36. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ

36. Функции философии в научном познании

36. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ

1)Онтологическая:философияразрабатывает определенные «модели»реальности, сквозь «призму» которыхученый смотрит на свой предметисследования.

Она дает общее видениемира, на основе которого строятся видениячастнонаучного характера как элементыболее широкого целого — философскогоосмысления реальности.

Именно онопозволяет увидеть место и рольчастнонаучных представлений, «прописать»их в качестве необходимых моментов,сторон общей картины мира.

2)Прогностическая:философиядает общее видение мира не только в томвиде, каким он был прежде (прошлое) икаков он теперь (настоящее).

Философия,осуществляя свою познавательную работу,всегда предлагает человечеству некоторыевозможные варианты его жизненного мира.

Таким образом, важнейшее предназначениефилософии в культуре — понять не толькокаков в своих глубинных структурах иоснованиях наличный человеческий мир,но каким он может и должен быть.

3)Гносеологическая:философия»вооружает» исследователя знаниемобщих закономерностей самогопознавательного процесса, учением обистине, путях и формах ее постижения.

Философия дает ученому исходныегносеологические ориентиры о сущностипознавательного отношения, о его формах,уровнях, исходных предпосылках и всеобщихоснованиях, об условиях его достоверностии истинности, о социально-историческомконтексте познания и т.д.

Впоследнее время возрос интерес к анализуновых тенденций в развитии теориипознания, к приведению ее содержания всоответствие с новым этапом развитиясовременной науки.

Важнейшие переменыпроисходят в теории познания в связи сбурным развитием и введением в сферунауки сложных, самоорганизующихся,целостных, саморазвивающихся систем,в том числе и «человекоразмерных»(биотехнология, экология, информатика,социокультурная сфера и т.п.).

4)Методологическая:философия дает науке наиболее общиепринципы, формулируемые на основеопределенных категорий. Изучая наиболееобщие закономерности бытия и познания,философия выступает в качествепредельного, самого общего методанаучного исследования.

Этот метод,однако, не может заменить специальныхметодов частных наук, это не универсальныйключ, открывающий все тайны мироздания,он не определяет априори ни конкретныхрезультатов частных наук, ни ихсвоеобразных методов.

Так, например,принципы диалектики образуют определеннуюсубординированную систему и, взятые вих совокупности, представляют собойметодологическую программу самоговерхнего уровня.

Они задают лишь общийплан исследования, его стратегию (поэтомуих называют стратегическими), ориентируютпознание на освоение действительностив ее универсально всеобщих характеристиках.

5)Аксиологическая:отфилософии ученый получает определенныемировоззренческие, ценностные установкии смысложизненные ориентиры, которые- иногда в значительной степени — влияютна процесс научного исследования и егоконечные результаты.

6)Селективная:из множества умозрительных комбинацийисследователь реализует только те изних, которые согласуются с егомировоззрением.

Философские принципыв качестве селекторов «работают»,разумеется, только тогда, когда встаетсама проблема выбора и есть из чеговыбирать (те или иные умозрительныеконструкты, гипотезы, теории, различныеподходы к решению задач и т.п.).

Еслиимеется множество вариантов решениякакой-либо частнонаучной проблемы ивозникает необходимость выбора одногоиз них, то в нем «участвуют» опытныеданные, предшествующие и сосуществующиетеоретические принципы, «философскиесоображения» и др.

Следует иметь ввиду, что неверные философские принципымогут привести к построению правильнойтеории, и наоборот, руководствуясьпринципами «хорошей» философии,ученый может прийти к ошибочным выводам.

7)Умозрительно-прогнозирующая:в рамках философии (а точнее в той илииной ее форме) вырабатываются определенныеидеи, принципы, представления и т.п.,значимость которых для науки обнаруживаетсялишь на будущих этапах эволюции познания.Особенно богатой в этом отношении быланатурфилософия, но нетолько она.

Таковы,в частности, идеи античной атомистики,которые стали естественнонаучным фактомлишь в XVII-XVIII вв. Таков развитый в философииЛейбница категориальный аппарат,выражающий некоторые общие особенностисаморегулирующихся систем.

Таков игегелевский аппарат диалектики,»предвосхитивший» сущностныехарактеристики сложных саморазвивающихсясистем, в том числе и идеи синергетики,не говоря о квантовой механике(дополнительность, активность субъектаи др.).

8)Производногокритерия истины:философские принципы не заменяютпрактику как решающий критерий, нодополняют его — особенно когда обращениек ней, в силу целого ряда обстоятельств,невозможно.

Так, например, если замеченынарушения со стороны исследователятаких принципов диалектики, какобъективность, всесторонностьконкретность, историзм и других, тоникакой практики не нужно, чтобы убедитьсяв том, что выводы, сделанные на такой»основе», вряд ли будут истинными.

9)Интегративная(синтетическая) :— системное, целостное обобщение и синтез(объединение в новом образе) разнообразныхформ познания, практики, культуры — всегоопыта человечества в целом. Философскоеобобщение — это не простое механическоесоединение частных проявлений этогоопыта, а качественно новое, всеобщее иуниверсальное знание.

10)Критическая:философия в этой своей функции нацеленана все сферы человеческой деятельности- не только на познание, но и на практику,на общество, на социальные отношениялюдей.

Критика — способ духовнойдеятельности, основная задача которогосостоит в том, чтобы дать целостнуюоценку явления, выявить его противоречия,сильные и слабые стороны, позитивные инегативные моменты.

Существуют двеосновныхформы критики:а) негативная, разрушительная, «тотальноеотрицание», отвергающее все и вся; б)конструктивная, созидательная, неуничтожающая все «до основания»,а сохраняющая позитивное (но переработанное)содержание старого в новом, предлагающаяконкретные пути решения проблем,эффективные способы преодолениязаблуждений.

11)Методологическая:Воздействиефилософских принципов на процесснаучного исследования всегда осуществляетсяне прямо и непосредственно, а сложнымопосредованным путем — через методы,формы и концепции «нижележащих»методологических уровней.

Философскийметод дает ученому лишь самую общуюориентацию исследования, помогаетвыбрать кратчайший путь к истине,избежать ошибочных ходов мысли.Философские методы не всегда дают осебе знать в процессе исследования вявном виде, они могут учитываться иприменяться либо стихийно, либосознательно.

Реализация философскихпринципов в научном познании означаетвместе с тем их переосмысление, углубление,развитие. Так, например, квантоваямеханика, по словам Н. Бора, преподаланам «гносеологический урок».

Темсамым путь реализации методологическойфункции философии есть не только способрешения фундаментальных проблем развитиянауки, но и способ развития самойфилософии, всех ее методологическихпринципов.

Источник: https://studfile.net/preview/10906583/page:35/

Функции философии в научном познании

36. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ

1.Онтологическаяфункция:философияразрабатывает определенные «модели»реальности, сквозь «призму» которыхученый смотрит на свой предметисследования.

Философия дает наиболееобщую картину мира вего уни­версально-объективныххарактеристиках, представляет материальнуюдействительность в единстве всех ееатрибутов,форм движения и фундаментальных законов.

Эта це­лостная система представленийоб общих свойствах и за­кономерностяхреального мира формируется в результатеобобщения и синтеза основных частно- иобщенаучных понятий и принципов.

Такая философскаякартина мира (в отличие от рели­гиозной,мифологической и т. п.) служит предпосылкойи условием для разработки физической,биологической и других картин мира вкачестве универсальной онтологи­ческойустановки.

Иначе говоря,философия дает общее видение мира, наоснове которого строятся видения частнонаучно го ха­рактера как элементыболее широкого целого — философ­скогоосмысления реальности. Именно онопозволяет уви­деть место и рольчастнонаучных представлений, «пропи­сать»их в качестве необходимых моментов,сторон общей картины мира.

Философия дает общее видение мира нетолько в том виде, каким он был прежде(прошлое) и каков он теперь (настоящее).

Философия, осуществляя свою познаватель­нуюработу, всегда предлагает человечествунекоторые воз­можные варианты егожизненного мира. И в этом смысле онаобладает прогностическими функциями.

Таким обра­зом, важнейшее предназначениефилософии в культуре — понять не толькокаков в своих глубинных структурах иоснованиях наличный человеческий мир,но каким он мо­жет и должен быть.

2. Гносеологическая функция:

А)Философия «вооружает» исследователязнанием об­щихзакономерностей самого познавательногопроцесса, учением обистине, путях и формах ее постижения.

Философия (особенно в ее рацио­налистическомварианте) дает ученому исходныегносео­логические ориентиры о сущностипознавательного отно­шения, о егоформах, уровнях, исходных предпосылкахи всеобщих основаниях, об условиях егодостоверности и ис­тинности, осоциально-историческом контекстепознания и т. д.

Хотя все частные науки осуществляютпроцесс позна­ния мира, ни одна из нихне имеет своим непосредствен­нымпредметом изучение закономерностей,форм и прин­ципов познания в целом.

Этим специально занимается философия(точнее гносеология, как один из основныхее разделов), опираясь на данные другихнаук, анализирую­щих отдельные стороныпознавательного процесса (пси­хология,социология, науковедение и др.).

Кроме того, любое познание мира, в томчисле науч­ное, в каждую историческуюэпоху осуществляется в со­ответствиис определенной «сеткой логическихкатегорий». Переход науки к анализуновых объектов ведет к переходу к новойкатегориальной сетке.

Если в культурене сложи­лась категориальная система,соответствующая новому типу объектов,то последние будут воспроизводитьсячерез не­адекватную систему категорий,что не позволяет раскрыть их сущностныехарактеристики.

Развивая свои категории,философия тем самым готовит дляестествознания и соци­альных науксвоеобразную предварительную программуих будущего понятийного аппарата.

Применение разработанных в философиикатегорий в конкретно-научном поискеприводит к новому обогащению категорийи развитию их содержания.

Б) В наибольшей степени философиявлияет на науч­ное познание припостроении теорий (особеннофунда­ментальных).

Это наиболее активнопроисходит в перио­ды «крутой ломки»понятий и принципов в ходе научныхреволюций.

Очевидно, указанное влияниеможет быть как позитивным, так и негативным— в зависимости от того, какой философией— «хорошей» или «плохой» — руко­водствуетсяученый и какие именно философскиеприн­ципы он использует.

Влияние филосо­фии напроцесс специально-научного исследованияи по­строение теории заключается, вчастности, в том, что ее принципы «припереходе от умозрительного кфундамен­тальному теоретическомуисследованию выполняют свое­образнуюселективную функцию.

Последняя заключаетсяв том, что из множества умозрительныхкомбинаций ис­следователь реализуеттолько те из них, которые согласу­ютсяс его мировоззрением». Но не только сним, а так­же с философско-методологичсскимиориентациями уче­ного. История наукидает тому массу примеров. Так, А.

Эйнштейнпри создании своей теории относи­тельностиособое внимание обращал на такиефилософс­кие принципы как причинность,наблюдаемость, относи­тельностьпространства и времени (и зависимостьих свойств от движущейся материи).

«Мнехотелось показать, что пространству ивремени нельзя с необходимостьюприпи­сать раздельное существование,независимо от действи­тельных объектовфизической реальности. Физическиеобъекты находятся не в пространстве,но эти объекты яв­ляются пространственнопротяженными. На этом пути концепция«пустого пространства» теряет свойсмысл».

При формировании квантовой теорииважную роль при выборе соответствующихвариантов при решении конкрет­ныхфизических проблем играли такиефилософские прин­ципы, как принципдиалектического противоречия (в фор­мепринципа дополнительности), принципсоответствия (диалектическое отрицание),принцип активности субъек­та, принципыдетерминизма и причинности (в ихразлич­ных формах) и др.

Философские принципы в качествеселекторов, «рабо­тают*, разумеется,только тогда, когда встает сама про­блемавыбора и есть из чего выбирать (те илииные умоз­рительные конструкты,гипотезы, теории, различные под­ходык решению задач и т. п.).

Если имеетсямножество вариантов решения какой-либочастнонаучной проблемы и возникаетнеобходимость выбора одного из них, тов нем «участвуют» опытные данные,предшествующие и со­существующиетеоретические принципы, «философскиесоображения» и др.

В)Философско-методологические принципы— в их единстве — выполняют в рядеслучаев функцию вспомога­тельного,производного от практики критерияистины.

Они незаменяют практику как решающий критерий,но дополняют его — особенно когдаобращение к ней, в силу целого рядаобстоятельств, невозможно.

Так, например,если замечены нарушения со стороныисследователя та­ких принциповдиалектики как объективность,всесторон­ность, конкретность, историзми других, то никакой прак­тики ненужно, чтобы убедиться в том, что выводы,сде­ланные на такой «основе», вряд либудут истинными.

3.Методологическаяфункция: философиядает науке наиболееобщие принципы,формулируемые на основе определенныхкатегорий. Эти принципы реальнофункционируют в науке в виде всеоб­щихрегулятивов, универсальных норм,требований, кото­рые субъект познаниядолжен реализовать в своем иссле­довании.

Изучая наиболее об­щие закономерностибытия и познания, философия выс­тупаетв качестве предельного, самого общегометода на­учного исследования.

Этотметод, однако, не может за­менитьспециальных методов частных наук, этоне универ­сальный ключ, открывающийвсе тайны мироздания, он не определяетаприори ни конкретных результатовчаст­ных наук, ни их своеобразныхметодов.

Так, например, принципы диалектикиобразуют определенную суборди­нированнуюсистему и, взятые в их совокупности,пред­ставляют собой методологическуюпрограмму самого вер­хнего уровня.

Они задают лишь общий план исследова­ния,его стратегию (поэтому их называютстратегически­ми), ориентируют познаниена освоение действительнос­ти в ееуниверсально всеобщих характеристиках.

Их эври­стическая мощь зависит какот их содержания, так и от их умелогоправильного применения.

4. Аксиологическаяфункция: от философииученый получает определенныеми­ровоззренческие, ценностныеустановки и смысложизненные ориентиры,которые — иногда в значительной степе­ни(особенно в гуманитарных науках) — влияют на про­цесс научного исследованияи его конечные результаты.

Философская мысль выявляет не толькоинтеллектуаль­ные (рациональные), нотакже нравственно-эмоциональ­ные,эстетические и другие человеческиеуниверсалии, все­гда относящиеся кконкретным историческим типам куль­тур,и вместе с тем принадлежащие человечествув целом (общечеловеческие ценности).

Философия (особенно в ее «экзистенциальныхвари­антах») «поставляет» ученомуогромный материал для фор­мированияего системы взглядов на объективныймир (и на свое место в нем), его жизненнойпозиции, убежде­ний, идеалов и ценностныхориентации, его интересов, пристрастий,нравственных принципов и т. д.

и т. п.

5. Прогностическаяфункция:

А) Умозрительно-прогностическая:речь идет о том, что в рамках философии(а точнее — в той или иной ее форме)вырабатываются оп­ределенные идеи,принципы, представления и т. п., зна­чимостькоторых для науки обнаруживается лишьна буду­щих этапах эволюции познания.Особенно богатой в этом отношении быланатурфилософия, но не только она.

Таковы, в частности, идеиантичной атомистики, ко­торые сталиестественнонаучным фактом лишь в XVII— XVIIIвв.

Таков развитый в философии Лейбницакатего­риальный аппарат, выражающийнекоторые общие осо­бенностисаморегулирующих систем.

Таков игегелевский аппарат диалектики,«предвосхитивший» сущностныеха­рактеристики сложных саморазвивающихсясистем — в том числе и идеи синергетики,не говоря о квантовой механи­ке(дополнительность, активность субъектаи др.).

Б) Контрольно-прогностическая:философия осуществляетконтроль за наукой, определяя социальнуюзначимость ее достижений, оцениваяпоследствия применения ее результатов.

6. Метанаучнаяфункция: философияосмысливает сущность науки, осмысляетее развитие (показвает причины тупикови заблуждений), определяет ее роль вобществе, особенности методологии,отличия от других форм знания и т.п.

Источник: https://studfile.net/preview/1001729/page:3/

Uchebnik-free
Добавить комментарий