34 Теория развития личности Л. И. Божович.

8.4. Теория развития личности л.И. Божович

34 Теория развития личности Л. И. Божович.

ТеорияЛ.И. Божович опирается на понятиясоциальнойситуации развития иличностногоновообразования. Всоциальной ситуации развития онавыделяет внут­ренниепроцессы развития ивнешниеусловия, ихобеспечивающие. В лич­ностныхновообразованиях она выделяет центральноеновообразова­ние ипотребности.

Вслед за Л.С.Выготским Л.И. Божович выстраивает линиювозра­стных кризисов: новорожденности,1-го года, 3 лет, 7 лет и подрост­ковоговозраста. Деление развития на этапывыглядит у нее так:

1)младенчество:начинаетсякризисом новорожденности, когда ребенокхарактеризуется беспомощностью, егодеятельность опосредуется взрослым;центральным новообразованием являютсяаффективно заряженные представления;

2)раннеедетство: начинаетсякризисом 1-го года, когда ребенокхарактеризуется самостоятельностью;со стороны взрослых к нему уже предъявляютсятребования; центральным новообразованиемявляется система «Я», появляетсяпотребность в самоут­верждении;

3)дошкольноедетство: начинаетсякризисом 3 лет; центральное новообразование— внутренняя позиция, потребность вкото­рой (внутренняя позиция школьника)и появляется;

4)младшеешкольное детство: начинаетсякризисом 7 лет; начи­нает осознаватьсясвое социальное «Я»; со стороны взрослыхпредъявляется новая система требований;

5)кризисподросткового возраста: делитсяна две фазы. Первая фаза (с 12 до 14 лет)характеризуется эмансипацией отвзрос­лых, переходом в средние классы;появляется целеполагание как центральноеновообразование. Вторая фаза (с 15 до 17лет) характеризуется определением местав жизни; появляется но­вая жизненнаяперспектива как центральное новообразова­ниевозраста.

8.5. Модель развития общения м.И. Лисиной

Отталкиваясьот психо­логической теории деятельностиА.Н. Леонтьева и, соответственно,рассматривая общение как коммуникативнуюдеятельность, М.И. Ли­сина считаетпотребность в общении самостоятельнойи отличной от всех других видовпотребностей.

Для изучения у детейразвития потребности в общении еювыделены несколько критериев,позволяющихнадежно судить о наличии такой потребностиу ребенка.

Это: 1) вниманиеиинтересребенка ко взрослому: вэтом обнаруживается направленностьребенка на познание взрослого и тотфакт, что взрослый становится объектомособой активности детей; 2) эмоциональныепроявления ре­бенка в отношении ковзрослому: вних обнаруживается оценка взрос­логоребенком; 3) инициативныедействия ребенка, направленные на то,чтобы проявить себя, привлечь к себевзрослого; 4)реакцияре­бенка на отношение к нему взрослого,вкоторой обнаруживаются самооценкадетей и восприятие ими оценки взрослого.

Вкачестве мотива деятельности об­щениявыступает партнерпо общению. Мотивыделятся на 3 группы — познавательные,деловые и личностные.

Познавательныемотивывозникают в процессе удовлетворенияпотребности в новых впечатлениях и винформации, одновременно с которыми уребенка появляются поводы для обращенияк взрослому.

Деловыемотивырождаются в процессе удовлетворенияпотребности в активной деятельностикак результат необходимой помощивзрослых. Личностныемотивыспецифичны для той сферы взаимодействияребенка и взрослого, которая составляетсаму деятельность общения.

Еслипознавательные и деловые мотивы выполняютв общении служебную роль, обслуживаяиные потребности, опосредуя другие,более далекие мотивы, то личност­ныемотивы получают в общении свое конечноеудовлетворение.

Вкачестве средств общения рассматриваютсяэкспрессивно-ми­мические движения,предметные действия и речевые операции.Общение ребенка, особенно маленького,со взрослым протекает вформедействий.

Действиехарактеризуется целью, на достижениекоторой оно направлено, и задачей,которую оно решает. Действие состоитиз еще более мелких психологическихэлементов — средств (операций) общения.

Изучение общения ребенка и взрослогопривело к выделению 3 групп средствобщения: 1)экспрессивно-мимические средства, 2)предметно-действенные средства, 3)речевые операции.

Анализпоказал, что отдельные линии, характеризующиеразные аспекты общения, сплетаясь,порождают несколько закономерносменяющих друг друга этапов, на которыхдеятельность общения выступает вцелостной, качественно своеобразнойформе.

Формаобщения —это деятельность общения на определенномэтапе ее развития, взятая в целостнойсовокупности перечисленных черт ипараметров. Этой схемой мы будемпользоваться и в дальней­шем,характеризуя особенности общения вдошкольном возрасте.

Еехарактеризуют5 параметров: 1) времяеевозникновения; 2) ме­сто,занимаемоеданной формой общения в системе болееширокой жизнедеятельности ребенка; 3)основное содержаниепотребности, удовлетворяемойребенком в ходе данной формы общения;4) веду­щиемотивы, побуждающиеребенка на определенном этапе к обще­ниюс окружающими взрослыми людьми; 5)основныесредства об­щения, спомощью которых в пределах данной формыобщения осу­ществляется контактребенка со взрослыми.

Впериодизации развития общения выделяютсяследующие фор­мы: 1) ситуативно-личностноеобщение ребенка со взрослым (первоеполугодие жизни); 2) ситуативно-деловоеобщение (6мес — 2 года); 3) внеситуативно-познавательноеобщение (3—5лет); 4) внеситуативно-личностноеобщение (6-7лет).

Источник: https://studfile.net/preview/3488633/page:4/

Теория развития личности Л. И. Божович

34 Теория развития личности Л. И. Божович.

Божович строит теорию развития личности ребенка, опираясь только на два понятия: социальной ситуации развития и личностного новообразования. В социальной ситуации развития она выделяет внутренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие.

В личностных новообразованияхона выделяет центральное новообразование и потребности. В своей периодизации она выстраивает линию возрастных кризисов: новорожденности, 1 года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста.

Еепериодизация выглядит следующим образом:

1.       Младенчество. Начинается кризисом новорожденное™. Ребенок характеризуется беспомощностью. Его деятельность опосредствуется взрослым. Центральным новообразованием являются аффективно заряженные представления.

2.       Раннее детство. Начинается кризисом 1 года. Ребенок характеризуется самостоятельностью. Со стороны взрослых уже предъявляются требования. Центральным новообразованием является система «Я». Появляется потребность в самоутверждении.

3.       Дошкольное детство. Начинается кризисом 3 лет. Центральное новообразование — внутренняя позиция. Возникает потребность в новой жизненной позиции.

4.       Младшее школьное детство. Начинается кризисом 7 лет. Начинается осознаваться свое социальное «Я». Со стороны взрослых предъявляется новая система требований.

5.       Кризис подросткового возраста. Делится на две фазы:

а)       первая фаза (с 12 до 14 лет) — характеризуется эмансипацией от взрослых, переходом в средние классы, появляется целеполагание как центральное новообразование.

б)      вторая фаза (с 15 до 17 лет) — характеризуется определением места в жизни, появляется рождение жизненной перспективы как центральное новообразование.

Модель развития общения М. И. Лисиной

Она не предполагает теорию. Отталкиваясь от психологической теории деятельности Леонтьева и рассматривая общение, как коммуникативную деятельность.

В процессе развития ребенок приобретает различные формы общения.
Каждая форма характеризуется:

1. Временем

2. Местом

3. м потребностей

4. Мотивами

Мотивы она делит на 3 группы:

1. Познавательные

2. Деловые

3. Личностные

В качестве средства общения рассматриваются эксперимент:

1. Эксперссивно-мимические движения

2. Предметные действия

3. Речевые операции

Периодизация:

1. Первое полугодие жизни

2. 6 мес- 3 года (ситуативно-деловое общение)

3. 3-5 лет (внеситуативно-познавательное общение)

4. 6-7 лет (внеситуативно-личностное общение)

Направление саморазвития: теории Лернера.

Человек развивается только сам. Движущий фактор развития комплекс факторов, но человек развивается сам. Сам ставит цели, способы их решения и тд. Развиваясь сам, человек развивает социальность.

Источник развития сам человек- саморазвитие. Человек сам конструирует знания. Чистые знания выводятся из концептуальных знаний.

Находясь в проблемной ситуации у ребенка возникает креативная деятельность, помогающая сформировать новые знания.

От общего к частному.

Основная идея — ЧЕЛОВЕК РАЗВИВАЕТЬСЯ ОТ ЗАЧАТИЯ ДО СМЕРТИ. РАЗНЫЕ ПРОЦЕССЫ МОГУТ НАЧИНАТЬСЯ И ЗАКАНЬЧИВАТЬСЯ В РАЗНЫЕ МОМЕНТЫ ЖИЗНИ.

Основные понятия теории— Саморазвитие-процесс развития объекта, его становления и изменения под влиянием, прежде всего, его собственных, внутренних причин, внутренних источников.

Генезис- зарождения и последующий процесс развития.

Подражание- повторение одним индивидом (человеком или животным) образцов поведения другого.

Когнитивное общение- важнейшая состовляющая процесса научного познания основанная на понимании последнего как принципиально меж субъектного процесса, как диалога между Я и не Я (Другой)

Движущая сила развития: АКТИВНОСТЬ, СРЕДА.

Источник развития – он сам.

Методы исследования: анализ данных, наблюдение.

Пренатальное развитие ребенка.

месяц Что происходит
1 Сердце,кровеносная система,можно услышать сокращение мышц, идёт закладка позваночника, см и нс. Формируются ножки и ручки 12-13дней. 1,5-2 см длина.
2 Появл.мышцы, формируются органы и системы, функционирует нс, почки, печень. Ребёнок шевелится, хорошо развиты пальцы.
3 Сформированы наружные половые органы, можно определить пол,развиты и функционируют оргвны чувств, ребёнок реагирует на раздражители.
4 Окончательное формирование лица. Движения активнее. Волосы на голове и теле. Вес 150 грамм.
5 Вес 300грамм и имеет достаточно силы, чтобы его почувствовала мать, пальцы покрываются ногтями, можно послушать сердцебиение.
6 Способен испытать эмоции, жировые и потовые железы начинают выделять секрет.органы сформированы, созреют лёгкие.
7 Развитие достигает такой зрелости что при преждевременных родах жизненноспособен. Активно двигаетя и имеет свой режим дня. Продолжают формир.наружные половые органы.
8 Набирает вес и растёт. Увелчивается подкорково жировой слой. Лёгкие сформированы.
9 Растёт. Функциональноактивны все органы и системы.готов к рождению с 38 недель.

Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1081;

Источник: https://studopedia.net/3_64301_teoriya-razvitiya-lichnosti-l-i-bozhovich.html

Теория личности Л. И. Божович

34 Теория развития личности Л. И. Божович.

Теория развития личности Л. И. Божович. Теория Л. И. Божович опирается на понятия социальной ситуации развития и личностного новообразования. В социальной ситуации развития она выделяет внутренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие. В личностных новообразованиях она выделяет центральное новообразование и потребности.Вслед за Л. С.

Выготским Л. И. Божович выстраивает линию возрастных кризисов: новорожденное, 1-го года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста.

Деление развития на этапы выглядит у нее так: младенчество: начинается кризисом новорожденное; ребенок характеризуется беспомощностью, его деятельность опосредуется взрослым; центральным новообразованием являются аффективно заряженные представления; раннее детство: начинается кризисом 1-го года; ребенок характеризуется самостоятельностью; со стороны взрослых к нему уже предъявляются требования; центральным новообразованием является система «Я», появляется потребность в самоутверждении;дошкольное детство: начинается кризисом 3 лет; центральное новообразование — внутренняя позиция, потребность в которой (внутренняя позиция школьника) и появляется; младшее школьное детство: начинается кризисом 7 лет; начинает осознаваться свое социальное «Я»; со стороны взрослых предъявляется новая система требований. Сама идея экспериментального изучения личности расценивалась и воспринималась исключительно как подверженность буржуазным веяниям в науке, что, само собой разумеется, никоим образом не соответствовало идеологизированному учению советских психологов. На протяжении всей жизни Лидия Ильинична Божович трудилась в насквозь идеологизированной обстановке, тем не менее ей удавалось изучать и включать в свои научные тексты, запрещенные в то время идеи Фрейда, Роджерса, Хорни и других известных зарубежных психологов.

Структуры личности в теории Л. И. Божович

Если в концепции А. Н. Леонтьева центральное место принадлежит понятию «личностный смысл», то у Л. И. Божович в качестве системообразующего признака структуры личности выступает «внутренняя позиция личности» или ее направленность. «На основании теоретического анализа, пишет Л. И.

Божович, мы выдвинули гипотезу о том, что целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью».

Основу направленности составляет возникающая в течение жизни «устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека». Наличие такой иерархической системы и обеспечивает наивысшую устойчивость личности.

Именно содержание направленности личности обусловливает все ее особенности: интересы, стремления, переживания, черты характера. Более того, по мнению Л. И. Божович, от направленности личности зависит не только комплекс присущих личности качеств, но строение каждого из них.

Становится очевидным, что ведущая сфера в структуре личности Л. И. Божович – это аффективно-потребностно-мотивационная сфера.

Процесс развития и становления личности ребенка рассматривается как последовательный переход от элементарных, неосознаваемых или частично осознаваемых потребностей, непосредственно побуждающих его поведение, к потребностям опосредованным, действующим через сознательно поставленные цели и намерения.

Каждый возраст характеризуется своей специфической для него «констелляцией» мотивов и особым характером их иерархической структуры. В раннем детстве жизнь и поведение ребенка определяются временным соподчинением непосредственных аффективных тенденций, возникающих ситуативно, практически вне сознания самого ребенка. В дальнейшем на основе относительно постоянных доминирующих потребностей складывается более устойчивая иерархия мотивов. На завершающем этапе иерархическая система мотивов приобретает максимальную устойчивость и свободу от внешних воздействий, так как опирается на собственные взгляды и убеждения субъекта.

Новообразования кризиса 1-ого года в теории Л. И. Божович

Л. И. Божович указывала, что центральным личностным новообразованием, возникающим в период кризиса одного года, является возникновение эмоционально насыщенных представлений, которые могут побуждать поведение ребенка вопреки конкретной ситуации. До этого периода поведение ребенка определяется лишь конкретными воздействиями.

Однако наступает момент — примерно в возрасте 1 года 2—3 месяцев, — когда ребенок перестает подчиняться диктату внешних обстоятельств. Он часто начинает сопротивляться тому, к чему его принуждает в этот момент взрослый, пытаясь осуществить свои собственные стремления.

Это может быть связано с желанием получить игрушку, которую ребенок оставил в другой комнате, или со стремлением продолжать делать то, от чего его оторвали. Иначе говоря, ребенок становится способным хотеть то, что отсутствует в данной ситуации, но что продолжает жить в его воспоминании.

В этих случаях старания взрослых отвлечь внимание малыша при помощи внешних воздействий часто оказываются безуспешными.Внутренняя мотивация, возникающая под влиянием тех образов и представлений, которые сохранились у него от только что пережитой ситуации, преодолевает внешние воздействия, и ребенок оказывается способным противостоять им.

Это в корне меняет взаимоотношения ребенка с окружающей действительностью и людьми.Таким образом, сущность кризиса одного года заключается в разрыве полной слитности ребенка со взрослым. В социальной ситуации появляются двое — ребенок и взрослый, изменяется содержание их общения, изменяется ведущий тип деятельности ребенка.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/20_80877_teoriya-lichnosti-l-i-bozhovich.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий