33. Социологическая концепция сущности права

Понятие сущности права. Основные концепции понимания сущности права

33. Социологическая концепция сущности права

Сущность права — главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества.

Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права.

При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве необходимо учитывать следующие обстоятельства: во-первых, исторические условия функционирования права и рамки культуры, в которых жил и работал «исследователь»; во-вторых, то, что результат правопо­нимания всегда зависит от философской, нравственной, религиозной, идеологической позиции познающего его субъекта; в-третьих, что берется в качестве основы той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления), что понимается под источни­ком права (человек, Бог или космос) и под его сущностью (воля класса, мера свободы человека или природный эгоизм индивида); в-четвертых, устойчивость и долгожительство концепций в одних случаях и их динамич­ность, способность адаптироваться к развивающимся общественным отношениям – в других.

Сущность права, как и сущность государства, содержит две стороны — классовую и общесоциальную.

Каждая из них преобладала в определенный период исторической эволюции.

Классовая сущность права определяется какволя господствующего класса. Впервые право с волей правящей группы связал Т.

Гоббс, который отмечал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими». Наиболее разработан этот вопрос в марксизме. «Право по своей сущности, — подчеркивали К. Маркс и Ф.

Энгельс, — есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жизни».

Общесоциальная (общечеловеческая) сущность права состоит в том, что право выражает общуюволю населения, сформированную в результате компромиссов, взаимных уступок и согласования существующих в обществе интересов.

Сторонники такого понимания сущности права исходят из того, что право утверждает абсолютные и вечные ценности добра и справедливости. Обычно эти ценности имеют либо естественное, либо божественное происхождение.

Данный подход основан на стремлении людей к созданию идеального правопорядка, в котором будут гарантированы права и свободы каждой личности.

Современный уровень развития гуманитарной науки и методологии исследования социальных явлений по­зволяет систематизировать различные взгляды о праве на основе определенных критериев.

Уже само отноше­ние к праву, его судьбе, тот факт, положительное значение имеет оно для общества или отрицательное, выступает оно в качестве самостоятельного социального явления или как элемент иной системы регулирования, выявляет противоположные мнения.

В частности, пред­ставители ряда философских течений рассматривали право как часть нравственности (Шопенгауэр) или как низшую ступень нравственности и отрицали социально-ценностный характер права (Л. Толстой, Вл. Соловьев).

Негативное отношение к праву высказывали анархисты; проблемы отмирания права с построением коммунизма активно обсуждались в рамках марксистской правовой теории.

Сущность права определяется как главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная осно­ва права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе. Вопрос о том,чья именно воля находит выражение в праве, и есть главный вопрос проблемы «сущность права»

Правовое государство: понятие, сущность, признаки и принципы функционирования.

Правовое государство можно определить, как государство, деятельность которого подчинена праву и в котором признаются, уважаются и защищаются права и свободы человека и гражданина.

Признаки правового государства:

— приоритет права

-правовая защищенность человека и гражданина

-взаимная ответственность государства и личности

-высокая правовая культура граждан

-ограниченность деятельности государственных органов правом.

-наличие развитого гражданского общества

-провозглашение и действие принципа разделения властей.

-единство права и закона.

-возвышение роли суда как гаранта прав человека и гражданина.

-верховенство закона в системе нормативных актов

Принципы правового государства:

1) Наиболее полное обеспечения прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона). Данный принцип нашел свое конституционное закрепление в ст.

2 Конституции РФ, где сказано, что права и свободы человека являются высшей ценностью. Правовое государство должно гарантировать каждому возможность всестороннего развития личности.

Права человека первичны, возможность осуществления функций государственной власти вторичны.

2) Последовательное связывание посредством права политической власти, формирования для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона.)

Второй способ воплощается в жизнь с использованием прежде всего следующих способов и средств:

1) наиболее полное обеспечения прав и свобод человека, т.е. реальное осуществление первого принципа.

2) разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную.

3) Федерализм также вносит свой вклад в дело ограничения госвласти.

4) верховенство закона и его господство в общественной жизни.

5) Взаимная ответственность государства и личности

6) высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе

7) наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1468;

Источник: https://studopedia.net/1_45624_ponyatie-sushchnosti-prava-osnovnie-kontseptsii-ponimaniya-sushchnosti-prava.html

Основные концепции сущности права

33. Социологическая концепция сущности права

Существуют следующие концепции права: 1. нормативизм (Г.Кельзен), 2. марксистская школа права (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин), 3. психологическая теория права (Л.Петражицкий), 4. историческая школа права (Ф.Савиньи, Г.Пухта), 5. социологическая школа права (Р.Паунд, С.А.Муромцев).

Суть нормативизма состоит в том, что право рассматривается как явление должного упорядочения системы норм.

Психологическая теория права понятие и сущность права выводит из правовых эмоций людей, во-первых, позитивного переживания, отражающего установления государственные и, во-вторых, интуитивного переживания, которое выступает реальным, «действительным» правом.

Социологическая школа права отождествляет право с судебными и административными решениями, в которых видится «живое право», тем самым создается правопорядок, или порядок правоотношений.

Историческая школа права исходит из того, что право есть общее убеждение, общий «национальный» дух, а законодатель выступает главным его представителем.

Марксистское понимание сущности права заключается в том, что право есть лишь возведенная в закон воля господствующих классов, воля, содержание которой обусловлено материальными условиями жизни этих классов.

57.Функции права

Функции права

– это основные направления (задачи) его воздействия на общественные отношения с целью их упорядоченья.

В теории права принято разделять на общесоциальные и юридические функции права:

1. Общесоциальные функции права = воздействие на упорядоченье политических, экономических и др. сфер.

Сферы общесоциальные:

А) информационная функция = правовое информирование. Задача донести до субъекта информацию о регулировании общественных отношений, права, обязанностей, ответственности.

Не опубликованные официальные НПА не имеют юр. силы.

Б) ориентационная функция = правомерное поведение, т.е. установление позитивных установок для оценки права и подчинения поведения правовым нормам.

В) воспитательная функция = правовое обучение, т.е. задача права воздействовать на духовную сферу, воспитывать уважение к праву.

2. Юридическая функция, т.е. регулирование правовой системы:

А) регулятивная функция, определяющая поведение субъектов путем установления прав и обязанностей.

— регулятивная – статистическая, т.е. закрепление прав, свобод субъекта = установление дозволяющих и запрещающих норм (фиксации свободы).

— регулятивная – динамическая, т.е. обязывает к активному поведению субъектов = установление обязывающих норм + активности субъектов ( плата налогов, родительские обязанности).

Б) охранительная предполагает установление и гарантирование государством мер юридической защиты и юридической ответственности с целью обеспечения правомерного поведения субъекта.

Функция предусматривает:

1. Установление запретов на противоправные деяния.

2. Установление юридический санкций за противоправные деяния.

3. Применение юридических санкций за противоправные деяния.

58.Принцип права –это базовые ценности, объективно присущие праву отправные начала, требования, которые предъявляются к субъектам (участникам правоотношений) для обеспечения стабильности конкретного общества.

Эффективное регулирование общественных отношений.

Назначение принципов:

1. Закрепление основ общественного (конституционного) строя.

2. Однотипное формулирование норм права.

3. Качественное влияние на общественные отношения

.

Виды принципов:

1. Общесоциальные

принципы (общие, т.е. экономические, политические, социальные, духовные).

Политика – это процесс борьбы за власть.

Экономика – это процесс возможного участия в создании, распределении, перераспределении, материальных и нематериальных средств.

2. Юридические (общие, отраслевые, межотраслевые).

К общим юридическим принципам относятся:

1. Законности — обязанность при регулировании правоотношений, использовать правовые нормы = источники права + законно установленную процедуру + с целью создания правового юридического факта + законная процедура государственной защиты созданных юридических фактов.

Проблематика принципа законности:

— используются только действующие правовые нормы;

— все действующие правовые нормы устанавливаются в системе нормативного права, а сами источники имеют свою собственную иерархическую структуру.

— регулирование общественных отношений, т.е. на основе материального права.

— регулирование общественных отношений только на основе законной процедуры (процесса).

— равная ответственность субъектов, в рамках статуса, перед законом.

2. Справедливость, рассматривается как одна из позиций происхождения права, т.е. как мера возможностей, обязанностей, ответственности обеспечивающие стабильность общественных отношений и удовлетворение основных потребностей всех субъектов правовой системы.

3. Принцип равенства. Все субъекты равны перед правом (законом) в рамках собственного статуса:

— в одном и том же статусе субъект имеет равные права, обязанности, ответственность.

— субъект тождественно использует меру свободы в рамках статуса.

— равная защита государством законных прав и обязанностей.

— равное применение принудительной силы государством, как вида юр. ответственности.

4. Гуманизма (человеколюбия) – уважительное отношение к каждому человеку = построение правовой системы предусматривает ст. 2 К У, ст. 3 К РФ

Принцип гуманизма обязателен для всей правовой системы (например, презумпция невиновности, обязанность каждого государственного органа способствовать защите прав человека).

5. Принцип демократизма, т.е. право выражает волю народа.

Народ – граждане составляющие единое государство.

Власть – это реальная возможность воздействовать на кого

— либо, что — либо с целью подчинения собственным интересам.

Демократия – реальная возможность народа подчинять всех субъектов в целях защиты собственных интересов.

59.Норма права: понятие и признаки.

Правовая норма — исходный элемент права, с которым связаны все остальные юридические понятия (правотворчество, правоотношение), процессы реализации и формирования права.

Нормы права являются разновидностью социальных регуляторов и воздействуют на наиболее важные для жизни общества общественные отношения. В правовых нормах закреплены уже сложившиеся общественные отношения. По своей сути норма права представляет желаемую модель регулируемых отношений.

Любая норма права имеет логическое, волевое и социально-юридическое содержание, которые тесно связаны друг с другом.

Логическое содержаниенормы состоит в заключённом в ней суждении,волевое– в стремлении государства урегулировать отношения определенным образом,социально-юридическое– в том общественном отношении, которое стало предметом регулирования, а также юридических средствах, используемых при регулировании.

Существует множество определений нормы права. Стоит рассмотреть данное понятие через его существенные признаки. Так, норма права:

• носит общий характер (обладает нормативностью);

• содержит общеобязательное правило поведения;

• характеризуется неперсонифицированностью (распространяет свое действие на определенные социальные группы);

• обладает многократностью применения;

• обладает формальной определенностью (внутренняя – указание на конкретный объём прав и обязанностей, и внешняя – наличие письменной форму);

• имеет государственно-властный характер и создаётся особым способом – правотворчеством;

• обеспечена государственным принуждением;

• имеет предоставительно-обязывающее содержание (предоставляет права и возлагает обязанности);

• системна (находится в определенной структуре, иерархии с другими нормами).

Норма права — это общеобязательное формально-определенноеправило поведения, устанавливаемое и охраняемоегосударством, закрепленное в определенной форме и регулирующее наиболее важные общественные отношения.

60. Структура нормы права – это способ взаимосвязи ее элементов. Такими элементами являются: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза это структурный элемент нормы права, который указывает на условия ее действия.

Так, например, гипотезой нормы права, касающейся отказа судьи в принятии заявления по гражданскому делу, являются такие условия, как: соблюдение истцом установленного законом порядка предварительного внесудебного разрешения спора; неподсудность дела данному суду; подача заявления недееспособным лицом и т. д.

Диспозиция это структурный элемент нормы права, который раскрывает содержание поведения субъекта права, имеющее юридически значимый характер.

Если гипотеза является предпосылкой применения властного предписания, то диспозиция представляет собой ядро юридической нормы, ибо указывает на форму поведения субъекта права, которая непосредственно влечет за собой юридические последствия.

Санкцияэто структурный элемент нормы нрава, который указывает на меры государственного принуждения, применяемые при нарушении предписания, содержащегося в норме права. Она представляет собой заключительный элемент юри­дической нормы, завершает ее структурную организацию

61. Классификация норм права.

Нормы права разнообразны и для их целенаправленного применения прибегают к их классификации, делению. Существуют различные классификации правовых норм.

1. По отраслям права нормы права подразделяются на нормы конституционного, административного, уголовного, гражданского и других отраслей права.

2. По сфере отношений гражданского общества нормы права делятся на нормы частного права и на нормы публичного права. Нормы частного права выражают интересы отдельных лиц и их объединений. Нормы публичного права объединяют нормы, регулирующие деятельность государства, его органов и должностных лиц.

3. По характеру содержащихся в правовых нормах правил поведения нормы права делятся на: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы предоставляют участникам правовых отношений возможность совершать положительные действия. К ним относятся нормы права о труде, о социальном обеспечении, на образование, на отдых и т.д.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность совершать определенные (должное, обязательное) действия. Таковы нормы осуществления процессуальных, брачно-семейных и других обязанностей.

Запрещающие нормы устанавливают запрет совершать недозволенные действия. Данные нормы требуют воздержания от совершения подобных действий.

4. По функциям права, целевого назначения правовых норм они подразделяются на: регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия (например, норма, закрепляющая условия заключения договора поставки товаров).

Охранительные нормы определяют условия применения к субъекту мер государственно-применительного воздействия, характер и содержание этих мер. Например, норма уголовного кодекса об ответственности за клевету.

5. По форме предписания нормы права подразделяются на категорические и диспозитивные.

Категорические нормы права содержат властные предписания, отступления от которых не допускается. Например, нормы трудового права, указывающие недопустимость замены отпуска денежной компенсацией.

Диспозитивные нормы предоставляют субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей. При отсутствии такой договоренности вступает в действие второе предписание, содержащееся в них.

6. По юридической силе нормативно-правовых актов, в которых изложены правовые нормы подразделяются на нормы законов и подзаконных актов.

7. По степени определенности различают: бланкетные и отсылочные нормы.

Бланкетные нормы права представляют такие правила поведения, действия которых основывается на содержание специфических правил. Это правила дорожного движения, правила по технике безопасности, промышленной санитарии и т.п., на которых ссылаются соответствующие статьи УК.

Отсылочные нормы права непосредственно указывают на другие нормы права как на условие своего действия.

Известны и другие классификации правовых норм.

При подготовке и принятии нормативных актов обязательно учитываются специфические признаки правовых норм (общий характер, неперсонифицированность, обращенность в будущее и др.) и их структура. Однако норма права не тождественна статье закона, а структура последней не совпадает со структурой правовой нормы.

Правовые нормы объединяются в определенные группы (общности) норм – системы права, отрасли права, правовые институты и т.д. с учетом принципов права. Принципы права представляют собой основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни.

Принципы права пронизывают все правовые нормы и являются стержнем правовой системы государства. В литературе выделяют следующие основные принципы права:

— принцип законности;

— принцип социальной справедливости;

— принцип равенства всех перед законом;

— принцип гуманизма;

— принцип социальной свободы;

— принцип единства юридических прав и обязанностей и т.д.

Правовые нормы не могут создаваться только по субъективному усмотрению законодателей. правовых актов и необходимость их принятия обусловлены реально существующей системой общественных отношений.

Являясь частью этой системы, правовое сознание отражает и воспроизводит на юридическом уровне ее структуру и специфику. Поэтому право также представляет собой определенную систему. Действующее на территории государства право образует систему права.

Система права, отдельных государств объединяются в правовые семьи или правовые системы.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s16189t7.html

Сущность права. Основные теории о сущности права

33. Социологическая концепция сущности права

Право настолько уникальный, сложный и обществен­но необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает.

Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуаль­ного и общественного развития открывает в праве но­вые качества, новые аспекты соотношения его с други­ми явлениями и сферами, жизнедеятельности социума.

В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право.

Сущность — главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.

При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве необходимо учитывать следующие обстоятельства: во-первых, исторические условия функционирования права и рамки культуры, в которых жил и работал «исследователь»; во-вторых, то, что результат правопо­нимания всегда зависит от философской, нравственной, религиозной, идеологической позиции познающего его субъекта; в-третьих, что берется в качестве основы той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления), что понимается под источни­ком права (человек, Бог или космос) и под его сущностью (воля класса, мера свободы человека или природный эгоизм индивида); в-четвертых, устойчивость и долгожительство концепций в одних случаях и их динамич­ность, способность адаптироваться к развивающимся общественным отношениям – в других.

Современный уровень развития гуманитарной науки и методологии исследования социальных явлений по­зволяет систематизировать различные взгляды о праве на основе определенных критериев.

Уже само отноше­ние к праву, его судьбе, тот факт, положительное значение имеет оно для общества или отрицательное, выступает оно в качестве самостоятельного социального явления или как элемент иной системы регулирования, выявляет противоположные мнения.

В частности, пред­ставители ряда философских течений рассматривали право как часть нравственности (Шопенгауэр) или как низшую ступень нравственности и отрицали социально-ценностный характер права (Л. Толстой, Вл. Соловьев).

Негативное отношение к праву высказывали анархисты; проблемы отмирания права с построением коммунизма активно обсуждались в рамках марксистской правовой теории.

Сущность права определяется как главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная осно­ва права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе. Вопрос о том,чья именно воля находит выражение в праве, и есть главный вопрос проблемы «сущность права».

Относительно понимания сущности права существует ряд теорий.

1. При решении основного вопроса философии о соот­ношении бытия и сознания выделяются идеалистичес­кий и материалистический подходы к изучению права. Для первого характерны теологические учения о праве. Фома Аквинский утверждал, что право имеет не только божественное происхождение, но и божественную сущ­ность.

Позитивное право (человеческие законы) являет­ся лишь средством осуществления целей, предначертан­ных Богом для человека.

Последователи Аквинского – неотомисты – пытаются увязать религиозную сущность права с естественно-правовыми началами и эмпирическими оценками общественных отношений с целью обосновать более жизнеспособные и реалистические варианты его учения.

На другом полюсе, в рамках материалистического подхода, разрабатывается марксистская теория права, основными постулатами которой выступают: обусловленность права экономическим базисом общества, классовый характер права, жесткая зависимость права от государства, обеспеченность его принудительной силой государства.

2.Теория «естественного права»исходит из того что наряду с позитивным правом, созданным государством, существует высшее «ес­тественное право», свойственное человеку от природы, причём последнее служит критерием оценки права позитивного.

Всё в позитивном праве, что противоречит «праву естественному», недостойно уважения и не должно считаться правом.

Позитивное значение естественно-правовой теории состоит в следующем: во-первых, она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека; во-вторых, благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право; в-третьих, она концеп­туально соединяет право и нравственность. Критическое замечание в адрес данной теории может состоять в том, что не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности.

3.Теория позитивизма полагает, что в праве находит вы­ражение воля государства. Позитивистская теория права (К. Бергбом, Г. В. Шершеневич) возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву».

В отличие от естест­венно-правовой теории, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству, позитивизм вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, со­зданного государством.

Государство делегирует субъек­тивные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон.

Положительным здесь нужно признать возможность установления стабильного правопорядка, детального изу­чения-догмы права — структуры правовой нормы, основа­ний юридической ответственности, классификации норм и нормативных актов, видов интерпретации.

К негативным моментам теории следует отнести вводимую ею искусственную ограниченность права как системы от фактических общественных отношений, от­сутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований содержания права, его целей. В зависимости от того, в чем усматривалась основа (базовый элемент) права — норма права, правосозна­ние, правоотношение – сформировались нормативистская, психологическая и социологическая теории.

4. Нормативизм — это крайнее проявление формализма в теории права. Сторонники этой теории относят право к сфере долженствования, которая никак не связана с миром бытия, не за­висит от него и видят силу права в самом праве. Сила одних норм опирается на другие высшие нор­мы, но не на реальные факторы.

Сила всей правовой системы вытекает из «основной нормы», кото­рая презюмируется существующей. Нормативистская теория основана на представлении о том, что право — это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Право представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными элементами иерархичес­кую пирамиду во главе с «основной нормой».

Юриди­ческая сила и законность каждой нормы зависит от «вышестоящей» в пирамиде нормы, обладающей более высокой степенью юридической силы.

Современное по­нимание права в рамках этой теории можно выразить следующей схемой: а) право — это система взаимосвя­занных и взаимодействующих норм, изложенных в нор­мативных актах (текстах); б) нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возведенная в закон; в) нормы права регулируют наибо­лее важные общественные отношения; г) само право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства; д) от норм зависят возникновение правоотношений, формирование право­сознания, правовое поведение. Позитивное значение нормативизма заключается в том, что: такой подход, во-первых, позволяет создавать и со­вершенствовать систему законодательства; во-вторых, обеспечивает определенный режим законности, единооб­разное применение норм и индивидуально-властных велений; в-третьих, содействует формированию «нормативного» представления о праве как формально-логической основе правосознания граждан; в-четвертых, обес­печивает формальную определенность права, что позволяет четко обозначать права и обязанности субъекту фиксировать меры и средства государственного принуждения; в-пятых, позволяет абстрагироваться от классово-политических характеристик права, что особенно; важно при правоприменении. Ущербность нормативного подхода усматривается в его отрицании обусловленности права потребностям общественного развития, игнорировании естественны и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм, абсолютизации государственного влияния на правовую систему.

5. Психологическая школа: первичным в праве явля­ется правовое переживание, правовые эмоции. Правовое переживание носит императивно-атрибутивный характер, в нём неразрывно связаны правомочие и обязанность. Норма права пред­ставляет собой результат такого переживания, мысленное явление, выражающее связь правомочия и обязанности.

Именно правовые переживания есть звенья, соединяющие общество и придающие ему стабильность. Психологическая теория, родоначальником которой является Л. И. Петражицкий, правом признает конкретную психическую реальность — правовые эмоции человека.

Последние носят императивно-атрибутивный характер и подразделяется на: а) переживание позитивного права, установленного государством; б) переживание интуитивного, личного права. Интуитивное право и выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право.

Положительным здесь является то, что теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы — психологическую. Нельзя готовить и издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологические особенности индивида.

Недостатками данной теории можно считать ее одно­сторонний характер, отрыв от объективной реальности, невозможность в ее рамках структурировать право, отличать его от иных социально-регулятивных явлений.

6. Социологический подход — в праве выражается воля участников об­щественных отношений, определивших свои права и обязанности по отношению друг к другу с уче­том взаимных потребностей и интересов, а государство лишь зафиксировало эту волю (каждая орга­низация создаёт своё право. Государственные предписания — лишь малая часть права.

Его основу со­ставляет «живое право». Отсюда следует, что суды не связаны жестко государственным предписани­ем, в особенности если имеется пробел или предписание устарело. Судьи могут и должны отыски­вать нормы «живого права» и на их основе выносить решения. Представители этого движения фак­тически уравнивали судью с законодателем).

Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что «право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни». В основу понятия права положено общественное отношение, за­щищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом.

Они являются признаками права, а само право — это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или админи­стративные органы.

Позитивными в данном случае можно признать сле­дующие положения: а) общество и право рассматрива­ются как целостные, взаимосвязанные явления; б) тео­рия доказывает то, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокуп­ность сложившихся в обществе правовых отношений; в) учение подчеркивает роль права как средства соци­ального контроля и достижения социального равнове­сия, возвышает роль судебной власти. Критически же в этой теории надо относиться к от­рицанию нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права-интереса — с самим правом. Каждая из названных теорий имеет свои преимуще­ства и недостатки, их появление и развитие обусловле­ны естественным развитием человеческого общества и свидетельствуют о необходимости и социальной ценнос­ти права в жизни людей.

7. Классовый подход — в праве находит выражение воля экономически господствующего класса. Характеризуется признанием связи права и государства. Государство создаёт и обеспечивает соблюдение права. В праве выражена воля государства. Разделяли право и закон.

Общество развивается и действует по независящим от воли конкретных людей законам. Право – мера свободы членов общества. Каждый класс в силу своего положения в системе экономических отношений имеет свою меру свободы, своё право. Но не каждый класс способен выразить своё право в системе общеобязательных норм.

Это может сделать только политически и экономически господствующий класс. Через закон закрепляются его интересы. Государственная воля (воля экономически и политически господствующего класса) носит классовый характер. этой воли предопределено материальными условиями жизни соответствующего класса, общества в целом.

С развитием общества, производительных сил отпадёт и необходимость в государстве и в праве (все потребности всех членов общества будут удовлетворяться).

8. Теория солидаризма в праве базируется на двух положениях: человек — существо, сознающее своё положение; человек — существо общественное, он не может жить обособленно. Общество функционирует лишь благодаря солидарности, которая соединяет ин­дивидов.

На основе идеи солидарности в обществе стихийно складываются различные социальные нормы, в том числе и правовые. Правовые нормы существуют без государства, которое лишь выде­ляет нормы, стихийно складывающиеся в обществе на основе солидарности, и формирует их в виде закона.

Правовые нормы выше государства и выше законодателя.

В соответствии с современными воззрениями право имеетобщесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечи­вает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей (общая воля).

Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприят­ных последствий в социальном плане.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы.

Та­ким образом, право не просто свобода, а свобода, гаран­тированная от посягательств, защищенная свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло — нарушением этой нормы.

Источник: https://studopedia.org/8-186009.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий