38.Исправительно-трудовая психология

Глава 16. Исправительно-трудовая психология. Предмет и задачи исправительно-трудовой психологии

38.Исправительно-трудовая психология

Исправительно-трудоваяпсихология исследует психологическиестороны перевоспитания лиц, совершившихпреступления, приобщения их к трудовойдеятельности и адаптации к нормальномусуществованию в нормальной социальнойсреде, динамику личности осужденного,факторы, влияющие на его перевоспитание,структуру коллектива осужденных, атакже разрабатывает практическиерекомендации по перевоспитанию иресоциализации осужденных.Исправительно-трудовая психологиятесно связана с исправительно-трудовымправом, педагогикой, психологией трудаи социальной психологией.

Передисправительно-трудовыми учреждениямистоят чрезвычайно сложные задачиперевоспитания лиц, совершившихпреступления, приобщения их к трудовойдеятельности и адаптации к нормальномусуществованию в обществе.

Этизадачи не могут быть решены безиспользования данных различных наук,изучающих личность человека, еговзаимоотношения с коллективом, а такжероль различных факторов, положительноили отрицательно воздействующих наличность осужденного.

Одной из наиболееактуальных наук, способствующих решениюуказанных выше задачу являетсяисправительно-трудовая психология,которая исследует закономерностипсихической деятельности человека,отбывающего наказание, и основныефакторы, влияющие на него в процессеперевоспитания.

Попадаяв ИТУ, почти каждый осужденный планируетдля себя только освобождение. Передвоспитателями ИТУ стоит гораздо болеесложная задача: планирование новогочеловека, умение видеть этого новогочеловека в каждом осужденном и с помощьюмер воспитательного воздействиядобиваться, чтобы осужденный тожестремился к перестройке, переделкесобственной личности.

Подвлиянием определенных условий жизни укаждого человека образуется устойчиваясистема реагирования на факторыокружающей среды, складываетсядинамический стереотип. У преступника(вора, хулигана, грабителя и т. п.

) придлительном занятии преступнойдеятельностью также вырабатываютсясвоеобразные привычки и навыки, и в этомслучае порой можно говорить о динамическомпреступном стереотипе.

Человек привыкаетк отсутствию постоянного жилья, перестаетсистематически трудиться и теряеттрудовые навыки, зато приобретаетпреступные и впоследствии каждуюситуацию рассматривает только с однойточки зрения — можно ли в данныхобстоятельствах безнаказанно совершитьпреступление?

Преждечем приспосабливать такого человека ксуществованию в нормальной социальнойсреде, необходимо разрушить его преступныйстереотип и заменить трудовым. В ИТУпреступный стереотип начинает постепенно«таять», поскольку не подкрепляетсяпреступной практикой и мысленнымповторением преступных операций.

Этотположительный процесс идет тем быстрее,чем активнее осужденный включился втрудовую, учебную и общественнуюдеятельность.

Исправительно-трудоваяпсихология исследует динамику личностиосужденного, факторы, положительновлияющие на него и способствующиеактивной перестройке его личности:режим, труд, коллектив, воспитательноевоздействие, а также факультативныефакторы семья, дружеские связи с лицами,находящимися на воле, учеба, увлечениесамодеятельностью и т. д.

Средипреступников, признанных вменяемыми,значительное количество невротиков ипсихопатов. Для перевоспитания иресоциализации этих лиц наряду с обычнымимерами необходима разработка медико -психологических методов воздействия.

Какизвестно, в юридическом аспекте наказаниеесть мера государственного принуждения,назначаемая судом лицу, умышленно илинеосторожно совершившему преступление.

В наказании выражается отрицательнаяоценка, даваемая государствомантиобщественному, противоправномудеянию и лицу, его совершившему.

Являяськарой за совершенное преступление,уголовное наказание преследуетвзаимосвязанные и взаимообусловленныецели исправления, перевоспитанияосужденного и предупреждения совершенияпреступления.

Такимобразом, наказание преследует три цели:покарать, исправить и перевоспитатьосужденного, а также предупредитьпреступление (общая и специальнаяпрофилактика). Все они имеют различноепсихологическое обоснование, и каждойиз них присущ свой психологическиймеханизм.

Впсихологическом аспекте наказание каккара есть фактор отрицательногоподкрепления. Карательная функциявыражается в причинении осужденномуфизических и моральных страданий. Мераэтих страданий и переживаний определяетсясудом, и всегда величина ее являетсяиндивидуальной.

Наказаниеимеет ряд особенностей, заставляющихосужденного переживать отрицательнуюреакцию государства. Прежде всего —отрыв от общества и от привычной длякаждого человека среды, сознаниедлительности этого отрыва.

Кроме того,это лишение определенных прав ипреимуществ, и среди них основнымявляется лишение свободы. Последнее —это ограничение ряда потребностей.

Наиболее важным является лишениечеловека возможности планировать своеповедение.

Возможностьисправления и перевоспитания осужденногооснована на присущей человеческойпсихике способности претерпеватьизменения под воздействием специальноорганизованной внешней среды, т. е. наее пластичности.

Пластичность психикивыступает, следовательно, как основнаяпсихологическая предпосылка возможностиисправления и перевоспитания. Наиболееотчетливо фактор целенаправленнойорганизации внешней среды проявляетсяв деятельности исправительно-трудовыхучреждений.

Указанные две цели наказаниядостигаются различными путями. Причинениестраданий — «карательный эффект»достигается реализацией требованийрежима и срока действия наказания иосуществляется изоляцией и принудительнойрегламентацией личностных проявленийосужденных, их жизни и быта.

Напротив,исправительно-трудовое воздействие(«исправительный эффект») достигаетсяпутем применения специальных средствисправления и перевоспитания, путемресоциализации личности.

Превентивныецели наказания имеют другие психологическиеосновы. Специальное предупреждение, т.е. предупреждение в отношении отдельныхлиц, уже совершивших преступление,достигается созданием в процессеисполнения наказания таких условий итакого «психологического климата»,которые, как предполагается, должныисключить или в значительной мерезатруднить совершение этими лицаминовых преступлений.

Действенно уже самоизъятие из той среды, в которой моглобы совершиться преступление ипредоставлявшей возможность егосовершения.Общее предупреждение какцель наказания выходит за пределы егоисполнения в отношении какого-либоконкретного осужденного.

Оно, какизвестно, представляет собой угрозупричинения физических и моральныхстраданий, обращенных к неопределенноширокому кругу лиц, склонных кантиобщественному поведению.Психологическая сторона общегопредупреждения состоит в том, чтовсознании лиц, помышляющих совершитьпреступление, всегда возникает образвозможных страданий, основанный навосприятии ряда конкретных дел.

Такимобразом, у этой группы лиц создаетсяпредставление о неотвратимости наказанияи в то же время создается системаантикриминогенных мотивов, способныхпобедить в случае борьбы мотивов.

Предметомисследования здесь являются закономерностисоциального иммунитета, толерантностиличности по отношению к антисоциальнымвоздействиям со стороны преступнойсреды, в острых конфликтных ситуациях,в период высокого эмоциональногонапряжения, под воздействием различныхфрустаторов и т. п.

Исследуются личностныеструктуры, способствующие преодолениюразрушающего воздействия антисоциальнойсреды, разрабатываются методы социальнойподдержки, саморегуляции, самоуправления,управления острой конфликтной ситуациейи преодолением ее в рамках, определяемыхзаконом, моралью и этикой.

Приэтом наряду с личностным потенциаломправонарушителя исследуются факторы,которые воздействуют на него в процессересоциализации: воспитательный процесси его методы, личность воспитателя иорганизация отношений с заключенным,режим и его положительные стороны, труди наличие в нем элементов творчества,а также ряд факультативных факторов:например, любовь к семье и стремлениес ней соединиться, увлечение самодеятельнымтворчеством, стремление овладетьпрофессией, раскрывающей творческийпотенциал заключенного, получить высшееобразование и т. д.

Юридическаяпсихология разрабатывает также новыенаправления ресоциализации: участие вформировании личности заключенногопсихологов, психотерапевтов (особенноэто относится к людям с психическимиотклонениями: психопатам, невротикам,наркоманам, алкоголикам и др.). Исследуютсяв этом процессе роль религиозныхучреждений и исповеди, способствующейглубокому переформированию личностипреступника.

Внастоящее время система органов,обеспечивающих реализацию судебныхприговоров в части отбытия наказанияи перевоспитания преступников, явно несоответствует тем требованиям, которыек ней предъявляет общество.

С однойстороны, в структуре коллективазаключенных нередко преобладаюткриминальные, «воровские» традициипреступного мира, которые оказываютжесткое отрицательное воздействие напроцесс ресоциализации отдельнойличности, человека, лишенного свободы.

С другой стороны, администрация местлишения свободы, и в том числе еевоспитательский корпус, не обладаетдостаточной психолого-педагогическойкультурой, гуманным отношением кзаключенным, и это приводит нередко кформальным мерам и формальной организациипроцесса отбытия наказания, превращаяэтот процесс в школу приобретенияпреступных навыков и традиций испособствуя дальнейшей деформацииличности заключенного.

Субъективноевосприятие и переживание кары зависятот вида режима, отношения осужденногок приговору, количества судимостей,времени нахождения в ИТУ, индивидуальныхособенностей осужденного, возраста,пола, социального и семейного положенияи т. д.

Например, женщины, как правило,сильнее и глубже, чем мужчины, переживаютограничения связей с семьей и детьми;изоляция от внешнего мира в тюрьмеглубже, чем в колонии; сельский жительболее болезненно переживает лишениесвободы в помещениях камерного типа,чем горожанин.

Работникам ИТУ важнознать, как каждая группа осужденных икаждый осужденный воспринимают ипереживают те или иные режимныеограничения.

Функциирежима необходимо рассматривать вединстве, взаимосвязях и взаимопроникновении.

Так, карательная функция, воздействуяглавным образом на потребности человека,несет в себе и элементы воспитания;воспитывающая, регулируя поведениечеловека и вырабатывая привычки, включаетэлементы принуждения, а обеспечивающаяфункция включает в себя элементы и кары,и воспитания.

Вместе с тем в некоторыхслучаях эти функции режима противоречатдруг другу, их трудно согласовать междусобой. Например, известно, что лучшимивоспитывающими свойствами обладаеттруд на современном автоматизированноми механизированном производстве.

Однакона первом этапе трудового воспитанияособо опасные рецидивисты должныпривлекаться к тяжелому физическомутруду. Это диктуется необходимостьюусиления карательной стороны ихнаказания. Так возникает противоречиемежду карательной и воспитывающейфункциями режима.

Умелое разрешениеэтих противоречий — одна из задач,стоящих перед исправительно-трудовымиучреждениями. В ходе ее решенияпсихологические исследования режимапомогают праву определить эффективныенормы, отвечающие психологическимвозможностям человека, а педагогика —совершенствовать методику применениярежима в педагогических целях .Определениеправил режима должно быть всегдапсихологически обоснованным,соответствующим научным требованияморганизации жизни и деятельностиосужденных. В этом случае они окажутмаксимальное воздействие.

Висправительно-трудовой доктринекарательная функция должна уступитьместо более тонким методам индивидуальноговоздействия, которые основаны на глубокомпсихологическом анализе личностиосужденного и преследуют целипсихологической коррекции его поведения.Актуальным становится диалог с осужденнымкак альтернатива репрессии. Это потребуетучастия в воспитательном процессе встенах тюрем и колоний специалистов посоциологии, психологии, священнослужителейи др.

Средиосужденных (особенно молодых) растетколичество лиц с различными отклонениямиот психической нормы: психопатией,легкой дебильностью, акцентуациямихарактера и др. Успешное воспитательноевоздействие на этих лиц обеспечиваетсяв результате комплекса медицинских,психологических и педагогическихметодов, а это требует взаимодействияпсихологов, психиатров и педагогов.

Реальнаягуманизация исправительно-трудовойсистемы должна привести к сокращениюсроков наказания, ибо длительное лишениесвободы (свыше трех лет) ведет к деградацииличности заключенного и далее к деградацииколлектива осужденных, являясь почвойдля культивирования «воровских»традиций, нравов и стереотипов. Однакоотносительно краткое лишение свободытребует высокого уровня психолого-педагогическойкультуры со стороны всех работниковИТУ, которые могли бы достаточно точнодиагностировать личность и применитьнадежную систему психолого-педагогическихметодов коррекции.

Значениепрогрессивной системы состоит в том,что, предоставляя льготы осужденным,снимая ограничения и расширяя взависимости от степени исправления ихсвязи и контакты с внешним миром, онаспособствует активному включению самихосужденных в процесс исправления,перевоспитания и практической подготовкик жизни на свободе. Градация мер лишениясвободы в зависимости от степени усердияв труде и стремления осужденного встатьна правильный, честный путь способствуетзакреплению этого стремления. Созданиеопределенной системы параллельных ипоследовательных целей, рубежей (далекихи близких), стимулов благотворноотражается на личности; поддержаниепсихологической напряженности, связаннойсо стремлением личности улучшить своеположение путем получения льгот,благоприятствует более быстромузакреплению складывающихся положительныхвзглядов, установок и форм поведения.Все это способствует эффективнойперестройке направленности личности.

Источник: https://studfile.net/preview/844650/page:66/

Читать онлайн Юридическая психология. Шпаргалка страница 17. Большая и бесплатная библиотека

38.Исправительно-трудовая психология

Исправительно-трудовая психология исследует:

1) психологические стороны перевоспитания лиц, совершивших преступления;

2) возможности приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в нормальной социальной среде;

3) динамику личности осужденного;

4) факторы, влияющие на его перевоспитание;

5) структуру коллектива осужденных;

6) разрабатывает практические рекомендации по перевоспитанию и ресоциализации осужденных.

Возможность исправления и перевоспитания осужденного основана на присущей человеческой психике способности претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней среды.

Пластичность психики выступает, следовательно, как основная психологическая предпосылка возможности исправления и перевоспитания индивида.

Наиболее отчетливо фактор целенаправленной организации внешней среды проявляется в деятельности исправительно-трудовых учреждений.

Юридическая психология разрабатывает также новые направления ресоциализации, т. е.

участия в формировании личности заключенного психологов, психотерапевтов (в частности, это относится к людям с психическими отклонениями — психопатам, невротикам, наркоманам, алкоголикам и др).

В этом процессе исследуется роль религиозных учреждений и исповеди, способствующих глубокому переформированию личности преступника.

Перед исправительно-трудовыми учреждениями стоят очень сложные задачи перевоспитания лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в обществе.

Исправительно-трудовая психология тесно взаимосвязана с исправительно-трудовым правом, педагогикой, психологией труда и социальной психологией.

Задачи исправительно-трудовой психологии не могут быть реализованы без использования наук, изучающих личность человека, его взаимоотношения с коллективом и обществом, а также роль различных факторов, положительно или отрицательно воздействующих на личность осужденного.

Исправительно-трудовая психология является одной из наиболее актуальных наук, способствующих решению указанных выше задач. Она исследует закономерности психической деятельности человека, отбывающего наказание, и основные факторы, влияющие на него в процессе перевоспитания.

Не секрет, что среди осужденных встречаются лица с различными отклонениями от психической нормы: психопатией, легкой дебильностью, акцентуациями характера и др.

Успешное воспитательное воздействие на этих лиц обеспечивается в результате комплекса педагогических, психологических и медицинских методов, что требует тесного взаимодействия психологов, психиатров и педагогов.

55. Динамика личности осужденного и воспитательный процесс

Наряду с трудом и воздействием коллектива воспитание является одним из главных факторов, определяющих формирование личности осужденного.

Роль воспитателя заключается в использовании всех этих факторов, организации их воздействия на личность. Условия изоляции в исправительных учреждениях не позволяют использовать все меры воспитательного воздействия на личность.

Среди осужденных имеется большое количество педагогически запущенных людей, к которым требуется строгий индивидуальный подход. Воспитатель должен прививать осужденным принятое в обществе мировоззрение, а также ряд других важных качеств: патриотизм, гуманность, честность и т. д.

Для того чтобы выработать эти качества, воспитатель сам должен твердо верить в конечный успех этой работы, с какими бы трудностями ему ни пришлось столкнуться, и его вера должна передаваться осужденным.

Большое значение в решении этих вопросов имеет знание воспитателя индивидуальных особенностей осужденного.

Воспитатель должен обладать умением слушать людей и, разговаривая с ними, находить индивидуальный подход к каждому из них. Воспитатель ИУ должен быть хорошим организатором, волевым человеком. Постоянно работая с людьми, он преследует цель правильно решать производственные и воспитательные задачи.

Талант воспитателя проявляется в создании коллектива осужденных, в руководстве этим коллективом и производственными процессами, в которых участвуют осужденные . Воспитательный процесс в условиях ИУ — это процесс творческий, учитывающий особенности личности каждого осужденного, группы осужденных и всего коллектива в целом.

Только в том случае, если воспитатель знает специфику направленности личности осужденного, истинные его взгляды и убеждения, можно добиться успеха.

Исправительно-трудовая психология в анализе и оценке личности осужденного исходит из оптимистического прогноза:

1) в каждом человеке можно обнаружить положительные черты, какие бы страшные преступления он ни совершил;

2) опираясь на эти положительные черты, можно приступить к переделке и формированию социально-положительной личности.

В ряде случаев можно говорить о так называемой реституции — восстановлении в личности положительных ее аспектов, утраченных ею вследствие длительной преступной деятельности и неблагоприятных внешних воздействий;

3) перспективным является исправление правонарушителя через исповедь, покаяние, примирение с потерпевшим. Именно это создает предпосылки для подлинной перестройки личности, ее ресоциализации и создания перспективы социальной адаптации.

56. Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе

Завершающим и ответственным этапом ресоциализации бывшего осужденного является его приспособление к жизни на свободе, как правило, в новых, порой трудных условиях, при бытовой неустроенности, разрушении прежних социальных связей, отсутствии жилья, больших сложностях в трудоустройстве и т. д.

Для преодоления этих сложных жизненных ситуаций и адаптации к жизни на свободе от освобожденного требуется терпение, выносливость, значительные душевные усилия. Как показывает практика, труднее всего адаптироваться лицам, совершившим насильственные преступления, а также грабителям, ворам.

Ни для кого не секрет, что нередко лица, вышедшие из исправительного учреждения, вновь совершают преступления. А причина лежит в неустроенности и душевном дискомфорте.

Поэтому существует необходимость проведения в условиях исправительного учреждения специальной работы по психологической подготовке освобождающихся к жизни в новых условиях.

Наиболее распространенной формой психологического воздействия является психотерапевтическая беседа с освобождаемым.

В беседу включаются следующие вопросы:

1) информация о порядке освобождения и соблюдении в дальнейшем правил административного надзора;

2) ознакомление с правилами прописки;

3) консультации по трудоустройству;

4) рекомендации по восстановлению контактов в семье;

5) советы, где и как продолжить учебу;

6) как вести себя при недоверии и настороженном отношении к освобожденному со стороны свободных граждан и т. д.

Психотерапевтические беседы проводятся индивидуально или в группах осужденных, хорошо знающих друг друга, близких по психологическому складу, так как именно в группах легче возникают отношения взаимной откровенности.

При этом роль воспитателя, психолога и психотерапевта заключается в том, чтобы подсказать на конкретных примерах верный выход из того или иного жизненного затруднения.

С замкнутыми или легко ранимыми осужденными нужно проводить преимущественно индивидуальные беседы.

В процессе психологической подготовки осужденных к жизни в новых условиях самое главное — активизировать положительные качества личности.

Это делается посредством обращения к лучшим сторонам личности, напоминанием о былых заслугах, активизацией позитивных установок и морально-политических чувств, выражением уверенности в том, что осужденный оправдает доверие воспитателей и т. п. Кроме того, вскользь можно напомнить и о прошлых ошибках.

Но излишнее напоминание об отрицательных качествах личности осужденного, как правило, вызывает у людей, решивших порвать с преступным прошлым, психологический барьер, а это делает личность невосприимчивой к психологическим воздействиям.

Источник: https://dom-knig.com/read_241092-17

Исправительно-трудовая психология. Учебное пособие

38.Исправительно-трудовая психология

Исправительно-трудовая психология. Учебное пособие / Глоточкин А.Д., Деев В.Г., Папкин А.И., Пирожков В.Ф., и др.; Под ред.: Глоточкин А.Д., Игошев К.Е., Платонов К.К. — Рязань: Изд-во РВШ МВД СССР, 1985. — 356 c.

Глоточкин А.Д., Деев В.Г., Папкин А.И., Пирожков В.Ф., Платонов К.К., Пономарев И.Б., Пономарева Е.А., Столяренко А.М., Сухов А.Н., Тимашев М.В., Ушатиков А.И., Под ред.: Глоточкин А.Д., Игошев К.Е., Платонов К.К.

:
Исправительно-трудовая психология. Учебное пособие

Тип: ИзданиеАвторы: Глоточкин А.Д., Деев В.Г., Папкин А.И., Пирожков В.Ф., Платонов К.К., Пономарев И.Б., Пономарева Е.А., Столяренко А.М., Сухов А.Н., Тимашев М.В., Ушатиков А.И., Под ред.: Глоточкин А.Д., Игошев К.Е., Платонов К.К.Издательство: Изд-во РВШ МВД СССРМесто издания: РязаньКоличество страниц: 356Год издания: 1985 г.

От научных редакторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 Раздел I. Методологические и естественнонаучные основы исправительно-трудовой психологии Глава 1.

Психология как наука, ее философские и естественнонаучные основы § 1. Предмет психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5 § 2. Методологические основы психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 § 3. Естественнонаучные основы психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 § 4. Отрасли психологической науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

20 Глава 2. Исправительно-трудовая психология, ее предмет, задачи и место среди других наук § 1. Предмет исправительно-трудовой психологии . . . . . . . . . . . . . . . .25 § 2. Структура исправительно-трудовой психологии . . . . . . . . . . . . . . .27 § 3. Задачи исправительно-трудовой психологии . . . . . . . . . . . . . . . . 30 § 4.

Место исправительно-трудовой психологии в системе наук . . . . . . . . . 32 Глава 3. Принципы и методы изучения личности и коллектива (группы) осужденных § 1. Изучение личности и коллектива (группы) осужденных — необходимое условие организации процесса исправления и перевоспитания . . . . 35 § 2. Принципы изучения личности и коллектива (группы) осужденных . . . . . . .36 § 3.

Методы изучения личности и коллектива (группы) осужденных . . . . . . . .38 Глава 4. Историческое развитие пенитенциарно-психологических взглядов § 2. Возникновение и развитие реакционных концепций неисправимости преступника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 § 2. Возникновение и развитие прогрессивных концепций исправимости личности преступника . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47 § 3. Развитие советской исправительно-трудовой психологии . . . . . . . . . . 52 Раздел II. Индивидуально-психологические особенности личности осужденного Глава 5. Социально-психологическая теория личности и ее деятельности § 1. Общая характеристика личности и ее социальной природы . . . . . . . . . .59 § 2.

Динамическая функциональная структура личности . . . . . . . . . . . . . 61 § 3. Личность и деятельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .64 § 4. Психологическая структура деятельности личности . . . . . . . . . . . . .66 § 5. Внимание как способ организации деятельности личности . . . . . . . . . .68 Глава 6.

Психологические особенности личности с асоциальным поведением § 1 Критика буржуазных концепций отклоняющегося поведения . . . . . . . . . . 72 § 2. Понятие нормы и нормотипа личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 § 3. Марксистская концепция отклоняющегося поведения . . . . . . . . . . . . .76 § 4. Психологическая типология личностей осужденных . . . . . . . . . . . . .

79 Глава 7. Познавательные процессы у осужденных § 1. Ощущения и восприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87 § 2. Представления и память . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 § 3. воображение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .94 § 4. Мышление и речь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .97 Глава 8.

Эмоции, чувства и их проявление у осужденных § 1. Сущность эмоций и чувств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .102 § 2. Классификация эмоций и чувств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103 § 3. Особенности эмоций и чувств у осужденных . . . . . . . . . . . . . . . .107 § 4. Условия и пути воспитания и перевоспитания чувств у осужденных . . . . .110 Глава 9.

Воля и ее воспитание у осужденных § 1. Понятие воли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113 § 3. Психологическая структура воли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .115 § 3. Волевое действие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .118 § 4. Воспитание и перевоспитание воли у осужденных . . . . . . . . . . . . . 120 Глава 10.

Психические состояния осужденных § 1. Сущность психические состояний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .125 § 2. Классификация психических состояний . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126 § 3. Причины психических состояний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129 § 4. Типические состояния осужденных и их влияние на психическую деятельность . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . .130 § 5. Управление психическими состояниями осужденных в процессе их исправления и перевоспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .135 Глава 11. Направленность личности осужденного § 1. Общая характеристика направленности личности . . . . . . . . . . . . . .137 § 2. Структура направленности личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138 § 3.

Характеристика мотивов деятельности осужденного . . . . . . . . . . . . 140 § 4. Оценка качеств направленности личности осужденного . . . . . . . . . . .144 Глава 12. Темперамент § 1. Темперамент и тип нервной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147 § 2. Использование учения о темпераментах в воспитательной работе с осужденными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . .153 Глава 13. Характер и его проявления у осужденных § 1. Понятие характера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155 § 2. Влияние лишения свободы на характер осужденного . . . . . . . . . . . . 161 § 3. Пути и условия исправления и перевоспитания характера осужденных . . . .164 Глава 14. Способности и их развитие у осужденных § 1. Понятие способностей . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .168 § 2. Признание личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .172 § 3. Нравственные и правоправные способности . . . . . . . . . . . . . . . . 174 Глава 15. Психологические особенности осужденных, обусловленные из возрастом и полом § 1. Возраст осужденных как социальная категория . . . . . . . . . . . . . . 178 § 2.

Психологические особенности осужденных подросткового возраста, содержащиеся в ВТК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180 § 3. Психологические особенности осужденных юношеского возраста, содержащихся в ВТК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183 § 4. Психологические особенности осужденных молодежного возраста . . . . . . 187 § 5.

Психологические особенности осужденных зрелого, пожилого и старческого возрастов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .189 § 6. Психологические особенности осужденных женщин . . . . . . . . . . . . . 191 Раздел III. Социально-психологические проблемы исправительно-трудовой психологии Глава 16. Общая характеристика психологии групп и коллективов осужденных § 1.

Понятие о группах и коллективах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195 § 2. Сущность психологии группы и коллектива . . . . . . . . . . . . . . . . 198 § 3. Социально-психологическая структура коллектива осужденных . . . . . . . 200 § 4. Малы неофициальные группы осужденных . . . . . . . . . . . . . . . . . .203 § 5. Лидерство в малых группах осужденных . . . . . . . . . . . . . . .

. . .210 Глава 17. Социально-психологические явления в контактных общностях осужденных § 1. Контактное общение и социально-психологические явления, возникающие в нем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .213 § 2. Коллективное мнение осужденных и его формирование . . . . . . . . . . . 221 § 3. Коллективные (групповые) настроения . . . . . . . . . . . . . . . . . .

226 § 4. Коллективные и групповые традиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228 Глава 18. Конфликты в общностях осужденных и психологические предпосылки их разрешения § 1. Понятие и виды конфликтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233 § 2. Причины возникновения конфликтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .235 § 3. Динамика развития конфликтов среди осужденных . . .

. . . . . . . . . . 238 § 4. Социально-психологические предпосылки профилактики и разрешения конфликтов среди осужденных . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241 Раздел IV. Социально-психологическая характеристика основных средств исправления и перевоспитания осужденных Глава 19. Психологическая характеристика процесса исправления и перевоспитания осужденных § 1.

Понятие исправления и перевоспитания осужденных . . . . . . . . . . . . 244 § 2. Психологические предпосылки исправления и перевоспитания . . . . . . . .245 § 3. Трудновоспитуемость и ее психологическая природа . . . . . . . . . . . .249 § 4. Критерии и степени исправления осужденных . . . . . . . . . . . . . . . 250 Глава 20.

Психология режима исполнения и режима отбывания наказания в ИТУ § 1. Режим и его влияние на психику осужденного . . . . . . . . . . . . . . .255 § 2. Психологическое воздействие на осужденного изменений условий его содержания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259 § 3. Психологические условия эффективности воздействия режима на осужденных . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .262 Глава 21. Психология труда и трудового перевоспитания осужденных § 1. Психологическая сущность труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .265 § 2. Психология труда в ИТУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .266 § 3. Психология трудового перевоспитания осужденных . . . . . . . . . . . . .271 Глава 22.

Психологические основы организации политико-воспитательной работы среди осужденных § 1. Общая психологическая характеристика и функции политико-воспитательной работы с осужденными . . . . . . . . . . . . . . . . 278 § 2. Переубеждение и его сущность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .279 § 3. Формирование у осужденных установки на исправление . . . . . . . . . . .281 § 4.

Преодоление психологических барьеров в воспитательной работе с осужденными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .283 § 5. Социально-психологические и психологические условия действенности политико-воспитательной работы с осужденными . . . . . . . . . . . . . . . . 285 Глава 23. Психологические основы обучения осужденных § 1.

Специфика общеобразовательного и профессионально-технического обучения осужденных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .288 § 2. Формирование у учащихся-осужденных навыков и умений . . . . . . . . . . 290 § 3. Перестройка отношения осужденных к обучению в школе и профессионально-техническом училище . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .294 § 4.

Психология воспитывающего обучения осужденных . . . . . . . . . . . . . 296 Глава 24. Психологическая подготовка и адаптация осужденных к жизни в новых условиях § 1. Понятие психологической подготовки осужденных . . . . . . . . . . . . . 298 § 2. Виды психологической подготовки осужденных . . . . . . . . . . . . . . .299 § 3. Принципы психологической подготовки . . . . . . . . . . . . .

. . . . . 302 § 4. Формы и методы психологической подготовки осужденных . . . . . . . . . .304 § 5. Понятие и виды социальной и социально-психологической адаптации и реадаптации осужденных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307 § 6. Характеристика процесса адаптации осужденных к условиям свободы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310 § 7.

Руководство процессом адаптации и реадаптации осужденных к условиям новой среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314 Глава 25. Психологические основы исправления и перевоспитания условно осужденных и условно освобожденных с обязательным привлечением к труду § 1. Психологические особенности личности и коллективов условно осужденных (освобожденных) . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . 318 § 2. Психологические проблемы совершенствования организации воспитательной деятельности сотрудников органов, использующих наказания, не связанные с лишением свободы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322 Раздел V. Психология управления процессом исправления и перевоспитания осужденных Глава 26.

Психологическое содержание и особенности деятельности сотрудников ИУТ § 1. Психологические особенности деятельности сотрудников ИТУ . . . . . . . .325 § 2. Характеристика деятельности сотрудников ИТУ в напряженных ситуациях . . 328 § 3. Специфика коллективной деятельности сотрудников ИТУ . . . . . . . . . . 330 Глава 27.

Психология личности воспитателя исправительно-трудового учреждения § 1. Общие требования к личности воспитателя ИТУ . . . . . . . . . . . . . . 333 § 2. Модель личности воспитателя ИУТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337 Глава 28. Психологические основы формирования коллектива сотрудников ИТУ § 1. Общая характеристика коллектива сотрудников ИТУ . . . . . . . . . . . . 341 § 2. Характеристика основных социально-психологических явлений в коллективе сотрудников ИТУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343 § 3. Положение сотрудников в служебном коллективе . . . . . . . . . . . . . .346
Возможно, Вас так же заинтересуют следующие издания:

  • Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф., Платонов К.К.,Исправительно-трудовая психология. Учебник →
  • Борисов В.М., Деев В.Г., Ковалев О.Г., Поздняков В.М., Семенов В.А., Сухов А.И., Ушатиков А.И.,Пенитенциарная психология. Программа для ВУЗов МВД РФ →
  • Деев В.Г., Казанцев В.Н., Сазонов Ф.Г., Севрюгин А.С., Соколов И.И., Сухов А.Н., Ушатиков А.И., Шмаров И.В.,Методики прикладных исследований микросреды и личности осужденного в исправительно-трудовом учреждении. Учебное пособие →
  • Бакеева В.А., Кукушкина В.М., Пирожкова В.Ф., Пономарева И.Б., Столяренко А.М., Черненилова В.И., Столяренко А.М.,Вопросы социальной психологии в укреплении правопорядка. Учебное пособие →
  • Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф.,Психология коллектива заключенных. Лекция →
  • Ковалев О.Г., Ушатиков А.И., Фельдштейн Д.И.,Криминальная психология. Учебное пособие  →
  • Папкин А.И., Папкин И.А.,Юридическая психология. Учебно-методическое пособие →

Источник: http://lawlibrary.ru/izdanie14921.html

Исправительно-трудовая психологияСтраница 1

38.Исправительно-трудовая психология

1) Психология осужденного, задачи и факторы ресоциализации.

2) Психологический анализ коллектива осужденных.

3) Методы психологического воздействия на осужденных в процессе их перевоспитания.

4) Проблема адаптации освобождённого в условиях жизни на свободе.

1. Психология осужденного, задачи и факторы ресоциализации.

Исправительно-трудовая психология изучает психологические стороны перевоспитания лиц, совершивших преступление.

Изучает динамику личности осужденного, факторы, влияющие на его перевоспитание, структуру коллектива осужденных, а также разрабатывает практические рекомендации по перевоспитанию и ресоциализации осужденных.

Каждый осужденный, попадая в исправительно-трудовое учреждение, планирует для себя только окончание срока наказания. В связи с этим, перед воспитателями учреждения стоит более сложная задача: воспитать человека. Добиться, чтобы сам осужденный стремился к перевоспитанию и переделу своей собственной личности.

Нахождение в местах лишения свободы, отражается на психологии человека. Наиболее типичным состоянием осужденного является:

1) состояние ожидания изменений (пересмотра дела, расконвоирования, освобождения);

2) нетерпение.

Данные виды состояния характеризуются повышенной напряжённостью, что приводит к резким порывам в поведении человека.

Может развиться состояние безнадёжности, обречённости, что влечёт за собой апатию, пассивность во всех действиях и проявлениях. Типичные явления — тоска по дому, свободе, мобильным людям, что внешне выражается в отрешённости и оцепенении, под влиянием тоски и раздражительности.

Изменение психических состояний связано с периодами нахождение в месте лишения свободы. Существуют следующие психологические периоды:

период адаптации или привыкания к новым условиям жизни (3-4 месяца). Особенно остро ощущается ограничение потребностей, изменение имеющихся стереотипов поведения. Это приводит к возникновению отрицательных эмоций, становится причиной психологических срывов, нарушений режима и т.д. То есть, на этой стадии особенно необходимы со стороны воспитателя терпение и такт по отношению к осужденному.

Период проявления. Развития интересов в новых условиях жизни. Он связан с появлением положительных эмоций, состояний вызывающих и повышающих психологическую активность осужденного. Интересы, способствующие таким состояниям могут быть различными: свидание с родственниками, выполнение работы, культурный досуг, учёба и т.д.

Период сочетания внешнего воздействия с самовоспитанием. Характеризуется появлением целей в жизни, выработкой путей их достижения. В психологии осужденного в большей степени проявляется раскаяние в совершённом преступлении и желание возместить причинённый вред.

Период предшествующий освобождению. Ожидание освобождения часто протекает тяжело. Это связано с переживанием трудностей, которые ожидают осужденного в новых условиях. По этой причине возможно развитие психических состояний угнетённости и раздражительности.

Для процесса перевоспитания осужденного используется обучение, труд, общение. Однако, они обязательно сочетаются с режимом. Режимом обычно называют установленный распорядок труда, питания и отдыха в исправительно-трудовом учреждении.

Соблюдение режима обеспечивается посредством охраны и надзора за осужденными, использованием мер поощрения и взыскания, применения, в строго определённых случаях, особых мер безопасности (оружия, наручников, смирительных рубашек). Основной базой действия режима как фактора является его жёсткость и неуклонность требования его выполнения.

Человек смиряется с действием режима и, сознавая его неотвратимость, бывает вынужден принять его внутренних протестов и конфликтов.

Труду как особому фактору воздействия отводится особое место. Труд воспитывает в человеке сознательность, дисциплинированность, чувство товарищества и коллективизм.

Труд должен перевоспитывать преступника, помочь ему найти своё место в жизни, чтобы стать полноправным членом общества. Труд не должен отуплять тяжестью или бесцельностью.

То есть, главная цель воспитательного процесса сделать так, чтобы труд становился необходимой потребностью осуждённого. Когда это достигнуто, можно говорить о положительном моменте перевоспитания личности.

2. Психологический анализ коллектива осужденных.

Создание коллектива осужденных является важным фактором перевоспитания. В исправительно-трудовых учреждениях воздействие на личность всегда происходит через коллектив и это воздействие будет более целенаправленным, чем скорее удаётся создать коллектив. Коллектив осужденных не представляет однообразную массу.

Он состоит из отдельных ячеек — индивидуальностей, личностей, которые, в свою очередь, образуют группы. При создании группы учитывается интенсивность прошлой преступной деятельности, её вид, отбывание наказания в прошлом, проявляющееся отношение к мерам воздействия, к режиму.

Для того, чтобы целенаправленно воздействовать на перевоспитание осужденных, необходимо иметь представление коллектива осужденных и каждой отдельной его личности.

Характеристика применяемых методов и методик
В соответствии с логикой исследования и с целью проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы и методики: 1) изучение и теоретический анализ научной литературы в области общей, возрастной, педагогической, психосемантики, реабилитационной педагогики, связанной с проблемой развития и становления морального самосознания подр …

Тактические приемы на переговорах
Ряд тактических приемов может применяться независимо от того, на каком этапе находится процесс переговоров. Использование же других приемов ограничено рамками конкретного этапа. А. Приемы, имеющие широкое применение на всех этапах. 1. «Уход» связан с закрытием позиции. Примером «ухода» может служить просьба отложить рассмотрение вопро …

Личность
В своей первой книге «Личность: психологическая интерпретация» Олпорт описал и классифицировал более 50 различных определений личности. Он делает вывод, что адекватный синтез существующих определений может быть выражен в фразе: «Человек – это объективная реальность». Данное определение настолько же всеобъемлюще, насколько вмес …

Источник: http://www.goodplogic.ru/glogs-71-1.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий