34. Внутреннее и внешнее положение Казахского ханства в 15-18вв

Внутреннее и внешнее положение Казахского ханства в 15-18вв

34. Внутреннее и внешнее положение Казахского ханства в 15-18вв

34.в конце 15 века Казахское ханство укрепилось экономически и расширилось территориально.Казахские ханы после смерти абулхаира вступили в борьбу за власть в степи.Главными их противниками были наследники абулхаир-хана из рода Шайбанидов-Шайх Хайдар, Махмуд Султан и мухаммад Шайбани.

главной причиной борьбы было экономическое и стратегическое значение Восточног Дешт-и Кыпчака и присырдарьинских городов, которые были важными центрами торгово- экономических связей для населения степных районов, превосходными крепостями и могли выдержать длительную осаду. Борьба продолжалась 3 десятилетия.

Одним из видных предводителей казахских войск в этот период был сын керея-Бурундук. Итогом борьбы было включение в конце 15 века в состав Казахского ханства городов Сузака, Сыганака,Саурана. Завоевание присырдарьинских городов было завершено ханом Шигаем. Присоединение этих городов способствовало успеху в объединении страны в целом.

К концу 15 века в состав Казахского ханства вошли Западное Семиречье , район каратау, низовья сырдарьи северное Приаралье, значительная часть восточного казахстана.К началу 16 века Казхское ханство занимало территорию ак орды и могулистана. Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в первой четверти 16 века в гды правления сына Жаныбека- хана Касыма.(1512-1521).

Касым –хана за расширение территории Казахского ханства называли «собирателем казахских земель».Он первым из казахских ханов попытался установить отношения с россией.В 1510 году Мухаммад Шайбани напал на сыгнак, но потерпел сокрушительное поражение от войск Касым хана. В 1512 году Касым захватил г.сайрам.

Касым хан поддерживал дружеские отношения с ханом могулистана султан Саидом. Уход Султан Саида в 1514 г.в Восточный Туркестан обусловил укрепление власти казахского хана в Семиречье.Границы Казахского Ханства расширились до реки Яик и Сырдарьи.В 1523-1580 гг.при хане Тахире ханство пришло в упадок.

До крнца 16 века города Сыгнак, Отрар, туркестан входили в состав государства Шайбанидов. В 1538- 1580 годах попытки восстановить могущество Казахского ханства предпринял Хакхназар.Он боролся против ойратов. И могульского хана Абд-Рашида.Для противостояния сибирскому хану кучуму хакх-назар вступил в союз с узбекским ханом Абдаллахом.

1586-1594гг. ханство возглавлял Тауекель хан, называвший себя ханом казахов и калмыков. Хан Тауекель наладил отношения с москвой и узбекским ханом. Он умер под Кашгаром в 1598 г. В 1598-1628гг. при хане Есиме в состав Каз.х. вошли Туркестан, Фергана и Ташкент на 200лет.

В 1680-1718гг. правил хан Тауке. Он укрепил К.х. заключил союз с кыргызами и каракалпаками. С Образования Джунг. Х. в 1635г. возросла опасность захвата каз.земель. В конце 17в. дж.армия вторглась в Ю.К. и Семиречье. Первыми джунгары разгромили Сайрам, Манкент. Попытки Хакназара и Тауке создать централ. Гос. Не увенчалось успехом из-за неустойчивых связей между жузами.

35.Культура Казахстана 14-15 вв. (фольклор, письменные памятники, архитектура)

Определенный подъем городской и земледельческой жизни в 14-15 вв , происходил на землях южного Казахстана .Источники упоминают о строительстве в Отраре , Сауране ,Сыгнаке , Дженде осуществленном ханом Ак –орды Ерзеном , Мурабак –Ходжой , У русом .Возводились жилые постройки , культовые и общественные здания .

Восстанавливались крепостные сиены и укрепления , строительство которых ранее было запрещено монгольскими властями .

Наиболее значительным сооружением на рубеже 14-15 вв является возведенный эмиром Тимуром мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в городе Ясы ( Туркестане ) Складываеться новый архитектурный стиль , совершенствовались строительные методы , развивались ремесла , связанные со строительным делом ( изготовление кирпича , облицовочных материалов , в частности поливных изразцов ) В городах развивалось ремесленное производство .В О траре, например , археологическими раскопками выявлены усадьбы и мастерские гончаров , кузнецов , ткачей , хлебопеков и др.Большим разнообразием цвета в орнаментировке отличалась местная керамика .Работали монетные дворы Сыгнака ( столица ханов Ак-Орды ), Отрара , Сарайчика ( столица Ногайской Орды ) Восстанавливалась и продолжала развиваться жизнь в земледельческой округе Сыгнака , Ясы , Саурана , Сайрама и др городов.

Интенсивно развивался в 14-15 в начавшийся ранее процесс образования , объединения становления тюркских литературных языков трех основных диалектных групп : калукско –уйгурский , уйгуро –огузский и кыыпчакско огузской .Монгольское завоевание не привело к распространению монгольского языка.Местная тюркская среда сравнительно легко поглотила монгольские элементы

На кыпчакском языке в 13-14 вв было создано большое количество литературных памятников , развивалось устное народное творчество .Кыпчаки и др тюркские племена имеи свою устную поэзию .

Образцы фольклора ( загадки , афоризмы , пастушеские песни сохранились в памятнике кыпчакского языка “Кодекс Куманикус “ .В14-15 в в из кыпчакско ногайской подгруппы кыпчакской группы тюркских языков выделился казахский язык .

В эту подгруппу входят ногайский и каракалпакские языки.

В Дешт и кыпчаке , в ногайской орде развивалось творчесво певцов ( жырау) , известны имена Сыпыра – жырау и Колдана –Тайши (14в)Асана-Кайгы Казтугна (15-16 в )воспевавших идею единства народа , любовь к родине .Складывался кыпчакский героический эпос

В оседло –земледельческой полосе Южного Казахстана становился господствующей религией ислам , распространяли свое влияние суфийские ордена “ясавийя” и “ накшбандийя “ кочевое население предеживалось шаманизма и культа предков.

Источник: https://cyberpedia.su/14x1b05.html

Внутреннее и внешнее положение казахского ханства

34. Внутреннее и внешнее положение Казахского ханства в 15-18вв

Класс 7                                                                                                                          Дата      

Тема:  Внутреннее и внешнее положение казахского ханства

Цель: Дать сведения об  внутреннем и внешнем положении  Казахского ханства и его последствиях 

Задачи: Образовательная: Ознакомить с  борьбой за присырдарьинские города и цели ханства

                Развивающая: Формирование навыков к изучению культуры,  творческого поиска и мышления

                Воспитательная: Воспитывать  культурные достижения казахстанцев, воспитывать ребят в                             

                человеколюбии и патриотизме

Тип урока: традиционный

Наглядные пособия:

Время: 45 мин.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка знаний полученных на предыдущих занятиях

Карточка №1

  1. Хан Абулхаир потерпел поражение в начале 15 в. от

Русских войск                                 Казахских племен

Ойратов                     Китайцев                                                              

  1. Кто являлся ханом Могулистана
  2. Кто из средневековых историков написал об образовании Казахского ханства

Карточка №1

  1. Напишите дату образования Казахского ханства
  2. Как называли ханство Абулхаира
  3. Кто был старше Керей или Жанибек

В каком году умер Есен Буга

Устный опрос.

-В чем причина ослабления хана Абулхаира

-Почему Кереи и Жанибек выступили против Абулхаира и перекочевали в Жетысу

-Почему казахские племена проявляли недовольство правлением хана А.

-Почему хан Есен-Буга принял султанов Керея и Жанибека

-Какая родственная связь Керея и Жанибека.

  1. Объяснение нового материала

                       План

  1. Внутреннее положение
  2. Внешнее положение
  3. Историческое значение образования Казахского ханства

Внутреннее положение. После образования К.х. в 1456-1456гг.  стала больше расти численность населения.

Естественно хозяйственный подъем, восстанавливались города, оживилось ремесленное производство, вырос торговый обмен.

В целом произошло поднятие экономики ханства, а в результате торгового взаимообмена кочевых племен с земледельческими и городскими регионами улучшился успех и взаимоотношения.  В этом естественно б/многие заинтересованы.

Земледельцы заинтересованы в  продаже своей продукции, ремесленники- в обмене своих изделий на шерсть,  сырье,  торговцы – сбыть товары и получить прибыль, феодалы –подчитинь таким обменом богатые районы и города.

Казахское ханство ставило перед собой задачи:

  1. восстановить порядок использования пастбищных угодий
  2. подчинить присырдарьинские города
  3. объединить каз. племена  с целью создания единой этнической территорией казахов

Важность завоевания присырдарьинскими городами заключалась в их политико-экономическом и  военно-стратегическом значении.

            Внешнее положение.

Династия Тимуридов потерпела поражение от Шайбанидов. Могулистан распался на мелкие владения. Хан Абулхаир тоже утратил свое господство, своей политикой. Кереи и Жанибек все умело использовали, стали присоединять к ханству кыпчакскую степь. В 70-х 15в.  подчинили себе побережье Сырдарьи, границы расширялись приток каз племен. 

Район присырдарьи был ближайшим к владению ханов, т.к. эти Земли были наследственными для них. Эти города были центрами торговли, крепостями, административным политическим центром Земли как зимние пастбища. Право на владение этой территорией отстаивал Мухаммад Шайбани(внук Абулхаира) и Тимуриды. Борьба ханов длилась 30 лет.

1470г. Керей захватил Туркестан, Жанибек – Сузак и Сауран.  Спустя 2 года хан Шайбани захватил Сыгнак и Аркок. Казахские ханы послали армию, которое разбило войско Шайбани и вернули города.

80-е г. 15 в. Шайбани совершает поход в Каз ханство и вновь захватывает Сыгнак и Аркок. Каз войска осаждают Сыгнак, жители сами открыли ворота. В конце концов, обессиленный 3 –х летней войной Шайбани оставил Туркестан и ушел в Хорезм.

1482-1485гг. хан Могулистана при помощи хана Шайбани завоевал Ташкент и Сайрам, Отрар(подарил Шайбани, чт/привлечь к себе), в это время Тимуриды перешли на сторону казахов.  Вместе с потомками эмира Тимура каз ханы стали бороться против Шайбани Под городом Сузак взяли в плен родственника Шайбани, вернув к себе Сауран казахи осадили и г. Отрар. Шайбани пошел на перемирие с казахами.

            Война закончилась, длившаяся  в течении 3 последних десятилетий 15 в.  за овладение присырдарьинскими городами. (ПРОЧЕСТЬ стр 174/ 1 абз. как распредели города м/д собой).

            Присырдарьинские города – Сыгнак, Сауран, Сузак приумножили мощь Каз. Ханства, укрепили его политическое положение.  Вся история становления Каз.х , его укрепление, история взаимоотношений каз правителей с соседними гос-ми связана с этими городами.  Хан Шайбани переселился  в Маверанахр.

            Историческое значение.

Этническую опору каз народа составили (саки, уйсуны, канлы)

Добившись нац-го гос-ва Казахстан – (вошел в число крупнейших гос мира)

ПРОЧЕСТЬ  и списать 5 исторических значений образования Каз ханства.  ПРОЧЕСТЬ синим цветом абзац.

            Т.о. Каз ханство окончательно сформировалось, выросла экономическая и военная мощь, повысился его международный авторитет.

Закрепление:

В Виде кластера

                                                                                      Казахское ханство

Рефлексия:

  1. Каковы были хозяйственные связи в Каз ханстве между кочевыми скотоводами, оседлыми земледельцами и ремесленниками
  2. Какие исторические задачи ставило п/д собой ханство
  3. С кем вели воины за родные земли
  4. Какие города присоединены к ханству
  5. За счет кого увеличилась численность населения Каз ханства.

Домашнее задание: пр 36 стр 171 – 175 пересказ

Оценки за урок

Источник: https://www.sabaqtar.kz/tarich/22859-vnutrennee-i-vneshnee-polozhenie-kazahskogo-hanstva.html

Социально-экономическое и политическое положение Казахского ханства в XVII – н. XVIII вв

34. Внутреннее и внешнее положение Казахского ханства в 15-18вв

Ханом казахов, после смерти Таукел хана, стал Есим хан (1598 – 1613/14; 1627 – 1628 гг.). После смерти Абдаллах хана в 1598 г. фактически прекратилось господство династии Шайбанидов в Бухаре. К власти пришла новая династия — Аштарханиды, возводившая свое происхождение к астраханским ханам – потомкам Тукай-Тимура (сына Джучи).

Предметом постоянного и длительного спора между казахскими владетелями и Аштарханидами стал Ташкент – важный торгово-экономический центр. Власть над Ташкентом постоянно переходила из рук в руки от Есим хана к Аштарханидскому хану (Вали Мухаммад хан с 1606 по 1610 гг.; Имамкули хан с 1611 по 1642 гг.

), а от него к другому казахскому правителю, Турсун хану.

Отношения с калмаками, продвинувшимися еще в конце XVI в. значительно на запад, стали занимать в XVII в. важное место во внешней политике казахских владетелей. Отсутствие естественных границ между их владениями и постоянное соперничество из-за обладания кочевьями служили причиной частых столкновений и войн.

В китайских источниках западные монголы называются элютами. Слова калмаки, ойраты, элюты, а также термин джунгары (люди «левой стороны», «левого крыла») – это разные названия западномонгольских племен чорос, хошоут, торгоут, дэрбэт. Они во второй половине XIV в.

составили «ойратский союз» племен, вышли из-под власти всемонгольского хана и стали управляться своими предводителями (тайши). В конце первой половины XV в. калмаков возглавил Эсен-тайши.

Он сумел объединить все ойратские племена и поколения в один союз и даже распространить свою власть на Восточную Монголию. Однако со смертью Эсетайши (1455 г.) фактически кончилось на время и политическое могущество калмаков. Лишь в начале XVII в.

среди ойратов вновь появились энергичные и воинственные вожди. Первым из таких вождей был чоросский Хара-Хула-тайши, который сумел объединить основную часть ойратов.

Он возглавил общеойратскую кампанию против казахов, именно его энергичные действия привели в конечном счете к становлению государства, получившего название Джунгарского ханства. Хара-Хула-тайши умер в 1634 г., тогда же власть над ойратскими владениями перешла в руки его сына Батур-хунтайши, а 1635 г. признан в науке годом образования Джунгарского ханства.

С первых  десятилетий XVII в. соотношение сил Казахского ханства, раздираемого междоусобными распрями, и ойратской группировкой, объединенной в единый союз, изменилось и стало неблагоприятным для казахов.

После смерти Есим хана в Казахском ханстве вновь начались усобицы и продолжались несколько лет. В конце концов, ханом был провозглашен сын Есим хана – Джангир (Джахангир, Янгир, Янгар). Вся его жизнь прошла в борьбе с калмаками из-за обладания кочевьями Семиречья.

В этой войне предводитель казахов Джангир попал в плен к калмакам, и только какая-то счастливая случайность возвратила ему свободу. Освободившись от плена, он остался на всю жизнь непримиримым врагом ойратов и не переставал беспокоить их частичными набегами.

Со своей стороны Батур-хунтайши, желая усмирить беспокойного соседа, собрал 50-тысячное войско и вторгся в 1643 г. в кочевья казахов. Удачный вначале поход окончился поражением хунтайши и отступлением калмаков с большим уроном. В этой войне на стороне казахов выступили ополчения кыргызов и отряд эмира Бухарского ханства Ялангтуш-бия.

Джангир хан погиб в одном из сражений с калмаками. Он похоронен в г. Туркестане, возле мечети Ходжа Ахмада Ясави.

В Xvii – н. XVIIi вв.  у казахов степных районов сохранялась исторически сложившаяся отрасль хозяйства – кочевое и полукочевое скотоводство. Основными видами скота были овцы, лошади, верблюды. Крупный рогатый скот разводился в небольшом количестве, главным образом в местах оседлости.

Закрепились ранее сложившиеся маршруты и годичные циклы кочевания со сменой сезонных пастбищ (коктеу, джайляу, куздеу, кыстау). Скотоводство зависело от природных условий. Заготовка кормов не производилась, зимой скот находился на подножном корму.

В суровые зимы нередко происходил массовый падеж скота, кочевники-скотоводы разорялись, многие переходили к оседлости. Хотя и медленно, сами формы ведения кочевого скотоводства и его продуктивность улучшались. Сохранялись и постоянно совершенствовались навыки ведения животноводческого хозяйства.

Жилище казахов  — юрта, а также хозяйственный инвентарь были хорошо приспособлены для кочевания и обработки животноводческой продукции. Кочевое скотоводческое хозяйство во многом обеспечивало жизнь казахской семьи.

Оно давало казахам продукты питания, материалы для одежды и обуви, устройства и убранства юрты, транспортные средства для перекочевок.

  Кочевники-скотоводы занимались домашними промыслами, главным образом, по переработке животноводческого сырья. Изготовляли войлок, ковры, одежду, обувь, кожаную посуду, сбрую и т. д. Хотя хозяйство казахов оставалось в основном натуральным, но оно давало и излишек продукции для обмена на товары и продукты,  произведенные городскими жителями и земледельцами.

На рынки городов Туркестана – Сыгнака, Саурана и др. – кочевники – скотоводы пригоняли скот, доставляли кожи, шерсть, изделия из них, а также холодное оружие, изделия из дерева, продавали пушнину, меховые шубы и шапки.

В обмен скотоводы получали хлопчатобумажные и шелковые ткани, изделия гончарного, металлического производства, готовые изделия из тканей и кожи, оружие и многое другое.

   Казахи знали оседлое и полуоседлое земледелие и городскую культуру. Постоянная связь кочевого хозяйства степных районов и районов оседлого земледелия и городского хозяйства была неотъемлемой чертой экономической жизни казахского общества. Кочевниками в местах зимовок создавались очаги земледелия, оседлые и полуоседлые поселения.

  Экономическая система Казахского ханства базируется на двух взаимодополняющих хозяйственных укладах – кочевом скотоводческом и оседло-земледельческом, городском.

  В Южном  Казахстане продолжала развиваться городская жизнь. Каждый из городов был центром обширного земледельческого района с развитым поливным земледелием, товарным производством зерна и другой сельскохозяйственной продукции. Искусственное орошение продолжало развиваться в больших размерах и основывалось на каналах, арыках.

В городах имелись ремесленные кварталы, развивались ремесла – керамическое, кузнечное, деревообделочное, стеклодувное, ткацкое, кожевенное, ювелирное, строительное дело. В городах была развита фортификационная система.

Строились жилые постройки, культовые и общественные здания – мечети, медресе, мазары, бани, крытые рынки, караван-сараи.

Общественные отношения у казахов в Xvii – н. XVIIi вв. большинство исследователей считают патриархально- феодальными. В степных районах господствовала общинная форма землепользования. Скот находился в частной и семейной собственности и был главным мерилом богатства кочевников, их имущественного положения. Верховным распорядителем земель был хан.

В южных районах Казахстана сложились устойчивые формы феодального условного землевладения и земельной собственности. Источники называют такие формы землевладения и собственности, как сойургал, икта, мильк, вакф.

В основе деления казахского общества на сословие лежало не столько имущественное положение, сколько социальное происхождение. К высшему аристократическому сословию – ақ суйек (белая кость) относились Чингизиды: ханы, султаны. Все остальное население ханства относилось к низшему сословию – қара суйек (черная кость), независимо от имущественного положения.  

  Внук знаменитого казахского хана Есима, сын и преемник хана Джангира Тауке около 35 лет (1680 – 1715/18 гг.) находился во главе казахского общества, а эпоха его правления навсегда запечатлелась в исторической памяти кочевого населения региона как «золотой век» истории казахского народа. По мнению историка А.

Левшина: «Сей золотой век есть царствование знаменитого хана их Тявки, который, если верить преданиям, был действительно в своем роде гений, и в летописях казачьих должен стоять наряду с Солонами и Ликургами.

Усмирив волновавшиеся долго роды и поколения, он не только ввел в них устройство, порядок, но и дал им многие законы».

В условиях территориальной разобщенности кочевий и обособленности районов на обширной территории перед Тауке стояла трудная задача укрепления хозяйственно-политических связей между жузами и преодоления политического распада Казахского ханства.

Со ссылкой на казахские предания творцом «Жети Жаргы» принято называть хана Тауке.

Он будто бы собрал для совета трех биев – Толе-бия из Старшего жуза, Казыбек-бия из Среднего жуза, Айтеке-бия из Младшего жуза – и, обсудив с ними случавшиеся между казахами частые ссоры, составил и утвердил некоторые законоположения.

Согласно другому преданию, Тауке хан собрал в урочище Куль-Тобе (Сырдарьинская область) семь биев и эти бии соединили старые обычаи ханов Касима и Ишима в новые обычаи, называемые «Жети Жаргы». Поэтому в научной литературе «Жети Жаргы» именуется также «Уложением» хана Тауке и «Законами» хана Тауке.

По времени их появление вероятнее всего относится к 70-м годам XVII века. Это было сложное время в истории Казахского ханства. Тауке приходилось вести войну на два фронта – с Аштарханидами за присырдарьинские города и на юго-востоке с джунгарами. К тому же внутри ханства не прекращались распри. Чтобы внутренне укрепить ханство и были приняты эти законоположения.

В «Жети Жаргы» были закреплены основные принципы и нормы права средневекового казахского общества. «Законы Тауке хана» юридически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, то есть охватывали практически все стороны жизни.

Согласно «Жети Жаргы» верховная власть в государстве сосредоточивалась в руках хана. Управление осуществлялось посредством султанов и родоплеменных старшин, через народные собрания – курултаи, где присутствовавшие должны были иметь при себе оружие. Вместе с тем, Тауке стремился ограничить власть султанов, укрепить централизацию путем управления тремя жузами через ответственных биев.

Уголовно-правовые нормы предусматривали преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбления, неисполнение сыновьего долга, воровство, прелюбодеяния и др.

Наказания предусматривали кровную месть: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний – кун.

Смертная казнь применялась в форме повешения и побивания камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство и др.

Размер куна зависел от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину – 500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых человек. В целом нормы обычного права были приспособлены для защиты собственности, охраны привилегий казахской знати.

Хану Тауке на время удалось преодолеть внутренние междоусобицы, восстановить спокойствие в жузах, тем самым обезопасить кочевья казахских родов от внешних вторжений.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». mail@e-history.kz 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Источник: https://e-history.kz/ru/contents/view/509

Uchebnik-free
Добавить комментарий