36. Суд и процесс в древних Афинах.

Суд и процесс в древних Афинах

36. Суд и процесс в древних Афинах.

Изначально базилевс судил суд самостоятельно (иногда с пом. Совета старейшин) затем часть судебных полномочий была передана Ареопагу (Верховный Суд), затем с течением времени появлялись фесмофеты, гелиэя, тиранна (третейский суд). Т.е. судебные функции постепенно переходили от царя к народу. Во времена расцвета Афинской демократии система судебных инстанций была следующей:

Ареопаг. Судил умышленные убийства, нанесение тяжких ран и увечий, поджоги и отравления.

Эфеты. Коллегия из 51 человека. Ведала делами о непредумышленных убийствах, наемных убийцах, убийствах ра­бов и метэков.

Фесмофеты. Коллегия из 6 архонтов и одного секретаря. Указывали, какой комиссии гелиэи и где заседать, судили законы, если они противоречили основным законам Афин, надзирали за магистратами и т.д.

Гелиэя(суд присяжных) — одна из главных судебных ин­станций Афин. Заседала каждый день в составе 10 судебных присутствий по 501 члену. Избирались жре­бием архонтами и фесмофетами из числа граждан по филам. Гелиастом мог стать гражданин, которому исполнилось 30 лет, если он не лишен чести и не является должником государ­ства.

Полномочия – обширны. Через коллегию номофетов отменяла ста­рые и принимала новые законы. Су­д второй инстанции по отношению к решениям магистратов. Рассматривали апелляции, устанав­ливали более строгое наказание за преступление по делам, рассматриваемым магистратом.

Диэтеты (мировые судьи). Точное количество диэтетов не известно. Дизтетом или мировым судьей мог быть гражданин Афин, дос­тигший 60-летнего возраста. Отказываться от должности диэтета было нельзя. Диэтеты разбирали иски свыше 10 драхм. Суть этого суда состоит в примирении сторон. Решение диэтетов можно было обжаловать.

Судьи по демам в составе 40 человек , по 4 от каждой фи­лы. Разбирали иски ценой ниже 10 драхм, судом второй ин­станции по отношению к ним были диэтеты.

Коллегия одинадцати —подсудны дела разбойников, ночных воров, карманных воров, осуществляла надзор за тюрьмами и за исполнением приговоров.

Коллегия исагоговв составе 5 человек, которая под председательством архонта-эпонима рас­сматривала: «дела о приданом, когда обязанный вернуть его, не отдает…

когда человек, заняв деньги под процент в одну драхму, не платит долга… когда кто-нибудь, желая открыть мастерскую на площади, займет у другого средства на обзаведение.

Дела об оскорблениях, об обще­ствах, товариществах, о рабах и вьючных животных…» и т.д.

Специальные суды: морские, торговые, промышленные.

Большинство магистратовв целом может с успехом претендовать на роль судебного органа, так как они совмещали в своем лице судебные и административные полно­мочия.

УЧЕНИЕ ОБ ИСКАХ

Правом на иск (dike) в Афинах обладал только совершенно­летний гражданин. За метэков в начале это делал их простат, впоследствии метэки стали это делать сами. Иск мог быть подан только лично, представительство не допускалось.

Наиболее общими видами исков были иски частные и публичные (защита общих интересов). Изначально в письменной форме подавались некоторые публичные, а позднее все виды исков. Публичный процесс требовал объявления о нем народу, частный такой публикации не требовал.

По публичным искам истцу не полагалось никакого возна­граждения, кроме морального удовлетворения от сознания ис­полненного гражданского долга. Частный иск предполагал материальную выгоду. От частного иска в отличие от публично­го, истец мог отказаться в любую минуту.

Предъявление публич­ного иска не требовало уплаты судебной пошлины, тогда как процесс по частному иску не начинался без ее уплаты. Частные иски могли быть направлены против личности и иски о вещах.

СУДЕБНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Неформальные доказательства, например, атмосферное явление, истолкованное мантиками. Но фор­мальным Божьим Судом это не являлось.

Свидетельские показания (до IV в. до Р.Х. — устные, потом письменные, зачитывались в суде). Свидетелями не могли быть: лицо заинтересован­ное, недееспособное, лишенное прав, свидетель по слухам (не очевидец), женщина и дети.

Допускались свидетельства со слов умерших, заочные показания от находящихся за грани­цей лиц, метэков и рабов (под пыткой). В качестве свидетельства можно было рассмотреть широко известный факт, знакомый суду. Лжесвидетельства наказывались.

Документы.Законы, дого­воры, завещания и т.п. акты.

Клятва и пытка – только как подтверждение основных доказательств — свидетельств и доку­ментов.

ВИДЫ ПРОЦЕССОВ(krisis)

Процесс и его стадии зависели от вида судебной инстанции, где рассматривался иск.

Суд в Ареопаге. В могилу убитого его ближай­ший агнат втыкал копье в знак предстоящего мщения. Дело передавалось на предварительное рассмотрение архонту-басилевсу. 3 месяца — следствие. На 4-й месяц ар­хонт определял, какому суду подлежит убийца — Ареопагу или эфетам.

Ареопаг рассматривал дело в течение 3 дней на от­крытом воздухе и ночью. Обвиняемый при произнесении речи стоял на «камне обиды», обвинитель — «камне непрощения». В каждую ночь произносилась речь обвинения и защиты.

После первой ночи обвиняемый мог беспрепятственно удалиться в добровольное пожизненное изгнание, после 2-й ночи уже не мог. На 3-й день судьи по приглашению архонта-басилевса али решение.

Если подавалось равное количе­ство «за» и «против», обвиняемый считался оправдан­ным.

Суд в Гелиэе.Процесс начинался с вызова (в присутствии двух свидетелей) ответчика к тому магистрату, кото­рый имел право на предварительное рассмотрение иска. В случае отка­за явиться ответчик проигрывал дело. В установленный день истец и ответчик прибывали к маги­страту, истец платил пошлину в зависимости от цены иска.

По получении иска магистрат проводил предварительное следствие (анакрисис), выяснялись все обстоятельства дела, приводились доказательства, опрашивали истца и ответчика, их ответы фиксировались.

Доказатель­ства складывались в особые сосуды и опечатывались. Стороны могли договориться во время этой стадии о перенесении их дела к диэтетам.

Запрещалось за­тягивать время анакрисиса (вчинение встречного иска, оспаривание юрисдикции, и т.п.).

День заседания гелиэи для окончательного рассмотрения дела определялся жребием. Окончательное заседание суда начиналось с зачитывания иска и возражений на него ответчика. Истцу и ответчику — право выступить (по частным искам – 1 вы­ступление, по публичным – 2).

По окончании прений глашатай суда предлагал сторонам обжаловать действия друг друга. Затем судьи без обсуждения приступали к анию. Дело выиграно, если за него подавалось большинство , при = ответчик считался оправданным.

Если в законе не указана санкция по этому делу, судьи по вынесении решения определяли ее — обычно следовали за санкцией, которую предлагал истец (обвинитель).

Законодательство Ликурга

Основным источником наших знаний о Ликурге является его жизеописание, созданное Плутархом, который опирался на множество источников, до нас не дошедших.

Предание гласит, что готовя реформу, Ликург объездил ряд стран: Крит, Малую Азию, Египет, где ознакомился с местными обычаями. Вернувшись, он обратился к Оракулу в Дельфах, который дал ему т.н. “Великую ретру”. Ликург называл все свои постановления ретрами, чтобы убедить всех, что они даны оракулом.

Исследователи считают эпоху законодательства царя Ликурга (IX в.) эпохой дорийского синойкизма. Синойкизм проявился и в том, что в Лаконике существовал только один город дорийцев — Спар­та, от названия которого получили свое прозвание и жители этой местности.

По совету Дельфского оракула Ликург разделил народ на филы и обы, ввел общегосударственный культ Зевса и Афины, учредил Совет старейшин из 30 членов, который сдерживал царскую власть (т.к.

имел = ей право голоса) и поддерживал ее (становясь на сторону царя, чтобы дать отпор демократическим стремлениям).

В народных собраниях никто не имел права высказывать своего мнения народ мог только принимать или отвергать предложения геронтов и царей.

Ликург ввел в государственную жизнь самый настоящий коммунизм, сделав собственником земли государство, которое распределяло земельные наделы только среди граждан. Отчуждать эти наделы запрещалось, если они становились вымо­рочными, то государство само заботилось об их судьбе.

Известны постановления Ликурга против роскоши, против упот­ребления золота и серебра (приказал употреблять железную монету, но она была очень тяжелой и громоздкой + железные деньги не ходили в других государствах).

Ликург разрешил строить спартиатам дома только при помощи пилы и топора.

Законы Ликурга не были писаными. Предполагалось, что они войдут в нравы и образ жизни, чтобы сжиться с ними навсегда.

Запретил вести войну с одними и теми же неприятелями, чтобы, привыкнув оказываться сопротивление, они не сделались воинственными.

Для проверки благосостоя­ния граждан учредил Сисситии — общественные обеды в среднем из 15 участвующих лиц, которые устраивались вскладчину. Каждый сиссит обязан со своего участка земли постав­лять определенное количество продуктов.

Она также постановил давать всему подрастающему поколению «спартанское воспитание» за гос.счет. Реформа была направлена на воспитание воинов. Слабых новорожденных кидали в пропасть, крепких же отдавали кормилицам, которые воспитывали в них силу и смелость

Спарта просуществовала до 146 до РХ, оставаясь верной законам Ликурга в течение 5 веков. До этого времени ее государственное устройство не претерпело практически никаких изменений.

Источник: https://cyberpedia.su/17xeae4.html

Суд и процесс в Древних Афинах. Гелиэя, как первый опыт демократического судопроизводства

36. Суд и процесс в древних Афинах.

СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС.

Судебная система Афин была достаточно сложной, но ключевое место в ней занимала Гелиэя, которая некоторыми исследователя определяется, как «вторая ипостась» суверенного народа, защищавшего свои права не только через посредство народного собрания, но и с помощью Гелиэи.

Сам способ комплектования делал ее выразителем воли народа: каждый год по жребию из всех граждан, достигших 30 летнего возраста, избиралось 6000 судей (по 600 от каждой филы). Конечно, все вместе они заседали только в исключительных случаях.

Обычно с помощью очень сложной системы жеребьевки их распределяли по отдельным «палатам», количество судей в которых определялось в зависимости от важности дела. Как правило, в одну коллегию («палату») входило 500 человек. Число коллегий составляло 10. 1000 тысяча гелиэстов была запасной.

Современные исследования показывают, что Гелиэя являлась совершенно независимым от народного собрания институтом судебной власти, к которому перешли около середины IV века до н.э. все юридические прерогативы, ранее принадлежавшие народному собранию.

Несмотря на выдающуюся роль Гелиэи в судебной системе Афин, все же нельзя сводить эту систему только к ней. В Афинах существовало несколько видов судов,начиная от древнего совета Ареопагаи кончая третейскими, которые, несмотря на свой неформальный характер, были признаны государством.

ВАреопаге под председательством архонта-базилевса рассматривались дела об умышленном убийстве. По поручению народного собрания ареопаг мог проводить расследование дел о государственных преступлениях.

Вотличие от других судов, которые в своих решениях опирались только на документы и свидетельские показания, Ареопаг мог проводить и самостоятельные дознания, и, видимо, довольно часто получал такие поручения от народного собрания, а иногда и производил их по собственной инициативе.

Документы свидетельствуют о ряде случаев, когда наиболее сложные и вызывавшие наибольшее внимание дела расследовались именно Ареопагом. Втаких случаях заседание проводилось в вечернее время, а судьи должны были сидеть с повязками на глазах. Это, по мнению афинян, должно было обеспечить их беспристрастность.

Роль Ареопага была велика и потому, что он сохранял определенную сакральную значимость, выступая в качестве хранителя святынь города. Всовет Ареопага входили отслужившие свой годовой срок архонты. Перед занятием должности архонту необходимо было подвергнуться проверке, второй раз будущие ареопаги подвергались проверке перед зачислением в сам Совет.

Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом Эфетов. Разбой, кража и другие имущественные преступления рассматривала Коллегия одиннадцати. Гражданско-правовые споры об имуществе подлежали ведению третейского суда и по мелким делам — Коллегии сорока.

Со времени Перикла были созданы суды по демамам. Иногда, когда речь шла об особо тяжком преступлении, в качестве суда выступало народное собрание. Дельфиния занималась расследованием дел тех, кто признавался в совершении убийства, но утверждал, что поступил законно.

В Палладии, где разбирались предумышленные убийства, выигравшему дело предстояла клятва на жертвах.

Гражданские дела в Древних Афинах рассматривал тот суд, который назначили для себя тяжущиеся стороны, выбрав его сообща. Это был суд первой инстанции.

Кроме того, должно быть еще два суда, один из которых назначается для разбора дел между частными лицами, и потому в него может обращаться каждый, кто считает себя оскорбленным другим человеком.

Особый суд учреждается для тех случаев, когда, по мнению любого гражданина, кем — нибудь нарушаются интересы общества, и он желает прийти им на помощь. Для уголовного суда существовала только одна инстанция, составленная из назначенных по жребию судей из числа выборных должностных лиц.

Судьи избираются на один год и перед вступлением на должность давали на народном собрании клятву вершить дела справедило и беспристрастно. Обвинение в государственных преступлениях должно сначала передаваться на рассмотрение народа, и для этих преступлений, за которые полагается смертная казнь, устанавливается особый суд из стражей закона и членов Совета.

Судопроизводство в Афинах не страдало излишним формализмом и педоставляло широкие возможности и права для участия в нем всем полноправным афинским гражданам. При этом, за женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи, за раба -его господин.

Все необходимые по делу доказательства — документы, свидетельские показания, скрепляемые клятвами, и т.д. — представляли сами стороны. В качестве свидетелей могли выступать не только свободные граждане, но и рабы. Свидетельские показания не могли давать только женщины и несовершеннолетние.

После окончания судебного следствия назначался день заседания. В судебном заседании секретарь суда оглашал жалобу обвинителя (истца) и возражения другой стороны. Затем стороны произносили речи.

Для речей в большинстве случаев отводился определенный регламент, время которого измерялось особыми водяными часами.

Обеим сторонам давалось равное время, причем на то время, в течение которого зачитывались тексты законов, документы или оглашались свидетельские показания, водяные часы останавливали.

Судебный процесс проходил открыто, и было принято влиять на судей всеми доступными сторонам средствами. Истец и ответчик могли приводить в судебные заседание родителей, жен и детей, которые своими просьбами и плачем старались воздействовать на решение суда. Они могли нанимать ораторов, искусных в судебных прениях.

Ораторы готовили для своих клиентов речи для выступления в суде, в которых они должны были аргументировано и логично обосновывать свои притязания. История сохранила для нас имена наиболее известных афинских юристов-ораторов. Это — Демосфен, Лисийи Исэй.

Их речи до сих пор могут служить образцом юридического красноречия.

Словом, разрешались любые непротивоправные способы и средства защиты, включая даже те, которые не устанавливались законом.

Судебное заседание заканчивалась тайным анием. При равенстве , которое могло получиться, если судья воздерживался от ания, подсудимый считался оправданным. Все сомнения толковались в пользу обвиняемого, что можно рассматривать в качестве прообраза принципа презумпции невиновности.

Принцип гуманизманаходил своё выражение в том, что, если обвиняемому грозила смертная казнь, то ему дозволялось до вынесения приговора покинуть навсегда Афины, сохранив, таким образом, себе жизнь.

Так как не всегда мера наказания была установлена в законе, нередко после вынесения обвинительного приговора происходило ание относительно меры наказания. Что весьма характерно для греческого суда, так это то, что предложения о мере наказания могли вносить как обвинитель, так и обвиняемый.

Правосудие должно осуществляться на демократической основе,а суды являются неотъемлемой частью государственного устройства.

«Всякое государство перестает быть государством, если суды не устроены надлежащим образом, если правосудие осуществляет безгласный суд, не высказывающий во время, разбирательства того, что говорят тяжущиеся стороны».

— это высказывание принадлежит Платонуи не потеряло своей актуальности и в наши дни. С полным основанием можно утверждать, что судебная система, сложившаяся в Древних Афинах, являлась самой прогрессивной не только для своего времени.

В последующий период средневековья нигде в Европе, и тем более — в остальном мире, не были воплощены в такой мере принципы демократии, справедливости и гуманизма при осуществлении судебной власти, как это имело место в Древних Афинах.

24. Аристократическое рабовладельческое государство в Древней Спарте: особенности государственного строя.

Спартанское государство сложилось в течение VIII -VI вв. до н.э. на территории Лаконики,одной из южных провинций Греции. В XI- IX вв. до н.э. там проживали архейские племена. В IX в. до н.э.

в Лаконику вторглись дорические племена. В результате борьбы обе общины объединились. Но Лаконика оказалась для объединенной общины мала, и она начала войну за захват соседней местности -Мессинии.

В результате, военный фактор обусловил целый ряд особенностей Спартанского государства.

Во-первых, население присоединенных территорий было обращено в рабов — илотов.В Спарте сложился особый, специфический институт рабства — илотство.

Во-вторых, численность илотов многократно превосходила численность спартиатов — полноправных граждан. Поэтому для того, чтобы удерживать их в подчинении, государство организовано было по принципам военного лагеря.

Спартиаты не занимались никакими видами хозяйственной деятельности, а только военными тренировками и упражнениями. По отношению к илотам государство проводило жестокую репрессивную политику — криптии(см.

глоссарий).

В третьих, сохранение единства и сплоченности спартиатов было важным условием подавления сопротивления илотов. Поэтому в Спарте насильственно поддерживалось социальное равенствомежду спартиатами.

Источник: https://studopedia.org/8-210036.html

Право Древней Греции. Суд, его органы и процесс в Древних Афинах

36. Суд и процесс в древних Афинах.

Древнейшим источником афинского права являлся естественный обычай. Обычное право впервые было записано в 621 г. до н.э. при архонте Драконте. В начале VI в. до н.э. и позже одним из основных источников гражданского права было законодательство Солона. В V-IV в. до н.э. все большее значение приобретает закон, т. е. постановление народного собрания.

В Афинах сравнительно высокого уровня достигла частная собственность, хотя она и носила на себе следы своего происхождения из коллективной общинной собственности. В интересах общества в целом частная собственность ограничивалась. Это выражалось в том, что на собственников государством налагались значительные повинности. Практиковались частные конфискации имущества.

Энергично защищалась собственность на раба, который, как и везде, считался «говорящим орудием», не имевшим даже собственного имени, а только кличку.

О широкой свободе распоряжения собственностью и владением свидетельствует наличие разного вида сделок: договора товарищества, купли-продажи, найма, ссуды, займа, личного найма и подряда, поклажи и т. д. В одном из законов говорилось: «Каждый может отдать свое имущество любому гражданину, если он не лишился рассудка, не выжил из ума от старости или не попал под влияние женщины».

Семейное право. Брак считался разновидностью договора купли-продажи, причем невеста рассматривалась как объект сделки. Вступление в брак считалось обязательным, уклонение от женитьбы расценивалось как забвение культа предков. К холостякам относились как к больным.

Нарушение супружеской верности не имело для мужа юридических последствий. Супругу разрешалось иметь в своем доме наложницу. После отца господином женщины был муж. Женщина не могла от собственного имени заключать сделки.

Застигнув на месте преступления любовника жены, оскорбленный супруг мог безнаказанно убить его.

Разрешался брак между дядей и племянницей, братом и сестрой. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины. При наличии сыновей дочь не получала наследства. Власть домовладыки была весьма значительной. Отец при малейшей непочтительности к себе со стороны детей мог лишить их наследства.

Уголовное право. В уголовном праве заметны пережитки родового строя. В ряде случаев признавалась кровная месть. Дела об убийстве, как правило, возбуждались родственниками. За убийство можно было откупиться. Обвинение могло носить характер частного или публичного. Афинскому уголовному праву были известны следующие виды преступлений:

* Государственные преступления (государственная измена, оскорбление богов, обман народа, внесение в народное собрание противозаконных предложений, ложный донос по делам о политических преступлениях).

* Преступления против личности. Помимо убийств, сюда следует отнести: причинение увечья, нанесение побоев, клевету, оскорбление.

* Преступления против семьи (дурное обращение детей с престарелыми родителями, опекуна с сиротами, родственников с дочерьми-наследницами).

* Имущественные преступления. При краже, если таковая совершалась ночью, преступника дозволялось убить на месте преступления.

В числе наказаний встречались:

* смертная казнь;

* продажа в рабство;

* телесное наказание;

* лишение свободы;

* штрафы;

* конфискация;

* атимия, т. е. бесчестье (лишение некоторых, либо всех гражданских прав).

Изначально базилевс судил суд самостоятельно (иногда с помощью Совета старейшин) затем часть судебных полномочий была передана Ареопагу (Верховный Суд), затем с течением времени появлялись фесмофеты, гелиэя, тиранна (третейский суд). Т.е. судебные функции постепенно переходили от царя к народу. Во времена расцвета Афинской демократии система судебных инстанций была следующей:

Ареопаг. Судил умышленные убийства, нанесение тяжких ран и увечий, поджоги и отравления.

Эфеты. Коллегия из 51 человека. Ведала делами о непредумышленных убийствах, наемных убийцах, убийствах рабов и метэков.

Фесмофеты. Коллегия из 6 архонтов и одного секретаря. Указывали, какой комиссии гелиэи и где заседать, судили законы, если они противоречили основным законам Афин, надзирали за магистратами и т.д.

Гелиэя (суд присяжных) — одна из главных судебных инстанций Афин. Заседала каждый день в составе 10 судебных присутствий по 501 члену. Избирались жребием архонтами и фесмофетами из числа граждан по филам. Гелиастом мог стать гражданин, которому исполнилось 30 лет, если он не лишен чести и не является должником государства.

Полномочия – обширны. Через коллегию номофетов отменяла старые и принимала новые законы. Суд второй инстанции по отношению к решениям магистратов. Рассматривали апелляции, устанавливали более строгое наказание за преступление по делам, рассматриваемым магистратом.

Диэтеты (мировые судьи). Точное количество диэтетов не известно. Дизтетом или мировым судьей мог быть гражданин Афин, достигший 60-летнего возраста. Отказываться от должности диэтета было нельзя. Диэтеты разбирали иски свыше 10 драхм. Суть этого суда состоит в примирении сторон. Решение диэтетов можно было обжаловать.

Коллегия одинадцати — подсудны дела разбойников, ночных воров, карманных воров, осуществляла надзор за тюрьмами и за исполнением приговоров.

Коллегия исагогов в составе 5 человек, которая под председательством архонта-эпонима рас-сматривала: «дела о приданом, когда обязанный вернуть его, не отдает…

когда человек, заняв деньги под процент в одну драхму, не платит долга… когда кто-нибудь, желая открыть мастерскую на площади, займет у другого средства на обзаведение.

Дела об оскорблениях, об обществах, товариществах, о рабах и вьючных животных…» и т.д.

Специальные суды: морские, торговые, промышленные.

Большинство магистратов в целом может с успехом претендовать на роль судебного органа, так как они совмещали в своем лице судебные и административные полномочия.

Правом на иск (dike) в Афинах обладал только совершеннолетний гражданин. За метэков в начале это делал их простат, впоследствии метэки стали это делать сами. Иск мог быть подан только лично, представительство не допускалось.

Неформальные доказательства, например, атмосферное явление, истолкованное мантиками. Но формальным Божьим Судом это не являлось.

Процесс и его стадии зависели от вида судебной инстанции, где рассматривался иск.

Суд в Ареопаге. В могилу убитого его ближайший агнат втыкал копье в знак предстоящего мщения. Дело передавалось на предварительное рассмотрение архонту-басилевсу. 3 месяца — следствие. На 4-й месяц архонт определял, какому суду подлежит убийца — Ареопагу или эфетам.

Ареопаг рассматривал дело в течение 3 дней на открытом воздухе и ночью. Обвняемый при произнесении речи стоял на «камне обиды», обвинитель — «камне непрощения». В каждую ночь произносилась речь обвинения и защиты.

После первой ночи обвиняемый мог беспрепятственно удалиться в добровольное пожизненное изгнание, после 2-й ночи уже не мог. На 3-й день судьи по приглашению архонта-басилевса али решение.

Если подавалось равное количество «за» и «против», обвиняемый считался оправданным.

Суд в Гелиэе. Процесс начинался с вызова (в присутствии двух свидетелей) ответчика к тому магистрату, который имел право на предварительное рассмотрение иска. В случае отказа явиться ответчик проигрывал дело. В установленный день истец и ответчик прибывали к магистрату, истец платил пошлину в зависимости от цены иска.

По получении иска магистрат проводил предварительное следствие (анакрисис), выяснялись все обстоятельства дела, приводились доказательства, опрашивали истца и ответчика, их ответы фиксировались.

Доказательства складывались в особые сосуды и опечатывались. Стороны могли договориться во время этой стадии о перенесении их дела к диэтетам.

Запрещалось затягивать время анакрисиса (вчинение встречного иска, оспаривание юрисдикции, и т.п.).

Источник: https://students-library.com/library/read/71568-pravo-drevnej-grecii-sud-ego-organy-i-process-v-drevnih-afinah

Суд, его органы и процесс в древних Афинах

36. Суд и процесс в древних Афинах.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

В Афинском государстве существовали следующие судебные органы:

Ареопаг. Разбирал дела об умышленных убийствах, поджогах. Убийство считалось делом, вызвавшем гнев богов и поэтому приобретало религиозное значение. Убийца мог удалится в изгнание и тем самым избавится от осуждения.

Суд эфетов разбирал дела о неумышленных убийствах, дела об убийстве метэков, о нанесении увечий, об убийстве, дозволенном законом, нечаянное убийство, случаи причинения смерти животными и предметами.

Коллегия одинадцати, ей были подсудны дела разбойников, ночных воров, карманных воров, осуществляла надзор за тюрьмами и за исполнением приговоров.

Суд «сорока мужей». В нем рассматривались имущественные дела на сумму не свыше 10 драхм. Он вел свое начало от «судей по демам».

Суд диэтов. В нем рассматривались дела на сумму более 10 драхм т.е. по большинству имущественных тяжб. Апелляция на его решение подавалось в гелиэю.

Гелиэя была важнейшим судебным органом в Афинах. Первая инстанция по важнейшим судебным делам и апелляционной инстанцией.

Начинать судебный процесс имели право только полноправные граждане. Процесс dike начинался по заявлению потерпевшего, процесс graphe-по заявлению любого полноправного гражданина. Существовал особый разряд профессиональных доносчиков-сикофантов. Вызов в суд производился истцом, при неявке дело могло слушаться заочно.

Должностное лицо, получив жалобу начинало само расследование дела, при этом обвиняемый или ответчик могли подать возражение по поводу этого paragraphe. В качестве свидетелей могли выступать и свободные, и рабы, не могли — женщины и несовершеннолетние.

По окончании анакризиса — предварительного расследования, все обнаруженные доказательства помещались в сосуды — ехины, запечатывались и ссылаться теперь можно было только на них.

На судебном заседании стороны произносили речи, было принято воздействовать на судей всеми способами(привод на заседание целой лайбы родственников). Заседание заканчивалось тайным анием, при равенстве , подсудимый считался оправданным. Иногда проходило ание о мере наказания.

Допускалась апелляция к гелиэе на решения всех судебных органов, ее решения окончательны и обжалованию не подлежат. При неуплате в срок, сопротивлении ответчика, истец возбуждал процесс об исполнении решения.

29. Древняя Спарта: законодательство царя Ликурга

Ликургу (IX — VIII вв. до н.э.) — предание приписывает создание госуд. и общественного строя Спарты, сохранявшего свои черты на протяжении 4 — 5 веков. Однако, что в этом строе явилось результатом развития Спарты, которая была основана около 900 г. до н.э., а что — плодом деятельности законодателя — об этом можно лишь догадываться.

Основным источником наших знаний о Ликурге является его жизеописание, созданное Плутархом, который опирался на множество источников, до нас не дошедших.

Согласно Плутарху, Ликург происходил из царского рода (в Спарте с древнейших времен было 2 царя) и занялся законодательством, являясь опекуном (продиком) малолетнего племянника.

Предание гласит, что подготавливая реформу, Ликург объездил ряд стран: Крит, Малую Азию, Египет, где ознакомился с местными обычаями. Вернувшись, он обратился к Оракулу в Дельфах, который дал ему т.н. “Великую ретру” (“ретра” переводится как “договор” и как “изречение оракула”).

Реформы Ликурга:

В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ:

-созыв Народного Собрания (апеллы) — собиралось царем или геронтом для ания их решений. Обсуждение на собрании запрещено, говорить имели право лишь геронты и цари. Собрание могло только проать предложение. Также на собрании избирались геронты. На собрании все решалось криком;

-создание Совета Старейшин (герусии). Герусия — орган, ограничивающий царскую власть (т.к. имеет наравне с ней право голоса). Герусия состоит из 28 старейшин (геронтов) и 2 царей (базилевсов).

В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ:

-разделеление земель. Окрестности Спарты были разделены на 30 тысяч участков для периэков, а сам округ города — на 9 тысяч участков для граждан (спартиатов), которые обрабатывались плотами. Ценность участков должна была быть одинаковой и определялась собираемым урожаем (ячмень, вино и масла ).

-разделение граждан на филы и обы;

-замена золотой и серебряной монеты на тяжелую железную, что привело к потере смысла накопления, а также вывело Спарту из внешнего рынка. В самом городе исчезли ремесленники, создающие предметы роскоши.

-введение сисситий — совместных трапез. Спартанцы были обязаны участвовать в совместных обедах, когда вся принесенная еда собиралась в складчину. При этом было запрещено обедать дома, а к трапезам привлекались все, вплоть до базилевсов. За столом собиралось около 15 человек, причем для вступления в это общество было необходимо единогласное одобрение всех членов сисситии.

В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ: Реформа была направлена на воспитание воинов.

-слабых новорожденных кидали в пропасть, крепких же отдавали кормилицам, которые воспитывали в них силу и смелость;

-с 7 лет детей записывали в отряды — “агелы”, где их учили гимнастике, воспитывая “беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать”;

–с 14 лет к ним приставляли педономов из достойнейших граждан. Еду юные спартанцы должны были воровать у периэков;

–с 20 лет спартанец принимал участие в походах, где правила поведения были уже менее строгими.

Всю жизнь спартанец принадлежал государству, а его воспитание не заканчивалось со зрелым возрастом.

Законы Ликурга не были записаны. Плутарх отдельно упоминает о трех “ретрах” Ликурга:

1)запрет писанного законодательства;

2)строительство дома только с помощью топора и пилы;

3)неучастие долгое время в войне с одним и тем же противником (чтобы не научить его военному искусству).

Закат законов Ликурга происходит в царствие Агида (426 г. до н.э.), при котором в Спарту попали золотые деньги, разрушившие строй общества, подчиненного интересам гос-ва.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 1618 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/9-17770.html

40. Суд и процесс в древних Афинах

36. Суд и процесс в древних Афинах.

Изначально базилевс судил судсамостоятельно (иногда с пом. Советастарейшин) затем часть судебных полномочийбыла передана Ареопагу (Верховный Суд),затем с течением времени появлялисьфесмофеты, гелиэя, тиранна (третейскийсуд). Т.е. судебные функции постепеннопереходили от царя к народу. Во временарасцвета Афинской демократии системасудебных инстанций была следующей:

Ареопаг. Судил умышленные убийства,нанесение тяжких ран и увечий, поджогии отравления.

Эфеты. Коллегия из 51 человека. Ведаладелами о непредумышленных убийствах,наемных убийцах, убийствах ра­бов иметэков.

Фесмофеты. Коллегия из 6 архонтов иодного секретаря. Указывали, какойкомиссии гелиэи и где заседать, судилизаконы, если они противоречили основнымзаконам Афин, надзирали за магистратамии т.д.

Гелиэя (суд присяжных) — одна изглавных судебных ин­станций Афин.Заседала каждый день в составе 10 судебныхприсутствий по 501 члену. Избиралисьжре­бием архонтами и фесмофетами изчисла граждан по филам. Гелиастом могстать гражданин, которому исполнилось30 лет, если он не лишен чести и не являетсядолжником государ­ства.

Полномочия – обширны. Через коллегиюномофетов отменяла ста­рые и принималановые законы. Су­д второй инстанциипо отношению к решениям магистратов.Рассматривали апелляции, устанав­ливалиболее строгое наказание за преступлениепо делам, рассматриваемым магистратом.

Диэтеты (мировые судьи). Точноеколичество диэтетов не известно. Дизтетомили мировым судьей мог быть гражданинАфин, дос­тигший 60-летнего возраста.Отказываться от должности диэтета былонельзя. Диэтеты разбирали иски свыше10 драхм. Суть этого суда состоит впримирении сторон. Решение диэтетовможно было обжаловать.

Судьи по демам в составе 40 человек, по 4 от каждой фи­лы. Разбирали искиценой ниже 10 драхм, судом второй ин­станциипо отношению к ним были диэтеты.

Коллегия одинадцати — подсудны деларазбойников, ночных воров, карманныхворов, осуществляла надзор за тюрьмамии за исполнением приговоров.

Коллегия исагогов в составе 5 человек,которая под председательствомархонта-эпонима рас­сматривала: «делао приданом, когда обязанный вернутьего, не отдает…

когда человек, занявденьги под процент в одну драхму, неплатит долга… когда кто-нибудь, желаяоткрыть мастерскую на площади, займету другого средства на обзаведение.

Делаоб оскорблениях, об обще­ствах,товариществах, о рабах и вьючныхживотных…» и т.д.

Специальные суды: морские, торговые,промышленные.

Большинство магистратов в целомможет с успехом претендовать на рольсудебного органа, так как они совмещалив своем лице судебные и административныеполно­мочия.

УЧЕНИЕ ОБ ИСКАХ

Правом на иск (dike) в Афинах обладал толькосовершенно­летний гражданин. Заметэков в начале это делал их простат,впоследствии метэки стали это делатьсами. Иск мог быть подан только лично,представительство не допускалось.

Наиболее общими видами исков были искичастные и публичные (защита общихинтересов). Изначально в письменнойформе подавались некоторые публичные,а позднее все виды исков. Публичныйпроцесс требовал объявления о немнароду, частный такой публикации нетребовал.

По публичным искам истцу неполагалось никакого возна­граждения,кроме морального удовлетворения отсознания ис­полненного гражданскогодолга. Частный иск предполагал материальнуювыгоду. От частного иска в отличие отпублично­го, истец мог отказаться влюбую минуту.

Предъявление публич­ногоиска не требовало уплаты судебнойпошлины, тогда как процесс по частномуиску не начинался без ее уплаты. Частныеиски могли быть направлены противличности и иски о вещах.

СУДЕБНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Неформальные доказательства,например, атмосферное явление,истолкованное мантиками. Но фор­мальнымБожьим Судом это не являлось.

Свидетельские показания (до IV в. доР.Х. — устные, потом письменные, зачитывалисьв суде). Свидетелями не могли быть:лицо заинтересован­ное, недееспособное,лишенное прав, свидетель по слухам (неочевидец), женщина и дети.

Допускалисьсвидетельства со слов умерших, заочныепоказания от находящихся за грани­цейлиц, метэков и рабов (под пыткой). Вкачестве свидетельства можно былорассмотреть широко известный факт,знакомый суду. Лжесвидетельстванаказывались.

Документы. Законы, дого­воры,завещания и т.п. акты.

Клятва и пытка – только какподтверждение основных доказательств- свидетельств и доку­ментов.

ВИДЫ ПРОЦЕССОВ (krisis)

Процесс и его стадии зависели от видасудебной инстанции, где рассматривалсяиск.

Суд в Ареопаге. В могилу убитого егоближай­ший агнат втыкал копье в знакпредстоящего мщения. Дело передавалосьна предварительное рассмотрениеархонту-басилевсу. 3 месяца — следствие.На 4-й месяц ар­хонт определял, какомусуду подлежит убийца — Ареопагу илиэфетам.

Ареопаг рассматривал дело в течение 3дней на от­крытом воздухе и ночью.Обвиняемый при произнесении речи стоялна «камне обиды», обвинитель — «камненепрощения». В каждую ночь произносиласьречь обвинения и защиты.

После первойночи обвиняемый мог беспрепятственноудалиться в добровольное пожизненноеизгнание, после 2-й ночи уже не мог. На3-й день судьи по приглашениюархонта-басилевса али решение.

Если подавалось равное количе­ство «за» и «против»,обвиняемый считался оправдан­ным.

Суд в Гелиэе. Процесс начинался свызова (в присутствии двух свидетелей)ответчика к тому магистрату, кото­рыйимел право на предварительное рассмотрениеиска. В случае отка­за явиться ответчикпроигрывал дело. В установленный деньистец и ответчик прибывали к маги­страту,истец платил пошлину в зависимости отцены иска.

По получении иска магистрат проводилпредварительное следствие (анакрисис),выяснялись все обстоятельства дела,приводились доказательства, опрашивалиистца и ответчика, их ответы фиксировались.

Доказатель­ства складывались в особыесосуды и опечатывались. Стороны моглидоговориться во время этой стадии оперенесении их дела к диэтетам.

Запрещалосьза­тягивать время анакрисиса (вчинениевстречного иска, оспаривание юрисдикции,и т.п.).

День заседания гелиэи для окончательногорассмотрения дела определялся жребием.Окончательное заседание суданачиналось с зачитывания иска и возраженийна него ответчика. Истцу и ответчику -право выступить (по частным искам – 1вы­ступление, по публичным – 2).

Поокончании прений глашатай суда предлагалсторонам обжаловать действия другдруга. Затем судьи без обсужденияприступали к анию. Дело выиграно,если за него подавалось большинство, при = ответчик считалсяоправданным.

Если в законе не указанасанкция по этому делу, судьи по вынесениирешения определяли ее — обычно следовализа санкцией, которую предлагал истец(обвинитель).

Источник: https://studfile.net/preview/7393394/page:32/

Uchebnik-free
Добавить комментарий