36. Способы замещения должностей.

Поступление на государственную гражданскую и муниципальную службу. Способы замещения должностей

36. Способы замещения должностей.

Право поступления на гражданскую службу имеют исключительно граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет (в то время как Трудовой кодекс предусматривает прием на работу с 15 лет), владеющие государственным языком Российской Федерации (согласно статье 68 Конституции РФ государственным на всей территории РФ признается русский язык) и соответствующие квалификационным требованиям, установленным законом о государственной гражданской службе. При этом Закон ограничил пребывание на гражданской должности предельным возрастом — 65 лет.

Поступление на муниципальную службу.На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям.

При поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего. При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет: заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы; собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной Правительством Российской Федерации; паспорт; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые; документ об образовании; страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые; свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации; документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу; сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Сведения, представленные в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке. Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы. Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий

Замещение должности — это способ приобретения гражданином соответствующего должностного статуса оформленного назначением.

Назначение на должность — это юридическое оформление (закрепление) должностного статуса государственного служащего, произведенное органом власти и выраженное в форме распорядительного документа — постановления, приказа и т.д.

К основным способам замещения государственной должности следует отнести конкурс, избрание, выбор, выборы.

1.Конкурс на замещение должности основной способ формирования кадрового состава гражданской службы. Порядок и условия проведения конкурса на гражданской службе Российской Федерации определены нормативно в ст.

22 «Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу» Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г.

и в указе Президента РФ «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»

Конкурс на замещение должности гражданской службы это определение в соответствии с условиями конкурса из числа кандидатов на замещение должности гражданской службы кандидата, наиболее соответствующего требованиям этой должности.

Для конкурса требуется: обязательное наличие не менее двух претендентов на замещение должности, органа, уполномоченного оценивать характеристики конкурсантов (государственные конкурсные комиссии), критерии оценки претендентов, процедуры проведения конкурса

Победителем конкурса становится тот кандидат, показатели которого выше показателей других претендентов. Результаты конкурса, оформленные решением конкурсной комиссии, являются необходимым и достаточным основанием для назначения на должность гражданской службы. На государственной гражданской службе РФ без конкурса могут замещать должности лишь младшей группы должностей.

Основной формой замещения вакантных должностей государственной гражданской службы по конкурсу является конкурс-испытание.

2.Избрание на должность — это определение из числа кандидатов на замещение должности одного специально уполномоченным коллективным органом власти. Для этого способа замещения должности, как правило, обязательно наличие у претендентов формальных признаков для участия в процедуре избрания.

Избрание на должность может быть безальтернативным — претендентов не обязательно должно быть более одного. Этот способ замещения должности используется в настоящее время в законодательных органах государственной власти и органах местного самоуправления Российской Федерации.

Например, избрание из числа депутатов председателя Государственной Думы, председателей региональных законодательных собраний, избрание спикера Совета Федерации, председателя ЦИК.

3.Выбор на должность— это определение из числа претендентов на замещение должности одного органом либо государственным должностным лицом. Этот способ замещения должности не обязательно требует гласного обсуждения кандидатов (или их документов) и обоснования мотивов выбора.

Этот способ замещения должности характерен для высших должностей, замещение которых осуществляется по решению лиц, замещающих должности политиков. Например, выбор Президентом РФ кандидатуры на пост Председателя Правительств;) РФ, федерального министра, руководителя федерального ведомства.

Выбор на должность производится также на гражданской службе — для группы младших должностей государственной гражданской службы. где не проводится конкурс.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_214119_postuplenie-na-gosudarstvennuyu-grazhdanskuyu-i-munitsipalnuyu-sluzhbu-sposobi-zameshcheniya-dolzhnostey.html

2. Способы замещения государственных должностей

36. Способы замещения должностей.

Государственнаяслужба проходит на государственныхдолжностях.

Государственная должность- должность в федеральных органахгосударственной власти, органахгосударственной власти субъектов РФ,а также в иных государственных органах,образуемых в соответствии с КРФ, сустановленными кругом обязанностей поисполнению и обеспечению полномочийданного органа, денежным содержаниеми ответственностью за исполнение этихобязанностей. (ст.1. Закона “ О гос.службе” от 31 июля 1995).

Гражданин поступаетна государственную службу на неопределенныйсрок, либо на условиях трудового договорана срок не более пяти лет.

В РФ существует4 основных способа замещения должностей:

1.Назначение— понимается: юридический акт компетентногогосударственного органа или должностноголица, определяющий момент возникновенияили официального возложения функций,прав и обязанностей, определяемыхдолжностью. Путем назначения замещаетсябольшинство государственных должностей.Это основной способ.

2. Выборы —предполагают согласие лица на избрание,обязательную процедуру выдвижениякандидата и саму процедуру избрания.Сложный, дорогой способ.

3. Конкурс —один из способов замещения должностипо выбору, проводится среди лиц, подавшихзаявления об участии в конкурсе. Такзамещаются научные и творческиедолжности. Конкурс объявляется навакантную должность. Такие должностизамещаются на определенный срок. (до 5лет).

Обязательно объявление в печати,причем в этом объявлении содержатсяосновные требования к должности. Могутучаствовать несколько кандидатов.Конкурс проводится конкурсной комиссией.Комиссия принимает решение, которымрекомендует лицо на должность, либопризнает избранным.

Но назначается надолжность приказом руководителя.

4. Контракт —предполагает срочное замещение службы,заключается договор на определенныйсрок, применяется в ОВД и Службе поконтракту. Заключению контракта можетпредшествовать конкурс. Контрактподписывается, но также необходим приказна замещение должностей. Права иобязанности, ответственность наступаетс момента подписания приказа.

Билет №18

1. Административно-правовой статус общественных объединений

Правовая база -ст. 30 КРФ:

1.Каждый имеетправо на объединение, включая правосоздавать профессиональные союзы длязащиты своих интересов. Свободадеятельности общественных объединенийгарантируется.

2.Никто не можетбыть принужден к вступлению в какое-либообъединение или пребыванию в нем.

Конституционныеположения конкретизируется взаконодательстве, которое регламентируетсодержание права на объединение, егоосновные государственные гарантии,статус ОО, порядок их создания,деятельности, реорганизации и ликвидации:

  • Закон “Об общественных объединениях“ 19 мая 1995 г.;
  • Закон “О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности“ 12 января 1996;
  • ГК РФ.

Общественноеобъединение — добровольное,самоуправляемое некоммерческоеформирование, созданное по инициативеграждан, объединившихся на основеобщности интересов, для реализацииобщих целей, указанных в уставеобщественного объединения (ст.5Закона “Об ОО”).

В состав учредителейтаких объединений наряду с физическимилицами могут входить и юридические. Немогут быть учредителями, членами иучастниками ОО органы гос. власти иорганы местного самоуправления.

ОО создаются внескольких формах:

1.общественнаяорганизация;

2.общественноедвижение;

3.общественныйфонд;

4.общественноеучреждение;

5.орган общественнойсамодеятельности.

Общественнаяорганизация — основанное на членствеобщественное объединение, созданноена основе общности интересов, для защитыинтересов и достижения цели объединившихсяграждан.

Общественноедвижение состоящее из участникови не имеющее членства массовое общественноеобъединение, преследующее социальные,политические и иные, общественно полезныецели, поддерживаемые участникамиобщественного движения.

Общественныйфонд один из видов некоммерческихфондов, представляет собой не имеющеечленство общественное объединение,цель которого заключается в формированииимущества на основе добровольных взносови иных не запрещенных законом поступлений,и использование данного имущества наобщественно-полезные цели.

Общественноеучреждениене имеющее членстваобщественное объединение ставящеецелью оказание конкретного вида услуг,отвечающих интересам участников исоответствующих уставным целям указанногообъединения.

Орган общественнойсамодеятельности не имеющеечленства общественное объединение,целью которого являются совместныерешения различных социальных проблем,возникающих у граждан по месту жительства,работы и учебы, направленное наудовлетворение потребностей неограниченногокруга лиц, чьи интересы связаны сдостижением уставных целей и реализациейпрограмм органа общественнойсамодеятельности по месту его создания.

КРФ запрещаетсоздание и деятельность ОО, цели илидействия которых направлены нанасильственное изменение основконституционного строя и нарушенияцелостности РФ, подрыв безопасностигосударства, создание вооруженныхформирований, разжигание социальной,расовой, национальной и религиознойрозни, (ст. 13. ч.5.

Закона “Об ОО”).

В случаенарушения КРФ, конституций и уставовсубъектов РФ, законодательства, совершениядействий, противоречащих уставным целями неустранения этих нарушений послепредставления прокурора или после двухписьменных предупреждений органа,регистрирующего ОО, деятельность ООприостанавливается судом на срок до 6месяцев.

Если нарушения не будут устраненыи в этот период, то ОО м.б. приостановленоили ликвидировано ( ст. 42, 43, 44 Закона “ОбОО”). Статус ОО — вмешательство органовгос. власти и их должностных лиц вдеятельность общественных объединений,равно как и вмешательство общественныхобъединений в деятельность ОО недопускается.

Государство:

1.обеспечиваетсоблюдение прав и законных интересовобщественных объединений;

2.оказывает поддержкуих деятельности;

3.законодательнорегулирует предоставление им налоговыхи иных льгот и преимуществ. Гос. поддержка может выражаться: в виде целевогофинансирования отдельных общественно-полезныхпрограмм (предоставление грантов);заключение любых видов договоров в т.ч.на выполнение работ и предоставлениеуслуг; социального заказа на выполнениеразличных государственных программ.

Государственнаярегистрация общероссийского имеждународного объединений производитсяМинюстом РФ, а межрегиональных,региональных и местных ОО производитсясоответствующими органами юстиции. Длярегистрации подается ряд документов:

  • заявление в регистрирующий орган;
  • Устав;
  • выписка из протокола съезда;
  • сведения об учредителях;
  • документ об уплате регистрационного сбора;
  • документ о предоставлении юридического адреса;
  • для отдельных видов ОО существуют дополнения.

Документы подаютсяна регистрацию в течение 3 месяцев содня проведения учредительного съезда.Изменения и дополнения к уставу подлежатрегистрации в том же порядке, что и самоОО.

Органы,регистрирующие ОО, включают их вреестр юридических лиц. Орган,регистрирующий ОО в 1 мес.

срок обязанрассмотреть заявление ОО и принять одноиз следующих решений: зарегистрироватьОО и выдать свидетельство о государственнойрегистрации; отказать в государственнойрегистрации (выдается письменныймотивированный отказ). Отказ м.б. обжалованв судебном порядке, он не являетсяпрепятствием для повторной регистрации.

Отказы:

  • Устав ОО противоречит КРФ, Конституция, Уставам Субъектов РФ и Закону “Об ОО”;
  • Если не представлен полный перечень документов или не оформлены в надлежащем порядке;
  • если ранее было зарегистрировано ОО с тем же названием, на территории в пределах которой данное ОО осуществляет свою деятельность;
  • если регистрирующим органом установлено, что в представленных документах содержится недостоверная информация;
  • если название ОО оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Отказ в регистрациипо мотивам нецелесообразности егосоздания не допускается.

Религиозныеобъединения имеют сходную конструкциюАП статуса. Статус определяется КРФ иЗаконом от 25 октября1990 года “о свободе вероисповедания”.Религиозные объединения отделены отгосударства.

Государственные органыне вмешиваются в вопросы определениягражданами своего отношения к религии,в законную деятельность религиозныхобъединений и не могут поручатьрелигиозным объединениям выполнениегосударственных целей.

Вместе с тем,государство охраняет религиозныеобъединения. Регистрация производитсяв Минюсте, либо в субъектах РФ.

Источник: https://studfile.net/preview/7376197/page:26/

Основы государственной службы и кадровой политики

36. Способы замещения должностей.

Способы замещения государственных должностей, в том числе гражданской службы, возможны разные. Отбор персонала, т.е. прием на гражданскую службу или выдвижение на вышестоящую должность гражданской службы, завершается замещением должности государственной гражданской службы на основании соответствующего нормативного акта о назначении на должность.

Замещение должности — это способ приобретения гражданином соответствующего должностного статуса оформленного назначением.

Назначение на должность — это юридическое оформление (закрепление) должностного статуса государственного служащего, произведенное органом власти и выраженное в форме распорядительного документа — постановления, приказа и т.д.

К основным способам замещения государственной должности следует отнести конкурс, избрание, выбор, выборы. Все они имеют свои методики и техники отбора и отражены в законодательных актах Российской Федерации.

Конкурс на замещение должности основной способ формирования кадрового состава гражданской службы. Порядок и условия проведения конкурса на гражданской службе Российской Федерации определены нормативно в ст.

22 «Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу» Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г.

и в указе Президента РФ «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» № 112 от 1 февраля 2005 г.

Конкурс на замещение должности гражданской службы это определение в соответствии с условиями конкурса из числа кандидатов на замещение должности гражданской службы кандидата, наиболее соответствующего требованиям этой должности.

Для конкурса требуется: обязательное наличие не менее двух претендентов на замещение должности, органа, уполномоченного оценивать характеристики конкурсантов (государственные конкурсные комиссии), критерии оценки претендентов, процедуры проведения конкурса

Победителем конкурса становится тот кандидат, показатели которого выше показателей других претендентов. Результаты конкурса, оформленные решением конкурсной комиссии, являются необходимым и достаточным основанием для назначения на должность гражданской службы. На государственной гражданской службе РФ без конкурса могут замещать должности лишь младшей группы должностей.

Основной формой замещения вакантных должностей государственной гражданской службы по конкурсу является конкурс-испытание.

Избрание на должность — это определение из числа кандидатов на замещение должности одного специально уполномоченным коллективным органом власти. Для этого способа замещения должности, как правило, обязательно наличие у претендентов формальных признаков для участия в процедуре избрания.

Избрание на должность может быть безальтернативным — претендентов не обязательно должно быть более одного. Этот способ замещения должности используется в настоящее время в законодательных органах государственной власти и органах местного самоуправления Российской Федерации.

Например, избрание из числа депутатов председателя Государственной Думы, председателей региональных законодательных собраний, избрание спикера Совета Федерации, председателя ЦИК.

Выбор на должность — это определение из числа претендентов на замещение должности одного органом либо государственным должностным лицом. Этот способ замещения должности не обязательно требует гласного обсуждения кандидатов (или их документов) и обоснования мотивов выбора.

Этот способ замещения должности характерен для высших должностей, замещение которых осуществляется по решению лиц, замещающих должности политиков. Например, выбор Президентом РФ кандидатуры на пост Председателя Правительств;) РФ, федерального министра, руководителя федерального ведомства.

Выбор на должность производится также на гражданской службе — для группы младших должностей государственной гражданской службы. где не проводится конкурс.

Выборы на должность — это определение из числа претендентов на должность одного путем ания (открытого или тайного) членами коллектива, выборщиками, избирателями электоратом. Результаты выборов являются необходимым и достаточным условием для занятия должности, не требующим утверждения.

Это основной способ занятия высших государственных должностей и органов местного самоуправления, а также должностей в общественных объединениях, политических партиях, научных и других организациях. Всенародные выборы Президента РФ типичный пример данного вила замещения государственной должности.

К этому типу замещения должности относятся выборы председателя политической партии, президента Российской академии наук и т.д.

Источник: https://isfic.info/gossab/civserv72.htm

Способы замещения должностей

36. Способы замещения должностей.

Ректор МГУ назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ, при этом определяется срок его полномочий, который не может превышать 5 лет. Они могут быть переназначены на новый срок и досрочно освобождены Президентом.

По достижении ректором предельного возраста, установленного для замещения должности ректора государственного высшего учебного заведения, Президент вправе дважды продлевать полномочия ректора на новый срок, каждый раз в пределах срока, и не превышающего 5 лет.

Руководители юридических лиц, входящих в состав университета, назначаются на должность и освобождаются от должности ректором по согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Реализация образовательных программ.

МГУ реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований.

https://www.youtube.com/watch?v=HSTUhFLSkA8

Однако требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в самостоятельно устанавливаемые стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Порядок лицензирования образовательной деятельности и порядок государственной аккредитации, устанавливается Правительством РФ.

Право университета проводить дополнительные вступительные испытания,профильной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и программ подготовки специалистов по направлениями, определяемым университетом.

Право университета выдавать лицам, завершившим обучениепо реализуемым ими образовательным программам и прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем уровне образования и (или) квалификации с символикой РФ, заверяемые печатью университета.

Эти документы дают их обладателям права, аналогичные правам, предусмотренным для обладателей документов государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации

При федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования создаются учебные военные центры, факультеты военного обучения, военные кафедры.

Понятие, виды, принципы государственной службы.

Понятие.

Государственная служба — это организационно-функциональная основа государства. Именно посредством государственной службы государство реализует в жизнь свои функции и решает те задачи, которые стоят перед государством.

Несмотря на то, что среди огромного количества служащих в СССР подавляющее большинство среди них было государственными служащими (выделялись служащие партийных, общественных организаций), в советские времена фактически отсутствовала нормальная правовая база государственной службы, не было специального закона, посвященного государственной службе.

Государственные служащие Советского Союза осуществляли свою деятельность в соответствии с дисциплинарными отраслевыми уставами, положениями о дисциплине труда, в соответствии с советскими законами.

В широком смысле слова под государственной службой понималась деятельность государственных служащих в государственных организациях: в органах государственной власти, на государственных предприятиях, в организациях и учреждениях.

В советские времена в широком смысле слова к государственным служащим относили врачей, учителей школ, преподавателей в университетах, министров и других.

В узком смысле слова под государственной службой понималась деятельность государственных служащих в органах государственной власти.

Ельцин стал первым, кто своим Указом от 22 декабря 1993 года утвердил Положение о федеральной государственной службе.

Данный Указ не распространялся на всех государственных служащих, но заслуга Ельцина была в том, что, издав данный Указ, он подтолкнул законодателя к работе по разработке соответствующего закона. Буквально через 2 года (в 1995 году) был принят ФЗ «Об основах государственной службы в РФ».

Важность данного закона состояла в том, что он впервые дал законодательное определение государственной службы, под которой понималась служебная деятельность по обеспечению полномочий органов государственной власти.

В 2003 году был принят ФЗ «О системе государственной службы в РФ», в 2004 году приняли ФЗ «О государственной гражданской службе», то есть пошел процесс создания правовой базы государственной службы. Но с принятием ФЗ «О государственной гражданской службе» утратил силу ФЗ «Об основах государственной службы в РФ» 1995 года.

На сегодняшний день официальное (легитимное) понятие государственной службы дано в Законе о системе государственной службы в РФ.

Под государственной службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: РФ, федеральных органов государственной власти, иных федеральных органов, субъектов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности, установленные Конституцией и законами РФ, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.

Закон о системе государственной службе не распространяется на лиц, замещающих государственные должности, установленные Конституцией и законами РФ, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, то есть не являются государственными служащими Президент РФ, Председатель Правительства РФ, министры, депутаты законодательных органов, главы субъектов федерации. До сих пор непонятно, кем они являются и кому служат.

Из данного определения можно выделить признаки государственной службы:

а) государственная служба осуществляется на профессиональной основе (для значительной части граждан РФ государственная служба становится профессией);

б) государственная служба — это служебная деятельность, которая проявляется в том, что она направлена на обеспечение исполнения полномочий органов и лиц, указанных в законе (Администрация Президента, руководители департаментов);

в) государственная служба направлена на обеспечение исполнения полномочий большого и разнообразного кргуа субъектов;

г) государственными служащими признаются лишь те граждане, которые замещают должности именно по государственной службе;

Виды

1. ФЗ «О системе государственной службы РФ» закрепляет систему гос. службы РФ:

а) государственная гражданская служба— профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий гос. органов и лиц, замещающих должности РФ и субъектов (Президент, председатель пр.)

б) военная служба – профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в ВС РФ.

в) правоохранительная служба – профессиональная служебная деятельность на должностях правоохранительной службы в гос. органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности, правопорядка и т.д.

2. Гос. служба может быть подразделена на виды также в зависимости от федеративного устройства:

а) федеральная гос. служба

б) служба субъекта РФ

ФЗ о системе гос. службы на федеральную службу и службу субъекта подразделяет только гражданскую службу.

3. В зависимости от принципа разделения властей различают гос. службу в органах :

а) законодательной

б) исполнительной

в) судебной власти

Источник: https://cyberpedia.su/14x65cb.html

Основные способы замещения должности

36. Способы замещения должностей.

Отбор персонала завершается замещением должности на ос­новании соответствующего нормативного акта о назначении на должность.

Назначение на должность это юридическое оформление (за­крепление) должностного статуса государственного или муни­ципального служащего, произведенное соответствующим орга­ном власти и выраженное в форме распорядительного докумен­та — постановления, указа, приказа и др.

Замещение должности это способ приобретения граждани­ном соответствующего должностного статуса, оформленного назначением.

В процессе отбора применяется ряд способов замещения долж­ности в зависимости от категории и группы, к которой принадле­жат должности государственной или муниципальной службы.

К числу основных способов замещения должности следует от­нести: конкурсу избрание, выбор, выборы. Ни один из них не обхо­дится без свойственных ему методов и техники отбора. Все эти способы нашли отражение в законодательных актах о государст­венной и муниципальной службе в Российской Федерации.

Конкурс на замещение должности — это определение из числа кандидатов на замещение должности наиболее соответствую­щего требованиям должности (условиям конкурса).

Конкурс предполагает: обязательное наличие не менее двух претендентов на замещение должности; органа, уполномоченного оценивать характеристики конкурсантов (государственные конкурсные комиссии, к примеру); критерии оценки претендентов; проце­дуры проведения конкурса.

Победителем конкурса становится тот кандидат, показатели которого выше показателей других претендентов. Результаты конкурса, оформленные решением соответствующей комиссии, являются необходимым и достаточным основанием для назна­чения на должность.

Основными способами замещения вакантных должностей го­сударственной и муниципальной службы должны стать конкурс документов и конкурс-испытание.

Избрание на должность — это определение из числа кандидатов на замещение должности одного специально уполномоченным

коллективным органом. Этот способ замещения должности предполагает, как правило, обязательное наличие у претенден­тов формальных признаков для участия в процедуре избрания.

Количество претендентов не обязательно должно быть более од­ного.

Этот способ замещения должности используется в настоя­щее время в законодательных органах государственной власти и органах местного самоуправления Российской Федерации.

Выбор на должность — это определение из числа претендентов на замещение должности одного соответствующим органом ли­бо соответствующим должностным лицом.

Подобный способ замещения должности не обязательно предполагает гласное об­суждение кандидатов (или их документов) и обоснование моти­вов выбора уполномоченного органа.

Этот способ замещения должности характерен для группы младших должностей госу­дарственной и муниципальной службы, а также для должнос­тей, замещение которых осуществляется по решению лиц, заме­щающих должности, для непосредственного исполнения пол­номочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Выборы на должность — это определение из числа претенден­тов на должность одного путем ания (открытого или тайного) членами коллектива, выборщиками, избирателями.

Результаты выборов являются необходимым и достаточным ус­ловием для занятия должности.

Это основной способ занятия должностей органов государственной власти и органов местно­го самоуправления, в которых непосредственно воплощаются полномочия этих органов, а также должностей в общественных, политических, научных и других организациях.

Основные функции отбора

Отбор в сфере государственной и муниципальной службы, в том числе и профессиональный, выполняет ряд важных соци­альных функций.

В их числе функция селекции государственных структур общества от тех категорий людей, которые прежде все­го по формальным критериям не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к государственным и муниципальным служа­щим, а также государственным должностям государственной службы.

Адаптация персонала государственной службы

Одним из важных условий ус­пешного управления персоналом в государственной службе яв­ляется его адаптация к социальной среде в государственных и муниципальных органах. В этой главе раскрываются основные положения адаптации в практике управления персоналом госу­дарственной и муниципальной службы.

Понятие и структура адаптации

понятия «адаптация»

Термин «адаптация» взят из биологии, где обозначает приспо­собление строения и функций организма к условиям существо­вания и привыкание к ним. Представители органической шко­лы в социологии заимствовали его для описания некоторых процессов, происходящих в обществе, которое они рассматри­вали как аналог биологического организма.

Долгое время адаптация понималась как односторонний процесс приспособления личности, группы к социальным условиям. Одна­ко сейчас исходят из того, что одновременно происходит и преоб-

разующее влияние личности на социальную среду. Это означает, что человек при поступлении на работу занимает определенную пози­цию в организации, соглашаясь с предъявляемыми к нему требова­ниями, ценностями, нормами, правилами поведения и согласовы­вая свои цели и задачи с целями и интересами организации.

Вместе с тем личность уже имеет сложившуюся систему по­требностей, целей, ценностей и норм, которые детерминируют ее требования к организации. Реализуя эти требования, сотруд­ник и организация влияют друг на друга, взаимодействуют.

Таким образом, трудовую адаптацию можно определить как при­способление, привыкание работника к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических и социальных норм по­ведения, необходимых для выполнения трудовых функций.

Виды адаптации

Трудовая адаптация — многоаспектное явление, которое включает:

во-первых, социальную адаптацию, т.е. получение информа­ции о ценностях, нормах организации, ее формальных и нефор­мальных группах, лидерах, знакомство и включение в систему деловых и личных взаимоотношений в коллективе. Информа­ция соотносится с прошлым опытом работника, его ценностны­ми ориентирами.

Результатом принятия групповых норм явля­ется идентификация сотрудника с коллективом или с одной из формальных или неформальных групп.

Социальная адаптация может быть рассмотрена в более широком плане — как «процесс познания нитей власти, процесс постижения доктрин, приня­тых в организации, процесс обучения, осознания того, что явля­ется важным в этой организации или ее подразделениях»1;

во-вторых, организационную адаптацию, при которой проис­ходит осознание служащим своей роли в общем производствен­ном процессе. Это достигается при знакомстве с особенностями деятельности подразделения, его местом в общей организаци­онной структуре, режимом работы, системой управления, а так­же с механизмом функционирования всей организации;

1.

20*

в-третьих, профессиональную адаптацию, которая характери­зуется освоением определенного уровня профессиональных знаний, умений, навыков сотрудничества, формированием не­обходимых качеств и позитивного отношения к своему труду;

в-четвертых, психофизиологическую адаптацию, т.е. приспособ­ление к новым психическим и физическим нагрузкам, санитар­но-гигиеническим факторам производства, ритму труда и т.д.

Принято выделять первичную и вторичную адаптацию. Первич­ную адаптацию проходят молодые сотрудники, впервые приступа­ющие к профессиональной деятельности, не имеющие опыта рабо­ты. Вторичная адаптация — приспособление сотрудников с опреде­ленным опытом профессиональной деятельности, в силу различ­ных обстоятельств меняющих место деятельности или должность.

Этапы адаптации

В процессе трудовой адаптации прослеживаются следующие стадии:

1) ознакомление, т.е. получение информации о новой ситуа­
ции, критериях оценки деятельности, нормах поведения;

2) приспособление, т.е. усвоение новым сотрудником основных ценностей организации при одновременном сохранении боль­

шинства собственных установок;

3) ассимиляция, т.е. полное приспособление работника к
группе;

4) идентификация, т.е. отождествление целей служащего с це­
лями организации.

По характеру идентификации различают безразличных, час­тично идентифицированных и полностью идентифицирован­ных работников. «Костяк» организации, ее ядро, составляют полностью идентифицированные сотрудники.

Кроме того, выделяют четыре типа поведения человека при включении его в организацию1.

Отношение к нормам поведения в организации: приемлет, не приемлет, разделяет, не разделяет.

Первый тип полностью принимает нормы поведения и цен­ности организации, старается, чтобы его действия не входили в

.

противоречие с интересами организации. Результаты действий этого человека зависят в основном от его личных возможностей и способностей и от того, насколько верно определено содержа­ние его роли.

Второй тип не приемлет ценностей организации, но ведет се­бя в соответствии с принятыми в организации нормами поведе­ния. Является хорошим, но ненадежным работником, способ­ным покинуть организацию или совершить действия, противо­речащие ее интересам.

Третий тип приемлет ценности организации, но не принима­ет норм поведения. Возникают трудности во взаимоотношени­ях с коллегами и руководством. При либеральном отношении к некоторым формам поведения сотрудников со стороны руко­водства они находят свое место в организации и успешно тру­дятся.

Четвертый тип не принимает норм поведения и не разделяет ценностей организации и поэтому постоянно создает кон­фликтные ситуации. Такие люди чаще всего осложняют жизнь коллегам, могут нанести ущерб организации, но они не являют­ся абсолютно неприемлемыми в ней.

1 Преданный и дисциплинированный член организации 3. «Оригинал»
2 «Приспособленец» 4 «Бунтарь»

Рис. 22. Характер отношений к ценностям организации

Чаще всего личность четко осознает процесс адаптации и стремится успешно его завершить и определить свой новый со­циальный статус. Этому способствует то, насколько быстро и хорошо человек усваивает социальные роли в коллективе, раз-

деляет его нормы и ценности, осознает цели и мотивы в рамках профессии, происходит сближение собственных ориентиров с ориентирами группы.

Адаптация принимает активный характер, когда человек ста­рается приспособить профессию к себе, т.е. идет творческое преобразование профессии сотрудником.

В процессе адаптации иногда может возникать вопрос о мере ее целесообразности применительно к конкретным условиям. Это происходит, когда у нового сотрудника система норм и цен­ностей выше сложившейся в коллективе. В таком случае умест­нее вести речь о приспособлении группы к новичку.

Период адаптации зависит от многих факторов и может со­ставлять срок от одного года до трех лет. В это время человек, делая выводы из последствий своего предыдущего опыта, со­знательно корректирует и меняет свое поведение.

Это находит отражение в том, что новый сотрудник, познавая свою функци­ональную роль, учится расставлять акценты в выполняемой им работе с позиции ее важности для организации, оценки качест­ва его работы; научается выполнению таких формально-проце­дурных действий, как назначение и проведение встреч, запол­нение различных форм и анкет, получение и отправка инфор­мации и т.п.; учится понимать и занимать свое место в органи­зации (т.е. правильно вести себя с коллегами и руководством; идет определенное «ранжирование» сотрудников — на кого можно полагаться, кого опасаться и т.д.); учится, как решать свои собственные задачи и добиваться своих целей в организа­ции.

Трудности при адаптации или ее нарушении принято на­зывать дезадаптацией. К следствиям дезадаптации относятся деструктивные конфликты, безразличие к выполняемой ра­боте, уход из подразделения или организации. Кроме того, может возникнуть адаптационный кризис из-за значитель­ного несоответствия знаний и умений требованиям должно­сти.

Результаты адаптации оцениваются по количественным и ка­чественным показателям труда, по отношению работника к ор­ганизации, которое проявляется в его ориентации на перемену или сохранение места работы, профессии, должности, повыше­ние квалификации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a58890.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий