38.Казахское общество в 15-18вв.: социальная стратификация, элитарные группы.

Казахское общество в XVIII- пер.пол. XIX вв.: Хозяйство, социальная организация и социальная стратификация

38.Казахское общество в 15-18вв.: социальная стратификация, элитарные группы.

⇐ Предыдущая10111213141516171819Следующая ⇒

Хозяйство. Возникновение кочевого скотоводства в евразийских степях – результат адаптации обществ с производящей экономикой в определенных экологических нишах.

Это явилось следствием синхронного действия различных факторов естественно — географического, социально- экономического и конкретно- исторического порядка.

К числу особенностей определяющих специфику кочевого общества, относятся:

1)Скотоводство как преобладающий вид хозяйственной деятельности.

2)Экстенсивный характер хозяйства.

3)Периодическая сезонная подвижность.

4)Участие в перекочевках большей части населения.

5)Преобладание натуральных форм хозяйства.

Следовательно, кочевничество можно определить как особый род производящего хозяйства, где преобладающим занятием является экстенсивное подвижное скотоводство, а большая часть населения вовлечена в периодические перекочевки.

Главной особенностью кочевого скотоводства являлось круглогодичное содержание скота на подножном корму, что обусловливалось дефицитом кормовых и водных ресурсов, невысокой продуктивностью и неравномерностью растительного покрова и, вследствие этого, незначительными возможностями заготовки сена для животных. В целях сбережения и воспроизводства скота казахи должны были прибегать к сезонным миграциям. Средняя протяженность маршрутов кочевания составляла в Казахстане 50-100 км в течение года, но у отдельных родоплеменных групп (например, адай, шекты, табын и др.) могла достигать1000-2500 км. Для казахов-скотоводов был характерен так называемый замкнутый цикл кочевания. Это кочевание по определенным маршрутам, постоянные зимние стоянки в специально отобранных для этой цели местах, кочевание в летний период по одним и тем же водным источникам.

Особенности среды обитания казахов определяли способы утилизации ими природных ресурсов в качестве зимних, весенних, осенних и летних пастбищ. Для зимних пастбищ использовались берега озер, долины рек, горные ущелья, опушки лесов, невысокие горы и южные склоны сопок, т.е.

места, где имелись естественные средства защиты стад от ветров и снежных буранов. Осенние и весенние пастбища обычно размещались на близлежащих к зимовкам земельных угодьях, которые в первую очередь освобождались от снежного покрова.

Летние пастбища располагались, как правило, на территориях со сравнительно обильным растительным покровом и наличием водных ресурсов естественного происхождения. Особенности географической среды и потребности жизнеобеспечения казахов определили оптимальный для них видовой состав стада.

Удельный вес овец составлял в нем в среднем 60% всего поголовья, лошадей — 13, крупного рогатого скота — 12, верблюдов — 4 % и проч.

Важную роль в регулировании видового состава стада играли не только экологические факторы, но и способность животных адаптироваться к быстрым и частым перекочевкам, а также возможность их многоцелевого использования в хозяйственной жизни (мясо, молоко, шерсть, тягло) и в военно-политических интересах.

В зависимости от зональных природно-климатических различий в Казахстане сложились два типа скотоводческого хозяйства: кочевое скотоводство, и скотоводческое хозяйство, базировавшееся на водных ресурсах естественного происхождения.

Второе место в структуре хозяйственных занятий казахов занимало земледелие. Очаги земледельческой культуры локализовались, как правило, в лесостепных и отчасти степных ландшафтных зонах Казахстана, в природно-климатическом отношении наиболее пригодных для развития земледельческих видов труда.

Такими районами были на северо-западе — территории в бассейнах рек Сагыза, Эмбы, Илека, Иргиза, Утвы и Уила, долины Мугоджарских гор; в Центральном Казахстане — долины среднего течения р.

Сарысу; на юге — по Сырдарье, Кувандарье и Жанадарье; на севере — по Ишиму, Нуре и Тургаю с их притоками; в Восточном Казахстане — долины Калбинского и Тарбагатайского хребтов, в предгорьях Каркаралы; в Жетысу — по верховьям Лепсы, Аксу, Каратала и в среднем течении р. Или.

В большинстве ландшафтных зон региона земледелие было, как правило, поливным. Поэтому казахские пашни располагались в низменных местах, вблизи небольших рек, горных ключей и озер. В северо-восточных районах Казахстана с большими естественными водоемами преобладало менее трудоемкое неполивное земледелие.

Обработка земли производилась лопатами и кетменями, использовались также своеобразные сохи или рала; в хозяйствах, наиболее близко расположенных к русским земледельческим поселкам, — двухколесные железные плуги или обыкновенный “русский сабан”, кроме того, — деревянные бороны, волок, или просто грабли.

Для севооборота в Казахстане была характерна переложная система земледелия, когда из года в год на одном и том же месте сеяли просо, а после истощения земли поля забрасывались на несколько лет. Говоря о скотоводстве и земледелии казахов конца XIX- нач.

XX веков необходимо подчеркнуть, что хозяйственная деятельность населения Казахстана продолжала развиваться и обогащаться. Кочевой образ обусловил тип, форму жизни казахов, свою специфику развития предметов хозяйственного и бытового назначения.

И только проникновение России, и колониальные мероприятия в степи подорвали традиционное хозяйство казахского общества.

ДОМАШНИЕ ПРОМЫСЛЫ, РЕМЕСЛО И ТОРГОВЛЯ.Определенное место в хозяйственной жизни казахского населения в период XVIII — середины XIX вв. занимали охота, рыболовство, домашние промысла и ремесла.

Охота на диких животных и птиц являлась для казахов преимущественно дополнительным источником жизнеобеспечения, Вместе с тем, в связи с активизацией прямых торговых отношений казахских жузов с Россией, среди разных групп кочевого населения заметно возросло промысловое значение продуктов охоты и изделий из меха пушных зверей большом количестве поставляли на меновые дворы Оренбурга, Петропавловска и Семипалатинска, где они успешно сбывались российским купцам. А шкуры наиболее редких и ценных пород животных, таких, как снежные барсы, тигры и проч., имевшие значение социально-престижного продукта на всем социокультурном пространстве Евразии, использовались элитарными группами казахов в дипломатических контактах с царским правительством, персидским шахом и среднеазиатскими ханами в качестве почетных эквивалентных даров.

Важным источником жизнеобеспечения в казахском обществе были также мелкие домашние промыслы — изготовление разнообразных изделий из дерева и металла, домашней утвари. По сведениям капитана И.Г.

Андреева, в казахских хозяйствах имелось немало ремесленников, Расширилось производство изделий из продуктов скотоводческого хозяйства — выделка бараньих, конских и козьих шкур, изготовление кошм и арканов.

Широким спросом у оренбургских купцов пользовался козий пух.

Важную роль в экономическом развитии казахского общества играли традиционные торговые связи кочевников с оседло-земледельческими государствами и народами.. Главными статьями вывоза из степи были скот и продукция кочевого скотоводства. В конце XVIII — начале XIX вв.

в пограничных с Россией селениях в течение одного года закупалось свыше 1,5 млн. крупного рогатого скота и более 100 тыс. лошадей.

Из других товаров преобладали сало, шерсть, выделанные кожи, шкуры диких зверей, изделия из козьего пуха, кошмы, войлоки, отдельные предметы домашнего обихода.

Для казахов, проживавших на востоке и юге региона, большое значение имела торговля с ханствами Средней Азии, Восточным Туркестаном и Китаем. Был развит преимущественно натуральный обмен, где баран выступал как эквивалент потребительской стоимости товаров.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И КАТЕГОРИИ. Характерной особенностью социального деления казахского общества являлась дифференциация индивидов на так называемую “белую кость” и “черную кость”. Первый социальный слой представлял собой закрытую привилегированную интеллигенцию. К ней относились два аристократических сословия — торе и кожа.

В отличие от белой кости сословно-корпоративные группы “черной кости” являлись открытыми структурами, достижение которых было доступно любому индивиду в зависимости от его личных качеств и имущественного положения. К ним принадлежали категории биев, тарханов, батыров, старшин (аксакалов).

Однако большая часть казахского населения, определяемая как свободные общинники, никак не дифференцировалась по сословным признакам, что отличало ее от господствующего класса. Привилегированную элиту кочевого общества составляло аристократическое сословие торе (султанов), являвшееся основой “белой кости”.

Оно объединяло группу лиц, принадлежавших к одной из ветвей потомков Чингиз хана (джучидов), которые находились вне генеалогической структуры жузов.

Другую элитарную группу кочевников представляло сословие служителей мусульманского культа — кожа. Кожа, пользовавшийся наследственными привилегиями, играл важную роль в поддержании традиций ислама среди кочевников. Политическое влияние кожа в кочевом обществе было незначительным, что во многом объясняется слабым распространением ислама в степи.

Среди привилегированных социальных категорий “черной кости” у казахов чрезвычайно важное место занимало сословие биев, осуществлявших функции судебной власти в кочевых коллективах.

Бии, обладавшие способностью разрешать межклановые и межплеменные споры, добиваясь достижения консенсуса противоборствующих сторон, как правило, приобретали немалый авторитет среди кочевников и значительное влияние в социально-политической жизни казахского общества.

Все это позволяло таким могущественным биям, как Казыбек Кельдибекулы, Толе Алибекулы, Айтеке Байбекулы и некоторые другие, оказывать большое воздействие на верховную власть, — с их политическими настроениями, мнениями и решениями были вынуждены считаться даже самые влиятельные казахские ханы (Тауке, Абулхаир, Аблай).

Большое социальное значение и политическое влияние в казахском обществе в период XVIII — первой половины XIX вв. имела социальная группа батыров — военных вождей. Тюрко-монгольское слово батыр, багатур, бахадур.

Со времени Чингиз хана термин бахадур неоднократно присваивался как титул представителям военизированной тюрко-монгольской знати. Довольно часто он использовался в качестве почетного титула, получаемого ханом или султаном за личную храбрость, либо умелое руководство военными действиями в борьбе с внешними врагами.

В частности, в XVIII в. этот титул имели казахские ханы Тауке, Каип, Абулхаир, Аблай и некоторые другие.

Батыром казахи называли любого храброго опытного воина, как из социальной группы «черной кости», так и наследственной аристократии, особо прославившегося в набегах и сражениях. По определению Звание батыр никогда не было наследственным, его приобретали только личными подвигами.

Но вместе с тем, нередко возникали ситуации, когда батырами становились сын и внук того или иного батыра, заметно проявившие себя на военном поприще. Примером тому может служить история наследования данного титула потомками влиятельного батыра рода табын поколения жетыру Младшего жуза Богенбая (ум.

1741), его сыном Тленши Богенбай-улы и внуком Жоламаном Тленши, возглавившим народно-освободительное движение западных казахов в 20-х — начале 30-х гг. XIX в.

Определенное место в социальной стратификации казахского общества принадлежало категории тарханов. Это лица, наделенные за разные заслуги привилегиями, например, при уплате налогов и проч.

Во время централизации общества, оформления государственных Наиболее многочисленную прослойку господствующего класса казахов представляли старшины (аксакалы), осуществлявшие социально-регулирующие функции во всех звеньях кочевых общин.

Звание аксакала у казахов могли получить лица, обладавшие большим интеллектуальным потенциалом, разносторонними эмпирическими знаниями и богатым опытом пастьбы скота.Аксакалы образовывали фундамент всей системы социальной стратификации кочевого общества, пополняя из своих рядов другие социальные категории и сословия.

в Казахстане существовали категории зависимого населения — рабов и толенгутов.

Толенгутами называли лиц, находившихся на службе у султанского сословия. Появление этой прослойки было связано с междоусобицами и многолетней борьбой с джунгарами, обусловившими большой спрос верховной власти и ее представителей — султанов на “служилых” людей.

К категории зависимого населения относились также рабы — кулы, которые набирались из среды пленных — россиян, калмыков и иранцев.

Рабы использовались главным образом в личном хозяйстве: по уходу за животными, для обработки посевов, в домашнем обиходе наследственной степной аристократии.

Однако рабство как социально-экономический уклад не получило у казахов широкого распространения и не вышло за рамки патриархального домашнего рабства.

Вывод: Делая вывод по вопросу необходимо подчеркнуть, что в первой половине XIX в. в Казахстане развиваются товарно- денежные отношения и товарное производство.

Многие казахские хозяйства приспосабливаются к потребностям рынка. Эти изменения привели к разложению натурального хозяйства казахов.

Казахстан со своими природными богатствами и экономическим потенциалом стал постепенно превращаться в сырьевой придаток новых капиталистических отношений.

⇐ Предыдущая10111213141516171819Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 550. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://studopedia.info/7-18292.html

Традиционное казахское общество в 16-18 в.в

38.Казахское общество в 15-18вв.: социальная стратификация, элитарные группы.

Внутри жузов сохранились подразделения людей на общности: союзы (тайпа), объединения (ру), ассоциации (ата), и общины (ауыл), которые составляли часть жузов и возглавлялись собственными пра­вителями (биями и батырами).

Объединения и общины являлись формой не этнической, а хозяйственно-политической общности ее членов.

Родовые кличи (уран) и знаки (танба), традиции, сказания и общие места погребения предков являлись атрибутами обособлен­ности, относительной автономности объединений.

Социально-сословные отношения в казахском обществе, в рассматриваемое время были весьма своеобразными. Так, например, в казахском обществе существовали две сословные группы. Определяющим фактором служило не имущественное положение а социальный статус.

Высшим сословием в социальной структуре являлось сосло­вие аксуйек (белая кость), в которые входили кожа и торе, не вхо­дившие в систему жузов. Торе — потомки Чингисхана, по праву рож­дения приобретали титул султана и право занимать ханский престол.

Они представляли самую влиятельную политическую силу казахско­го общества. Словом «султан» первоначально обозначалось собиратель­ное понятие о верховной власти — владычество, господство, власть и правительство.

Султаны были избавлены от телесных наказаний и не подлежали суду биев, наказать их мог только хан или старший из султанов. Для не царствовавших потомков Чингисхана по мужской линии, употреблялся термин оглан и торе.

К белой кости относились также к ожа, считавшиеся потомка­ми первых проповедников ислама и пользовавшиеся большим авто­ритетом среди казахов, но их права, по сравнению с султанами, были ограничены.

Сословие к ара с у йек (черная кость) было наиболее многочис­ленным. Для обозначения различных категорий простолюдинов, в отличие от султанов и ходжей, употреблялось несколько терминов: карачу, каракиши, шаруа, букара.

Это были семьи, ведущие самосто­ятельное хозяйство, отстаивавшие свою независимость и свободу. В среде черной кости выделялось несколько групп, имевших профес­сионально-административный характер. Это были бии и батыры.

Бии исполняли административные, судебные и военные функции. Ими могли быть только те люди, которые хорошо знали обычное право и пользовались большим авторитетом среди народа.

Бии при хане Тауке представляли интересы народа в курултаях и участвова­ли вместе с султанами в решении общегосударственных дел. Баты­ров выдвигало само время, время военных столкновений и вне­шних угроз.

Отдельную сословную группу составляли «кул»- рабы. Рабы в основном были из числа военнопленных из других народов — турк­мены, русские, кыргызы, ойраты. Они занимались самой тяжелой работой. Женщины «кул» занимались домашней работой.

Само состояние неволи лишало раба преимуществ правоспособного чело­века, ставило его наравне с вещью, скотом. Раб не мог выступить в качестве свидетеля, не мог жаловаться на хозяина. Они не несли ответственность за преступления, за него несли ответственность его хозяева. Дела, касавшиеся рабов, не подлежали суду биев.

Согласно «Жет i Жаргы», только владелец раба был властен над его жизнью и смертью.

В целом, выраженной классовой дифференциации не было, отсутствовала классовая борьба, что являлось причиной стабильности социального устройства казахского общества. Казахское общество представляло собой строго иерархически организованную социальную структуру социальных групп и прослоек, находившихся между со­бой в тесных и неоднозначных связях.

Гибкая социальная организация, ядром которой были локаль­ные группы родов и племен, ее внутренняя мобильность, под­вижность, периодическое распадение племен на роды в зависимости от демографического развития, коллективное владение землей, со­четание коллективизма с элементами социальной неоднородности — все это крепилось общностью территории, хозяйственно-экономи­ческими связями, кровными и родственными узами, мифами, под­тверждающими общность происхождения всех членов рода и племени от предка-основателя. Основные типы социальных связей в таких обществах не могли не быть кровнородственными, родственными и территориально-родственными (племенными).

Таким образом, основное содержание политических отноше­ний кочевых и полукочевых обществ, и казахов в том числе, зак­лючается в поддержании разумного равновесия между институ­тами племенной структуры и государственной организации.

Од­нако такое равновесие было нарушено в период присоединения Казахстана к России, когда раскол в политической элите казахско­го общества привел к острой борьбе между племенными верхуш­ками, и, в конечном счете, между жузами, что не могло не приве­сти к кризису традиционной потестарно-политической организации казахского общества.

Источник: https://ibrain.kz/istoriya-kazahstana/tradicionnoe-kazahskoe-obshchestvo-v-16-18-vv

34.Казахское общество в XV-XVIII вв.: социальная стратификация, элитарные группы

38.Казахское общество в 15-18вв.: социальная стратификация, элитарные группы.

В казахском обществе существовало 2 сосоловия: кара-суйек и ак-суйек. Ак-суйек – закрытая привилегированная группа лиц. В ак-суйек входили торе (потомки Чингисхана) и кожа (потомки пророка). Торе носили титул султана и имели право на престол. Кожа пользовались авторитетом, важная роль в духовной жизни.

К кара-суйек: бии и батыры, тарханы, аксакалы. Бии исполняли административные, судебные, военные функции. Существовало отдельное сословие – кулы (рабы), использовались в домашнем хозяйстве, пленные. В хозяйстве хана использовались толенгуты. Самое бедное население – жатаки, шаруа, консы.

Звание аксакал могли получить лица, обладающие интеллектом и знаниями, они являлись фундаментом казахского общества. В каз. обществе отсутствовала классовая борьба, существовала строгая иерархия, крепкие связи между социальными группами, которые были нарушены в ходе присоединения Каз. к России.

Структура военно-политической организации строилась на основе доминирования наиболее мощного племени над другими.

35.Жузы и родоплеменная структура казахского народа

Жуз- историко-хозяйственный район, сложившийся на основе определенного хозяйственно-культурного типа. Ещё у древних и раннесредневековых племен Казахстана в силу естественно-географических условий обитания, вхождения в разные племенные союзы и государства формируются три этнокультурные группы. 1) Старший жуз – Южный и юго-восточный Казахстан (уйсуны, дулаты, албаны)

Средний жуз – Центральный и Северный казахстан (аргыны, найманы, кереи)

Младший жуз – Западный Казахстан (алимулы, байулы, жетиру)

В 17-18 вв. в состав трех жузов входило 112 родоплеменных подразделений. Шакарим Кудайбердиев в своей книге «Родословное тюрков, казахов и ханской династии» приводит легенду о том, что предком казахов является Алаш. От потомков трёх сыновей Алаша появилась народность казахи:

1) Старший сын- Акарыс – потомки старшего жуза.

2) Средний сын- Бекарыс- потомки среднего жуза.

3) Младший жуз- Жанарыс- потомки младшего жуза.

36.Политико-правовая система Казахского ханства. «Жеты-Жаргы»

По политико-административному устройству казахское ханство 16-18 веке имело структуру, где общество делилось на пять ступеней. Первой и самой низшей ступенью был аул, где правил бай.

Минимальны аул состоял из 40 человек, 10 юрт по человека, в каждой юрте должно было быть по одному верблюду, всего в ауле 1000 овец=2 отары по 500 голов, лошадей не меньше 130. Второй ступенью был ата-аймак, третьей – Страта или Ру (Род), которая включала в себя 10-12 ата-аймак. Ру возглавлял Рубасы.

Четвертая ступень – Арыс – несколько родственных родов (племенное объединение). Арыс возглавлял би ( судья, военачальник). Пятая ступень – улус – несколько племенных объединений, которое возглавлял султан (оглан, торе). Шестая ступень – жуз – несколько улусов, которым управляет султан, с 18 века – хан.

Седьмая и самая верхняя ступень – три жуза, которыми правил великий хан (Чингизид). Хана выбирают, затем происходит разделение имущества выбранного хана (хан жалапай). В конце 17 века нормы обычного права казахов были модифицированы и дополнены.

По историческим преданиям создателем Семи установлений или Жеты Жаргы был Тауке хан, который собрал в урочище Куль-тобе представителей 3 жузов, и соединил «старые обычаи ханов Касыма и Есима» в нормы Жеты Жаргы.

Создание Жеты Жаргы преследовало цель приспособить существующие нормы обычного права к новым потребностям казахского феодального общества. В Жеты Жаргы были закреплены основные принципы и нормы патриархально-феодального права средневекового казахского общества.7 Жаргы содержит нормы административного, уголовного, гражданского права, положения о налогах, религиозных воззрениях.

Административно- правовые нормы и уголовное право.

Верховная власть по 7 Жаргы принадлежала хану. Хан являлся верховным судьей, разбирал иски, издавал порядок налогообложения.7 Жаргы узаконивало различные сборы в пользу хана и биев.

В казахском обществе 15- 17 веков еще не было разграничения между гражданским правом и уголовным. Понятие преступления сливалось с понятием дурного поступка, греха. В уголовном праве существовал закон возмездия — кровная месть. В большинстве случаев кровная месть заменялась выкупом- куном.

За некоторые преступления полагались штрафы. Согласно 7 Жаргы уголовная ответственность распространялась лишь на виновника, вместе с тем был широко распространен принцип коллективной ответственности общины. Не было тюрьма. В целом исследователи отмечают гуманность казахского уголовного права.

Смертная казнь была лишь в крайних случаях.

Гражданские отношения.

В области семейно- брачных отношений соблюдалось право родителей на жизнь детей. Устанавливалось наследственное право. Судебная и административная власть не были отделены.

Источник: https://studfile.net/preview/2039014/page:20/

Социальная структура казахского общества в XV-XVIII вв. Социальные группы

38.Казахское общество в 15-18вв.: социальная стратификация, элитарные группы.

Основу социальной организации казахов составляла племенная организация. Казахов от других кочевых социумов отличало наличие четко выраженной сословной стратификации. Каждое сословие имело свои определенные права и обязанности, свой статус.

Социальный фактор в казахском обществе являлся ведущим и социальное положение человека в нем определялось не столько его имущественным положением, сколько принадлежностью к тому или иному социальному слою. Сословные группы в сочетании с племенной организацией дополняли общую конфигурацию этноса.

В традиционном казахском обществе отчетливо выделялись следующие сословия: Ак суйек (белая кость) – замкнутая привилегированная каста, состоявшая из торе (ханы и султаны) и ходжи (потомки пророка Мухаммеда).

Ханы и султаны образовывали высшую феодальную аристократию, которая в условиях формирования феодальных отношений, составляла один господствующий обширный род тюринцев (потомков Джучи).

Он один имел право на выдвижение из своей среды ханов и султанов, ему принадлежало, по существу, право владения всей землей в Казахстане, представители этого привилегированного рода имели право на самый большой кун и аип при защите своей личности и т.д. Представителям этого рода запрещалось вступать в браки с нетюринцами.

Особое положение в среде господствующего феодального класса занимало мусульманское духовенство — ходжи, имамы и муллы. Ходжи возводили свою генеалогию к прямым потомкам пророка Мухаммеда. Это давало им возможность иметь привилегированное положение в обществе.

Многочисленные общины ходжей находились на юге, в Туркестано — Ташкентском оазисе и влияние ходжей здесь было более сильным. Вместе с тем кочевое население все еще находилось в плену шаманских традиций, признавая только на словах приоритет ислама и его носителей – ходжи. Как писал Ч.Валиханов казахи являлись мусульманами лишь по названию.

Вся остальная часть населения относилась к кара – суйек (черная кость). Среди них выделялись – бии – самое многочисленное феодальное сословие. Бии выделились еще в незапамятные времена из членов коренных казахских родов в качестве родовых старейшин и племенных вождей, постепенно это сословие превратилось в наследственную аристократию.

Бии распоряжались родовыми кочевьями. Как правило, они владели большими стадами скота, составляя особую группу феодалов в казахском обществе. Бий являлся важным звеном в системе управления ханством и сочетал в себе 4 качества: военачальник, административное лицо, судья и представитель степной аристократии.

Бии, в противоположность чингизидам – «наднациональному» сословию составляли, так называемую, «национальную» аристократию, элиту социальной группы кара-суейк.

Батыры. К группе привилегированных особ казахского общества ханского периода можно отнести и батыров. Как титул это слово прибавлялось к собственному имени. Значение батыров- профессиональных военных определялось их ролью в военной жизни, а также близостью ко двору хана или влиятельного султана. Эти батыры не имели в обществе иной власти, кроме той, которую дают им их личные качества, и потому чаще других выступали в роли узурпаторов права на управление родами. Значение батыров усиливалось во время войн и обострения межродовой вражды.

Баи – у казахов-кочевников баи составляли довольно многочисленную прослойку общества. Однако баи не составляли особое сословие: они были и среди султанов, и среди биев, и среди рядовых кочевников. Иными словами, баи представляли собой социально-неоднородную группу общества. Богатство, материальное благополучие, несомненно давали огромные выгоды и определяли престиж в обществе. Тем не менее с большим состоянием не соединялись особые политические права. Значение отдельных баев в обществе определялось значением сословия, к которому они принадлежат. Какой-нибудь султан, в имущественном отношении мог быть даже нищим, но он пользовался всеми правами и привилегиями, даваемыми Законом этой социальной группе общества в постоянное обладание. Кроме аристократии и простых, лично свободных людей в обществе была категория лично не свободных мужчин (кул) и женщин (кюн) – рабов. Основными источниками пополнения рабов были: плен, работорговля, долговая несостоятельность. Юридически рабы представляли собой самую бесправную группу общества. Раб не мог выступать в качестве свидетеля, не мог жаловаться на хозяина. Рабы не несли никаких государственных повинностей. Общая черта всех рабов, которая отличала их от других слоев общества – личная зависимость от хозяина. Особняком в этой категории стоят туленгуты – ханские слуги, которые также лишены свободы и прав. Кочевники-скотоводы – (карачу, шаруа) лично свободные общинники, составлявшие основную массу населения, несли ряд повинностей. Старинной по времени и главной по важности повинностью казахов – кочевников была воинская повинность. Другой повинностью была постойная повинность, которую они несли в натуральной форме: население должно было содержать хана и его свиту во время объезда улусов; Шаруа кроме своих повинностей уплачивали также хану ежегодно «зякет»(одну двадцатую часть скота часть скота ), а земледельческих районах – «ушур» ( одну десятую часть урожая со своего поля), совершали всевозможные подношения (согым, сыбага). В земледельческих районах система налогов и повинностей была более разветвленной и упорядоченной. оседлые земледельцы платили пошлину и поземельную подать. Существовавший, кроме того, натуральный сбор с крестьян и горожан «для снабжения войск продовольствием» назывался «тагар». Среди шаруа также различались: консы–шаруа – бедняки, не имеющие скоты, целыми семьями обслуживали хозяйства султанов, биев за предоставленное им право временного пользования молочным и транспортным скотом феодала;

егинши-кедеи – бедняки – земледельцы, которые за часть урожая обрабатывали участки земли, полученные в аренду от богатых землевладельцев.

Источник: https://studopedia.org/8-209598.html

Социальная структура казахского общества

38.Казахское общество в 15-18вв.: социальная стратификация, элитарные группы.

Казахское общество состояло из двух основных социальных групп-ак суйек (белая кость) и кара суйек (черная кость). К ак-суйек относились султаны- потомки Чингис хана и ходжи, которые считались потомками сподвижников пророка Мухаммада (ум. В 632 г.). Все остальные группы и прослойки общества состовляли кара-суйек.

Казахские торе (султаны) вели свое происхождение от старшей линии чингизидов-потомков Джучи. Сословие торе играло огромную роль в социальной, политической и военной жизни казахов. Из его среды избирались ханы.

Привилегированное положение торе было юридически оформлено во многих нормах адата-казахского обычного права. Каждый из султанов имел право возглавлять какую-либо группу родовых подразделений кочевников (эль, улус) и иметь в своем распоряжении определенную пастбищную территорию (юрт).

За оскорбление султана словом полагался штраф в размере 26 голов мелкого скота и верблюда, а за его убийство-выплата материальной компенсации-куна, равная куну за убийство семи рядовых кочевников из числа “черной кости”. Торе не подлежали суду биев и могли быть судимы только ханским судом.

Для женщин этого сословия был установлен строгий эндогамный предел: при выходе за муж замужчину “черной кости” она теряла привилегии своего сословия, тогда как женщина “черной кости”, став женой того или иного султана, автоматически причислялась к сословию торе.

Простые киргизы в разговорах с султанами не могут называть их по имени, но вместо него должны употреблять слово “таксыр”.

Другую элитарную группу кочевников представляло сословие служителей мусульманского культа, игравших важную роль в духовной жизни казахского общества.

Все ритуальные обряды- свадьба, похороны и поминки совершались при непременном участии кожа, которые узаконивали их чтением Корана.

Политическое влияние кожа в кочевом обществе было незначительным, что во многом объясняется своеобразием ислама в степи.

В отличие от аристократического сословия у представителей кара-суйек прочно сохранялось деление на отдельные роды и племена. Все казахские племена были объединены в три жуза: Улы жуз (Старший жуз), Орта жуз (Средний или Серединный жуз) и Киши жкз (Младший жуз).

Среди привилегированных социальных категорий “черной кости” чрезвычайно важное место занимало у казахов сословие биев, осуществлявших функции судебной власти в кочевых общинах.

Сила и влияние бийской группы были обусловлены личными качествами ее членов: знанием обычного права, традиций, ораторским искусством, умением отстаивать интересы общин.

При этом никакого права прямого наследования звания бия в казахских правовых традициях не допускалось.

Все это позволяло таким могущественным биям, как Казыбек, Толе, Айтеке, Есет оказывать большое воздействие на верховную власть; с их мнениями считались даже самые влиятельные казахские ханы (Тауке, Абулхаир, Абылай).

Большое социальное значение и политическое влияние в казахском обществе в период ХУШ-первой половине ХІХ вв. имело социальная группа батыров-военных предводителей.

Тюрко-монгольское слово “батыр”,”багатур”, “бахадур” первоначально означала храбреца, вызывающего врага перед битвой на единоборство. Довольно часто он использовался в качестве почетного титула, получаемого ханом или султаном за личную храбрость, либо умелое руководство военными действиями в борьбе с внешними врагами.

В данном случае звание “бахадур” прибавлялось к полному собственному имени какого-либо знатного кочевого правителя. В ХУШ в. этот титул имели казахские ханы Тауке, Каип,, Абулхаир, Абылай и представители черной кости, отличившиеся личной храбростью.

Звание батыр никогда не было наследственным, его приобретали только личными подвигами.

Определенное место казахском обществе принадлежало категории тарханов, то есть лиц, наделенных за разные заслуги верховной властью привилегиями, например, при уплате налогов и т.д.

Наиболее многочисленную прослойку господствующего класса казахов представляли старшины (“аксакалы”). Аксакал-тюркское слово. Звание аксакала у казахов могли получить лица, обладавшие большим интеллектуальным потенциалом, разносторонними знаниями и богатым опытом.

Кочевники-скотоводы. Их можно называть словом –шаруа. В источниках мы встречаем термин карача (караджи), который употребляется в зависимости от контекста в двух значениях:для обозначения простолюдинов в противоположность аристократии и всего населения государства в протиположность ханскому роду Чингизидов.

Кроме аристократии и простых людей, богатых и бедных, но лично свободных, в обществе казахов-кочевников была категория лично несвободных мужчин (кул) и лично несвободных женщин (күң)-рабов. Основными источниками пополнения рабов были:плен, работорговля, долговая несостоятельность. Раб не мог выступать в качестве свидетеля, не мог жаловаться на хозяина.

Казахско-джунгарские отношения. Освободительная борьба казахского народа против джунгар (ХУІІ-нач.ХУШ вв).

План:

1.Образование Джунгарии. Обострение казахско-джунгарских

отношений.

2.”Ақтабан шұбырынды”.Освободительная борьба казахского народа

против джунгар (ХУІІ-нач.ХУШ вв).

1. Джунгар это не нация. Название происходит от понятия «левая сторона». «Левое крыло» армии Чингис — хана имело название «джунгар». В этот период Джунгарию населяли ойраты, которые имели тюркское и монгольское происхождение. Они состояли из четырех племен – чорос, хошоут, торгоут, дербент.

Что касается термина «ойрат» по мнению некоторых монголоведов следует понимать как слово «союзник», согласно утверждением других исследователей слово «ойрат» составлено из двух слов «ой-рат», которое соответствует понятию «лесной народ».
Слово «калмак» тюркское название западных монголов.

Слово калмак впервые появляется в мусульманских источниках и происходит от тюркского глагола калмак – оставаться.

В китайских источниках западные монголы называются элютами.

Таким образом, термин «джунгары», калмыки, ойраты, элюты, собственно – люди «левой стороны», «левого крыла»- это разные названия западных племен чорос, хошоут, торгоут, дербент, которые во второй половине Х1У века составили «ойратский союз», вышли из-под власти всемонгольского хана и стали управляться своими тайши.

1635 год считается годом образования Джунгарского государства. В то время правил Батур-хунтайши (1634-1653). В 1627 г. ойратский союз распался, племена торгоутов в количестве 250 тыс. человек откочевали через Северный Казахстан на Нижнюю Волгу и получили название калмак и в 30-х гг. ХУП в. образовалось Калмыцкое ханство.

Основой экономики джунгар было кочевое скотоводство.Численность населения составляло около одного миллиона человек, а так же 0,5 миллиона представителей других народов.

Основные джунгарские общины к началу ХУШ века занимали удобные пастбища: торгауты и дербенты по Тарбагатаю, Монгольскому Алтаю, верхнему Иртышу.

Чоросы занимали бассейн верхнего и среднего течения реки Или и ее притоков. В предгорьях Джунгарского Алатау кочевали хошоуты.

Господствующим сословием джунгарского общества были ханы и тайджи (тайши). Значительную роль играли зайсаны, управляющие родами или различными общинными подразделениями.

В 1640 году в ставке Батура на реке Или джунгарские тайши на курултае приняли “Степное уложение”, демонстрирующее их мощь и величие.

Борьба между казахами и джунгарскими владетелями продолжалась более столетия. В основе ее лежало соперничество из-за пастбищ.

После падения империи Чингис — хана монголы, в течение полутора веков жившие в условиях мира, обогащенные и численно выросшие, решили возродить былую славу своей империи. Создавая видимость, что они между собой ведут борьбу за пастбища, вторгались в пределы соседних стран. Это было осуществление плана расширения империи.

Ойраты, изгнанные из китайских базаров, искали новый рынок сбыта своих товаров. С этой целью стремились быстрее завоевать самый ближайший среднеазиатский базар.

2. Вторжения джунгар на казахские земли начались еще в ХҮП в.

При хунтайши Батуре противоречия между джунгарами и казахами переросли в непрерывные войны. Батур совершил несколько завоевательных походов против казахов.

После смерти Батур хунтайши в Джунгарском ханстве начались смуты, но с приходом к власти хунтайши Галдан-Бошокту (1670-1697) походы возобновились. А после прихода к власти хунтайши Цеван-Рабтана (1697-1727) началась полоса кровавых, драматических событий. С именем Цевана-Рабтана связаны притеснения и страдания казахского народа.

Война приняла затяжной характер и проходила с переменным успехом. Крупное вторжение джунгарских войск в пределы Казахстана произошло в 1710-1711 гг. Осенью 1710 г. было созвано собрание представителей казахских жузов. Основным вопросом на курултае был вопрос о создании единого ополчения против джунгар.

Богенбай был избран предводителем казахского ополчения. Отряды народного ополчения дали отпор джунгарам, отбросили их на восток и возвратили утраченные кочевья. Но раздробленность жузов все же брала верх. В 1717 году в верховьях реки Аягуз состоялось трехдневное сражение, закончившееся поражением казахов.

К 1723 году ситуация в казахско-джунгарских отношениях резко изменилась к худшему. После смерти китайского императора Канси был заключен джунгарско-китайский мирный договор, джунгары обезопасили себя с востока и воспользовавшись раздробленностью казахов, двинулись всей своей мощью на них.

Начались «годы великого бедствия»- «ақтабан шұбырынды, алқакөл сұлама» (1723-1727 гг.), что означает, согласно трактовке Шакарима Кудайберды-улы, «брели, пока не забелели подошвы, упав без сил, лежали вокруг озера».

Тогда же, как он писал, «родилась самая старинная казахская песня-плач – жоктау –дастан «Елимай» (О народ мой!), как символ народной скорби казахов об этой трагедии. Автором является Кожаберген жырау. Казахи вынуждены были откочевать к Ходженту, Самарканду, в пределы Хивы и Бухары.

Они отступали, бросая скот, имущество, кибитки. Джунгары захватили и разграбили Ташкент, Туркестан; погибли две трети всего народа.

Поражение 1723 года не сломило казахский народ. И уже в 1724 году под руководством Абулхаира казахи одержали первые победы. 1725 году, когда джунгары были изгнаны из Отрара, Туркестана, Сайрама.

В 1726 году стала активно проводиться политика по объединению усилий всех трех жузов для отпора джунгарам. Осенью этого года в местности Ордабасы состоялся всеказахский курултай ханов, султанов, биев, батыров трех жузов, на котором предводителем всеказахского ополчения был избран хан Абулхаир.

Крупной победой казахов завершилась битва с джунгарами весной 1728 года в предгорьях Улутау междуречье Булунты и Белеуты на широком плато Карасиыр. Эта битва носит название «битва при Буланты», а данная местность позже стала именоваться «қалмақ қырылған» — «место гибели калмыков (джунгар)».

Выдающимся событием в освободительной войне казахского народа против джунгар стала Аныракайская битва. Она произошла весной 1730 года в местности Аныракай в 120 верстах на юго-восток от южной оконечности озера Балхаш. Сражением руководил хан Абулхаир. Битва началась с поединка батыров.

Джунгарский Батыр Чарыш вызывает казахских батыров на поединок . Абильмансур (имя Абылая), спросив разрешения у хана выйти на поединок и получив его благословение, разогнал коня и, издав клич: «Аблай! Аблай!», налетел и сразил Чарыша. Калмаки дрогнули, побежали и были рассеянными казахами.

В память о поединке с Чарышем народ присвоил ему имя Аблай.

В Аныракайской битве казахи одержали победу, но ее успех закрепить помешали разногласия среди правящей верхушки.

Внезапно умер хан Болат. Возник спор, кому же быть старшим ханом. Главнокомандующий объединенными силами, хан Младшего жуза Абулхаир откочевал к западным границам Казахстана.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_53339_sotsialnaya-struktura-kazahskogo-obshchestva.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий