемодели, которые постоянно достраиваются и которые обладают способностью(потенциальной возможностью) стать ядром частно научных картин мира (ЧНКМ).

Процесс образования ЧНКМ (?)характерен для Нового Времени (механическая картина мира на основе Ньютоновскоймеханики, статистически динамическая, эволюционная и т.д.)

Функции.

1. Интегративная, онаобеспечивает синтез базовых научных знаний, которые  входят в картину мира.

2. Нормативная функция, онасостоит в том, что НКМ задаёт (создаёт) устойчивую систему установок ипринципов постижения природной действительности.

Важно учитывать, что в догмы непревращаются, она исторична, т.е. существуют пределы принципов, которыесоставляют основу — всё постепенно меняется.

Эта функция требуетобоснованность и доказательность входящих знаний. Требование объективностизнаний НМК связано с понятием интерсубъективность. Это понятие фиксируетобщность позиций между различными познающими субъектами науки. В рамкахнормативной функции НМК формируется понятие научного мировоззрения учёного.Учёный настоящий тот, у которого есть своё научное мировоззрение.

Научное мировоззрение — этостройная научно-обоснованная совокупность воззрений, дающая представление озакономерностях развивающегося мира и определяющая жизненные позиции(профессиональная позиция — для чего вошёл со своей кандидатской в науку)программы поведения людей.

3. Парадигмальная функция(термин вошел благодаря Томасу Куну — парадигма).

Особенности:

3.1. Указывает на идентичностьубеждений, ценностей и технических средств, этических правил и норм, принятыхнаучным сообществом.

3.2. Обеспечивает существованиенаучной традиции.

Исторические формы НКМ.

1. Классическая.

2. Неклассическая.

3. Постнеклассическая.

1. Классическая формаутверждается в 17-18 веках на основе идеи Галилея и Ньютона. Механическаякартина мира. Господствовала до сер. 19 века. Объяснительный эталон -однозначная причинно-следственная зависимость между явлениями.

Она описывалаобъекты, как если бы они относились только к области механики. Например, какойугол между артериями на руке и т.п.

Вместе с тем, условием познания былостремление устранить (элиминировать) все субъективные факты из научного знания.

2. Далее под влияние развитиятермодинамики и других открытий на рубеже 19-начало 20 веков появиласьнеклассическая картина мира. Случайность становится одним из важных факторовобъяснений мира. Когда открыли элементарные частицы, учёные призналинеобходимость учитывать субъективное влияние. Результат фиксируетвзаимодействие субъекта и объекта.

Изучению подвергаются нестолько сами объекты микромира, а скорее условия которые создаются присутствиеммакроскопического объекта (ученым).

3. Сформировалась во второйполовине 20 века.

3.1. В этом большую рольсыграла бельгийская школа Ильи Пригожина. В результате исследования появиласьновая наука — синергетика.

В этой научной картине мира доминирует идея многовариантного и необратимого становления процессов любой природы (от космическихдо подогревания масла на сковородке).

В аспекте синергетики мир предстал, какполе сосуществующих возможностей, как стихийно-спонтанный структурогенез иликак возникновение порядка их хаоса.

3.2. Непосредственноеприсутствие ценностно-целевых структур.

Постнеклассическая наука расширяет полерефлексии над деятельностью по изучению объектов, при этом учитываетсясоотнесённость характеристик получаемых знаний об объекте не только со структуройдеятельности, но и с ценносто-целевыми структурами. Пример — биоэтика (областьклонирования, трансплантации органов, всё соотносится с целесообразностью) иэкология.

3.3. Применение постаналитического способа мышления, соединяющего три направления анализа:исторический, методологический и теоретический.

Источник: https://www.sites.google.com/site/filoaspir/13-naucnaa-kartina-mira-ee-istoriceskie-formy-i-funkcii-v-sistemnoj-organizacii-poznania-i-naucnogo-mirovozzrenia

36. Научная картина мира; ее исторические формы и функции

38. Научная картина мира, ее исторические формы и функции

Второй блок оснований науки составляет научная картина мира. Научная картина мира в структуре мировоззрения занимает доминирующее место.

Поскольку наука направлена на изучение объективных законов развития универсума, научная картина мира как широкая панорама знаний о природе  и человечестве, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты, претендует на то, чтобы быть ядром научного мироззрения.

Мировоззрение понимается как система взглядов на мир в целом и предстает как сложный сплав традиций, обычаев, норм, установок, знаний и оценок. Оно включает в себя обобщенный образ реальности, преломленный позицией

Научная картина мира опирается на достоверные знания и представляет собой не просто сумму или набор фрагментов отдельных дисциплин. Ее назначение стоит в обеспечении синтеза знаний. Отсюда вытекает интегративная функция научной картины мира.

Научная картина мира не просто описывает мироздание, воспроизводя основные его закономерности, но задает систему установок и принципов освоения универсума, влияет на формирование социокультурных и методологических норм научного исследования.

Поэтому можно говорить о ее нормативной функции.

В целом научная картина призвана выполнить задачу упорядочивания, систематизации научных данных. Она предстает как строгая система, обобщающая результаты различных ветвей научного познания, и только в этом значении имеет право на существование.

Опираясь на современные достижения частных наук, она широко пропагандирует идею научности применительно ко всем явлениям природы, общества и человека.

Поэтому в научной картине мира полноправное место занимают достижения как естественных, так и общественных, и технических наук.

Научная картина мира опирается на совокупный потенциал науки той или иной эпохи. поэтому научной картине мира присуща историчность, подчеркивающая пределы тех знаний, которыми располагает человечество. Научная картина мира представляет собой синтез научных знаний, соответствующих конкретно-историческому периоду развития человечества.

В научную картину мира входят знания, отвечающие критериям научности. Последние определяются как правила оценки продуктов познания на основании их соответствия стандартам науки.

Основным критерием, на который опирается научная картина мира, является объективность, которая фиксирует совпадение знания со своим объектом и устраняет все, что связано с субъективным налетом в познавательной деятельности. Объективность направлена на изучение сущности самой вещи, она тесно связана с общезначимостью.

Современной научной картине мира присущи строгость, достоверность, обоснованность, доказанность.

Структура научной картины мира включает

—         центральное теоретическое ядро, обладающее относительной устойчивостью;

—         фундаментальные допущения, условно принимаемые за неопровержимые;

—         частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются.

В случае столкновения сложившейся картины мира с контрпримерами для сохранности центрального теоретического ядра образуется ряд дополнительных моделей и гипотез, которые видоизменяются, адаптируясь к аномалиям.

Научная картина обладает определенным иммунитетом, она задает систему установок и принципов освоения универсума, накладывает определенные ограничения на характер допущения гипотез, влияет на формирование методов и норм научного исследования.

То есть можно говорить о парадигмальной функции научной картины мира.

Научная картина мира как обоснованное конкретно-историческое представление о мире, обусловливающее стиль и способ научного мышления, имеет свои исторические формы и эволюционирует.

Эволюция современной научной картины мира предполагает движение от классической к неклассической и постнеклассической ее стадии.

1)          Классическая стадия – европейская наука стартовала с принятия классической научной картины мира, основанной на достижениях Галилея и Ньютона и господствовавшей на протяжении достаточно продолжительного периода времени. Объяснительным эталоном считалась однозначная причинно-следственная зависимость.

Прошлое определяло настоящее так же изначально, как настоящее определяло будущее. Все состояния мира могли быть просчиттаны и предсказаны. Классическая картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они существовали изолированно, в строгой системе координат.

Основным условием становилось требование исключения всего того, что относилось к субъекту познания, к возмущающим факторам и помехам.

2)         Неклассическая картина мира , пришедшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики.

Переход к неклассическому мышлению был осуществлен в период революции в естествознании на рубеже XIX—XX веков. В неклассической картине мира возникает более гибкая схема детерминации, учитывается роль случая.

Развитие системы мыслится направленно, но ее состояние в каждый момент времени жестко и однозначно не детерминировано. Предположительно изменения осуществляются, подчиняясь закону вероятности и больших чисел.

Чем более отклонение, тем оно менее вероятно отсутствие жесткой детерминированности на уровне индивидов сочетается с детерминированностью на уровне системы в целом. Новая форма детерминации вошла в историю под названием «статистическая закономерность».

3)          Постнеклассическая картина мира – разработана с учетом достижений бельгийской школы Ильи Пригожина. С самого начала и к любому данному моменту времени будущее остается неопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором.

Достаточно лишь небольшого энергетического воздействия, чтобы система перестроилась, и возник новый уровень организации. В современной постнеклассической картине мира анализ общественных структур предполагает исследование открытых нелинейных систем, в которых велика роль исходных условий, входящих в нее индивидов, локальных изменений и случайных факторов.

исследуются самоорганизующиеся системы. В центре находится осмысление процессов синергетики.

Источник: https://shpory.wordpress.com/2007/05/26/36%D0%9D%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0-%D0%B5%D0%B5-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8/

Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов

38. Научная картина мира, ее исторические формы и функции

Научная картина мира (Степин) – целостная система представлений о мире, его структурных характеристиках и закономерностях, вырабатываемая в результате систематизации и синтеза в фундаментальных достижениях науки.

Это особая форма научно-теорического знания, развивающаяся в процессе исторической эволюции науки. Научная картина мира является важным компонентом научного мировоззрения, но не сводится к нему.

В мировоззрении кроме знаний присутствуют убеждения, ценности, идеалы и нормы деятельности, эмоции относятся к объекту изучения и т.д.

Структура научной картины мира:

1) концептуальный уровень (философские категории, принципы), которые конкретизируются в научной картине мира через систему общенаучных понятий, через фундаментальные понятия отдельных наук.

2) чувственно-образный компонент – наглядные представления и образы. Образы выступают в виде системы и благодаря этому, обеспечивается их понимание научной картины мира широким кругом ученых, независимо от их специализации.

Формы научной картины мира:

1) по степени общности научная картина мира выступает в следующих формах:

— общенаучная картина мира, т.е. форма систематизации знаний, выработанных в естествознании и в социально-гуманитарных знаниях.

— ественно-научная картина мира (природа) и научная картина социально-исторической действительности (картина общества). Каждая из таких картин является относительно самостоятельным аспектом общенаучной картины мира.

— специальная картина мира отдельных наук (дисциплинарная онтология) (например: физический мир, биологический мир). Каждая из специальных картин мира может быть представлена как набор неких теоречиских конструктов, образная модель изучаемой области.

2) с точки зрения историческо-культурологической принадлежности: НКМ в основном выступает как ественго-научная картина мира, поэтому в своей последовательности выглядит следующим образом: механическая картина мира, электродинамическая картина мира, квантовореляционая картина мира, синергетическая картина мира. Первые три основаны на естественно-научной картине мира.

Функции научной картины мира:

1) систематизация знаний;

2) обеспечение связи с опытом и к-рой соответствующей эпохи;

3) быть исследовательской программой, которая целенаправляет постановку эмпирических и теоретических задач, а также выбор средств их решения.

Операциональные оснавания научной картины мира:

Специальные картины мира служат материалом, на базе которого сначала складываются картины природы и общества, затем общенаучные картины мира.

Сначала осуществляются переход, т.е. движение от дисциплинарного к междисциплинарным уровням систематизации науки.

Такой переход осуществляется не как простое суммирование специальных картин мира, а как их сложный синтез, в процессе которого лидирующую роль играют картины реальности основных на данный момент научных дисциплин.

В понятийном каркасе этих дисциплин вычляется общенаучные понятия, которые и становятся ядром сначала ественно-научной и социально-исторической картин, а потом и общенаучной картиной мира.

Вокруг этого ядра организуются фундаментальные понятия специальных наук, включаемые в картину мира второго уровня, а потом и в общенаучную картину. Получаемая в итоге картина мира, не просто систематизирует знания о природе и обществе, но и формируется как исследовательская программа, которая дает видение связей между предметами различных наук и определяет стратегию переноса стратегий из одной науки в другую.

Постулаты научной картины миры зависят от установок эпохи.

Дильтей включал в картину мира: цель, жизнь, человек, субъект => картина мира держится на человеке.

1) Аристотелевская (VI-IV века до нашей эры) в результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки от других форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного знания. Наиболее полно эта революция отражена в трудах Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е.

учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат.

Он утвердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференцировал само знание, отделив науки о природе от математики и метафизики

2) Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века).

Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р.

Декарта, И. Ньютон, подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде. Основные изменения:

Классическое естествознание заговорило языком математики, сумело выделить строго объективные количественные характеристики земных тел (форма величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических закономерностях.

Наука Нового времени нашла мощную опору в методах экспериментального исследования, явлений в строго контролируемых условиях.

Естествознания этого времени отказалось от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса, по их представления Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.

Доминантой классического естествознания, становится механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.

В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась механистическая научная картина мира на базе экспериментально математического естествознания.

3) Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков).

Ее обусловила серия открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.).

В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира – убежденность в том, что с помощью простых сил действующих между неизменными объектами можно объяснить все явления природы.

Источник: http://psyvision.ru/help/filosofiya/50-filnayki59/541-filnayki24

Научная картина мира: сущность, функции и исторические формы

38. Научная картина мира, ее исторические формы и функции

Билянский К. В. Научная картина мира: сущность, функции и исторические формы // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 494-495. — URL https://moluch.ru/archive/236/54805/ (дата обращения: 06.03.2020).



Научная картина мира (далее НКМ) — важное основополагающее понятие в философии науки. Особая форма систематизации знаний. Синтез самых разных теорий.

НКМ это образ системных и структурных понятий, понимания и принципов науки на всех исторических этапах. НКМ существует как сложная система, включающая в себя общенаучную картину мира и картины мира других наук.

В свою очередь картины мира других наук собирают в себя другие различные концепции и теории.

Основные формы НКМ:

‒ Общенаучная картина мира — целостная система объединенных представлений о закономерностях и свойствах действительности, которая была построена в результате обобщения и синтеза основных знаний, полученных в разных науках на различных стадиях их развития. В этом же значении трактуются такие термины как «видение мира», «модель мира» и «образ мира», которые характеризуют целостность научно-ориентированного мировоздания.

‒ Естественнонаучная и социальная картины мира — комплекс пониманий о природе и обществе, синтез достижения естественных и гуманитарных наук. В этом смысле понятие научной картины мира используется для обозначения целого образа мира на основе научных онтологий, естественно включающих представления о природе и обществе.

‒ Специальные научные картины мира — порядок представлений о предметах отдельных наук, например физическая картина мира или техническая картина мира.

Специальная научная картина создает полный образ предмета научного исследования в его главных системных и структурных характеристиках с помощью базовых понятий, представлений и принципов.

В данной научной картине понятие «мир» наделяется другим смыслом, специфичным, не означая мир в целом, а имея в виду предметную область какой-либо науки.

Структура научной картины мира состоит из двух уровней:

‒ Чувственно-образный компонент — наглядные очертания и знания. Очертания идут в образе системы и из-за этого обеспечивается достаточное познание НКМ большим кругом учёных самых разных направлений.

‒ Концептуальный уровень — детализируется в НКМ через уклад общенаучных понятий, через базисные понятия отдельных наук.

Функции научной картины мира:

‒ Синтез основных научных знаний, которые включены в картину мира.

‒ Систематизация научного знания

‒ Исследовательской программой, которая направляет постановку эмпирических и теоретических задач, а также выбор средств их решения.

Операциональные основания научной картины мира:

Специальные НКМ служат материалом, на основе которого складываются картины природы и социума, а замет общенаучные НКМ. Вначале происходит переход от дисциплинарного уровня к междисциплинарному уровню классифицированию науки.

Этот переход не просто суммирование специальных НКМ, а сложный синтез картин, в результате которого роль лидера займут картины реальности на основе существующих научных дисциплин.

В терминологическом скелете данных научных дисциплин вычисляются общенаучные понятия, которые становятся ядром социально-исторической и естественно-научной картин, а далее и общенаучной НКМ. Затем вокруг этого ядра образуются базовые, основные понятия специальных наук, включаемые в НКМ второго уровня, а потом и в общенаучную НКМ.

В итоге полученная НКМ не только классифицирует знания о социуме и природе, но также ставится как исследовательская программа, дающая виденье связи между различными дисциплинами и определяющая возможность переноса стратегий из одного предмета в другой.

Допущения НКМ зависели от эпохи, так Вильгельм Дильтей включал в картину мира: цель, жизнь, человек, субъект. Исходя из этого высказывания можно вывести, что картина мира держится на человеке. Можно выделить три эпохи научной картины мира:

‒ Аристотелевская революция (6–4 века до нашей эры). Во время данной научной революции появилась сама наука, случилось отделение науки от других форм научного познания и понимания мира, синтезированы нормы и образцы научного знания.

Это революция хорошо описана в трудах Аристотеля, ведь он создал учение о доказательстве, больше известное как формальная логика. Это главный инструмент получения и последующего упорядочивания научного знания. Он принял и утвердил своеобразный канон о построении научного исследования.

Разобрал само знание, отделив науки о природе от математики и физики.

‒ Ньютоновская революция (16–18 века) Главным событием в данной научной революции считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца.

Этот переход связан с многими открытиями, которые связаны с такими именами как Николай Коперник, Иоганн Кеплер, Андреас Везалий Галилео Галилей, Исаак Ньютон смог обобщить их труды, исследования и вывести строгие математические закономерности. Основные изменения:

‒ Доминантой классического естествознания, становится механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.

‒ Классическое естествознание заговорило языком математики, смогло выделить строгие количественные и объективные характеристики земных тел (единицы измерения) и выразить их в строгих математических закономерностях.

‒ Наука Нового времени нашла сильную опору в методах испытательного исследования, явлений в строго контролируемых условиях.

‒ Естествознания этого времени отказалось от концепции завершенного, гармоничного, целесообразно организованного космоса. Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.

‒ В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась механистическая НКМ на базе экспериментально математического естествознания.

‒ Эйнштейновская революция (рубеж 19–20 веков). Она возникла в результате череды открытий, таких как открытие атома, радиоактивности и другие. Итогом этих открытий стал подрыв важнейшей предпосылки Ньютоновской механики — вера в то, что с помощью сил, которые действуют между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы.

Литература:

  1. Стёпин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. Архивная копия от 28 мая 2012 на Wayback Machine — М., 1994.- 274 с.
  2. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В. С. Степин. — М.: Гардарики, 2006. — 384 с.

Основные термины(генерируются автоматически): научная картина мира, научное знание, картина мира, наука, исследовательская программа, научная революция, Общенаучная картина мира.

Источник: https://moluch.ru/archive/236/54805/

Научная картина мира, ее исторические формы и функции

38. Научная картина мира, ее исторические формы и функции

Научная картина мира (по Стёпину) – это целостная система представлений о мире, его структурных характеристиках и закономерностях, вырабатываемая в результате систематизации и синтеза в фундаментальных достижениях науки.

Это особая форма научно-теоретического знания, развивающаяся в процессе исторической эволюции науки. НКМ является важным компонентом научного мировоззрения, но не сводится к нему.

В мировоззрении кроме знаний присутствуют убеждения, ценности, идеалы и нормы деятельности, эмоциональные отношения к объекту изучения и т. д.

Мировоззрение – это системный взгляд на мир в целом, оно предстает как сложный сплав традиций, обычаев, норм установок, знаний о оценок.

Структура НКМ:

1. Концептуальный уровень (философские категории, принципы), которые конкретизируются в НКМ через систему общенаучных понятий, через фундаментальные понятия отдельных наук (поле, общество, энергия);2.

Чувственно-образный компонент – наглядные представления и образы, базирующиеся на культуре конкретной эпохи.

Образы выступают в виде системы и благодаря этому обеспечивается их понимание в НКМ широким кругом ученых, независимо от их специализации.

Формы НКМ:

1. По степени общности НКМ выступает в следующих формах: 1. Общенаучная картина мира, т. е. форма систематизации знаний, выработанных в естествознании и в социо-гуманитарных знаниях; 2. Естественно-научная картина мира (природа) и научная картина социально-исторической действительности (картина общества).

Каждая из таких картин является относительно самостоятельным аспектом общенаучной картины мира; 3. Специализированная картина мира отдельных наук (дисциплинарная онтология). Каждая из специализированных картин мира может быть представлена как набор неких теоретических конструктов, образующих модель изучаемой области;2.

С точки зрения историко-культурной принадлежности: НКМ в основном выступает как естественно-научная картина мира, поэтому в связанной последовательности выглядит следующим образом: механическая картина мира, электродинамическая картина мира, квантово-релятивистская картина мира, синергетическая картина мира.

Первые три основаны на естественно-научной картине мира.

Функции научной картины мира:

1. Систематизирующая — определяется, в конечном счете, синтетическим характером научного знания.

Научная картина мира стремится так организовать и упорядочить научные теории, понятия и принципы, составляющие ее структуру, чтобы большая часть теоретических положений и выводов была получена из небольшого числа фундаментальных законов и принципов (это соответствует принципу простоты).

Систематизация способствует также получению новых знаний, а тем самым расширению и развитию самой научной картины мира. Но входящие в нее новые знания, чаще всего, имея характер следствий, лишены фундаментальности. Появление новых фундаментальных результатов обычно ведет к смене картины мира.

2. Объяснительная — определяется тем, что познание направлено не только на описание явления или процесса, но и на выяснение его причин и условий существования. При этом оно должно выходить на уровень практической деятельности познающего субъекта, способствуя изменению мира;

3. Информативная — сводится к тому, что НКМ описывает предполагаемую структуру материального мира, связи между его элементами, происходящие в природе процессы и их причины.

Научная картина мира предлагает целостный взгляд на него.

В ней содержится сконцентрированная информация, полученная в ходе научного исследования, и, кроме того, потенциальная информация, создаваемая в ходе творческого развития картины мира;

4. Эвристическая — определяется тем, что “знание объективных законов природы, содержащееся в ней, дает возможность предвидеть существование еще не открытых естествознанием объектов, предсказывать их наиболее существенные особенности.

Все эти функции связаны между собой и взаимодействуют, находясь одновременно в определенной субординации.

Эволюция современной научной картины мира предполагает движение от классической к неклассической и постнеклассической ее стадии. Классическая картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они существовали изолированно, в строго заданной системе координат.

Неклассическая картина мира, пришедшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики. Переход осуществлен на рубеже 19-20 веков. Изучаются саморегулирующиеся системы.

Образ неклассической картины мира — древовидная ветвящаяся графика – разработан с учетом достижений бельгийской школы Пригожина (основоположник синергетики). Синергетикой изучаются самоорганизующиеся системы, энтропия – мера хаоса.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_214333_nauchnaya-kartina-mira-ee-istoricheskie-formi-i-funktsii.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий