35. Трудовое воспитание и культура профессионального самоопределения. Профориентационная работа в школе.

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профориентационной работы

35. Трудовое воспитание и культура профессионального самоопределения. Профориентационная работа в школе.


В данной статье рассматриваются принципы построения профориентационной работы в школе, готовность классных руководителей к осуществлению деятельности по профессиональному самоопределению обучающихся, работа педагогов с родителями обучающихся и реализация данного направления в условиях школы через систему мероприятий.

Ключевые слова: профориентационная работа, психолого-педагогическое сопровождение, родители, профессиональное самоопределение, обучающиеся, мотивация, готовность педагогов, намерения, склонности, мотивы выбора профессии, профдиагностика

In this article, the principles of vocational guidance work in schools, the readiness of class leaders to carry out activities for the professional self-determination of students, the work of teachers with parents of students and the implementation of this direction in school conditions through a system of activities are considered.

Key words: Vocational guidance work, psychological and pedagogical support, parents, professional self-determination, trainees, motivation, readiness of teachers, intentions, inclinations, motives for choosing a profession, professional diagnostics

Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением.

В настоящее время система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям: профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию; предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии; профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов- профконсультантов; профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности; социально-профессиональная адаптация; профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

Кто поможет ребятам сделать выбор? Постоянно работающие родители, большинство которых даже не предполагает какое существует разнообразие учреждений СПО и ВПО в городе Екатеринбурге, их современную специализацию, сущность вновь появившихся профессий и специальностей? Сами дети, которые поступят и будут занимать чьи-то места, зная, что нужен диплом «на всякий случай», но не пойдут работать по профессии или дети, которые со временем поймут, что избранная профессия оказалась не по душе?

Профессионально компетентный педагог не сможет охватить все, но приоткроет обучающимся занавес в мир профессий, поможет сориентироваться «на местности», подскажет, что движет человеком при выборе профессии, какие неприятности его могут подстерегать, если выбор сделан необдуманно.

Профдиагностика- неотъемлемый компонент в системе профориентации, который охватывает все ступени школьного обучения. Диагностическая работа выстраивается таким образом, чтобы максимально выявлять потребности, интересы и склонности каждого ребенка на каждом возрастном этапе.

В своей работе использую комплексное профдиагностирование по следующим тестам: опросник Хохланда, Матрица выбора профессии (методика Г. Резапкиной), тест «ДДО» Е. А. Климова, тест «Эрудит».

Важным звеном в системе профориентации учащихся является работа с родителями. Желания родителей и профессиональные намерения школьников во многих случаях не совпадают.

Все это вызывает необходимость организации специальной работы с родителями, направленной на оказание помощи семье в подготовке детей к труду и выбору профессии.

Участие семьи, как социального и воспитательного института, подчеркивает двойственность профориентации — как проблемы общественной и педагогической.

Профориентация в школе реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися. На каждом периоде школьного этапа необходима реализация различных целей профориентационной работы:

‒ начальная школа (1–4 классы)- формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности, дети знакомятся с новыми профессиями через игры, упражнения, беседы, экскурсии, знакомства с представителями профессий.

‒ основная школа (5–7 классы)-развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии. На классных часах с ребятами проводятся беседы, дискуссии, анкетирование и встречи с интересными людьми.

Групповые формы работы повышают интерес к выбору профессии, дают возможность лучше понять основания этого выбора, расширить и уточнить его. С удовольствием ребята играют в игры «Моя будущая профессия», «Открытие фирмы» и др.

так как игры позволяют в значительной мере усилить процесс профессионального консультирования и обучения детей выбору профессии.

‒ основная школа (8–9 класс) — формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей В 9 классе на уроках технологии большое внимание уделяется следующим разделам: «Представление о себе и своих возможностях в профессиональной деятельности», «Проектирование пути к своей профессии» и т. п. С обучающимися 8–9 классов проводятся тренинги, анкетирование и ролевые игры: «Для чего я учусь?», «Угадай профессию» и т.д, разрабатываются памятки по правильному выбору профессиональной деятельности.

‒ средняя школа (10–11 классы) — формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений обучающихся, развитие способностей через углубленной изучение отдельных предметов.

Проводятся круглые столы, диспуты «Правильность выбора профессии», деловые и ролевые игры «Я в мире профессий», «На пороге взрослой жизни», а также диагностическая и консультативная работа в тесном сотрудничестве со специалистами Центра психолого- педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог» и т. д.

, ежегодное посещение выставки «Образование от А до Я», участие в городском проекте «Профи-дебют: масштаб-город», центры профессионального тестирования, центры занятости, учебные заведения города, олимпиадное движение, Интернет- ресурсы.

Большая ответственность в правильном выборе профессиональных намерений школьниками лежит на образовательном учреждении.

Возникает вопрос: а готовы ли педагоги оказать квалифицированную помощь школьникам в профессиональном самоопределении? Чтобы ответить на этот вопрос, была разработана анкета, направленная на изучение готовности педагогов к осуществлению деятельности по профессиональному самоопределению учащихся. Готовность педагогов к осуществлению деятельности по профессиональному самоопределению обучающихся представляет собой комплекс взаимосвязанных составляющих:

‒ информационная составляющая (осведомленность в проблеме, представление об основополагающих фактах, моментах, ее сути, способах ее решения);

‒ отношение, оценочные суждения (отношение к проблеме, эмоциональная включенность (принятие/непринятие)

‒ мотивационная составляющая (осознание значимости деятельности, понимание ее целей и задач, понимание своей конкретной роли в общем деле, желание работать по разрешению проблемы, ожидания от предстоящей работы);

‒ операциональная составляющая (оценка своих возможностей, своей готовности к этой работе, осознание недостающих знаний, умений, навыков для осуществления этой работы и способов их добывания);

‒ методическая составляющая (оснащение, методические материалы, бланки, методики, тестовые и другие материалы- наличие и владение ими).

В диагностике приняли участие 20 педагогов одной школы, являющиеся классными руководителями. В результате проведенного анкетирования были получены следующие данные:

1) Представление о профессиональном самоопределении есть у 1000 % опрошенных педагогов

2) Для 88 % классных руководителей тема профессионального самоопределения обучающихся является актуальной, для 12 % -эта тема неактуальна.

3) 94 % опрошенных педагогов положительно оценили свое эмоциональное отношение к проблеме профессионального самоопределения обучающихся- принятие и заинтересованность.

4) 35 % педагогов правильно определили возрастной период, когда начинается профессиональное самоопределение человека.

5) На вопрос «В каком возрастном периоде целесообразно проводить работу по профессиональному самоопределению?» 18 %-ответили с «от 7 до 13 лет», по 41 % педагогов- ответили «от 15 до 17 лет» и «от 13 до 15 лет».

6) Педагоги выделили следующие трудности, которые по их мнению возникают у старшеклассников в процессе их профессионального самоопределения: низкая культура психологических знаний обучающихся, их родителей о способностях, особенностях, склонностях; неустойчивость интересов учащихся; плохая ориентированность в мире профессий и специальностей; препятствия со стороны родителей.

7) 100 % педагогов сформулировали возможные варианты помощи, которые могут оказывать школьнику взрослые в процессе профессионального самоопределения.

Причем, родителям отводится роль финансовой поддержки, передачи жизненного опыта; педагогам — личный пример, развитие способностей и знаний по предметам, просвещение на классных часах; психологу — диагностика интересов, склонностей, индивидуальное консультирование обучающихся.

8) 94 % классных руководителей осуществляют ту или иную деятельность по оказанию помощи обучающимся в профессиональном самоопределении. Из них 64 % проводят индивидуальные и групповые беседы о профессиях, дают обучающимся советы по поступлению в ВУЗы.

30 % педагогов проводят экскурсии на предприятия, учебные заведения; анкетирование родителей; классные часы, тесты на выявление склонностей к той или иной профессии.

6 % педагогов не проводят никакой деятельности по оказанию помощи обучающимся в профессиональном самоопределении.

9) 53 % педагогов считают себя достаточно компетентными в теории и практике помощи обучающимся в профессиональном самоопределении. 47 % педагогов отметили свою недостаточную компетентность.

10) знание психолого- педагогических методик и высокую ориентированность в методическом и диагностическом инструментарии показали 18 % педагогов, среднюю- 29 %, низкую- 53 % педагогов (только начали работать по этой проблеме).

Таким образом, в результате анкетирования педагогов выявилось общее положительное отношение к данной проблеме, заинтересованность ею, желание заниматься деятельностью по оказанию помощи обучающимся в профессиональном самоопределении.

Наиболее развитыми оказались мотивационный и операциональный компоненты готовности.

Информационная и методическая составляющие развиты слабее, в связи с этим актуальным является создание условий для повышения психолого — педагогической компетентности классных руководителей образовательного учреждения в вопросах профессионального самоопределения.

Литература:

  1. Грецов А. 100 популярных профессий: психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов /А.Грецов,Т. Бедарева.- СПб.: Питер, 2005.-272 с.: ил.
  2. Грецов А. Выбираем профессию: советы практического психолога./ А.Грецов.- СПб.: Питер, 2009.- 224с.: ил.
  3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие для психологов/ Э. Ф. Зеер. — 3е изд., стер. — М.: Академия, 2009. — 239 с.
  4. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. — СПб.: Питер, 2011. — 432 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  5. Климов Е. А. Профессии научных работников: учебное пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. /Е. А. Климов — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  6. Тюшев Ю. Выбор профессии: тренинг для подростков /Ю. Тюшев. — СПб.: Питер, 2009.-160с.:ил.- (Серия «Практическая психология»).

Основные термины(генерируются автоматически): профессиональное самоопределение, выбор профессии, педагог, оказание помощи, профориентационная работа, профессиональное самоопределение обучающихся, осуществление деятельности, мир профессий, обучающийся, образовательное учреждение.

Источник: https://moluch.ru/archive/173/45747/

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников

35. Трудовое воспитание и культура профессионального самоопределения. Профориентационная работа в школе.

Трудовое воспитаниепроцесс организации и стимулирования трудовой д-ти учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов.

Функции: (обучающая, развивающая, воспитательная)

должно начинаться с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях, ТВ тесно связано с политехническим образованием и трудовым обучением.

Политехническое образование направлено на овладение школьниками знаний об основах современного производства и выработку умений и навыков работы с простейшими орудиями и механизмами.

Основные усилия школы должны быть направлены на то, чтобы трудовая деятельность стала для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью.

Содержательную основу трудового воспитания школьников составляют следующие виды труда: учебный труд (умственный и физический), общественно-полезный (производительный, общественно-значимый, бытовой-самообслуживающий), производительный (оплачиваемый).

Задачи трудового воспитания:

1) Формирование системы знаний необходимых для выполнения трудовой деятельности, выбора профессии, профессионального, социального и жизненного самоопределения.

2) Формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности, формы бытия и способа самореализации человека.

3) Развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремлении применить знания на практике, чувства долга и ответственности.

4) Воспитание высоких нравственных качеств, основанных на трудолюбии (дисциплинированность, ответственность, предприимчивость, честность).

5) Вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда, формирование опыта общественно-полезной деятельности, умения применять теоретические знания на практике.

Пути осуществления: В процессе получения общеобразовательной подготовки, Трудового обучения по предмету «технология», Внеклассная и внешкольная работа, Разнообразная по содержанию и формам групповая д-ть, В процессе трудовой д-ти

Результатом трудового воспитания выступает такое личностное качество как трудолюбие, которое характеризуется прочной потребностно-мотивационной сферой, глубоким пониманием нравственного смысла труда в развитии личности, умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу, проявить волевые усилия в преодолении трудностей и препятствий трудовой деятельности.

Формы работы:Изготовление различных поделок, Регулярный домашний труд, Проведение трудовых десантов, Создание школьных кооперативов, Накопление в школе трудовых традиций, Беседы, лекции, конференции, Все виды трудовой д-ти и др.

Профориентация –обоснованная система соц-экономических, псих-педагогических, производственно-технических мер, направленных на оказание учащимся помощи в проф.саомоопределении.

Система профориентации:

· профессиональное просвещение (информирование) ознакомление учащихся с миром труда, профессий, потребностями рынка, проблемами профессионального самоопределения

· профессиональная диагностика — изучение особенностей высшей нервной деятельности, состояния здоровья, интересов, склонностей, способностей, ценностных ориентаций учащихся с целью выработки рекомендаций в выборе профессии

· профессиональная консультация — выдача рекомендаций и советов по профессиональному самоопределению учащихся, способствующих принятию ими эффективного решения

· профессиональный отбор — выбор кандидатов на освоение какой-либо профессии; проводится в тех случаях, когда профессия предъявляют к человеку повышенные требования, цена ошибок велика, затраты на обучение значительны

· профессиональная адаптация — процесс приспособления молодых людей к условиям производства, трудового коллектива, особенностям конкретной специальности.

Работа в школе – три направления:

· ознакомление с особенностями

· приобщение к посильному труду

· организация трудового допрофессионального и начального профессионального образования

Индивидуальная ситуация выбора личностью профессии при всем разнообразии конкретных жизненных обстоятельств имеет общую структуру.

В ней можно выделить восемь типов обстоятельств, которые необходимо принять во внимание в процессе профессиональной ориентации школьника: позиция старших членов семьи; позиция сверстников и знакомых; позиция учителей, воспитателей, классного руководителя, школьного психолога; сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы учащегося (включая и случай их полной неопределенности, отсутствия); способности, знания, умения и навыки, достигнутый уровень развития учащегося как субъекта учебной деятельности; уровень притязаний учащегося на общественное признание; информированность; интересы и склонности к тем или иным видам деятельности.

Задача педагога заключается в том, чтобы помочь учащемуся внести максимум порядка в его неповторимую ситуацию выбора профессии, прийти к согласию с родителями, противостоять выбору профессии за компанию с друзьями и сконцентрироваться на том, к чему он более склонен и способен.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_141824_trudovoe-vospitanie-i-professionalnaya-orientatsiya-shkolnikov.html

Трудовое воспитание и профориентационная работа в современной школе и семье

35. Трудовое воспитание и культура профессионального самоопределения. Профориентационная работа в школе.

Трудовое воспитание в школе, семье, в обществе — это система форми­рования работника, человека, который понимает необходимость труда, ува­жает труд и людей труда, умеет работать в избранной специальности.

Это процесс формирования трудовых навыков и нравственных качеств: трудо­любия, добросовестности, инициативы и др.

Надо добавить, что работник должен обладать гибким экономическим мышлением, чтобы найти свое место в мире труда в наше время, когда почти каждый вынужден менять род занятий даже не один раз в жизни.

Современная социально-экономи­ческая ситуация в России сделала реальностью для всех слова: рыночная экономика, безработица, профессиональная подготовка и переподготовка, карьера. Это заставляет педагогическую науку и практику по-новому ста­вить вопрос о трудовой и профессиональной подготовке в общеобразова­тельной и профессиональной школе.

Задача школы, семьи и общества — подготовить каждого выпускника к успешной адаптации, к тому, чтобы он нашел свое место в жизни, втом числе благодаря работе, которая доставит ему моральное и материальное удовлетворение.

Можно пояснить это цепочкой: учение — труд — профес­сия. Современная педагогика итогом обучения в школе считает жизненное и профессиональное самоопределение.

Понятно, что жизненное самоопре­деление не ограничивается выбором профессии, но вэтом процессе соци­ального и психологического становления личности играет большую роль выбор профессии, что происходит обычно в старших классах.

Профессио­нальное самоопределение зависит от общих взглядов, развития, установок старшеклассника, от многих других факторов, в том числе от помощи службы профессиональной ориентации.

Одним из факторов в решении проблем профессиональной ориентации и дальнейшей социализации выпускников школы является труд школьни­ков, трудовое обучение и воспитание в педагогическом процессе. Труд яв­ляется и педагогической ценностью, и педагогическим средством. Идея включения труда в учебный процесс зародилась еще в XVII—XVIII вв.

, раз­вивалась в XIX в., трудовое обучение как часть образовательного процесса стало почти везде обязательным в XX в. Советская школа строилась на принципе связи обучения с трудом учащихся, она называлась единой тру­довой школой, а затем и политехнической, и в ней были и есть уроки тру­дового и профессионального обучения.

На этих уроках ученики начальных и средних классов получают навыки работы с бумагой, тканями, деревом, металлом, знакомятся с бытовой электротехникой, домоводством.

Стар­шеклассники получают начальные знания и умения по ряду профессий, со­став которых зависит от возможностей школы и базовых предприятий: автодело, делопроизводство, машинопись, компьютер, модельер, парикмахер и др. В школах, кроме того, имеются программы и учебники по технологии современного производства.

Психолого-педагогическими исследованиями показано значение труда в развитии и воспитании ребенка, выявлена экспериментально связь физи­ческой, двигательной активности и интеллектуального, психоэмоциональ­ного развития даже в самом раннем возрасте.

Глубоко понимал значение труда в психическом, умственном и нравственном развитии человека еще много лет назад великий К. Ушинский. Он писал, что труд — «такая сво­бодная и согласная с христианской нравственностью деятельность челове­ка», которая ведет его к достижению «истинно человеческой цели в жизни» (Педаг. соч.: В 6 т. М., 1988. Т. 2. С. 11).

Кроме уроков труда в школе, сложились такие виды труда учащихся: труд по самообслуживанию (бытовой труд), общественно полезный труд, производительный труд. Надо помнить, что основной труд школьника ум­ственный, учебный, и этому труду школа тоже обучает детей с первого класса.

Производительный труд учащихся (работа по производству реаль­ного продукта, товара) не всегда имела и имеет место. Это вообще спорный вопрос, должны ли дети, подростки учиться и работать. В советской прак­тике был отличный опыт А. Макаренко по организации производительного труда учащихся. В 60—70-е гг.

были ученические бригады и даже заводы для школьников. Вряд ли сегодня это можно оценить однозначно. Пра­вильно думать, что привлечение учащихся к производительному труду дол­жно быть подчинено исключительно целям их воспитания, обучения и раз­вития.

Педагоги должны также знать, что часть школьников работает се­годня вовремя учебы илетом, муниципальные органы создают рабочие места для них, и этот свободный труд подростков, очевидно, как-то меняет их сознание, отношение к жизни, влияет на развитие, социальное станов­ление. В учебно-воспитательной деятельности школ это явление пока мало учитывается.

В настоящее время в условиях рыночной экономики система образова­ния, школа осуществляют и экономическое воспитание учащихся, которое тесно связано с трудовым. Для экономической подготовки юношества раз­работаны программы, учебные пособия.

Школьники должны не только знать элементарные основы экономической жизни общества, но и приоб­рести навыки экономического мышления, целесообразного личного эконо­мического поведения.

Уже в школе нужно учить умению рационально ре­шать вопросы о доходах и расходах, об экономике семьи школьника; учить умению рассчитывать экономическую сторону его ближайшей и отдален­ной жизни, сознательно выбирать нужный для этого образовательный и профессиональный путь, делать карьеру. Необходимо давать знания о сущ­ности и динамике экономических процессов в стране и мире.

Экономические знания и поведение человека связаны с социальным, нравственным развитием, поэтому задачей экономического воспитания яв­ляется формирование у школьников стремления активно участвовать в тру­довой и экономической жизни своей страны.

Средства массовой информа­ции внушают молодежи: «Бери от жизни все» — и не говорят, что надо много работать, чтобы хорошо жить. В развитых странах мира люди много работают, производительность труда в США значительно выше, чем в Ев­ропе, тем более в России.

Мысль о необходимости много работать, чтобы много п лучать, еще очень слабо усвоена молодежью, и это составляет пе­дагогическую проблему.

Но вопрос не только в этом. Есть проблема мотивации труда, соотно­шения содержания работы и вознаграждения за труд и связанные с этим варианты экономического поведения и жизненные установки, стратегии.

Согласно прагматической экономической стратегии работа — только источник материального благополучия: здесь есть ориентация на зарплату независимо от содержания работы. Молодежь с таким поведением легче вписывается в рыночную экономику.

Согласно второй стратегии (можно сказать, профессиональной) важно содержание труда: работа служит реали­зации способностей, развитию, росту личности. Таким людям трудно най­ти место в рыночных отношениях. Третью стратегию, тип экономического поведения, можно назвать безразличной: все равно что делать, лучше вовсе не работать.

Так пишут специалисты по проблемам молодежи1. Они пола­гают, что взависимости от типа экономического поведения складываются два «основных модуса жизни». Один, ориентированный на труд как на цен­ность и условие реализации личности, другой — на внетрудовые ценности (семья, материальные блага).

Как видит читатель, вопросы труда, экономики, воспитания, морали очень тесно связаны. Чтобы частично облегчить молодежи вхождение в мир труда, в обществе создана служба профессиональной ориентации.

Составной частью трудового иэкономического воспитания является профессиональная ориентация процесс оказания помощи учащимся в вы­боре профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда.

Система профориентации включает в себя следующие компо­ненты:

профессиональное просвещение — ознакомление учащихся с миром труда, профессий, с проблемами профессионального самоопределения;

профессиональная диагностика — изучение учащихся с целью выра­ботки рекомендаций в выборе профессии. Диагностика может быть меди­цинской, социально-психологической, педагогической;

профессиональная консультация — выдача рекомендаций и советов по профессиональному самоопределению;

профессиональный отбор — выбор кандидатов на освоение какой-либо профессии;

профессиональная адаптация — процесс приспособления молодых людей к требованиям профессии и условиям производства.

Специальную деятельность по профориентации проводят центры про­фессиональной ориентации, где работают специалисты. В профориента ционной .работе имеются два подхода — адаптационный и развивающий.

Первый состоит в подборе профессии ученику по его наличным возможно­стям, обнаруженным в учебных достижениях и с помощью диагностиче­ских методик. Второй подход предлагает развивать ученика, обеспечить условия для разностороннего развития и готовить его к самостоятельному выбору спектра специальностей.

Российская школа ориентируется на вто­рой подход и в определенной мере проводит профориентационную работу, цель которой — профессиональное самоопределение учащихся.

Она конк­ретизируется в следующих задачах: помощь в изучении мира профессий, производства; руководство учащимися в изучении и развитии ими своих способностей, склонностей, в осуществлении профессионального само­определения; изучение и консультирование учащихся с выдачей рекомен­даций по саморазвитию и выбору профессии.

Эти задачи реализуются в учебном процессе и внеурочной деятельно­сти, в учебно-производственных комбинатах силами учителей, врачей, пси­хологов, других специалистов, родителей.

Ознакомление с миром профес­сий проходит в форме бесед, экскурсий, встреч, конференций, конкурсов и пр. Развитию интересов и способностей служит работа кружков, клубов, детских центров.

Для профессиональной диагностики имеются различные методики: тесты, опросники, деловые игры.

Итогом профессиональной ориентации является профессиональное само­определение учащихся, понимаемое полностью как состояние готовности вы­пускника к реальному и осознанному выбору профессии.

Показатели готовно­сти к выбору профессии: наличие профессионального выбора, знание о профессии и ее требованиях к личности, знание своих индивидуальных особенностей, учебная и практическая работа по выбираемой специально­сти, наличие общих трудовых навыков.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/10425.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий