35. Правовой статус Республики Татарстан.

Особенности правового статуса республик

35. Правовой статус Республики Татарстан.

В состав Российской федерации входит 21 республика: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия.

В отличие от других субъектов Федерации республики признаются государствами. Однако власть в этих государствах не является суверенной, республики самостоятельны только в рамках, установленных федеральной Конституцией. Республики не вправе нарушать государственную целостность России, единство системы государственной власти.

Их народы свободно реализовали свое право на самоопределение, создав сначала автономию, а затем преобразовав ее в государство, являющееся частью Российской Федерации. Изменить этот статус можно только с согласия Российской Федерации, путем изменения Конституции РФ или в соответствии с федеральным конституционным законом.

Конституция РФ не закрепляет право выхода республик из состава Федерации, чего не делает ни одна другая федерация мира. Основания для этого носят не только юридический, но и этический характер. Экономика республик была создана на средства всего многонационального народа России, она может успешно функционировать только как составная часть всей экономики страны.

С национальной точки зрения население республик давно носит смешанный характер, вследствие чего выделение той или иной республики в самостоятельное государство неизбежно породило бы дискриминацию и межнациональные конфликты.

Отделение от России привело бы также к культурному отставанию народов, ни о какой подлинной независимости в этом случае не могло бы быть и речи.

Сепаратизм, следовательно, противоречит коренным интересам как народов республик, так и их титульной нации.

До принятия Конституции РФ в 1993 г., ряд республик — Татарстан, Саха (Якутия), Башкортостан, Тува и др. — закрепили в своих конституциях статус суверенного государства, субъекта международного права. Татарстан, не упоминая о вхождении в состав Российской Федерации, в то же время закрепил свое положение как государство, «ассоциированное с Российской Федерацией».

В основе такого подхода лежало необоснованное предположение, будто Российская Федерация является объединением, получившим полномочия из рук независимых республик, что противоречит историческим фактам, ибо автономии, из которых выросли республики, были созданы Российским государством.

Республики, как и другие субъекты Федерации, равноправны только между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, но они не равноправны с самой Федерацией. В договорах, которые республики, как края и области, заключают с Федерацией, речь идет о разграничении предметов ведения и полномочий, а не о разделе суверенитета или территории Российской Федерации.

Конституции республик должны соответствовать Конституции РФ, составлять единое конституционное пространство, основанное на общих принципах.

Отступления от федеральной Конституции особенно недопустимы, когда они ведут к вторжению в предметы ведения и полномочия федеральных органов, нарушают принцип равноправия граждан России независимо от национальности и места проживания, принцип разделения властей.

С пониманием государственной природы республик тесно связан вопрос о правовом статусе их территорий. Каждая республика обеспечивает свою территориальную целостность, а границы республики, находящиеся в режиме не государственных, а административных границ, не могут быть изменены без ее согласия.

Гарантией территориального статус-кво является сама Российская Федерация, что, однако, не всегда обеспечивает быстрое и эффективное разрешение территориальных споров. Такой спор, например, несколько лет не затихает в отношениях между Республикой Северная Осетия — Алания и Республикой Ингушетия.

Ошибочное представление о суверенитете подталкивает некоторые республики к провозглашению своей собственности на землю, недра и природные богатства, для чего нет правовых оснований. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами относятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов.

«Республика Саха (Якутия) закрепила в Конституции 1992 г. положение о своей территории как «исконной земле традиционного расселения ее коренных народов», хотя трудно себе представить, как на огромных просторах в 3,1 млн. кв.

км могли утвердиться «коренные народы», которых и сейчас насчитывается не более 1 млн. человек.

Произвольно определенные в советское время границы некоторых республик ныне рассматриваются в республиках как якобы сложившиеся исторически».

Между тем происходившая в то время частая перекройка границ имела чисто административное значение, в результате чего, например, в территорию нынешней Чеченской Республики были включены районы из соседнего Ставропольского края.

Территорию республик, следовательно, можно рассматривать только во взаимосвязи с их пребыванием в составе Российской Федерации.

Вместе с тем должно быть, безусловно, признано, что закрепленная за ними территория является пространственным пределом их власти, на эту территорию не может распространяться власть других субъектов Федерации.

Неправомерны и претензии многих республик на приоритет (верховенство) своих законов над федеральными. Закрепление в конституционных актах республик такого рода положений противоречит основам конституционного строя Российской Федерации и ведет к ослаблению конституционной законности и охраны прав человека.

«Республики самостоятельны в определении своих государственных языков.

В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик эти языки употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации, т.е. русским языком.

В республиках, в которых титульная нация составляет большинство населения (таковых 6 из 21), законодательно закреплено двуязычие. Многоязычие закреплено в многонациональном Дагестане».

Конституции республик обычно предусматривают свое гражданство, не учитывая, что гражданство в Российской Федерации относится к ведению Федерации. Это гражданство одновременно означает и гражданство Российской Федерации, но правом принятия в гражданство обладает только Российская Федерация.

Республики самостоятельно утверждают свою государственную символику — герб, флаг, гимн, определяют столицу. Государственная символика отражает национально-историческую символику народа. Республики вправе учреждать свои почетные звания и государственные награды.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_107563_osobennosti-pravovogo-statusa-respublik.html

Особенности правового статуса Республики Татарстан

35. Правовой статус Республики Татарстан.

Республика Татарстан – демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» и являющееся субъектом Российской Федерации.

Суверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан и является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан. 2.

Наименования Республика Татарстан и Татарстан равнозначны. 3. Статус Республики Татарстан не может быть изменен без взаимного согласия Республики Татарстан и Российской Федерации. Границы территории Республики Татарстан не могут быть изменены без ее согласия. 4.

В пределах своих полномочий Республика Татарстан самостоятельно участвует в международных и внешнеэкономических связях. 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Татарстан является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 4. Конституция Республики Татарстан и поправки к ней принимаются Государственным Советом Республики Татарстан или путем референдума. 5. Никто не может присваивать власть в Республике Татарстан.

Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону. 1. Территория Республики Татарстан едина и неприкосновенна. 2. Границы между Республикой Татарстан и субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. В Республике Татарстан признается и гарантируется местное самоуправление.

Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. 1. Республика Татарстан – светское государство. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» – составная часть правовой системы Российской Федерации и Республики Татарстан.

Республика в составе РФ. Автономная область и автономные округа. Край, область, города Москва и Санкт-Петербург — субъекты РФ.

В составе РФ в настояшее время находится 21 республика. Статус республики определ. К. РФ и К. самой республики. В отличие от прежней К., где статус АССР был довольно подробно расписан, нынешняя К. РФ закрепляет лишь самые общие положения, предоставляя возможность республике в своей К. сделать это исчерпывающим и детальным образом.

Республика — это госуд., образованное по национ.-территориальному принципу. Ей присущи те признаки и черты, которые хар-ны для гос. 1) каждая республика имеет свою К., ~ она самост. разрабатывает и принимает. 2) каждая республика имеет свое законодат. 3) каждая республика имеет свои законодат., исполнит.и суд. органы, ~ она самост.

формирует. 4) каждая республика облад. правом тер-ого верховенства, без ее согласия тер-рия республики не м.б. D 5) республики вправе устанавливать свои гос. языки. 6) республика вправе устанавливать свое гражд-во. 7) республика вправе участвовать во внешнеэкон. и иных м/н отношен.

, 8) каждая республика имеет свои символы: герб, флаг, столицу. Эти и др. признаки свидет. о том, что республ. как гос. обладает гос. суверенитетом. Это положение прямо не закреплено в новой К., однако Федерат.договор, К. республик прямо указывают на это. Кроме того, республики приняли Декларации о гос. суверенитете своих республик.

Каждая республика в составе РФ — это национ. гос.

В Российскую Федерацию входят одна автономная область (Еврейская автономная область) и четыре автономных округа: Ненецкий, Ханты-Мансийский, автономный округ — Югра, Чукотский, Ямало-Ненецкий.

«Что касается автономной области, то ее сохранение является скорее данью традиции, поскольку еврейского населения в ней почти нет. По численности и структуре населения все округа невелики и многонациональны.

Наибольший удельный вес коренной национальности в Ненецком автономном округе (16,5%), наименьший — в Ханты-Мансийском (1,4%)».

Еврейская автономная область входит в Российскую Федерацию непосредственно (Законом РФ от 15 декабря 1990 г. все автономные области были выведены из краев и включены в Российскую Федерацию непосредственно).

Автономная область и автономный округв составе РФ – национально-государственные образования РФ, обладающие определенной, ограниченной территорией в пределах рФ и осуществляющие полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами и Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

Правовой статус автономного округа (области) определяется совокупностью полномочий данного субъекта РФ, за исключением вопросов, отнесенных Конституцией РФ к исключительному ведению РФ, и представляет собой совокупность прав и обязанностей, возникающих во взаимоотношениях с РФ и с другими субъектами РФ, в состав которых он входит.

Черты правового статусаавтономного округа (области): 1) конституционно-правовое положение автономного округа (области) является одновременно совокупностью статуса части субъекта рФ и статуса самостоятельного субъекта РФ; 2) конституционно-правовая природа автономных округов (области) такая же, как и у других субъектов РФ, он равноправный субъект РФ; 3) автономный округ (область), как правило, входит в состав края, области, т. е. обладает единой территорией и населением с субъектом РФ, в состав которого входит автономное образование.

Двойственный характер правовой природы автономного округа (области) не означает ограничение этих субъектов РФ в правах по отношению к иным субъектам РФ. Автономный округ (область) – равноправный и самостоятельный субъект РФ.

Он обладает собственной территорией и объемом полномочий, населением, системой государственных органов, уставом, законодательством, административно-территориальными границами и т. п.

Правовое положение автономного округа (области) не может быть изменено без предварительного его согласия.

Статус автономного округа (области) такой же, как и всех других субъектов РФ. В связи с этим на них распространяются все права субъектов: право на символику субъекта, на равное положение в отношениях с РФ и т. д.

На автономный округ (область) частично распространяется влияние органов государственной власти края, области, в которые они входят, для этого устанавливаются специальные законы субъектов РФ и заключаются договоры между ними о пределах компетенции.

Автономный округ (область) самостоятельно регулирует вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами в соответствии с основами законодательства, кодексами, законами РФ.

Конституцией РФ и Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти автономной области, автономных округов в составе РФ (Москва, 31 марта 1992 г.

) устанавливается перечень предметов совместного ведения федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти автономной области, автономного округа, которые могут быть ими переданы друг другу по взаимному соглашению.

По вопросам своего и совместного с РФ ведения автономные округа (область) вправе принимать правовые акты. А также вправе издать специальный именной федеральный закон, но в настоящее время ни один автономный округ (область) еще не воспользовался этим правом.

Края, области и города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург, являющиеся административно-территориальными образованиями, в формировании которых не учитывался национальный принцип обособления их территории; в cреде этого вида субъектов в настоящее время активно разворачиваются процессы заключения двусторонних договоров о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъекта, что говорит о постепенном сближении их статуса с иными видами субъектов.

Федеративное устройство России строится не только на принципах национально-территориального устройства, выработанного практикой государственного строительства за последние 100 лет, но и на принципах, в которых выражена концептуальная позиция создателей Конституции РФ и их представления о способе территориальной организации государственной власти в России.

Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1962;

Источник: https://studopedia.net/3_37594_osobennosti-pravovogo-statusa-respubliki-tatarstan.html

Оригинальность правового статуса республики Татарстан в контексте науки международного права

35. Правовой статус Республики Татарстан.

В рамках науки конституционного и международного права нельзя не заметить существующую проблему относительно «провозглашенной» самостоятельности республики Татарстан. Проблематика ее конституционно-правового статуса берет свое начало еще в 90-х.

Ст. 1 Конституции республики Татарстан устанавливает: «Республика Татарстан – демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации». Конституция в целом производит впечатление республики, как независимого субъекта РФ, о чем свидетельствуют следующие положения:

  1. Провозглашение государственного суверенитета республики Татарстан (ст. 1);
  2. В пределах своих полномочий Республика Татарстан самостоятельно участвует в международных и внешнеэкономических связях (ст. 1);
  3. Республика Татарстан в пределах своих полномочий вступает в международные и внешнеэкономические связи с субъектами и административно- территориальными образованиями иностранных государств, иностранными государствами, заключает международные соглашения, обменивается представительствами, участвует в деятельности международных организаций (ст.6) и т.д.

Как минимум данные положения свидетельствуют о наличии особого статуса республики Татарстан как субъекта Российской Федерации. Свои корни он берет еще с момента создания РФ.

Изначально следует отметить, что Татарстан наряду с республикой Чечня не подписывали Федеративный договор от 31.03.

1992 «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации»[1].

Также, результатом референдума в марте 1992 года Татарстан провозгласил себя государством, ассоциированным с РФ на основе двустороннего договора. Таким образом, с момента формирования Российской Федерации Республика Татарстан инициировал договорное регулирование взаимоотношений субъектов федерации и центра.

Также Республика Татарстан стала первой подписавшей договор с иностранным государством: в июне 1995 года было заключено соглашение между Казанью и Анкарой. Более того, Татарстан активно сотрудничает с иностранными государствами в торгово-экономическом, научно-техническим, культурным аспектам, например, с Германией, Нидерландами, Францией и др.[2]

Первоначальная редакция Конституции Татарстана производило впечатление Основного документа государства независимого, а не субъекта федерации. Она содержала в себе такие положения, как «Республика Татарстан – суверенное демократическое государство» (ст.

1), «Республика Татарстан самостоятельно определяет свой государственно-правовой статус, решает вопросы политического, экономического, социально-культурного строительства.

Законы Республики Татарстан обладают верховенством на всей ее территории, если они не противоречат международным обязательствам Республики Татарстан» (ст. 59)[3] и т.д.

Самым удивительным положением стало то, что Татарстан провозгласил себя субъектом международного права, что вызывает полный диссонанс наряду с наличием международной правосубъектности у Российской Федерации, в состав которой она входит.

Также в контексте «особого положения» республики Татарстан интересно обратиться к Постановлению КС РФ от 13 марта 1992 г. «По делу о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 г., Закона Татарской ССР от 18 апреля 1991 г.

«Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Татарской ССР», Закона Татарской ССР от 29 ноября 1991 г. «О референдуме Татарской ССР», постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 г.

«О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан».

Помимо вышеуказанных положений под вопрос ставился тот факт, что Декларация о государственном суверенитете Татарстана не упоминает о том, что он состоит в РФ.

Также оспаривалось постановление Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 г. «О проведении референдума республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан», которым на 21 марта 1992 г.

назначил референдум с вопросом: «Согласны ли Вы, что республика Татарстан- суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?».

Данное право на самоопределение является вытекающим из ряда международных нормативно-правовых актов: Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.,  Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.

, Декларации Генеральной Ассамблеи ООН «О принципах  международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества  между государствами в соответствии с Уставом ООН» 1970 г. и т.д.

Однако, международные документы подчеркивают недопустимость ссылок на принцип самоопределения для подрыва единства государства и национального единства. Конституционный Суд признал несоответствие Постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21.02.1992 г.

не соответствующим Конституции РСФСР, т.к. построение отношений на основе равноправных договоров означает, что республика не состоит в РФ.

В 2007 году между РФ и республикой Татарстан был подписан двусторонний Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, что ограничило самопровозглашенную независимость Татарстана в конституционном порядке[4].

В частности, было установлено, что Республика Татарстан в пределах своих полномочий осуществляет международные и внешнеэкономические связи, также заключает соглашения об осуществлении международных, внешнеэкономических связей и осуществляет такие связи с органами государственной власти иностранных государств по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 2).

В результате подписания данного договора, из Конституции республики Татарстан была исключена глава 5 «Республика Татарстан- суверенное государство», а к положениям о деятельности республики в международной сфере были добавлены оговорки «в пределах своих полномочий» либо «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения», что так или иначе поставило статус Татарстана в зависимое положение от федерации и приравняло ее статус по отношению к иным субъектам РФ. Изменения произошли не только на конституционном уровне.

Так, не смотря на положения Закона 1998 г., Татарстан принял собственный закон «О международных договорах республики Татарстан» от 14 июля 1999 г., где не только отстаивалась международная правосубъектность республики, но и право заключения международных договоров, что вступало в явное противоречие с федеральным законодательством[5].

В то же время стал активно «пропагандироваться» правовой статус Татарстана как субъекта международного права в доктрине Казанской школы права. Так, Г. И. Курдюков выступал за то, что в силу законодательных актов республики, Татарстан является носителем международных прав и обязанностей, обладает международной правосубъектностью и является, соответственно, субъектом международного права[6].

Однако Закон Татарстана 1999г. утратил свою силу, и таким образом после проведения административной реформы после победы на выборах В. В. Путина, процесс приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным ускорился. В 2000 году почти все субъекты РФ объявили об отмене противоречащих законов[7].

Следует отдельно подчеркнуть малоизменившуюся доктрину Казанской школы права. Так, ее представитель Губейдуллин Р. Х.

в своей сравнительно недавней работе «Зарубежные соглашения субъектов РФ» тем не менее выступает за возможность заключения субъектами РФ международных договоров, не приводя четких обоснований своей позиции[8]. Нельзя допускать того, что правовед допустил путаницу в терминах «соглашения» и «международный договор».

К тому же, не давая четкого ответа на вопрос, являются ли субъекты РФ субъектами международного права, правовед в своей работе наводит мысль о том, что субъекты Российской Федерации наделены международной правосубъектностью: «Опыт целого ряда республик в составе Российской Федерации отражает успешную практику построения международных отношений посредством подписания различных межправительственных соглашений и создания на их основе зарубежных представительств», что в целом отражает позицию Казанской школы права[9].

[1] Федеративный договор от 31.03.1992 «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации» URL: http://constitution.garant.ru/act/federative/170280/ (дата обращения-1.03.2018)

[2] Курдюков Г. Аналитический обзор закона республики Татарстан «О международных договорах республики Татарстан»// Мониторинг законодательства республики Татарстан (вып. 2) Специальный выпуск Панорама-Форум, 1999. №22 С. 14-15; Мухаметшин Ф. Казань за реальный федерализм// Независимая газета, 15 февраля 2000. С. 4.

[3] Конституция Республики Татарстан в ред. от 1992 URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Конституция_Республики_Татарстан/1992 (дата обращения-1.03.2018)

[4] Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан 2007 URL: http://www.gossov.tatarstan.ru/dokument/dogovor/fzrfrt/dogovor/ (дата обращения-1.03.2018)

[5] Князькин С.А. Анализ проекта закона Республики Татарстан «О международных договорах республики Татарстан» Журнал «Панорама-Форум». Казань, 1999. № 22. С. 8.

[6] Курдюков Г. И. Конституция республики Татарстан и международное право// Мониторинг законодательства Республики Татарстан (вып. 1). Казань, 1999. С. 20-21.

[7] Сергунин А. А. Международная деятельность субъектов Российской Федерации: правовое регулирование. URL: www.unn.ru/pages/vestniki_journals/9999-0195_West_pravo_2001_1(3)/42.pdf (дата обращения-1.03.2018)

[8] Губейдуллин Р. Х. Зарубежные соглашения субъектов РФ// Вестник экономики, права и социологии, 2013, №2, С. 139.

[9] Губейдуллин Р. Х. Зарубежные соглашения субъектов РФ// Вестник экономики, права и социологии, 2013, №2, С. 141.

Источник: https://zakon.ru/blog/2018/05/08/originalnost_pravovogo_statusa_respubliki_tatarstan_v_kontekste_nauki_mezhdunarodnogo_prava

Uchebnik-free
Добавить комментарий