33. Соотношения политической, экономической, социальной и правовой систем общества.

Соотношение политической, экономической, социальной и правовой подсистем в обществе

33. Соотношения политической, экономической, социальной и правовой систем общества.

Общество как глобальная социальная система представляет собой сложное целостное образование, включающее ряд подсистем, несущих самостоятельную функциональную нагрузку. Выделяют преимущественно следующие основные подсистемы общества: экономическую, политическую, социальную и ду-ховную (социокультурную).

Структурный анализ системы логично начинать с выделения наиболее крупных сложных частей, называемых подсистемами. В качестве таких подсистем в обществе выступают так называемые сферы общественной жизни, представляющие собой части общества, пределы которых определяются влиянием тех или иных общественных отношений.

Экономическая подсистема регулирует отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и по-требления материальных благ.

Она призвана решать три взаимо-связанных вопроса: 1) что производить (какие товары и услу-ги); 2) как производить (на основе какой технологии и с помощью каких ресурсов); 3) для кого производить (кому пред-назначены эти товары и услуги).

функция экономичес-кой подсистемы — адаптация к изменяющимся условиям при-родной среды и удовлетворение материальных потребностей и интересов членов общества. Чем выше уровень экономической организации общества, тем выше степень его адаптации, а сле-довательно, и эффективности функционирования, что наглядно демонстрируют сегодня наиболее развитые индустриальные страны.

Экономическая сфера — система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения материальных благ в обществе.

Политическая подсистема регулирует отношения, связанные с установлением, организацией, функционированием и измене-нием публичной власти. Основными элементами политической подсистемы являются государство, правовые институты (суд, прокуратура, арбитраж и т.д.), политические партии и движения, общественно-политические ассоциации и объединения и т.д.

В ее состав также входят ценностно-нормативные структуры, ре-гулирующие взаимодействия политических субъектов, и сред-ства массовой информации, обеспечивающие взаимосвязь меж-ду государством и гражданским обществом.

функция политической подсистемы сводится к обеспечению социального порядка, стабильности и интеграции общества, его мобилиза-ции на решение жизненно важных задач и проблем.

Политическая (политико-правовая) сфера — система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями.

Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определено институтом государства. В рамках развитого общества, в котором функции дифференцируются институционально, эту функцию обеспечивает правовая подсистема, устанавливая нормативные определения социальных ролей.

Социальная подсистема регулирует взаимодействия различ-ных групп и общностей по поводу социальных условий их жизнедеятельности.

Социальная сфера в самом широком смысле — это совокупность организаций и институтов, отвечающих за благосостояние всего населения (общественное питание, здравоохранение, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание и т.д.).

Социальная сфера на узком уровне подразумевает только учреждения социальной защиты и социального обеспечения, которые охватывают одни социально уязвимые слои населения (пенсионеров, безработных, инвалидов, бездетных и т.д.). Социальная сфера — система социальных отношений, т. е.

отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроля в данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри- и межгрупповом уровне.

Отметим, что термины «социальная сфера» и «социальные отношения» нередко употребляются в более широкой трактовке, как система всех отношений между людьми в обществе, отражающей не специфику данной локальной сферы общества, а интегративную функцию обществознания — объединение подсистем в единое целое.

Духовная (социокультурная) подсистема направляет деятельность по созданию, развитию и освоению культурных, духовно-нравственных ценностей, определяющих сознание и поведение человека.

К основным структурным элементам духовной сферы относят науку, образование, воспитание, мораль, литературу, искусство, религию.

Главные функции этой подсистемы — социализация личности, образование и воспитание молодого поколения, развитие науки и культуры, воспроизводство социокультурной среды жизнедеятельности людей, обогащение их духовного мира.

Духовная сфера — система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство.

Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией детерминации ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал.

Все четыре подсистемы тесно взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. При этом крайне сложно установить, какая из них играет ведущую роль.

Марксистская позиция, согласно которой экономическая сфера обусловливает социальные, политические и духовные процессы, неоднократно подвергалась критике со стороны многих социологов.

Их главный аргумент — невозможно объяснить причины устойчивости одних обществ и распада других только влиянием производственных отношений. В настоящее время исследователи воздерживаются от однозначных оценок ведущей роли той или иной подсистемы общества.

По их мнению, общество может нормально развиваться лишь в результате эффективного и согласованного функционирования всех своих основных подсистем — экономической, политической, социальной и духовно-культурной. Недооценка любой из них чревата негативными последствиями для жизнедеятельности общества как целостной системы.

Наиболее правильным подходом к изучению общества является системный подход, который предполагает анализ социальных структур, включающий изучение элементов общества и взаимосвязей между ними, а также анализ процессов и изменений, происходящих в обществе и отражающих тенденции его развития.

Необходимо отметить, что однозначное разделение сфер общества возможно и необходимо в рамках его теоретического анализа, однако для эмпирической реальности характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение, что находит отражение в таких терминах, как социально-экономические отношения, духовно-политические и т. п. Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы.

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/15263.html

Соотношение политической и правовой системы российского общества

33. Соотношения политической, экономической, социальной и правовой систем общества.

Политическая система современного российского общества — упорядоченная целостность взаимосвязанных, взаимозависимых политических институтов и политических организаций. Основные принципы организации современной П. с. р. о. определены в Конституции Российской Федерации. Основными институтами П. с. р. о.

являются: институт президентства; институт парламентаризма, представленный в России Федеральным собранием; институт исполнительной власти в лице правительства; институты судебной власти; институт гражданства; институт всеобщего избирательного права; институт политических партий и общественных организаций; институт местного самоуправления.

Политические институты, в свою очередь, включают в себя соответствующие организации, учреждения, решающие специфические задали в рамках институциональных отношений.

Например, институт всеобщего избирательного права предполагает создание избирательных комиссий, отвечающих за организацию выборов; институт политических партий реально представлен в виде множества партийных организаций, обладающих своими особенностями.

Конституция формулирует и основные нормы, определяющие формы взаимной зависимости институтов и организаций в политической системе Российской Федерации.

Например, формы взаимной зависимости института президентства и института законодательной власти заключаются в том, что президент обладает правом законодательной инициативы и может вносить законопроекта на рассмотрение Государственной думы, он подписывает и обнародует принятый Государственной думой закон, может воспользоваться правом вето и отклонить закон, может распустить Государственную думу в двух случаях: во-первых, если она трижды не утверждает предложенных президентом кандидатов на пост председателя правительства; во-вторых, если Государственная дума по прошествии года с момента ее избрания в течение трех месяцев повторив выражает недоверие правительству, а президент не согласен с таким решением. Вместе с тем Государственная дума может инициировать процедуру отрешения президента от должности (импичмента), выдвинув ему обвинение в государственной измене или совершении другого тяжкого преступления. Российская политическая система еще молода, она переживает период своего становления и укрепления, но тип институтов, характер складывающихся между ними зависимостей позволяют говорить о том, что эта система формируется как демократическая, плюралистическая, правовая.

Функции политической системы: 1. Обеспечение политической власти определённй социальной группы или большинства членов данного общетсва (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования, демократические, антидемократические, насильственные и ненасильственные.) 2.

Управление различными сферами жизнедетельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения 3. Мобилизация средств и ресурсов необходимых для достижения этих целей и задач (без привлечения материальных, духовных, людских ресурсов многие цели не могут быть достигнуты) 4.

Выявление представительства и удовлетворения интересов различных субъектов политических отношений 5. Интеграция общетсва в создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры. (объединения различных сил, направлено на сглаживание возникающих в обществе противоречий, преодоление конфликтов, устранение коллизий 6.

Политическая социализация – процесс включения индивида в политическую систему. Подразумевает формирование политического сознания индивида, когда последний включается в работу конкретных политических механизмов. Происходит преобщение новых членов общества к политическом участию в деятельности. Т.о.

Политическая социализация играет роль механизма сохранения политических ценностей и целей, что даёт возможность сохранить преемственность поколений в политике. 7. ПОлитико-правовое обоснование публичной власти, позволяющее рассматривать эту власть как легитимную.

Более точным представ определение Перевалова В.Д.

, по его мнению «политическая система общетсва – это система взаимосвязанных, взаимодействующих объединений (организаций) людей, базируещихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоёв, групп и наций, реализующих политическую власть в рамках права через государство.».

Однако критикуя и это определение можно сказать, что политическая система общества это не только некая система объединений людей, но и система политических институтов, отношений, процессов, регулируемыми обычными социальными нормами (политическими, юридическими, идеологическими нормами нравственности ), историческими традициями и установками политического режима данного общества. Любая система общества, в том числе политическая представляет собой целостное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее её частям. Категория политические системы позволяет оценить политические интересы классов, социальных групп, наций и разобраться во взаимосвязи отражающих эти интересы политических явлений. Политическая система в конечном счёте регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти.

Структуру полит системы образуют:

1. Политико-правовые институты: Государство; нации; народы; политические партии и движения; общественные организ и объедин.; трудовые коллективы

2. Политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны

3. Социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти

4. Политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу формирования и функционирования политческой власти.

5. Политическая практика:

Политическая власть. Рассматриваемая как реальная способость субъекта проводить свою волю в политике. Сущность политической системы наиболее ярко проявляется в её функциях.

Существенной составляющей политической системы общества являются социальные институты, без которых сама политическая система не мыслима. Практичеки все учёные рассматривают политическую систему во взаимосвязи с правовой системой общетсва. С.С.

Алексеев рассматривая вопрос о понятии правовой системы отмечает « в правовой действительности выделяют такие элементы: собственно право, юридичекая практика, правовая идеология. Все элементы в совокупности образуют правовоую систему. Матузов М.И.

указывает «правовая система охватывает совокупность внутренне-согласованных, взаимосвязанных, социально-однородных юридичс средств, явлений, с помощью которых официальная власть оказывает регулятивно-организующие и стабилизирующее воздействие на общественные отношения в поведении людей.

Саидов А.Х. утверждает, что национ правовая система, система права и политич система явл. Синонимами. Система права – это струтурно-институциональная, раскрывает взаимосвязь и соотношение отраслей права, что определяется объективными и субъективеыми факторами.

Он утверждает: для понимания правовой системы ключевым является право понимания, правотворчество и правоприменение. Поэтому исследования правововй системы должно охватывать: 1. Систему взглядов, идей, представлений, т.е. правопонимание в данный исторический период. 2.

Анализ нормативной основы её сруктуры 3. Систему осуществления права.

Марченко считает «Правовая система отражает состояние целостности комплекса юридических явлений «система взглядов, идей представлений теорий, являясь составляющей феномена правовой культуры не является элементом системы права и характерезует в большей степени правосознание. Т.о. ученый фактически отождествляет правовую систему с правом а по сути и правовой культурой в её Российской интерпретации. Правовая система и система права не тождественные понятия.

Специфика национальной правовой системы по большей части обуславливается теми же факторами что и правовая культура общества в целом. На неё влияют: 1.

Условия обще-цивилизационного харак тера, результатом чего является выработка общечеловеческих ценностей 2. Особенные условия, определяющие некие группы, объединяемые родственными признаками (правовые семьи) 3.

Единичные условия, свойственные для конкретной социальной среды. Это положение безусловно распространяется и на феномен РПС.

Следует отметичть, что по родственным признакам и по тенденциям развития современное Российмкое право ближе к Романо-гарманскому праву, чем к англо-американскому, при этом на современном этапе Российское право нельзя считать полноценным членом континентально-европейской правовой семьи или западно-правовой традиции. Чтобы достичь этого Российскому праву требуется реформирование: 1. Отчищение от остатков идеологии социалистич права 2. Приближение Российскго уголовного прцесса к европейскому стандарту 3. Становление подлинной Европейской культуры в России. 4. Превращение Росиии в правовое государство.

Западно-Европейские учёные считают «Существует минимальный порог приемлимости для включения нового члена в рамки западно-европейской традиции. На данный момент Российское право ещё не перешагнуло это порог.» Джейсм Смит , Кье монте, Осакве.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_256959_sootnoshenie-politicheskoy-i-pravovoy-sistemi-rossiyskogo-obshchestva.html

Шпаргалки по ТГП к гос экзамену

33. Соотношения политической, экономической, социальной и правовой систем общества.
общества на современном этапе характеризуется переходным состоянием от тоталитаризма к демократии.

Механизм эволюционной трансформации российской политической системы включает в себя смену концентрации власти принципом разделения властей, однопартийной системы ~ многопартийной, политического и идеологического монополизма — политическим плюрализмом, превращение подданного государства в самостоятельного независимого гражданина.

Демократизация российской общественной жизни ведет к устранению монополии центрального аппарата на власть, преодолению отчуждения социальных общностей, личностей от политической власти, всех элементов политической системы Российской Федерации. Политическая власть становится не внешним — формальным атрибутом, а внутренней потребностью человека.

Изменяется соотношение государства и личности. Государство призвано гарантировать свободу, демократическую жизнь человека, существовать для него. Главным элементом демократической политической системы является человек как политический субъект. Интерес человека — это основной политический капитал» и политический рынок обязан его учитывать.

33. Соотношения политической, экономической, социальной и правовой систем общества.

Политическая система влияет на все остальные системы.

Политическая система это сложный комплекс государственных институтов, политических партий, общественных организаций, в рамках которого протекает политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Политическая система представляет собой совокупность политических институтов, политических партий, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических норм.

Правовая система это конкретная историческая совокупность права, законодательства, юридической практики и правовой идеологии отдельной страны или гос. образования.

Экономическая система система рыночных отношений в государстве.

Государство воздействует на экономическую жизнь общества в целом гос-во формирует бюджет и контролирует его расходование, составляет программы экон развития в масштабе страны, финансирует программы промышленности и научные исследования. Непосредственное хоз руководство гос сектора экономики. Здесь гос-во само выступает собственником средств производства, производителем мат благ и услуг.

Социальная система государство защищает личность, устанавливает нормальные условия жизни для всех членов общества. Государство решает вопросы здравоохранения, культуры, просвещения, строительства жилья, работу транспорта и связи.

34. Политические партии, движения, общественные организации и объединения в современной России.

В системе политических отношений важное место занимают политические партии. Политическая партия представляет собой политическую организацию, объединяющую людей с общими социальными интересами и идеалами, осуществление которых они связывают с участием в политической власти, либо ее ориентацией на достижение своих требований.

Общественно-политические организации и движения — это добровольные объединения людей для выражения и реализации общественных интересов путем «давления» на публичную власть.

Они представляют собой «группы интересов», которые представляют собой разнообразные группы людей, имеющих определенные цели и требования к политической власти, которые становятся причиной их коллективных действий (профсоюзы, молодежные и женские движения, этнические и религиозные группы, ассоциации и т.д.).

В настоящее время в РФ зарегистрировано более 300 партий, организаций, движений, фондов и других объединений.

Однако переход от однопартийности к многопартийности идет крайне сложно и болезненно, не сформировались устойчивая партийно-политическая структура, четкое размежевание политических сил.

Скорее, наоборот, процесс такого размежевания становится все более сложным и запутанным, возникают новые партии и политические течения, резко меняются очертания и облик ранее существовавших.

35. Политические отношения и политическая практика.

Политическая система: 1) нормативная подсистема (нормы), 2) идеологичесая подсистема (правосознание), 3) организационная (государство, партии, общ движения, полит партии, ОМСУ, теневые субъекты), 4) функциональная (полит отношения, полит практика).

Среди функций, которые политическая наука выполняет по отношению к политической практике, следует отметить методологическую, познавательную, экспертно-прагматическую, воспитательную и прогностическую.

Методологическая функция заключается в установлении совокупности познавательных принципов и средств, применяемых к исследованию политической сферы социальной действительности.

Познавательная функция связана с накоплением и систематизацией политологического знания, с изучением тенденций политического развития общества, анализом различных политических процессов и явлений.

Экспертно-прагматическая функция состоит в выработке научных рекомендаций, необходимых для принятия и реализации оптимальных политических решений. Воспитательная функция определяется распространением политических знаний в обществе, способствующим повышению уровня политической культуры и политического сознания граждан.

36. Представительная и непосредственная формы демократии и их роль в политической системе российского государства.

Представительная демократия сюда относятся выборы. К непосредственной демократии относится референдум, митинги, шествия и т.д. С развитием подлинного народовластия, представительной и непосредственной демократии изменялись и основы местного самоуправления в России, совершенствовалась его законодательная база.

Совершенствование законодательства должно идти по следующим направлениям:

Приведение его в соответствие с положениями Федеративного договора, так как вынесение федеральными властями на референдум вопросов совместной компетенции может быть расценено как нарушение договорного характера разграничения полномочий. На всероссийский референдум должны выноситься только те положения, которые отнесены Конституцией к ведению РФ.

Возможность проведения территориального референдума в случаях, когда сложившаяся на данной территории ситуация затрагивает интересы всей России в целом.

Необходимость решения вопроса о соотношении федерального закона о референдуме с соответствующими законами республик в составе Федерации, так как соблюдение баланса непосредственной и представительной демократии на федеральном и региональном уровнях будет способствовать укреплению целостности государства.

Совершенствование процедуры назначения референдумов, которая должна предусматривать увеличение числа народных депутатов, по инициативе которых референдум может быть назначен.

37. Право и методологические подходы к анализу природы права.

Право — это система общеобязательных правил (норм) поведения людей, установленных или санкционированных государством и охраняемых его принудительной силой.

Право как регулятор возникает только в том обществе, которое имеет государственную организацию.

Оно представляет собой результат общественного развития и наряду с другими социальными нормами (обычаями, традициями, религиозными нормами) регулирует общественные отношения.

Однако, по обязательности исполнения людьми правовых норм, по кругу лиц, которые должны соблюдать нормы права, и по действию права в пространстве оно занимает главенствующее положение среди социальных норм.

Наиболее древней является теория общественного права. Истоки зарождения этой теории берут начало еще в государствах древнего мира. Ее суть состоит в том утверждении, что кроме позитивного права, т.е.

права, порожденного государством, в обществе действует и естественное право, которое первично по отношению к позитивному праву и является для него основой.

Понятие естественного права исходит из утверждения, что человек с рождения приобретает неотъемлемые права человека и гражданина, такие, как право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность и т.д. Сторонниками естественного права являлись такие мыслители, как Локк, Руссо, Монтескье и другие.

Историческая школа права исходила из понимания права как выражения духа народа, который складывался независимо от взглядов и воззрений какого-либо общественного деятеля, законодательной власти государства. По их мнению, законодатель должен был фиксировать лишь то, что уже сложилось в поведении людей, как право.

Реалистическая школа права исходила из того, что право развивается под воздействием внешних факторов, в основе которых — интересы человека, и под воздействием которых он ставит перед собой цели и осуществляет их посредством права. Т.е. они считали, что право является интересом, который защищается государством и принадлежит тем, кто пользуется этим правом.

38. Классовое, общесоциальное, религиозное, национальное, расовое в сущности права.

Две стороны: формальная, содержательная. Право соц регулятор.

Сущ-ет классовый и надклассовый подход. Классовый подход позитивного права наиболее ярко выражен в марксисколенинском учении о позитивном праве. Он наиболее выражен в советской ТГП. С этой точки зрения право как и гос-во является классовое (Маркс и Ленин связывали с расколом общ-ва на классы).

Существование права связывалось только с классовым общ-ом. В коммунистическом т.е. безклассовом общ-ве отмирает не только гос-во но и право.

Надклассовый (общесоциальный, общечеловеческий) подход в понимании сущности выражен в различных немарксиских теориях права: теория естественного права, юр-го позитивизма, теория нормативизма, психологическая теория, социологическая и др.

Общесоциальная роль права

Источник: https://www.studsell.com/view/202031/?page=6

Взаимодействие правовой системы с социальной, экономической, политической системами

33. Соотношения политической, экономической, социальной и правовой систем общества.

Право и соц система.Индивидуальное сознание человека складывается в процессе взросления и развития преимущественно под воздействием нравственных, обычных и корпоративных (напр, религиозных) норм.

Поэтому, чтобы нормы права действовали наиболее эффективным образом, они должны обращаться к неправовым категориям и ценностям.

Право должно быть глубоко нравственным, отвечать принципам справедливости, иначе оно не получит признания в обществе.

Возможны варианты, когда право входит в противоречие с иными соц нормами:

1. когда правотворческие органы, преследуя свои узкогрупповые или классовые интересы, издают несправедливые нормативные акты. Остро стоит вопрос об исполнение или неисполнении подобных официальных документов.

2. когда «хорошее» право не соответствует «плохим» соц нормам. Такое положение может возникнуть из-за консервативности обычаев и норм морали.

Гос-во заинтересовано в скорейшем устранении пережитков родоплеменных обычаев, которые несовместимы с современной организацией человеческого общежития (неравенство женщин, кровная месть).

Гос-во борется с подобными явлениями при помощи права (ТГП Лазарева – стр. 195-196).

Социальные нормы, с которыми взаимодействует право Проявления взаимодействия
Мораль Право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем соц нормам. Право, как правило, соответствует основным требованиям морали (некоторые нормы непосредственно закрепляют в законе нормы моральные, подкрепляя их юр санкциями), вместе с этим реализация правовых норм и их исполнение во многом обусловлено тем, что люди считают их справедливыми. Правовые нормы возникают в процессе юр практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства, в то время как мораль возникает и развивается в процессе практической деятельности людей. Она не связана со структурной организацией общества и неотделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности
Обычаи Нормы права поддерживают обычаи, которые признаются гос-м юридически значимым и общественно полезным. Такие обычаи наделяются гос-м юр силой и в дальнейшем расцениваются как правовые. Нормы права отвергают некоторые обычаи, ограничивают степень их воздействия на общество. В то же время правовые нормы могут безразлично относиться к большинству действующих обычаев, связанных с межличностными отношениями и бытовым поведением людей
Религия В некоторых гос-х (напр, в странах ислама), где наиболее сильно выражена приверженность религиозным идеям, религия господствует над правом. В других же — гос-во и, соответственно, право отделены от религии, не оказывая на нее никакого влияния, подобное взаимоотношение является обоюдным. Существуют также страны, в которых религиозные нормы действуют наряду с правовыми, дополняя последние и регулируя те вопросы, которые не охватываются правом
Нормы общественных организаций По формальным признакам нормы общественных организаций похожи на правовые: текстуально закреплены в соотв документах, принимаются по опр процедуре, систематизированы. Однако нормы общественных организаций не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются гос принуждением. Предметом регулирования норм общественных организаций являются отношения, не урегулированные юридически

Право и экономика.В современном обществе, особенно в условиях рыночного ведения хозяйства, государственно-правовое воздействие на экономику осуществляется более гибко.

Многие западные модели рыночной экономики формировались на основе теории естественного права – существенное ограничение вмешательства гос-ва в эк дея-ть граждан и их объединений. Гос-во может воздей-ть на Э, издавая только такие з-ны, которые соответствуют требованиям естественных прав чел.

Основной постулат – неприкосновенность част собст-ти. Отсюда – модель либеральной Э, основанная на сдержанном правовом регулировании эк отношений. Главное – это эк свобода товаропроизводителей; а обязанность гос-ва – гарантировать эту свободу от чьего-либо, в т.ч.

от собственного, вмешательства в эк отношения. Свобода собст-ти и свобода труда – основные составляющие либеральной Э. Эта модель не была использована ни в одной стране, добившейся успехов в рыночных преобразованиях.

В последние десятилетия распространяются другие теоретические установки, ориентированные на более широкое понимание част собст-ти, на ограничение власти собственника и более активное участие гос-ва и общества в распределении доходов, полученных от обладания соб-ю. Идеи социально-правового гос-ва.

В них исчезают заявления о священности и неприкосновенности част собст-ти, появляются: Собственность обязывает. Пользование ею должно одновременно служить общему благу (ФРГ). В ФРГ свободная част собст-ть сочетается с активной ролью гос-ва: отказ от защиты или покровительства какой-либо группы рыночных субъектов; освобождение кого бы то ни было от гос разрешений, лицензий.

задача государственно-правового регулирования – поддержание конкуренции.

Путь современной России к рыночным отношениям имеет свою специфику. После многолетнего планового ведения хозяйства Конституция РФ 1993г.

официально закрепила ориентиры рыночной экономики: «В РФ гарантируется единство эк пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода эк дея-ти», т. е.

действующая Конституция РФ гарантирует свободу эк дея-ти, поддержки конкуренции, содействует развитию экономики на рыночных принципах.

Действенным регулирующими инструментами современной Э являются гос-во и право.

Эффективность такого регулирования зависит, с 1-й стороны, от степени развития всех рыночных составляющих (рынка средств производства, рабочей силы, товаров и товарной биржи, ценных бумаг, вовлеченности национальной Э в межд хозяйственные связи), с др стороны, гос-во само является одним из важнейших субъектов рыночной Э, а государственная Э – неотъемлемый элемент рыночной структуры.

Противоречия: между новыми требованиями рыночной Э и действующими старыми правовыми нормами; между преждевременно изданными правовыми нормами и фактическими эк возможностями общества; между новыми требованиями рыночной Э и пробелами в правовой системе. Эффективное средство устранения противоречий между правом и Э – своевременное принятие правовых нормы.

Рыночная экономика может эффективно функционировать в условиях, когда ее защищает и поддерживает сильное государство. В условиях рынка гос-во постоянно воздействует на экономику. Это воздействие выражается в прямом либо косвенном нормативно-правовом контроле со стороны гос-ва.

Прямой: финансовый контроль, экологический контроль, санитарный контроль, пожарный контроль, контроль за мерой весов и денежной единицы, контроль за качеством продукции. Косвенный — система налоговых льгот и ценовая политика, регулирование занятости населения, влияние на развитии инфраструктуры, информационного обеспечения.

Эк дея-ть гос-ва по регулированию рыночных отношений должна носить разумный характер, иметь объективно допустимый предел.

Экономика и право имеют теснейшую взаимосвязь. Эк отношения всегда находят свое выражение в разнообразных отношениях людей, участвующих в производстве, распределении и обмене матер благами. Эти отдельные эк волевые отношения можно облечь в правовую форму, т. е. придать им вид правовых отношений.

Регулируя волевые отношения в области производства, распределения и обмена, право оказывает активное обратное воздействие на экономику.

Отношения в области производства, обмена и распределения, будучи урегулированными нормами права, выступают в виде трудовых, финансовых, бюджетных, торговых правовых отношений.

Проникновение права в экономику имеет допустимый предел, его влияние на экономику ограничено возможностями самого права и эк возможностями того состояния общества, которого оно достигло на данный момент. (АПП Радько).

Право и политика.Политика как соц явление тесно связана с гос властью. Политика фигурирует чаще всего как гос политика, которая проявляется в первую очередь в актах государства. Это НПА, а также декларации, обращения, призывы и иные официальные документы. Они принимаются от имени государства.

Право и политика тесно связаны друг с другом, в их социальном назначении много общего, они оказывают взаимное влияние.

Общееу них, во-первых, то, что и право, и политика обусловлены объективными потребностями и интересами людей. Во-вторых, их соц назначение состоит в том, чтобы упорядочивать общественные отношения, разрешать социальные конфликты.

Различия между ними заключаются в следующем:

1) политика охватывает более широкий круг отношений по сравнению с правом. Политика проникает во многие части надстройки и формы общественного сознания. Право регулирует менее узкий круг общественных отношений, т. е. право не исчерпывает всей гос политики;

2) политика – более динамичное явление, чем право. Политика быстрее реагирует на новые общественные потребности и в этом плане как бы предшествует праву;

3) политика имеет более разнообразные формы и методы выражения, чем право. Право имеет строго определенную форму выражения (закон, указ, постановление и др.), а методы воздействия права на общественные отношения ограничены: диспозитивный, императивный, рекомендательный и поощрительный методы регулирования.

Надо отметить, что право не представляет собой пассивной формы политики. Посредством права решаются многие важные, принципиальные политические задачи, право активно способствует реализации политики, не растворяясь и не исчезая в политике.

Не все общественные отношения, регулируемые правом, имеют политический характер, например экономические, семейные, религиозные и другие отношения.

Но при их правовом регулировании проводится определенная политика государства.

Если государство считает необходимым урегулировать посредством права какие-либо общественные отношения, то это означает, что государство включает их в сферу своей политики.

В ТГП сложились два подхода к трактовке соотношения политики и права:

1.Исходит из приоритета политики, в частности утверждается: право ничто без политики, не существует права аполитичного, не зависимого от политики. При этом подходе право рассматривается как инструмент политики, рычаг политических преобразований. Этот подход был господствующим в советское время.

2. Приоритет отдается праву: право трактуется как фундамент всех политических процессов.

Однако многие юристы полагают, что нельзя однозначно подходить к соотношению права и политики. В каждом типе государства это соотношение различно.

Поэтому требуется конкретно-исторический подход, который позволяет выявить роль права или политики в той или иной ситуации. Известно, что политика может быть инициатором прогрессивных соц изменений, а право, напротив, будет тормозить эти реформы.

В ряде случаев принятые реакционные законы были отменены только благодаря усилиям политических движений и политических деятелей.

Представляется более правильным исходить из того, что политика и право – два способа существования гос власти. Они тесно взаимодействуют и оказывают влияние друг на друга.

Нельзя не учитывать, что право и политика могут иметь одну общую цель, состоящую в упорядочении общ отношений, разрешении соц конфликтов, удовлетворении опр интересов, прежде всего — политических, т. е. что право и политика могут быть социально совместимы.

Право, как особая форма политики концентрирует в себе наиболее важные политические интересы, а с т.з. метода руководства обществом представляет собой один из эффективнейших инструментов достижения полит интересов. Связь политики с властью не может осуществляться без права. Право и политика находятся в диалектическом единстве.

Зависимость права от политики — оно формируется гос-вом – особой полит организацией, обеспечивающей реализацию права, его изменение в соответствии с потребностями общ жизни, в чем часто присутствует полит интерес.

В свою очередь, политика нуждается в праве и опирается на него как на одно из эффективнейших средств закрепления, охраны, осуществления и объективизации полит требований. Благодаря праву эти требования приобретают форму нормативных предписаний, обеспеченных гос принуждением на случай их неисполнения.

Правовое регулирование — зачастую полит регулирование. Право, как инструмент политики, используется в первую очередь для решения коренных, главных полит задач, требующих юр оформленности. С помощью права могут быть урегулированы те полит отношения, на которые оно способно воздействовать, где может достичь определенного результата. Право не способно изменить соотношение классовых сил.

Следует согласиться с Матузовым в том, что правовая политика — это комплекс идей, мер, задач, целей, программ, принципов, реализуемых обществом и гос-ом в сфере действия права и посредством права.

Правовая политика выступает в качестве важнейшего средства юр легитимации полит курса страны, воплощаясь в конституциях, законах, др правовых актах, направленных на закрепление гос и полит строя, обеспечения прав и свобод личности.

Правильно указывает Малько, что в современных условиях без правовой политики невозможно цивилизованно и гарантированно реализовывать все иные виды политики.

Непродуманная и слабая правовая политика, сопряженная с несовершенной юр базой, с противоречиями в правовых актах, ведет к сбоям также в осуществлении политики социальной, экон-ой и национальной. (АПП Радько, ТГП Морозовой).



Источник: https://infopedia.su/15x18cd.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий