37: Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации.

3. Понятие и стадии законотворчества в Российской Феде­рации

37: Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации.

Законотворческийпроцесс — главнаясоставная часть правотвор­ческогопроцесса, его сердцевина. Именно принятиезаконов прежде всего характеризуетданный процесс в целом. Кроме законовпродук­цией правотворчества выступаютподзаконные нормативные акты, правовыеобычаи, нормативные договоры, юридическиепрецеденты.

Законотворчество— сложный, неоднородный процесс,включаю­щий в себя следующиестадии:

  1. законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган.

    Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но при­нять или отклонить его — право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст.

    104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депу­татам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ;

  2. обсуждение законопроекта — важная стадия, которая начинает­ся в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоре­чия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

  3. принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов ания (простым большинством и квалифицированным). При­нятие закона — главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии:

а) принятиезакона Государственной Думой (федеральныезаконы принимаются простым большинством от общего числа депутатовГосударственной Думы, т.е. 50% + 1 голос;федеральные конституционные законысчитаются принятыми, если за нихпроало не менее 2/3 отобщего числа депутатов ГосударственнойДумы);

б) одобрениезакона Советом Федерации (всоответствии с ч. 4 ст.

105 Конституции РФ«федеральный закон считается одобреннымСоветом Федерации, если за негопроало более половины от общегочисла членов этой палаты либо если втечение четырнадцати дней он не былрассмотрен Советом Федерации»; всоответствии с ч.

2 ст. 108 Конституции РФ«федеральный конституционный законсчитаетсяпринятым, если он одобрен большинствомне менее трех чет­вертей отобщего числа членов Совета Федерации»);

в)подписаниезакона Президентом РФ (согласноч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 Конституции РФ,Президент в течение четырнадцати днейподписывает одобренный закон и обнародуетего); —

4)опубликованиезакона (какправило, федеральные конституци­онныезаконы и федеральные законы подлежатофициальному опуб­ликованию в течениесеми дней после их подписания ПрезидентомРФ; неопубликованные законы неприменяются).

4. Своеобразие правотворчества субъектов Российской Федерации

КонституцияРФ в соответствии с ч. 4 ст. 76 представляетсубъек­там Федерации право вне пределовведения РФ, совместного ведения РоссийскойФедерации и ее субъектов осуществлятьсобственное пра­вовое регулирование,включая принятие законов и иныхнормативных актов.

Такое регулированиеможет быть осуществлено в сфере приня­тияи изменения конституций республик(уставов краев и областей), территориальногоустройства субъектов Федерации,государственной (на уровне субъектовРФ) и муниципальной службы, бюджета,нало­гов и сборов субъектов РФ.

Своеобразиеправотворчества субъектов РФ заключаетсяв следу­ющем:

1)расширились полномочия в сфереправотворчества — регионы впервыеполучили право принимать законы какакты высшей юриди­ческой силы. Этосвязано с укреплением подлиннофедеративного на­чала. За последниегоды субъектами РФ принято уже несколькосотен

законов(например, в Саратовской области —законы о государствен­ной и муниципальнойслужбе, о референдуме Саратовскойобласти и т.п.);

  1. все большее место в правотворчестве регионов начинают зани­мать соглашения и договоры между субъектами Федерации или даже отдельными администрациями, которые регулируют вопросы, возни­кающие в социально-экономической и культурной сферах;

  1. правотворчество субъектов РФ отличает довольно значитель­ная самобытность, отражающая специфику и статус того или иного региона (например, в республиках в большей мере принимаются ко­дифицированные акты — кодексы, на Северном Кавказе особую роль играют национальные и религиозные обычаи). Перед субъектами РФ стоят цели — учитывать в правовом регулировании местные, регио­нальные природные и национальные особенности, осуществлять поиск оптимальных путей развития и конкретизации положений об­щефедерального законодательства;

  1. правотворчество субъектов РФ должно осуществляться в соот­ветствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами. Между тем на практике в современных ус­ловиях более трети нормативных актов субъектов Федерации проти­воречат общефедеральным актам;

'5) в рамках субъектов РФ принимаютнормативные акты и много­численныенегосударственные структуры — преждевсего органы местного самоуправления.

Источник: https://studfile.net/preview/2847369/page:2/

Понятие и стадии законотворчества в РФ

37: Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации.

Законотворческий процесс — главная составная часть право­творческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:

1) законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган.

Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его — право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст.

104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ;

2) обсуждение законопроекта — важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

3) принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов ания (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона — главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные конституционные законы считаются принятыми, если за них прого­лосовало не менее 2/ 3 от общего числа депутатов Государственной Думы);

б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст.

105 Конституции РФ «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации»; в соответствии с ч.

2 ст. 108 Конституции РФ «федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации»);

в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 Конституции РФ, Президент в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его);

4) опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2, Теория права. М, 1996. Т. 2. Тема 9.

Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права, М., 1996. Гл. 21. С. 206—210.

Дубов И.А. Законодательная инициатива; проблемы и пути совершенст­вования //Государство и право. 1993. № 10.

Конституция. Закон. Подзаконный акт. М., 1994.

Кудрявцев В.М., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995.

Малков В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов // Государство и право. 1995. № 5.

Марченко МЛ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 16. С. 384—394.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пигожина. 2-е изд. М., 1995. С. 208—216.

Поленика СВ. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 16.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 22. С. 407—416.

Систематизация нормативных актов: понятие и виды

Нормативные акты принимаются различными органами в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу.

Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии.

Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.

Отсюда, систематизация — это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разреше­ния юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Выделяют такие виды систематизации, как:

1) инкорпорация — форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация — самый простой вид систематизации.

Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации, ко второй — сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.п.

На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде;

2) консолидация — форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение.

Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является «компромиссной» систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации.

Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации;

3) кодификация — форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность.

Поэтому кодификация — способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института).

Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.).

Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт — кодекс, в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Венгеров А.Б, Теория государства и права. М., 1998. Гл. 16. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл.21. С. 218—222.

Комаров С.А. Общая теория государства и права. М, 1997. Гл. 13.

Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М, 1998. Гл. 12.

Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 2. Гл. 9.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 14.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. С. 164—167.

Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995. С. 89—

100.

Сенякин ИМ. Специализация и унификация российского законодатель­ства. Саратов, 1993.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юрисгь, 1997. Гл. 16.

ХропанюкВ.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 186—190.

Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995. С. 27—29.

Юридическая техника

Юридическая техника — это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.

Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности.

Юридическая техника признана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

К техническим средствам относят юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.).

К техническим правилам относят:

1) ясность и четкость, простоту и доступность языка правовых актов;

2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;

3) последовательность в изложении юридической информации;

4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

К техническим приемам относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную организацию правового акта (вводная часть — преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Венгеров А.В. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Т. 2. Тема 9.

Власенко Н.А. Основы законодательной техники. Иркутск, 1995.

Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 21. С. 222—224.

Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. М., 1991.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. С. 216—219.

Полента СВ. Законотворчество в Российской Федерации. М, 1996.

Сандевуар П. Введение в право. М., 1994.

Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. Екатеринбург, 1993.

Язык закона / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1990.



Источник: https://infopedia.su/7xdb14.html

Теория государства и права. Курс лекций

37: Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации.

В юридической теории и практике нередко происходит непроизвольная и ничем не оправданная подмена понятия и явления «правотворчество» и «законотворчество».

Ибо когда мы говорим о стадиях процесса правотворчества, то по логике вещей должны рассматривать стадии процесса принятия, изменения или отмены всех вместе и каждого в отдельности нормативного правового акта.

В тех же случаях, когда речь идет о стадиях процесса законотворчества, то рассмотрению подлежат лишь стадии принятия, изменения или отмены конституционных и текущих (обыкновенных) законов.

Законотворческий процесс — основная часть правотворческого процесса. Если результатом правотворчества в целом являются различные формы права — законы, подзаконные нормативные правовые акты, нормативные договоры, юридические прецеденты, то результатом законотворчества являются законы.

В законотворческом процессе можно выделить два этапа: неофициальный (подготовка нормативного правового акта) и официальный (его принятие). Принятие нормативного правового акта (официальный этап) процедурно жестко определено и включает в себя следующие стадии.

1. Законодательная инициатива — это процедура внесения проекта нормативного правового акта обычно в нижнюю палату парламента (в некоторых государствах возможно внесение проекта закона в любую из палат парламента). Субъекты права законодательной инициативы определены Конституцией.

Это право порождает у законодательных органов обязанность рассмотреть законопроект. Но предварительно происходит его экспертиза с точки зрения актуальности предмета регулирования, задач и целей законотворчества на данном этапе, просчитывается также экономическая обоснованность принятия акта.

При положительном заключении, как правило, Комитет по законодательству Государственной Думы РФ официально включает проект нормативного правового акта в повестку дня заседания Государственной Думы.

«Необходимым условием внесения законопроекта является представление вместе с ним ряда разработок и материалов, в том числе теста законопроекта; обоснования необходимости принятия закона и прогноза последствий его принятия; перечня законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта и др.». Законопроекты по предметам совместного ведения направляются субъектам РФ для одобрения. Только после данного этапа возможно рассмотрение закона во втором чтении.

2. Обсуждение законопроекта — это стадия законотворческого процесса, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада инициатора внесения законопроекта (субъекта права законодательной инициативы). Документ должен приобрести необходимое качество, должны быть устранены пробелы и неточности.

Обычно обсуждение законопроекта предполагает два чтения или более. В первом чтении обсуждается общая концепция закона, во втором чтении вносятся к нему поправки. Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, направляются в соответствующий комитет Государственной Думы. Комитет проводит их экспертизу.

Затем доработанный законопроект направляется в Совет Государственной Думы, который включает его в повестку дня палаты для рассмотрения во втором чтении. Здесь проводится ание об одобрении или отклонении поправок, затем проводится ание о принятии акта за основу.

Принятый во втором чтении законопроект направляется в Аппарат Правового управления Государственной Думы для устранения технических противоречий. Затем в течение семи дней представляется ответственным комитетом Государственной Думы в Совет Государственной Думы для рассмотрения.

На стадии третьего чтения принимается законопроект как закон и невозможно внесение поправок.

3. Принятие закона достигается с помощью ания в третьем чтении простым или квалифицированным большинством . Только в исключительном случае возможно возвращение к чтению законопроекта во втором чтении.

Федеральные конституционные законы принимаются абсолютным большинством обеих палат парламента, федеральные законы принимаются числом — более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Дальнейший ход процесса принятия закона зависит от того, подлежит ли закон обязательному рассмотрению Советом Федерации или нет.

Если не подлежит, то считается одобренным по истечении 14 дней и направляется на подписание Президенту. Если подлежит, то необходимо, чтобы за него проало более половины от общего числа членов этой палаты или не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации (для принятия федерального конституционного закона).

В случае расхождения позиций Государственной Думы и Совета Федерации по принятию федерального закона возможно преодоление вето верхней палаты, если за законопроект проголосует не менее двух третей депутатов нижней палаты парламента.

4. Подписание закона главой государства. В течение 14 дней Президент РФ подписывает и обнародует одобренный закон (федеральный и федеральный конституционный). Подписание и обнародование закона главой государства в зарубежных странах называется промульгацией.

При использовании Президентом РФ права вето обе палаты парламента могут преодолеть его, приняв закон в прежней редакции абсолютным большинством . В этом случае Президент РФ обязан подписать закон в течение семи дней. Президент РФ участвует в процессе принятия закона на всех стадиях.

После утверждения закона Президентом он передается для официальной его публикации и для внесения в эталонный банк правовой информации.

5. Опубликование закона. Для вступления закона в юридическую силу требуется не только его подписание главой государства, опубликование в надлежащих изданиях, но и истечение определенного срока после опубликования или обнародования.

В Российской Федерации проект закона становится законом после принятия его в Государственной Думе в третьем чтении или окончательной редакции. Но для того, чтобы закон был подписан Президентом РФ, он должен быть одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ. В некоторых странах законы приобретают юридическую силу сразу же после их подписания главой государства.

Федеральные и федеральные конституционные законы подлежат подписанию главой государства, официальному опубликованию в течение семи дней после подписания и вступают в действие (приобретают юридическую силу) по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок их вступления в юридическую силу.

Официальными изданиями, в которых публикуются законы в Российской Федерации, являются «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Российская газета». Неопубликованные законы в соответствии со ст. 15 Конституции РФ не применяются. Данные процедуры является формами введения в действие принятого закона.

Вступление закона в силу завершает законодательный процесс, далее может осуществляться уже реализация акта.

Субъекты РФ в соответствии с Конституцией имеют право вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и ее субъектов осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Республики наделены правом принятия собственных конституций, а иные субъекты — правом принятия уставов и иного законодательства на уровне субъектов, включая принятие бюджета.

В соответствии с федеративным устройством России субъекты на своей территории принимают законы как акты высшей юридической силы при условии, что они не противоречат Конституции РФ и федеральному законодательству. Возрастает значение в правотворчестве субъектов заключение отдельных договоров и соглашений между субъектами Федерации.

Кроме того, можно утверждать о наличии и такого уровня правотворчества в нашей стране, как муниципальное правотворчество.

Существование муниципального правотворчества как самостоятельного вида правотворчества представляется вполне обоснованным, поскольку регламентировано федеральным законодательством, в связи с чем деятельность органов местного самоуправления по созданию норм права и правовых актов справедливо именуют «муниципальное правотворчество»1Бычкова Е.И. Понятие муниципального правотворчества как нормобразующей деятельности местного самоуправления // Современное право. 2014. № 3. С. 13-15..

В частности, в ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочие органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения путем издания муниципальных правовых актов названо одним из первых.

Источник: https://isfic.info/sunzov/bagme50.htm

102 Понятие и стадии законотворчества в рф

37: Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации.

Законотворчество- это вид государственной деятельности,посредством которого воля определенной,более или менее многочисленной, группылюдей возводится в ранг закона ивыражается в норме права в конкретномисточнике права

1.Законодательная инициатива — правокомпетентных субъектов возбуждатьперед законодательной инстанцией вопрособ издании, изменении или отмене закона.

Всоответствии со статьей 104 КонституцииРоссийской Федерации, правом законодательнойинициативы обладают: Президент РФ;СоветФедерации;члены Совета Федерации;депутаты Государственной Думы;Правительство РФ; представительныеорганы субъектов РФ; КонституционныйСуд РФ; Верховный Суд РФ;Высший АрбитражныйСуд РФ.

2.Обсуждение законопроекта происходитна заседании Государственной Думы. Наэтой стадии допускаются поправки,изменения, дополнения или исключенияотдельных положений.

3.Принятие закона. Федеральные законыпринимаются Государственной Думойбольшинством от общего числаее депутатов и в течение пяти днейпередаются на рассмотрение СоветаФедерации (ст. 105 Конституции РФ).

4.Обнародование закона осуществляетсяпутем официального опубликования втечение семи дней после их подписанияПрезидентом РФ в «Российской газете»или «Собрании законодательства РоссийскойФедерации». Законы вступают в силуодновременно на всей территории Россиипо истечение десяти дней после ихофициального опубликования, если самимизаконами не установлен иной порядоквступления их в силу.

103 Систематизация нормативных правовых актов: понятие, виды

Систематизация -это деятельность по упорядочению исовершенствованию нормативного материалапутем его внешней и внутренней обработкис целью поддержания системностизаконодательства и обеспечения субъектовправа необходимой нормативно-правовойинформацией.

Современнаяюриспруденция знает и использует восновном три вида (способа)систематизации — инкорпорацию, консолидациюи кодификацию.

Инкорпорация -это вид (способ)систематизации, при которомнормативно-правовые акты подвергаютсятолько внешней обработке (иливообще не подвергаются)и размещаются в определенном порядке- алфавитном, хронологическом,систематическом (предметном)в единых сборниках и других изданиях.

Консолидация -это вид (способ)систематизации, при котором несколькоблизких по содержанию нормативных актовсводятся в один, укрупненныйнормативно-правовой акт с цельюпреодоления множественности нормативныхактов и обеспечения единства правовогорегулирования.

Кодификация -это такой вид систематизации, которыйимеет правотворческий характер инаправлен на создание нового сводногонормативно-правового акта (основзаконодательства, кодекса и др.)путем коренной переработки действующегозаконодательства с целью обеспеченияединого, внутренне согласованногорегулирования определенной социальнойсферы. 

104 Понятие и виды инкорпорации нормативных правовых актов

Инкорпорация -это вид (способ)систематизации, при которомнормативно-правовые акты подвергаютсятолько внешней обработке (иливообще не подвергаются)и размещаются в определенном порядке- алфавитном, хронологическом,систематическом (предметном)в единых сборниках и других изданиях.

1.В зависимости от юридической силыиздаваемых сборников и собраний законодательстваинкорпорация делится на:

  • Официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод). 
  • Официозная (полуофициальная) инкорпорация — это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например Министерством юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер.
  • Неофициальная инкорпорация осуществляется ведомствами, организациями, государственными либо частными издательствами, научными учреждениями, фирмами, отдельными лицами, т.е. теми субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых правотворческим органом полномочий издавать Собрание законодательства и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе (сборники по трудовому, жилищному или пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей, учителей, военнослужащих и т.д.).

2. Похарактеру расположения материала всесобрания законодательства можноразделить на

В хронологическихсобраниях нормативныеакты располагаются последовательно податам их издания. 

В систематическихсобраниях нормативныеакты располагаются по тематическимразделам в зависимости от их содержания,причем в каждом разделе акты располагаютсяопять же не в хронологическом порядке,а по предметному принципу, т.е. по отраслямправа, их институтам, сферам государственнойдеятельности (имущественные отношения,труд, финансы, народное образование,оборона страны, уголовная ответственностьи т.д.).

3.Наконец, инкорпорация законодательстваможет классифицироваться в зависимостиот объема охватываемого нормативногоматериала.По этому признаку следует различать:

    • генеральную (полную) инкорпорацию;
    • частичную инкорпорацию.

Генеральная(полная) инкорпорация означает,что в собрание включается или всезаконодательство страны, или всефедеральное законодательство, всенормативные акты того или иного субъектаРФ и т.д.

,     Частичнаяинкорпорация означает,что составляются собрания и сборникинормативных актов по определеннымвопросам, сфере государственнойдеятельности, определенной отраслизаконодательства или правовому институтуи другим признакам.

Источник: https://studfile.net/preview/5784760/page:37/

Законотворческий процесс в Российской Федерации: понятие и стадии

37: Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации.
Определение 1

Законотворческий процесс является составной частью правотворческого процесса, его сердцевиной. Понятие характеризуется деятельностью по принятию законов.

Помимо законов продукция правотворчества включает подзаконные нормативные акты, правовой обычай, юридический прецедент и нормативные договоры.

Законотворчество в РФ – сложный, неоднородный процесс.

Стадии законотворчества

Рассмотрим законотворчество и его стадии:

  • Законодательная инициатива представляет собой право, которое закреплено в Конституции Российской Федерации. Оно касается определенных субъектов и предполагает внесение предложений о том, чтобы издать определенные законы (проекты законов) посредством законодательного органа. Право законодательной инициативы ведет к появлению у него обязанности рассматривать предложение и проект закона. При этом право принятия или отклонения принадлежит законодателю. Рассматриваемое право может принадлежать Президенту и Правительству, Совету Федерации и его членам, депутатам Госдумы, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации. Также им наделяется Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный Суд РФ в вопросах их ведения.
  • Обсуждение законопроекта, которое начинает госдума, выслушивая доклада представителя субъекта, который вносит проект закона. Этот этап нужен для устранения пробелов, противоречий и неточностей. Если проект закона имеет существенное значение, то его необходимо вынести на всенародное обсуждение.
  • Процесс принятия закона, который может быть достигнут путем ания (простое большинство и квалифицированное). Эта стадия — главная, она включает 3 подстадии:
    • Госдума принимает закон (федеральный закон может быть принят простым большинством из общего числа депутатов Госдумы, федеральный конституционный закон принимается в случае наличия от 2/3 из общего числа;
    • Совет Федерации одобряет закон (одобрение происходит в случае наличия более 50 % от общего количества членов или в случае, если в течение 2 недель его не рассмотрел Совет Федерации) Статья 108 Конституции РФ гласит, что федеральный конституционный закон можно считать принятым в случае одобрения большинством (от ¾ общего количества участников Совета Федерации);
    • Президент подписывает закон в течение 14 дней и происходит его обнародование;
  • Публикация закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы всегда подлежат официальной публикации, что происходит в течение 7 дней после момента подписания).

Действие нормативных актов

Нормативные акты могут включать временные, пространственные и субъектные пределы своего действия.

Функционирование их во времени характеризуется вступлением в силу, утратой силы.

Существует Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания», в соответствии с которым акты палат Федерального Собрания, федеральные конституционные законы, федеральные законы могут вступать в силу одновременно на всей территории страны по истечении десяти дней после момента их официальной публикации. Это предусмотрено для случаев, если сами законы (акты палат) не устанавливают иной порядок их вступления в силу.

Замечание 1

Здесь необходимо учитывать основной принцип, в соответствии с которым закон не обладает обратной силой. Это значит, что он не может быть распространен на отношения, имевшие место до того, как он вступил в юридическую силу.

Закону может быть придана обратная сила в случае:

  1. наличии такой информации в нем;
  2. смягчения или устранения ответственности.

Прекращение действия (утрата силы) для нормативных актов происходит в соответствии с:

  • завершением срока его действия;
  • выпуском нового акта, который призван заменить ранее действующий (то есть происходит косвенная отмена);
  • прямым указанием соответствующего органа, которое касается отмены акта (происходит прямая отмена).

В пространстве действие нормативного акта можно определить территорией. Именно на нее происходит распространение властных полномочий органа, который занимается издание соответствующих актов.

Замечание 2

Территория России включает пространство (сухопутное и водное) в рамках государственных границ, а также воздушное пространство и недра. В территорию также входят российские дипломатические представительства за границей, торговые и военные суда, находящиеся в открытом море, воздушные корабли, которые находятся вне пределов нашей страны.

Органами субъектов Федерации не отменяются и не приостанавливаются на своих территориях законы общих федеральных органов.

На территории нашей страны действие нормативных актов происходит по отношению ко всем гражданам, органам государства, общественным организациям, иностранцам, лицам без гражданства. Наряду с этим есть специальные нормативные акты, действие которых распространяется лишь на некоторые категории должностных лиц и граждан.

Важно обратить внимание на принцип гражданства. Он гласит, что граждане нашего государства, вне зависимости от места своего нахождения, должны соблюдать законы РФ.

Если они совершают преступное деяние в другой стране, то должны понести уголовную ответственность по российским законам.

Это предусмотрено даже тогда, когда подобное преступление не считается преступлением в государстве, где гражданин РФ находится.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/zakonotvorcheskij-protsess-v-rf/

Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации

37: Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации.

Законотворческий процесс — главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

В связи со спецификой принимаемых актов (законов) законотворческая деятельность отличается особой важностью и сложностью. Поэтому она получила юридическое закрепление в Конституции РФ и регламентах деятельности палат Федерального Собрания. В них отражена процессуальная сторона законотворчества, получившая наименование законодательного процесса.

Законодательный процесс представляет собой систему относительно завершенных, самостоятельных и последовательно направленных действий специальных субъектов, в результате которых создается закон.

Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:

1.законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган.

Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его — право законодателя.

Для этого субъекты должны обладать достаточными знаниями и возможностями создать качественный законопроект, оптимально отражающий условия действительности и перспективы развития определенных отношений. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст.

104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации, Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду РФ.

Этот перечень в зависимости от вида законопроекта может несколько ограничиваться (ст. 134 Конституции РФ о внесении поправок в Конституцию РФ). На уровне субъекта Федерации выделяются несколько иные субъекты законодательной инициативы, среди которых может быть и население соответствующего региона;

2. обсуждение законопроекта — важная стадия, которая начинается в Государственной Думе РФ с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты.

Обсуждение законопроекта проходит на заседании палат представительного органа в нескольких чтениях. На первом чтении обсуждается концепция законопроекта. На втором происходит обсуждение по существу (т. с. постатейно или по разделам, не затрагивая основ, концепции законопроекта). На третьем обсуждается законопроект в целом со всеми внесенными поправками.

Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

3. принятие закона — следующая стадия, которая осуществляется на заседании Государственной Думы РФ (ст.

105 Конституции РФ) путем ания, которое может быть как открытым (с помощью поднятия рук или поименного ания), так и тайным (с помощью электронной техники). В зависимости от вида принимаемого закона ание может быть простым или квалифицированным.

При разногласиях палат используются согласительные процедуры. Принятие закона — главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три полетали и:

§ принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством от об- щсго числа депутатов Государственной Думы, т. е. 50% плюс один голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы);

§ одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст.

105 Конституции РФ «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации»; в соответствии с ч.

2 ст. 108 Конституции РФ «федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации»);

§ подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 Конституции РФ Президент в течение 14 дней подписывает одобренный закон и обнародует его). Его подпись является своеобразной санкцией на вступление закона в действие.

При несогласии с отдельными положениями или законом в целом Президент РФ может наложить на него «отлагательное вето» и направить для повторного рассмотрения в парламент. Представительный орган может либо внести требуемые поправки, либо для преодоления этого вето собрать квалифицированное большинство .

В случае процессуальных нарушений, допущенных при принятии закона, Президент РФ может возвратить его без рассмотрения по существу;

4.опубликование закона — стадия, необходимая для создания дубликатов официального текста, информационного обеспечения адресатов и заинтересованных лиц, а также для определения момента вступления закона в юридическую силу.

При этом опубликование следует отличать от обнародования, которое шире по своему содержанию, так как предполагает доведение закона до общего сведения различными средствами массовой информации.

Как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ. Неопубликованные законы не применяются.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_8523_ponyatie-i-stadii-zakonotvorchestva-v-rossiyskoy-federatsii.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий