36. Континентальное (европейское) право: источники права и основные институты. Правовые семьи.

Континентальное (европейское) право: источники права и основные институты. Правовые семьи

36. Континентальное (европейское) право: источники права и основные институты. Правовые семьи.

36. Континентальное (европейское) право: источники права и основные институты. Правовые семьи.

#G0Право континентальное — романо-германская правовая система принятая в ряде стран, прежде всего во Франции и Германии, как следствие влияния римского права. #M12291 820000865Гражданское право#S стран этой группы имеет ряд общих признаков и существенных отличий от других систем права. П.к.

— это прежде всего свод неписанных законов, образующих систему #M12291 820000865гражданского права#S, которое регулирует и договорные отношения. Другие #M12291 820001505источники права#S (#M12291 820000070административные акты#S, #M12291 820002313обычаи#S и т.д.) играют незначительную роль, а судебная практика вообще не считается #M12291 820001505источником права#S.

Соотношения и различия П.к. и общего права меняется в процессе исторического развития.

Характеристика континентального права:

— исторические корни (рецепция РП);

— сходство основных юридических понятий (РП);

— общие начала профессионального юридического образования;

— единая система источников права (НПА);

— единая схема построения системы права;

— возрастание роли международного права.

37. Англо-американская правовая система.

Характеристика англо-американского права:

Англия:

— принцип прецедента (300 000 и более);

— статутное право (законы Британского парламента);

— делегированное законодательство (парламент передал Правительству – здравоохранение, деревянное строительство и т.д.);

— правовой обычай;

— юридическая доктрина.

США (13 колоний Великобритании):

— писаное право (1787 г. Конституция США, 7 статей, 27 поправок);

— федеральное законодательство (конгресс);

— акты федеральной исполнительной власти (президент);

— акты и законы штатов.

38. Смешанные (религиозно-общинные) правовые системы.

Характеристика смешанных правовых систем: Это религиозно-общинные или традиционные правовые системы. Приоритет отдается действующим религиозным нормам. Велика роль традиций – образ жизни определяет право. Мусульманское право (5 стран, 1,5 млрд. человек.

Шариат – прямой путь – кодекс (совокупность норм поведения) правоверного мусульманина) сложилось в 8-9 веках. 4 святых источника мусульманского права: Коран, сунна (традиционные предания о жизни пророка), иджма (комментарии Корана и сунны, составлялись ведущими юристами, знатоками ислама), кийяс (судебная практика, решение дел по аналогии).

По мере воздействия мусульманского права государства с мусульманским населением можно разделить на 3 группы:

а) светские страны – ислам отделен от государства (Турция, азиатские республики СНГ);

б) ислам провозглашается официальной религией и провозглашается как один из источников права (Египет, Алжир, Тунис);

в) ислам провозглашается официальным законодательством (монархии Ближнего Востока, Пакистан, Ливия, Ирак и т.д.).

39. Правовая семья постсоветских государств.

Характеристика социалистического права: господство коммунистической идеологии, в конституции – отражены политические цели. Руководящая роль правящей партии.

— страны ортодоксального социализма: Куба и КНДР;

— страны реформируемого социализма: остальные (Китай, Вьетнам – имеют достижения в сфере экономики).

Характеристика права постсоветских государств: Россия и 11 других государств СНГ. Частично сохраняется действие право СССР (действовавшее до 91 г.). Новые ориентиры на запад и на восток. СНГ – координирует правовые сферы бывших республик СССР (рекомендации без принуждения, чаще всего образцы нормативных актов).

40. Российская правовая система, ее особенности и периодизация.

 Российская правовая система имеет много корней из немецкого, германского права. Но обладает и своим своеобразием (советское, постсоветское и российское право).

Периодизация РПС:

1). Древнерусское право (9-12 в.) – создается право, в основе которого лежат обычаи – «Русская правда» Ярослава Мудрого (начало 11 в.). Татаро-монгольское иго завершило этот период. 1197 г. – Любичский съезд, князья Древней Руси постановили о вотчинах. Киевская Русь разделилась на княжества.

2). Право Московского государства ( 13-17 в.) – собирание русских земель под Московским княжеством. Образование Московского царства. Соборное уложение 1648 г. (уложение Алексея Михайловича), в результате кодификации русского феодального права.

3). Право Российской империи (18-20 в.) – с Петра 1, правовые реформы: Петр реципировал (перевел) европейское право, Екатерина 1 продолжила. 19 в. – Свод законов Российской империи (1835).

4). Период советского права (1917-1990 г.) – до 1990 г. происходило огосударствление права, государство было на первом месте. Не право, а политические решения. 1990 – Горбачев на 19 партконференции провозгласил идею создания правового государства. Нормотворчество: конституция, кодексы. Законодательная система строится на основе континентального права.

5). Постсоветское право (12 июня 1990 г.) – день независимости, Декларация о государственном суверенитете РСФСР. С августа 1991 г. начались перемены. Основные документы – Декларация о государственной суверенитете, Декларация основных прав и свобод человека, Федеративный договор, Конституция РФ.

41. Конституционные основы правовой системы РФ.

Конституция РФ (12.12.1993г.):

Статья 15:

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Эта статья особенно важна потому, что в ней определяется место Конституции в системе нормативных правовых актов страны. Конституция формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой.

Известно, что под юридической силой акта понимают как его обязательность вообще, так и его место в иерархии правовых актов.

В настоящее время федеральная нормативно — правовая система включает в себя следующие составные части: Конституцию, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные акты палат Федерального Собрания, указы Президента, постановления Правительства, акты министерств, государственных комитетов и иных федеральных органов исполнительной власти.

Иерархический порядок расположения актов указывает на особую юридическую силу Конституции. Это означает, что она обладает верховенством над законами и иными правовыми актами; последние должны исходить из Конституции и не противоречить ей. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы.

Причем соответствовать Конституции должны не только акты федерального законодательства, но и акты органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

Конституция, распространяя свое действие на всю территорию Российской Федерации, олицетворяет собой государственную целостность, единство системы государственной власти.

Конституция имеет прямое действие. В то же время сам текст Конституции содержит указания на необходимость принятия ряда федеральных конституционных законов и федеральных законов, чье действие будет способствовать развитию положений, закрепленных Конституцией в общей форме.

Конституция и законы Российской Федерации регулируют важнейшие общественные отношения.

С их помощью закрепляются основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, государственное устройство, формы и виды собственности, основы уголовного, гражданского, семейного и иных отраслей законодательства, а также другие принципиальные направления жизнедеятельности общества и государства.

Таким образом, их действие носит универсальный, общеобязательный характер по кругу лиц, во времени и пространстве.

Соответственно и обязанность соблюдать федеральные законодательные акты распространяется на все органы государственной власти, в том числе органы власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также на всех без исключения должностных лиц.

Правоприменительная практика всех государственных органов должна соответствовать Конституции, а должностные лица независимо от их ранга и положения должны нести ответственность в случае нарушения норм Конституции и законов. Столь же обязательны законодательные акты Российской Федерации для граждан и их объединений. Всеобщая обязательность таких актов вытекает из их потенциального восприятия как меры справедливости, применяемой ко всем гражданам в равной мере.

Следует отметить, что действие Конституции и законов Российской Федерации распространяется не только на граждан России, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на ее территории (за исключениями, установленными действующим законодательством).

В демократическом государстве крайне необходимо, чтобы закон был доведен до всеобщего сведения, поскольку гласность в сфере законодательства непосредственно затрагивает права и законные интересы граждан и других субъектов права. Знание законов не может быть привилегией избранных.

Неопубликованные законы не могут применяться на территории Российской Федерации. Более того, любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан (а это и постановления Правительства, и огромный массив ведомственных актов), не могут применяться, если официально они не опубликованы для всеобщего сведения.

Данное конституционное положение, по сути дела, означает, что законы и другие акты, указанные в ч. 3 статьи (а вернее, их полные и точные тексты), должны публиковаться в газетах или специальных изданиях правотворческих органов или по их поручению другими органами. Эти издания распространяются по подписке. Нормативные акты вступают в силу, т.е.

могут применяться, действовать, только при условии их опубликования.

Международные договоры Российской Федерации регулируют отношения России с зарубежными государствами и международными организациями.

Они заключаются в соответствии с Конституцией и федеральными законами от имени Российской Федерации уполномоченными федеральными органами.

После официального признания, ратификации и одобрения международные договоры в установленном порядке приобретают обязательную силу на территории России.

В 1992 г. в действовавшую в то время Конституцию РСФСР 1978 г. была внесена новелла, содержавшая принцип приоритета общепризнанных норм международного права, однако его действие ограничивалось сферой прав человека. Часть 4 настоящей статьи придала данному принципу более широкий, чем ранее, характер и изложила его в достаточно категорической форме.

Прежде всего, международные договоры России наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с российской Конституцией составной частью правовой системы Российской Федерации.

В случае расхождения закона и иного нормативного акта с международным договором, в котором участвует Российская Федерация, или с общепризнанными нормами международного права применяются правила, установленные этими нормами или договором.

Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров принимаются соответствующие правовые акты.

… к ослаблению другой.

Итак, для полного и объективного познания государства, понимания его сущности недостаточно только классового подхода, а следует использовать и другие теории государства – элитарной, технократической, плюралистической демократии и др. 4. Государственная власть: понятие, свойства Гос. власть — фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феномен …

… закрепляются в законах, указах и т.д. Определенность – правовые нормы отличает особый юридический язык, техника – четкость, ясность изложения материала, краткость.

Государственная природа – государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют друг с другом. Правовые нормы всегда устанавливаются или санкционируются государством. Государственная защита — 13.

Правовые нормы – признаки, …

… науки. Это — объективный фактор. Однако важную роль играют и субъективные факторы. Они заключаются в способности исследователя использовать по своему выбору методы исследования предмета.

Методология теории государства и права представляет собой совокупность принципов, методов и уровней исследования государ­ственно-правовых явлений.

К числу исследовательских принципов, общих для всех соци­альных …

… правильно использовать, например, такие термины — «российская наука конституционного права», «американская наука конституционного права» и т.д.

Теория государства и права как самостоятельная юридическая наука имеет свой собственный предмет изучения.

Являясь теоретической дисциплиной, она выявляет и изучает наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/51132/14

Континентальное (европейское) право: характеристика основных институтов

36. Континентальное (европейское) право: источники права и основные институты. Правовые семьи.

⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒

Европейская правовая культура сформировалась в значительной мере на римском юридическом опыте. Римское право, отдельные его элементы были заимствованы и приспособлены к собственным правовым условиям (реципированы, от лат. «receptio» — принятие) многими государствами.

Обращение к римскому правовому опыту имеет немало причин. К числу основных относят общее оживление экономики, активизацию торговых отношений. Назначение феодального права ограничивалось регламентацией отношений в замкнутом обществе; для целей правовой защиты торгового оборота оно не было приспособлено.

Между тем в римском праве можно было найти готовые правила, рассчитанные и на регулирование хозяйственно-товарного обращения, и в то же время оно отвечало социальным потребностям в правовой стабильности, общественном порядке, распространении элементарных правовых знаний, юридического образования.

Примечательно, что возрождение римского права произошло в наиболее экономически развитом европейском регионе — Северной Италии.

Римское право, дополненное каноническим и местным обычным правом, стало основой формирования правовых систем в государствах романо-германской правовой семьи.

Романо-германская правовая семья объединяет главным образом правовые системы стран континентальной Европы, это Австрия, Бельгия, Германия, Италия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Франция, Швейцария и некоторые другие страны.

К этой группе государств относится и Российская Федерация.

В то же время немало государств, правовые системы которых можно отнести к романо-германской правовой семье, расположено в других частях света (например, это государства большей части Африки, почти все страны Латинской Америки, многие страны Ближнего Востока). Название данной правовой семьи сложилось из признания в ее формировании заслуг как римского права, так и германской правовой науки.

Право всех стран романо-германской правовой семьи подразделяется на публичное и частное: признаются очевидными различия в методах правовой регламентации отношений между властью и подвластными субъектами (сфера публичного права) и между частными лицами (сфера частного права).

Во всех государствах публичное право распадается на основные отрасли: конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право, а также отрасли процессуального права, а частное право — на гражданское, коммерческое, трудовое, семейное и др. Существуют отрасли, где нормы публичного и частного права тесно совмещены.

Это авторское право, транспортное право, страховое право и т.п. Правовые институты, понятия, а также понимание правовой нормы в целом однородны.

Хотя в рамках одной правовой семьи встречаются и параллельное развитие одних и тех же правовых категорий и явлений, и деформация общеизвестных институтов и понятий, считается, что усвоение особенностей правовой системы одной страны служит гарантией облегченного восприятия основных черт и особенностей права других стран той же правовой семьи.

Страны романо-германской правовой семьи имеют «писаное право»: правовые акты принимаются парламентом или административным органом в пределах своих правотворческих полномочий. Правовые акты при этом выступают основным, довольно часто единственным источником права.

Высшая юридическая сила признается за Конституцией или Основными законами страны. Их принятие предусматривается в порядке особой законодательной процедуры, часто на референдумах. Соответствие Конституции — обязательное требование к развитию текущего законодательства.

Одни государства в целях поддержания соответствия законодательства конституции устанавливают судебный контроль за конституционностью законов. В Японии, государствах Латинской Америки судья может отказаться применить закон, если сочтет его противоречащим Основному закону.

Другие государства, например Австрия, Италия, Российская Федерация, ФРГ, учредили специальные суды, на которые возлагается проверка конституционности законов.

В законодательстве стран романо-германской правовой семьи выделяется группа законов, принятие которых предусмотрено Конституцией страны. Это органические законы. Как правило, юридический авторитет органических законов уступает только Конституции и конституционным законам, вносящим изменения в Конституцию.

Принятие и внесение изменений в органические и конституционные законы, как правило, осуществляются в особом порядке. В Российской Федерации органические законы именуются федеральными конституционными законами, а вносящие изменения в Конституцию — законами о поправках к Конституции Российской Федерации.

Значительное место в системе источников права в государствах романо-германской правовой семьи занимают международные договоры. Их место в иерархии правовых актов часто сопоставимо с конституционными законами. Во всяком случае, в законодательстве Нидерландов, Российской Федерации, Франции установлена превышающая силу внутренних законов юридическая сила действующих международных договоров.

Текущее законодательство с точки зрения техники его оформления составляют кодифицированные акты (кодексы), обыкновенные (специальные) законы, сводные тексты нормативных правил.

Правовые обычаи в настоящее время в странах романо-германской правовой семьи утрачивают значение самостоятельного источника права.

Редкое исключение, когда обычай действует вместо либо вопреки законодательной норме, повинуясь принципу преимущества обычая над позитивным правом, прямо устанавливается законодательством страны (Австрия, Италия) в какой-либо отдельной сфере гражданского оборота или мореплавания.

Как однопорядковые явления закон и обычай рассматриваются в системе источников права Греции, Швейцарии, ФРГ. В других странах обычай может применяться в дополнение к норме закона.

За судебной практикой и правовой доктриной признается бесспорное значение для познания права и ведущая роль в подготовке законодательных текстов, толковании закона. Судебную практику все чаще характеризуют как вспомогательный источник в силу возможности дальнейшего использования судами решения суда кассационной инстанции в качестве «фактического прецедента».

Кроме того, верховные суды, другие высшие судебные органы, имея определенный авторитет властного органа, при обеспечении единообразного применения закона и единства судебной практики зачастую начинают претендовать на роль власти, дополняющей либо конкурирующей с законодательной.

В то же время юридические формулировки судебных решений имеют совершенно иную суть и иной характер, нежели правила, устанавливаемые законодателем.

Доктрина права в романо-германской правовой семье исторически явилась источником основных принципов, постулатов права; она формирует понятийный аппарат правовой науки и юридической практики; формулирует тенденции и перспективы развития законодательства; наконец, обеспечивает теоретическую «подготовку» законодателя, предлагает научный инструментарий для толкования закона.

Совокупность определенного рода источников права и главенствующая роль, отведенная среди источников закону, — то, что объединяет страны романо-германской правовой семьи. Конечно, различия между национальными правовыми системами этих стран могут быть довольно большими.

Так, различны соотношения в системе нормативных актов законодательных и подзаконных актов, законов и обычаев, методика систематизации и уровни кодификации законодательства, способы конституционного контроля; варьируются от государства к государству приемы построения системы и функций органов правосудия.

Однако определяющим для данной группы стран выступает место и значение закона в установлении правовой регламентации, в системе источников права.

⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-10-23; просмотров: 1088 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/7-91405.html

Вопрос 12. Континентальное (европейское) право: характеристика основных институтов

36. Континентальное (европейское) право: источники права и основные институты. Правовые семьи.

В западном праве исторически сложились две его разновидности континентальная и англо-американская.

К континентальному (европейскому) праву относят совокупность правовых семей и отдельных правовых систем, сформированных на основе и с использованием римского права, объединенных общностью принципов построения права, его структуры, источников и понятийно-юридического аппарата.

Термин континентальное право указывает лишь на корни происхождения, оно перешагнуло границы Европы и превратилось в самую распространенную группу правовых семей из всех существующих в мире.

К правовым семьям, входящим в континентальное право, отнесены:

— романская (южно-европейская)

— германская(центрально-европейская)

— скандинавская (северно-европейская)

— латиноамериканская правовая семья.

Помимо семей в данную группу входят многие страны Вост.Европы, Африки, Ближ. и Дальнего Востока.

Характерными чертами семей континент.права явл.:-

— общие истор.корни (рецепция римского права, каноническое право католицизма, философия естественного права)

— единая юр.догматика (понятийно-категориальный аппарат, складывающийся под влиянием изучения римского права, работ ученых и юр.практики стран-идентификаторов( фр,герм).

— дуализм права – (сочетание публичного, защищающего общегос.интересы и частного права, обеспеч.интересы индивидов)

— единая схема построения системы права с выделением базовой (конституционное право), профилирующих, специальных и особых (смешанных) отраслей права

— схожие тенденции в процессах кодификации права, требующие наличие кодексов в основных отраслях права

— доминирование материального права над процессуальным

— возрастание обязывающей роли м.права

— наличие системы судебного контроля над конституционностью юр.норм

— единая схема иерархической системы источников права во главе с конституцией, м.дог., законы, норм.акты исп.власти

— общие начала юр.образования- общее длится 4-5 лет и специализация 1-2 года.

Вопрос 13. Международная защита прав человека

Ст.46 Конституции ч.3 — каждый вправе в соотв-вии с м.договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

М.правозащитная система – совок-ть учреждаемых мировым сообществом институтов, а также способов и средств, исп-х ими в целях поощрения и обеспечения прав человека вне зависимости от его национально-государственной принадлежности.

Две основные сферы действия – универсальная и региональная. Универсальный механизм создан в рамках ООН на основе межгосуд-х отн-й в области прав человека – М.пакта о гражд.и полит.правах, М.пакта о социал., экон., культ. правах.

На основе этих пактов Комитет по правам человекарассматривает доклады гос-в о выполнении ими своих обяз-в в претворении в жизнь прав человека, изучает их, рассылает странам-уч-кам свои доклады и замечания общего порядка; рассм.

сообщения одного гос-ва о предполагаемом нарушении обяз-в другим гос-вом; рассм.сообщения ч/лиц о предполагаемом нарушении гос-вом своих обяз-в (обяз-но, чтобы были исчерпаны все возм-ти внутри страны, не было анонимным, данный вопрос не был рассмотрен в др.м.

разбирательстве или урегулировании).

Региональные правозащитные системы –действуют в рамках м.о. в опред.географ.районе мира и призваны защищать права человека на регион.уровне. 1-я по времени создания межамерик.система защиты прав человека – на основе Устава Орг-ции амер.гос-в, Амер.декларации прав и обяз-тей человека 1948 г., и Межамер.

конвенции по правам человека 1969 г.(неэфф-сть деят-ти) ; межафр.система защиты прав человека – на основе Афр.хартии прав человека и прав народа 1981 г., в рамках Орг-ции афр единства, ее рез-ты носят рекоменд.хар-р; евразийская система – начало Уставом СНГ 1993 г. , закреплено Декл-й о м.

обяз-вах в области прав человека и осн.свобод в странах СНГ, конвенцией СНГ о правах и осн.свободах человека 1995 г.

, Комиссия СНГ по правам человека — консультативный орган – наблюдение за выполнением обяз-в, взятых на себя странами уч-ками СНГ, утерян интерес к деят-ти Комиссии, 2-я половина 90-х годом большинство гос-в –участников СНГ становятся членами Совета Европы и могут обращаться за защитой в Европейский суд по правам человека 1998 г; европейская система— возникла после войны, Совет Европы вначале задумывался как система для 10-12 гос-в, а сейчас в нем 47 гос-в, процедуры защиты и реализации — Европейская Конв-я о защите прав человека и осн.свобод 1950 г. Постановления Евр.суда направляется министру юстиции страны –нарушителя для ознакомления и принятия мер, опубликования, возмещении расходов и издержек, выплате компенсации, для внесения изменений в действующее законодательство и суд.практику, чтобы не допускать таких нарушений впредь. Даже другие гос-ва СЕ принимают к сведению и действию данные пост-я.

Вопрос 14. Методологические основы теории государства и права.

Методы ТГП – это приемы, способы, подходы, которые она использует для познания своего предмета (закономерностей возникновения и развития гос-ва и права, их сущности, назначения и функционирования, понятийного аппарата, юр.техники – гос-ва и права) и получения научных результатов.

Юридическая теория может использовать самые различные методы, как присущие всей науке в целом – общенаучные методы, так и специальные методы, и собственно юридические методы.

Философской основой ТГП служит диалектический метод, т.е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания (переход количественных изменений в качественные – увеличение числа норм, регулирующих отношения частной собственности, привело к делению росс.

права на частное и публичное закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания), метод индукции (от абстрактного к конкретному: от абстрактной формы гос-ва к ее видам – форме правления и форме гос.устройства и разновидностям этих форм)) и дедукции(от конкретного к абстрактному – при изучении большого кол-ва угол., адм.

, дисципл.правонарушений, их свойств и особенностей можно сформулировать общее понятие правонарушения), анализ (разделение сложного теорет. материала о гос-ве и праве на части и исследование его по частям, синтез– изучение гос-прав.

вопросов путем их объединения и рассмотрения как одного целого), системный метод – восприятие изучаемого материала как единой системы Специальные (частнонаучные), разработанные другими науками) методы – исторический социологический, математический, политологический, экономический(наука исследует ГиП как явления исторические, изменяющиеся вместе с обществом, обогащающиеся различными ценностями, учитывает исторические традиции, культурные корни гос-ва и права). Собственно юридические методыформально-юр.подход – (изучение ГиП как абстракции, в идеальном виде, без субъективного проявления в прошлом и настоящем, дает возможность выявить общие для всех стран признаки гос-ва, формирует понятия и категории, носящие общий характер), конкретно-юридический метод (исследует ГиП в конкретной определенной эпохе, анализирует суть происходящих в нем перемен, для фиксации изменений в понятийном аппарате), социоюридический подход (социально-правовые исследования – наблюдение:визуальное, сбор и анализ различных источников информации о ГиП: ист.док-тов, публикаций, текстов н-п актов, опрос: письменный –анкетирование, устный –интервьюирование, социально-правового эксперимента: проверяющего эфф-ть вступившей в силу юр.нормы или ее прогноз). Посредством этого метода изучается право «в жизни», результаты его осуществления: позитивные и негативные), сравнительно-юридический метод – вкл.в себя методы юр.компаративистики с помощью которых сопоставляются гос.институты и правовые системы различных стран для определения общих свойств и выявления специфики страны, интерпретационныйвкл.в себя методы толкования гос.норм, обязательных для исполнения, с их помощью выявляются истинное содержание и конкретный смысл нормы права и ее обязательность, филологический(грамматический) –анализ текста н-п акта или его нормы, системный (нормативный) – уяснение сути и содержания нормы при сравнении с другими нормами, для правильного расположения этой нормы в системе права, исторический(историко-политический) – выявляет мотивы и цели принятия юр.акта, логический – выяснение смысла нормы на основе законов логики.



Источник: https://infopedia.su/8x10797.html

Становление европейского права. Западная правовая традиция

36. Континентальное (европейское) право: источники права и основные институты. Правовые семьи.

Рецепция Римского права — заимствование римского права рядом западноевропейских стран, начиная с XII и особенно в XVXVI вв. Р. р. п.

привела к тому, что в одних из этих стран римское частное право стало действующим, а в других оказало значительное воздействие на содержание национального гражданского права.

Такая исключительная роль римского частного права, сохранившаяся за ним на протяжении трех исторических эпох (рабовладельческой, феодальной, капиталистической) объясняется тем, что римское право было наиболее совершенной формой права, основанного на частной собственности.

Основной причиной Р.р.п. в феодальной Европе явилось развитие товарных отношений. Распад феодальных производственных отношений и растущая мощь городской буржуазии придали особое значение регулированию обязательственных, договорных отношений.

Закрепленное в сборниках кутюмов феодальное право, основанное, в первую очередь, на земельных отношениях, не содержало предпосылок для регулирования все усложнявшейся области договорного права. В то же время эти предпосылки заключало в себе римское право.

Римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства.

Крайне важно было также то, что римское право выступало в качестве общего права для континентальной Западной Европы в противовес партикуляризму обычного права, имевшего значительные различия в отдельных феодальных землях и городах. Поэтому Р.р.п. создавала единую правовую основу для развития европейской торговли.

Вторая причина Р.р.п. заключалась в том, что короли, находя в этом праве государственно-правовые положения, обосновывавшие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в своей борьбе с церковью и с феодальными сеньорами.

Изучение римского права начинается уже с XI в. Большую роль в этом деле сыграл Болонский университет, при котором была создана школа глоссаторовкомментаторов римского права.

Во Франции уже в XIIXIII вв. римское право преподавалось в университетах. Расцвет в изучении римского права во Франции приходится на XVI в., когда появилась так называемая «историческая школа», пытавшаяся давать историческое объяснение отдельных институтов римского права на основе тех общих данных истории, которыми она могла располагать.

Возросший авторитет римского права не устранил, однако, деления Франции на области обычного и писаного права. На юге Франции Кодекс Юстиниана продолжал рассматриваться как письменное изложение общего обычая. На севере Франции римское право считалось не заменяющим, а только дополняющим кутюмы в качестве «писаного разума». Таким образом, в отношении Франции нельзя говорить о полной Р.р.п.

В Германии с усилением княжеской власти путем Р.р.п. осуществлялся процесс создания общего права. Старое обычное право германских племен отражало очень низкую ступень развития производительных сил и общей культуры и построить из него общее право было невозможно. Единственной известной немецким юристам законченной правовой системой было римское право.

В германских университетах появились кафедры римского права. В XVXVI вв. издаются учебники, справочники, юридические словари, способствовавшие распространению римского права. Германские императоры покровительствовали римскому праву, так как они настаивали на своей преемственности с римскими императорами и охотно применяли к себе все положения о власти последних. Таким обр., в XV в.

римское право широко проникло в Германию и пустило там достаточно глубокие корни. В XVI в. римское право сделалось основным источником норм права, особенно гражданского, во всех германских судах. Положения римского права играли роль общего для всех земель права, однако в отдельных землях в это же время шел процесс кодификации земского права.

Наиболее известной кодификацией является Прусское Земское Уложение 1794г.

Р.р.п. в какой-то мере коснулась и Англии. В качестве составного элемента римское право в английское общее право не вошло, но оказало большое влияние на развитие юридических доктрин в XII и XIII вв.

, когда закладывалось основание общего права. Римское право оказало известное влияние на различие между личным и вещным правом, на правовой режим движимых вещей и некоторые другие институты.

Однако настоящего практического значения римское право в Англии не имело.

Р. р. п. не во всех континентальных государствах протекала одинаково, но всюду она оказала большое влияние на дальнейшее развитие права.

В частности, многие нормы римского частного права были воспроизведены в ныне действующих гражданских кодексах, например, во французском (1804г.) и германском (1896г.).

Под влиянием западноевропейских стран идеи и принципы римского частного права в XIX в. были восприняты сначала правовой наукой, а затем и законодательством России.

В результате многовекового процесса Р.р.п. на всем европейском континенте (исключая Великобританию и Скандинавию) сформировалось относительно однородное правовое пространство, получившее название континентальной правовой системы.

36. Континентальное (европейское) право: источники права и основные институты. Правовые семьи.

#G0Право континентальное — романо-германская правовая система принятая в ряде стран, прежде всего во Франции и Германии, как следствие влияния римского права. #M12291 820000865Гражданское право#S стран этой группы имеет ряд общих признаков и существенных отличий от других систем права. П.к.

— это прежде всего свод неписанных законов, образующих систему #M12291 820000865гражданского права#S, которое регулирует и договорные отношения. Другие #M12291 820001505источники права#S (#M12291 820000070административные акты#S, #M12291 820002313обычаи#S и т.д.) играют незначительную роль, а судебная практика вообще не считается #M12291 820001505источником права#S.

Соотношения и различия П.к. и общего права меняется в процессе исторического развития.

Характеристика континентального права:

— исторические корни (рецепция РП);

— сходство основных юридических понятий (РП);

— общие начала профессионального юридического образования;

— единая система источников права (НПА);

— единая схема построения системы права;

— возрастание роли международного права.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_207076_stanovlenie-evropeyskogo-prava-zapadnaya-pravovaya-traditsiya.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий