37. Гражданская правосубъектность публично-правовых образований

Назаров А. Г. Особенности гражданской правосубъектности публично-правовых образований

37. Гражданская правосубъектность публично-правовых образований

Особенности гражданской правосубъектности публично-правовых образований

Features of civil legal personality of public legal entities

Назаров Андрей Геннадьевич

Nazarov Andrey Gennadievich

Магистрант ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

nersa@yandex.ru

Аннотация. В статье с позиции системно-юридического подхода анализируются понятие, признаки и особенности публично-правовых образований, именуемых также юридическими лицами публичного права, исследуются вопросы их гражданской правосубъектности и специфика правового регулирования.

Annotation. In the article from the position of the system-legal approach, the concept, features and peculiarities of public legal entities, also called legal persons of public law, are analyzed, the issues of their civil personality and specificity of legal regulation are examined.

Ключевые слова: юридическое лицо публичного права, юридическое лицо, государство, органы государственной власти, государственная корпорация.

Keywords: legal entity of public law, legal entity, state, public authorities, state corporation.

Организационно-правовые  формы  государственных  и  муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 50 процентов, государственных (муниципальных) учреждений, государственных корпораций, государственных компаний и т.п. применяются публично-правовыми образованиями для решения частноправовыми методами стоящих перед ними в сфере гражданского оборота публичных задач.

Для обозначения данных юридических лиц в науке предложено использовать термин «публичные юридические лица» или «юридические лица публичного права», заимствованный  из  зарубежных  правопорядков.

  Признаками  таких  субъектов  являются  их  создание  публично-правовыми образованиями,  специальная  правоспособность,  наделение  их  определенными властными  полномочиями,  участие  в  обороте  с  некоммерческими  целями, невозможность применения к ним процедур реорганизации и банкротства, а также обращения взыскания на определенное имущество.

Публично-правовые образования понимаются как субъекты права, являющиеся участниками различных правоотношений, в том числе и гражданско-правовых.

Особенность их в том, что публично — правовыми образованиями являются: государство – Российская Федерация, государственные образования – субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, наделенные властными полномочиями.

Основы участия публично — правовых образований в гражданских правоотношениях закреплены в главе пятой части первой Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). [1]

Анализ действующего гражданского законодательства, и прежде всего главы 5 ГК РФ, позволяет сделать вывод о том, что законодатель ни в коем случае не рассматривает публично-правовые образования как разновидность юридических лиц, несмотря на то, что позволяет применять к отношениям с их участием правил о юридических лицах (если, конечно, иное не предусмотрено законом или не вытекает из особенностей данного публично-правового образования). Признание законодателем публично-правовых образований юридическими лицами публичного права (т. е. разновидностью юридических лиц) повлечет за собой множество как теоретических, так и практических проблем. Мы не являемся категорическими противниками концепции юридического лица публичного права, но полагаем, что данная концепция в условиях российской действительности применима к государственным и муниципальным органам, с помощью которых публично-правовые образования участвуют в гражданских правоотношениях, но не к самим публично-правовым образованиям.

В.Б. Базаров именует публично-правовые образования публичными комплексными субъектами права. Именно через категорию юридических лиц публичного права он предлагает оформить косвенное участие публично-правовых образований в гражданско-правовых отношениях [2], что, безусловно, заслуживает внимания.

Е.Б. Крылова придерживается, на наш взгляд, верной позиции.

С точки зрения автора, субъекты РФ, как и другие публично-правовые образования, отличны от физических и юридических лиц, причем при участии в гражданско-правовых отношениях они не утрачивают своей публичной природы.

Эти субъекты обладают непосредственной способностью к правообладанию, и для участия в гражданском обороте не нуждаются в использовании таких дополнительных правовых форм как казна. [3]

Действительно, публично-правовые образования обладают публичной властью, которая позволяет им самим определять правопорядок в целом, включая основания и пределы своего участия в гражданских правоотношениях. Следовательно, возможностей по участию в гражданском обороте у субъектов РФ намного больше, чем у юридического лица.

О.Е. Кутафин придерживается похожей позиции, полагая, что субъекты РФ нельзя относить к юридическим лицам, пусть и особым. Конституционный Суд РФ признал, что субъекты РФ, как и другие публично-правовые образования, обладают особой природой. Они не преследуют частные интересы.

[4] Ученый отмечает, что важная особенность публично-правовых образований и в том числе субъектов РФ – это то, что они не созданы специально для участия в гражданско-правовых отношениях.

Что касается казны, то в соответствии с действующим законодательством она считается частью публичного имущества, не закрепленного за государственными юридическими лицами. Это имущество, прежде всего, состоит из средств бюджета.

Наиболее полное и развернутое исследование юридических лиц публичного права в последние годы было проведено профессором В.Е. Чиркиным.

Не претендуя на законченность определения юридического лица публичного права, ученый предлагает скорректировать его гражданско-правовое определение таким образом, чтобы оно могло быть приемлемым в отношениях публичного характера. В.Е.

Чиркин предлагает оттолкнуться от присущих юридическому лицу публичного права признаков, позволяющих в своей совокупности отличать их от юридических лиц частного права. Формально предъявляемые требования не позволяют нам в рамках данной статьи описать все признаки, обозначенные ученым.

Однако, мы соглашаемся с тем, что они очевидны, подтверждают особую природу указанных юридических лиц и могут быть положены в основу нормативного закрепления определения публичных юридических лиц. [5]

Публично-правовые образования возникают на основе «властно-распорядительного», административного акта, статус и компетенция которых определяются нормами не гражданского, а публичного права.

Публично – правовые образования создаются в целях осуществления властных функций, веления которых носят общеобязательный характер.

Также согласно гражданскому законодательству для участия в имущественных отношениях публично — правовые образования могут иметь своих доверенных лиц (представителей) в лице государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.

Публично-правовые образования могут быть субъектами различных обязательств, которые возникают как из договорных, так и внедоговорных отношений. В частности, в сфере договорных отношений они могут выступать в роли государственных или муниципальных заказчиков, заемщиков или заимодавцев.

Кроме того, публично-правовые образования могут быть и субъектами вещных правоотношений. Так, законодатель в гражданском праве закрепляет различные формы собственности и, таким образом, определяет круг собственников: физические и юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты, и муниципальные образования.

Причём публично-правовые образования, в отличие от остальных субъектов, практически ни чем не ограничены в объектах собственности.

На основании вышеизложенного можно выделить следующие особенности, свойственные публично-правовым образованиям как субъектам гражданского права:

1) в отличие от юридических лиц они создаются на основе публично – правового акта, наделены властными полномочиями и преследуют в своей деятельности публичные цели, однако, при этом в гражданских правоотношениях выступают на равных началах с остальными участниками;

2) публично-правовые образования могут быть собственниками любых вещей, в том числе изъятых из оборота;

3) публично-правовые образования имеют специфические основания возникновения права собственности, не свойственные для других субъектов (например, конфискация, национализация, реквизиция, изъятие земельных участков, приватизация и т.д.);

4) публично-правовые образования имеют право создавать унитарные предприятия, при этом контроль за ними осуществляют министерства и ведомства, выполняющие функции управления государственным и муниципальным имуществом.

Необходимо отметить, что данные признаки, указывая на особое положение юридических лиц публичного права, являются индикаторами проблем, которые уже возникли или могут возникать в связи с регламентацией их гражданско-правового статуса.

Специфика данного статуса во многом обусловлена назначением названных юридических лиц решать определенные задачи публичного характера или осуществлять публичные функции, делегированные им государством на основании специального законодательства.

Библиографический список:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // СЗ РФ. – 1994. – N 32. – Ст. 3301.
  2. Базаров В.Б. Частные и публичные комплексные субъекты российского и гражданского права // Власть. – 2014. – № 2. – С. 127-131.
  3. Крылова Е.Б. Гражданская правосубъектность публично-правовых образований в Российской Федерации: автореф. дис. …канд. юрид. наук. – М., 2010. – С. 8-9.
  4. Кутафин О.Е. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как субъекты гражданского права // Журнал российского права. – 2017. – № 1. – С. 54.
  5. Чиркин В.Е. О понятии и классификации юридических лиц публичного права // Журнал российского права. – 2010. – № 6. – С. 97.

Источник: https://posidpo.ru/nazarov-a-g-osobennosti-grazhdanskoy-pravosubektnosti-publichno-pravovyih-obrazovaniy/

Гражданское право

37. Гражданская правосубъектность публично-правовых образований

Источник: https://isfic.info/civil/grots116.htm

Гражданская правосубъектность публично-правовых образований

37. Гражданская правосубъектность публично-правовых образований

Они отличаются от обычных юридических лиц частного права тем, что создаются на основе публично-правового (обычно — административного, властно-распорядительного) акта и преследуют в своей деятельности публичные (общественные) цели, а также имеют определенные властные полномочия. Их правовой статус регламентируется нормами публичного, а не частного права, но в качестве субъектов имущественного оборота они уравниваются с юридическими лицами частного права.

В качестве субъектов гражданского права государство и иные публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью.

При определении их характера и содержания следует иметь в виду, что рассматриваемые субъекты, в отличие от юридических лиц, созданы не для участия в гражданских правоотношениях, которое носит для них вынужденный, вспомогательный по отношению к основной деятельности характер.

Следует поэтому согласиться с утверждением, что гражданская правоспособность государства (и других публично-правовых образований) хотя и может быть достаточно широкой по содержанию, но в целом носит специальный, а не общий (универсальный) характер *(215).

Указанные субъекты могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам. Государство и другие публично-правовые образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности, т.е.

реализуют свою дееспособность, через свои органы (органы государственной власти или органы местного самоуправления), действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов (п. 1 и 2 ст. 125 ГК).

Но в результате их действий участниками гражданских правоотношений становятся именно публично-правовые образования в целом, а не органы их исполнительной или законодательной власти, либо органы местного самоуправления.

Последние могут участвовать в гражданских правоотношениях самостоятельно, а не от имени соответствующего публично-правового образования, только в роли финансируемых собственником государственных или муниципальных учреждений — юридических лиц с ограниченным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество и под субсидиарную ответственность создавшего их публичного собственника *(216) Таким образом, действия органов власти, совершенные в пределах их компетенции, являются действиями самих публично-правовых образований. Важно поэтому определить, основаны ли эти действия на соответствующих полномочиях данных органов, входят ли они в их компетенцию. Компетенция государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе и по участию в гражданских правоотношениях, устанавливается актами публичного, а не частного (гражданского) права. Для сферы гражданского права имеет значение прежде всего их компетенция по использованию государственного и муниципального имущества, включая возможности его приобретения и отчуждения (распоряжения), а также компетенция в области возложения (несения) имущественной ответственности.

При этом речь идет о государственном и муниципальном имуществе, не закрепленном за соответствующими юридическими лицами — предприятиями и учреждениями — на самостоятельном вещном праве, ибо такое имущество составляет базу самостоятельного участия этих лиц в гражданском обороте. Поэтому такие юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредивших их публичных собственников (п. 2 ст. 126 ГК)..

38.Особенности участия публичных субъектов в отдельных гражданских правоотношениях.Публично-правовые образования участвуют в имущественном обороте в различных качествах: как собственник, как сторона в разного рода сделках, как наследник или получатель выморочного имущества.

Государство может быть также носителем прав интеллектуальной собственности (авторских и патентных), когда это специально предусматривается законодательством.

В науке выделяется опосредованное участие государства в отношениях гражданского права с использованием созданных им государственных юридических лиц, когда через этих юридических лиц опосредованно в гражданском обороте участвует и государство.

Речь, в частности, идет о предпринимательской деятельности публично-правовых образований через созданные ими государственные и муниципальные унитарные предприятия. Что касается прямого участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях, то можно отметить следующее. 1.Вещные правоотношения.

Принадлежащие им права собственности публично-правовые образования реализуют в рамках своих властных полномочий, принимая законодательные и административные акты, влекущие гражданско-правовые последствия.

Эти акты определяют принадлежность собственности самой Российской Федерации, ее субъектам и муниципалитетам, устанавливают порядок приватизации государственного имущества, учреждают государственные унитарные предприятия и учреждения, на которые возлагается дальнейшее использование государственного имущества. От имени государства совершаются разовые акты распоряжения собственностью.

Государство через свои органы ведет учет государственной собственности, а также включает в ее состав новое имущество, которое становится государственной собственностью в силу предусмотренных в законодательстве (ст. 235 ГК) оснований: реквизиция, конфискация, изъятие недвижимого имущества, клады, бесхозяйное имущество и др.

Названные правомочия на уровне РФ осуществляют Правительство РФ, Министерство финансов РФ и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Государственной собственностью субъектов РФ распоряжаются их исполнительные органы, прежде всего администрации и губернаторы. Муниципальной собственностью, как правило, распоряжаются администрации и главы муниципальных образований. 2.

Публично-правовые образования как субъект гражданско-правовых сделок. Круг совершаемых публичными образованиями сделок обширен. Это, прежде всего государственные контракты на поставку товаров и выполнение работ для государственных нужд, когда в качестве заказчика выступает государственный орган, действующий от имени Российской Федерации или ее субъекта.

Порядок заключения и исполнения таких договоров определен в ГК (§ 4 гл. 30 и § 5 гл. 37) и более полно — в законах о выполнении таких закупок и работ. От имени публично-правовых образований заключаются соглашения о разделе продукции, которые дают субъектам предпринимательской деятельности право на возмездной основе и на определенный срок эксплуатировать крупные месторождения нефти и газа.

Ввиду общегосударственной значимости таких соглашений они являются предметом специального закона — ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Особенность таких сделок состоит в том, что стороной в них является Российская Федерация, от имени которой выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено предоставляемое для эксплуатации месторождение. Российская Федерация, ее субъекты и муниципалитеты являются стороной при предоставлении концессий (ст.

5 Федерального закона от 21 июля 2005 г. «О концессионных соглашениях»). 3.Государство как наследник. Наследником государство может быть по завещанию, а при отсутствии наследников принимает имущество умершего как выморочное. В первом случае действуют общие правила гражданского законодательства о наследовании по завещанию, и статус государства не имеет правовых особенностей.

Во втором — действуют специальные правила ст. 1151 ГК о наследовании выморочного имущества и дополняющие их акты, которые определяют порядок учета и использования такого имущества. 4.Гражданско-правовая ответственность публично-правовых образований.

Выступая субъектами имущественных гражданско-правовых отношений, публично-правовые образования должны нести ответственность по своим обязательствам в случае их ненадлежащего исполнения. Законодательство РФ такую ответственность предусматривает, устанавливая в ст. 126 ГК следующее.

Во-первых, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования отвечают только по своим обязательствам и не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме предусмотренных законом случаев. Во-вторых, Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. В ряде статей ГК предусмотрена субсидиарная ответственность публично-правовых образований по обязательствам созданных ими юридических лиц. Такая ответственность наступает по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115), а также по обязательствам бюджетного учреждения при недостаточности находящихся в его распоряжении денежных средств (п. 2 ст. 120). Особое значение имеет ст. 16 ГК, согласно которой убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом или муниципальным образованием.

Специальная норма установлена в ст. 1070 ГК в отношении ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Вред, причиненный такими действиями, возмещается независимо от вины должностных лиц, однако, если он причинен при осуществлении правосудия, то вина судьи должна быть установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

Источник: https://studopedia.su/16_112532_grazhdanskaya-pravosub-ektnost-publichno-pravovih-obrazovaniy.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий