35 Модель развития общения М. И. Лисиной

Модели развития общения М.И.Лисиной. Анализ статьи М.И. Лисина. «Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни»

35 Модель развития общения М. И. Лисиной

Отталкиваясь от психологической теории деятельности А.Н.Леонтьева и, соответственно, рассматривая общение как коммуникативную д-ть, М.И.Лисина считает потребность в общении самостоятельной и отличной от всех других видов потребностей. В качестве мотива д-ти общения выступает партнер по общению.

Мотивы делятся на 3 группы:

— познавательные,

— деловые

— личностные.

В качестве средств общения рассматриваются экспрессивно-мимические движения, предметные действия и речевые операции.

Каждая из выделенных форм общения характеризуется:

1)временем, 2) местом, 3) содержанием потребности, 4) ведущими мотивами 5) средствами общения.

В периодизации развития общения выделяются следующие формы:

1) ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (первое полугодие жизни);

2) ситуативно-деловое общение (6 мес — 2 года);

3) внеситуативно-познавательное общение (3—5 лет);

4) внеситуативно-личностное общение (6—7 лет).

Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте го взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирожденной возможности стать представителями человеческого рода.

Общение понимается нами как взаимодействие участвующих в этом процессе людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата.

Основным и исходным пунктом в сложившемся понимании общения следует считать интерпретацию его как деятельности. Применив общую концепцию деятельности, развитую А.Н.

Леонтьевым (1976) для ее анализа общения как одного из видов деятельности, мы пришли к следующим выводам.

Общение, как и всякая деятельность, предметно. Предметом, или объектом, деятельности общения является другой человек, партнер по совместной деятельности.

Конкретным предметом деятельности общения служат каждый раз те качества и свойства партнера, которые проявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они становятся затем продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя.

Представление о себе (о некоторых выявившихся во взаимодействии своих качествах и свойствах) также входит в продукт общения.

Подобно всякой другой деятельности, общение направлено на удовлетворение особой потребности человека. Мы полагаем, что у человека существует самостоятельная потребность в общении, т.е. несводимая к другим нуждам (например, к нужде в пище и тепле, во впечатлениях и активности, в стремлении к безопасности) ..

потребность в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей. Поскольку такое знание тесно переплетается с отношением к другим людям, можно говорить, что потребность в общении есть стремление к оценке и самооценке: к оценке другого человека, к выяснению того, как этот другой человек оценивает данную личность, и к самооценке.

Согласно нашим данным, к 2,5 месяцам у детей можно констатировать оформление потребности в общении.

Под мотивом деятельности мы понимаем, согласно концепции А.Н. Леонтьева, то, ради чего предпринимается деятельность. Это означает, что мотивом деятельности общения является партнер по общению. Следовательно, для ребенка мотивом деятельности общения служит взрослый.

Человек как мотив общения – объект сложный, многогранный. На протяжении первых семи лет жизни ребенок постепенно знакомится с разными его качествами и свойствами.

Взрослый человек всегда остается мотивом общения для ребенка, но все время закономерно изменяется в этом человеке то, что больше всего побуждает ребенка к деятельности.

Общение со взрослым в большинстве случаев составляет лишь часть более широкого взаимодействия ребенка и взрослого, побуждаемого и другими потребностями детей.

Поэтому развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребенка, к которым мы относим потребность в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке.

На этой основе мы выделяем и три основные категории мотивов общения – познавательные, деловые и личностные.

Познавательные мотивы общения возникают у детей в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, одновременно с которыми у ребенка появляются поводы для обращения ко взрослому. Деловые мотивы общения рождаются у детей в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности как результат необходимости в помощи взрослых.

И, наконец, личностные мотивы общения специфичны для той сферы взаимодействия ребенка и взрослого, которая составляет саму деятельность общения.

Если познавательные и деловые мотивы общения играют служебную роль и опосредствуют достижение более далеких, конечных, мотивов, то личностные мотивы получают в деятельности общения свое конечное удовлетворение.

Общение протекает в форме действий, составляющих единицу целостного процесса. Действие характеризуется целью, на достижение которой оно направлено, и задачей, которую оно решает.

Действие представляет собой довольно сложное образование, в состав которого входят несколько еще более мелких единиц, называемых нами средствами общения. Последние, по-видимому, равнозначны операциям, по терминологии А. Н. Леонтьева.

Изучение общения детей со взрослыми привело нас к выделению трех основных категорий средств общения:
1.экспрессивно-мимических,
2.предметно-действенных,
3.речевых операций.

Первые выражают, вторые изображают, а третьи – обозначают то содержание, которое ребенок стремится передать взрослому и получить от него.

Анализ показал, что линии развития разных аспектов общения порождают несколько закономерно сменяющих друг друга этапов, или уровней, на каждом из которых деятельность общения выступает в целостной, качественно своеобразной форме. Таким образом, развитие общения со взрослыми у детей от рождения и до семи лет происходит как смена нескольких целостных форм общения.

Итак, формой общения мы называем деятельность общения на определенном этапе ее развития, взятую в целостной совокупности черт и характеризуемую по нескольким параметрам. Основными для нас явились следующие пять параметров:

  1. время возникновения данной формы общения на протяжении дошкольного детства;
  2. место, занимаемое данной формой общения в системе более широкой жизнедеятельности ребенка;
  3. основное содержание потребности, удовлетворяемое детьми в ходе данной формы общения;
  4. ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе развития к общению с окружающими взрослыми людьми;
  5. основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляются коммуникации ребенка со взрослыми…

Мы выделили четыре формы общения, сменяющие друг друга на протяжении первых семи лет жизни ребенка.

Источник: https://cyberpedia.su/14x11652.html

23. Модель развития общения м. И. Лисиной

35 Модель развития общения М. И. Лисиной

Модель развитияобщения М. И. Лисиной. Отталкиваясь отпсихологической теории деятельностиА. Н. Леонтьева и, соответственно,рассматривая общение как коммуникативнуюдеятельность, М. И. Лисина считаетпотребность в общении самостоятельнойи отличной от всех других видовпотребностей. В качестве мотивадеятельности общения выступает партнерпо общению.

Мотивы делятся на3 группы — познавательные, деловые иличностные. В качестве средств общениярассматриваются экспрессивно-мимическиедвижения, предметные действия и речевыеоперации.

Каждая из выделенныхформ общения характеризуется: 1) временем,2) местом, 3) содержанием потребности, 4)ведущими мотивами и 5) средствами общения.

В периодизацииразвития общения выделяются следующиеформы: 1) ситуативно-личностное общениеребенка со взрослым (первое полугодиежизни); 2) ситуативно-деловое общение (6мес — 2 года); 3) внеситуативно-познавательноеобщение (3—5 лет); 4) внеситуативно-личностноеобщение (6—7 лет).

Общение детейпервых лет жизни подробно изучалосьлабораторией М. И. Лисиной. Для изученияу детей развития потребности в общенииею выделены несколько критериев,позволяющих надежно судить о наличиитакой потребности у ребенка.

Это: 1)внимание и интерес ребенка ко взрослому:в этом обнаруживается направленностьребенка на познание взрослого и тотфакт, что взрослый становится объектомособой активности детей; 2) эмоциональныепроявления ребенка в отношении ковзрослому: в них обнаруживается оценкавзрослого ребенком; 3) инициативныедействия ребенка, направленные на то,чтобы проявить себя, привлечь к себевзрослого; 4) реакция ребенка на отношениек нему взрослого, вкоторой обнаруживаютсясамооценка детей и восприятие ими оценкивзрослого.

Согласно даннымМ. И. Лисиной, к 2,5 мес у детей можноконстатировать оформление потребностив общении. Для того чтобы любая потребностьразвивалась, она должна стимулироватьсямотивами. Мотивом деятельности общенияявляется партнер по общению, для ребенкаэто — взрослый.

М. И. Лисинапредложила выделять 3 группы мотивовобщения: познавательные, деловые иличностные. Познавательные мотивывозникают в процессе удовлетворенияпотребности в новых впечатлениях, винформации, одновременно с которыми уребенка появляются поводы для обращенияк взрослому.

Деловые мотивы рождаютсяв процессе удовлетворения потребностив активной деятельности как результатнеобходимой помощи взрослых. Личностныемотивы специфичны для той сферывзаимодействия ребенка и взрослого,которая составляет саму деятельностьобщения.

Если познавательные и деловыемотивы выполняют в общении служебнуюроль, обслуживая иные потребности,опосредуя другие, более далекие мотивы,то личностные мотивы получают в общениисвое конечное удовлетворение.

Общение ребенка,особенно маленького, со взрослымпротекает в форме действий. Действиехарактеризуется целью, на достижениекоторой оно направлено, и задачей,которую оно решает.

Действие состоитиз еще более мелких психологическихэлементов — средств (операций) общения.

Изучение общения ребенка и взрослогопривело к выделению 3 групп средствобщения: 1) экспрессивно-мимическиесредства, 2) предметно-действенныесредства, 3) речевые операции.

Анализ показал,что отдельные линии, характеризующиеразные аспекты общения, сплетаясь,порождают несколько закономерносменяющих друг друга этапов, на которыхдеятельность общения выступает вцелостной, качественно своеобразнойформе.

Форму общения характеризуют 5параметров: 1) время ее возникновения;2) место, занимаемое данной формой общенияв системе более широкой жизнедеятельностиребенка; 3) основное содержание потребности,удовлетворяемой ребенком в ходе даннойформы общения; 4) ведущие мотивы,побуждающие ребенка на определенномэтапе к общению с окружающими взрослымилюдьми; 5) основные средства общения, спомощью которых в пределах данной формыобщения осуществляется контакт ребенкасо взрослыми.

Общение, формирующеесяв первом полугодии жизни ребенка, М. И.Лисина назвала ситуативно-личностным.Оно появляется, когда дети еще не овладелихватательными движениями целенаправленногохарактера.

Взаимодействия со взрослымразворачиваются в это время на фонесвоеобразной общей жизнедеятельности:младенец еще не владеет никакимиприспособительными видами поведения,все его отношения с окружающим миромопосредованы взаимоотношениями сблизкими взрослыми, которые обеспечиваютвыживание ребенка и удовлетворениевсех его первичных органическихпотребностей.

Уход взрослого за младенцемсоздает условия, в которых ребенокначинает воспринимать взрослого какособый объект, а затем «открывает» итот факт, что от взрослого зависитудовлетворение его нужд.

Это выдвигаетперед ребенком необходимость и даетему возможность развернуть по отношениюк взрослому интенсивную познавательнуюактивность, которая становится базойдля появления деятельности общения. Вразвитом виде ситуативно-личностноеобщение обнаруживается в комплексеоживления. Общение младенца со взрослымипротекает самостоятельно, вне какой-либодругой деятельности и составляет ведущуюдеятельность этого возраста.

Источник: https://studfile.net/preview/2230752/page:16/

модель общения Лисиной

35 Модель развития общения М. И. Лисиной

  • 11 февр. 2017 г.
  • 3110 Слова

Министерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Рязанский государственный университет имени С.А.

Есенина»Институт психологии, педагогики и социальной работы Кафедра педагогики и педагогического образования Контрольная работа по курсу «Психология»на тему: Модель развития общенияМ. И. Лисиной студентки 1 курса группыОЗО «Пдагогика и методика дошкольного образования» Преподаватель: кандидат псих. наук, доцент Митина М.А.Рязань 2017 г.

Введение …………………………………………………………………………..3Понятие общения и ее формы……………………………………………………4Мотивы общения…………………………………………………………………..5Средства общения…………………………………………………………………6Формы общения……………………………………….……….………………….9Заключение ………………………………………………………………………16Библиография…………………………………………………………………….17 ВведениеПсихическое развитие человека начинается с общения.

Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому человек получает необходимую для его индивидуального развития информацию. категории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен информацией, социальным опытом,чувствами, настроениями.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становленииразумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества.

Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.Общение влияет на развитие детей и их межличностной функции на всех трех этапах становления (в до вербальный период,в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии). Но, по всей видимости, такое влияние неодинаково проявляется и сказывается на каждом из этапов.

И это связано в первую очередь с тем, что сам коммуникативный фактор изменяется у детей в разные периоды дошкольного детства. Понятие общения и ее формыОбщение — взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединениеих усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [1, с. 5].

Изменения отдельных аспектов, характеризующих развитие разных структурных компонентов общения — потребностей, мотивов, операций и пр., в совокупности порождают интегральные, целостные образования, представляющие собой уровни развития коммуникативной деятельности.

Эти качественно специфические образования, являющиесяэтапами онтогенеза общения, были названы «формами общения» [3, с. 34]. Формой общения называется коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, взятую в целостной совокупности черт и характеризуемую по нескольким параметрам.

Основными среди них являются следующие 5 параметров: 1) время возникновения данной формы общения на протяжении дошкольного детства; 2) место,занимаемое ею в системе более широкой жизнедеятельности ребенка; 3) основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми при данной форме общения; 4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе развития к общению с окружающими людьми;

5) основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляются…

Читайте полный текст документа

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

{«thumb_default_size»:»160×220″,»thumb_ac_size»:»80×110″,»isPayOrJoin»:false,»essayUpload»:true,»site_id»:4,»autoComplete»:false,»isPremiumCountry»:false,»userCountryCode»:»US»,»logPixelPath»:»\/\/www.smhpix.com\/pixel.gif»,»tracking_url»:»\/\/www.smhpix.com\/pixel.

gif»,»cookies»:[],»essay»:{«essayId»:84694388,»categoryName»:null,»categoryParentId»:null,»currentPage»:1,»format»:»text»,»pageMeta»:{«text»:{«startPage»:1,»endPage»:13,»pageRange»:»1-13″,»totalPages»:13}},»access»:»free»,»title»:»модель общения Лисиной»,»additionalIds»:[],»additional»:[],»loadedPages»:{«html»:[],»text»:[1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13]}},»user»:null,»canonicalUrl»:»https:\/\/www.skachatreferat.ru\/referaty\/Модель-Общения-Лисиной\/84694388.html»,»pagesPerLoad»:50,»userType»:»member_guest»,»ct»:0,»ndocs»:»400.000″,»pdocs»:»»,»cc»:»10_PERCENT_1MO_AND_6MO»,»signUpUrl»:»\/join.php»,»joinUrl»:»\/join.php»,»payPlanUrl»:null,»upgradeUrl»:»\/contribuir?newuser=1″,»freeTrialUrl»:null,»showModal»:null,»showModalUrl»:null,»joinFreeUrl»:»\/contribuir?newuser=1″,»siteId»:4,»»:{«clientId»:»»,»version»:»v2.9″,»language»:»ru_RU»},»analytics»:{«googleId»:»UA-18439311-1″}}

Источник: https://www.skachatreferat.ru/referaty/%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%9B%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B9/84694388.html

Презентация на тему: Модель развития общения М.И.Лисиной

35 Модель развития общения М. И. Лисиной

Лисина Мая Ивановна (1929 — 1983) — выдающийся детский психолог, основатель оригинальной научной школы, автор концепции генеза общения ребенка со взрослым, она фактически стала основательницей отечественной психологии младенчества.В 1952 г. окончила отделение психологии философского факультета МГУ, училась в аспирантуре у А.В. Запорожца в Институте психологии АПН РСФСР. В 1955 г.

защитила кандидатскую диссертацию. С 1962 г. заведовала лабораторией психологии детей раннего и дошкольного возраста. В 1974 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет».С 1976 г. возглавляла отдел возрастной психологии Института общей и педагогической психологии. Профессор (1980).

Член редколлегии журнала «Вопросы психологии».В конце 70-х гг. М.И. Лисиной и под ее руководством были проведены чрезвычайно яркие и красивые экспериментальные исследования общения младенцев со взрослым и его влияния на психическое развитие ребенка.

Одним из основных методов в этих исследованиях было сравнительное изучение детей, воспитывающихся в семье и без семьи — в детских учреждениях закрытого типа.

3

Слайд 3: Основной предмет исследования

М. И. Лисина является создателем нового направления в психологии, которое породило целую традицию научных исследований. Она открыла в отечественной психологии новый предмет — общение ребенка со взрослым — и новый подход к его научному исследованию.

4

Слайд 4

Специальным предметом исследования для М.И. Лисиной были кризисы возрастного развития (1 года, 3 и 7 лет). Задача исследований М.И. Лисиной заключалась в выявлении содержания личностных новообразований, возникающих в кризисные периоды.

Под личностными новообразованиями она понимала такие качества, которые проявляют себя во всех сферах отношений ребенка: с другими людьми, с предметным миром, с самими собой.

Такая проекция нового качества во все сферы жизни ребенка может свидетельствовать о том, что произошло развитие именно целостной личности, а не отдельных психических функций, и что ребенок стал субъектом нового типа отношений.

5

Слайд 5

Отталкиваясь от психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева и, соответственно, рассматривая общение как коммуникативную деятельность, М. И. Лисина считает потребность в общении са­мостоятельной и отличной от всех других видов потребностей. В качестве мотива деятельности общения выступает партнер по общению.

Мотивы делятся на 3 группы — познавательные, деловые и личностные. В каче­стве средств общения рассматриваются экспрессивно-мимические движения, пред­метные действия и речевые операции.

Каждая из выделенных форм общения характеризуется: 1) временем, 2) местом, 3) содержанием потребности, 4) ведущими мотивами и 5) средствами общения.

6

Слайд 6: Движущий фактор развития

Изучая влияние общения ребенка с окружающими людьми на его психическое развитие, М.И. Лисина внесла существенный вклад в разработку общей теории психического развития, раскрыла важные его механизмы, представила общение как определяющий его фактор

7

Слайд 7: Основные понятия

ОбщениеПредмет общенияЗадачи общенияСредства общенияПродукты общения

8

Слайд 8: Методы исследования

Одним из основных методов в этих исследованиях было сравнительное изучение детей, воспитывающихся в семье и без семьи в детских учреждениях закрытого типа.

9

Слайд 9: Периодизация психического развития

ВозрастПериодФорма общенияДополнительная потребность, удовлетворяемая в общенииДо 1 годаМладенческий возрастСитуативно-личностное общениеПотребность в доброжелательном внимании1—3 годаРанний возрастСитуативно-деловое общение.

Потребность в сотрудничестве3—5 летМладший и средний дошкольный возрастВнеситуативно-познавательное общениеПотребность в уважении взросло­го; познавательная потребность4—6 летСредний и старший дошкольный возрастВнеситуативно -личностное общениеПотребность во взаимопонимании и сопереживании

10

Слайд 11: Ситуативно-личностное общение, характерное для мла­денчества

Оно зависит от особенностей сиюминутного вза­имодействия ребенка и взрослого, ограничено узкими рам­ками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка. Непосредственно-эмоциональные контакты явля­ются основным содержанием общения. Ребенка привлека­ет личность взрослого, а все остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остается на втором плане.

12

Слайд 12: Ситуативно-деловое общение

В раннем возрасте ребе­нок осваивает мир окружающих его предметов. Ему по-пре­жнему необходимы теплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже недостаточно.

Потребность в общении у него в это время тесно связана с потребностью в сотруд­ничестве, которая вместе с потребностями в новых впе­чатлениях и активности может быть реализована в совмес­тных действиях со взрослыми. Ребенок и взрослый, высту­пающий как организатор и помощник.

Взрослый показывает, что можно делать с разны­ми вещами, как их использовать, раскрывая перед ребен­ком те их качества, которые тот сам не в состоянии обна­ружить.

13

Слайд 13: Внеситуативно -познавательное общение

С появлением первых вопросов ребенка: «почему?», «зачем?», «откуда?», «как?» — начинается новый этап в развитии его общения со взрослым, дополнительно побуждаемый познавательными мотивами.

Ребенок вырывается за рамки наглядной ситуа­ции, в которой раньше были сосредоточены все его интере­сы.

Теперь его интересует гораздо большее: как устроен от­крывшийся для него огромный мир природных явлений и человеческих отношений? И главным источником информа­ции, эрудитом, знающим все на свете, становится для него все тот же взрослый человек.

14

Слайд 14: Внеситуативно -личностное общение

Взрослый для ребен­ка — высший авторитет, чьи указания, требования, замеча­ния принимаются по-деловому, без обид, капризов и отказа от трудных заданий. Эта форма общения важна при подготов­ке к школе, и если она не сложилась к 6—7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению.

15

Последний слайд презентации: Модель развития общения М.И.Лисиной: Ценность теории

Для М.И. Лисиной всегда было свойственно стремление к тщательному, скрупулезному сбору и анализу фактов, интерес к экспериментальным деталям, удивительная способность к качественной и количественной обработке материалов. Ее интересовало формирование внутреннего мира ребенка. Эта особенность творческого почерка М.И.

Лисиной позволила проработать и экспериментально подтвердить многие смелые гипотезы, развернуть широкую панораму конкретных исследований, которые продолжаются и сейчас.

Впечатляет широта охвата и разнообразие ее работ: от фонематического слуха до особенностей мировоззрения ребенка, от запоминания младенцев до основ целостной личности.

Источник: https://slide-share.ru/model-razvitiya-obshcheniya-milisinoj-83189

Презентация

35 Модель развития общения М. И. Лисиной

Презентацию на тему «Модель развития общения М.И.Лисиной» можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Разные.

Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.

Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 15 слайд(ов).

Слайд 1

Модель развития общения М.И.Лисиной

Слайд 2

Лисина Мая Ивановна (1929 — 1983) — выдающийся детский психолог, основатель оригинальной научной школы, автор концепции генеза общения ребенка со взрослым, она фактически стала основательницей отечественной психологии младенчества. В 1952 г. окончила отделение психологии философского факультета МГУ, училась в аспирантуре у А.В. Запорожца в Институте психологии АПН РСФСР. В 1955 г.

защитила кандидатскую диссертацию. С 1962 г. заведовала лабораторией психологии детей раннего и дошкольного возраста. В 1974 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет». С 1976 г. возглавляла отдел возрастной психологии Института общей и педагогической психологии. Профессор (1980).

Член редколлегии журнала «Вопросы психологии». В конце 70-х гг. М.И. Лисиной и под ее руководством были проведены чрезвычайно яркие и красивые экспериментальные исследования общения младенцев со взрослым и его влияния на психическое развитие ребенка.

Одним из основных методов в этих исследованиях было сравнительное изучение детей, воспитывающихся в семье и без семьи — в детских учреждениях закрытого типа.

Слайд 3

Основной предмет исследования

М. И. Лисина является создателем нового направления в психологии, которое породило целую традицию научных исследований. Она открыла в отечественной психологии новый предмет — общение ребенка со взрослым — и новый подход к его научному исследованию.

Слайд 4

Специальным предметом исследования для М.И. Лисиной были кризисы возрастного развития (1 года, 3 и 7 лет). Задача исследований М.И. Лисиной заключалась в выявлении содержания личностных новообразований, возникающих в кризисные периоды.

Под личностными новообразованиями она понимала такие качества, которые проявляют себя во всех сферах отношений ребенка: с другими людьми, с предметным миром, с самими собой.

Такая проекция нового качества во все сферы жизни ребенка может свидетельствовать о том, что произошло развитие именно целостной личности, а не отдельных психических функций, и что ребенок стал субъектом нового типа отношений.

Слайд 5

Отталкиваясь от психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева и, соответственно, рассматривая общение как коммуникативную деятельность, М. И. Лисина считает потребность в общении са­мостоятельной и отличной от всех других видов потребностей. В качестве мотива деятельности общения выступает партнер по общению.

Мотивы делятся на 3 группы — познавательные, деловые и личностные. В каче­стве средств общения рассматриваются экспрессивно-мимические движения, пред­метные действия и речевые операции.

Каждая из выделенных форм общения характеризуется: 1) временем, 2) местом, 3) содержанием потребности, 4) ведущими мотивами и 5) средствами общения.

Слайд 6

Движущий фактор развития

Изучая влияние общения ребенка с окружающими людьми на его психическое развитие, М.И. Лисина внесла существенный вклад в разработку общей теории психического развития, раскрыла важные его механизмы, представила общение как определяющий его фактор

Слайд 7

Основные понятия

Общение Предмет общения Задачи общения Средства общения Продукты общения

Слайд 8

Методы исследования

Одним из основных методов в этих исследованиях было сравнительное изучение детей, воспитывающихся в семье и без семьи в детских учреждениях закрытого типа.

Слайд 9

Периодизация психического развития.

Слайд 10

М.И. Лисина изучала, как изменяется общение ребенка со взрослым человеком на протяжении детства. Она выде­ляла четыре формы общения. 1)ситуатив­но-личностное общение ребенка со взрослыт; 2) ситуа­тивно-деловое общение; 3) внеситуативно-познавательное обще­ние; 4) внеситуативно-личностное общение

Слайд 11

Ситуативно-личностное общение, характерное для мла­денчества

Оно зависит от особенностей сиюминутного вза­имодействия ребенка и взрослого, ограничено узкими рам­ками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка. Непосредственно-эмоциональные контакты явля­ются основным содержанием общения. Ребенка привлека­ет личность взрослого, а все остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остается на втором плане.

Слайд 12

Ситуативно-деловое общение.

В раннем возрасте ребе­нок осваивает мир окружающих его предметов. Ему по-пре­жнему необходимы теплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже недостаточно.

Потребность в общении у него в это время тесно связана с потребностью в сотруд­ничестве, которая вместе с потребностями в новых впе­чатлениях и активности может быть реализована в совмес­тных действиях со взрослыми. Ребенок и взрослый, высту­пающий как организатор и помощник.

Взрослый показывает, что можно делать с разны­ми вещами, как их использовать, раскрывая перед ребен­ком те их качества, которые тот сам не в состоянии обна­ружить.

Слайд 13

Внеситуативно-познавательное общение.

С появлением первых вопросов ребенка: «почему?», «зачем?», «откуда?», «как?» — начинается новый этап в развитии его общения со взрослым, дополнительно побуждаемый познавательными мотивами.

Ребенок вырывается за рамки наглядной ситуа­ции, в которой раньше были сосредоточены все его интере­сы.

Теперь его интересует гораздо большее: как устроен от­крывшийся для него огромный мир природных явлений и человеческих отношений? И главным источником информа­ции, эрудитом, знающим все на свете, становится для него все тот же взрослый человек.

Слайд 14

Внеситуативно-личностное общение

Взрослый для ребен­ка — высший авторитет, чьи указания, требования, замеча­ния принимаются по-деловому, без обид, капризов и отказа от трудных заданий. Эта форма общения важна при подготов­ке к школе, и если она не сложилась к 6—7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению.

Слайд 15

Ценность теории

Для М.И. Лисиной всегда было свойственно стремление к тщательному, скрупулезному сбору и анализу фактов, интерес к экспериментальным деталям, удивительная способность к качественной и количественной обработке материалов. Ее интересовало формирование внутреннего мира ребенка. Эта особенность творческого почерка М.И.

Лисиной позволила проработать и экспериментально подтвердить многие смелые гипотезы, развернуть широкую панораму конкретных исследований, которые продолжаются и сейчас.

Впечатляет широта охвата и разнообразие ее работ: от фонематического слуха до особенностей мировоззрения ребенка, от запоминания младенцев до основ целостной личности.

Источник: https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-raznie/126959-model-razvitija-obschenija-milisinoj.html

Модель развития общения М. И. Лисиной

35 Модель развития общения М. И. Лисиной

Модель развития общения М. И. Лисиной

Лисина Мая Ивановна (1929 — 1983) — выдающийся детский психолог, основатель оригинальной научной школы, автор концепции генеза общения ребенка со взрослым, она фактически стала основательницей отечественной психологии младенчества. В 1952 г. окончила отделение психологии философского факультета МГУ, училась в аспирантуре у А. В. Запорожца в Институте психологии АПН РСФСР. В 1955 г.

защитила кандидатскую диссертацию. С 1962 г. заведовала лабораторией психологии детей раннего и дошкольного возраста. В 1974 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет» . С 1976 г. возглавляла отдел возрастной психологии Института общей и педагогической психологии. Профессор (1980).

Член редколлегии журнала «Вопросы психологии» . В конце 70 -х гг. М. И. Лисиной и под ее руководством были проведены чрезвычайно яркие и красивые экспериментальные исследования общения младенцев со взрослым и его влияния на психическое развитие ребенка.

Одним из основных методов в этих исследованиях было сравнительное изучение детей, воспитывающихся в семье и без семьи — в детских учреждениях закрытого типа.

Основной предмет исследования М. И. Лисина является создателем нового направления в психологии, которое породило целую традицию научных исследований. Она открыла в отечественной психологии новый предмет — общение ребенка со взрослым — и новый подход к его научному исследованию.

Специальным предметом исследования для М. И. Лисиной были кризисы возрастного развития (1 года, 3 и 7 лет). Задача исследований М. И. Лисиной заключалась в выявлении содержания личностных новообразований, возникающих в кризисные периоды.

Под личностными новообразованиями она понимала такие качества, которые проявляют себя во всех сферах отношений ребенка: с другими людьми, с предметным миром, с самими собой.

Такая проекция нового качества во все сферы жизни ребенка может свидетельствовать о том, что произошло развитие именно целостной личности, а не отдельных психических функций, и что ребенок стал субъектом нового типа отношений.

Отталкиваясь от психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева и, соответственно, рассматривая общение как коммуникативную деятельность, М. И. Лисина считает потребность в общении самостоятельной и отличной от всех других видов потребностей. В качестве мотива деятельности общения выступает партнер по общению.

Мотивы делятся на 3 группы — познавательные, деловые и личностные. В качестве средств общения рассматриваются экспрессивно мимические движения, предметные действия и речевые операции.

Каждая из выделенных форм общения характеризуется: 1) временем, 2) местом, 3) содержанием потребности, 4) ведущими мотивами , 5) средствами общения.

Движущий фактор развития вклад в разработку общей теории психического развития, раскрыла важные его механизмы, представила общение как определяющий его фактор

Основные понятия Общение Предмет общения Задачи общения Средства общения Продукты общения

Методы исследования сравнительное изучение детей, воспитывающихся в семье и без семьи в детских учреждениях закрытого типа.

Периодизация психического развития.

Возраст Период Форма общения Дополнительная потребность, удовлетворяемая в общении До 1 года Младенческий Ситуативно-личностное Потребность в возраст общение доброжелательном внимании 1— 3 года Ранний возраст Ситуативно-деловое Потребность в общение сотрудничестве 3— 5 лет Младший и средний Внеситуативно- Потребность в уважении дошкольный возраст познавательное взрослого; познавательная общение потребность Потребность во Средний и старший Внеситуативно- 4— 6 лет взаимопонимании и дошкольный возраст личностное общение сопереживании

М. И. Лисина изучала, как изменяется общение ребенка со взрослым человеком на протяжении детства. Она выделяла четыре формы общения. 1)ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым; 2) ситуативно- деловое общение; 3) внеситуативно- познавательное общение; 4) внеситуативно-личностное общение

Ситуативно личностное общение, характерное для мла денчества Оно зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого, ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка. Непосредственно эмоциональные контакты являются основным содержанием общения. Ребенка привлека ет личность взрослого, а все остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остается на втором плане.

Ситуативно деловое общение. В раннем возрасте ребенок осваивает мир окружающих его предметов. Ему по пре жнему необходимы теплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже недостаточно.

Потребность в общении у него в это время тесно связана с потребностью в сотрудничестве, которая вместе с потребностями в новых впе чатлениях и активности может быть реализована в совместных действиях со взрослыми. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник.

Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребенком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить.

Внеситуативно познавательное общение. С появлением первых вопросов ребенка: «почему? » , «зачем? » , «откуда? » , «как? » — начинается новый этап в развитии его общения со взрослым, дополнительно побуждаемый познавательными мотивами.

Ребенок вырывается за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены все его интересы.

Теперь его интересует гораздо большее: как устроен от крывшийся для него огромный мир природных явлений и человеческих отношений? И главным источником информации, эрудитом, знающим все на свете, становится для него все тот же взрослый человек.

Внеситуативно личностное общение Взрослый для ребенка — высший авторитет, чьи указания, требования, замеча ния принимаются по деловому, без обид, капризов и отказа от трудных заданий. Эта форма общения важна при подготов ке к школе, и если она не сложилась к 6— 7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению.

Ценность теории Для М. И. Лисиной всегда было свойственно стремление к тщательному, скрупулезному сбору и анализу фактов, интерес к экспериментальным деталям, удивительная способность к качественной и количественной обработке материалов. Ее интересовало формирование внутреннего мира ребенка. Эта особенность творческого почерка М. И.

Лисиной позволила проработать и экспериментально подтвердить многие смелые гипотезы, развернуть широкую панораму конкретных исследований, которые продолжаются и сейчас. Впечатляет широта охвата и разнообразие ее работ: от фонематического слуха до особенностей мировоззрения ребенка, от запоминания младенцев до основ целостной личности.

Источник: https://present5.com/model-razvitiya-obshheniya-m-i-lisinoj/

Uchebnik-free
Добавить комментарий