33. Требования к личности современного учителя.

Требования к личности современного педагога (стр. 1 из 2)

33. Требования к личности современного учителя.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Особенности педагогической профессии. 5

2. Требования к личности педагога. 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 13

ВВЕДЕНИЕ

Известный всем в мире ученый Чарльз Дарвин был весьма скромного мнения о своих способностях и профессиональных качествах. Он считал самыми важными из своих качеств «любовь к науке, безграничное терпение при долгом обдумывании любого вопроса, усердие в наблюдении и собирании фактов и порядочную долю изобретательности и здравого смысла».

Указав на эти качества, он приходит к такому заключению: «Воистину удивительно, что, обладая такими посредственными способностями, я мог оказать довольно значительное влияние на убеждения людей науки по некоторым важным вопросам»[4,с.36]. Трудно признать способности Дарвина посредственными. Но нельзя с ним не согласиться, когда он придает значение таким качествам, как любовь к избранному делу, безграничное терпение и усердие.

Эти качества нужны не только людям науки, учителю прежде всего. Любая деятельность будет успешной при любви к ней, при терпении и усердии.

И чем глубже человек проникает в ту деятельность, которую он избрал, которая соответствует его индивидуальности, тем выше становятся его требования к себе. Приблизиться к удовлетворению достигнутым можно лишь в неустанном труде, и он становится необходимым для человека.

Исследования ученых Ф.Н. Гоноболина, Т.А. Воробьевой, Н.В. Кузьминой, Р. И. Хмелюк, А.И. Щербакова установили, что далеко не каждый человек может стать учителем.

При всей массовости учительской профессии для овладения ею нужны: довольно жесткая структура личностных качеств и способностей, определенная социально-психологическая предрасположенность к труду учителя – профессионально-педагогическая направленность.

Проблеме личностных качеств учителя посвящают свои исследования Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Т.С. Полякова, В.И. Журавлев, В.П. Симонов и др.

И хотя относительно набора этих качеств и их классификации у этих ученых наблюдаются разные точки зрения, подходы, они имеют сходную точку зрения на значимость профессиональных качеств.

Они считают профессионально значимые личностные качества фундаментальным компонентом личности учителя, наряду с профессионально-педагогической направленностью, и важнейшим фактором овладения профессией и педагогическим мастерством. Дадим определение понятия профессионально значимых личностных качеств.

Профессионально значимые личностные качества учителя – это характеристики умственной, эмоционально-волевой и нравственной сторон личности, влияющие на продуктивность (успешность) профессионально-педагогической деятельности учителя и определяющие ее индивидуальный стиль

Рассмотрим более подробно особенности педагогической профессии и требования к личности учителя, которые в современной школе выступают на первый план.

1. Особенности педагогической профессии

Педагогическую профессию из ряда других профессий типа «человек-человек» выделяют по образу мыслей её представителей, повышенному чувству долга и ответственности.

Главное отличие заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно.

Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом её интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования её духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, но не просто на уровне понимания и удовлетворения запросов человека. В педагогической профессии ведущая задача — понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Своеобразие этой профессии ещё и в том, что она по природе своей имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Этим определяется и основные функции этой профессии.

Гуманистический характер. За педагогической профессией закрепились две социальных функции — адаптивная и гуманистическая (человекообразующая). Адаптивная функция связана с приспособлением ребенка к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации.

Гуманистическая функция связана с развитием его личности, творческой индивидуальности. Сознательное выдвижение данной функции на первый план можно было наблюдать во все времена и у многих народов. В.А.Сухомлинский отмечал, что как бы не называли наш век, «…мир вступает в век Человека.

Больше чем, когда бы то ни было, мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека». [10, с.22]

Коллективный характер. В педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога в качественное преобразование субъекта деятельности — воспитанника.

С осознанием закономерного усиления коллективистских начал в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие «совокупного субъекта» педагогической деятельности.

Под ним в широком плане понимается педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком — круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику. А.С.

Макаренко справедливо подчеркивал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там где воспитатели не соединены в коллектив, и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса». [7, с.210]

Творческая природа труда учителя. и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности.

Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей.

Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и, тем самым, совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все её стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. [6, с.53]

В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих её креативность.

Креативность — способность, отражающая глубинное свойство индивида создавать оригинальные ценности, применять нестандартные решения. [8, с.362]

И.С.Громов и В.А.Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, честность, чувствительность.

Педагогу-творцу присущи также инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, высокая потребность в достижении цели, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память. [8, с.64]

Профессиональная группа специальностей — это совокупность специальностей, объединённых по наиболее устойчивому виду социально полезной деятельности, отличающиеся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда.

Педагогическая специальность — вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определённого класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией. Можно выделить ряд педагогических специальностей: учитель-предметник, социальный педагог, педагог дополнительного образования, воспитатель и другие.

Педагогическая специализация — определённый вид деятельности в рамках педагогической специальности. Она связана с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста.

Педагогическая квалификация — уровень и вид профессиональной педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач. [6, с.72]

2. Требования к личности педагога

В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность.

Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого — мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка.

Плохое знание педагогики и психологии, нежелание преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному проявлению натуры: вспыльчивости, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности.

Педагогика определяет оптимальную форму проявления и развития дисциплины и демократии в воспитании, которые реализуются специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью.

Дети добровольно идут за тем воспитателем, которого они уважают.

В любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой позитивный воспитательный смысл и оказывают негативное влияние.

Понятие «авторитет» буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идей и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу.

Сущность, специфические особенности и функции собственно педагогического авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственное состояние личности педагога. У настоящего воспитателя нет другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты.

В противном случае учитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности.

Ребенок авансирует воспитателю свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоком качестве его личности, и это доверие необходимо оправдать.

Источник: https://mirznanii.com/a/180318/trebovaniya-k-lichnosti-sovremennogo-pedagoga

Требования к личности учителя в педагогической литературе

33. Требования к личности современного учителя.

Требования, предъявляемые к личности учителя, формулируются в зависимости от стороны образовательного процесса.

Так, если образовательный процесс рассматривается с точки зрения учеников и их родителей, то требования к личности учителя выражены в виде обобщенных ожиданий. Если образовательный процесс рассматривается с точки зрения администрации учебного заведения, руководства и ученых-педагогов, то к личности учителя предъявляется ряд требований в виде предписаний и рекомендаций.

В общем же, личность учителя принято описывать как определенную систему умений и функций, градация и уровень которых определяется посредством аттестации и государственных профессиональных конкурсов.

В современных педагогических публикациях, ученые педагоги и исследователи в области педагогики, описывая личность учителя, перечисляют ряд характеристик и качеств:

  1. Обладание умением руководить, воспитывать, обучать, осуществлять ряд необходимых и полезных действий по обслуживанию разнообразных потребностей людей.
  2. Умение слушать и выслушивать собеседника.
  3. Наличие широкого кругозора.
  4. Обладание развитыми речевыми навыками (речевой культурой и коммуникативностью).
  5. Умение «видеть» и чувствовать душевное состояние собеседника (ребенка в классе), проявлять понимание к его проблемам. Понимать характер и особенности поведения ребенка, и на основании этого понимания мысленно моделировать его внутренний мир, находить подход к каждому ученику.
  6. Умение видеть в ребенке только хорошее и на основании этого выстраивать с ним взаимоотношения, стараться взращивать в каждом ученике только его положительные качества.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Помимо того учитель должен:

  • Обладать эмпатией и способностью сопереживать.
  • Быть наблюдательным.
  • Быть глубоко убежденным в значимости поставленной педагогической идеи, в правильности своего служения народу.
  • Уметь быстро оценивать ситуацию и при необходимости принимать нестандартные решения.
  • Обладать высокой степенью саморегуляции.

Кроме требований к личности педагога и перечисления тех качеств, которыми он должен обладать, довольно часто в педагогической литературе можно встретить перечень качеств, которые противопоказаны педагогическому труду:

  1. Скудная и невыразительная речь, различные ее дефекты
  2. Замкнутый характер, погруженность в свой внутренний мир, необщительность, низкая коммуникабельность
  3. Наличие выраженных физических недостатков
  4. Излишняя медлительность и нерасторопность
  5. Душевная холодность к окружающим людям.

Замечание 1

Таким образом, в педагогической литературе дается развернутое описание разнообразных черт личности учителя, в общем же все они сводятся к одному понятию – открытая и творческая личность.

Именно это понятие в полной мере отражает суть специфики педагогической профессии. Еще в 20 веке ряд ученых отмечали, что наряду с профессиональными качествами, необходимыми учителю для передачи детям знаний и умений, он должен обладать рядом так называемых «личностных» качеств.

К «личностным» качествам относят нравственно-волевые качества (объективность, беспристрастность, внимательность, чуткость, добросовестность, самокритичность и т.п.). Важным же является истинная любовь к детям. Необходимо отметить, что в педагогической литературе понятия «любви к детям» и «любви к профессии» не являются тождественными.

Это объясняется тем, что можно любить детей, но в то же время не быть предрасположенными к педагогической деятельность. Так же можно обладать обширными теоретическими знаниями, уметь правильно и грамотно вести педагогическую отчетность, составлять планы, программы и т.д.

, но при этом практическая деятельность учителя «говорит» о том, что он не любит детей и они ему «мешают работать».

Замечание 2

Таким образом, в первую очередь к наиболее важным личностным качествам учителя необходимо отнести профессиональную любовь к детям и уважение их как личностей.

Современные требования к личности учителя

В настоящее время исследования личностных качеств учителя и их особенности продолжаются. Список необходимых учителю качеств расширился до пятидесяти пунктов, все они в разной степени связаны с направленностью личности педагога.

Под направленностью понимается система доминирующих качеств и мотивов личности.

Согласно мнению Н.В. Кузьминой, одним из важнейших условий профессионального личностного роста учителя является направленность. Принято выделять три типа направленности, в зависимости от вида педагогической деятельности, осуществляемой учителем:

  1. Истинно педагогическая
  2. Формально-педагогическая
  3. Ложно-педагогическая

Проведенные исследования показали, что в настоящее время около 85% современных учителей имеют истинно педагогическую направленность.

Это говорит о том, что все они пришли работать в школу осознанно и «не видят» себя в другой профессии.

Учителя с такой направленностью имеют твердую уверенность в правильности своего выбора, стремятся к профессиональному росту, проявляют неподдельный интерес к педагогической деятельности и действительно любят детей.

Кроме направленности, больше значение в личности педагога имеет его профессиональное самосознание, которое имеет следующую структуру:

  • осознанное принятие правил и модели педагогической профессии и сложности учительского труда;
  • осознание и идентификация себя на личностном уровне, с целью стремления к профессиональному эталону;
  • адекватная самооценка своих знаний, сил и возможностей в педагогической деятельности.

В качестве одного из основных факторов профессионального успеха отмечают наличие позитивной «Я-концепции» учителя.

Еще К. Д. Ушинский считал, что личность учителя — понятие развивающееся: учитель живет до тех пор, пока самосовершенствуется. Как только он перестает учиться, останавливается в развитии, в нем умирает Учитель.

На этих позициях стоят все прогрессивные педагоги и психологи.

Именно постоянное стремление к саморазвитию и желание делиться своим творческим потенциалом с другими, прежде всего со своими учениками, характеризует творческую личность учителя в практике современной школы.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/trebovaniya_k_lichnosti_uchitelya_v_pedagogicheskoy_literature/

13 Требования к личности современного учителя

33. Требования к личности современного учителя.

Основойпрофессионализма учителя являетсянаучно-теоретическая и практическаякомпетентность.

профессиональнойготовности можно отразить в профессиограм-ме,которая отражает инвариантные, идеальныепараметры личности и профессиональнойдеятельности учителя.

В настоящее времядействуют три основных комплекса,взаимосвязанных и дополняющих другдруга, объединяющих в себе профессиональныетребования к учителю:

1)общегражданские качества;

2) качества,которые определяют специфику профессииучителя;

3) специальныезнания, умения и навыки по специальности.

В. А. Крутецкийк качествам, определяющим спецификупрофессии учителя, относит дидактические,академические, коммуникативныеспособности, педагогическое воображениеиспособность к распределению внимания.

А. И. Щербаковв числе наиболее важных педагогическихспособностей определяет дидактические,конструктивные, перцептивные,экспрессивные, коммуникативные иорганизаторские.

Он считает, что вличностной структуре учителя должныприсутствовать общегражданские качества,социально-перцептивные,нравственно-психологические,индивидуально-психологическиеособенности, практические умения инавыки. К последним он относит:

1)общепедагогические (информационные,мобилизационные, ориентационные,развивающие);

2) общетрудовые(конструктивные, организаторские,исследовательские);

3)коммуникативные (общение с людьми разныхвозрастов);

4)самообразовательные (обобщение своихзнаний и их применение на практике прирешении педагогических задач и усвоенииновой информации).

Цельпедагогического образования заключаетсяв постоянном общем и профессиональномразвитии учителя, характеристикамикоторого являются:

1) высокаягражданская ответственность и социальнаяактивность;

2) хорошееотношение к детям;

3) высокийуровень духовной культуры, коммуникабельность;

4) высокийпрофессионализм, инновационный стильнаучно-педагогического мышления,креативность мышления;

5) склонностьк самообразованию и готовность к нему;

6) физическоеи психическое здоровье, профессиональнаяработоспособность. Современный учительдолжен располагать

сведениямио ее возможностях для решениясоциально-экономических, производственныхи культурных задач, должен постояннообновлять свои знания, быть в курсепоследних исследований, открытий,теорий, видеть ближние и дальниеперспективы преподаваемой науки.

Наиболееобщим параметром познавательнойнаправленности личности учителя являетсядиалектичность, которая проявляется вумении в каждом явлении выявлятьпротиворечия.

14 Деятельность учителя в учебном процессе

Смыслпедагогической профессии выявляетсяв педагогической деятельности. Онапредставляет собой особый вид социальнойдеятельности, которая направлена напередачу от старших поколений младшимнакопленного человечеством опыта икультуры, а также организацию условийдля их личностного развития и становленияв социуме.

Педагогическаядеятельность осуществляется в специальныхучреждениях: школах, профессиональныхучилищах, средних специальных и высшихучебных заведениях, учреждениях повышенияквалификации и переподготовки.

Структурупедагогической деятельности можноизобразить как единство цели, мотивов,действий (операций) и результата.Системообразующим параметромпедагогической деятельности являетсяцель (А. Н. Леонтьев).

Цельпедагогической деятельности связанас воспитанием и обучением личности.

Процессобучения учащихся в школе проходит подруководством учителя. Учитель устанавливаетперед учениками задачи и постепенноусложняет их, а также создает условиядля благополучного протекания учения:отбирает содержание в соответствии спостановкой цели; прилагает различныеформы организации обучения; используетразнообразные методы, при помощи которыхсодержание легче усваивается учащимися.

Управлениепроцессом обучения происходит поэтапно:1) планирование;

2) организация;

3) регулирование(стимулирование);

4) контроль;

5) оценка;

6) анализрезультатов.

Второй этапвключает в себя постановку учебныхзадач перед учениками и создание условийдля их успешного выполнения (инструктаж,распределение функций, предъявлениеалгоритма).

Третий этап– регулирование процесса обучения спомощью непрерывного контроля (в форменаблюдения, устных и письменных опросов,проверки классных и домашних работ идр.) над обучающимися. Результаты контроляучитываются учителем и на занятии, и вдальнейшем путем замедления или ускорениятемпов обучения, снижения или повышенияобъема работ, наводящих вопросов идополнительных объяснений и т. п.

Регулированиеи корригирование процесса обученияосуществляется при помощи средствстимулирования (таких как воодушевление,подбадривание, похвала, вселениеуверенности в собственных силах иучебных возможностях, и т. п.), а такжесистемы которая особенноэффективна в начальных и средних классах.

Последнимэтапом обучения является анализрезультатов решения педагогическойзадачи. Он исполняется по принципамдостижения вобщности образовательных,воспитательных и развивающих целей, атакже способов и условий их достижения.

Анализдолжен обнаружить причины изъянов впроцессе обучения и успехов, а такжезапланировать пути дальнейшегопедагогического взаимодействия в рамкахпроцесса обучения.

Источник: https://studfile.net/preview/1721979/page:7/

Требования к личности педагога

33. Требования к личности современного учителя.

Огромная общественная значимость педагогического труда изначально определила высокие требования к личности учителя.

Не случайно еще с древнейших времен общество вручало свое будущее — детей — самым опытным, мудрым, высоконравственным людям. Воспитателем юного Александра Македонского был величайший ученый Греции Аристотель.

Основатель педагогики Я.А. Коменский был не только епископом, но и учителем в школе.

Требования к личности педагога, конечно, менялись вместе с изменениями общества, но их основа оставалась неизменной. Каковы же эти требования сейчас?

Высокий моральный облик, нравственная чистота — необходимые качества личности педагога. Хочет учитель этого или нет, он ежедневно дает своим питомцам уроки нравственности. Следовательно, циник, морально нечистоплотный человек не должен быть педагогом.

Ответственность, добросовестность, трудолюбие — это необходимый «арсенал» качеств учителя. Дело в том, что свою деятельность, ее результаты он оценивает прежде всего сам, и очень важно, чтобы оценка эта была беспристрастной, объективной.

К деятельности педагога приложимы слова поэта о том, что «он сам свой высший суд, всех строже оценить сумеет он свой труд».

Из всех нравственных качеств существеннее всего для учителя — любовь к детям. Это требование сформулировано в любом учебнике педагогики, его можно найти в трудах каждого выдающегося педагога, но, пожалуй, лучше всего об этом сказал В.А.

Сухомлинский: «Что значит хороший учитель? Это, прежде всего, человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком».

Однако одна любовь к детям еще не определяет успешности в будущей педагогической деятельности. Нужны конкретные качества личности, которые обеспечивают успех в педагогическом труде, т. е. специальные педагогические способности.

По поводу этой группы качеств существуют разные точки зрения. Мы будем придерживаться классификации Н.В. Кузьминой, которая в определении педагогических способностей исходила из основных уже рассмотренных выше видов деятельности педагога.

Для выполнения основной функции учитель должен уметь учиться сам, систематизировать изученное, быть способным к познанию индивидуальных особенностей детей и своих собственных. Следуя профессору Н.В. Кузьминой, будем называть это качество гностическими способностями.

Учитель должен уметь проектировать личность ученика, возможности его развития, свою деятельность. Эту группу качеств принято называть проектировочными способностями.

Конструктивные способности проявляются в умении делать сложное — доступным, учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Коммуникативные способности связаны прежде всего с умением устанавливать и поддерживать контакты с детьми, строить правильные взаимоотношения с ними, выбирать в нужный момент целесообразные меры воздействия.

Наконец, учитель должен уметь организовывать детей, вести их за собой, включать в разнообразные виды деятельности, побуждать к самовоспитанию. Проявление этих качеств связано в первую очередь с организаторскими способностями.

Трудолюбие, терпение, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность — все эти качества также необходимы будущему учителю.

Кроме указанных выше обязательных качеств личности, есть еще и такие, которые мы назовем весьма желательными для будущего педагога. Очень помогает в работе учителя наличие чувства юмора.

Дополнительные возможности воздействия на школьников можно получить, имея способности и умения еще в какой-либо области: технике, спорте, музыке, живописи и т. д.

Многогранность личности — важное условие успешной педагогической деятельности.

Однако, обладая всеми названными качествами, можно не быть хорошим учителем. Требуется еще одна черта, которая объединяет все остальные, активизирует их развитие. Это профессиональная педагогическая направленность— совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность на педагогическую деятельность.

Для педагога-психолога очень важно знать свою систему ценностей и особенности направленности. Проще всего «прояснение» направленности проводить письменно.

Оно может начаться с того, что на чистом листе бумаги ставится большая буква «Я» и далее записываются все ценности в том порядке, в каком они приходят на ум.

Постепенно отдельные пункты объединяются, выявляются области, наиболее и наименее развитые.

Читая данный раздел, вероятно, каждый как бы «примерял» перечисленные требования на себя: есть эти качества или их нет, как они развиты? А если нет?

Попытаемся успокоить читателя, заметив, что отсутствие или слабое развитие какого-либо профессионально значимого качества может быть компенсировано сильным развитием другого. Вот почему так много хороших, не похожих друг на друга учителей. Кроме того, недостаточные качества можно и должно развивать, однако это осуществимо только в целенаправленной систематической деятельности.

Выбирая педагогическую профессию, следует проанализировать свои возможности. В первом приближении это можно сделать, отметив, характерны ли для вас следующие качества:

1. Устойчивое хорошее самочувствие в ходе работы с людьми.

2. Стремление к общению.

3. Бескорыстное включение в общественно-организаторскую, шефскую и другую подобную работу.

4. Способность быстро понимать намерения, помыслы и настроения других людей.

5. Способность быстро разбираться во взаимоотношениях людей.

6. Способность мысленно ставить себя на место другого человека.

7. Способность хорошо помнить, держать в уме знания о личных качествах многих и разных людей.

8. Способность находить общий язык с людьми.

9. Способность легко (без внутренней скованности) вступать в общение с новыми людьми.

10. Стремление проводить время со сверстниками или младшими по возрасту, когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь делом или помочь им в чем-то.

11. Умение улаживать разногласия между сверстниками или младшими по возрасту.

12. Умение убедить сверстников или младших по возрасту в целесообразности того или иного плана действий.

Если большинство утверждений «подходят» к вашему характеру, то выбор педагогического вуза правилен.

А если некоторые из них вызывают сомнения? Если какого-то важного качества, как вам кажется, нет? В этом случае надо, попробовать себя в деятельности, где есть какие-то элементы педагогического труда.

Зачем нужна такая профессиональная проба сил? Прежде всего для того, чтобы глубже познать, самому ощутить сущность педагогического труда, увидеть его как бы изнутри.

Кроме того, такой эксперимент позволяет выявить наличие или отсутствие профессионально значимых качеств, т. е. соотнести свою личность с профессиональным эталоном.

Это дает возможность наметить план самовоспитательной деятельности, программу развития необходимых качеств. Следует помнить, что они формируются только в процессе деятельности.

Если вы хотите стать хорошим организатором, развить соответствующие способности, то как можно раньше следует заняться организаторской деятельностью.

Если большинство ответов «да», то вы — на правильном пути и можете стать настоящим педагогом-мастером.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_4945_trebovaniya-k-lichnosti-pedagoga.html

Требования к личности современного преподавателя

33. Требования к личности современного учителя.

Педагог в ходе своей профессиональной деятельности выполняет основные функции:

– обучающую;

– воспитывающую;

– развивающую;

– психологической подготовки.

Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:

– потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

– тактичности, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

– понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;

– умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение;

– предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах;

– знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития;

– способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Его главная задача – выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

Требования к труду и личности учителя, предъявляемые условиями развития общества на современном этапе:

– высокая культура и нравственность;

– самоотдача;

– благородство;

– острое чувство нового;

– умение заглядывать в будущее и готовить, своих питомцев к самостоятельной жизни;

– максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством;

– общность идей и интересов учителей и учащихся;

– творческое отношение к делу и социальная активность;

– высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний;

– принципиальность и требовательность;

– отзывчивость;

– эрудиция;

– социальная ответственность и т.д.

Ускорение и облегчение процесса усвоения знаний

Подростки по-разному усваивают знания – с неодинаковой скоростью и различными способами.

В повседневной жизни они усваивают информацию из разговоров в семье и с друзьями, из радио- и телепередач, с помощью аудио- и видеотехники, а также из собственного небольшого жизненного опыта и т.п.

Поэтому представляется рациональным использовать самые разнообразные методы обучения, охватывающие все виды восприятия материала.

Способы восприятия

Зрительный Лучше всего усваиваются материалы, представленные в виде красочных картин, таблиц, слайдов, фильмов. Этот способ обычно используется в комбинации с другими методами.
Слуховой Предпочтение отдается лекциям или аудиокассетам.
Осязательный Предполагает возможность потрогать что-то собственными руками. Это для некоторых обучаемых намного важнее, чем возможность просто увидеть или услышать.
Кинестетический Усвоение информации достигается в том случае, если учащиеся практически участвуют в занятиях.

Как известно, существуют определенные приемы для облегчения усвоения знаний. Это достигается следующими действиями:

– точной постановкой задач;

– активным участием школьников в занятиях;

– применением аудиовизуальных средств обучения;

– поощрением к дискуссиям и предложению идей;

– уважением мнения учащихся.

Общение в процессе обучения

Профессиональная деятельность человека в значительной мере зависит от его индивидуальных особенностей.

К коммуникативным качествам личности, которые составляют основу педагогического общения, относятся:

1. характеристики речи: четкая дикция, выразительность;

2. личностные особенности: общительность, открытость, умение слушать и чувствовать людей.

Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность – устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как:

– коммуникабельность – способность испытывать удовольствие от процесса общения;

– социальное родство – желание находиться в обществе, среди других людей;

– альтруистические тенденции – способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека.

Серьезные препятствия во взаимодействии учителя и ученика создают:

– невыразительная речь;

– дефекты речи (особенно при объяснении нового материала);

– необщительность;

– замкнутость;

– погруженность в себя (при установлении контакта с учеником, нахождении индивидуального подхода к нему).

Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/34877.html

Статья на тему

33. Требования к личности современного учителя.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по- новому.

Реализовать в полной мере системно-деятельностный, тем более — компетентностный подход, не меняя сложившуюся систему традиционной школы, просто невозможно.

Так же, как, невозможно сформировать у учащихся ключевые компетенции, работая только в классно-урочной системе обучения. А потому, совершенно очевидно, что реализовать ФГОС в прежних условиях не представляется возможным.

Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.. На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников.

Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы и активные формы обучения.

Таким образом, с введением ФГОС ответственность учителя, которая во все времена была исключительной, возрастет вдвойне.

Введение ФГОС не может быть реализовано без чёткого ответа на вопрос «как обучать?».

Другими словами, учитель должен знать конкретный и понятный алгоритм своей деятельности, который, во-первых, ни в какой мере, не разрушил бы личный практический опыт, во-вторых, вписался бы в новое представление о том, что хорошо для детей и что поможет ученику стать успешным в современном мире.

Прежде всего— это новые требования к результатам образования. Достаточно вспомнить, что раньше задачей начальной школы было достижение базового уровня обязательного минимума содержания образования.

По новым образовательным стандартам, выпускники начальной ступени должны быть деятельными и активными, любознательными, инициативными, у них должно быть положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства, исследовательский интерес, уважительное отношение к окружающей среде и навыки самоорганизации и здорового образа жизни.

В новом стандарте впервые зафиксированы требования к результатам освоения основной образовательной программы нескольких уровней и трех типов – это, во-первых, предметные результаты, или знания в предметных областях, а также метапредметные (это наиболее существенное новшество стандарта) и личностные.

Еще один момент, о котором нельзя не сказать – это деятельностный характер обучения. Деятельностный подход, составляющий основу современного образования предполагает, что ученик научится планировать ( задавать сам себе вопрос: «Чему мне нужно научиться?») и проектировать ( «Как мне этому научиться?»).

Чтобы быть готовым к этому, учителю следует не просто осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС, но и научиться выстраивать учебную и внеурочную деятельность в рамках этой технологии, проектировать обучение на основе учебных ситуаций, проблемных задач, проектных методов обучения.

Учитель должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в информационном пространстве.

Несомненно, каждый понимает, что за короткий срок не натаскаешь, не доведёшь до автоматизма универсальные учебные действия и навыки детей в решении учебных задач. Это большой, систематический труд. Чтобы всему этому научить детей, выработать в них особые учебные умения, навыки, нужно учителю самому обладать компетентностями.

Известно, что компетентность не существует в готовом виде. Каждый должен создать её для себя заново. Можно усвоить чьё-то открытие, правило, прием обучения, но не компетентность. Компетентность необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития.

В соответствии с ФГОС НОО, он (учитель), является мудрым воспитателем, союзником психолога, социального педагога, в совершенстве владеет командной, совместной, коллективной и парной формой работы.

Ученик же становится активным участником образовательного процесса, который умеет думать, мыслить, рассуждать, свободно высказывать, а если необходимо и доказывать свое мнение.

Учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок. В чём новизна стандарта второго поколения и современного урока?

Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Важное значение имеет характер отношений между участниками образовательного процесса.

Положительный характер отношений стимулирует познавательную деятельность обучающихся, повышает её результативность.

Учитель на уроке должен сочетать требовательность к обучающимся с проявлением педагогического такта, уважения и чуткости к детям.

В настоящее время учитель больше выступает в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора, управленца. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем. Необходимо усилить мотивацию к познанию, показать, что школьные знания – это не получение отвлечённых от жизни знаний, а –

необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни.

Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос.

Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования.

Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?». Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.

Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, закончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества. Современный учитель – это профессионал.

Отличительными чертами современного педагога, педагога — мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.  
           Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

          Известно, что воспитать «крылатого» ребенка может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный.

Дети – это счастье, дети – это радость,Дети – это в жизни свежий ветерок.Их не заработать, это не награда,Их по благодати взрослым дарит Бог.Дети, как ни странно, также испытанье.Дети, как деревья, сами не растут.Им нужна забота, ласка, пониманье.Дети – это время, дети – это труд.

Дети – это чудо, доброты посланье,Лучики восхода, капельки любви.Дети – это каждой девушки желанье(Даже карьеристки, в глубине души).Дети – это ночью частые вставанья,Дети – это соски, колики, горшки.Дети – это споры в вопросах воспитанья,Мамины молитвы, папины посты.Дети – это ласка, искренность и дружба.

Спорят понарошку, любят так всерьёз.С ними нам лукавить, прятаться не нужно -Детскими глазами видно нас насквозь.Дети – это папы часто нету дома,Дети – это мама дома целый день.Дети – это часто узкий круг знакомых,Собственные планы двигаются в тень.

Дети – это будто жизнь пошла сначала:Первые улыбки, первые шаги,Первые успехи, первые провалы.

Дети – это опыт, дети – это мы.

Источник: https://infourok.ru/statya-na-temu-trebovaniya-fgos-k-lichnosti-sovremennogo-uchitelya-1898039.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий